Русская музыка на рубеже 19 20 веков кратко самое главное

Обновлено: 30.06.2024

Презентация по музыкальной литературе 7 класс Русская музыка на рубуже XIX-XX вв.

ВложениеРазмер
презентация 2.9 МБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Русская музыка на рубеже XIX-XX вв.

Сложный период в истории России: Капитализм Русско-Японская война 1904г. Первая мировая война Революции 1905, 1907 гг.

Музыкальная жизнь: Русское Императорское музыкальное общество К. XIX в. - Филармоническое общество (симфоническая музыка) Музыкально – д раматическое училище (выпускники – Собинов, Калинников) Хор Пятницкого Великорусский оркестр Андреева Гастроли зарубежных композиторов – Регер , Малер, Дебюсси

И.Б. Регер К. Дебюсси

Музыкальное исполнительство: Дирижеры: Лядов , Глазунов, Римский-Корсаков, Рахманинов. Пианисты-композиторы: Танеев, Рахманинов, Скрябин. Пианисты: Есипова, Гольденвейзер , Игумнов, Левин Певцы: Шаляпин, Собинов, Нежданова

Меценаты: Митрофан Беляев (лесопромышленник) Савва Мамонтов (промышленник, железнодорожный магнат) Сергей Зимин (театральный деятель)

Сергей Зимин Открыл частный оперный театр в Москве (Постановка опер не только русских композиторов, но и зарубежных – Вагнер, Бизе)

Сергей Дягилев – яркая личность в муз. искусстве

Образы в музыке к. XIX – н. XX вв. Огня Солнца Света Идея величия человека - творца

Это Серебряный век в отечественной литературе: Блок, Бальмонт, Гиппиус, Бунин, Брюсов

Композиторы: Чайковский, Римский – Корсаков, Балакирев, Рубинштейн, Глазунов, Танеев, Аренский, Лядов . молодые композиторы: Рахманинов, Скрябин, Метнер , Калинников, Мясковский , Стравинский, Прокофьев.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Русская музыка на рубеже XIX-XX веков

Описание презентации по отдельным слайдам:

Русская музыка на рубеже XIX-XX веков

Русская музыка на рубеже XIX-XX веков

События, которые оказали большое влияние на все сферы общественной жизни, на.

События, которые оказали большое влияние на все сферы общественной жизни, на духовный климат эпохи: Неудачное покушение на Александра III в 1887 году; Быстрое развитие капитализма в стране; Русско-японская война 1904 года (поражение России); Первая мировая война 1914-1918 годов; Революция 1905 года, февральская и октябрьская революции 1917 года.

В крупных городах России растет число концертных организаций, учебных заведен.

В крупных городах России растет число концертных организаций, учебных заведений. Блестящего расцвета достигает музыкальное исполнительство. Симфоническими концертами дирижируют Лядов, Глазунов, Римский-Корсаков, Рахманинов. Как пианисты выступают и композиторы Танеев, Рахманинов, Скрябин. С огромным успехом проходят выступления Шаляпина, Собинова, Неждановой.

В России гастролируют зарубежные музыканты – немецкие композиторы и дирижеры.

В России гастролируют зарубежные музыканты – немецкие композиторы и дирижеры Рихард Штраус, Макс Регер, австралийский композитор и дирижер Густав Малер, франц. композитор Клод Дебюсси и другие.

Митрофан Петрович Беляев Успешное развитие русского национального искусства в.

Савва Иванович Мамонтов Его имение Абрамцево под Москвой почти на 3 десятилет.

Сергей Павлович Дягилев Он на протяжении нескольких десятилетий был инициатор.

С. И. Танеев Сергей Иванович Танеев (1856-1915) – композитор, пианист, музыка.

С. И. Танеев Сергей Иванович Танеев (1856-1915) – композитор, пианист, музыкальный ученый, педагог – занимает одно из ведущих мест в русской музыкальной культуре конца 19 – начала 20 века. Сергей Иванович стал первым в России крупным учёным-музыковедом, а его выступления как пианиста были очень успешны. Танеев был признанным авторитетом в культурной жизни своего времени. Стать его учеником - было верхом блаженства для молодого музыканта. Вся свою жизнь он посвятил Московской консерватории. Ему удалось воспитать яркую плеяду настоящих звёзд академической музыки. Его учениками были Рахманинов, Скрябин, Метнер, Глиэр, Игумнов, Яворский, Гречанинов.

В своем творчестве Танеев утверждал вечность красоты, гармонии и разума. Важ.

А. К. Лядов Анатолий Константинович Лядов (1855-1914). Вся его биография связ.

А. К. Глазунов Деятельность Александра Константиновича Глазунова (1865-1936).

А. К. Глазунов Деятельность Александра Константиновича Глазунова (1865-1936) сыграла важную роль в русской музыкальной жизни конца 19-первой трети 20 века. Формирование его как музыканта происходило под руководством Балакирева и Римского Корсакова. В 16 лет с успехом прозвучала его 1 симфония. Глазунов создал 8 симфоний, в которых объединились 2 основные ветви русского симфонизма 19 века: эпическая и лирико-драматическая. К числу наиболее выдающихся произведений принадлежит Пятая симфония (4 части).

Конец 19 и начало 20 века были для русской музыки порой необычайно быстрого, стремительного развития и выдвижения новых сил и течений, что связано с всеобщей переоценкой ценностей, пересмотром многих утвердившихся в предыдущую эпоху представлений и критериев эстетической оценки. Процесс этот протекал в острых спорах и столкновениях различных, иногда сближавшихся, иногда антагонистичных тенденций, казавшихся непримиримыми и взаимоисключающими. Но именно это многообразие и интенсивность исканий определяют особое богатство данного исторического периода – одного из самых интересных и плодотворных в отечественном искусстве. Выдающиеся достижения и открытия в разных областях художественного творчества, которыми было ознаменовано время, обогатили его новым содержанием, новыми формами и выразительными средствами.

Новое направление в русской духовной музыке

Путь к "мистерии" А.Н. Скрябина

Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) – период не менее богатый, но более сложный. Именно в 90-е годы ХIХ и в начале первого десятилетия ХХ века были созданные лучшие, вершинные сочинения П.И.Чайковского и Н.А.Римского-Корсакова. Но до этого времени не дожили М.П.Мусоргский и А.П.Бородин, а в 1893 году умирает и П.И.Чайковский. На смену им приходят ученики, наследники и продолжатели их традиций: С.Танеев, А.Глазунов, С.Рахманинов. Но как ни близки они своим учителям, в их творчестве ясно чувствуются новые вкусы.

В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире. Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого – начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Таков был Скрябин, несколько позднее Стравинский, а в годы первой мировой войны – Прокофьев. Большую роль в музыкальной жизни России этого времени сыграл и Беляевский кружок. Этот кружок в 80—90-е годы оказался единственным музыкальным центром, где объединялись наиболее активные музыканты, ищущие новые пути развития искусства.

Музыкальная культура развивалась и в других странах, например, во Франции, в Чехии, в Норвегии.

Во Франции возникает стиль музыкального импрессионизма и символизма. Его создателем является композитор Клод Ашиль Дебюсси. Черты импрессионизма, как одного из ведущих музыкальных направлений начала 20 в., нашли выражение в сочинениях М.Равеля, Ф.Пуленка, О.Респиги и даже в творчестве русских композиторов.

В Чехии музыка достигает высокого расцвета. Основателями национальной классики в Чехии являются Бедржих Сметан и Антонин Дворжак.

Основоположником норвежской классики является Эдвард Григ, который оказал влияние на творчество не только скандинавских авторов, но и на европейскую музыку.

Конец XIX – начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Но этот же кризис породил великую эпоху – эпоху русского культурного ренессанса начала века – одну “из самых утонченных эпох в истории русской культуры.

В эпоху культурного ренессанса произошел как бы “взрыв” во всех областях культуры: не только в поэзии, но и в музыке; не только в изобразительном искусстве, но и в театре… Россия того времени дала миру огромное количество новых имен, идей, шедевров. Выходили журналы, создавались различные кружки и Общества, устраивались диспуты и обсуждения, возникали новые направления во всех областях культуры.

Этот период – один из сложнейших в истории России. Покушение на царя (Александра111), русско-японская война (1904 поражение России), Первая мировая война (1914-1918), революция 1905, февральская и октябрьская 1917.

1. Русское искусство развивается бурно, интенсивно. Расширяется деятельность Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), организуется Филармоническое общество, расширяется репертуар оперных театров, растет число концертных организаций, учебных музыкальных заведений.

Симфоническими оркестрами дирижируют Лядов, Глазунов, Римский-Корсаков, Рахманинов, Кусевицкий (имя которого носит музыкальная школа нашего города), выступают композиторы Танеев, Скрябин. С огромным успехом проходят выступления Шаляпина, Собинова, Неждановой.

Выступает народный хор, организованный Пятницким, Великорусский оркестр народных инструментов под управлением замечательного балалаечника Андреева. В России гастролируют и зарубежные музыканты: Рихард Штраус, Макс Регер (нем. комп.и дир.), Густав Малер (австр. комп. и дир.), Клод Дебюсси (фр. комп.).

2. Успешное развитие русского национального искусства обязано отечественным меценатам: братья Третьяковы – картинная галерея, Савва Морозов – музей фарфора, Бахрушин –театральный музей.

В XIX в. ведущей областью русской культуры становится литература. Наряду с ней наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает те или иные художественные образы. Если, например, Пушкин в своей поэме “Руслан и Людмила” дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, то М. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты – его опера вырастает изнутри до многонациональной музыкальной эпопеи.

Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер “Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством” Римского-Корсакова, “Сорочинская ярмарка” Мусоргского, “Кузнец Вакула” (“Черевички”) Чайковского и т. д.
Римский-Корсаков создал целый “сказочный” мир опер: от “Майской ночи” и “Снегурочки” до “Садко”, для которых о6щим является некий идеальный в своей гармоничности мир. Сюжет “Садко” построен на различных вариантах новгородской былины – повествованиях о чудесном обогащении гусляра, его странствиях и приключениях. “Снегурочку” Римский-Корсаков определяет как оперу-сказку, назвав “картинкой из Безначальной и Бесконечной Летописи Берендеева царства”. В операх подобного рода Римский-Корсаков использует мифологическую и философскую символику.

Если опера и занимала главное место в русской музыке во времена Мусоргского, Бородина и Чайковского, то к концу XIX века и начала ХХ отходит на второй план. И потребность вносить какие-либо изменение подвергло возрастанию роли балета.

Но и другие жанры, как симфонические, камерные, стали широко развиваться. Огромной популярностью пользуется фортепьянное творчество Рахманинова, который и сам был великим пианистом. Фортепьянные концерты Рахманинова (как и концерты Чайковского, и скрипичный концерт Глазунова) относятся к вершинам мирового искусства.

В последней четверти XIX столетия творчество русских композиторов было признано во всём цивилизованном мире. Среди молодого поколения музыкантов, вступивших в творческую жизнь в конце прошлого – начале нынешнего века, были композиторы и иного типа. Уже первые их сочинения написаны очень по своему: остро, иногда даже дерзко. Таков Скрябин. Одних слушателей музыка Скрябина покоряла вдохновенной силой, других возмущала необычностью. Несколько позднее выступил Стравинский. Его балеты, поставленные во время “Русских сезонов” в Париже, привлекли внимание всей Европы. И наконец, уже в годы первой мировой войны на русском восходит ещё одна звезда – Прокофьев.

Огромную популярность приобретают российские театры. Малый театр в Москве и Мариинский в Петербурге. Примечательной чертой культуры этого периода стали поиски нового театра.

Благодаря деятельности Дягилева (мецената и организатора выставок) театр получает новую жизнь, а русское искусство – широкое международное признание. Организованные им “Русские сезоны” в Париже выступления артистов русского балета относятся к числу этапных событий в истории отечественной музыки, живописи, оперного и балетного искусства.

Актер, режиссер, теоретик сценического искусства, вместе с В.И.Немировичем-Данченко в 1898 г. создал Художественный театр и руководил им.

Необходимо упомянуть и организованные Беляевым в течении многих сезонов “Русские симфонические концерты”, а также “Русские камерные вечера”. Целью их было – знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки. Руководили концертами и вечерами Н.А. Римский-Корсаков и его талантливые ученики А.К. Глазунов и А. К. Лядов. Они разрабатывали план каждого предстоящего сезона, составляли программы, приглашали исполнителей… Исполнялись исключительно произведения русской музыки: многие из них, забытые, отвергнутые ранее русским музыкальным обществом нашли здесь первых своих исполнителей. Например, симфоническая фантазия М.П. Мусоргского “Ночь на лысой горе” впервые прозвучала именно в “Русских симфонических концертах” почти через двадцать лет после создания, а затем была многократна повторена ( “по востребованию публики”, как отмечалось в программах ).

Весьма примечательным явлением в русской музыкальной жизни конца XIX века была так называемая частная опера С. И. Мамонтова в Москве. Сам Савва Иванович Мамонтов будучи подобно Беляеву богатым предпринимателем, организовал в России оперную труппу. С ней он осуществил первые постановки русских опер – “Русалки” А. С. Даргомыжского и “Снегурочки” Н. А. Римского-Корсакова, – которые пользовались у московской публики значительным успехом. Так же он поставил оперу “Псковитянка” Н. А. Римского-Корсакова. С этой оперой, которая нигде не шла, театр выехал на гастроли в Петербург.

На рубеже XIX-XX века возрождается интерес к старинной музыке. Мало-помалу начинается строительство органов в России. В начале XX столетия их можно было буквально пересчитать по пальцам. Появляются исполнители, знакомящие слушателей с органной музыкой прежних эпох и столетий: А. К. Глазунов, Старокадомский. Это время является важным этапом в истории скрипки. Появляется группа виртуозов – композиторов и исполнителей, которые раскрывают неведомые прежде возможности скрипки как сольного инструмента. Возникают новые замечательные произведения, среди которых видное место занимают сочинения советских композиторов. В настоящее время всему миру известны концерты, сонаты, пьесы Прокофьева, Хренникова. Их замечательное искусство помогает нам почувствовать, что за удивительный это инструмент – скрипка.

Читайте также: