Содействие профессиональному самоопределению молодежи кратко

Обновлено: 06.07.2024

Презентация на тему: " Содействие молодежи в профессиональном самоопределении, ориентирование молодых граждан на востребованные социально-экономической сферой профессии в ИТ." — Транскрипт:

2 Содействие молодежи в профессиональном самоопределении, ориентирование молодых граждан на востребованные социально-экономической сферой профессии в ИТ отрасли; мотивация к обучению программированию и совершенствованию технических умений и навыков как основе карьерных возможностей, успешного продолжения обучения в высших и средних специальных образовательных учреждениях, а также приобретения учащимися дополнительных компетенций, необходимых для успешного трудоустройства, продолжения образования или начала предпринимательской деятельности. НАША ЦЕЛЬ

3 КЛЮЧЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА ЗА ДВА С ПОЛОВИНОЙ ГОДА ( ) 47 РЕГИОНОВ РФ 62 центров Твой курс 372 тренеров, волонтеров принимало участие учащихся приняло участие в 4251 мероприятиях проекта и узнали о своих возможностях в ИТ-сфере учащихся прошли тренинги, курсы, семинары в центрах проекта 2500 школ и организаций сотрудничали с центрами проекта в регионах

7 Школьников удовлетворены качеством проведения мероприятий и работой тренеров и волонтеров проекта Школьников отмечают для себя пользу от участия в курсах и мероприятиях проекта Школьников выражают желание продолжить/получить образование или начать карьеру в ИТ-сфере, заинтересованы в продолжении изучения программирования КЛЮЧЕВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ УЧАСТНИКОВ МЕРОПРИЯТИЙ

9 ПРОШЛИ НЕВЕРОЯТНЫЕ КОНКУРСЫ Победители конкурсов получили ценные призы, а также возможность посетить офисы крупнейших ИТ- компаний и побывать на международных соревнованиях Imagine Cup в США РАЗБУДИ ИНВЕСТОРА! МОЙ МИР KODU

11 НОВАЯ ИНИЦИАТИВА Увлекательное программирование начинается здесь! Код-Класс - яркая инициатива проекта Твой курс: ИТ для молодежи по созданию сети детских открытых клубов программирования, реализуемая при поддержке и содействии корпорации Microsoft и организаций партнеров.

12 «Программирование - вторая грамотность… общее достояние, фундаментальнейшее свойство современного человека. Нас вдохновляют слова Андрея Петровича Ершова:

13 Мы хотим рассказать и показать, что программирование творческий и захватывающий процесс, дающий возможность реализовать свой потенциал в любой сфере деятельности и личных интересов учащихся, а также обучить базовым навыкам программирования как можно больше российской молодежи, прежде всего тех, кто не сталкивался/не задумывался/или только начинает проявлять интерес в сфере ИТ.

14 КОД-КЛАСС Движение Код-Класс призвано объединить образовательные учреждения, талантливых учителей, наставников, ресурсы и возможности, чтобы сделать обучение детей программированию на всей территории нашей страны доступным, полезным, интересным и увлекательным.

15 Цель в гг. Сеть из 300 клубов открытых программирования для школьников (6-18 лет), управляемая талантливыми учителями, волонтерами

16 КОД-КЛАСС Среда для профессионального развития педагогов и сообщество учителей

18 ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ? Знакомиться и встречаться Искать единомышленников Учиться Обучать и вдохновлять Проводить мероприятия Участвовать в конкурсах и поддерживать ваши мероприятия Делиться лучшими практиками и рассказывать о работе клубов Программировать!

19 ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ?

21 КАК ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ? 1. Пройти регистрацию на сайте Этапы регистрации в системе: – Подать заявку от учителя/школы – Зарегистрировать свой код класс 2. Проводить занятия и рассказать о своих мероприятиях на странице своего клуба 3. Следить за рассылкой и информацией, принимать участие в общепроектных событиях и конкурсах вместе с учащимися

25 ПООЩРЯЕМ АКТИВНЫХ УЧАСТНИКОВ

29 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Останин Яков, руководитель проекта Татьяна Пирог, координатор проекта

Профессиональное самоопределение – осознанный выбор направления трудовой деятельности. Важно, чтобы оно осуществлялось с пониманием ответственности за реализацию намеченного пути. Выбор профессии – процесс динамичный и многоступенчатый. Чтобы трудовая деятельность была приятной частью жизни, следует регулярно анализировать совершаемые действия и результаты. Если промежуточные итоги сигнализируют о том, что настало время изменений, нельзя их игнорировать.

Не стоит торопиться трактовать ощущение необходимости сменить сферу деятельности собственной слабостью или временной прихотью. Периодически условия жизни меняются. Мы рефлексируем, пересматриваем цели – все это неотъемлемые составляющие полноценной жизни.


Сущность профессионального самоопределения

Емко определить основы профессионального самоопределения удалось профессору факультета психологии МГУ им. Н. Ломоносова С. Пряжникову. В его понимании они представляют собой поиск личных смыслов в выбираемой и осваиваемой специальности. Это ещё раз подчеркивает, что без любимого дела в жизни сложно целостно развиваться.

У профессионального самоопределения есть ряд функций:

  • Целостное осознание индивидуальных психических и физических особенностей. Анализ и познание своих личностных особенностей (психология личности).
  • Принятие сложившихся социально-экономических условий жизни.
  • Изучение разных видов деятельности, их сравнение, выбор места в социуме.
  • Освоение выбранной профессии. Формирование субъективных критериев оценки себя, как специалиста.

Также важно изучить структуру профессионального самоопределения. Теоретических её вариаций много, но на практике зачастую принято использовать разработку Е. А. Климова на основе идей выдающегося советского психолога С. Л. Рубинштейна. Эта модель профессионального самоопределения позволяет разложить процесс на три плоскости и наглядно продемонстрировать ценность успешной профориентации, а также её зависимость от особенностей личности.

Она включает следующие компоненты:

Профессиональное самоопределение учащихся

Впервые человек знакомиться с трудовой деятельностью в дошкольном возрасте. Развитие координации движений и мелкой моторики требует от малышей много усилий. Постепенно они осознают, что для достижения желаемого необходимо предпринимать действия.


В начальной школе происходит укрепление этого понимания. Для этого используются разные формы активности – игровая, учебная и непосредственно трудовая. Также в этот период происходит знакомство с социальными ролями, общими признаками разных специальностей.

Профессиональное самоопределение подростков происходит в 5-7 классах. В это время школьники уже могут объяснить, чем одна профессия привлекает их больше остальных. Также они готовы детально описать обязанности, требования, которые она выдвигает.

Огромную роль в становлении первых трудовых навыков и формировании образа разных специалистов играют семья и образовательные учреждения. От готовности учителей и родителей помочь разобраться в разных сферах жизни во многом зависит поддержание интереса к ним.

Профессиональное самоопределение старшеклассников

Ученики старшей школы впервые предпринимают серьезные шаги в профессиональном и личностном самоопределении. Они начинают глубже изучать интересующую область на факультативах, специальных подготовительных курсах. Чтобы их выбор был обдуманным, требуется внимательное отношение старшего поколения к ним.

Важна в этот период полноценная профориентационная подготовка, погружение в обстановку разных профессий. Для этого организовываются экскурсии, встречи с представителями разных специальностей.

Предстоящий переход от привычного образа жизни за партой к серьезному углублению в выбранную сферу – огромный стресс. Важно, чтобы педагоги и психологи подготовили старшеклассников к предстоящим переменам. Они должны помочь в профессиональном самоопределении с помощью познавательных уроков, индивидуальных бесед.

Большая ответственность в этот период лежит также на членах семьи будущих студентов. Не стоит отказывать юным личностям в беседах на волнующие их темы, а также навязывать собственное мнение как единственно верное. Создайте атмосферу принятия, доверия, поддержки. Этим вы поможете старшеклассникам убедиться в возможности реализовать собственные образы светлого будущего.

Профессиональное самоопределение в молодом и зрелом возрасте

Становление личности как профессионала, не заканчивается с получением диплома о средне-специальном или высшем образовании. После нескольких лет стабильной работы в определенной сфере часто возникает переоценка смыслов и целей, результатом которой может стать смена рода деятельности.


В психологии это явление детально изучено известным психологом Э. Ф. Зеером. Являясь основателем научной школы становления личности в профессионально-образовательной среде, он провел ряд интересных исследований. Результатами многолетней работы стали ценные выводы:

Единственное предостережение, которое делают исследователи, связано с явлением деструктивной ревизии жизни. Чтобы избежать его, важно замечать не только ошибки и провалы. Необходимо уметь ценить свой труд, выделять малейшие достижения.

Культура профессионального самоопределения личности

Общественное представление о профессиональном самоопределении личности претерпело за последние два столетия сильные изменения. В 20-х годах прошлого века достаточно было просто трудоустроиться. В 40-х большое внимание уделялось оценке особенностей личности. Впервые было отмечено, что их учет помогает установить степень профпригодности. После 70-х общество переключилось на важность индивидуального подхода к выбору специальности.

Сейчас изучению профессиональному самоопределению специалистов посвящена особая сфера – профориентационная деятельность. Основными задачами ее являются помощь и поддержка человека в самоопределении. После полученных результатов психологических и социологических исследований сложно отрицать, что развитие общества напрямую зависит от самореализации каждого человека.


Проблема профессионального самоопределения личности

Современный рынок труда стремительно меняется. Это обуславливает сложность выбора специальности. Постоянно появляются новые профессии, а популярные ранее сильно трансформируются или уходят в прошлое.

Выбирая карьерный путь, каждый должен осознавать последствия решения. Поэтому не стоит пренебрегать анализом востребованности выбранной специальности. Для этого стоит изучить её технологии, значимость в современных реалиях, ознакомиться с прогнозами на будущее. Утрата возможности работать по выбранной профессии – стресс, который негативно отразится на всей жизни человека. Поэтому не стоит поддаваться иллюзиям, делать выбор на эмоциях.

Развитие личности и профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение и целостное развитие личности неразрывно взаимосвязаны. С одной стороны успешная трудовая деятельность – важнейший компонент социализации человека, который сильно влияет на удовлетворенность жизнью. Обратная сторона медали заключается в том, что без непрестанного изучения потребностей и всестороннего саморазвития люди не могут достичь успеха в профессии.

А. Маслоу делал акцент на том, что самоактуализация человека напрямую обусловливается увлеченностью работой. Когда человек находит место в обществе, ему проще двигаться к поставленным целям. Его жизнь наполняется смыслом и позитивом, а общество получает еще одного сильного члена, способного стимулировать прогресс.


Факторы профессионального самоопределения личности

В сжатом виде они отображаются в рассмотренной ранее модели Е. А. Климова. Рассмотрим их детальнее. Первая составляющая – внутренние мотивационные факторы:

  • Личные предпочтения. Сюда входят потребности, желания, внутренние мотивы, моральные ценности.
  • Представления о комфортном уровне жизни. Включают индивидуальный образ желаемого будущего (место проживания, готовность к командировкам, график жизни).
  • Собственная оценка трудовой деятельности. Индивидуальные представления о престиже и привлекательности профессии. Также сюда входят размышления по поводу сложности возлагаемых обязанностей, субъективная оценка открывающихся перспектив.

Профессиональное самоопределение также зависит от ряда внешних факторов:

  • Социальное положение. Огромное влияние оказывают стереотипы, сложившиеся в мышлении под воздействием условий жизни в детстве и юности. Формирование отношения к работе зависит от позиции старшего поколения, которое ежедневным примером неосознанно влияет на образ будущего в мыслях подростков.
  • Окружение. Сюда относятся уже озвучиваемые родителями, родственниками, друзьями рекомендации.
  • Состояние рынка труда. Играют значимую роль востребованность и популярность профессии. Часто ошибочный выбор занятия является следствием подмены истинных желаний. Человек отодвигает в сторону свое мнение и переключается на приоритеты знакомых.

Сюда же можно добавить влияние средств массовой информации.

Этапы профессионального самоопределения личности

Общепринятой моделью описания жизненного процесса профессионального самоопределения является периодизация Дональда Сьюпера. Он выделил пять этапов самореализации личности:

  1. Рост (0-14 лет). Характеризуется формированием детских фантазий, сменой их на предпочтения. Заключительной фазой является самоопределение способностей и субъективная оценка профессий.
  2. Исследование (15-24). Личность пробует себя в разных ролях, анализируя степень удовлетворенности, возможность развития в разных сферах.
  3. Карьерное становление (25-44). Представляет окончание профессионального самоопределения, составление плана достижения поставленных целей.
  4. Сохранение достижений (45-64). Индивид развивается в выбранном направлении, сохраняя и умножая возможности.

Пятый этап — спад (65 и старше). Происходит планомерный выход из трудовой деятельности. Человек больше наблюдает за чужой работой, чем занимается собственной.

Вывод

Осознанное профессиональное самоопределение развивает сильные стороны, помогает ощущать удовлетворение от проделанной работы, занять достойное положение в социуме. Человек чувствует себя нужным членом общества, легче идет на контакт. Удовольствие от проделанной работы и радость от возможности обсудить волнующие человека сферы жизни – ценный ресурс энергии.

Предметом анализа является взаимодействие социальных процессов и индивидуального профессионального самоопределения, в результате которого формируется и осуществляется профессиональный выбор как социальный процесс. В этом взаимодействии были выделены два принципиально различных аспекта. Один – влияние многообразных внутригрупповых и внутриорганизационных процессов на профессиональную ориентацию каждого из своих членов, другой – выяснение, каким образом структура и функции социальной общности, социальной системы преломляются в структуре и функциях профессиональной адаптации отдельного индивида через профессиональное самоопределение как социального процесса. Функциональное назначение профессионального самоопределения состоит в том, чтобы адаптировать свершающиеся профессиональные факты, явления культурного и профессионального плана к уже сформировавшимся, ранее существовавшим взглядам, мнениям и оценкам. Названные функции профессионального самоопределения по сути дела в целом являются адаптационными механизмами. Методология определения социальных индикаторов успешной адаптации предполагает систему взглядов, которая призвана уточнить ее эпистемологический статус, связывая ее с различными теориями знания, а также вписать профессиональные индикаторы, характеризующие феномен профессионального самоопределения, в панораму существующих взглядов.


1. Акимова И.А. Проблемы формирования статусно-ролевой идентичности в условиях постиндустриальной трансформации // Матер. III Всерос. социолог, конгресс: Моск. гос. ун-т. – 2008. – С. 43–47.

2. Гейжан Н.Ф. Пути повышения престижа рабочих профессий: метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 44-78.

3. Дианкина М.С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы (психолого-педагогический аспект). – М.: РГМУ, 2000. – С. 30-31.

4. Дискин И.С., Авраамова Е.М. Адаптация населения и элит // Общественные науки и современность. – 1999. – № 1. – С. 34-38.

5. Емекеев А.А. Проблемы адаптации молодых специалистов к новым условиям хозяйственной деятельности // Проблемы современной экономики. – 2002. – № 3. – С. 17-23.

6. Петров Д.С. Социокультурная адаптация молодежи в период радикальных трансформаций. – М.: Фирма Светотон ЛТД, 2005.

7. Саймон Герберт А. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. Мир человека. – Осень 1993. – Т. 1. Вып. 3. – С.9, 16-38.

8. Селеванов В.В. Свойства субъекта и его жизненный цикл // Психология индивидуального и группового субъекта / под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – С. 310-328.

9. Сергиенко Е.А. Природа субъекта: онтогенетический аспект // Проблема субъекта психологической науки. – М.: Академический проект, 2000. – С. 184-202.

10. Фокина Р.А. Особенности становления профессионала (на примере профессии психолога) // Ежегодник Российского психологического общества. – М., 1996. – С. 24-26.

Одной из ключевых проблем, несущей в себе предпосылки решения многих социальных задач, является профессиональное самоопределение. Что такое профессиональное самоопределение в контексте социального поведения человека? В какой мере человек, как субъект своей активности, использует имеющийся у него личностный опыт (представления о ценностях, жизненных планах, своих личностных возможностях и т.д.) в качестве средств адаптации, а также посредством каких механизмов осуществляется достижение целей профессиональной деятельности и саморазвития? Необходимость новых подходов к анализу социального поведения диктуется потребностями социальной практики. Поэтому исследование такого сложного феномена как профессиональное самоопределение является необходимой предпосылкой для развития научных представлений о качественном разнообразии конкретных проявлений социального поведения [8]. Профессиональное самоопределение как проявление социального поведения обусловлено не только социальными детерминантами, но непосредственно связано с процессом профессиональной адаптации индивида, и это еще один важный аспект нашего исследования.

Основное внимание в исследованиях профессионального самоопределения отводится рассмотрению его социальных функций, которые, по сути, выступают механизмом и условием социальной адаптации. Важнейшая из них - функция профессиональной адаптации индивидов в социально-приемлемых рамках. В названном контексте предназначением анализа профессионального самоопределения является описание, а затем классификация и, наконец, объяснение профессионального поведения, обеспечивающего стабильную профессиональную социализацию в обществе, при этом профессиональные нормы выступают в роли теорий, объясняющих содержание той или иной профессии в рамках определенной когнитивной структуры. Отличительной чертой этой структуры является трансформация информационных элементов в репрезентативно-образные, сопровождающиеся превращением описания в объяснение. То есть человек видит профессию не такой, какой она является на самом деле, а сквозь призму собственных желаний, интересов и представлений, так, как она представлена в процессе профессиональной ориентации.

В процессе социальной адаптации, когда профессиональное самоопределение как цель реализуется в деятельности, происходит активное, но противоречивое в своей основе взаимодействие между целью и средствами. С одной стороны, средство предоставляет человеку возможности, которые по определению более обширны, чем данная цель. С другой стороны, средство именно есть то, что ничего собою не представляет само по себе, а есть лишь ради другого и в этом другом имеет свое определение и свою ценность [9]. Это противоречие в профессиональном самоопределении, обнаруживающееся на том этапе адаптации, когда не находит свое разрешение планируемая цель, которая становится средством для достижения адекватных показателей. Этот процесс должен быть бесконечным, в противном случае мир целей не сможет сохранить свою самостоятельность. На второй ступени, где цель осуществляется, воплощаясь в результате деятельности, профессиональное самоопределение проявляет себя как объективированный процесс, в котором может быть снято противоречие между субъективной целью и объектом. Но это возможно только в том случае, если цель на протяжении всей деятельности сохраняет свою самостоятельность как нечто устойчивое.

Таким образом, для понимания социальных механизмов адаптации необходим анализ различных форм выбора через профессиональное самоопределение как социального поведения. В рамках данной формы социального поведения, проявляемого как адаптация, целеполагание имеет смысл рассматривать как социально и культурно детерминированный процесс, регулируемый социальными стереотипами, ценностями и нормами и частично выходящий за рамки этой детерминации только в поведении целерациональном. Во второй форме социального поведения, основанной на практическом опыте, профессиональное самоопределение выступает как постановка задач, целей операций и действий, а знание здесь существует только в форме цели. Для современных представлений о роли профессионального самоопределения в принятии индивидом личностных решений, в осуществлении им своего выбора характерно подчеркивание активного, избирательного отношения к социальной среде, способности не просто отбирать, систематизировать и комбинировать условия существования, но и манипулировать ими [8].

Социальная адаптация - сложный и глубоко индивидуализированный процесс, при анализе которого внимание естественно обращается к субъективным механизмам, личностным чертам, личностной ситуации и т.д. Именно поэтому так важно учитывать социальную природу профессионального самоопределения, многоуровневую в пространстве и накапливаемую во времени социальную детерминацию как самой этой способности, так и конкретных процессов и форм ее проявления. Человек осуществляет социальное поведение, т.е. ставит цели и выбирает стратегию движения к ним, будучи включен в социальный процесс. Более того, само социальное поведение (в нашем исследовании как проявление способности к социальной адаптации через механизм профессионального самоопределения), к предвосхищению результата в сознании можно рассматривать как продукт этой деятельности. Человеческое сознание и мышление как необходимые предпосылки профессионального самоопределения есть особая способность социального субъекта [6].

Таким образом, профессиональное самоопределение может быть как подготовкой к успешной социальной адаптации, так и сложным ее проявлением. Однако оно может стать и устаревшим стереотипом реакции, так и не приобретшим или потерявшим актуальность. Ценности чаще других аспектов профессионального самоопределения рассматриваются в качестве регуляторов адаптации, причем адаптация, основанная на ценностях, считается высшим уровнем развития личности. Нельзя с очевидностью предполагать, что структура ценностных ориентаций является раз и навсегда сформированной субстанцией, однако если ориентация на значимые ценности присутствует, то интерес представляет исследование того, какие именно значимые ценности связаны с высоким уровнем профессионального самоопределения. В зависимости от того, какие мотивы преобладают в процессе достижения цели, существенным образом меняется и характер всех процессов индивидуальной адаптации. Профессиональное самоопределение признается в качестве высшей мотивации человека, движущей силы в реализации собственного потенциала во всех сферах жизни. Поскольку мотивация имеет побуждающую к действию функцию, то она обеспечивает все компоненты процесса профессионального самоопределения. Так, при высокой мотивации возрастает эффективность достижения целей, более тщательно происходит выбор средств для ее достижения, более значимой становится оценка результата [4]. Использование максимально широкого взгляда на проблему профессионального самоопределения как механизма и условия адаптации позволяет соотнести различные цен­ности.

Социокультурные детерминанты, определяющие динамику развития профессионального самоопределения как условия успешной адаптации, целесообразно сводить к познавательным, ценностным и поведенческим.

Познавательные элементы профессионального самоопределения проявляются через понимание субъектами своих профессиональных интересов - личных, коллективных, государственных, общественных, региональных, глобальных. Поэтому интегративным элементом профессионального самоопределения можно считать профессиональное сознание, составляющее часть общего мировоззрения отдельного человека, отдельной группы или иной профессиональной общности.

Ценностные элементы профессионального самоопределения предполагают анализ существующих в обществе социально-профессиональных ценностей, что является ключевым моментом изучения характера и особенностей профессиональной адаптации. Одним из главных достоинств социально-философского подхода в описании структуры ценностей является возможность сопоставления результатов, когда ценностные предпоч­тения напрямую увязываются с данными эксперименталь­ных методик. Профессиональное самоопределение, пони­маемое как система ценностных ориентаций, в профессиональном выборе и самоопределении включает в себя три ключевых компонента: ценность, установку и субъективную структуру.

Таким образом, социокультурные детерминанты - это социально-профессиональные, экономические отношения каждого данного общества, которые проявляются как познавательные ценностные, поведенческие элементы и интересы. Профессиональные интересы обусловлены положением тех или иных социальных групп, но вместе с тем они не сводятся к этому положению, поскольку не существуют вне того или иного их выражения, в виде взглядов, позиций, морали, идеологии этих социальных групп. Выявление взаимозависимости между профессиональным интересом и профессиональным поведением, уровнем его активности приобретает значение закономерности.

Цель исследования - изучить феномен профессионального самоопределения как механизм адаптации учащейся молодежи в современном мире.

Материал и методы исследования

Основой исследования являются данные анкетирования 460 учащихся начальных профессиональных учебных заведений городов и районов Республики Башкортостан. В ходе исследования применялись опросные методы, проведен анализ полученных результатов. Статистическая обработка материалов проводилась с использованием корреляционного анализа с использованием пакета программ SPSS12.0, SPSS13.0. В качестве информационной базы проанализированы материалы государственной статистики.

Результаты исследования

Диагностика профессионального самочувствия учащейся молодежи связана, прежде всего, с выявлением - в динамике - тех профессиональных проблем, которые вызывают наибольшую неудовлетворенность. В рамках мониторинга учащейся молодежи особое внимание уделялось также и инерционному аспекту изменений: что изменилось, что осталось устойчивым? Многие феномены рыночного образа жизни воспринимаются значительной частью респондентов не как аномальные, в то же время происходит переориентация от общественных приоритетов к личным. Необходим был не только анализ ситуации, связанный с проблемой, но и выявление общих закономерностей становления и осознания, поиск возможностей оказывать оптимизирующее влияние на их развитие. С этой целью было проведено на молодежной выборке специальное исследование, направленное на изучение предпосылок становления профессиональной культуры, т.е. знаний и установок, необходимых для ее формирования.

Анализ результатов серии экспериментальных исследований проблемы профессионального самоопределения в контексте социальной адаптации учащейся молодежи решал следующие задачи: во-первых, проведение сравнительного анализа особенностей развития профессионального самоопределения как показателя уровня социальной адаптивности; во-вторых, выявление условий и факторов, влияющих на профессиональное самоопределение.

Основными социальными сферами, формирующими профессиональное самоопределение в обществе, по утверждению респондентов, являются семья - 62 %, образовательные учреждения - 26 %. Большинство считают формирование профессионального самоопределения необходимым условием для преодоления негативных последствий, связанных с неудовлетворенностью выбранной профессии - 76 % респондентов дали положительный ответ. Результаты показали, что определенная часть респондентов, наиболее активных и предприимчивых, демонстрировала профессиональную адаптивность, используя новые профессиональные возможности общества. Однако здесь возникает новый аспект в понимании профессиональной адаптивности - морально-этический, который требует специального рассмотрения.

В процессе опроса мы также анализировали динамику некоторых личностных свойств, лежащих в основе профессиональной адаптивности в профессиональной среде. На вопрос о том, насколько обладание теми или иными личными качествами, характеризующими профессиональное самоопределение, влияет на оценку респондентами того, являются ли они социально-адаптивными, можно ответить, обратившись к данным таблицы 1.

Связь между личностными качествами профессионального самоопределения и субъективной самооценкой социальной адаптированности

В современном мире проблема профессионального самоопределения является достаточно важной. С каждым годом появляется все больше молодых, новаторских профессий, а вопрос о выборе жизненного пути стоит острее. Подростковый период учеными характеризуется, как достаточно сложный и противоречивый, отличающийся неопределенностью в целях, желаниях, стремлениях. Поэтому процесс профессионального самоопределения должен сопровождаться определенными посредниками (в виде учителей, преподавателей, родителей и специально подготовленных программ и мероприятий). Актуальность проблемы профессионального самоопределения заключается в том, что молодые люди очень часто неосознанно подходят к выбору вуза и специальности. А в дальнейшем и учебное заведение, и направление подготовки не соответствует интересам и способностям молодых людей, что может привести к нереализованности, эмоциональному выгоранию и психологическим расстройствам. Проблема была и остается важной и на сегодняшний день по причине того, что государство и рынок труда всегда заинтересованы в квалифицированных специалистах, а люди заинтересованы в самореализации.

Ключевые слова: молодежь, студенчество, профессиональное самоопределение, готовность, учебно-профессиональная деятельность.

FUNDAMENTALS OF THE FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY OF YOUNG PEOPLE

Bazaeva F.U.*

Chechen State Pedagogical Institute, Grozny, Russia

Abstract

Today, the problem of professional identity presents significant importance. Every year sees more and more new, innovative types of occupation, and the question of choosing a life path becomes more pressing. Scientists define the adolescent period as quite complex and contradictory, characterized by uncertainty in goals, desires, and aspirations, therefore, the process of the formation of professional identity should be accompanied by certain intermediaries (in the form of teachers, parents as well as specialized programs and activities). The relevance of the problem of professional identity lies in the fact that young people very often perfunctorily approach the choice of university and professional occupation and consequently, both the educational institution and the direction of training do not correspond with the interests and abilities of young people, which can lead to unreached potential, emotional burnout and psychological disorders. The problem was and is important today because the state and the labor market are always interested in qualified specialists, and people are interested in self-actualisation.

Keywords: youth, students, professional identity, readiness, educational and professional activity.

Проблема профессионального самоопределения неоднократно становилась объектом пристального исследования отечественных и европейских ученых психологов и педагогов. Мы можем вспомнить такие известные имена, как Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Д.А. Леонтьев, Н.С. Пряжников, Г.П. Щедровицкий.

К вопросу профессионального самоопределения обычно подходят различных сторон: с одной стороны – с точки зрения, как способности, так и готовности строить жизнь, ориентируясь только на свою индивидуальность и, в какой-то мере, уникальность, а с другой стороны учитывается такой фактор, как способность человека к саморегуляции. Существует и третья точка зрения, коммуникационного характера – способность к социально-коммуникативному и межгрупповому общению.

Профессиональное самоопределение многие исследователи в своих работах интерпретируют, прежде всего, как процесс выбора профессии.

Например, Э. Ф. Зеер в своих работах пишет, что профессиональное самоопределение – это, прежде всего, осознанное сопоставление и согласование профессионального потенциала и востребованности на профессиональном рынке, а также раскрытие смысловой нагрузки выполняемой профессиональной деятельности [2, С. 206].

С. П. Крягжде делит процесс профессионального самоопределения на несколько этапов. В начале пути к профессии молодой человек руководствуется либо рангом и предпочитаемым статусом, либо определением конкретной профессии, то есть делает социальный выбор.

Также ученый считает, что если молодой человек еще не до конца определился со своей будущей профессией, то он пользуется чем-то обобщенным, выбирая только направление деятельности или профессиональную сферу, откладывая конкретизацию на более поздний период. В целом С. П. Крягжде считает, что профессиональное самоопределение, как ограничение себя определенной профессиональной сферой или же конкретной профессией
[11, С. 22-39.].

Обобщая мнения ученых, занимавшихся этим вопросом, можно сделать вывод, что профессиональное самоопределение – это в первую очередь многогранный, разноплановый процесс, рождающий и развивающий новые смыслы деятельности [1, С. 56]. С точки зрения результативности процесс профессионального самоопределения призван подвести человека к осознанию необходимости выбора, последующему определению и итоговому выбору наиболее объективной профессии.

И. С. Кон в своих работах замечает, что профессиональный путь каждого человека, как правило, начинается еще в детстве через различные ролевые игры. А завершается этот процесс в старших классах школы, когда встает необходимость в выборе определенной профессиональной сферы или отдельной профессии [2, С. 91].

Вопросы профессионального самоопределения и его роли в развитии и становлении человека, неоднократно поднимались в ботах ведущих ученых педагогов и психологов. Эта проблема и сегодня остается одной из самых актуальных и часто обсуждаемых в научных кругах.

Наиболее подходящим временем для профессионального самоопределения считается подростковый возраст. И именно от успешности этого выбора зависит развитие и завершение профессионального самоопределения.

На профессиональный выбор оказывает влияние ряд факторов. Их можно разделить на 2 категории.

Внешние факторы отражаются в недостаточной осведомленности о рынке труда, актуальных профессиях, материальных доходах.

К внутренним факторам относятся объективная оценка собственного потенциала, профессиональной предрасположенности и т.д.

И, учитывая тот факт, что социум находится в постоянном развитии, на школьника, находящегося в процессе профессионального самоопределения могут влиять разные причины и обстоятельства.

Возвращаясь к исследованиям Е. А. Климова, можно выделить пять причин, влияющих на ошибочный выбор профессии:

Существует множество путей для достижения цели профессионального самоопределения. Представим схематически поэтапно процесс профессионального самоопределения (рис.1)

19-02-2021 13-47-02

Рис. 1 – Поэтапность процесса профессионального самоопределения

Итак, анализируя данный процесс с точки зрения целеполагания и этапов профессионального самоопределения можно отметить его длительность, а результат во многом зависит от степени формирования у школьника адекватного отношения, прежде всего, к себе, как к участнику и субъекту профессиональной деятельности.

Профессиональное самоопределение является составной частью трудового и экономического воспитания. Процесс профессионального самоопределения реализуется через профессиональное просвещение [10, С. 100].

Профессиональное просвещение при помощи профпропаганды, профинформации и профагитации информирует учащихся о наиболее востребованных профессиях на рынке труда, как в регионе, так и во всей стране, о наиболее актуальных, востребованных профессиях и о способах овладения ими [5, С. 220].

Одним из базовых компонентов профессионального самоопределения является профдигностика – изучение учащихся с целью выработки рекомендаций в выборе будущей профессии. В качестве методического инструментария используются тесты, опросники, деловые семинары и конференции.

Процесс профессионального самоопределения включает в себя организацию школ по профориентации. Данная процедура реализуется по трем направлениям [7, С. 12]:

– ознакомление участников со спецификой различных профессий и специальностей, с требованиями к подготовке к овладению данными профессиями;

– приобщение к трудовой культуре, показ привлекательности трудовой деятельности;

– организация допрофессиональной подготовки и начального профобучения [3].

Эффективность данных мероприятий проявляется по показателю готовности к выбору будущей профессии, и может проявляться в уже сформированном проф. выборе, достаточных знаниях о выбранной профессии, оценке своего внутреннего потенциала.

Итак, как мы видим, процесс профессионального самоопределения пересекается с процессом профессионального становления. Профстановление характеризуется поэтапным усвоением профессиональных навыков и компетенций в процессе учебно-профессинальной деятельности.

Переход молодого человека из статуса школьника в статус студента обозначает для него, прежде всего, новый самостоятельный этап в жизни. На этом этапе, порой решается судьба человека, и именно от него самого и зависит направление и качество дальнейшая жизни.

Оканчивая школу, молодые люди зачастую сталкиваются с реальностью жизни, не всегда совпадающей с их представлениями о ней. И, для осуществления намеченных планов, вчерашним школьникам необходимо потратить много сил и времени, проявить стойкость и уверенность в своем выборе [6].

Профессиональное самоопределение по сути своей – это, прежде всего, определенность в выборе профессионального пути, профессии, учебного заведения, и дальнейшего места работы. Для утверждения в правильности профессионального выбора и более надежного освоения выбранной профессии необходимо уже на первых порах обучения учитывать индивидуальное профессиональное и личностное самоопределение студентов. Многочисленные исследования специалистов психолого-педагогических наук говорят о необходимости ориентирования педагогического процесса, прежде всего, на личность человека [9].

Также хочется отметить разницу между профессиональным выбором и профессиональным самоопределением. Различие состоит в том, что профессиональный выбор – это решение, которое затрагивает лишь ближайшую перспективу человека. В свою очередь профессиональное самоопределение – это развитие человека в выбранной им профессии и поиска ее смысла.

Пряжников Н.С. считает, что одним из важнейших помощников в профессиональном самоопределении являются средства массовой информации. И на самом деле СМИ информируют людей о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях, тем самым ориентируя молодого человека, находящегося в стадии самоосознания и самоопределения, в профессиональном мире.

Основной целью профессионального самоопределения Пряжников Н. С. называет создание внутренней осознанности и самостоятельности в планировании, корректировке и реализации перспектив профессионального и личностного развития [8, C. 327]. По его мнению, важно не только воспитать в школьнике умение анализировать имеющиеся таланты и способности, но умение соотносить их с реальной картиной существующего рынка труда и сущностью желаемой профессии.

Главной задачей профессионального самоопределения является формирование у молодого человека понимание ценности профессии, развитие стремления к осознанию и осмыслению важности самореализации и самосовершенствования в ней. Важно научить студента разработке дальнесрочного профессионального плана, в связи с тем, что вуз не препятствует дальнейшему поиску профессиональных областей деятельности. Вуз не может гарантировать правильность выбора профессии студентом, ее соответствие его желаниями и способностям, но вполне может помочь в корректировке дальнейшего профессионального пути [4, C. 220].

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что суть профессионального самоопределения заключается в осознанном выборе определенной специальности, понимании профессии и поиске себя в ней. Первой ступенью является профессиональный выбор по окончанию школы. Следующая ступень – поступление в вуз на выбранную специальность. После окончания вуза человека ожидает еще комплекс шагов, который и сделает его профессионалом в своем деле. Комплекс этих шагов и считается профессиональным самоопределением.

Список литературы / References

Список литературы на английском языке / References in English

Читайте также: