Наука италии 17 века кратко

Обновлено: 30.06.2024

Сохраняется политическая раздробленность. Самым крупными были гос-ва- Савойя, Папская область (центр мирового католичества), Неаполитанское к-во. Еще были мелкие страны- Генуя, Венеция, Сан-Марино. В Италии высокая плотность городов, но нет национальных центров. Самым крупным городом был Неаполь. Высокая роль церкви, которая не подлежала светскому суду, имела собственные законы (каноническое право). Экономика находилась в упадке, особенно ремесло. Промышленность перестроилась и теперь настроена на экспорт( шелк-сырец). В 17 веке начался подъем промышленности. Появляются капиталистические аренды, они сделали с\х более интенсивным. Однако хоз-во Италии не может конкурировать с Францией и Англией. Почти все с\х угодья были в руках церкви или аристократии. Основными ист. пополнения казны были акцизы, налоги на потребление и чрезвычайные сборы.

Савойя.Состояла из Савойи, альпийских земель, Пьемонта. Расцвет после Утрехтского мира 1713, по которому герцог Виктор АхмедейII (1765-1730) получил Сицилию. В 1720 он обменял Сицилию на Сардинию у Австрии, а также титул короля. Так появилось Сардинское к-во с центром в Турине. Это милитаристская страна. Виктор провел военную реформу и повысил качество образования. В 1726-1727 заключил договора (конкордаты) с Папой о разграничении духовной и светской власти. Виктор развивал торговлю.

Неаполитанское к-во.

Южная Италия была объединена под властью Неаполитанского короля. Самое обширное гос-во. Главной вехой стало получение политической независимости о Испании. В 1734 Неаполь и Сицилия объединилась под властью Пармского герцога Карла Бурбона. В 1759 он занял испанский трон, а Неаполь оставил своему сыну Фердинанду.

Папская область. Состояла из Рима, Болоньи, Феррары, Равенны, Урбино.

Самое плохо управляемое гос-во, т.к. половина чиновников священники. Здесь кризис просупает сильнее всего, а 17 веке ситуация ухудшилась. Папская область была неприкосновенна, однако сам Рим не могу объединить страну, т.к. не хватало людей.

Внешняя политика Италии. В течении 17 века Италия это территория Испании (Ломбардия, Неаполь, Сицилия, Сардиния самые крупные владения). Испания эксплуатировала эти владения, однако в 1647 вспыхнуло восстание Мазаньелло. Восставшие обратились к Франции и Савойе, однако они не смогли им помочь и восстание подавили. После войны за испанское наследство и Утрехтского мира испанцы ушли и пришли австрийцы (взяли себе Мантую, Неаполь, Сицилию). При австрийцах положение в экономике стало улучшаться. Парма, Тоскана, Пьяченца тоже стали австрийскими. В 1768 о. Корсика был уступлен Франции. После войны за австрийское наследство и заключения Аахенского мира 1748 наступил мир по всей Италии.

Реформы абсолютизма.

Вся деятельность направлена на воплощение идей Просвещения. Самые последовательные в Тоскане, проведенные П. Нери и ФМ. Джанни. Они были при Петре Леопольде. Главный упор на реформацию экономики. В 1767 либерализация внутренней и внешней хлеботорговли, улучшение налогообложения, секуляризация церковного имущества. Петр Леопольд старался ограничить единовластие, развивать местные власти. Антицерковная политика заключалась в закрытые лишних монастырей в 1773, в 1782 упразднение инквизиции, в 1786 сокращение представительства Папы в Тоскане. Самое передовое законодательство (разработано Ч. Беккариа).. В 1782 проект конституции. По проекту предполагалось создание представительных органов, во главе которых стояла главная ассамблея. В других странах реформы не были последовательны, и не имели таких результатов. В Ломбардии составлен кадастр- перепись обрабатываемых земель. Он помогла упорядочивать налогообложение. И также провели секуляризацию церковных земель. В Неаполе тоже был составлен кадастр, он было более точным и практичным. В 1759 Неаполь заключил договора (конкордаты) с Папой о разграничении духовной и светской власти.

Италия и революция.

Революцию приняли неоднозначно. Она нашла широкий отклик. В 1792 появление различных клубов и масонских лож. Власть пытается с этим бороться, проводит репрессии. Церковь выступила против революции. В 1796 Наполеон возглавил войска Франции в Италии. Он победил многие гос-ва и заставил выплачивать их контрибуцию. В 1797-99 французы при поддержке местных якобинцев установили в Италии республики. В конце 1797 Наполеоном были созданы Цизальпийская (Ломбардия) и Циспаданская республики. В 1798 создана Римская республика на месте Папской области. В 1799 создана Неаполитанская республика. Это были опоры Франции в Италии. В 1797 подписан Кампоформийский мир, по которому Ломбардия стала французской, а Венеция австрийской. На итальянской земле развернулось массовое партизанское движение Санта Феде. В 1799 Центральная и Южная Италия была освобождена от французских войск. (им помогали Суворов и Нельсон).

В 1800 Наполеон вновь вторгся в Италию. В 1806 вся страна, кроме Сицилии и Сардинии (там находились бежавшие из Пьемонта и Наеполя короли), оказалась под властью Наполеона. В тоге Пьемонт, Модена, Лигурия, Тоскана и большая часть Папской области были присоединены к Франции. Наполеон назвал новое образование Итальянская республика, а после того как стал императором он назвал ее Итальянским к-вом. Он принял титул короля Италии. На Неаполитанское к-во он посадил своего брата Жозефа, а потом маршала Мюрата. На территории Италии стало распространяться французское законодательство (торговый и уголовный кодекс), что вызвало ломку феодальных отношений. Особый размах в Неаполе, где в 1806 был принят закон об отмене феодализма. Отменили все личные повинности, церковные десятины, но реальные (поземельные платежи0 феодального характера подлежали обязательному выкупу.

В Наполеоновский период ликвидированы все цехи, торговые монополии. Курс Наполеона расходился национальными интересами, например, он сознательно тормозил развитие ткацкой промышленности в Италии.

На Сицилии, которую захватили англичане, в 1812 созван парламент, который принял конституцию (она предусматривала законодательную власть парламента и его право контролировать налогообложение). Провозглашалась независимость Сицилии от Неаполя. В 1810-1814 по все Италии национальный подъем против Франции, особенно возмущались налогами, возникали различные общества (общество карбонариев). Пробовали поднимать восстания, но их подавляли. После отречения наполеона в 1814 восставшие взяли Милан, но Ломбардию не смогли взять, т.к. ее заняла Австрия. Англия и Австрия предложили Мюрату сохранить трон в Неаполе, если он будет сотрудничать. Н согласился, но после высадки Наполеона во Франции, весной 1815, Мюрат вступил в борьбу с Австрией и Англией. Но население его не поддержало, и он был вынужден, в мае 1815, покинуть страну. Это был конец французского владычества в Италии.

Наука в Италии (итал. Scienza in Italia ) имеет долгую историю и традиции, начиная с эпохи возрождения и древнеримской эры. В период возрождения в Италии имел место научный "Золотой Век". Согласно новейшим представлениям "отцом современной науки" является Леонардо да Винчи, заслуженно получивший это звание за счёт своих научных экспериментов.

История

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Великие учёные

Это заготовка статьи о науке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония

Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен

Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Наука в Италии" в других словарях:

Италии — Координаты: 43° с. ш. 12° в. д. / 43° с. ш. 12° в. д. … Википедия

Наука — У этого термина существуют и другие значения, см. Наука (значения) … Википедия

Наука в США — Cерия статей на тему Культура США … Википедия

Наука на Украине — Помещение Президиума НАН Украины на улице Владимирской в Киеве Национальная академия наук Украины (НАНУ) высшая научная организация Украины. Действует на основании Устава, утверждённого Общим Собранием Академии 5 апреля 2002 года, и… … Википедия

Россия. Русская наука: Историческая наука — Главным предметом исторической науки в России является прошлое родной страны, над которым работало и работает наибольшее число русских историков и на которое направлена, главным образом, деятельность разных учреждений, посвященных исторической… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Правительство Италии — Координаты: 43° с. ш. 12° в. д. / 43° с. ш. 12° в. д. … Википедия

Авторы: Т. А. Галкина (Общие сведения, Население, Хозяйство), Т. А. Васильева (Государственный строй), А. Ф. Лимонов (Природа: геологическое строение и полезные ископаемые); А. А. Сафонова (Природа), О. Ф. Кудрявцев (Исторический очерк: 5 – сер. 17 вв.), З. П. Яхимович (Исторический очерк: сер. 17 в. – 1918), Е. С. Токарева (Исторический очерк: после 1918), С. А. Тархов (Хозяйство: транспорт), В. В. Горбачёв (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), H. В. Котрелев (Философия), М. Л. Андреев (Литература: Средневековье и Возрождение), К. А. Чекалов (Литература: 17 в.), Е. Ю. Сапрыкина (Литература: 18–20 вв.), О. А. Назарова (Архитектура и изобразительное искусство: средние века), В. Н. Гращенков (Архитектура и изобразительное искусство: Возрождение, 17 в.), В. А. Крючкова (Архитектура и изобразительное искусство: 20 в.), Ю. В. Келдыш (Музыка), Ю. С. Бочаров (Музыка 14–18 вв.), М. М. Молодцова (Театр), Е. Я. Суриц (Балет), В. И. Босенко (Кино), В. В. Кошкин (Цирк) Авторы: Т. А. Галкина (Общие сведения, Население, Хозяйство), Т. А. Васильева (Государственный строй), А. Ф. Лимонов (Природа: геологическое строение и полезные ископаемые); А. А. Сафонова (Природа); >>

Уже с середины 16 века историческое развитие Италии характеризуется наступлением и победой феодально-католической реакции. Экономически слабая, раздробленная на отдельные самостоятельные государства, Италия оказывается не в силах противостоять натиску более могущественных стран — Франции и Испании. Длительная борьба этих государств за господство в Италии закончилась победой Испании, закрепленной мирным договором в Като-Камбрези (1559). С этого времени судьба Италии оказывается тесно связанной с Испанией. За исключением Венеции, Генуи, Пьемонта и Папской области, Италия в течение почти двух столетий была фактически на положении испанской провинции. Испания вовлекала Италию в разорительные войны, которые часто шли на территории итальянских государств, содействовала распространению и укреплению в Италии феодальной реакции как в экономике, так и в культурной жизни.
Господствующее положение в общественной жизни Италчи занимали аристократия и высшее католическое духовенство. В условиях глубокого экономического упадка страны лишь крупные светские и церковные феодалы еще располагали значительными материальными богатствами. Итальянский народ — крестьяне и горожане — находился в крайне тяжелом положении, был обречен на нищету и даже на вымирание. Протест против феодального и иноземного гнета находит выражение в многочисленных народных восстаниях, вспыхивавших на протяжении 17 века и принимавших порой грозный размах, как, например, восстание Мазаньелло в Неаполе.
Общий характер культуры и искусства Италии в 17 веке был обусловлен всеми особенностями ее исторического развития. Именно в Италии зарождается и получает наибольшее развитие искусство барокко. Однако, будучи господствующим в итальянском искусстве 17 века, это направление не было единственным. Кроме него и параллельно с ним развиваются реалистические течения, связанные с идеологией демократических слоев итальянского общества и получающие значительное развитие во многих художественных центрах Италии.

Итальянское искусство XVII века

Центром развития нового искусства барокко на рубеже XVI-XVII вв. был Рим. "Римское барокко" - мощнейший художественный стиль в искусстве Италии второй половины XVI-XVII в. родился прежде всего в архитектуре и идеологически связан с католичеством, с Ватиканом. Архитектура этого города в XVII в. представляется как будто во всем противоположного классицизму Ренессанса и вместе с тем прочно связанного с ним. Не случайно его предтечей выступает, как уже говорилось, Микеланджело.

Мастера барокко порывают со многими художественными традициями Возрождения, с его гармоничными, уравновешенными объемами. Архитекторы барокко включают в целостный архитектурный ансамбль не только отдельные сооружения и площади, по и улицы. Начало и конец улиц непременно отмечены какими-либо архитектурными (площади) или скульптурными (памятники) акцентами. Представитель раннего барокко архитектор Доменико Фонтана (1543-1607) впервые в истории градостроительства применяет трехлучевую систему улиц, расходящихся от Пьяцца дель Пополо ("Народная площадь"), чем достигается связь главного въезда в город с основными ансамблями Рима. Обелиски и фонтаны, поставленные в точках схода лучевых проспектов и в их концах, создают почти театральный эффект уходящей вдаль перспективы. Принцип Фонтана имел огромное значение для всего последующего европейского градостроительства (вспомним трехлучевую систему хотя бы Петербурга).

Вместе с тем в эпоху раннего барокко не столько создавались новые типы дворцов, вилл, церквей, сколько был усилен декоративный элемент: интерьер многих ренессансных палаццо превратился в анфиладу пышных покоев, усложнился декор порталов, много внимания барочные мастера стали уделять внутреннему двору, дворцовому саду. Особого размаха достигла архитектура вилл с их богатым садово-парковым ансамблем. Как правило, здесь развились те же принципы осевого построения, что и в градостроительстве: центральная подъездная дорога, парадный зал виллы и главная аллея парка по другую сторону фасада проходят по одной оси. Гроты, балюстрады, скульптуры, фонтаны обильно украшают парк, и декоративный эффект еще больше усиливается расположением всего ансамбля террасами на крутом рельефе местности.


Лоренцо Бернини. Фонтан четырех рек на Пьяцца Навона. Рим

Еще более пышным становится архитектурный декор в период зрелого барокко, со второй трети XVII в. Украшается не только главный фасад, но и стены со стороны сада; из парадного вестибюля можно попасть сразу в сад, представляющий собой великолепный парковый ансамбль; со стороны главного фасада боковые крылья здания выдвигаются и образуют парадный двор - так называемый курдонер (франц. cour d'honneur, букв. - почетный двор).

В культовом зодчестве зрелого барокко пластическая выразительность и динамичность усиливаются. Многочисленные раскреповки и разрывы тяг, карнизов, фронтонов в резком светотеневом контрасте создают необычайную живописность фасада. Прямые плоскости сменяются выгнутыми, чередование выгнутых и вогнутых плоскостей также усиливает пластический эффект. Интерьер барочной церкви как место пышного театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства (а с появлением органа - и музыки). Разные материалы (цветные мраморы, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись с ее иллюзионистическими эффектами - все это вместе с прихотливостью объемов создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности. Декоративная насыщенность, изощренность игры плоскостей, вторжение овалов и прямоугольников вместо любимых возрожденческими мастерами окружностей и квадратов усиливаются от одного архитектурного творения к другому. Достаточно сравнить церковь Иль Джезу (1575) Джакомо делла Порта (ок. 1540-1602) с церковью Сант Иво (1642-1660) Франческо Борромини (1599-1667): здесь острые треугольные выступы стен, звездчатый в плане купол создают бесконечно разнообразное впечатление, лишают формы предметности; или с его же церковью Сан-Карло алле куатро Фонтане (1634-1667).


Франческо Борромини. Церковь Сант Иво алла Саниенца. Рим


Франческо Боромини. Купол церкви Сан-Карло алле куатро Фонтане в Риме

Колоннада, как венком, венчала собор, к которому прикоснулась рука всех великих зодчих Возрождения от Браманте до Рафаэля, Микеланджело, Бальдассаре Перуцци (1481-1536), Антонио да Сангалла Младшего (1483-1546). Последним оформлял главный портик ученик Браманте Карло Мадерна (1556-1629).


Лоренцо Бернини. Колоннада площади перед Собором Святого Петра. Рим

Бернини был не менее знаменитым скульптором. Подобно ренессансным мастерам он обращался к сюжетам как античным, так и христианским. Но его образ "Давида" (1623), например, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. "Давид" Бернини - это "воинствующий плебей", бунтарь, в нем нет ясности и простоты образов Кватроченто, классической гармонии Высокого Ренессанса. Его тонкие губы упрямо сжаты, маленькие глаза зло сузились, фигура предельно динамична, тело почти повернуто вокруг своей оси.

Бернини создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (уже упоминавшиеся фонтаны на площади Барберини, площади Навона и др.), и во всех этих работах проявляется их органическая связь с архитектурной средой. Бернини был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви, поэтому в сто алтарных образах, созданных с тем же декоративным блеском, что и другие скульптурные работы, языком барочной пластики (иллюзорная передача фактуры предметов, любовь к сочетанию разных материалов не только по фактуре, но и но цвету, театрализация действия, общая "живописность" скульптуры) всегда четко выражена определенная религиозная идея ("Экстаз Святой Терезы Авильской" 1651 в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме).

Бернини явился создателем барочного портрета, в котором все черты барокко выявлены в полной мере: это изображение парадное, театрализованное, декоративное, но общая парадность изображения не заслоняет в нем реального облика модели (портреты герцога д'Эстс, Людовика XIV).

В живописи Италии на рубеже XVI-XVII вв. можно выделить два главных художественных направления: одно связано с творчеством братьев Карраччи и получило наименование "болонского академизма", другое - с искусством одного из самых крупных художников Италии XVII в. Караваджо.

Аннибале и Агостино Карраччи и их двоюродный брат Лодовико основали в 1585 г. в Болонье Академию вступивших на истинный путь (Accademia degli incamminati), в которой художники обучались по определенной программе. Отсюда и название - "болонский академизм" (или "болонская школа"). Принципы болонской академии, которая явилась прообразом всех европейских академий будущего, прослеживаются в творчестве самого талантливого из братьев - Аннибале Карраччи (1560-1609).

Карраччи тщательно изучал и штудировал натуру. Он считал, что натура несовершенна и ее нужно преобразить, облагородить, для того чтобы она стала достойным предметом изображения в соответствии с классическими нормами. Отсюда неизбежные отвлеченность, риторичность образов Карраччи, пафос вместо подлинной героики и красоты. Искусство Карраччи оказалось очень своевременным, соответствующим духу официальной идеологии и получило быстрое признание и распространение.


Аннибале Карраччи. Венера и Адонис. Вена, Музей истории искусств

Братья Карраччи - мастера монументально-декоративной живописи. Самое знаменитое их произведение - роспись галереи в Палаццо Фарнезе в Риме на сюжеты овидиевых "Метаморфоз"(1597-1604) типично для барочной живописи. Кроме того, Аннибале Карраччи явился создателем так называемого героического пейзажа - пейзажа идеализированного, выдуманного, ибо природа, как и человек (по мнению болонцев), несовершенна, груба и требует облагороженности, чтобы быть представленной в искусстве. Это пейзаж, развернутый при помощи кулис в глубину, с уравновешенными массами куп деревьев и почти обязательной руиной, с маленькими фигурками людей, служащими только стаффажем, чтобы подчеркнуть величие природы. Столь же условен и колорит болонцев: темные тени, локальные, четко по схеме расположенные цвета, скользящий по объемам свет. Идеи Карраччи были развиты рядом его учеников (Гвидо Рени, Доменикино и др.), в творчестве которых принципы академизма были почти канонизированы и распространились по всей Европе.

Микеланджело Меризи (1573-1610), прозванный Караваджо (по месту рождения), - художник, давший наименование мощному реалистическому течению в искусстве, граничащему с натурализмом, - караваджизму, которое обрело последователей во всей Западной Европе. Единственный источник, из которого Караваджо находит достойным черпать темы искусства, - окружающая действительность. Реалистические принципы Караваджо делают его наследником Ренессанса, хотя он и ниспровергал классические традиции. Метод Караваджо был антиподом академизму, да и сам художник бунтарски восставал против него, утверждая свои собственные принципы. Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов, изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы ("Лютнист", ок. 1595; "Игроки", 1594-1595).

Но главными для мастера остаются темы религиозные (алтарные образа), которые Караваджо стремится воплотить с истинно новаторской смелостью как жизненно достоверные. В "Евангелисте Матфее с ангелом" (1599-1602) апостол похож на крестьянина, у него грубые, знакомые с тяжелым трудом руки, изборожденное морщинами лицо напряжено от непривычного занятия - чтения.


Караваджо. Призвание апостола Матфея. Церковь Сан Луиджи Деи Франчези в Риме

У Караваджо сильная пластическая лепка формы, он накладывает краску большими, широкими плоскостями, выхватывая из мрака светом наиболее важные части композиции. Эта резкая светотень, контрастность цветовых пятен, крупные планы, динамичность композиции создают атмосферу внутренней напряженности, драматизма, взволнованности и большой искренности. Караваджо одевает своих героев в современные одежды, помещает в простую, знакомую зрителям обстановку, чем добивается еще большей убедительности. Произведения Караваджо достигали иногда такой силы реалистической выразительности, к сожалению, иногда доходящей до натуралистичности, что заказчики отказывались от них, не усматривая в образах должного благочестия и идеальности (недаром в отношении Караваджо некоторые исследователи применяют термин "жестокий реализм"). Так было с алтарным образом "Успение Богоматери": заказчик отверг его, мотивируя тем, что мастер изобразил не величие Успения Марии, а смерть во всей ее неприглядности.

Пристрастие к натуралистическим деталям, достоверности обстановки не заслоняет главного в произведениях Караваджо, лучшие из которых эмоционально выразительны, глубоко драматичны и возвышенны ("Положение во гроб", 1602). Для зрелого творчества мастера характерны монументальность, величественность композиций, скульптурность формы, классическая ясность рисунка. Вместе с тем градации света и тени становятся мягче, цветовые нюансы - тоньше, пространство - воздушное (уже упоминавшееся "Успение Марии", 1606).

Искусство Караваджо породило и истинных последователей его художественного метода, и поверхностных подражателей, усвоивших лишь внешние приемы. Из наиболее серьезных его последователей в Италии можно назвать Креспи, Джентиллески, всех венецианских "тенебристов"; в Голландии - Тербрюггена и вообще всю так называемую "утрехтскую школу кавараджистов". Влияние Караваджо испытали молодой Рембрандт, в Испании - Рибера, Сурбаран, Веласкес.

С самого своего раннего периода итальянское барокко как стиль формировалось во многом на общих принципах с академической системой болонцев. Идеализация и патетика были особенно близки официальным кругам итальянского общества и церкви - основному заказчику произведений искусства. По этот стиль воспринял нечто и от Караваджо: материальность формы, энергию и драматизм, новшества в понимании светотеневой моделировки. В результате сплава двух разных художественных систем и родилось искусство итальянского барокко: монументально-декоративная живопись Гверчино (Франческо Барбьери, 1591 - 1666) с его реалистическими типажами и караваджистской светотенью, Пьетро да Кортона (Берреттини, 1596-1669), Луки Джордано (1632-1705); станковая живопись наиболее близкого Караваджо Бернардо Строцци (1581 -1644), прекрасного колориста Доменико Фетти (1588/89-1623), испытавшего сильное влияние Рубенса (как, впрочем, и Строцци). Несколько позже, в середине века появились блистательные по своим колористическим достоинствам, мрачно-романтические композиции Сальватора Розы (1615-1673).


Караваджо. Положение во гроб. Ватикан, Пинакотека

В последней трети XVII в. в искусстве итальянского барокко намечаются определенные изменения. Безудержно усиливается декоративность, усложняются композиции и ракурсы, создается впечатление, что фигуры несутся в стремительном и беспорядочном движении. Живопись с ее перспективным иллюзионизмом, по сути, уничтожает стену, "разрывает" потолок или купол, что всегда противоречило правилам классического искусства. Плафон римской церкви Сант-Иньяцио "Апофеоз Святого Игнатия", исполненный Андреа дель Поццо (1642-1709), архитектором, живописцем, теоретиком искусства, которого недаром называли главой "стиля иезуитов", - ярчайший пример такой плафонной живописи с ее "обманом глаз", экспрессивностью выразительных средств, мистицизмом и экстатичностью настроения (Рим, 1684).

К концу столетия в композициях, как монументально-декоративных, так и станковых, все чаще побеждают холодность, риторичность, ложный пафос. Однако лучшие художники все-таки умели преодолеть эти черты позднего барокко. Таковы романтические пейзажи Алессандро Маньяско (1667-1749), монументальная (плафоны, алтарные образа) и станковая (портреты) живопись Джузеппе Креспи (1665- 1747) - художников, стоящих на рубеже нового столетия.


Сальватор Роза.

Читайте также: