Социокультурный кризис и пути выхода из него кратко

Обновлено: 05.07.2024

Социокультурный кризис - нарушение стабильного развития, определенное выражение социальных, культурных и экономических конфликтов. Социокультурный кризис является одним из ествественных состояний общества.

Существуют локальные (ограниченные некоторой территорией), институциональные (поражают определенную сферу общественной жизни) и общие - социетальные (охватывающие собой все общество). Среди социетальных выделяются социальный кризис, возникающий в различных процессах человеческой деятельности и культурный, который деформирует сами способы деятельности и типы воспроизводства жизнедеятельности общества. При этом оказывается, что социокультурный кризис является всеобъемлющим, универсальным, поскольку включает в себя кризисные явления как в сфере социальных отношений, так и в культуре. Эти два кризиса как бы сосуществуют одновременно.

Общий кризис общества включает в себя политическую, экономическую, структурно-производственную и собственно социальную сферы. Одновременно развивается и кризис культуры, включающий в себя духовно-нравственную, трудовую, этническую и экологическую сферы. При этом социальный и культурный кризисы действуют в социуме одновременно и взаимодействуют друг с другом.

Всеобщность кризиса была связана с огромным количеством междоусобных религиозных и прочих войн. Война оказывалась весьма доходным предприяяием и для разного рода деклассированных элементов, и для князей церкви, и для аристократов разного толка. Война и сопровождающие ее голод, эпидемии вели к массовой миграции населения. Так, после Тридцатилетней войны в Германии, начавшейся с 1618 года, число земельных хозяйств сократилось в три-четыре раза. В ходе массовой миграции почти вдвое сократилось население Германии, почти прекратила свою деятельность система образования. Все это сопровождалось глубоким одичанием нравов, усилением мистических настроений, дезинтеграцией прочных религиозных убеждений. В результате этого глубочайшего социокультурного кризиса возникает явление аномии.

Человек и общество: Культурология. Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: Феникс . Под ред. О. М. Штомпеля . 1996 .

Полезное

Смотреть что такое "Социокультурный кризис" в других словарях:

КРИЗИС СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ — нарушение баланса структурной упорядоченности локальной социокультурной системы, согласованности и взаимодополнительности в функционировании ее разл. подсистем, эффективности взаимосвязей между ее компонентами, что в конечном счете ведет… … Энциклопедия культурологии

КРИЗИС — КРИЗИС (в науке) ситуация, в которой научное сообщество ставит под сомнение концептуальные и методологиче ские основания парадигмы научного исследования. В ситуации кризиса разрушаются устойчивые стереотипы восприятия научных данных,… … Философская энциклопедия

кризис \(в науке\) — КРИЗИС (В НАУКЕ) ситуация, в которой научное сообщество ставит под сомнение концептуальные и методологические основания парадигмы научного исследования; разрушаются устойчивые стереотипы восприятия научных данных, стандарты оценок,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Демографический кризис в Российской Федерации — Численность населения России в 1950 2011 годах … Википедия

Демографический кризис в России — Численность населения России в 1991 2008 гг На 1 января 2009 года численность населения России, по данным Росстата, составила 141 903 979 человек. [1] Год Население 1600 11 300 000 1700 13 000 000 1800 27 000 000 1890 … Википедия

Штомпель, Олег Михайлович — (р. 07.03.1951) спец. по культурологии; д р филос. наук, проф. Род. в г. Борисов Минской обл. В 1973 окончил филос. ф т Ростовского гос. ун та. В 1973 1975 служил в Сов. Армии. В 1975 1978 преп. на каф. филос. Рост. гос. инж. строит. ин та. В… … Большая биографическая энциклопедия

Модернизация — (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

ЭРИСТИКА — в культуре 20 в. искусство спорить (греч.). Термин “Э.” предложил Аристотель, характеризуя “софистические опровержения”, т.е. борьбу в споре нечистыми средствами. Гнев Аристотеля понятен: античный философ отвергал извращение одной … Энциклопедия культурологии

КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия

Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора

- нарушение баланса структурной упорядоченности локальной социокультурной системы, согласованности и взаимодополнительности в функционировании ее разл. подсистем, эффективности взаимосвязей между ее компонентами, что в конечном счете ведет к понижению уровня социокультурной интегрированности и консолидированности сооб-ва, деградации нормативно-регулятивных функций культуры, разрушению ее соответствующих механизмов.

К.с. может быть вызван причинами и внешнего, и внутреннего для сооб-ва происхождения. К числу внешних причин могут быть отнесены: значит, по характеру и скоротечное по срокам наступления изменение природно-климатич. условий в зоне обитания сооб-ва, не располагающего эффективными средствами для

адаптации такого изменения; агрессия или покорение одного сооб-ва другим, при к-ром завоеватель стремится не только к установлению своего полит, господства, но и к ломке традиц. жизнеустроения, институтов социальной организации и регуляции, религ. и ценностных ориентации покоренного народа (см. Конфликт культурный). В обоих приведенных случаях изменившиеся условия существования сооб-ва приводят к серьезным переменам в стереотипах сознания и поведения людей, девальвации традиц. норм и правил жизнеобеспечения, социального взаимодействия, морали, ценностных императивов и табу; начинает разрушаться система социально интегрирующих мотиваций, функциональных взаимодействий между людьми; в сознании людей начинает доминировать принцип “каждый за себя” и т.п., т.е. наступает кризис консолидирующих сооб-во социокультурных связей и норм; сооб-во начинает преобразовываться в хаотич. массу самостоятельно выживающих индивидов, все менее придерживающихся общепринятых норм такого рода выживания.

Внутр. причины К.с. могут быть связаны; с полит. кризисом в сооб-ве и падением эффективности работы институтов социальной регуляции, что в свою очередь ведет к росту криминальных и иных девиантных форм поведения населения (включая революционные), деградации консолидирующей идеологии и пр.; социально-экон. кризисом, ведущим к серьезным изменениям в характере социальных интересов и потребностей людей, по отношению к к-рым действующие нормы и ценности, институты социальной организации и регуляции становятся не адекватными сложившейся ситуации; кризисом господствующей идеологии (светской или религиозной), теряющей свои социально консолидирующие и мобилизующие возможности, утрачивающей эффективное влияние на сознание масс; нарастание неравномерности развития разл. областей социальной жизнедеятельности в сооб-ве, что при превышении опр. пределов такого рода разрыва может привести к социальному взрыву и насильственной ломке устаревших нормативно-ценностных установлении и организационных форм (революции); неэффективность протекания процессов социокультурной модернизации, когда сооб-во “застревает” в положении, при к-ром прежние нормативно-ценностные регуляторы социальной жизни уже деградировали (или демонтированы), а новые еще не сложились или не начали полноценно функционировать, а также иные причины такого же рода. Практич. формы, в к-рых проявляется К.с., инициированный внутр. причинами, по существу аналогичны варианту К.с., вызванному причинами внешними. И в том и в другом случае наблюдается прежде всего понижение уровня социальной интегрированности и консолидированности сооб-ва, падение мотивации к осуществлению деятельности, соответствующей коллективным интересам, деградация нормативно-ценностных регуляторов совместной и согласованной жизнедеятельности людей.

Последствия К.с. могут быть различны и зависят от совокупности конкретно-истор. факторов, его породивших и ему сопутствующих. В одних случаях К.с. ведет к деструкции и депопуляции сооб-ва (классич. пример; гибель Рим. империи в 4-5 вв.), в иных — сооб-во находит внутр. резервы для мобилизации и восстановления структуры своей социокультурной организации, эффективности работы полит., экон. и идеол. регулятивных механизмов (напр., патриотич. порыв франц. народа, инициированный Жанной д'Арк в годы Столетней войны 14-15 вв.). Технологии выхода из К.с., как свидетельствует история, также весьма различаются. Но во всех случаях наблюдаются два непременных условия: накопление критич. массы населения, кровно заинтересованного в сохранении или восстановлении тех или иных форм своей социальной интегрированно-сти (полит, структуры, религ. единства и т.п.), а также формирование новой консолидирующей людей идеологии (или функциональное обновление традиционной), достаточно четко формулирующей целевые установки требуемой социальной мобилизации (см. также Энтропия социокультурная).




- нарушение баланса структурной упорядоченности локальной социокультурной системы, согласованности и взаимодополнительности в функционировании ее разл. подсистем, эффективности взаимосвязей между ее компонентами, что в конечном счете ведет к понижению уровня социокультурной интегрированности и консолидированности сооб-ва, деградации нормативно-регулятивных функций культуры, разрушению ее соответствующих механизмов.

К.с. может быть вызван причинами и внешнего, и внутреннего для сооб-ва происхождения. К числу внешних причин могут быть отнесены: значит, по характеру и скоротечное по срокам наступления изменение природно-климатич. условий в зоне обитания сооб-ва, не располагающего эффективными средствами для

адаптации такого изменения; агрессия или покорение одного сооб-ва другим, при к-ром завоеватель стремится не только к установлению своего полит, господства, но и к ломке традиц. жизнеустроения, институтов социальной организации и регуляции, религ. и ценностных ориентации покоренного народа (см. Конфликт культурный). В обоих приведенных случаях изменившиеся условия существования сооб-ва приводят к серьезным переменам в стереотипах сознания и поведения людей, девальвации традиц. норм и правил жизнеобеспечения, социального взаимодействия, морали, ценностных императивов и табу; начинает разрушаться система социально интегрирующих мотиваций, функциональных взаимодействий между людьми; в сознании людей начинает доминировать принцип “каждый за себя” и т.п., т.е. наступает кризис консолидирующих сооб-во социокультурных связей и норм; сооб-во начинает преобразовываться в хаотич. массу самостоятельно выживающих индивидов, все менее придерживающихся общепринятых норм такого рода выживания.

Внутр. причины К.с. могут быть связаны; с полит. кризисом в сооб-ве и падением эффективности работы институтов социальной регуляции, что в свою очередь ведет к росту криминальных и иных девиантных форм поведения населения (включая революционные), деградации консолидирующей идеологии и пр.; социально-экон. кризисом, ведущим к серьезным изменениям в характере социальных интересов и потребностей людей, по отношению к к-рым действующие нормы и ценности, институты социальной организации и регуляции становятся не адекватными сложившейся ситуации; кризисом господствующей идеологии (светской или религиозной), теряющей свои социально консолидирующие и мобилизующие возможности, утрачивающей эффективное влияние на сознание масс; нарастание неравномерности развития разл. областей социальной жизнедеятельности в сооб-ве, что при превышении опр. пределов такого рода разрыва может привести к социальному взрыву и насильственной ломке устаревших нормативно-ценностных установлении и организационных форм (революции); неэффективность протекания процессов социокультурной модернизации, когда сооб-во “застревает” в положении, при к-ром прежние нормативно-ценностные регуляторы социальной жизни уже деградировали (или демонтированы), а новые еще не сложились или не начали полноценно функционировать, а также иные причины такого же рода. Практич. формы, в к-рых проявляется К.с., инициированный внутр. причинами, по существу аналогичны варианту К.с., вызванному причинами внешними. И в том и в другом случае наблюдается прежде всего понижение уровня социальной интегрированности и консолидированности сооб-ва, падение мотивации к осуществлению деятельности, соответствующей коллективным интересам, деградация нормативно-ценностных регуляторов совместной и согласованной жизнедеятельности людей.

Последствия К.с. могут быть различны и зависят от совокупности конкретно-истор. факторов, его породивших и ему сопутствующих. В одних случаях К.с. ведет к деструкции и депопуляции сооб-ва (классич. пример; гибель Рим. империи в 4-5 вв.), в иных — сооб-во находит внутр. резервы для мобилизации и восстановления структуры своей социокультурной организации, эффективности работы полит., экон. и идеол. регулятивных механизмов (напр., патриотич. порыв франц. народа, инициированный Жанной д'Арк в годы Столетней войны 14-15 вв.). Технологии выхода из К.с., как свидетельствует история, также весьма различаются. Но во всех случаях наблюдаются два непременных условия: накопление критич. массы населения, кровно заинтересованного в сохранении или восстановлении тех или иных форм своей социальной интегрированно-сти (полит, структуры, религ. единства и т.п.), а также формирование новой консолидирующей людей идеологии (или функциональное обновление традиционной), достаточно четко формулирующей целевые установки требуемой социальной мобилизации (см. также Энтропия социокультурная).

Вместе с тем, настоящий этап общественного развития сопровождается глобальным кризисом человечества и его культуры.

Проблемы современного глобального социокультурного кризиса исследовал один из крупнейших центров футурологических исследований (исследований о будущем человеческого рода) – Римский клуб, основанный в 1968 г., объединивший учёных 30 стран мира и занимающийся проблемами глобального моделирования. Основные направления его исследований – изучение пределов и направленности экономического роста и исследования в области человеческих отношений и взаимодействий.

В представленных Римским клубом исследованиях было выделено несколько типологических черт современного кризиса.

Другой вид кризиса связан с увеличением риска от гигантских катастроф (типа Чернобыльской) по мере продолжения научно-технического прогресса. Современная промышленная и энергетическая инфраструктура сегодня оказывается уязвимой со стороны воздействия природных стихийных сил и социальных катаклизмов (войн, революций и т. п.).

Ещё один кризис связан с несправедливым распределением отрицательных воздействий научно-технического прогресса на различные слои населения, страны, регионы. Так, страны, обладающие богатыми энергоресурсами, осуществляют их первичную обработку и создают гигантскую нагрузку на экологию. При этом, процветающие слои населения обеспечивают себе условия жизни, отгораживающие их от экологических неприятностей, и перекладывают экологический риск на другие социальные группы, что ведёт к социальной дестабилизации.

Социокультурный кризис оказывает своё влияние и на представления человека, и на его взаимоотношения с миром. Прежде всего, в культуре XX в. усилилось противостояние двух установок: сциентистской – в основе которой лежит представление о научном знании как наивысшей культурной ценности и утверждение о том, что науке всё подвластно; и антисциентистской – принижающей значение научного знания, обвиняющей науку в том, что она вызвала всевозможные кризисы: экономический, экологический, национальный.

Возникла необходимость новых отношений с природой и между людьми. Появилась проблема создания новой экологической культуры. Человек начал понимать, что его нельзя рассматривать как средоточие вселенских сил и ставить в центр Вселенной. Стало разрушаться и представление о необратимости и нарастании общественного прогресса и увеличиваться чувство бессилия перед силами научно-технического прогресса. Сам индивид стал чувствовать себя в новом мире неуютно и некомфортно.

Конфликт старой и новой систем ценностей привел к появлению в социальной жизни такого явления, как культурный шок, который возникает в случае достаточно резкого изменения культурной среды, конфликта старых и новых ценностей, идеалов, норм поведения и т. д.

Такая утрата индивидом своего Я ведёт к активному поиску форм поведения, соответствующих стратегии жизненного успеха.

Философы и культурологи XX в. уделяли большое внимание вопросам возникновения, сущности и причин глобального социокультурного кризиса. Причины возникновения глобальных проблем видят, во-первых, в целостности современного мира, стирании границ, национальных особенностей. Во-вторых, в возрастании экономической мощи человека, который никогда столь интенсивно, как теперь, не эксплуатировал природу, не брал с неё столько дани, сколько теперь. В-третьих, в неравномерности развития стран и культур, когда люди живут не просто в разных странах с различным политическим строем, но в разных культурных эпохах.

Ряд российских философов (Н. Бердяев, С. Франк, и др.) видел путь преодоления кризисной ситуации в духовном преображении человечества, в религиозном преображении человека, в восстановлении утраченной связи с Богом.

Анализируя сущность и последствия, пути выхода из глобального кризиса человечества и его культуры, а также исследуя состояние современной культуры, гибели ли её или начала обновления, мыслители XX в. высказывали и оптимистические, и, порой, пессимистические точки зрения.

К примеру, П. Сорокин рассматривал кризис не как конечное, а как переходное состояние в развитии культуры и как процесс консолидации новых культурных ориентиров. Причём разрушение социокультурной целостности не ведёт к её окончательному уничтожению, так как отдельные её элементы входят в новую культурную систему. И современный кризис – это не смерть культуры вообще, а кризис определённой социокультурной суперсистемы.

Есть и ещё одна точка зрения на кризис культуры, согласно которой кризисность современной культуры является её неизбежным свойством, поскольку техногенная цивилизация в непрерывной погоне за новизной обречена всё время перестраиваться и тем порождать кризисы как ломки старого и возникновение нового. Кризис в этом случае становится постоянной составляющей образа жизни человека.

Читайте также: