Социологические взгляды народников п лаврова и н михайловского кратко

Обновлено: 07.07.2024

Социологические работы Лаврова. Идеи субъективной социологии в "Исторических письмах". Этико-субъективный подход, парадигмальная модель освоения действительности. Работы и статьи Михайловского. Нравственный идеал становится как мерило ценности истории.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 09.06.2009
Размер файла 26,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

По учебной дисциплине: Социология

Субъективная школа в русской социологии (П. Л. Лавров, Н. К. Михайлов)

Содержание

1. Лавров Пётр Лаврович (1823 1900)

2. Михайловский Николай Константинович (1842 1904)

Введение

Субъективное направление возникло в конце 60-х годов XIX в. и просуществовало до Октябрьской революции, подвергнувшись значительной эволюции.

Субъективная школа была представлена такими именами, как С. Южаков, Н. Кареев. В ней обнаруживаются несколько поколений последователей: Н. Рейнгардт, В. Чернов, Н. Русаков, Е. Колосов, М. Менский, Э. Энгельгардт, П. Мокиевский, А. Красносельский и другие. Но ведущие теоретики субъективной школы Петр Лаврович Лавров и Николай Константинович Михайловский -- а субъективизм (субъективный метод) был наиболее популярным направлением русской социологической мысли -- включали психологию в анализ и объяснение исторических и социальных процессов, которые происходили в мире. Впервые основополагающие идей субъективной социологии были сформулированы П.Л. Лавровым в “Исторических письмах” (1870).

Влияние этой школы на русскую интеллигенцию было огромным. Целью данной работы: рассмотреть отдельно наиболее заметных представителей (Лавров, Михайловский). И не смотря на явные идейные сходства, хочу задержать взгляд на самобытности каждого социолога в отдельности.

1. Лавров Пётр Лаврович (1823 1900)

Основные социологические работы, написанные Лавровым,-- “Исторические письма” (1870), “Формула прогресса Михайловского” (1870), “Социологи--позитивисты” (1872), “Знание и революции” (1874), “Кому принадлежит будущее” (1874), “Введение в историю мысли” (1874), “О методе в социологии” (1874), “Государственный элемент в будущем обществе” (1876), “Противники истории” (1800), “Теория и практика прогресса” (1881), “Социальная революция и задачи нравственности” (1884), “Задачи понимания истории” (1898), “Опыты истории мысли Нового времени” (1894, 1 т.) и “Важнейшие моменты в истории мысли” (1903).

Справедливость делается необходимым и высшим условием собственного достоинства личности. Причём справедливость человек признаёт как своё начало, как необходимый элемент своего существования, но дополняет его сознанием равноправности эгоизмов других и равной обязанности для каждого уважать чужое достоинство. Открывает же мир справедливости для эгоистической личности любовь как первый этап расширения его ограниченного пространства.

2. Михайловский Николай Константинович (1842 1904)

Николай Константинович Михайловский (1842--1904) -- выдающийся ученый-социолог, популярный писатель, литературный критик и публицист.

Наиболее крупные работы и статьи Михайловского -- “Что такое прогресс?” (1869), “Аналогический метод в общественной науке” (1869), “Орган, неделимое, общество” (1870), “Теория Дарвина и общественная наука” (1870), “Философия истории Луи Блана” (1871), “Что такое счастье?” (1872), “ Идеализм, идолопоклонничество и реализм” (1873) .“Борьба за индивидуальность” (1875), “Вольница и подвижники” (1877), “Герои и толпа” (1882), “Научные письма. К вопросу о героях и толпе” (1884), “Патологическая магия” (1887), “Еще о героях” (1891), “Еще о толпе” (1893).

Принципиально важным является вопрос продуцирования субъективного метода в теориях как Лаврова П. Л., так и Михайловского Н.К., соотнесённости субъективизма с идеей прогресса, анализа категориальной основы в доктринах народнических мыслителей.

В основании социологических доктрин обоих мыслителей лежал нравственный идеал, идея целостной личности. Именно она, индивидуальность, с производимым из неё нравственным обустроением мира, становилась мерилом сущего. Поскольку действительные тенденции жизни вступали в нравственный конфликт с реальностью, то задача социолога и историка менялась. Учёный должен был исследовать мир не в его реальных тенденциях и противоречиях, а в их будущих формах. Мыслитель был призван исследовать не жизнь, а факторы её улучшающие, отыскать основы человеческого счастья.

Сила для общественных преобразований принадлежит народу, и только он сам может её употребить. Личность противостоит общественным формам только тогда, когда за ней стоит большинство, масса, сплочённая своими потребностями и интересами. Михайловский замечал: один герой ничего не сделает, не совершит в истории, если его не поддержит большинство.

Массовые движения отличает нераздельность индивидуальных и общественных интересов. Личность только тогда способна повести за собой массы, когда хотя бы на словах выражает интересы этой массы, толпы. В этом случае личность выступает как сила действующая, как воплощение сознательного. Массы же, казалось бы, являются образцом бессознательного. Но Михайловский не упрощает проблемы, а пытается затронуть её глубинные пласты: дело не в героях, считает он, а в особенностях настроения, в характере явлений культурной среды в данный момент и в положении масс в данной стране.

Заключение

В данной работе были рассмотрены теории двух представителей русской субъективной школы :Лаврова П. Л. И Михайловского Н. К.

Итак, основоположником субъективной щколы является Лавров П.Л., в изучении социологии он опирался на философию, историю и этику. Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире (то, что позднее стали называть "предсоциологией"), понять специфику именно человеческого общества, проследить разные состояния социо-культурной эволюции, начиная с первобытных форм, (их остатки в настоящем в виде народных суеверий, традиций, верований) и, кончая цивилизованными формами, включающими великие цивилизации древнего мира, культуру античности, средневековья и нового времени. В этом отношении он был одним из пионеров так называемых генетической и исторической социологий. Сочинения Лаврова, посвященные истории мысли, как специфической черте человеческого общества, рисуют читателю широкую панораму мировой эволюции. Его, как и Конта, волновал процесс "подготовления" мысли - космические, геологические, физико-химические, биологические и, наконец, психологические линии эволюции, вплоть до "сопутствующих" мысли социальных процессов, ибо мысль и культурное неотделимы от социального, как личность неотделима от общества.

Центральная проблема социологии Михайловского, как и многих других исследователей второй половины XIX в., была связана с выяснением природы, функций и противопоставлением двух видов связей людей в обществе. При этом в основу кладутся не выяснение конкретных отношений человека к человеку, а абстрактное отношение общества к человеку (и наоборот).

Роль социолога, по мнению сторонников этого направления, заключается не в бесстрастном фиксировании фактов и критике существующих общественных форм и действий. Социолог прежде всего должен быть практиком, т.е. стремиться воплотить свои идеи, реально участвовать в общественном прогрессе. В связи с этим социология как наука оказалась подчинена необходимости реализации социалистического идеала. Произошло слияние науки с политической идеологией.

Этой школой, которая очень близка к психологической социологии Л. Уорда, в XIX веке были получены плодотворные результаты. Но в XX веке ее творческая активность стала снижаться. Тем не менее она дала несколько сильных работ. Наиболее важные среди них “Социальные антагонизмы” Ю. Делевского и “Очерки мировоззрения” Н. К. Михайловского, “Теория разделения труда как основа научной социологии” Е. Колосова.

Литература

1. Виленская Э.С. "Н.К.Михайловский и его идейная роль в народническом движении 70-х-начала 80-х годов XIX века" М 1979

2. Голосенко И. А., Козловский В. В. История русской социологии XIX-XX вв. Пособие. Онега, М.: 1995.

3. Казаков А.П. Теория прогресса в русской социологии конца XIX века, Лен. Ун-та, 1969 г.

4. Новикова С.С. История развития социологии в России: Учеб. пособие. -- М.: Издательство “Институт практической психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 1996.

5. Лавров П.Л. Избранные сочинения на социально-политические темы в восьми томах. М., 1934

6. Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в двух томах. Т.2 М., 1965.

7. Лавров П.Л. Исторические письма.//Философия и социология . Т. 1, Мысль, М.: 1965.

8. Южаков С.Н. Субъективный метод // Социологические этюды - СПб. 1891.

Подобные документы

Цель данной работы – рассмотреть основы субъективной школы в русской социологии. Представители субъективной школы – Лавров Петр Лаврович, Михайловский Николай Константинович, Южаков Сергей Николаевич, Кореев Николай Иванович. Обоснование прогресса.

реферат [26,8 K], добавлен 02.01.2009

Психологическая школа социологии - субъективно-идеалистическая концепция общества конца 19 века. Знакомство с французским социологом Г. Лебоном. Характеристика школ субъективной социологии. Социологические исследования П. Лаврова. Знание психологии масс.

реферат [22,9 K], добавлен 24.02.2011

Изучение основных этапов развития социологической мысли в России. Обзор основополагающих идей субъективной социологии и классического позитивизма. Анализ творчества социальных мыслителей П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского, Г.В. Плеханова, М.М. Ковалевского.

реферат [25,3 K], добавлен 29.03.2012

История развития социологической мысли в России. Концепция историко-культурных типов Н.Я. Данилевского. Субъективная школа: Н.К. Михайловский и П.Л. Лавров. Историко-сравнительная социология М.М. Ковалевского. Вклад в развитие социологии П. Сорокина.

презентация [987,1 K], добавлен 23.11.2014

Возрождение социологии как науки в конце 50-х — начале 60-х г. Идеи субъективной социологии П. Лаврова и Н. Михайловского. Центральная тема творчества П. Сорокина — проблема социокультурной динамики. Зарождение и развитие социологической мысли в Украине.

контрольная работа [33,4 K], добавлен 17.04.2011

Особенности развития социологии в России, как науки в ХIХ-ХХI веках. Описание учений и работ основоположников российской социологии - Лаврова, Михайловского, Южакова, Стронина. Народническое, либеральное, марксистское, анархическое направление социологии.

контрольная работа [31,2 K], добавлен 28.09.2010

Анализ различных подходов к структуре социологии. Трехуровневая модель социологии и ее роль в развитии науки. Основы структурирования социологического знания. Основные категории и функции социологии. Место социологии в системе общественных наук.

И все-таки в России анархизм не стал доминирующим течением общественной мысли, в том числе и в области социологии. Наибольшее влияние на умы людей анархизм имел в 70-х годах прошлого столетия. Затем это влияние пошло на убыль. В начале 80-х годов российская философско-социологическая мысль по сути дела отмежевалась от анархизма, а в ряде случаев открыто порвала с ним. В дальнейшем были свои приливы и отливы влияния анархизма на общественное сознание, обусловленные исторической обстановкой и, конечно же, тем, что отдельные идеи анархизма до сих пор не утратили своей привлекательности в силу их либеральной и гуманистической направленности.

Содержание

Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина.……………….…………..…..3
Социологически взгляды народников П. Лаврова и Н. Михайловского..7
Психологическое направление Е. Де-Роберти и Н. Кареева……………..11
Легальный марксизм П. Струве и М. Туган-Барановского………….…15
Плюралистическая концепция М. Ковалевского………………………. 20
Социологический неопозитивизм П. Сорокина………………………….22
Список литературы………………………………………………….……….28

Работа содержит 1 файл

расп. содерж. лист 20-21.docx

  1. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина.……………….…………..…..3
  2. Социологически взгляды народников П. Лаврова и Н. Михайловского..7
  3. Психологическое направление Е. Де-Роберти и Н. Кареева……………..11
  4. Легальный марксизм П. Струве и М. Туган-Барановского………….…15
  5. Плюралистическая концепция М. Ковалевского………………………. 20
  6. Социологический неопозитивизм П. Сорокина………………………….22
  7. Список литературы…………………………………………………. ……….28

1. Анархизм М. Бакунина и П. Кропоткина.

Теоретическое содержание и практическая направленность анархизма были всесторонне обоснованы в трудах русских мыслителей и революционеров Михаила Бакунина (1814-1876) и Петра Кропоткина (1842-1921). Они в свою очередь опирались на труды таких западноевропейских теоретиков анархизма, как Ш. Фурье, М. Штирнер и П. Прудон.

Социалист-анархист, по заявлению Бакунина, живя для самого себя, в то же время служит всему обществу. Он естествен, умеренно патриотичен, но зато всегда очень человечен. Такая вот занимательная характеристика свободного анархического социалиста.

Проблемам нравственного регулирования отношений между людьми П. Кропоткин придавал большое значение. Он считал, что нравственные чувства глубоко коренятся в биологической природе людей. В процессе общественной жизнедеятельности эти их чувства получают дальнейшее развитие и обогащение, приобретают социальный смысл и значение. Таковы изначальные нравственные чувства взаимной поддержки и солидарности, лежащие в основе морали.

Таковы теоретические и практические установки анархизма, изложенные его российскими вождями. Они опровергают те стереотипы в предоставлении об этом течении русской и мировой общественной мысли, которые навязывались нам до недавнего времени официальной литературой. Последняя преподносила анархизм как явление теоретически и практически сугубо негативное, оправдывающее под флагом анархистского понимания свободы всякие беспорядки и потому в основе своей разрушительное.

И все-таки в России анархизм не стал доминирующим течением общественной мысли, в том числе и в области социологии. Наибольшее влияние на умы людей анархизм имел в 70-х годах прошлого столетия. Затем это влияние пошло на убыль. В начале 80-х годов российская философско-социологическая мысль по сути дела отмежевалась от анархизма, а в ряде случаев открыто порвала с ним. В дальнейшем были свои приливы и отливы влияния анархизма на общественное сознание, обусловленные исторической обстановкой и, конечно же, тем, что отдельные идеи анархизма до сих пор не утратили своей привлекательности в силу их либеральной и гуманистической направленности.

2. Социологические взгляды народников П. Лаврова и Н. Михайловского.

При этом он постоянно подчеркивал, что субъективный метод в социологии не означает произвольного толкования явлений общественной жизни. Эти явления надо осмыслить научно, а для этого необходимо опираться на объективную правду науки. Вместе с тем объективный анализ социальных явлений неизбежно дополняется субъективными оценками их со стороны социолога исходя из его нравственных и иных позиций. Другого быть просто не может. К тому же и сами явления общественной жизни - политические, экономические, нравственные и другие - несут в себе, писал Михайловский, большой заряд субъективности, идущий от сознания, чувств и воли субъектов, вызывающих к жизни эти явления и выступающих в качестве творцов истории.

3. Психологическое направление Е. Де-Роберти и Н. Кареева.

Психологическое направление в социологии России сложилось в 1890-х годах. Именно в это время вышли фундаментальные труды наиболее ярких его представителей Е.В. Де-Роберти, Н.И. Кареева и других. В теоретическом отношении их труды базировались на идеях, высказанных французами Г. Тардом и Г. Лебоном, немцами М. Лацарусом, X. Штейнталем, американцами Л. Уордом и Ф. Гиддингсом, а также русскими социологами П. Лавровым и Н. Михайловским, которые, как и указанные мыслители Запада, были склонны к известной психологизации в объяснении явлений общественной жизни.

Главные труды Е.В. Де-Роберти (1843-1915) и Н.И. Кареева (1850-1931) касались фундаментальных проблем общественного развития - его изначальных причин и движущих сил, основного содержания и направленности, прогресса и регресса в развитии общества, роли масс и личности в истории и т. д. Все эти проблемы решались ими исходя из признания главной роли в поведении и деятельности людей их индивидуальной и коллективной психологии.

Социологические концепции П.Л. Лаврова о роли личности в истории
Психологическое направление в русской социологии начало развиваться в конце XIX - начале XX века, являясь выражением общего для социальных наук того в.

Позитивизм в русской социологии
Изучение основных этапов развития социологической мысли в России. Обзор основополагающих идей субъективной социологии и классического позитивизма. Ана.

Введение в историю русской социологии
Вторая половина XIX века — время стремительного перехода России на рельсы новой, индустриальной, цивилизации, что обострило как старые социальные проб.

Основные этапы развития социологии в России
Социологические теории народников. Органицизм и натуралистическое направление. Субъективная, плюралистическая школа Ковалевского. Ортодоксальный маркс.

Социология: методическое пособие к семинарским занятиям / сост. Т.В. Козырева, - Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет, РИЦ ЮГУ, 2008. – с.

© Югорский государственный университет, 2008
СОДЕРЖАНИЕ

Семинар № 1: Классические социологические теории.

Семинар № 3: .Методика прикладных социологических исследований

Семинар № 4: .Общество.

Семинар № 5: Социальные изменения.

Семинар № 6: Социальное действие и взаимодействие.

Семинар № 7: Неравенство.

Семинар № 8: Социальная стратификация и социальная мобильность.

Семинар № 9: .Социальный статус и социальная роль.

Семинар № 10: Личность.

Семинар № 11: Социализация.

Семинар № 12: Девиантное поведение.

Семинар № 13: Социальный контроль.

Семинар № 14: Социальный конфликт.

Семинар № 15: Социальные институты..

Семинар № 16: Культура.

Тема 1. Классические западные социологические теории

Знать термины: позитивизм, эволюционизм, органицизм, психологизм, социал-дарвинизм, социальная статика, социальная динамика, механическая и органическая солидарность, антипозитивизм, понимающая социология, парадигма, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология.

  1. Предпосылки возникновения социологии
  2. Позитивизм и натурализм в социологии
  3. К. Маркс и его роль в социологии
  4. Психологическое направление
  5. Классическая немецкая социология

Литература

Тема 2: Русская социологическая мысль

Знать термины: субъективная социология, субъективный метод в социологии, психологическое направление социологии, позитивизм, неопозитивизм, анархизм, общественность, надорганиченное, технический детерминизм, экономический детерминизм, легальный марксизм, плюралистическая социология

Основные направления русских социологических школ

- географическое (Л.И. Мечников)

- органическая школа (Е.В. де Роберти, А.Я. Новиков)

- социолого-юридическое (Н.М. Коркунов, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Б.Н. Чичерин)

- марксистская школа (М.И. Туган-Барановский, А.А. Богданов, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, П.Б. Струве, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев)

- субъективная школа (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев)

- социологическая система П.Сорокина

- анархизм М. Бакунина и П.Кропоткина

Темы для докладов

Тема 1: Анархизм М. Бакунина и П.Кропоткина

  1. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лаврененко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; под ред.проф. В.Н. Лаврененко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с.65-70.
  2. Социология. Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 407 с. – с.81-86.

Тема 2: Социологические взгляды П. Лаврова и Н. Михайловского

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф.Ю.Г. Волкова – Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Гардарики, 2003.- 512 с. – с.36-38.

2. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Гардарики, 2004.- 592 с. – с.51.

3. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лаврененко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; под ред.проф. В.Н. Лаврененко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349

5. Социология. Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 407 с. – с.86-91.

Читайте также: