Социологическая теория это кратко

Обновлено: 02.07.2024

СОЦИОЛОГИЯ (от греч. socio – общество, лат. logos – слово, наука) – наука об обществе. Это общее определение имеет несколько уточняющих объяснений: 1) наука о социальных системах, из которых состоит общество; 2) наука о закономерностях развития общества; 3) наука о социальных процессах, социальных институтах, социальных отношениях; 4) наука о социальной структуре и социальных общностях; 5) наука о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества. Последнее определение является относительно новым и его все больше разделяют многие социологи. Исходя из этого определения социологии, ее предметом является совокупность социальных явлений и процессов, характеризующих реальное общественное сознание во всем его противоречивом развитии; деятельность, действительное поведение людей, а также условия (окружающая среда), которые влияют на их развитие и функционирование в социально-экономической, социально-политической и духовной сферах жизни общества.

Возникновение социологии как науки.

Основные вехи развития социологии.

Эти поиски продолжались в течение всего 20 в. и привели к третьему, современному этапу в развитии социологии, который представлен следующими основными школами в социологии.

Структурный функционализм.

Теории социального конфликта.

Бихевиоризм.

Теория социального обмена.

Наиболее яркие ее представители американские социологи Дж.Хоманс и П.Блау исходили из примата роли человека, а не системы. Они отстаивали огромную значимость психических качеств человека, ибо для того, чтобы объяснить поведение людей, необходимо знать их душевное состояние. Но главное в этой теории, по Блау, заключается в том, что люди постоянно стремятся получить вознаграждение (одобрение, уважение, статус, практическую помощь) за свои действия. И вступая во взаимодействие с другими людьми, они получают это, хотя взаимодействие не всегда будет равным и удовлетворяющим всех его участников.

Символический интеракционизм.

Феноменологическая социология.

В последнюю четверть века 20 в. получила распространение мир-системная социология, основоположник которой немецкий социолог, работающий в США, У.Валлерстайн, рассматривает процессы развития общества с точки зрения глобализационных процессов, интенсивность которых стала ощутимой реальностью.

Современная социология продолжает порождать новые теории и концепции. По мнению французского социолога А.Турена, особенность современной социологии состоит в изменении предмета исследования и исследовательских ориентаций. Если в середине 20 в. вся проблематика сосредоточивалась вокруг понятия социальной системы, то теперь она сосредоточивается вокруг понятия действия и активного деятеля (актора). В историческом плане можно сказать, что Макс Вебер одержал победу над Эмилем Дюркгеймом. Классический подход к социологии, в рамках которого она понимается как наука о социальных системах, почти исчез. Влияние наиболее видных представителей этой традиции – Парсонса и Мертона – ослабло. Соответственно изменился и категориальный аппарат: понятия социальных институтов, социализации, интеграции не являются более центральными социологическими понятиями. Гораздо большее значение приобретают понятие кризиса, риска и близких к ним категорий – дезорганизации, насилия, хаоса. Кроме того, в рамках франкфуртской школы, основное содержание теорий которой состоит в определении роли и значения политической власти, исследуется содержание идеологий, причины радикализации поведения, условия формирования социальных движений и акций протеста. Все более популярным вариантом социологического мышления становится теория рационального выбора, которую предложил американский социолог Н.Коулмен. Понятие системы им также отрицается. Главное внимание сосредоточивается на понятиях ресурсов и мобилизации. Оригинальным вкладом в современную социологию является концепция П.Бурдье о социальном поле, о социальном капитале и социальном пространстве.

Предмет социологии.

Если проанализировать основные результаты поисков сущности и содержания социологии во второй половине 20 века, то можно утверждать, что объектом всех заслуживающих внимания исследований является социальная реальность во всем ее противоречивом развитии. Все крупные работы современных социологов, выдержавшие испытание временем, были связаны с анализом социально-экономических, социально-политических и социально-культурных проблем. Но что значит изучать социальную реальность? С какой стороны к ней подойти? Что взять за исходную базу анализа? Как показывает реальная социологическая практика, в большинстве исследований (и теоретических, и прикладных), независимо от провозглашенных целей, как правило, анализируются социальные процессы и явления с точки зрения состояния реально функционирующего общественного сознания. В связи с этим, предмет социологии составляет совокупность трех компонентов сознания, поведения и среды (условий их проявления). Рассмотрим подробнее каждый из названных компонентов.

Общественное сознание (с позиций социологии) выступает как реальное сознание, состоящее из знаний, мнений, ценностных ориентаций, установок, потребностей и интересов. Каждый из этих структурных элементов вырастает из непосредственно практической деятельности, не отделен от общественного бытия. Более того, они отражают не только случайные, стихийные связи и отношения, но и устойчивые закономерности и тенденции развития общества (пусть, может быть и в несовершенном виде). Человек развивается как родовое, общественное существо при помощи своего сознания и его реализации во всех сферах общественной жизни.

В целом же реальное сознание по своему содержанию представляет собой сочетание рационального и эмоционального, переплетение мировоззренческих элементов, устоявшихся традиционных связей и привычек. И если эмоциональный компонент реального сознания больше связан с непосредственным впечатлением, сиюминутным воздействием, то его рациональный компонент интегрирует и прошлый опыт, и уроки не только личной, но и общественной жизни, позволяющей улавливать социальное звучание происходящих событий. В этом проявляется то, что роднит отдельные элементы практического восприятия действительности с научным, теоретическим сознанием. Преобладание стихийного, эмоционального в реальном сознании и поведении ни в коей мере не снимает значимости рационального, возможности, что оно, в конечном счете, будет определять его направленность и зрелость.

Кроме того, все названные компоненты реального сознания – продукты коллективного творчества, характерного как для всего общества, так и для социальных групп, слоев и общностей. Возникая как реакция на непосредственное восприятие действительности, как отражение сложившихся условий существования, реальное сознание приобретает самостоятельную роль, выражаясь в общественном мнении, умонастроениях людей.

Реальное сознание включает в себя здравый смысл, который не отрицает возможности познания глубинных сущностных процессов – оно даже предполагает его постоянное обогащение и использование в практической жизни человека. Реальное сознание не является результатом какой-то специализированной деятельности (в отличие от конкретных ее форм – политической, эстетической, нравственной и т.д.) и воспроизводится всеми видами деятельности человека. Хотя реальное сознание формируется под влиянием непосредственного опыта, в общественном воплощении оно образует своеобразное явление, творцом которого выступают класс, нация, социальная группа или социальный слой. Реальное сознание не есть собрание или механическое обобщение идей и взглядов – оно образует новую специфическую сущность, в которой проявляются устойчивые тенденции, объективно отражающие как состояние сознания, так и глубину осмысления им общественного бытия.

При рассмотрении реально функционирующего общественного сознания необходимо обратить внимание на то, что оно состоит из (и соответственно исследуется при помощи) таких его компонентов как:

2) ценностные ориентации (какие устремления, желания рассматриваются как важное условие существования, оценки и регулирования поведения);

3) мотивы (на реализацию каких потребностей и интересов направлены усилия людей);

4) установки (ценностные отношения к социальному объекту, выражающиеся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него).

Особо надо обратить внимание на феномен социального настроения, главную характеристику общественного сознания, которое, как показывают результаты социологических исследований, является устойчивой его характеристикой при возможных изменениях отношения людей к конкретным экономическим и социальным реалиям.

Изучение сознания и поведения в конкретной социально-исторической обстановке, переводит социологию из плоскости регистрирующей науки в плоскость активной общественной силы, участвующей в решении всех без исключения актуальных проблем развития человечества. В этой связи уместно напомнить, что общественное сознание и поведение становится предметом изучения только в условиях гражданского общества – общества, рожденного на определенной стадии исторического процесса, как результат эры новой истории, ведущей свой отсчет от периода великих буржуазных революций, от того времени, когда общество отделилось от государства.

Структура социологии.

Структура социологического знания определяется в зависимости от тех методологических принципов, которые применяются при исследовании социальной реальности. В социологии используются такие виды ее классификации как макро- и микросоциология, теоретическая и эмпирическая, фундаментальная и прикладная социология и т.д. Есть предложения определять структуру социологии с учетом всего научного знания, когда в объяснение ее содержания вовлекается знание, накопленное всеми науками. При ответе на этот вопрос можно исходить из двух предпосылок: структурировать только то знание, которое претендует называться социологическим, во- вторых, считать основной исходной характеристикой ее разделение на теоретическую и эмпирическую социологии.

1. Базовый, исходный – первый – уровень социологического знания образует теория и методология, которые сосредотачивают свое внимание на уточнении и определении объекта и предмета социологической науки, ее понятийного (категориального) аппарата, закономерностей (тенденций) развития как социальной реальности, так и самой социологии, ее функций, места среди других наук. В рамках этого анализа привлекается и исторический материал (история социология), который показывает генезис идей, появление, рождение и угасание поисков (теорий, концепций), а также уточнение места социологии в системе социального и гуманитарного знания. Кроме того, на этом уровне вовлекается (адаптируется, приспособляется) теоретическое знание других наук в том отношении, как оно способствует, уточнению, обогащению и развитию социологического знания. Этот структурный уровень социологического знания называется теоретической социологией.

2. Эмпирическая социология, которую представляют специальные социологические теории, соединяющие теоретико-методологическое знание с эмпирическими данными, полученными в ходе конкретных социологических исследований. Эмпирическая социология представляет собой единство теоретического знания (или теоретических замыслов) и эмпирической их проверки, в результате чего уточняется исходные положения, результативность и эффективность методологии и методики. Но эмпирическая социология, состоящая из специальных социологических теорий имеет свою внутреннюю иерархию. Эта иерархия начинается, во-первых, с обобщающих (системных) специальных (иногда их называют отраслевыми) социологических теорий – экономической и политической социологии, социологии социальной и духовной сфер жизни общества. Основанием для такой структуры социологического знания является обоснованное социальными философами и большинством социологов деление жизни общества на различные сферы, которые связаны с определенными видами деятельности – трудовой (производственной), социальной (в узком смысле этого слова), политической и культурной (духовной). Что касается экономической социологии, то ею исследуются социальные проблемы экономической жизни общества, посредством изучения сознания людей и соответствующего типа поведения, связанных с реализацией целей и задач общественного производства, с процессом удовлетворения потребностей и интересов людей в условиях функционирования социально-экономических отношений. Обращаясь к другой сфере общества, к социальной жизни, следует отметить, что социология в этой сфере изучает такие важнейшие и принципиальные проблемы, как социальная структура во всей ее многообразии, социальные процессы и институты, социальные общности. В ее рамках исследуются предпосылки, условия и факторы превращения классов, социальных слоев и групп в субъекты сознательной деятельности. Политическая социология изучает огромный пласт перехода от объективного к субъективному, сознательному развитию. Она изучает политические (классовые, групповые) интересы, которые базируются и исходят из воли, знаний и действий, т.е. методов и форм выражения политической деятельности человека, классов и социальных групп и обращена ко всему спектру чувств, мнений, суждений и отношений людей к процессам функционирования властных отношений, что позволяет представить пути функционирования государственности, выявить болевые точки развития политической жизни. Четвертой по счету, но не по значению обобщающей специальной социологической теорией является социология духовной жизни общества, исследующая деятельность по освоению имеющихся культурных ценностей, созданию новых, распределению и потреблению накопленных. Этот процесс является сложным, многоплановым и неоднозначным, поэтому так важно определить основные его составляющие. К таким структурным элементам следует отнести процесс социализации личности, образование, массовую информацию, культурно-просветительную деятельность, литературу, искусство, науку. Наконец, к обобщающим (системным) специальным социологическим теориям относится социология управления. Она связана с использованием особого класса задач — механизма регулирования социальных процессов — и поэтому может рассматриваться самостоятельно, на уровне выявления неких общих характеристик, независимо от конкретных обстоятельств, а может применяться в рамках каждой из сфер общественной жизни и составляющих их элементов, что требует выявления и анализа специфических особенностей управления в каждой конкретной области сознания и поведения людей

Во-вторых, наряду с обобщающими (системными) теориями существуют основные специальные социологические теории, предметом исследования которых являются общественные процессы и явления, их специфические связи с другими явлениями и процессами, которые в своей целостности являются неотъемлемой составной частью той или иной сферы общественной жизни. В этих теориях рассматривают не общие взаимодействия, существующие между всеми общественными явлениями, а лишь характерные связи в рамках конкретной сферы общественной жизни. Так, экономическая социология включает в себя изучение таких процессов, которые образуют всю совокупность социально-экономических явлений: социологию труда, социологию рынка, социологию города и села, демографические и миграционные процессы и т.д. В этом смысле социология социальной жизни включает в себя изучение социально-профессиональной и возрастной структуры, этносоциологию, социологию молодежи, семьи и т.д. В свою очередь, политическая социология включает в себя социологию власти, политических партий и общественных движений, социологию права (хотя некоторые исследователи выделяют ее в самостоятельную научно-прикладную теорию), социологию армии, международных отношений. Что касается социологии духовной жизни, то она представлена социологией образования, культуры, религии, СМИ, науки, литературы и искусства.

Сегодня в социологии уже в большей или меньшей степени оформлено свыше 50 основных специальных социологических теорий. Некоторые из них получили статус фундаментальных дисциплин, другие — прикладных, третьи — теоретико-прикладных. Их положение все еще полностью не осмыслено и с точки зрения перспектив социологии, и с точки зрения общественных потребностей. Анализ места специальных социологических теорий в системе социологического знания предполагает постоянный критический обзор их развития, особенно тех, которые имеют непосредственное значение как для понимания места, роли и функций социологической науки в современных условиях, так и для повышения эффективности и качества исследований.

В социологии более, чем в любой другой общественной науке, заметно разделение на теорию и эмпирию, но это ни в коем случае не означает, что они существуют раздельно, не взаимодействуя между собой. Следование кажущейся самостоятельности теории и эмпирии в практике работы социологов ничем, кроме глубоких научных и методологических просчетов, не оборачивается.

Основным характерным признаком социологии в современную эпоху становится антропоцентристский подход, ибо современная эпоха выявила непреходящую и все возрастающую ценность человека и его деятельности, жизни людей во всей ее многообразии. В рамках этого подхода человек предстает перед нами и как ресурс общественного развития и как носитель социального капитала, который является огромным резервом и импульсом общественного развития. Современные подходы, определяющие предмет социологии, заметно смещаются в направлении человековедения, к признанию того, что анализ проблем жизни людей во всем ее многообразии все больше и больше становится объектом внимания социологии. Человек в обществе и общество для человека – вот суть современной социологии

Современная социология во все большей мере склоняется к трактовке самой себя как социологии жизни, так как она оперирует показателями отношений и взаимодействий людей к реальным проблемам, ситуациям, ко всему тому, что происходит в обществе, в котором они работают и живут.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1960
Вебер М. Избр. соч. М., 1990
Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. Новосибирск, 1991
Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992
Бурдье П. Социология политики. М., 1993
Американская социологическая мысль. М., 1994
Мертон Р.К. Явные и латентные функции. //Американская социологическая мысль. М., 1994
Смелсер Н. Социология. М., 1994
Монсон П. Лодка на аллеях парка: Введение в социологию. М., 1995
Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996
Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяется // СОЦИС. 1997, № 1
Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997
Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997
Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. Учебник. – М., 1998
Турен А. Возвращение человека действующего. Очерки социологии. М., 1998
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998
Гидденс Э. Социология. М., 1999
Социология в России. – Под ред.В.А.Ядова. М., 1999
Общая социология. – Учеб. пособ. Под ред. проф. А.Г.Эфендиева. М., 2000
Кравченко А.И. Основы социологии. М., 2001
Социология. – Учебник. Г.В. Осипов, Л.Н.Москвичев и др. М., 2001
Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 2003

Социология – это наука, изучающая становление, функционирование и развитие социальных систем, рассматриваемых как целостные образования, основной элемент которых – люди с их устойчивыми связями, взаимодействиями и отношениями.

Объекты изучения социологии:

  • общество как целостная социальная система;
  • социальные организации;
  • социальные институты;
  • социальные взаимодействия;
  • социальные явления;
  • социальные процессы;
  • социальные отношения;
  • социальные общности и субъекты.

Структура социологии состоит из следующих элементов:

  1. микро- и макросоциология. Микросоциология занимается исследованием поведения людей в ежедневной жизни. В макросоциологии изучают взаимосвязь между разными частями общества.
  2. теоретическая и прикладная социология. Теоретической социологией определяются границы, цели, методы и функции социологического познания. В прикладной социологии изучаются реальные процессы развития общества и предлагаются способы воздействия на социальные реалии.

Принято выделять три уровня социологических теорий:

  • общесоциологические теории – исследование общих закономерностей социального развития;
  • специальные теории – рассматривание отдельных социальных сфер, общностей или процессов как относительно самостоятельных систем;
  • теории среднего уровня – промежуточные между общесоциологическими и специальными.

К функциям социологической науки относят:

  • познавательную – занимается изучением и объяснением закономерностей социального развития;
  • прогностическую – выстраивает социальные прогнозы;
  • проекционную – разрабатывает модели организации социальных общностей и моделей социального управления;
  • социально-технологическую – создает службы социального развития, изучает социально-психологические обстановки в коллективах;
  • управленческую – разрабатывает методы управленческой деятельности;
  • идеологическую – формирует представления о состоянии общества.

Классические социологические теории

Марксизм. Основным достижением К. Маркса в обществоведческих науках является то, что он смог применить гегелевскую диалектику в анализе исторического развития, дав обществу характеристика, как динамично развивающейся в историческом времени структуры. Причиной социальной дифференциации Маркс называл частную собственность.

Готовые работы на аналогичную тему

Структурный функционализм. Спенсер сформулировал три основные постулата структурно-функционального анализа:

  • функциональное единство общества, то есть его согласованное функционирование;
  • универсальный функционализм – польза от социальных явлений;
  • функциональная необходимость.

Социал-дарвинизм представлен работами Гумпловича, Смолла и Самнера. В соответствии с этой точкой зрения, в обществе работают законы животного и растительного миров, в связи с чем, конфликты социальных групп естественны.

Психологизм – это совокупность нескольких социологических концепций, которыми признается первичность роли индивидуальной психики в процессе развития социальных процессов. Основными представителями считают Тарда, Уорда и Гиддингса.

Эмпирическая социология включает комплекс социологических исследований, которые ориентируются на сбор и анализ социальных данных. Среди эмпирически ориентированных школ выделяют Чикагскую школу (Парк, Знанецкий), поддерживающую символический интеракционизм, то есть изучение социальных взаимодействий в их символическом аспекте.

Современные социологические теории

В рамках объективного подхода принято выделять следующие теории:

Структурный функционализм (его яркий представитель Толкотт Парсонс) утверждает, что в обществе разнородным элементам необходимо взаимодействовать как частям слаженно работающего механизма. Социальная деятельность и на уровне индивида, и на уровне группы должна быть направлена на поддержание стабильности социальной системы.

Концепция социального обмена (Джордж Хоманс) характеризует ряд социологических понятий: роль, статус, конформизм, власть, не через действие макросоциальных структур, как функционализм, а через порождающие их социальные отношения. Хоманс видит суть таких отношений в стремлении людей получить награду и выгоду и обмениваться ими.

Справочная таблица содержит основные теории социологии их главных представителей и краткое описание достоинств и недостатков каждой из теорий.

Таблица основные теории социологии

О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Милль, Г.Н.Вырубов, М.М.Ковалевский, К.Поппер, И.Лакатос

1) Социология призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы.

1) отдельный индивид - почти ничто. Общество состоит не из отдельных индивидов, а из социальных систем, а человек по отношению к обществу – социальный субъект, но не автономная личность.

2) Законы функционирования общества рассматривались в позитивизме как продолжение природных законов. Поэтому считалось невозможными проникновение в суть и причины социальных процессов и явлений.

3) Представители позитивизма изучали общество не в динамике, а в статике, поскольку речь о социуме шла как о системе, находящейся в стабильности и равновесии.

4) аналогии социальных явлений с явлениями, наблюдаемыми в физике, химии и медицине, ставилось под сомнение и критиковалось уже при жизни Конта

Социальная теория Карла Маркса

К.Маркс, Ф.Энгельс, Н.Бухарин, Л.Троцкий, В.Ленин

1) Марксистское учение о классах и классовой борьбе позволило лучше понять социальную динамику

2) Акцент на противоречиях и конфликтах, с одной стороны, позволил выявить и описать мощный источник общественного развития, подчеркнуть место и роль социальных революций в истории концепций социальной стратификации

1) учение о классах и классовой борьбе одновременно невольно сводило всю социальную историю к истории борьбы классов

2) акцент на противоречиях и конфликтах привел к недооценке эволюционных форм социального развития, к отрицанию роли социального единства и согласия

3) Одним из серьезных недостатков марксизма, по мнению большинства социологов, следует считать присущий ему экономический детерминизм, при котором игнорировалась роль культурных и духовных факторов в жизни общества.

4) преувеличение значения классовой борьбы, революционного насилия в истории, недооценку реформ, механизмов социальной интеграции, поиска согласия в обществе.

5) Серьезной критике, в частности со стороны Г. Зиммеля и М. Шелера, подверглась еготрудовая теория стоимостииконцепция редукции труда(сведения сложного труда к простому).

6) Не выдержало испытания временем еготеория относительного и абсолютного обнищания пролетариата, как не подтвердились и некоторые другие положения.

"Понимающая социология" Макса Вебера

1) Раскрытие механизма человеческой деятельности, определение движущих сил поведения человека (идеалов, целей, ценностей, желаний, потребностей и др.), на первом месте индивид, потом – общество.

3) Вебер рассматривал социальную структуру общества как многомерную систему, в которой наряду с классами и порождающими их отношениями собственности важное место принадлежит статусу и власти.

1) Концепция социального действия не учитывает случайных, но порой весьма значительных явлений. Они имеют либо природное происхождение (стихийные бедствия), либо социальное (экономические кризисы, войны, революции и др.). Случайные для данного общества, для данного субъекта, они не несут в себе никакого субъективного смысла и, тем более, ожидания ответного хода. Однако история носила бы очень мистический характер, если бы случайности не играли в ней никакой роли.

2) Концепция социального действия объясняет лишь непосредственные действия людей, оставляя вне поля зрения социолога последствия второго, третьего и других поколений. В них ведь не содержится субъективный смысл действующего лица и нет ожидания ответного хода. М.Вебер недооценивает объективное значение субъективного смысла поведения людей. Наука вряд ли может позволить себе такую роскошь. В изучении лишь непосредственного М. Вебер невольно сближается с позитивизмом Конта, который также настаивал на исследовании непосредственно чувственно воспринимаемых явлений.

Теория социального реализма Эмиля Дюркгейм

1) Институты возникают потому, что выполняют полезную функцию. Функция - это и есть вклад социального института в стабильное функционирование общества. Поэтому его социологию именуютфункционализмом.

2) идея общественной солидарности = Стремление любого человека к контактам с другими людьми обусловлено базовыми потребностями человека.

3) принципы социологического реализма Дюркгейма напоминают советскую социологию: Межличностные отношения субъективны, поэтому они вторичны. Общественные (т.е. коллективные) отношения - объективны, поэтому они первичны и являются главными.

Нет эволюции человеческого общества с древнейших времен до современности и построение глобальных метафизическим схем истории

Рут Шонл Кэйван

1) Большое внимание уделяется разработке и использованию различных методов эмпирического исследования.

2) Мнение, что общество необходимо рассматривать как организм, подверженный эволюции. Последняя есть движение от одного порядка к другому, более высокому

1) общество имеет технико-экономическую структуру – профессиональную и стратификационную (при этом технология и экономика являются источниками социальной динамики, а культура – это консервативная сила, стабилизирующая общество);

2) глубина и степень влияния в обществе определяются положением в иерархии отношений на ролевой основе.

3) Структурно-функциональный анализ является полезным инструментом для описания общества, дает развернутую картину социальной жизни.

1) делает акцент на стабильности системы, а конфликт или изменчивость в системе оставляет в тени. Такой подход не дает полной картины социальной жизни.

2) Также структурный функционализм Т. Парсонса взял установку на описание в социальных системах явлений общего порядка, специфические свойства отдельных социальных систем не учитывались.

1) дает возможность понять социальное взаимодействие глубже, чем другая теория (теория социального обмена): люди не просто реагируют, но и интерпретируют поведение друг друга;

2) воспринимает человека как индивида, активно формирующего свое поведение, а не пассивно реагирующего на внешний диктат структурных ограничений.

1) Излишне сосредоточен на субъективных аспектах взаимодействия, слишком большое значение уделяет роли символов, и, тем самым, принижает роль социальной структуры общества, оказывает преувеличенное внимание эпизодическому и преходящему; общество сводится к совокупности исполняемых ролей, однако нет анализа, откуда появляются сами социальные роли.

2) В концепции символического интеракционизма отсутствует комплексное аргументированное объяснение тому, из чего происходит нормативное поведение, и почему члены общества обычно ведут себя в рамках определенных норм и ценностей.

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (sociological theory) - ряд абстрактных общих подходов, а также противоположных и взаимно дополняющих школ мысли, существующих в социологии. В то время как социологическая теория в этом смысле включает некоторые "формализованные" или математические по форме теории (см. Теория; Математическая социология), в социологии "теория" чаще более свободна по форме и относится к главным "подходам", интеллектуальным парадигмам, концептуальным схемам и т.д., существующим в рамках дисциплины. Среди главных общетеоретических подходов, обычно идентифицируемых в рамках социологии, находятся следующие: (а) функционализм, иногда, но не всегда включающий эволюционную социологию, (б) символический интеракционизм и интерпретативная социология, включая теорию социального действия; (в) марксистская социология и теория конфликта; (г) формальная социология; (д) социальная феноменология и этнометодология; (е) структурализм и постструктурализм. Помимо перечисленных подходов, значение которых обычно признается большинством социологов, можно выявить и множество менее влиятельных теоретических подходов (например, теория обмена или структурационная теория) . Отчасти все их можно считать взаимодополняемыми, ибо они подчеркивают различные аспекты социальной действительности (например, микро- и макроподходы или теории воли и структуры). Однако столь же часто они представляются как противоположные. Некоторые социологи, особенно Мертон, призывая к тому, что он называет теориями среднего уровня, стремились избегать акцента на противоположности таких общих теоретических структур, делая гораздо большее ударение на "рабочих" объяснительных теориях и чувствительных понятиях, появляющихся в ходе исследования и интерпретирующих результаты (см. также Обоснованная теория; Аналитическая индукция). Другие общие различия между типами теоретического подхода касаются: (а) эпистемологии и онтологии, например, позитивизм против конвенционализма или реализма; (б) "поверхностной" и "глубинной" структуры (см. также Социальная структура). Ср. Социальная теория.

Большой толковый социологический словарь.— М.: АСТ, Вече . Дэвид Джери, Джулия Джери . 1999 .

Полезное

Смотреть что такое "СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ" в других словарях:

Социологическая теория права — одна из теорий социологического направления в юриспруденции, которое не является единым. Оно объединяет различные школы и концепции. Сюда относятся: функционализм, институционализм, реализм и др. Общим для них является социологический подход к… … Теория государства и права в схемах и определениях

Специальная социологическая теория — теоретическая конструкция, созданная для исследования и интерпретации особенностей развития и функционирования единообразных социальных процессов и явлений, протекающих в определенной подсистеме общества, например, экономическая, политическая… … Социологический словарь Socium

Теория литературы — теоретическая часть литературоведения, входящая в литературоведение наряду с историей литературы и лит ой критикой, опирающаяся на эти области литературоведения и вместе с тем дающая им принципиальное обоснование. С другой стороны, Т. л.… … Литературная энциклопедия

теория малых групп — Социологическая теория, исследующая место и функции малых групп в системе социального организма, их специфику как элементов социальной структуры. Выделяются три аспекта этого социального образования: 1) малые группы как самостоятельные субъекты… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Теория малых групп — Социологическая теория, исследующая место и функции малых групп в системе социального организма, их специфику как элементов социальной структуры. Выделяются три аспекта этого социального образования: 1) малые группы как самостоятельные… … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Социологическая мысль — Будучи генетически связана с отечественной и западноевропейской социальной философией и философией истории, С. м. начинает формироваться в России в 1 м десятилетии XIX в. в русле т. наз. критической (скептической) школы в рус. историографии (Н … Русская Философия. Энциклопедия

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ — Будучи генетически связана с отечественной и западноевропейской социальной философией и философией истории, С. м. начинает формироваться в России в 1 м десятилетии XIX в. в русле т. наз. критической (скептической) школы в рус. историографии (Н. С … Русская философия: словарь

ТЕОРИЯ — (theory) 1. (В физической и социальной науках) совокупность гипотез или суждений, связанных логическими либо математическими аргументами; для объяснения эмпирической действительности или типа явления. См. также Формальная теория; Модель. 2. (В… … Большой толковый социологический словарь

Теория малых групп — Специальная социологическая теория, предметом которой является место и функция малых групп в системе социального организма, их специфика как элементов социальной структуры. Предметом Тм.г. являются три аспекта этого социального образования:… … Словарь социолингвистических терминов

Теория стигмации (клеймения) — (labelling theory), социологическая теория, объясняющая социальные процессы, исключающие личность или группу из широкого социального признания. Понятие стигмации тесно связано с именем амер. социолога Ховарда Беккера, автора кн. Посторонние… … Народы и культуры

Читайте также: