Социологическая концепция бурдье кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Введение 2
Базовые понятия П. Бурдье: социальный агент и габитус 3
Общество как социальное пространство 5
Социальные поля П. Бурдье и их свойства 9
Заключение 12
Список литературы 13

Прикрепленные файлы: 1 файл

4. Бурдье.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Черных Анна Юрьевна

СОЦИОЛОГИЯ ПЬЕРА БУРДЬЕ

Реферат по истории социологии

студентки 2-го курса очной формы обучения

Романовский Н. В.

доктор исторических наук,

  1. Введение 2
  2. Базовые понятия П. Бурдье: социальный агент и габитус 3
  3. Общество как социальное пространство 5
  4. Социальные поля П. Бурдье и их свойства 9
  5. Заключение 12
  6. Список литературы 13

Введение

Базовые понятия П. Бурдье: социальный агент и габитус

Для социологических взглядов Бурдье характерны два основных, базовых понятия: социальный агент и габитус.

Габитус, по Бурдье, есть порождающий принцип, в соответствии с которым объективно классифицируется практика, и принцип классификации практик в представлениях агентов. Отношения между этими двумя процессами определяют тип габитуса: способность продуцировать определенный вид практики, классифицировать окружающие предметы и факты, оценивать различные практики и их продукты. (то, что обычно называют вкусом), что также находит выражение в пространстве стилей жизни агентов.

Общество как социальное пространство

По мнению Бурдье, социальное пространство имеет двойственную природу, оформляющие общество структуры существуют в двух ипостасях.

Физическое пространство определяется по взаимным внешним сторонам образующих его частей, в то время, как социальное пространство — по взаимоисключению (или различению) позиций. Социальные агенты помещены в некое место социального пространства, которое может быть охарактеризовано через его релятивную позицию по отношению к другим местам и через дистанцию, отделяющую это место от других. Социальное пространство стремится преобразоваться в физическое с помощью, например, искоренения или депортации некоторых нежелательных людей.

Социальное деление, объективированное в физическом пространстве, функционирует одновременно как принцип видения и деления, как категория восприятия и оценивания, то есть, как ментальная структура. Именно посредством такого воплощения в структурах присвоенного физического пространства, приказы социального порядка и призывы к негласному порядку объективной иерархии превращаются в системы предпочтений и в ментальные структуры.

Социальное пространство, таким образом, вписано одновременно в объективные пространственные структуры и в субъективные структуры. Социальное пространство как таковое предрасположено к тому, чтобы позволять видеть себя в форме пространственных схем.

Социальное пространство - это не физическое пространство, но оно стремится реализоваться в нем более или менее полно и точно. Физическое пространство - это социальная конструкция и проекция социального пространства, социальная структура в объективированном состоянии, объективация и натурализация прошлых и настоящих социальных отношений.

Социальное пространство абстрактно, конституировано ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.), Реализованное физически социальное пространство представляет собой распределение в физическом пространстве различных видов благ и услуг, а также индивидуальных агентов и групп, локализованных физически и обладающих возможностями присвоения этих более или менее значительных благ и услуг.

Способность господствовать в присвоенном пространстве, главным образом за счет присвоения (материально или символически) дефицитных благ, которые в нем распределяются, зависит от наличного капитала. Обладание капиталом обеспечивает, помимо физической близости к дефицитным благам, присутствие как бы одновременно в нескольких местах благодаря экономическому и символическому господству над средствами транспорта и коммуникации.

Социальные поля П. Бурдье и их свойства

Социальное пространство включает в себя поля, где агент может занимать позиции одновременно в нескольких из полей. Поле, по Бурдье, - это специфическая система объективных связей между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте, в конкуренции или в кооперации, определяемыми социально и в большой степени не зависящими от физического существования индивидов, которые эти позиции занимают.

Поле есть место отношений сил и борьбы, направленной на трансформацию этих отношений и, как следствие, это место непрерывного изменения. Связность, которую можно наблюдать в определенном состоянии поля, ее внешнее проявление как ориентации на какую-то одну определенную функцию являются продуктами конфликта и конкуренции.

Поле не имеет частей, составляющих. Каждое субполе имеет свою собственную логику, свои правила, свои специфические закономерности. Каждое поле конституирует потенциально открытое пространство игры, ограничения которого есть динамические границы, являющиеся ставками в борьбе внутри самого этого поля.

Как уже было рассмотрено, в теории можно сравнивать социальное пространство и географическое пространство, внутри которого выделяются области. Это пространство сконструировано таким образом, что агенты, группы или институции, размешенные в нем, имеют тем больше общих свойств, чем более близки они в этом пространстве, и тем меньше, чем более они удалены друг от друга. В реальности пространственные и социальные дистанции не совпадают.

Социальное пространство сконструировано так, что агенты, занимающие сходные или соседние позиции, находятся в сходных условиях, подчиняются сходным обусловленностям и имеют все шансы обладать сходными диспозициями и интересами, а следовательно, производить сходные практики. Представления агентов меняются в зависимости от их позиции (и связанных с ней интересов) и от их габитуса, взятого как система схем восприятия и оценивания. Вследствие этого габитус производит практики и представления, поддающиеся классификации и объективно дифференцированные, но они воспринимаются непосредственно как таковые только теми агентами, которые владеют кодом, схемами классификации, необходимыми для понимания их социального смысла.

Восприятие социального мира есть продукт двойного структурирования. Со стороны объективной оно социально сконструировано, поскольку свойства, присущие агентам или институциям предстают в сочетаниях, имеющих неравную вероятность, например, у обладателей изящной речи больше шансов быть увиденными в музее, чем у тех, кто ею не владеет. Со стороны субъективной оно структурировано в силу того, что схемы восприятия и оценивания, в особенности те, что вписаны в язык, выражают состояние отношений с символической властью.

В период с 1941 по 1947 год является интерном в лицее Луи-Барту. В 1951 году был принят в Высшую нормальную школу.

В период с 1981 по 2001 год является профессором социологии в Коллеж де Франс. В 1990-е годы играет заметную роль в общественно-политической жизни Франции.

В 1993 году становиться первым социологом, который получает золотую медаль Национального центра научных исследований. Данная медаль является самой престижной французской наградой в области науки.

Научные труды

Является автор тридцати пяти книг и четырёхсот статей. Данные работы довольно высоко ценят в плане теоретических и эмпирических исследований. Но, несмотря на это, его работы подверглись различной критике.

Основные работы

  • "Начала" (сборник текстов, связанных с проблемам социологии знания);
  • "Практический смысл" (основные вопросы взаимодействия философского и социологического познания);
  • "Рынок символической продукции" (отношения между полем ограниченного массового производства).

Бурдьё довольно часто писал совместно с другими социологами. В ходе многолетней проделанной работы им была создана собственная научная школа, которая стала самой крупной во Франции со времен Эмиля Дюргкейма.

Социологическая концепция Бурдье

Является наследником классической социологии и философии. Он совмещал в себе большинство из главных социологических подходов. В социологии Бурдьё следует выделять несколько главных особенностей:

Готовые работы на аналогичную тему

  • Стремление преодолеть, применяя основные нововведения, целый ряд существующих дилемм в социальной науке;
  • Постоянная разработка совершенно новых идей, независимо от их источника в методологическом плане;
  • Культура является системой определенных символов и значений и представляет собой основную роль в сохранении и воспроизводстве социального неравенства;
  • Общество является местом жестокой и постоянной борьбы, в ходе которой появляются различия, которые являются содержанием социального бытия. Социальность представляет собой различия, которые в свою очередь приводят к иерархии, которая невозможна без постоянного соперничества, притязаний, случайностей и неизбежностей.

Главной идеей его социологии является социальное пространство, поле, культурный и социальный капитал, габитус. Роль и место агента в данном пространстве предопределяет экономический капитал. Он может являться в самых разных видах, например как культурный, социальный и символический капитал, который обычно называют престижем, репутацией, именем и т.п.

Актор представляет собой субъект с внутренней активностью. Большое количество данных акторов составляют собой массу, или то, чему можно придать форму и чему придается форма.

Вводит понятие габитуса, которое обозначает звено между объективными структурами и агентами.

В него входит совокупность диспозиций, то есть моделей действия и восприятия, которые индивид получает в процессе социализации. Он является посредником в включение агента в социальные отношения. Концепция габитуса оказала огромное влияние на социальные науки современности.

Социологи традиционно пользовались абстрактными базовыми понятиями. Этот заимствованный из философии приём даёт возможность строить удобные модели, с удовлетворительной точностью описывающие те или иные социальные явления. Именно эмпирическая адекватность служит оправданием этого метода, являющегося главным и самым мощным инструментом социальной науки. С развитием социологии накапливается множество более или менее абстрактных понятий, описывающих все новые и новые регулярности социальной действительности, которое, начиная с определённого этапа, достигает критического уровня сложности. Разрешение же такого кризиса требует пересмотра базовых концептов, снимающего схоластический характер накопленных абстракций, раскрывающего их действительное содержание.

Можно указать на две принципиально различающиеся теоретические позиции относительно пространства: субстанциальную и реляционную. Субстанциализм, который в Новое время представлен прежде всего Р. Декартом, интерпретирует пространство в качестве сущности телесной субстанции.

С реляционной точки зрения пространство рассматривается не как самостоятельная сущность, а как порядок отношений, образуемых взаимодействующими объектами, причём вне этой системы взаимодействий пространство не существует. Так, согласно Г. В. Лейбницу, монады представляют собой субстанции, то есть вещи сами по себе. Он утверждал, что пространства, каким оно дано чувствам и каким его изучает физика, не существует, поскольку оно состоит из возможностей и не содержит ничего актуального. Однако существует порядок расположения монад соответственно точке зрения, с которой они отражают мир. Каждая монада воспринимает мир в своей, лишь ей присущей перспективе, и в этом смысле можно говорить о пространственном положении монад. Таким образом, пространство, по Лейбницу, есть свойство вещей самих по себе. Реляционная трактовка пространства, определяемого в каждый момент конфигурацией сил, сводит его к порядку возможного сосуществования монад. Для реляционизма пространство служит общей формой координации объектов и их состояний, откуда следует зависимость свойств пространства от характера взаимодействия объектов.

Далее, П. Бурдьё утверждает дискретность и принципиальную неделимость социальных отношений, отсутствие у них какой-либо внутренней структуры. Главным свойством социального отношения является то, что оно выступает необходимым условием практик, представлений или непосредственных взаимодействий индивидуальных и коллективных агентов. На уровне феноменов социальное отношение проявляет себя либо как распределение условий социального действия, либо, в аспекте практик и представлений, как сила. По сути, именно силы учреждают социальное пространство, а потому оно не является пассивным вместилищем предметов социологического познания, но само активно изменяется. Мы можем получать содержательную информацию о движении социального пространства, исследуя форму распределения (как материальных, так и идеальных) предпосылок и условий практик и представлений.

Важно отметить, что для Г. В. Ф. Гегеля у сил нет собственных субстанций, выступающих их носителями и сохраняющими их: сила всегда различие между чем-то и его иным. Сила — отрицательное единство в определении непосредственно существующего нечто (см. [10, с. 158–159.]).

Социальное пространство есть силы в их соотношениях. Однако сила не имеет самостоятельности, а всегда обозначает свойства социальной структуры. Отсюда следуют методологические требования, которых П. Бурдьё придерживался при исследовании различных полей, даже если эти требования не формулировались явно:

В текстах П. Бурдьё часто встречается противопоставление силовых и смысловых отношений, восходящее к М. Веберу, который, в свою очередь, воспринял его из неокантианства. Напомним, что Р. Декарт различал протяжённую (или материальную) субстанцию, свойства которой сводились к причинно-следственным отношениям, и мыслящую (или духовную) субстанцию, чьи характеристики полностью исчерпывались телеологическими отношениями. Каждая из двух субстанций предполагала свой, особый способ объяснения: если в случае протяжённой субстанции речь шла об объяснении явлений через предшествующие действующие причины, то мыслящей субстанции соответствовало объяснение через целевые, или конечные, причины.

Двойное структурирование социальной действительности

Второй аспект двойного структурирования социальной действительности — структурный. Он состоит в том, что все в социальной действительности структурировано. Во-первых, социальные отношения неравномерно распределены в пространстве и во времени. Во-вторых, агенты неравномерно распределены между социальными структурами — не все (индивидуальные и коллективные) агенты и не в одно и то же время принимают участие в одних и тех же социальных отношениях. В-третьих, объективации социальных отношений, которые П. Бурдьё называет капиталами, также неравномерно распределены между (индивидуальными и коллективными) агентами. В-четвёртых, инкорпорированные социальные отношения, к каковым относятся: диспозиции, социальные представления, практические схемы, — распределены крайне неравномерно. Агенты, исходя из своих практических схем (то есть интериоризированных социальных отношений), по-разному структурируют социальную действительность. Структура субъективного структурирования, проявляющаяся через распределение различных видов этого структурирования между агентами, гомологична структуре объективного структурирования, поскольку решающую роль в субъективном структурировании играют интериоризированные объективные структуры: практические схемы адаптируются к позиции агента уже хотя бы в силу того, что их содержание обусловлено предшествующей социальной борьбой и потому пусть в превращённой форме, но отражает конфигурацию социальных сил.

Социальное пространство и поле

Поле — это подпространство социального пространства, определяемое специфической силой — ансамблем различий активных свойств, обусловливающих его специфику, его отличие от любого другого подпространства. Поле есть специфическая система отношений между различными позициями, структурно обусловленными и в большой степени не зависящими от физического существования индивидов, которые эти позиции занимают. Иными словами, при синхронном рассмотрении поле представляет собой структурированное пространство позиций. Поля характеризуются, в том числе, свойствами составляющих их позиций, которые могут быть исследованы независимо от характеристик занимающих их индивидов. Агенты (индивидуальные или групповые) определяются в поле реляционно — их позициями, отличающимися друг от друга властью и влиянием, получаемой материальной и символической прибылью, ценой, которую надо заплатить, чтобы их занять, и так далее.

Сила — это не собственность или владение чем-то, а практики. Конечно, практики как таковые не могут существовать вне определённых социальных условий, но в данном случае упор делается именно на действие. У силы нет ни других объектов, ни других субъектов, кроме других сил, и нет иного бытия, кроме социальных отношений. Всякая сила может быть истолкована как отношение господства— власти или влияния.

Далее, поле обладает единством в том смысле, что оно не поддаётся реальному разбиению на части. Поскольку отдельное поле заполняет область социального пространства, то в нём можно мысленно выделить позиции. Однако эти позиции нельзя интерпретировать как самостоятельно существующие социальные системы, как части, которые бы можно было отделить одну от другой. Каждое поле (и даже субполе) социального пространства едино и одно; меняются лишь различные состояния одного и того же поля. В силу того, что поле как ансамбль отношений нельзя разделить на части, для его описания невозможно корректно использовать субстанциальные понятия. Индивидуальные и коллективные агенты не могут считаться источниками поля, поскольку конституирующие его структуры предпосланы им как необходимые условия их практик.

Топология социальной действительности

Библиография

Содержание

Новые произведения

Популярные произведения

Гуманитарный портал ISSN 2310-1792 About • Agreement • Terms of Use Гуманитарное пространство в рамках одного ресурса: гума­ни­тар­ные науки, рынки гума­ни­тар­ных зна­ний, методов и техно­ло­гий, обще­ст­вен­ное раз­ви­тие, госу­дар­ст­вен­ные и кор­пора­тив­ные стра­тегии, управ­ле­ние, обра­зо­ва­ние, инсти­туты, фаб­рики мысли. Гума­нитар­ные иссле­до­ва­ния и ана­ли­тика, рей­тинги, прог­нозы, энцик­ло­пе­дия, биб­лио­тека. Всё для изу­че­ния и про­ек­тиро­ва­ния гума­нитар­ного развития.


Свой вклад в социологию внесли много выдающихся ученых, одним из которых был Пьер Бурдье. Гражданин Франции, рожденный в 1930 году, философ, культуролог, автор теоретической концепции социального пространства, поля, культурного и социального капитала. Он считал, что место субъекта в социальном пространстве определяет экономический капитал, который может быть рассмотрен в аспекте культурного, социального и символического активов.

Краткая биография

Биография Пьера Бурдье насыщена разнообразными событиями. Он принимал активное участие в политических трансформациях и много учился. Будущий социолог родился в 1930 году в Дангене (Франция). Его отец – крестьянин, семья матери – мелкие собственники. В 1941-1947 гг. Пьер Бурдье учился в лицее Луи Барту, там его заметил один из учителей и посоветовал записаться в элитарный лицей Людовика Великого на курс гуманитарных и элитарных наук.

В 1951 Бурдье приняли в Высшую школу, вместе с ним учились Жак Деррида и Луи Марен. В это время формируется его философское и социологическое мировоззрение. Он интересуется работами Сартра, Гуссерля, Маркса, Мерло-Понти. В школе вместе с Дерридой и Мареном основывает Комитет в защиту свободы. В 1953 году защитил диплом по Лейбницу, в 1954 году сдает экзамен на право преподавать философию и начинает работать над диссертацией о темпоральных структурах эмоциональной жизни.



В 1960 году работает главным секретарем в Центре европейской социологии. В 1961 году получает должность преподавателя в университете Лилля, где проработал до 1964 года. Женился Пьер Бурдье в 1962 году на Мари Бризар. В середине 1964 года французский социолог становится заместителем руководителя Центра европейской социологии, начинает изучать культурные практики, которым посвятил следующие 10 лет.

В 1968 году основал собственный Центр социологии и культуры, где изучал социальную иерархию и воспроизводство. Умер в 2002 году.

Социология Пьера Бурдье

Габитус – это система прочных приобретенных в процессе социализации предрасположенностей, которые помогают индивиду функционировать в конкретной структуре. Это своеобразная система диспозиций, которая определяет деятельность и представления индивидов. Габитус – это продукт истории, производящий индивидуальные и коллективные практики. Обуславливает присутствие в действиях индивидов прошлого опыта, что является гарантом правильного поведения. Габитусу свойственно порождать общепринятые манеры поведения, которые приспособлены к логике конкретного поля деятельности – социального пространства.


Социальное пространство

Бурдье считал, что общество стоит рассматривать как структуру в двух ипостасях. Первая ипостась – это реальность первого порядка, где положение человека в обществе определяется распределением материальных ресурсов, престижа, ценностей и прочих социальных благ. Реальность второго порядка – это манеры поведения и мышление индивидов, что соответствуют их положению в обществе. Проще говоря, Бурдье рассматривал социальную реальность как соотношение физического и субъективного.

Можно выделить социальное и физическое пространство - поле. Физическое пространство определяется взаимосвязью внешних частей, что его образуют, социальное – появляется в результате реализации различных позиций. Социальное поле может состоять из нескольких полей, то есть человек может занимать несколько социальных позиций.

Главная задача социологии по Бурдье заключается в выявлении скрытых структур в среде физического и социального поля. Но это лишь малая часть его исследований. Не менее интересной является социология политики Пьера Бурдье.


Политика

Государственный аппарат Бурдье тоже рассматривал с точки зрения поля. Основная особенность поля в том, что агенты и институты сражаются по правилам, сформулированным в этом пространстве. Они прилагают усилия, соответственно получают разный результат. Так формируются элиты и массы. Политическое поле не имеет составных частей, это своеобразная карта, на которой проводится игра за доступ к капиталу. И каждая игра имеет свои правила.

Согласно Пьеру Бурдье, общество не является структурой, это всего лишь итог действий агентов, которые принимают участие в игре поля.

Читайте также: