Содержание солдатского билля о правах история создания кратко

Обновлено: 02.07.2024

Самая первая в мире конституция была принята в 1787 г в Филадельфии – это была Конституция США. В силу она вступила 4 марта 1789 г. Федеральные органы власти, созданные в соответствии с Конституцией, в этот день приступили к работе.

Рисунок 1. Конституция США. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Популярные в то время идеи просветителей – Ш. Монтескье, Д. Локка, Г. Гроция, были положены в основу этого документа. Предшественником Конституции 1787 г была Декларация независимости от 4 июля 1766 г., провозглашенная во время борьбы с Великобританией представителями 13-ти британских колоний.

В 1777 г штаты заключили конфедеративный союз, поскольку шла война за независимость. Завершилась война в 1783 г заключением Версальского договора, который признавал независимость колоний. В 1787 г статус союза на заседании Конвента был пересмотрен и выработана Конституция нового государства. В первоначальном варианте американская Конституция касалась только вопросов политического устройства. В ней провозглашалось, что США являются независимым государством, во главе которого стоит президент, вводилось разделение властей, определялся состав и полномочия Конгресса и др.

Документ был довольно революционным, но составлялся он консервативными политиками.

Являясь нормативно правовым актом, Конституция имела высшую юридическую силу. Этот правовой документ включал в себя 7 статей, которые были утверждены существовавшими тогда 13-ю штатами.

За весь период существования этого документа в него было внесено 27 поправок. Изменения коснулись трех направлений, а именно: улучшения работы центральных органов государственной власти, развития избирательного права и развития прав граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Вопросы, которые касаются функционирования центральных органов государственной власти, были отражены в пяти поправках:

  • 12-я поправка 1804 г – о выборах президента США;
  • 17-я поправка 1913 г – о выборах сенаторов прямым всеобщим голосованием;
  • 20-я поправка 1933 г – о вступлении в должность президента страны;
  • 22-я поправка 1951 г – о возобновлении президентского мандата только один раз;
  • 25-я поправка 1967 г – о замещении президента и вице-президента.

Текст Конституции первоначально предоставлял штатам полную свободу в организации выборов, и каждый штат мог устанавливать нормы избирательного права.Позже ряд последовательных поправок ограничил эту свободу.

27 поправок к американской Конституции было ратифицировано, другие 7 переданы на ратификацию, но одобрения всех штатов не получили.

"Билль о правах"

Будущий президент США Дж. Мэдисон в 1789 г выступил с проектом, в который были внесены 12 поправок в Конституцию.

Десять из них в 1791 г были одобрены и включены в Конституцию США. Этот блок получил название Билля о правах, который позже был дополнен ещё 9-ю поправками.

Эти 10 поправок гарантируют личные права граждан и ограничивают полномочия государственных органов:

  • первая поправка касается веры исповедания, свободы слова и печати, право людей мирно собираться и с петициями обращаться к правительству;
  • вторая поправка дает право народу хранить и носить оружие;
  • третья поправка запрещает принудительное расквартирование в мирное время солдат;
  • четвертая поправка касается неприкосновенности личности, жилища, бумаг и имущества;
  • пятая поправка касалась суда присяжных и процессуальных гарантий, безвозмездного изъятия частной собственности;
  • поправки 6,7,8 посвящены процессуальным принципам и гарантиям, где определялся круг уголовных и гражданских дел, рассматриваемых при участии присяжных заседателей. Данные поправки запрещали чрезмерно большие налоги и штрафы, жестокие наказания;
  • девятая поправка касалась принципа недопустимости ограничений прав граждан, которые в конституции не упоминаются напрямую;
  • десятая поправка четко определяла, что все полномочия федерального правительства прописываются в Конституции, в противном случае они переходят штатам или народу.

Одиннадцатую поправку, устанавливающую условия об иске, подаваемом в суд какого-либо штата, утвердили в конце XVIII века.

Правила голосования для избирателей описывались в 12 поправке, принятой в 1804 г. Согласно ей выбор президента и вице-президента происходит раздельно.

Ещё три поправки были утверждены в 60-е годы XIX века, касавшиеся освобождения рабов – поправка 13-я отменяла рабство, в14-й обещалось равенство американцев и запрет на ограничение их прав в штатах, в 15-й поправке чернокожее население страны наделялось избирательным правом.

Для вступления поправок в силу, Конгресс США предоставляет изменения, а штаты их ратифицируют.

Данные условия были сформированы для того чтобы исключить возможность постоянного внесения поправок в Конституцию страны.

Отличительная особенность основного закона США заключается в том, что положения, отменяемые поправкой из основного документа страны, не вычеркиваются.

Конституционные поправки XX века

Шестнадцатая поправка в Конституцию США вступила в силу в 1913 г, благодаря этой поправке Конгресс имеет право устанавливать и взимать федеральный подоходный налог, дающий доход бюджету.

Попытки законодательно установить подоходный налог были и раньше, но терпели неудачу.

В этом же году была ратифицирована 17-я поправка, которая ввела прямые выборы сенаторов, ранее избиравшихся законодательными собраниями штатов.

В 21-й поправке допускался ограниченный оборот алкоголя на уровне штатов. Эта поправка была единственной, которую ратифицировали специально созданные конвенты, которые были вторым способом ратификации.

В 19-й поправке, принятой в 1920 г., активное избирательное право получали женщины.

В марте 1932 г была предложена 20-я поправка по сокращению срока между выборами президента и конгресса и истечением их полномочий. Прежний порядок разрешал новому президенту вступать в должность через 4 месяца после выборов, а в это время могло существовать двоевластие, что два раза приводило к кризисам, в 1861 г и в 1933 г.

Новая поправка обе даты выборов президента и конгресса переносила на январь месяц – для конгресса на 3 января, а для президента на 20 января.

После смерти Рузвельта была предложена 22-я поправка, вступившая в силу в 1951 г., законодательно закреплявшая два президентских срока. Через 10 лет, в 1961 г принимается 23-я поправка, дававшая округу Колумбия избирать выборщиков в коллегию выборщиков.

Принятие следующей 24-й поправки объяснялось тем, что в ряде штатов к выборам не допускали бедное население, а новая поправка запрещала ставить возможность участия в федеральных выборах в зависимость от уплаты или неуплаты налога.

Предложенная в 1965 г и ратифицированная в 1967 г 25-я поправка закрепляла порядок замещения должностей президента и вице-президента, в том числе по временной невозможности исполнять обязанности.

Последняя 27-я поправка, которая предлагалась ещё в 1789 г, принимается в мае 1992 г, на основании этой поправки меняется размер жалованья сенаторов и представителей.

Все поправки к Конституции США имеют силу наравне с основным законом страны.

1945 год. Закончилась Вторая мировая война. Перед правительством США встала глобальная проблема: с фронтов должны вернуться более 16 миллионов ветеранов войны. Казалось бы, радость – домой возвращаются люди, которые хотят работать, они молоды, уверены в себе, узнали жизнь.

Проблема была комплексной. Во-первых, многие из ветеранов до армии никогда не ели досыта. США 30-х годов XX века – это миллионы нищих рабочих, фермеров, мигрантов. После Великой депрессии предприятия закрывались пачками, а банки сгоняли фермеров с их земель. То, что происходило в это время в Штатах, поразительно напоминает голодомор в СССР, который случился именно в эти же годы. По данным статистики, за 10 лет до войны США потеряли 7 миллионов человек. Видимо, вследствие голода. Но Вашингтон этого не признает.

Во-вторых, только в армии дети депрессии смогли получить специальность. По большому счету, многие из ветеранов не умели ничего делать, кроме как воевать.

В-третьих, на этом фоне очень много американцев сочувствовало коммунистическим идеям. А СССР тогда был на подъеме.

В-четвертых, эти 16 миллионов ветеранов были попросту лишними для экономики страны. США за время войны экономически окрепли, появилось много рабочих мест. Но рост произошел в основном за счет привлечения женщин. Их труд всегда был дешевле. Женщины дисциплинированны и менее требовательны.

Отказаться от ветеранов нельзя. Быстро вовлечь в экономику – почти невероятно. Но не дать им работу – значит завтра появятся коммунистические кружки, вооруженные, сплоченные и имеющие военный опыт. Надо было срочно делать из ветеранов средний класс, который трудно поддается пропаганде. Как это сделать?

У США уже был негативный опыт с ветеранами Первой мировой. После победы возвращавшихся встречали политическими речами и парадами. Чтобы каждый мог добраться до своего дома в разных городах, давали билет на поезд и обещали какие-то деньги в неопределенном будущем, где-то в середине 30-х годов. Миллионы демобилизованных солдат стали искать работу. Это породило серьезные экономические проблемы: чтобы взять их на работу, приходилось увольнять других, в основном женщин. Но всем бывшим солдатам работы все равно не хватило.

Комплексную проблему начали решать тоже комплексно. Закон, подписанный президентом Франклином Рузвельтом 22 июня 1944 года, вошел в историю как “Солдатский билль о правах”. В нем предлагалось дать ветеранам льготы для получения специального и высшего образования. Распределив хотя бы часть ветеранов по вузам, экономика выигрывала несколько лет. А после получала грамотных специалистов. А сами эти люди могли бы повысить свой доход и платить больше налогов. К 1956 году около 8 миллионов ветеранов получили дипломы, профессии, научно-технические степени. Все эти затраты вернулись в казну в виде налогов в течение следующих 5–6 лет.

Среди таких студентов были будущие президенты Форд и Буш-старший, сенаторы и конгрессмены, а также бывший сержант Генри Киссинджер, поступивший в Гарвардский университет.

Другая статья закона гарантировала льготный банковский заем на покупку жилья. Государство гарантировало банку, что если ветеран не сможет выплачивать свой ипотечный долг, то за него это будет делать правительство. К 1952 году 2,4 миллиона ветеранов купили дома. Это дало стимул строительному сектору экономики.

Один из первых крупных проектов строительства новых домов для ветеранов был начат в 1946 году в штате Нью-Йорк на острове Лонг-Айленд, где возник город Левиттаун, названный по имени владельца фирмы “Левит и сыновья”. В подобных “левиттаунах” по типовым проектам собирались в массовом порядке односемейные дома. Мечта о собственном доме стала нормой.

Получив жилье, молодой ветеран, скорее всего, женится и народит детей. В заботах о семье тоже очень трудно отвлекаться на активную политическую деятельность.

“Левиттауны”, новые дороги, построенные во время войны, и большое количество машин изменили лицо и социальную структуру США. Теперь большая часть населения жила не в городах, а в пригородах.

Все эти меры, конечно, не спасли американскую экономику от проблем. С окончанием войны исчезли военные заказы, сократились доходы большинства американцев, возросла безработица, повысились цены. Это привело к массовым стачкам. В 1945 году бастовало 3,5 миллиона человек, в 1946 году – уже 4,6 миллиона. Тем не менее стачки не перерастали в вооруженные конфликты. А это было главной целью президентской администрации.


Что провозгласили принятые поправки?

Условно текст Билля о правах можно разделить на две части: в первой из них закреплены классические демократические права и свободы граждан, а во второй — гарантии их реализации.

1-я поправка провозглашает свободу слова, печати и собраний. На ней базируются основные права граждан и политических объединений.

2-я поправка признает, что в целях гарантии свободы штаты имеют право содержать ополчение, а народ — хранить и носить оружие.

Сражение при Энтитеме. 1862 год.

3-я поправка запрещает расквартирование солдат в частных домах без согласия хозяина в мирное время; утратила свое актуальное значение.

4-я поправка гарантирует неприкосновенность личности и имущества, запрещает обыски и аресты без предъявления ордера на арест, который может выдаваться только судебными властями при наличии оснований.

5-я поправка вводит право на надлежащее судебное разбирательство, право не свидетельствовать против себя, гарантию частной собственности.

6-я поправка закрепляет права обвиняемого, в том числе право на суд присяжных.

7-я поправка гарантирует право на суд присяжных в гражданских делах.

Людовику XVI посчастливилось уйти из жизни вполне цивилизованным путём - посредством гильотины.

10-я поправка указывает, что полномочия, которые Конституция прямо не относит к ведению Соединённых Штатов, сохраняются за штатами и гражданами.

Американская концепция прав и свобод человека основывается на признании их естественного происхождения[21]. Эта идея была четко выражена в Декларации независимости от 4 июля 1776 г. Государство выполняет служебную роль по отношению к этим правам и свободам, оно призвано охранять их и создавать условия для практической реализации. Правовые гарантии свободы заключены в Конституции и обеспечиваются независимым судом. В первоначальном своем виде Конституция США не закрепляла прав и свобод граждан, поскольку они содержались в конституциях штатов, а цель Конституции США ограничивалась созданием системы органов государственной власти. Тем не менее ряд важных норм можно найти в тексте Конституции. Так, в разделе 9 ст. I говорится о запрещении приостановки действия "хабеас корпус", если только того не потребует общественная безопасность в случае мятежа или вторжения. Тот же раздел запрещал принимать билли об опале и законы, имеющих обратную силу, немаловажное значение имеет и норма раздела 2 ст. III о рассмотрении всех уголовных дел судом присяжных, а также положение раздела 3 данной статьи, где определяется состав преступления государственной измены и его ограничительные условия. Нельзя не упомянуть и о норме раздела 2 ст. V: "Граждане каждого штата имеют право на все привилегии и вольности граждан других штатов". Запрещалось также требовать подтверждения принадлежности к религиозным конфессиям в качестве условия для занятия какой-либо должности на службе США. Названные положения явились лишь зачатками будущих правовых норм, впоследствии включенных в конституционный текст.

В тексте Конституции не упоминались провозглашенные в Декларации независимости 1776 г. положения о естественном происхождении прав и свобод и их неотчуждаемости.

Стремление составителей Конституции обойти проблему прав и свобод было вполне объяснимо:

1. Декларация принималась в начале войны за независимость против британской королевской власти, когда надо было объяснить причины этой войны. А Конституция принималась после победы в этой войне, когда право на восстание могло быть обращено уже против самого правительства США;

2. в Декларации независимости провозглашалось, что все люди рождаются равными, и свобода является их неотчуждаемым правом. Составители Конституции вполне обоснованно опасались, что провозглашение в федеральной Конституции принципов равенства прав и свобод личности может в условиях существования рабства в южных штатах США привести к расколу между южными и северными штатами (что, в конце концов, и случилось в 60-е гг. XIX в.[22]).

Таким образом, хотя в Конституционном конвенте вопрос о правах и свободах поднимался, большинство членов Конвента настояло на том, чтобы такого рода статьи в Конституцию не включать. Аргументы приводились различные. Например, права и свободы имеют естественное происхождение, поэтому они не нуждаются в конституционном закреплении.[23] Наиболее весомым аргументом было то, что права и свободы граждан уже закреплены в конституциях штатов, а потому и нет необходимости дублировать их в общефедеральной Конституции.

Однако сторонники демократического движения (особенно в ряде северных штатов), ссылаясь на то, что, во-первых, в конституциях штатов не было единообразия в перечне прав и свобод, а во-вторых, имелись противоречия между ними и текстом федеральной Конституции, потребовали дополнения Конституции США перечнем прав и свобод, закрепленных в федеральном масштабе, поставив это условием ратификации Конституции соответствующими штатами. Учитывая такого рода категорические требования, членам Конституционного конвента пришлось отступить и согласиться на включение в федеральную Конституцию статей, определяющих правовой статус личности. Так и возникла идея Билля о правах.

Билль о правах —это общее название первых десяти поправок к Конституции, которые гарантируют отдельные личные права граждан и соответственно ограничивают полномочия государственных органов. Поправки были предложены Джеймсом Мэдисоном на первом конгрессе США[28] в 1789 году, в том же году одобрены конгрессом и ратифицированы штатами до конца 1791 года.

Билль о правах был принят по инициативе тех политиков и публицистов (в частности, Томаса Джефферсона, который не участвовал в Конституционном Конвенте), которые считали недостатком Конституции отсутствие перечня базовых прав личности (перечисление в преамбуле целей конституции казалось им недостаточным), которое в будущем могло стать основанием для ущемления прав. Оппоненты (например, Александр Гамильтон) возражали, что принятие подобного документа — это практика прошлых столетий, когда короли даровали подданным хартии, в которых перечислялись только некоторые права, что означало возможность покушения на права, не указанные в хартии

Из внесенных на ратификацию 25 сентября 1789 г. двенадцати поправок десять получили одобрение штатов 15 декабря 1791 г. В дальнейшем федеральная Конституция была дополнена еще 9 поправками, касавшимися конституционного статуса личности.

Поправка I закрепляет свободу слова, печати, мирных собраний и обращений к правительству с петициями, а также свободу совести. Из текста поправки вытекает недопустимость создания государственной религии, веротерпимость и отделение церкви от государства. В судебной практике утвердился принцип, согласно которому словесное выражение мнения утрачивает конституционную защиту, если оно совмещается с недопустимым действием.

Поправка II закрепляет право народа хранить и носить оружие в целях сохранения хорошо организованной милиции, необходимой для безопасности государства. Но она рассматривается и как конституционное право частных лиц хранить и носить личное огнестрельное оружие, хотя порядок его приобретения и условий использования регулируется законами штатов.

Поправка III запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища.

Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Судебная практика истолковала данные гарантии как защиту частной собственности, частной жизни граждан.

Поправка V декларирует основные принципы судопроизводства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных, запрет повторного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения.




Поправка VI содержит некоторые общие принципы судопроизводства: право обвиняемого на скорый суд присяжных того штата и округа, в котором совершено преступление, публичность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому основных процессуальных правил. Эти конституционные принципы легли в основу уголовного процесса, подверглись детальной регламентации в решениях Верховного суда США.

Поправка VII распространяет право на суд присяжных также на производство по гражданским делам.

Поправка VIII запрещает чрезмерные залоги, чрезмерные штрафы, жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни.

Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конституции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Тем самым подтверждается, что перечень прав и свобод не является исчерпывающим, и недопустимо ограничивать права граждан, не закрепленные Биллем о правах.

Поправка X закрепляет один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются, соответственно, за штатами или за народом. Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза, и главный принцип разграничения полномочий между Союзом и штатами, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации.

Содержательно к Биллю о правах примыкает ряд последующих поправок к Конституции США: запрет рабства (поправка XIII); невозможность судебного наказания без надлежащей правовой процедуры (поправка XIV, разд. 1); расширение избирательных прав (поправки XIX, XXIV, XXVI) и др.[26]

Эта важнейшая часть Конституции, исходит из признания за каждым человеком естественных и неотчуждаемых прав, и, прежде всего, — на равенство и свободу. Лишить человека жизни, свободы и собственности можно только через независимый суд, охрана прав является первостепенной обязанностью государства. Билль о правах стал подтверждением Основного закона США, устранил всякие сомнения в нем.

Только после утверждения десяти поправок становиться возможным считать федеральную Конституцию достаточно полной и завершенной, а американскую революцию окончательно упрочившейся в своих политических структурах, так как она получила мощную конституционно-правовую фиксацию и поддержку.

Билль о правах использовался при разработке Всеобщей Декларации прав человека, принятой ООН 10 декабря 1948, и аналогичных документов, действующих во многих странах мира.

Теоретические минусы:

Постепенно менялась страна, менялся и сам народ, и его роль в управлении государством. В 1865г., после кровопролитной Гражданской войны, была принята XIII поправка, за которой следовали также XIV и XV, согласно которым негры были освобождены и наделены избирательными правами. В 1920г. XIX поправка предоставила избирательные права женщинам. Последняя из принятых поправок- XXVI (вступившая в силу с 1971г. и напрямую вызванная войной во Вьетнаме), закрепила избирательные права за гражданами с 18 лет.

Власть народа проявляется в форме как непосредственной демократии (собрания избирателей, самоуправления, политической инициативы, референдума, анкеты и опросов избирателей), так и представительной демократии, путем передачи властных полномочий избираемым государственным органам и лицам. Наряду с местными, американцы прямым голосованием выбирают и высших должностных лиц – президента, губернаторов, мэров, а также членов муниципалитетов, советников, директоров, судей, и т.п.. Всего в США в 1990г. насчитывалось свыше 500 тысяч избранных должностных лиц.

Однако Конституция одновременно и ограничивает власть народа. Например, Президент обладает правом вето, которое создается для проверки и защиты от тирании большинства. Некоторые ученые видят роль Президента во внесении монархической функции в конституционный порядок нации, в то время как Сенат вносит аристократический или олигархический элемент, дабы создать сбалансированное правительство.

. Другим объектом критики являются пределы свободы слова. Первая поправка прямо запрещает издание законов, ограничивающих свободу слова, и по этой причине свобода слова в США простирается гораздо дальше, чем в большинстве стран. Существуют лишь считанные ограничения, такие как уголовное преследование за клевету и лжесвидетельство. Одной из наиболее известных попыток конституционно ограничить свободу слова является поправка о запрещении публичного сожжения флага США. Этот законопроект начиная с 1995 года шесть раз ставился на голосование в Конгрессе, однако ни разу не набирал требуемого количества голосов (последний раз — в 2006 году[46]). Ранее верховный суд в решению по делу Техас против Джонсона[47] признал, что сожжение американского флага подпадает под защиту Первой поправки.

Извините,но этот недостаток выглядит слишком жалким по сравнению с тем массивом существенных плюсов, которые имеются у конституции сша. А запрет на сожжение государственного флага,это,простите уж,просто святотатство и кощунство.

Читайте также: