Первичный учет лиц совершивших преступления кратко

Обновлено: 02.07.2024

На каждом этапе исследования применяются свои (специфиче­ские) приемы и способы изучения жизни общества, которые в со­вокупности и составляют методологию статистики. Сложные задачи встают перед статистикой по совершенствова­нию системы показателей. Объективный учет и анализ повышения эффективности деятельности правоохранительной системы и улуч­шения качества работы каждого ее элемента требуют постоянного внимания к системе оценочных показателей. Система оценочных характеристик должна содержать не только обобщающие показате­ли правового поля в целом, но и отдельных отраслей права, показа­тели по регионам, отдельным структурным элементам и т.д.

Под учетом следует понимать не какой-либо конкретный вид фиксации данных, а научно организованную систему, состоящую из оперативного учета и статистики.

Оперативный учет — это учет, измерение и регистрация кон­кретных явлений и процессов правового характера в целях опера­тивного регулирования правовой сферы государственной жизни и руководства системой правоохранительных органов. Он обеспечива­ет получение срочной информации о состоянии каждого элемента правовой сферы социальной действительности и сбор многих дру­гих сведений.

Ведущая и организующая роль в учете принадлежит статисти­ке, которая обеспечивает получение обобщающих сводных данных, отражающих различные процессы и явления общественной жизни и закономерности ее развития.Качество, достоверность информации определяют эффектив­ность использования статистики на любом уровне и в любой сфере. Весьма трудоемкая работа по обеспечению необходимыми для этих целей данными является важной государственной задачей, выпол­нение которой вменяется в обязанность государственной (офици­альной) статистике.

Правовая статистика (уголовно-правовая, гражданско-правовая и административно-правовая) учитывает свои объекты не изолиро­ванно, а в неразрывной связи с оценкой деятельности органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов. Она строит наблю­дение так, чтобы освещать своими показателями отдельные стадии уголовного и гражданского процесса, а также основные моменты деятельности правоохранительных органов.

Государственная статистическая отчетность — это необходимые данные, характеризующие все стороны социально-экономической жизни страны, которые поступают в статистические органы от предприятий, учреждений, фирм в форме отчетных документов за подписью лиц, ответственных за достоверность предоставляемых сведений. Государственные статистические органы обеспечивают получение необходимого объема данных и контроль качества отчет­ности. Источником данных для отчетности служит первичный учет — оперативный. Четкая организация первичного учета является необ­ходимой предпосылкой для составления высококачественной от­четности.

В современных условиях широкого внедрения в управление экономикой страны компьютерной техники степень достоверности исходных данных и результатов обработки существенно возрастает.

Федеральной службой государственной статистики Российской Федерации разрабатываются и утверждают­ся формы отчетности, определяются сроки и порядок предоставле­ния отчетности, даются методические указания по вопросам учета и статистики.

В практике организации статистического наблюдения важное место занимает контроль точности полученных данных.Правильная организация первичного учета является главным условием для составления статистических отчетов о преступности, судимости, административных правонарушениях, деятельности ор­ганов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов по укрепле­нию государственной законности.

Первичный учет используется также и для оперативных целей, например для дачи справок по судебным делам.

Статистическая отчетность формируется на основе документов первичного учета, журнальных учетов, протоколов, рапортов, стати­стических отчетов подчиненных подразделений, а также иных до­кументированных источников.

Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений и лиц, их совершивших. Он осуществляется в соответствии с Инструкцией о едином учете пре­ступлений, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста РФ, ФСБ России, Минэко­номразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399.

Учетные документы служат для сбора и систематизации сведе­ний об объектах учета, подлежащих отражению в статистической отчетности. Учетными документами являются статистические карточки, журналы учета, талон-уведомление о передаче уголовного дела по подследственности, предоставленные в электронном виде докумен­ты и иные материальные носители, отражающие количественное значение сведений об объектах учета.




Первичный учет осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек). Для обеспечения фор­мирования государственных и ведомственных статистических пока­зателей (статистического учета) используются следующие статисти­ческие карточки (или документы первичного учета):

•на выявленное преступление (форма № 1);

•о результатах расследования преступления (форма № 1.1);

•на лицо, совершившее преступление (форма № 2);

•о движении уголовного дела (форма № 3);

•о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма № 4);

•о потерпевшем (форма № 5);

•о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции (форма № 6);

•приложение к статистической карточке формы № 6 на пре­ступление по делу частного обвинения.

Реквизиты статистических карточек (за исключением статисти­ческой карточки формы № 6) с письменного согласия надзирающе­го прокурора могут быть расширены информационным центром дополнительными показателями для отражения специфики субъектов учета.

В информационных центрах на основе карточек по каждому району и городу ведутся контрольные журналы учета преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел. На основе обработанных карточек первичного учета в ИЦ производится первичное форми­рование статистической отчетности о преступности.

Органы внутренних дел на базе документов первичного учета осуществляют выдачу четырех форм государственной отчетности:

2) отчет о лицах, совершивших преступления (ф. № 2);

3) единый отчет о преступности (ф. № 1-Г);

4) отчет о следственной работе (ф. № 1-Е), а также 16 форм ве­домственной отчетности, дающих весьма детальную картину как со­стояния преступности, так и результатов деятельности различных служб органов внутренних дел по обеспечению правопорядка в стране, раскрытию преступлений, розыску преступников.

Помимо форм отчетности, базирующихся на документах пер­вичного учета, в ГИЦ обрабатываются еще 47 форм, освещающих различные стороны оперативно-служебной деятельности.

В судах документами первичного учета являются:

1) учетно-статистическая карточка на уголовное дело;

2) учетно-статистическая карточка на гражданское дело;

3) учетно-статистическая карточка на исполнительное произ­водство.

Кроме того, для учета деятельности судов по профилактике правонарушений, рассмотрению материалов в порядке исполнения приговоров, дел об административных правонарушениях и по дру­гим направлениям в работе ведутся специальные журналы. Регист­рационные журналы, как и карточки, являются документами пер­вичного учета.

В систему органов юстиции входят такие правовые организации, как нотариат и судебно-экспертные учреждения, вместе с тем Мини­стерство юстиции осуществляет общее руководство деятельностью органов записи актов гражданского состояния и адвокатурой. Эти организации, так же как и суды, периодически представля­ют статистическую отчетность о своей деятельности на основе до­кументов первичного статистического учета.

В нотариальных конторах статистическое наблюдение осуществ­ляется по списочной системе, т.е. в одном реестре (списке) регист­рируются сведения обо всех нотариальных действиях (удостовере­ние договоров, доверенностей, завещаний, свидетельствование вер­ности копий документов, выдача свидетельств о праве наследова­ния и т.д.). Формы реестров для регистрации нотариальных дейст­вий и указания по их заполнению утверждаются Министерством юстиции РФ.

Органы записи актов гражданского состояния (загс), осуществ­ляя статистическое наблюдение за демографическими процессами в стране, используют также списочные формулы. Органы загса про­изводят регистрацию семи видов актов: о рождении, смерти, заклю­чении брака, расторжении брака, об установлении отцовства, усы­новлении (удочерении), о перемене фамилии, имени, отчества. Вышеперечисленные формы регистрации актов гражданского состояния содержат сведения, относящиеся к личности родивших­ся, умерших, вступивших в брак, расторгнувших брак.

На основе информации, содержащейся в отчетах органов загса, проводится большая исследовательская работа демографами, юрис­тами, социологами, экономистами и другими специалистами для подготовки предложений по развитию народного хозяйства.

Документами первичного учета в судебно-экспертных учрежде­ниях являются учетные карточки по экспертному производству, ре­гистрационные журналы и книги учета работы судебно-экспертных учреждений. Образцы журналов и книг утверждаются Министром юстиции РФ. Объем фиксируемой в них информации вместе с дан­ными учетной карточки обеспечивает составление отчета о работе этих учреждений. Учетная карточка заполняется в одном экземпляре на каждое заключение (справку). Однако в случае поступления материала, по которому предстоит провести исследования, относящиеся к различ­ным видам экспертиз, следует заполнить на материал такое количе­ство учетных карточек, которое равнялось бы числу предстоящих экспертиз, хотя исследования могут быть оформлены в одном за­ключении.

Для учета деятельности адвокатуры по содействию охране прав и законных интересов граждан, в осуществлении правосудия, в со­блюдении и укреплении законности во всех коллегиях адвокатов введены регистрационные карточки.

Эти документы, являясь основой финансовой отчетности о деятельности адвокатов, служат одновременно и документами первич­ного статистического учета в юридических консультациях.

Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета в соответствии с федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, согласно которому МВД России является субъектом официального статистического учета и выполняет ежемесячные работы по формированию официальной статистической информации о состоянии преступности и результатах расследования преступлений, в том числе по субъектам Российской Федерации и видам преступлений.

Для анализа оперативной обстановки и разработки адекватных мер реагирования на ее изменения немаловажное значение играет четко налаженная система сбора, обработки и выдачи информации о состоянии преступности и результатах борьбы с ней.

Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), утвержденным названным Совместным приказом, определен единый и обязательный для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

На суды общей юрисдикции действие Положения распространяется в части предоставления информации о результатах рассмотрения уголовных дел, а также информации для учета преступлений по уголовным делам частного обвинения в случае вынесения судом обвинительного приговора, вступившего в законную силу.

В соответствии с требованиями Положения, помимо преступлений, учету подлежат лица, их совершившие, а также уголовные дела и принятые по ним решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевшие, судебные решения по уголовным делам.

Постановка на учет указанных объектов предполагает отражение в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об этих объектах в строгом соответствии имеющимся в уголовном деле материалам.

На основе обработки ученых документов информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры (далее - ИЦ) формируют государственную статистическую отчетность о состоянии преступности.

При этом достоверность формирования показателей статистической отчетности зависит от того, насколько правильно заполнены учетные документы.

Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого независимо от времени его совершения возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения.

Укрытым от учета является объект учета, если сведения о нем не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность.

Учет преступлений, а также иных объектов учета осуществляется ИЦ, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление.

В случае, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления.

Контроль за качеством составления учетных документов осуществляется в пределах компетенции руководителями органов следствия и дознания и начальниками информационных центров, которые несут ответственность за полноту и своевременность отражения в статистической отчетности сведений об объектах учета.

В соответствии с требованиями Положения прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные военные и иные специализированные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законности в субъектах учета (кроме судов); разрешают спорные вопросы, возникающие при учете преступлений и других объектов учета.

Прокуратура
Хабаровского края

Прокуратура Хабаровского края

30 октября 2015, 00:00

Порядок учета преступлений, а также иных объектов учета

Официальный статистический учет в Российской Федерации осуществляется субъектами официального статистического учета в соответствии с федеральным планом статистических работ, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 671-р, согласно которому МВД России является субъектом официального статистического учета и выполняет ежемесячные работы по формированию официальной статистической информации о состоянии преступности и результатах расследования преступлений, в том числе по субъектам Российской Федерации и видам преступлений.

Для анализа оперативной обстановки и разработки адекватных мер реагирования на ее изменения немаловажное значение играет четко налаженная система сбора, обработки и выдачи информации о состоянии преступности и результатах борьбы с ней.

Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений (далее - Положение), утвержденным названным Совместным приказом, определен единый и обязательный для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

На суды общей юрисдикции действие Положения распространяется в части предоставления информации о результатах рассмотрения уголовных дел, а также информации для учета преступлений по уголовным делам частного обвинения в случае вынесения судом обвинительного приговора, вступившего в законную силу.

В соответствии с требованиями Положения, помимо преступлений, учету подлежат лица, их совершившие, а также уголовные дела и принятые по ним решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевшие, судебные решения по уголовным делам.

Постановка на учет указанных объектов предполагает отражение в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об этих объектах в строгом соответствии имеющимся в уголовном деле материалам.

На основе обработки ученых документов информационные центры МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры (далее - ИЦ) формируют государственную статистическую отчетность о состоянии преступности.

При этом достоверность формирования показателей статистической отчетности зависит от того, насколько правильно заполнены учетные документы.

Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого независимо от времени его совершения возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения.

Укрытым от учета является объект учета, если сведения о нем не отражены в учетных документах либо не включены в государственную статистическую отчетность.

Учет преступлений, а также иных объектов учета осуществляется ИЦ, на территории оперативного обслуживания которого совершено преступление.

В случае, если не представляется возможным определить место совершения преступления, оно подлежит учету по месту его выявления.

Контроль за качеством составления учетных документов осуществляется в пределах компетенции руководителями органов следствия и дознания и начальниками информационных центров, которые несут ответственность за полноту и своевременность отражения в статистической отчетности сведений об объектах учета.

В соответствии с требованиями Положения прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры, а также прокуроры городов и районов, другие территориальные военные и иные специализированные прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законности в субъектах учета (кроме судов); разрешают спорные вопросы, возникающие при учете преступлений и других объектов учета.

В настоящее время все объекты уголовно-правовой статистики (преступление, лицо, виновное в его совершении, и избранная мера наказания) учитываются в соответствующих документах
первичного учета по карточной или списочной форме. С вступлением в действие нового уголовного законодательства статистическими подразделениями правоохранительных органов и судов проводится большая работа по приведению в соответствие с ним документов первичного учета и статистической отчетности.

ü на выявленное преступление (форма N 1);

ü о результатах расследования преступления (форма N 1.1);

ü на лицо, совершившее преступление (форма N 2);

ü о движении уголовного дела (форма N 3);

ü о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма N 4);

ü о потерпевшем (форма N 5);

ü о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции (форма N 6);

ü приложение к статистической карточке формы N 6 на преступление по делу частного обвинения.

В документах первичного учета содержится обширная инфор­мация по разнообразным признакам (уголовно-правовым, уголов­но-процессуальным, криминологическим, социально-демогра­фическим и др.), характеризующая в большей или меньшей ме­ре, с одной стороны, все элементы состава преступления: субъект преступления, объект посягательства, объективную и субъек­тивную стороны преступления, их криминологически значимые свойства, с другой — процессуальные, криминалистические и оперативно-розыскные аспекты деятельности органов уголов­ной юстиции по обнаружению, раскрытию и расследованию пре­ступлений, а также предупредительно-профилактическую работу органов уголовной юстиции.

Вместо составления статистических карточек допускается пе­ренос аналогичной информации по ним на магнитные носители с обязательной регистрацией преступления (уголовного дела).

В целях обеспечения единообразия в процессе заполнения соответствующих реквизитов в документах первичного учета пре­ступлений и лиц, их совершивших используются разрабатываемые ГИАЦ МВД России следующие справочники:

справочник N 1 - Классификатор отраслей;

справочник N 2 - Место совершения преступления;

справочник N 3 - Предмет преступного посягательства или незаконного оборота;

справочник N 4 - Оружие, боеприпасы и взрывчатые материалы;

справочник N 5 - Национальности;

справочник N 6 - Страны (государства);

справочник N 7 - Валюта;

справочник N 8 - Наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, одурманивающие вещества, инструменты и оборудование, прекурсоры;

справочник N 9 - Социальное положение потерпевших и лиц, совершивших преступления;

справочник N 10 - Должностное положение потерпевших и лиц, совершивших преступления;

справочник N 11 - Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов;

справочник N 12 - Способ совершения преступления;

справочник N 14 - Служба, установившая лицо;

справочник N 15 - Дополнительная характеристика преступления;

справочник N 16 - Решение, принятое по уголовному делу.

Значение реквизита справочника в виде кода указывается в соответствующем кодовом поле ДПУ.

Талоны должны быть сброшюрованы в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в секретариате и хранятся в дежурной части органа внутренних дел.

Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

В настоящее время все объекты уголовно-правовой статистики (преступление, лицо, виновное в его совершении, и избранная мера наказания) учитываются в соответствующих документах
первичного учета по карточной или списочной форме. С вступлением в действие нового уголовного законодательства статистическими подразделениями правоохранительных органов и судов проводится большая работа по приведению в соответствие с ним документов первичного учета и статистической отчетности.

ü на выявленное преступление (форма N 1);

ü о результатах расследования преступления (форма N 1.1);

ü на лицо, совершившее преступление (форма N 2);

ü о движении уголовного дела (форма N 3);

ü о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности (форма N 4);

ü о потерпевшем (форма N 5);

ü о результатах рассмотрения дела судом первой инстанции (форма N 6);

ü приложение к статистической карточке формы N 6 на преступление по делу частного обвинения.

В документах первичного учета содержится обширная инфор­мация по разнообразным признакам (уголовно-правовым, уголов­но-процессуальным, криминологическим, социально-демогра­фическим и др.), характеризующая в большей или меньшей ме­ре, с одной стороны, все элементы состава преступления: субъект преступления, объект посягательства, объективную и субъек­тивную стороны преступления, их криминологически значимые свойства, с другой — процессуальные, криминалистические и оперативно-розыскные аспекты деятельности органов уголов­ной юстиции по обнаружению, раскрытию и расследованию пре­ступлений, а также предупредительно-профилактическую работу органов уголовной юстиции.

Вместо составления статистических карточек допускается пе­ренос аналогичной информации по ним на магнитные носители с обязательной регистрацией преступления (уголовного дела).

В целях обеспечения единообразия в процессе заполнения соответствующих реквизитов в документах первичного учета пре­ступлений и лиц, их совершивших используются разрабатываемые ГИАЦ МВД России следующие справочники:

справочник N 1 - Классификатор отраслей;

справочник N 2 - Место совершения преступления;

справочник N 3 - Предмет преступного посягательства или незаконного оборота;

справочник N 4 - Оружие, боеприпасы и взрывчатые материалы;

справочник N 5 - Национальности;

справочник N 6 - Страны (государства);

справочник N 7 - Валюта;

справочник N 8 - Наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, одурманивающие вещества, инструменты и оборудование, прекурсоры;

справочник N 9 - Социальное положение потерпевших и лиц, совершивших преступления;

справочник N 10 - Должностное положение потерпевших и лиц, совершивших преступления;

справочник N 11 - Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов;

справочник N 12 - Способ совершения преступления;

справочник N 14 - Служба, установившая лицо;

справочник N 15 - Дополнительная характеристика преступления;

справочник N 16 - Решение, принятое по уголовному делу.

Значение реквизита справочника в виде кода указывается в соответствующем кодовом поле ДПУ.

Талоны должны быть сброшюрованы в книжки и пронумерованы. Книжки талонов регистрируются в секретариате и хранятся в дежурной части органа внутренних дел.

Талон состоит из двух частей: талон-корешок и талон-уведомление. Обе части талона имеют одинаковый регистрационный номер.

Заявитель расписывается за получение талона-уведомления на талоне-корешке, проставляет дату и время получения талона-уведомления.

Описание уголовно-статистического учета, характеристика и отличительные черты текущего и годового отчета. Сущность, значение и применение статистической карточки, процесс её составления и обработки. Специфика государственной статистической отчетности.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.06.2015
Размер файла 25,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ЕДИНЫЙ УЧЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РФ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления, направлять туда индивидуальные и коллективные обращения. Этим правом обладают и объединения, созданные в сфере экономики и других отраслях деятельности. Данному праву соответствует обязанность указанных органов принять, зарегистрировать, проверить и разрешить это обращение, то есть принять обоснованное, законное решение, сообщить об этом обратившемуся, причем аргументировать принятое решение.

В соответствии со ст. 140 Уголовно-процессуального кодекса РФ в качестве поводов возбуждения уголовного дела рассматриваются, в частности:

1) заявление о преступлении;

2) явка с повинной;

4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В настоящее время в России учет и отчетность правоохранительных органов и судов являются достаточно развитыми. Учитываются преступления, лица, уголовные дела, осужденные на основе документов первичного учета (статистических карточек). Регистрационные журналы и образцы учетно-статистических карточек воспроизведены в Типовых инструкциях по делопроизводству, разработанных Министерством юстиции.

1. ЕДИНЫЙ УЧЕТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ РОССИИ

Система единого учета преступлений и лиц, их совершивших, основывается на регистрации преступлений с момента возбуждения уголовного дела, регистрации лиц, которые совершили преступление, с момента утверждения прокурором обвинительного заключения или вынесения мотивированного постановления о направлении дела в суд для решения вопроса об освобождении лица от уголовной ответственности, и на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Основанием для корректировки могут быть также: раскрытие преступлении прошлых лет; постановка преступлений на учет прокурором; дополнительное выявление преступлении в процессе досудебного следствия или дознания; выявление технических или методологических ошибок в учете и отчетности (в случае выявления ошибки прошлых лет корректировка в отчетах не производится, а допущенные ошибки отражаются в специальной записке, которая приобщается к отчету о преступности).

Действие приказа также распространяется на федеральные суды общей юрисдикции, в том числе военные, на мировых судей, территориальные органы судебного департамента. В общее правовое поле учёта преступлений вошли также органы Федеральной службы судебных приставов. Таким образом, субъектами регистрации преступлений становятся все органы и должностные лица, которым УПК РФ предоставлено право возбуждать уголовное дело и проводить предварительное следствие и дознание.

Статистические формуляры - бланки определенной формы учета и отчетности. Обязательным элементом формуляра являются титульная и адресная его части. В них указывается наименование наблюдения, кем, когда утвержден, дата предоставления сведений, объект исследования (если человек -данные о личности). Бывают индивидуальные формуляры (содержат сведения об одной единице совокупности) и списочные (содержат данные по нескольким единицам совокупности).

В широком смысле уголовно-правовой учет -- цифровая характеристика количественных и качественных сторон общественной жизни, осуществляемая путем систематической, научно-организованной регистрации явлений и процессов.

Уголовно-статистический учет -- основанная на заполнении в строго определенных документах, обеспечивающих статистическое наблюдение преступлений и лиц, их совершивших, деятельность правоохранительных органов по строго установленной программе с целью получения данных об уровне, структуре, динамике и тенденциях преступности.

Учет информации осуществляется по трем линиям: по преступлениям; по лицам, совершившим их; по результатам борьбы с преступностью.

Задачи единого учета: дать исчерпывающую количественно-качественную характеристику преступности; достоверное отражение показателей деятельности государственных органов.

Этапы учета: 1) наблюдение или отслеживание событий преступлений; 2) регистрация случаев совершенных преступлений; 3) обобщение информации о преступности; 4) ее анализ (сопоставление и сравнение цифровых данных); 5) внедрение результатов анализа.

Первичный учет преступлений осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек): карточная или персональная форма.

Заполнение карточек осуществляется по месту возбуждения уголовного дела, ведения следствия и дознания.

В карточках содержатся более 300 социальных, криминологических, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, организационных и иных юридически значимых признаков в текстуальном изложении, а также кодах для возможного использования.

Существует также журнальная или списочная форма (в виде таблицы).

При заполнении документов первичного учета используются разрабатываемые ГИАЦ МВД России следующие справочники:

справочник 1 - Классификатор отраслей; справочник; 2 - Место совершения преступления; справочник 3 - Предмет преступного посягательства или незаконного оборота; справочник 4 - Оружие, боеприпасы и взрывчатые материалы; справочник 5 - Национальности; справочник и т.д. В статистических карточках применяются методы сжатия информации, позволяющие умножить число отражаемых признаков. Информация может быть расширена путем наложения кодов.

Своеобразным справочником является Уголовный кодекс Российской Федерации (например, в п. 13 формы №1 отмечается квалификация преступления по статьям Особенной части Уголовного кодекса РФ).

Таким образом, общее число сведений о выявленном и раскрытом преступлении, которые отражаются в карточках, содержит около 1500 признаков, текстуальных и закодированных.

Учет лиц, совершивших преступления. Такими лицами считаются лица, в отношении которых утверждено обвинительное заключение, либо санкционировано направление протокола с материалами дела в суд. Учету подлежат также лица, уголовные дела, по обвинению которых прекращены, либо в возбуждении уголовного дела отказано по нереабилитирующим основаниям (вследствие акта амнистии, с истечением срока давности).

Учет уголовных дел производится на основании карточек на выявленное преступление (форма №1) и движение уголовного дела (форма №3). Объем признаков, отражаемых в карточке формы №3, составляет около 60 информационных единиц. Она составляется при принятии решения о соединении или выделении материалов дела, при направлении по подследственности, при предъявлении обвинения, при прекращении или приостановлении уголовного дела, при направлении дела в суд, при продлении сроков предварительного расследования или содержания под стражей, при возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Карточки о лицах, совершивших преступление: форма №2 -составляется с момента задержания лица или при признании подозреваемым; форма №1.2 - об установлении лица, совершившего преступление (или обвиняемом), составляется после предъявления обвинения. Карточка формы №2 направляется вместе с копией постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого прокурору, который пересылает ее в информационно-вычислительный центр.

При наличии нескольких обвиняемых по делу на каждое лицо заполняется отдельная карточка. В первой заполняются все пункты, в последующих - только номер дела, число привлеченных и сведения, относящиеся к данному лицу.

Документами первичного учета в судебно-экспертных учреждениях являются карточки по экспертному производству, регистрационные журналы и книги учета работы учреждений. Форма учетной карточки по экспертному производству (№ 1 -е) утверждается Минюстом РФ. Данная карточка заполняется в одном экземпляре на каждое заключение (справку). При поступлении материалов, по которым предстоит провести исследования, относящиеся к различным видам экспертиз, заполняют то количество, которое равнялось бы числу экспертиз. Карточка содержит показатели, одни из которых заполняются цифрами, другие - путем обводки цифрового значения, третьи - проставлением соответствующих чисел. Некоторые сведения вносятся свободным текстом. За полноту и правильность данных несет ответственность эксперт.

Для учета деятельности адвокатуры во всех коллегиях адвокатов введены регистрационные карточки на совет, заявление, соглашение о ведении уголовных и гражданских дел. Эти документы одновременно являются и основой финансовых отчетов о деятельности адвокатов, и документами первичного учета. В карточке фиксируется вид оказанной платной помощи. Дача советов и составление документов без оплаты регистрируются в журнале оказания бесплатной юридической помощи гражданам. статистический учетный уголовный правоохранительный

Учет работы адвокатов по оказанию помощи юридическим лицам ведется по журналу или регистрационной карточке, где указано: проведение дел в суде и арбитраже, результаты рассмотрения дел, сумма, присужденная судами и взысканная в претензионном порядке.

В документах первичного учета (статистических карточках) отражается и кодируется более 3 тыс. единиц информации, которая включается в региональные и федеральные базы данных и обобщается почти в 70 формах государственной и ведомственной статистической отчетности органов внутренних дел, прокуратуры, судов. Ведущая роль принадлежит Главному информационному центру МВД России (ГИАЦ МВД).

Отчетность - это организованная форма статистического наблюдения, при которой сведения поступают в виде обязательных отчетов в определенные сроки и по утвержденным формам.

Она подразделяется на общегосударственную (представляемую как в вышестоящую организацию, так и в соответствующие органы государственной статистики) и внутриведомственную.

Отчетность подразделяется также на текущую и годовую.

Отчет о лицах, совершивших преступление (форма №2), фиксирует, какое число лиц выявлено в совершении преступлений, привлечено к уголовной ответственности и освобождены от нее. Дается также криминологическая характеристика лиц, включая сведения о возрасте, социальные и образовательные признаки, показатели по рецидиву, группе.

Отчет о работе коллегии адвокатов (форма №14) составляет каждая юридическая консультация, высылает его в президиум областной коллегии, где составляется сводный отчет, направляемый далее в Минюст.

Отчет о работе судебно-экспертного учреждения (форма №15) составляет каждое экспертное учреждение (лаборатория, институт) и направляет его также в Минюст. В его отчете сосредоточены показатели, характеризующие виды экспертиз, сроки их продления; отражается учебно-методическая и профилактическая работа учреждений.

Учет судимости в судах всех уровней строится на основе статистических карточек по делу. Работу судов по рассмотрению дел можно характеризовать по объему, срокам и качеству. В судах документами первичного учета являются статистические карточки на уголовное дело, на гражданское дело, на исполнительное производство.

При рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанциях регистрация ведется также в учетно-статистических карточках (формы №7, 10, 33, 34). Кроме того, для учета деятельности судов по профилактике правонарушений, рассмотрению материалов в порядке исполнения приговоров, дел об административных правонарушениях и по другим направлениям в работе ведутся специальные журналы.

Основным первичным документом учета является статистическая карточка на каждого подсудимого. Она заполняется по приговорам и обвинительным заключениям по делу лично судьей, под председательством которого рассматривалось дело, а в кассационной инстанции - членом суда, докладывающим дело. Карточка составляется на каждого осужденного, оправданного, в отношении которого дело прекращено, а также на лицо, признанное невменяемым с применением к нему принудительных мер медицинского характера.

Статистическая карточка состоит из четырех разделов: 1) сведения о подсудимом (ФИО, пол возраст, гражданство, местожительство, образование, род занятий, занимаемая должность, судимость и др.); 2) сведения о преступлении (фабула дела, предмет посягательства, характер, способ совершения, рецидив, число соучастников, состав преступной группы, роль лица, место совершения, отрасль народного хозяйства и форма собственности объекта посягательства); 3) сведения о судебном решении - приговоре, определении, постановлении (результат рассмотрения дела, основная и дополнительная квалификация деяния, вид и мера основного и дополнительного наказания и т. д.); 4) сведения о кассационном рассмотрении дела, где указано решение данной инстанции.

Карточка на подсудимого содержит более 800 юридически значимых признаков (текстуальных и закодированных).

Средняя нагрузка на судью определяется путем деления общего количества дел на число всех судей с учетом характера уголовных дел по видам преступлений. Качество дел характеризуют обычно такими показателями, как число (абсолютное и доля) отмененных и измененных приговоров и постановлений (форма №6): с учетом направления дела на новое расследование, новое рассмотрение или его прекращения.

Обработка статистических карточек на подсудимых и составление на их основе отчетов осуществляется органами юстиции, на которые возложена организация ведения дела.

Учетно-статистическая карточка на исполнительное производство отражает работу судебного исполнителя по выполнению решений по гражданским делам и приговоров в части возмещения материального ущерба по уголовным делам. При заполнении реквизитов карточки дается характеристика поступившего документа - впервые он предъявлен ко взысканию или повторно. Отмечается, приложена ли к исполнительному документу копия акта описи и ареста имущества должника, как обеспечен иск и на какую сумму арестовано имущество. Если взыскание производится в порядке возмещения ущерба, причиненного преступлением, в карточке обязательно отмечается квалификация деяния по статье УК. Такая же отметка делается и в случае, когда иск о возмещении ущерба, причиненного преступлением, рассматривался в порядке гражданского судопроизводства. При солидарном возмещении ущерба в карточке проставляется номер экземпляра исполнительного листа по взысканию данной суммы. Судебный исполнитель производит отметки о движении исполнительного документа, сроках и результатах исполнения. По истечении отчетного периода на основании данных статистических карточек на исполнительные производства в каждом суде составляется отчет о работе судебного исполнителя.

В надзорной инстанции суда регистрируются жалобы, дела, истребованные в порядке надзора, и дела, поступившие на рассмотрение по протестам. Жалобы, поступившие по почте или принятые на личном приеме, регистрируются в журналах отдельно по уголовным и гражданским делам. В журнале отмечаются ФИО жалобщика, статья УК или сущность иска, наименование суда, постановившего приговор или решение, результат рассмотрения жалобы (истребование дела или отказ в его истребовании).

В учетно-статистических карточках на уголовные и гражданские надзорные дела кроме пунктов, относящихся к рассмотрению дела в суде первой инстанции, дается подробная характеристика пересмотра приговора или решения в кассационном и надзорном порядке. Фиксируется, кем принесено представление (жалоба) по делу, по уголовным делам - основания их принесения и результаты рассмотрения (удовлетворен, отклонен, отозван). Приводится подробный перечень возможных вариантов удовлетворения представлений (отмена, изменение приговора, отмена кассационного определения с оставлением без изменения приговора или решения суда первой инстанции и др.).

Государственная статистическая отчетность судов первой инстанции включает в себя: отчеты о работе по расследованию уголовных дел (форма №1), административных (форма №1-АП), гражданских (форма №2), по исполнению приговоров и решений (форма №4). В них отражаются количество и характер судебных дел, рассмотренных судом, сроки их рассмотрения; характер приговоров и решений; сумму материального ущерба, его возмещение и другие показатели судебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 01.03.2014 г.)

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 22 ноября 2001 г. (ред. от 25.10.2013 г.)

Подобные документы

Организация статистической отчетности в Российской Федерации, её значение и требования, предъявляемые к ней. Виды, формы, способы и организационный план статистического наблюдения. Случайные и систематические ошибки регистрации и репрезентативности.

контрольная работа [24,6 K], добавлен 20.06.2014

Юридическая сущность государственной и служебной тайны. Уголовно-правовая характеристика преступлений, посягающих на государственную и служебную тайну органов МВД. Квалификация преступлений, посягающих на конфиденциальную информацию органов МВД.

автореферат [42,0 K], добавлен 03.03.2008

Изучение особенностей законодательного регулирования статистического декларирования. Порядок регистрации статистической и периодической статистической декларации, которые представляются в виде электронного документа. Документы, которые их сопровождают.

реферат [46,7 K], добавлен 19.01.2013

реферат [22,0 K], добавлен 04.01.2010

Деятельность правоохранительных органов по предотвращению, выявлению и раскрытию преступлений программно-техническим комплексом автоматизированного карточного учета спецконтингента в УИИ. Поиск информации с помощью карточки поиска СПС "Консультант Плюс".

Читайте также: