Социализация личности в семье кратко

Обновлено: 30.06.2024

Краткий комментарий к статье от Любови Федоровны:

"Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья."

Профессионального чтения.

Семья, под каким бы углом зрения ее не рассматривали, столь многослойное социальное образование. Она сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы, входит в предмет изучения социологии воспитания и шире – социализации, социологии образования, политики и права, труда культуры и т.д., позволяет лучше понять процессы социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности, миграции и демографических изменений; без обращения к семье не мыслимы прикладные исследования во многих сферах производства и потребления, массовых коммуникаций, она легко описывается в терминах социального поведения, принятия решений, конструирования социальных реалий и т.д.

Говоря о функциях семьи, следует помнить, что речь идет о социальных результатах жизнедеятельности миллионов семей, которые обнаруживаются на уровне общества, имеют общезначимые последствия и характеризуют роль семьи как социального института среди других институтов общества

Важно подчеркнуть, что это – функции общества, как бы закрепленные за специализированными на их выполнении институтами, и поэтому у каждого из институтов есть функции, определяющие уникальность, профиль данного института, и функции, которые сопровождают действие основных. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главные, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функции семьи

Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах

К ним относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция), и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории. Поскольку человеческое общество всегда нуждается в воспроизводстве населения, постольку всегда остается социальная необходимость в семье как социальной форме организации рождения и социализации детей, причем такой своеобразной форме, когда реализация этих социетальных функций, происходит при личной мотивированности индивидов к семейному образу жизни – без всякого внешнего принуждения и давления. Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье – очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи

Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга. Связанные между собой заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и др. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически переходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. Поэтому семейные изменения заметнее всего обнаруживаются при сравнении неспецифических функций на разных исторических этапах: в новых условиях они модифицируются, сужаются либо расширяются, осуществляются полностью или даже исчезают вовсе.

Выражаясь словами Антонова А.И., семья является основанной на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства, и, тем самым, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а так же социализацию детей и поддержание существования членов семьи.

Как уже было сказано выше, одной из основных функций семьи является социализация подрастающего поколения.

Социализация – это процесс, посредством которого ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимым и желательным. Агентами социализации выступают люди и социальные институты, включенные в этот процесс, - родители, сиблинги, сверстники, учителя, представители церкви, телевидение и другие СМИ. Хотя все они могут оказывать на ребенка большое влияние, семья, как правило, является наиболее значимой частью мира ребенка. По этой причине она обычно рассматривается как первичный и наиболее мощный агент социализации, играющий ключевую роль в формировании личностных черт и мотивов; в руководстве социальным поведением; в передаче ценностей, веры и норм, свойственных данной культуре.

Мудрик А.В. рассматривает семью, как важнейший институт социализации подрастающих поколений, которая являет собой персональную среду жизни и развития детей. Ее качество определяется рядом параметров конкретной семьи.

  • усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
  • формирование социальных установок и убеждений;
  • вхождение индивида в социальную среду;
  • приобщение индивида к системе социальных связей;
  • самоактуализация Я личности;
  • усвоение индивидом социальных влияний;
  • социальное обучение принятым в обществе формам поведения и общения.

Цель социализации есть личностные качества, которые должен приобрести ребенок, и социальное поведение, которое он должен усвоить.

Юнисс считает, что социализация это процесс обоюдного или совместного регулирования на протяжении всей оставшейся жизни участвующих в социализации сторон, а не процесс перехода контроля от родителей к ребенку по мере того, как он становится более независимым и способным регулировать свое поведение самостоятельно. Маккоби предполагает, что длительность родительского влияния определяется крепостью и разумностью их отношений с ребенком, установленных в период среднего детства. В некоторых случаях вклад родителей в совместное регулирование поведения подавляет волю детей, в других - способствует увеличению их автономии в рамках таких отношений. Кроме того, взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и совершенствовать социальные навыки, которые затем окажутся весьма полезными при взаимодействии со сверстниками.

В самом общем виде социализацию определяют как влияние среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребёнка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребёнка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином этапе играет семья. Семья вводит ребёнка в общество, именно в семье ребёнок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают, в младшем возрасте с ним занимаются, а в дошкольном ему открывают мир. Младшему школьнику, помогают в учении, а подростку и юноше правильно выбрать жизненный путь. В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее. В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребёнка, он учится отвечать за свои поступки, приучается трудиться и выбирает профессию. Семейная жизнь для ребёнка то же, что для нас общественная.

Социализация личности зависит от деятельности ребенка, его участия в труде, от того, какое влияние оказывает окружающая среда на расширение его кругозора, как заботятся общество и государство о будущем поколении. Учитываются ли возрастные и индивидуальные особенности ребенка в процессе обучения, может ли он самостоятельно решать свои проблемы, насколько поощряется его самостоятельность, как развивается его уверенность в своих силах. Эти качества личности воспитываются в семье, в школе.

Подводя итоги надо сказать, что от того, в какой степени семья социально благополучна, от того, в какой степени семья занималась ребенком, зависит будущая личность человека, а значит его будущая жизнь.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ

Семья — важнейший институт социализации личности. Именно в семье

человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении

какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом

получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие

социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время

семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором

социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и

формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье

происходит по двум параллельным направлениям:

• в результате целенаправленного процесса воспитания;

• по механизму социального научения.

В свою очередь, сам процесс социального научения также идет по двум

основным направлениям. С одной стороны, приобретение социального опыта

идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями,

братьями и сестрами, а с другой стороны, социализация осуществляется за

счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов

семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться

также посредством особенного механизма социального научения, который

получил название викарное научение. Викарное научение связано с

усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других.

Изучению влияния стиля родительского поведения на социальное развитие

детей посвящено множество исследований. Например, в процессе одного из

них (Д. Баумринд) было выделено три группы детей. Первую группу

составили дети, у которых отмечался высокий уровень независимости,

зрелости, уверенности в себе, активности, сдержанности, любознательности,

дружелюбия и умения разбираться в окружающей обстановке (модель I).

«Маленькие утята плавали в пруду, желтые, точно канарейки, а их

мать, белая-пребелая, с ярко красными лапами, старалась научить их

стоять в воде вниз головой. Если вы не научитесь стоять на голове, вас

никогда не примут в хорошее общество, — приговаривала она и время от

Вторую группу образовали дети, недостаточно уверенные в себе,

замкнутые и недоверчивые (модель II).

Третью группу составили дети, которые менее всего были уверены в себе,

не проявляли любознательности, не умели сдерживать себя (модель III).

Исследователи рассмотрели четыре параметра поведения родителей по

отношению к ребенку: 1) контроль; 2) требование зрелости; 3) общение; 4)

доброжелательность. Контроль — это попытка влиять на деятельность

ребенка. При этом определяется степень подчиненности ребенка

требованиям родителей. Требование зрелости — это давление, которое

родители оказывают на ребенка, чтобы заставить его действовать на пределе

умственных возможностей, высоком социальном и эмоциональном

уровне. Общение — это использование родителями убеждения, чтобы

добиться от ребенка уступки; выяснение его мнения или отношения к чемулибо. Доброжелательность — то, насколько родители проявляют

заинтересованность в ребенке (похвала, радость от его успехов), теплоту,

любовь, заботу, сострадание по отношению к нему.

Модель поведения I. Авторитетный родительский контроль. Родители,

дети которых следовали модели поведения I, набрали наибольшее

количество очков по всем четырем признакам. Они относились к своим

детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними

общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. И хотя

родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, они

не исходили только из желания детей. Родители придерживались своих

правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований.

Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания

ребенка быть самостоятельным и независимым. Эта модель была

названа моделью авторитетного родительского контроля.

Примером такой модели можно назвать мудрых родителей семейства

Гласе из рассказов Дж. Сэлинджера, где никто не тиранит детей, но и не дает

им отбиться от рук. У семерых Глассов, от старшего до самого младшего,

множество общих интересов с родителями.

Модель поведения II. Властная. Родители, дети которых следовали модели

поведения II, получили более низкие оценки по выделенным параметрам.

Они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с

меньшей теплотой, меньшим сочувствием и пониманием, редко общались с

ними. Они жестко контролировали своих детей, легко применяли свою

власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение. Эта модель

была названа властной.

Примеров подобной модели в мировой литературе, пожалуй, больше всего

— это и обращение с детьми Плюшкина, и тираническая мамаша из «Господ

персонажи произведений Людмилы Петрушевской.

Модель поведения III. Снисходительная. Родители, дети которых

следовали модели поведения III, были снисходительными,

нетребовательными, неорганизованными, плохо налаживали семейный быт.

Они не поощряли детей, относительно редко и вяло делали замечания, не

обращали внимания на воспитание независимости ребенка и его уверенности

в себе. Эта модель была названа снисходительной.

Яркий пример такой модели обрисован в романе Айрис Мэрдок «Черный

мало занимаются воспитанием дочери Джулиан, даже в 17 лет считают ее

ребенком, но при этом не обращают внимания на ее сложный характер и

проблемы, которые он порождает.

Любая деформация семьи приводит к отрицательным последствиям в

развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи:

структурную и психологическую. Структурная деформация семьи — не что

иное, как нарушение ее структурной целостности. В наши дни это обычно

связано с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой

деформации говорилось и при отсутствии в семье бабушек и дедушек).

Французский писатель Эрве Базен полностью посвятил свой роман

разрыв их родителей — художника Луи и домохозяйки Алины.

Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы

межличностных отношений, а также системы отрицательных ценностей,

асоциальных установок и т. п. Сюда можно отнести самые разные факторы

— от жажды накопительства до алкоголизма.

Существует много исследований, посвященных влиянию фактора

неполной семьи на личность ребенка. Так, установлено, что мальчики

гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях

мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. Особенно

сильно заметна разница между мальчиками в семьях с отцами и без них в

первые годы жизни детей. В ходе одного из исследований было установлено,

что 2-летние дети, чьи отцы умерли до их рождения, живя с матерями-вдовами, были менее самостоятельны, проявляли тревожность и

агрессивность в большей степени, чем дети, у которых были отцы (П.

Массен, Дж. Конджер и др., 1987). При обследовании детей старшего

возраста выяснилось, что поведение мальчиков, растущих без отцов,

оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С

другой стороны, оказалось, что поведение и личностные особенности

девочек, выросших только с матерями, мало чем отличаются от тех, кто жил

в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается

разница в пользу полной семьи.

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является

важнейшей причиной нарушения личностного развития ребенка. Это

подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными так и

отечественными): выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том

числе и криминальной направленности существенно отличаются между

В настоящее время все большее внимание уделяется фактору

психологической деформации семьи. Многочисленные исследования

убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи,

нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней

оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка,

подростка, приводя к различным личностным деформациям — от

социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может

зависеть от особенностей семейных взаимоотношений. Если родители

недооценивают специфику характера детей, конфликтность может не только

усилиться, но и привести к развитию патохарактерологических реакций,

неврозов, формированию психопатического развития на базе

акцентуированных черт. Некоторые типы акцентуаций наиболее

чувствительно реагируют или особенно уязвимы в отношении определенных

типов семейных отношений. А. Е. Личко выделяет несколько типов

Гипопротекция — недостаток опеки и контроля, истинного интереса к

делам, волнениям и увлечениям подростка. Особенно неблагоприятны при

акцентуациях по гипертимному, неустойчивому типу и конформному типам.

Доминирующая гиперпротекция — чрезмерная опека и мелочный

контроль. Не приучает ребенка к самостоятельности и подавляет чувство

ответственности и долга. Особенно неблагоприятна для акцентуаций по

психастеническому, сен-ситивному и астеническому типам, усиливает у них

астенические черты. У гипер-тимных подростков приводит к резкой реакции

Потворствующая гиперпротекция — недостаток надзора и некритическое

отношение к нарушениям поведения у подростков. Это отношение

способствует развитию неустойчивых и истероидных черт.

Воспитание в культе болезни — это ситуация, при которой болезнь

ребенка, даже незначительное недомогание, предоставляет ему особые права

и ставит его в центр внимания семьи. Культивируется эгоцентризм и рентные

Когда в семье присутствует эмоциональное отвержение, ребенок ощущает,

что им тяготятся. Эта установка тяжело сказывается на лабильных,

сенситивных и астенических подростках, усиливая черты этих типов.

Возможно заострение черт и у эпилептоидов.

Условия жестких взаимоотношений выражается в срывании зла на

подростке и душевной жестокости. Способствует усилению черт у

эпилептоидов и развитию эпилептических черт на основе конформной

Условия повышенной эмоциональной ответственности состоят в том, что

на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные требования. Очень

чувствительным оказывается психастенический тип, черты которого

заостряются и могут переходить в психопатическое развитие или невроз.

Противоречивое воспитание — это несовместимые воспитательные

подходы различных членов семьи. Такое воспитание может оказаться

особенно травмирующим для любых типов акцентуаций.

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации

группа ровесников в значительной степени замещает родителей (по

Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит

к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что

юношеском возрасте являются очень распространенными и даже, можно

сказать, стали общим местом. Например, для подросткового возраста описана

специальная поведенческая особенность «реакция

эволюционно-биологической точки зрения. Однако не следует

сверстников мало соответствует реальной психологической картине.

Судя по данным исследований, родители как центр ориентации и

идентификации отступают для подростков на второй план — но лишь в

определенных областях жизни. Для большинства молодых людей родители и

особенно мать остаются главными эмоционально близкими лицами.

Например, одно из исследований показало, что в проблемных ситуациях

наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде

всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной

последовательности — отец, подруга или друг. В ходе другого исследования

старшеклассникам предложили ответить, с кем они предпочли бы проводить

свое свободное время — с родителями, с друзьями, в компании сверстников

своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на

последнем (шестом) месте, у девушек — на четвертом месте. Однако отвечая

— и те и другие поставили на первое место мать. На втором месте у

мальчиков оказался отец, у девочек — друг, подруга. Иначе говоря, как

заметил по поводу этих результатов психолог И. С. Кон, с друзьями приятно

Социализация личности – одна из основных функций семьи, выступающей в качестве социального института.

Семейная социализация – это особенности влияния образа жизни семьи, в которой наблюдается проигрывание различных социальных ролей: матери, отца, сестры или брата и т.д., вследствие чего ребенок накапливает социальный опыт для взаимодействий с окружающим миром. Это процесс приобщения к нормам и ценностям, принятым в обществе.

Семейная социализация может выступать в виде двух ролей:

  • подготовка к семейным ролям в будущем;
  • влияние семьи на развитие зрелой, компетентной личности.

В семейной социализации позицию субъекта занимают взрослые, ребенок, внешний мир.

Методы семейной социализации

В семье активно используются различные методы социализации:

  • подражание,
  • имитация,
  • подкрепление,
  • идентификация.

Ребенок, подражая, примеряет на себя различные социальные роли. Имитируя привычки и поведение взрослых, ребенок перенимает социальный опыт. Посредством информационного и нормативного влияния семья оказывает на личность ребенка социализирующее воздействие. Нормативное воздействие будет тем эффективнее, чем более семья сплоченнее. В результате информационного влияния личность принимает и разделяет семейную картину мира, ему не нужно одобрение со стороны других.

Стадии социализации

Выделяют две стадии семейной социализации:

  1. Собственно семейная социализация. Длится от рождения до года, состоит их субъект-объектного и субъект-субъектного этапов. Первый этап характеризуется тем, что в первые шесть месяцев жизни ребенок адаптируется к новой обстановке. Второй этап продолжается от полугода до года, при этом ребенок проявляет возрастную активность по освоению внешнего мира.
  2. Полиинституциональная, или смешанная социализация длится с 1,0-1,5 лет до конца жизни. Представляет собой совокупность семейной социализации и социализации в различных коллективах.

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание семейной социализации проявляется в социальном опыте, включающем отношение к:

  • себе,
  • миру людей,
  • миру живой природы,
  • миру неживой природы.

Факторы семейной социализации

В семейной социализации выделяют две большие группы факторов:

  1. Внешние факторы: образование, национально-территориальные и природно-климатические условия, государство, нравственные устои, религия и т.д.
  2. Внутренние факторы: внутрисемейные отношения, образовательный, культурный, материальный уровни семьи, жилищные условия и др.

Социализация в семье является целенаправленным и, одновременно, нерегулируемым процессом, так как формирование личности ребенка в семье происходит не только в результате направленных воспитательных мероприятий взрослых, но, и вследствие наблюдения за всеми членами семьи.

Ребенок аккумулирует как сознательные, так и неосознанные модели поведения родителей, отношение к себе и к другим.

К факторам семейной социализации относятся:

  • структура, состав семьи как общность функционирования всех ее членов;
  • реальные, или основные социолизаторы (воспитатели), члены семьи, оказавшие наибольшее влияние на формирование ребенка вследствие своей авторитетности, основного ухода за ребенком;
  • роли ребенка в семье, его позиция (сын, пасынок, внук, старший или младший брат и т.д.);
  • семейный стиль воспитания предполагает преобладающий стиль главного воспитателя-социализатора или стили вспомогательных социализаторов;
  • собственно нравственный, личностный, креативный потенциал семьи: весь комплекс положительных человеческих качеств – волевых, нравственных, эмоциональных, интеллектуальных, культурных, творческих и познавательных.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 04.07.2021

Наталья Николаевна Чувелева

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.


. Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным фактором социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального учения.

Ключевые слова: семья, социальные институты, семейный институт, семья и брак.

Одним из основных институтов социализации является семья. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Я. А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо — мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. Изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, В. Ф. Одоевский, А. И. Герцен, Н. И. Пирогов, Н. А. Добролюбов, К. Д. Ушинский, Т. Ф. Лесгафт, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский.

Важное место в системе гражданского общества занимает социальный институт семьи, который можно рассматривать как качественное состояние общественного организма, производимое социальными действиями индивидов в рамках особой культуры [1, с. 21].

Семья — одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем на половину сформировался как личность. Как известно, процесс социализации личности осуществляется на всем протяжении жизни человека. В то же время на разных возрастных этапах он приобретает свои характерные особенности. Это связано с тем, что социализация, как процесс освоения ценностей и норм, развивается в зависимости от возрастной психологии человека и этапов его социально-трудовой деятельности. Однако, своеобразной отправной точкой нравственной социализации, в рамках которой формируются и ценностные ориентации по отношению к миру, является усвоение человеком, начиная с самого раннего детства, норм социального поведения, общения и взаимодействия людей, социальных и нравственных запретов и требований.

В связи с этим, можно с полным правом считать, что важнейшим институтом социализации человека является семья. Семья — важнейший институт социализации личности, воспитания здорового образа жизни. Именно в семье получают первый опыт взаимодействия с обществом. На протяжении какого-то времени семья вообще является единственным местом получения такого опыта. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.

Семья же является и источником психологического здоровья. Сами взрослые не всегда понимают, каким образом их личностные качества становятся достоянием их детей, как своеобразно, соответственно специфике возраста они интерпретируются, какое значение приобретают для ребенка, подростка, молодого человека.

Это связано с тем, что основную информацию об окружающем мире и о себе ребёнок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребёнка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них. Семья как институт социализации имеет свою специфику, которая состоит в том, что она, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой — как малая группа. Соответственно семья как институт социализации, выполняя свою функцию по отношению к личности, является, с одной стороны, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а с другой — средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.

От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду. Семейное воспитание осуществляется в конкретных стилях — авторитарный, демократический (авторитетный), либерально-попустительский (индифферентный, никакой), дать их характеристику кратко и результат на детях. Семейное воспитание начинается, прежде всего, с любви к ребёнку. Но любовь — это не удовлетворение собственных сиюминутных родительских чувств, а желание обеспечить ребёнку условия для его личностного развития.

Современная семья существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и — что для нас еще важнее — коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, т. е. определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как, ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Одним из факторов, влияющих на создание гармоничной семьи, является возраст мужчины и женщины, вступающих в брак. В узбекистанском обществе усиливается тенденция роста граждан, считающих, что мужчины должны вступать в брак в более зрелом возрасте — 26–27 лет, а также 28 лет и старше. Сокращается число выбирающих более ранний возраст создания семьи мужчинами — 21–23 года и 24–25 лет (55 % и 45,4 %, соответственно). Больше половины городских и сельских жителей считают оптимальным возраст вступления в брак для женщин 21–23 года (54,3 % и 53,5 %, соответственно). Среди сельских жителей больше, чем среди городских, убежденных в том, что девушка должна выйти замуж в возрасте 24–25 лет. В общественном сознании граждан продолжает преобладать мнение о том, что молодые люди должны как можно лучше узнать друг друга, прежде чем они придут к важному и ответственному решению в своей жизни о вступлении в брак и создании семьи. Об этом свидетельствует увеличение числа респондентов (с 50,3 до 55 %), считающих, что парень и девушка должны встречаться от полугода до года перед тем, как они придут к решению создать свою семью. Так, по мнению 27 %, период предварительного знакомства должен быть не менее года, по мнению же 28 % опрошенных — не менее полугода.

В сознании многих поколений прочно утверждалось представление о том, что почитание родителей и старших — важный показатель культуры, морали и этики. Это положение укореняется и в сознании современного поколения узбекистанцев, о чем свидетельствуют результаты опроса: абсолютное большинство участников опроса (99,8 %) придерживается мнения, что необходимым условием для заключения брака является благословение родителей. Анализ полученных в ходе проведенного опроса данных в целом показал, что граждане, независимо от возраста, вероисповедания, материального положения и национальности, почитают своих родителей и прислушиваются к их мнению при создании семьи.

1. Каримов И. А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, 2010.- C. 21.

2. Андреева Т. М. Актуальные проблемы социальной психологии. — М.: Просвещение, 1995.-С.116.

3. Социальная психология // Под редакцией Петровского А. В. — М.: Просвещение, 1987.-C.666.

4. Глоссарий психологических терминов / Под. ред. Н. В. Губина. — М.: Наука, 1999. — C.86.

5. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. –C.56.

Читайте также: