Софроницкий владимир владимирович биография кратко

Обновлено: 04.07.2024

Данная статья кратко освещает жизненный и творческий путь отечественного пианиста В.В. Софроницкого. Работа уникальна своей информационной наполненностью и актуальна в сфере фортепианного исполнительства.

ВложениеРазмер
statya_kurzhunovoy_o.v.docx 24.44 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

В. В. СОФРОНИЦКИЙ – ИСПОЛНИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ

Данная статья кратко освещает жизненный и творческий путь отечественного пианиста В.В. Софроницкого. Работа уникальна своей информационной наполненностью и актуальна в сфере фортепианного исполнительства.

VV SOFRONICKIY – EXECUTIVE AND TEACHER

This article briefly illuminates the life and creative path of the native pianist V.V. Sofronitsky. The work is unique in its information richness and is relevant in the field of piano performance.

Исполнительское и педагогическое творчество выдающихся пианистов ХХ столетия уже на протяжении значительного периода времени является плодотворной областью для исследований. Одной из наиболее ярких фигур в отечественном фортепианном искусстве является Владимир Владимирович Софроницкий. Его имя стоит в ряду выдающихся исполнителей и педагогов, а его творчество оказало большое влияние на современников и последователей. Вместе с тем, несмотря на большое количество статей и материалов о деятельности Софроницкого, посвященных в основном его исполнительскому наследию, до сих пор не было проведено комплексное исследование особенностей его творчества. В данной работе предпринята попытка проанализировать и систематизировать сведения об исполнительской и педагогической деятельности Софроницкого, содержащиеся в статьях, мемуарах и других материалах.

Владимир Владимирович прожил недолгую насыщенную яркими и зачастую трудными моментами жизнь. В свое время получил прекрасное образование (А.В. Лебедева-Герцевич, А.К. Михаловский, Л.В. Николаев), которое обеспечило беспрепятственное восхождение к мировой известности, что в свою очередь способствовало знакомствам с личностями, имевшими определенное влияние на формирование исполнительских взглядов пианиста (Н. Метнер). Также на творчество Софроницкого нанесла отпечаток Вторая мировая война, в частности блокада Ленинграда.

Через всю свою жизнь пианист пронес любовь к творчеству А.Н. Скрябина, начиная с консерваторских лет и до самой смерти. Конечно, со временем предпочтения музыканта менялись, но для В.В. Софроницкого Скрябин всегда оставался на почетном месте среди остальных композиторов. Софроницкий был романтичной натурой и в жизни, и за инструментом, отсюда его непреодолимая тяга к произведениям Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана, С.В. Рахманинова. Он начал активную концертную деятельность сразу же после окончания Петербургской консерватории, За рубежом был всего два раза. Первый – с гастрольным турне в Париж, Варшаву в 1928 году. Эта поездка стала переломной в творчестве Владимира Владимировича из-за знакомства с Н. Метнером, Ф. Шаляпиным, С. Рахманиновым. Молодой пианист восхищался игрой Николая Карловича и перенял у него некоторые особенности звукоизвлечения – в игре появилась академичность, расширилась техническая свобода, особое место отводилось конструктивной стороне музыки. Постепенно на первый план выдвигается монументальная манера трактовки. Также Софроницкий познакомился с эстетическими особенностями зарубежного искусства. Второй раз в 1945 году по приказу И.В. Сталина на Потсдамской конференции с группой музыкантов, по поводу подписания мирного договора.

В 30-е годы начинается зрелый период творческой деятельности пианиста. Это проявлялось не только в игре, но и в выстроенности программ по монографическому, циклическому, стилистическому и историческому принципам. В 1937 году Софроницкий исполняет серию 12 исторических концертов от Букстехуде до Шостаковича и Кабалевского, после которой получает почетную степень доктора музыки, решением совета консерватории, а также звание профессора. Во время войны в исполнении Владимира Владимировича проявляется героическое начало, появляется резкость экспрессивность, ускоряются темпы, обостряется конфликтность. В 1943 году Софроницкий получил Сталинскую премию, среди музыкантов это случилось впервые. Не смотря на высокие регалии, он был достаточно скромным человеком. Также поразительной чертой творческой личности Владимира Владимировича было умение ценить достижения своих коллег. Среди пианистов-современников он ценил Вальтера Гизенкинга, Глена Гульда, Ван Клиберна, но на первом месте был Рахманинов.

С 1946 году выходят первые аудиозаписи для радиофонда на долгоиграющих пластинках. В программе выступлений преобладают произведения русских композиторов (М.А. Балакирева, А.П. Бородина, А.К. Глазунова, А.К. Лядова, С.В. Рахманинова и особенно А.Н.Скрябина). Софроницкий не любил записываться, так как техника не могла точно зафиксировать вдохновение музыканта и все тонкости его исполнения. В 1980 году вышел комплект записей пианиста (полное собрание). В конце 1940-50-х годов Софроницкий дает серию концертов (трибьютов), целиком посвященных Бетховену, Шуману, Листу, Скрябину, а также в честь юбилеев Шопена (1949 год) и Шуберта (1953 год). К концу 1950-х годов обозначилась трагедийность в творчестве музыканта: появилась в игре простота, строгость, концентрированность чувств, мыслей. Появляется интерес к произведениям позднего Листа, Баха.

Владимир Владимирович не любил шумных аудиторий, отдавал предпочтение камерной обстановке, где не было разделяющего со слушателями расстояния. На больших концертных площадках пианист чувствовал себя поначалу скованно, что выражалось в исполнении формально, но в конечном итоге приводило к уменьшению окружающего его пространства, и наполняло его доверительной атмосферой. Пианист не любил произведений с оркестром, это, конечно же, не значит, что он не преуспел в ансамблевой игре. Он не умел делиться своим художественным замыслом с другими артистами.

Занимался Софроницкий много в основном в медленном и очень медленном темпе. Что позволяло придать огранку каждой ноте, а впоследствии собрать фразу воедино. Следующей стадией занятия был подбор динамики, штрихов. Затем наступал момент звукотехнической работы – изготовления звучащей основы. Далее начиналась работа над вынашиванием исполнительского замысла – пробовались всевозможные варианты интерпретации. Результатом такой трудоемкой работы было то, что исполнение пианиста не знало потери текста во время публичного выступления.

Педагогическую деятельность Софроницкий начал в 1936 году в Петроградской консерватории. Софроницкий-исполнитель не любил больших аудиторий, и не представлял себе частого общения со студентами, поэтому класс себе он брать не стал и отказался от открытых занятий. Он консультировал аспирантов, студентов, занимающихся у других педагогов (с их разрешения, конечно). Педагогическая деятельность Владимира Владимировича неразрывно связана с исполнительским искусством. Он говорил, что его концерты – это лучшие уроки, нужно их только лишь посещать. В его классе обучались такие студенты, как П.В. Лобанов, М. Лебедева, аспиранты – Е. Лифшиц, В.М. Серов, В.М. Меркулов.

Основными педагогическими принципами Софроницкого были: ответственность перед шедеврами мировой музыкальной классики, значение влияния личности исполнителя на художественную сторону исполнения, а также требование истинности и глубины интерпретации произведения. Педагогика Владимира Владимировича объединяла чувства, мысли и волю исполнителя в единый комплекс освоения музыкального произведения. Также внимательно он относился к авторскому тексту, считал, что можно найти в нем множество находок.

В процессе работы Софроницкий был сдержан, лаконичен в определениях, но, вместе с тем, точен в своих взглядах, характеристиках достоинств и недостатков учеников. Важным для него было стремление к совершенствованию, ценил требовательность к себе, утверждал, что в исполнении проявляются черты характера, и это накладывает на исполнителя определенную ответственность.

На уроке возможность игры по нотам даже не обсуждалась. Владимир Владимирович сознательно предоставлял ученикам самостоятельность в разборе авторского текста, что воспитывало инициативу ученика. Он видел в своих студентах зрелых и сознательных музыкантов, несмотря на то, что они часто себя таковыми не считали. Пианист не работал над технологическими трудностями, хотя учился у Л.В. Николаева, который в свою очередь очень внимательно относился к техническим проблемам. Софроницкий не был и чересчур критичным педагогом, который отмечал в ученическом исполнении только негативные стороны. Все его пожелания звучали конкретно, но никогда не грубо, а напротив, доброжелательно, без нажима.

Софроницкий считал, что заниматься нужно не более пяти часов в день, говорил, что занятия не должны быть поспешными, надо искать, а не пользоваться тем, что уже есть. Уроки его всегда сопровождались бесподобным иллюстрированием. Он не считал нужным делать какие-либо скидки на уровень мастерства учеников и играл в полную силу своих исполнительских возможностей, чем мотивировал их к дальнейшим занятиям. Безусловно, сама личность Владимира Владимировича производила огромное впечатление на студентов. Иногда он был достаточно нервным из-за своей болезни, и общение с учениками зачастую его раздражало, выводило из состояния равновесия. Педагогическая деятельность отвлекала его от собственных занятий на инструменте, поэтому Софроницкий ее недолюбливал. Несмотря на это, в классе царила творческая атмосфера. Студенты были дружны, имели общие интересы, вместе восторгались своим наставником и ожидали следующих занятий.

Владимир Владимирович оставил яркий след в исполнительском искусстве, прежде всего, как неповторимый интерпретатор произведений А.Н. Скрябина. По мнению слушателей, он обладал уникальными звуковыми качествами, высококлассным техническим оснащением, сочетал в своих интерпретациях эмоциональное начало с железной исполнительской волей.

Педагогика Софроницкого была педагогикой высшей школы. Пример его собственного творчества давал учащимся образец отношения исполнителя к своему искусству. Уважение и интерес к индивидуальности студентов, к развитию их как мыслящих, творческих личностей, которые демонстрировал Софроницкий, давало им действенный стимул к профессиональному и личностному росту.

В настоящее время исследователям предстоит дальнейшая работа по сбору, систематизации, анализу наследия Софроницкого. Большой интерес представляют и сделанные П.В. Лобановым записи уроков музыканта. Их изучение может значительно обогатить картину педагогической работы Софроницкого и позволит осуществить комплексное исследование его исполнительского и педагогического творчества.

1. Аджемов К.Х. Незабываемое. Воспоминания. Очерки и статьи. М.: Музыка, 1972. – 152 с.

2. Афанасьев В.М. Монолог о Софроницком // Независимая газета. - 2001. – 8 мая.- С.7.

3. Визель А.О. В.В. Софроницкий. Круг ответственности // Фортепиано. - 2011. - № 2. - С. 19-26.

4. Визель А.О. Поэт фортепиано: К 100-летию со дня рождения В. В. Софроницкого. М.: ТИССО, 2003. – 160 с.

5. Воспоминания о Софроницком / Сост., редакция и ком. Я. И. Мильштейна. М.: Сов. Композитор, 1970. - 372 с.

6. Вспоминая Софроницкого // Сост. Скрябин А.С., Никонович И.В. М.: Классика-XXI, 2008. - 423 с.

7. Гаккель Л.Е. Памяти В. Софроницкого // Исполнителю, педагогу, слушателю. Статьи, рецензии. Л.: Советский композитор, 1988. - С. 167.

8. Горностаева В.В. Высокая болезнь (о В.В. Софроницком) // Музыкальная жизнь. – 2001. - №4. - С.32-37.

10. Нейгауз Г.Г. Владимир Софроницкий. К концерту из произведений Шопена // Советское искусство. - 1937. - 23 июня. – С.6.

11. Нейгауз Г.Г. Владимир Софроницкий // Советская культура. - 1961. - 27 мая. – С.2.

12. Некрасова В.А. Софроницкий в годы войны (Концертная деятельность музыканта В. Софроницкогов годы ВОВ) / Музыкальная жизнь. - 1988. - №9. - С.7.

13. Никонович И.В. Воспоминания о Софроницком. М.: Советский композитор, 1982. - 138 с.

14. Софроницкий В.В. // Московская консерватория. От истоков до наших дней. 1866–2006. Биографический энциклопедический словарь. М.: 2007. — С.747.

15. Софроницкий В.В. Роль художника //Литература и искусство. - 1942. - 7 ноября.

16. Хентова С.М. Великий романтик. К 100-летию В. Софроницкого // Музыкальная жизнь. – 2001. - №4. - С.32-34.

17. Цыпин Г.М. В.Софроницкий (к 75-тилетию со дня рождения выдающегося советского пианиста) // Музыкальная жизнь. – 1976. - №8. - Стр. 15-16.

18. Цыпин Г.М. Магнетизм таланта. Исполнители на все времена (о В. Софроницком) //Музыкальная жизнь. – 2006. - №8. - С.39.

Стремясь к дальнейшему совершенствованию, Владимир Софроницкий в 1928 году совершил турне в Париж. Путь лежал через Варшаву, и это мимолетное посещение оказалась последней поездкой в город его детства. Поездка сопровождалась полным признанием его выдающегося таланта и мастерства. В Париже его имя как артиста мирового масштаба стало столь же популярно, как на Родине. Там он подружился с Сергеем Прокофьевым и Николаем Метнером. В январе 1930 года Владимир вернулся в Россию. Он вновь побывал на Западе только однажды, когда по распоряжению Сталина, его пригласили играть на Потсдамской конференции в 1945 году.

С 1942 года Софроницкий - профессор Московской консерватории. Здесь состоялось знакомство с будущей женой, студенткой консерватории Валентиной Душиновой. В том же году он получает звание заслуженного деятеля искусств, Сталинскую премию и высшую правительственную награду страны - орден Ленина. Его концерты проходили в основном в Москве, а после войны и в Ленинграде - в эти годы его признали лучшим пианистом России.

Владимир Владимирович Софроницкий (на русском языке : Владимир Владимирович Софроницкий ; ISO 9 : Владимир Владимирович Софроницкий ), родился 8 мая 1901 г. в Санкт-Петербурге , скончался 26 августа 1961 г. в Москве - российский пианист , духовный ученик композитора и пианиста Александра Скрябина .

Хотя сам Скрябин никогда не слышал пьес Софроницкого, жена Скрябина утверждала, что пианист наиболее верен духу произведений мужа. Его записи Скрябина многими не имеют себе равных. Пианисты Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс считали Софроницкого своим мастером. Однажды, когда Софроницкий был пьян и сказал Рихтеру, что он гений, Рихтер возразил, что он Бог.

Резюме

биография

Владимир Софроницкий родился 8 мая 1901 г. в Санкт-Петербурге от отца профессора физики . Владимир Софроницкий вырос в Варшаве. Он и его сестра-близнец Вера были младшими из шести братьев и сестер. Мать Владимира происходила из артистической семьи, связанной с художником-портретистом Владимиром Боровиковским. После уроков игры на фортепиано у Анны Лебедевой-Гецевич, ученицы Николая Рубинштейна, Владимир становится учеником великого Александра Михаловского. Ему тогда было девять лет. Именно Александр Глазунов, тогдашний директор Санкт-Петербургской консерватории, заметил молодого пианиста во время концерта, посвященного ученикам Лебедевой-Гецевич, и перенаправил его на уроки Михаловского. Как анекдот, когда семья Софроницких вернулась в Санкт-Петербург в 1913 году, молодой Владимир продолжил учебу у Михаловского, посещая Варшаву каждый месяц до начала Первой мировой войны . Затем он будет учиться в течение года у Леонида Щедрина, а затем поступит в Санкт-Петербургскую консерваторию, где Леонид Николаев будет преподавать фортепиано.

Владимир Софроницкий изучал композицию в консерватории у Максимилиана Штейнберга, ученика Николая Римского-Корсакова. Кроме одноклассников Шостаковича и Юдиной, воспитанниками консерватории были Владимир Горовиц и Саймон Барере, с которыми Софроницкий исполнил сольные концерты для двух фортепиано. В 1917 году Владимир Софроницкий познакомился со старшей дочерью композитора, студенткой консерватории Еленой Скрябиной.

Концертная карьера Софроницкого фактически началась в 1919 году, когда он был еще студентом. В следующем году он женился на Елене Скрябиной, от союза, от которого в 1921 году родился сын, крестным отцом которого станет Глазунов. Софроницкий сейчас связан с семьей Александра Скрябина. Так, Софроницкий сыграл в 1922 году за пять лет после смерти композитора сольный концерт, посвященный его музыке. Отметим, что Софроницкий сыграет фортепианный концерт Скрябина для своего выпускного концерта.

Софроницкий давал многочисленные концерты в 1920-е годы в СССР, откуда в 1928 году уехал с женой в Варшаву , затем в Париж . Затем они подружились с композиторами и исполнителями Сергеем Прокофьевым и Николаем Метнером, с которыми познакомились. Когда Софроницкий вернулся в Ленинград в 1930 году, он расстался со своей первой женой.

С 1930 года Владимиру Софроницкому не разрешали выезжать из СССР, так как он не подчинялся советским властям. Интересный анекдот: единственный раз, когда его видели на западе, его внезапно посадили в самолет и посадили в Потсдам , где он играл на конференции 1945 года.

1930-е годы были посвящены значительному расширению его и без того обширного репертуара. Имя Владимира Софроницкого навсегда останется со Скрябиным, но теперь он исполняет венскую классику, музыку барокко, произведения Роберта Шумана и музыку композиторов, которых он знал во Франции. В течение сезона 1937-1938 годов он дал серию из двенадцати сольных концертов по истории клавишной музыки от Дитриха Букстехуде до Дмитрия Шостаковича. Ничего подобного в России не было слышно со времен знаменитых исторических сольных концертов Антона Рубинштейна. В 1936 году Владимир Софроницкий стал профессором Ленинградской консерватории. Начало Великой Отечественной войны было трудным, так как он оказался в ловушке во время блокады Ленинграда. Еще он даст концерт на минус три градуса. Нам пришлось ждать Апрель 1942 г. так что он уносится по воздуху. Затем очень ослабленного и голодного его привезли в Москву. В 1943 году Софроницкий вернулся к педагогической деятельности, будучи профессором Московской консерватории. Здесь он познакомился с Валентиной Душиновой, студенткой, на которой женился.

Софроницкий давал многочисленные концерты в Московской консерватории и в музее Скрябина. Его быстро признали лучшим пианистом России. В 1949 году он пять раз прочел произведения Шопена в большом зале Московской консерватории, чтобы отметить столетие со дня смерти польского композитора. В 1953 году, к 125-летию со дня смерти Шуберта, Софроницкий дал сольный концерт, посвященный творчеству венского композитора. Софроницкий был очень вдохновенным художником, и каждое его выступление считалось уникальным событием.

Его игра, полная внутренней страсти, контрастирующая с его внешней сдержанностью, очень высоко ценилась Генрихом Нейгаузом , Владимиром Горовицем и Эгоном Петри .

Личность

Обладая страстным и пылким темпераментом, который отражался в его игре, Софроницкий вел сдержанный образ жизни, хотя каждый его концерт ожидался как исключительное событие. Его обожали и считали почти божеством в России, он почти полностью отсутствовал на западных концертных площадках, всего два раза за пределами советского блока, между концертами. 8 марта 1928 г. и 27 января 1930 г. для сольного концерта в Варшаве , и дольше в Париже , где он дал восемь сольных концертов и встретил Прокофьева , который стал другом, а затем 17 июля в 2 августа 1945 г. в Потсдаме , где он выступал для участников послевоенной конференции.

Владимир Софроницкий

СОФРОНИЦКИЙ Владимир Владимирович (8. V 1901-29. VIII 1961)

засл. деят. иск. РСФСР (1942), Гос. премия СССР (1943)

Вехи биографии. В 1921 году окончил Петроградскую консерваторию по классу Л. В. Николаева; про своего педагога Софроницкий говорил позднее: "Я ему очень благодарен, и я преисполнен к нему уважения, но, в сущности, я с ним больше играл в четыре руки, чем занимался". В 1928 году - гастроли в Польше и Франции. В 1936-1942 годах - профессор Ленинградской, затем Московской консерваторий.

При всем желании к этой "событийной канве" прибавить нечего. Согласимся со словами Д. Благого: "Когда знакомишься с биографией Софроницкого, невольно удивляешься необычайности ее в сравнении с биографиями большинства концертирующих артистов. Лишь однажды гастролировал он за пределами Родины. почти всю жизнь безвыездно прожил в своем родном городе Ленинграде, а затем, в послевоенные годы,- в Москве, Не слишком богатый внешними событиями жизненный путь пианиста был прежде всего „биографией" его искусства: непрерывным, все более глубоким проникновением в смысл и красоту музыкальных сочинений, ставших неразлучными спутниками его жизни, достижением все более совершенного их воплощения, приобщением к своему искусству все более широких масс слушателей, художественным и нравственным (еще раз напомним о нераздельности этих понятий для Софроницкого) воспитанием их".

Искусство интерпретации по самой своей природе предполагает индивидуальный подход к тому, что заключено в нотных строчках. Однако, так сказать, "процент" индивидуальности у разных артистов бывает разным. Так вот у Софроницкого он был близок к максимуму. К какому бы композитору он ни обращался, он всегда умел взглянуть на музыку непредвзятым взором. "Его игра,- писал Г. Нейгауз,- вызывала какое-то особое, обостренное чувство красоты, сравнимое с красотой и запахом первых весенних цветов - ландыша или сирени, которые трогают не только сами по себе, но и как ожившее воспоминание о столько раз и всегда заново, всегда в первый раз пережитом и испытанном". Тот же Г. Нейгауз любил повторять: "Как дважды нельзя вступить в одну и ту же реку, так дважды нельзя услышать от Софроницкого одно и то же произведение". Таков был сознательный принцип артиста, говорившего: "Я всегда нахожу новое в произведении, и мои критики ставят мне в упрек именно то, что у меня нет ничего определенного, устойчивого в исполнении даже одной и той же вещи. Они не понимают, что я должен внутренне, для себя, оправдать свое исполнение, должен услышать, почувствовать новое, не то, что было раньше,- что же тут плохого?"

Действительно, ничего плохого тут нет, и все это так, однако, на протяжении творческого пути артиста в нем, по мнению многих авторитетных исследователей, можно выделить определенные, объединяющие этапы. "Повышенный" романтический тонус, подчеркнутая субъективность раннего периода, значительность, даже монументальность его игры в сороковые годы, наконец, синтез упомянутых (да и других) качеств - вот схематично основные этапы его художественной эволюции. На эти существенные изменения исполнительского почерка Софроницкого обращал внимание, в частности, Д. Рабинович. В 1958 году он отмечал: "В эволюции трактовки скрябинского творчества, словно в зеркале, отразился путь его собственного художественного развития: от порывистости, горения, экстатичности, даже чувственности,- к выявлению элементов волевых и интеллектуальных. Его нынешний Скрябин - трагедийный, реалистический, без намека на "мистические прозрения" или эротику. Он "материализован", приближен к земле и живым человеческим чувствам". И через три года: ". в исполнительстве Софроницкого за последнее время наметились новые тенденции. Оно стало более взрывчатым, более вулканичным. В „Мефисто-вальсе", в листовских этюдах, в Тарантелле Шопена громадный темперамент артиста, как встарь, моментами неудержимо прорывается из душевных глубин. Только не надо ставить знака равенства между Софроницким - сегодняшним и - двадцатых годов. „Новый этап" знаменует не возвращение пианиста к собственной юности, но дальнейшее движение вперед, поиски синтеза всего, что когда-либо было лучшим в искусстве этого замечательного художника".

Нужно заметить, что в этом становлении творческого почерка пианиста важную роль играли значительные события истории нашей страны, и в частности. Великая Отечественная война. Одно из немногих автобиографических высказываний Софроницкого относится к 1942 году: "В Ленинграде я сыграл свой первый сольный концерт - это было в 1920 году. И, наконец, в Ленинграде, ощетинившемся, суровом и темном городе Ленина, 12 декабря прошлого года состоялся концерт, который трудно забыть. В зале Театра имени Пушкина было три градуса мороза. Слушатели, защитники города, сидели в шубах. Я играл в перчатках, с вырезанными кончиками пальцев. Но как меня слушали и как мне игралось. Я понял - пока лучшие люди нашей страны отстаивают каждую пядь Советской земли, пока наши дети (и среди них мой сын) сражаются на фронтах Отечественной войны, мы, художники Советской страны, должны своим искусством поднимать духовные и физические силы народа на разгром врага. Когда мне стало ясно, для чего надо играть, я почувствовал как и что надо играть. Многие произведения, любимые прежде, стали казаться мне мелкими. Требовалась музыка больших чувств, музыка героическая, зовущая к борьбе. Может быть, только в эти дни по-настоящему я понял и почувствовал величие бетховенской "Аппассионаты" и героическую призывность 3-й сонаты Скрябина. На первых же концертах я был несказанно обрадован, ощутив. что я нашел путь к сердцам слушателей, бившимся в унисон с моим сердцем пианиста и патриота, советского гражданина и ленинградца". Комментируя эти слова артиста, Л. Баренбойм писал позднее: "Мне не пришлось слышать Софроницкого в первые годы войны. Но цикл концертов, проведенный им в Ленинграде (в 1945 году), показал, что эта характеристика самого пианиста верна: игра его действительно наполнялась героическим пафосом и возвышенной страстностью". Но и "подход" к страстности был у Софроницкого достаточно своеобразным. Вот его слова: "Чем эмоциональнее вы будете играть, тем лучше, но эта эмоциональность должна быть спрятана, так спрятана, как в панцире. Когда я теперь выхожу на эстраду, на мне под фраком "семь панцирей", и, несмотря на это, я чувствую себя голым. Значит, нужно четырнадцать панцирей. Я должен хотеть сыграть так хорошо, так полно пережить, чтобы умереть, и притом сохранить такое состояние, будто это и не я играл, и я тут ни при чем. Какое-то особое спокойствие должно быть и когда встаешь от рояля - будто и не ты играл".

В репертуарном списке Софроницкого найдем, естественно, множество имен. Однако у него были ярко выраженные привязанности. Вершина вершин-Скрябин. Идут годы, но по-прежнему интерпретации Софроницкого остаются здесь немеркнущим образцом. Все богатство скрябинского фортепианного мира было подвластно ему. В период изумительных своих озарений он с гипнотической силой завораживал, заколдовывал слушателей. Что-то было в этом от блоковской поэзии. Недаром артист так любил стихи Александра Блока.

офроницкому очень близки были романтические шедевры Шумана, Шопена; Листа он предпочитал не бравурно-виртуозного, но психологически углубленного - си-минорная Соната, "Мефисто-вальс", поздние сочинения. В программах пианиста часто звучала бетховенская музыка, но особенно привлекал его Бетховен, вырвавшийся на романтические просторы. Наконец, поистине чудом исполнительского искусства можно назвать его истолкование песен Шуберта - Листа: какая многоплановость фразировки, тонкость сопоставлений, проникновенность кантилены! Как замечает К. Аджемов, "речевая" выразительность игры В. Софроницкого столь сильна, что, кажется, будто фортепиано "говорит" под его пальцами. Артист непосредственно высказывает мысль автора. Не в этом ли видел Антон Рубинштейн высший смысл деятельности исполнителя, говоря, что "воспроизведение - это второе творение"?

При всех творческих метаморфозах, которые пережил Софроницкий, при всей изменчивости его настроений артистическая натура музыканта всегда привлекала удивительной цельностью, органичностью. И это всякий раз ощущала аудитория, которую он захватывал безраздельно. "Слушая Софроницкого,- писал Д. Благой,- трудно, почти невозможно было заставить себя анализировать происходящее, расчленять звучащую музыку - так бесполезно пытаться разъять на составные части процесс живого, непрерывного движения. Это была не сумма отдельных сторон пианистического мастерства, но абсолютно неделимое целое, воспринимавшееся как своего рода таинственное, необъяснимое чудо природы", и к этому мнению могли присоединиться многие и многие слушатели.

Интенсивность выступлений Софроницкого, целиком зависевшая от его внутреннего настроя, сильно колебалась. В одни периоды он играл чрезвычайно часто, в другие почти исчезал с концертного горизонта. В последние годы жизни предпочитал играть в скромных по размеру залах - Малом зале Московской консерватории, в Доме ученых, в Музее имени Скрябина.

К сожалению, записываться Владимир Софроницкий не любил, при жизни артиста было выпущено лишь две долгоиграющие пластинки. Однако в 60-е годы из всех хранилищ были собраны всевозможные записи (трансляционные, любительские, старые пластинки и т. д.) на 50 часов звучания. Проделавший эту огромную работу, пианист И. Никонович (друг Софроницкого) писал: "Трудно представить себе что-либо более абсурдное, чем „эталонно", навечно зафиксированный, застывший Софроницкий. Кроме того, для него, быть может, в большей степени, чем для других крупнейших артистов прошлого и настоящего, было важно именно непосредственное общение со слушателями. Магнетизм, от него исходивший и пронизывавший зал еще до первых прикосновений его к инструменту. И - гипноз во время игры. Концерт становился внутренним действом - к этому он стремился сознательно, об этом часто говорил,- когда вступали в права не только чувство и мысль художника, раскрывавшего самое свое сокровенное, но и сложнейшие феномены психики, направленные на то, чтобы „зачаровать" слушателя, погрузить в особый духовный художественный „транс". В этом, по его словам (и тут особенно ярко проявлялся поразительный психологический ассонанс со Скрябиным), состоял конечный результат всей его работы, основной смысл выступления, высшая сверхзадача искусства. И обо всем этом запись может лишь напомнить - не передать".

И все же. Около сорока пластинок, выпущенных Всесоюзной студией грамзаписи, сохранили и для будущих поколений частицу того неповторимого явления, которое называется „искусство Софроницкого"".

Л и т.: Воспоминания о Софроницком./Сост. и ред. Я. Мильштейн.- М:, 1970; Дельсон В. Владимир Софроницкий.- М., 1959; Рабинович Д. Портреты пианистов.- М., 1962.

Цит. по книге: Григорьев Л., Платек Я. "Современные пианисты". Москва, "Советский композитор", 1990 г.

При копировании материалов сайта активная ссылка на Все пианисты. История фортепиано. обязательна!

Читайте также: