Биография слова наука кратко

Обновлено: 05.07.2024

2. только ед. Работа в той или иной области человеческих знаний, как род занятий, профессия. Отдаваться науке. Заниматься наукой.

3. только ед. Обучение (прост.). Отдать в науку.

Этимологический Словарь Русского Языка

Древнерусское – укъ (учение).

Производные: научный, учение, учить.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Культурология. Словарь-справочник

- сфера человеческой деятельности, в которой выражаются объективные знания о действительности и закрепляются в систематизированной форме. Базируется на абстрактном мышлении. Наука это абстрактное, теоретическое моделирование действительности.

- область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, обществе и человеке.

- сфера человеческой деятельности, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении и включающая в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы, понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также всю сумму научных знаний, выступающих в качестве либо предпосылки, либо средства, либо результата научного производства.

☼ область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, об-ве и человеке. Совр. научное знание представлено совокупностью естеств., обществ. и гуманитарных дисциплин. Каждая из них объективирует опр. сегмент жизненного мира, говорит о нем присущими ей способами. Немалый вклад в выявление специфики научного знания, его социокультурной обусловленности внесли представители логич. позитивизма, постпозитивизма, неорационализма, Структурализма и иных направлений зап. философии науки 20 в. Отличит. чертами научного дискурса являются: претензия на интерсубъективную значимость — "объективность", системность, логич. доказательность, использование специализированного искусств. языка, теоретичность. Научное знание реализует функции описания, объяснения и предсказания относительно исследуемых явлений. Развитие научного знания связано с постановкой и разрешением проблем. Проблема — итог эволюции познават. представлений в данной области Н., своеобразное знание о незнании. Она "объективно" вызревает в поле научного знания, обретая своих выразителей в кругу ученых, способных сформулировать ее содержание. К. Поппер полагал, что проблемные ситуации в Н. относительно независимы от индивидов, к-рые делают их достоянием общественности. Вместе с тем, не следует недооценивать и роль субъекта — носителя понимания, предлагающего свою интерпретацию знания о незнании. "Объективный" — интерсубъективно значимый и субъективный компоненты проблемной ситуации нерасторжимы, что говорит о ее герменевтич. природе. Разрешение проблем стимулирует рост эмпирич. базиса Н., эволюцию теор. представлений. Эмпирич. уровень научного познания так или иначе ориентирован на создание фактуального базиса теор. построений. Для этого ученые прибегают к наблюдению, измерению, эксперименту, модельному воспроизведению и т.д. изучаемых явлений, процессов. Собирание и обобщение фактов — не самоцель для ученого, ибо под покровом феноменально данного раскрывается нечто общее, повторяющееся и потому заслуживающее возведения в ранг существенного, закономерного. Эмпирич. слой научного дискурса тяготеет к теор. завершению, и первый шаг на этом пути — выдвижение гипотезы, вероятностного предположения о возможной связи между явлениями в данной предметной области, о наличии в ней закономерного порядка. Гипотеза, получающая достаточно полное дедуктивное развертывание и претерпевающая проверку своих осн. следствий на базе эмпирич. материала обретает статус лидирующей теории. Теория претендует на достоверное описание, объяснение и предсказание в данной предметной области. Она — системно упорядоченная целостность, обладающая жесткой структурой, в к-рой можно выделить ряд важных компонентов: фундаментальные понятия, теор. схема, принципы, законы и система объяснений, возникающая на их основе. Н., подобно иным формам культуры, уходит своими корнями в пространство жизненного мира. Имея своим фоном целостность культуры, картина мира опирается на эмпирич. и теор. материал, питается бытующими филос. представлениями, идеалами знания. В свою очередь она способствует формированию идеалов и норм научного знания, филос. видения универсума.

Репин И. Е. Портрет Д. И. Менделеева (1885)

Слово наука появилось в праславянскую эпоху предположительно в форме *nauka и имело значение ‘обучение; приобретение опыта и навыков’. Этот давний смысл отчасти сохранился в русском языке как устаревший. Например, еще в XIX веке вполне обычными были фразы типа отдать сына в науку к портному. И до сих пор в разговорной речи мы иногда употребляем слово наука в значении ‘жизненный урок; то, что дает опыт’: эта неудача пусть будет ему наукой.

Приведем примеры родственных слов из других славянских языков: украинское наука, белорусское навука, польское nauka, словацкое náuka, верхнелужицкое nawuka, болгарское наука, словенское náuk и др.

Корень *uk- восходит к праиндоевропейскому *euk-/*ouk-/*ūk- ‘приучаться, привыкать, доверять’. От этой основы произошли: древнепрусское iaukint ‘упражнять’; литовское jaukìnti ‘приучать, укрощать’; готское biūhts ‘привычный’; древнеиндийские úcyati ‘находить удовольствие, иметь обыкновение’, ṓkas ‘удовольствие, удовлетворение’ и др.

Однако вернемся к слову наука в русском языке. В XVIII веке, в эпоху Петра I, оно стало приобретать значение ‘система знаний о природе и обществе, о способах воздействия на окружающий мир; отдельная отрасль такого знания’. Окончательно эта новая семантика слова сформировалась в ломоносовский период.

В современном русском языке существует прилагательное научный. Мы привычно говорим: научное издание, научная концепция… Но почти до середины XIX века слово научный в таком значении не употреблялось, вместо него использовались слова ученый, наукообразный и — редко — науковый и сциентифический.

Прилагательное научный зафиксировано в письменных источниках еще в XVI веке в значении ‘обученный, ученый, сведущий’. Но оно было очень малоупотребительным. Когда в 40-х годах XIX века это слово начали вводить в обиход в новом значении ‘относящийся к науке как области знания’, оно, по сути, стало неологизмом.

Но отрицательные оценки слова научный были немногочисленными. Н. В. Гоголь, например, считал, что новое прилагательное гораздо лучше, чем прежнее наукообразный. В этом с ним были солидарны некоторые литераторы старшего поколения — они стали употреблять слово научный в своих текстах. Что же касается образованной и пишущей молодежи, то она и вовсе в большинстве своем легко приняла удачный неологизм, так что с 50-х годов XIX столетия слово научный быстро вошло в широкий обиход.

Интересным образом сложилась судьба прилагательного наукообразный. Оно было создано примерно в 30-е годы XIX века в московских философских кружках как калька с немецкого wissenschaftlich ‘научный’. Употреблялось в значении ‘относящийся к науке’ (без отрицательного оттенка), но широкого распространения не получило.

Когда стало употребительным прилагательное научный, слово наукообразный подверглось смысловым изменениям. Оно содержало в себе элемент значения ‘соответствующий требованиям науки, сообразный с ними’, и с 50-60-х годов XIX в. эта семантика в слове усилилась. Постепенно прилагательное наукообразный стало означать ‘научный лишь по виду, создающий видимость научности’ и приобрело отрицательный эмоциональный оттенок.

Этимологический словарь русского языка / Под ред. А. Ф. Журавлева. — Вып. 11. — М., 2014.

Сорокин Ю. С. Развитие словарного состава русского литературного языка: 30-90-е годы XIX века. — М., 1965.


1. Система знаний, вскрывающая закономерности в развитии природы и общества и способы воздействия на окружающий мир. Наука нашей Родины имеет долгую славную историю, и Советский Союз получил от дореволюционной России немалое научное наследство. С. Вавилов, Советская наука на службе Родине. || Отдельная отрасль таких знаний. Естественные науки. Точные науки. Филологическая наука.[Патриций] читает свои многочисленные книги по юридическим и общественным наукам. Серафимович, У холодного моря. || Деятельность в той или иной области человеческих знаний как род занятий. Заниматься наукой. Отдаться науке.

2. Навыки, знания, получаемые человеком в результате обучения или жизненного опыта. Все учила и учила его жизнь ненависти к врагам, любви к Родине. И Андрей с волнением чувствовал, что эта наука входит в его кровь и плоть, как воздух, каким он дышит. Бубеннов, Белая береза. А детство шло. У стариков суровых Перенимал я хитрую науку, Как строить хаты, как сажать деревья. Рыленков, Я вспомню детство и увижу поле.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:

разделение и кооперацию научного труда;

научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

методы научно-исследовательской работы;

понятийный и категориальный аппарат;

систему научной информации;

всю сумму накопленных ранее научных знаний.

НАУ'КА, и, ж. 1. только ед. Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного воздействия на окружающий мир. Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять руку на отживающее, старое и чутко прислушивается к голосу опыта, практики. Стлн. Партия не может быть нейтральна в отношении религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке. Стлн. || ед. и мн. Отдельная отрасль таких знаний. Естественные науки. Математические науки. Филологические науки. Н. об обществе. В науки он впери́т ум, алчущий познанья. Грбдв. Пройти курс наук. 2. только ед. Работа в той или иной области человеческих знаний, как род занятий, профессия. Отдаваться науке. Заниматься наукой. 3. только ед. Обучение (простореч.). Отдать в науку. 4. только ед. Урок, извлекаемый из жизненного опыта (разг.). — Это, щука, тебе наука — вперед умнее быть и за мышами не ходить. Крлв. Его пример другим наука. Пшкн.

нау́ка

1. филос. сфера человеческой деятельности, имеющая целью сбор, накопление, классификацию, анализ, обобщение, передачу и использование фактов, построение теорий, позволяющих адекватно описывать природные или общественные (гуманитарные науки) процессы и прогнозировать их развитие ◆ Он занимается наукой. ◆ Вернувшись в Ленинград, он с головой ушёл в науку.

2. система знаний, полученных в результате этой деятельности и составляющих научную картину мира ◆ Наука утверждает, что скорость света конечна.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова апробирование (существительное):

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

Наука — Наука ♦ Sciences Строго говоря, разумнее употреблять это слово во мно жественном числе – науки. Науки как таковой не существует; есть науки, различающиеся между собой предметом и методами исследования. Однако раз есть множественное число,… … Философский словарь Спонвиля

НАУКА — жен. учение, выучка, обучение. Жизнь наука, она учит опытом. Отдать кого, пойти, или взять кого в науку. Не для муки, для науки. Кнут не мука, вперед наука. Наука не мука (не бука). Наука учит только умного. Дураку наука, что ребенку огонь. Не… … Толковый словарь Даля

НАУКА — область культуры, связанная со специализированной деятельностью по созданию системы знания о природе, об ве и человеке. Совр. научное знание представлено совокупностью естеств., обществ и гуманитарных дисциплин. Каждая из них… … Энциклопедия культурологии

наука — Учение, дисциплина, доктрина, предмет (учебный); памятка, пример, урок, нравоучение, мораль. Испугался бездны премудрости. Вот тебе, щука, наука! Это мне памятка вперед. Ср … Словарь синонимов

НАУКА — НАУКА, науки, жен. 1. только ед. Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного воздействия на окружающий мир. «Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять… … Толковый словарь Ушакова

наука — НАУКА особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Социальный институт, обеспечивающий функционирование научной познавательной деятельности. Как … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

НАУКА — НАУКА. Сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Самостоятельной наука считается, если у нее имеется свой объект, предмет исследования … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

наука — Сфера деятельности, основная функция коей выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира научная картина мира, и способов взаимодействия с миром научно обоснованная практика. Конечно, знания,… … Большая психологическая энциклопедия

Казалось бы более естественным и прямым сразу образовать к слову наука имя прилагательное научный (ср. азбука — азбучный; скука — скучный и т. д.). Но научный прежде всего связывалось с глаголом — научить (ср. приметный — приметить; отличный — отличить; преступный — преступить; привычный — привыкать и т. д.). Кроме того, слово научный соединяло бы в один лексический ряд научить и наука, внушая представление о том, что наука — это действие и его результат по глаголу научить (но ср. учить — научить, приучить, отучить и т. д. ). В народной речи значение действия и было присуще слову наука (например, отдавать в науку); ср. у И. А. Крылова:

И за мышами не ходить.

Его пример — другим наука.

Сомневаться в том, что слово наука входило в основной словарный фонд русского языка XVIII—XIX вв., не приходится. В XIX в. образуется слово научный и тем самым устанавливается словообразовательная и грамматическая связь между словами наука — научить — научный.

В разборе словаря Даля акад. Я. К. Грот отмечал в качестве новообразований 20—50-х гг. XIX в. слова: научный, проявление, деятель, даровитый, отчетливый, настроение, творчество, сопоставление, сдержанность, плоскогорье и пр. (Филол. разыскания, 1899, с. 14).

(Об основном словарном фонде и его словообразующей роли в истории языка // Виноградов. Избр. тр.: Лексикология и лексикография, с. 57—58).

О слове научный, наукообразный смотри так же: Виноградов. Очерки, с. 428—429. — Л. А.

Читайте также: