Сочувствие к крестьянским детям в рассказе и с тургенева бежин луг 6 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Рассказ И. С. Тургенева является совершено уникальным произведением во многом. Самое важное, пожалуй,­ в нем­ то, что­ Тургеневым одним из первых писателей в русской литературе был введен образ крестьянского мальчишки.­ До него о крестьянах вообще писалось очень редко и мало. В рассказе дается не только поэтичное и проникновенное описание русской природы, но и показываются читателю живые­ дети с их суеверием,­ пытливостью, храбростью и трусостью.

Они вынуждены были с самого раннего детства оставаться

Писателю всегда были интересны и привлекательны честные, искренние и одаренные духовно и эмоционально люди, которых мы видим на страницах его произведений. Жизнь их, как правило, не простая, так как такие люди­ предъявляют довольно высокие требования не только к себе, но и­ к другим.

Тургенев, рассказывая в своем произведении о пятерых деревенских мальчиках, которые являются главными героями произведения “Бежин луг”, отмечает в их образах, овеянных лирическим настроением, какую то грусть и сочувствие к ним. Ночная природа

леса и равнины, на которой сидели мальчики у костра,­ подтолкнула этих детей на разговор, в котором автор повествует о сюжетах легенд, загадывает природные загадки. Он много пишет и о природе, которая сама помогает этим детям ответить на их вопросы, которые возникают при ее таинственных явлениях. Она всегда тревожила людей своими необъяснимыми загадками, смиряя их силы и показывая свое огромное превосходство.

Объяснить многие явления дети не могут, они не образованы. Но эти дети умеют очень чутко чувствовать красоту этой природы вокруг них. С большой нежностью и любовью писатель пишет о детях о их богатом духовном мире, он стремился пробудить в читателях чувство уважения и любви к ним и может быть задуматься о их дальнейшей судьбе. Эти мысли посещали и самого Тургенева, ведь дети – всегда были и остаются будущим целого народа.­ ­

Перед нами открывается в рассказе совершенно необыкновенный, созданный гениальным автором, поэтический мир, который мы слышим в рассказанных мальчиками народных поверьях. Совсем не удивляет тот факт, что все до одного эти дети искренне верят во все, связанное с нечистой силой. Они все родились и выросли в среде, где верованиям уделяется важное место. Произведение “Бежин луг” очень выразительное благодаря разным факторам: портретным характеристикам этих маленьких героев, их речи, окружающей их природе, которая просто завораживает читателей своей красотой, историям о нечистой силе, которыми делятся дети.

Они постоянно заставляют нас задуматься о потусторонних силах. Этими долгими разговорами у горящего костра, Тургенев раскрывает перед нами очень богатый духовный мир детей, выходцев из простого народа.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока. Литература. 6 класс

Учитель Плетнева И. А.

1. Содержательная. Развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, умения сравнивать и обобщать; развивать навыки составления характеристики литературных героев, навыки работы со словом, навыки анализа текста.

2. Деятельностная. Составить и проанализировать портретные характеристики мальчиков. Показать, как автор относится к своим героям. Выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют детей; развивать у учащихся внимание, память, мышление, умение анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты:

сформировать умения извлекать из текста необходимую информацию, определять роль пейзажа в тексте, выразительно читать, пересказывать, анализировать текст, работать в группах и индивидуально.

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев. Уметь работать в группе.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими учащимися и достигать в нём взаимопонимания.

“ Записки охотника” – по-видимому,

самое долговечное из всего,

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

В прекрасный июльский день, когда погода установилась надолго, Тургенев провел весь день на охоте. Но, возвращаясь домой, он заблудился.

Долго блуждал по ночному лесу, пока не вышел на Бежин луг. Здесь, у костра, он познакомился с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное.

- Почему рассказ так называется?

- Где находится Бежин луг?

Место, которое описывает писатель, действительно существовало, есть и сейчас. Этот Бежин луг находится на небольшой речке Снежеди в Тульской области. Он входил в число земель, принадлежавших отцу писателя, и был знаком Тургеневу с детства.

- Почему луг носит такое имя?

Возможно, луг получил название по фамилии помещиков Бежиных, которыев 18 веке проживали неподалёку… Есть и такое предположение: Бежиным луг назвали потому, что на нём собирались табором люди, бежавшие от притеснений царских властей на юг, на вольный Дон.

- А на ваш взгляд, какое предположение более достоверно?

3.Постановка учебной задачи.

- Как рассказчик относится к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи?

- Как мы об этом узнаём?

( своё отношение к мальчикам автор передаёт с помощью описания детей)

Цель урока: найти связь между портретами и рассказами мальчиков .

3. Выражение лица

4. Открытие нового знания. Частичная проверка знания текста.

Текстуальный анализ.

Почему ходить в ночное – это большой праздник для крестьянских ребятишек? Для многих крестьянских ребятишек игры заканчивались очень рано, и они начинали трудиться наравне со взрослыми, потому что большие семьи нуждались в помощи даже таких маленьких, но уже рабочих рук. На протяжении всего дня ребята помогали в работе родителям. Не было времени на разговоры, праздные прогулки. Поэтому выход в ночное, где есть возможность покататься на лошади, прилечь отдохнуть и просто пообщаться со сверстниками – это праздник для крестьянских детей.

Ваня обращает внимание на красоту ночного неба, а до этого так долго молчит: Самый маленький мальчик острее всех чувствует красоту природы. Ваня добрый мальчик: отказывается от предложенного Федей гостинца для сестренки, ценит, что она добрая.

Манера рассказывать мальчиков.

Говорят больше всего Илюша (очень эмоционально):

Что общего у этих детей? ( Мальчики очень дружны, не избалованы, все умеют хорошо рассказывать. Они – деревенские дети, многие из них бедны, учиться они не могут, потому что они – дети крепостных крестьян и для них не существует школ).

В чём состоит отличие этих мальчиков? ( У них разные характеры)

Павлуша- смелый, уверенный, умный.

Костя-задумчивый, печальный, любопытный.

Федя – гордый, любопытный.

Илюша – смирный, спокойный, пугливый, заботливый.

Сопоставление портретов и рассказов мальчиков. Как можно назвать истории, которые рассказывают мальчики?

Объясните и запомните значение каждого слова.

Россказни – измышления, выдумки.

Предание – устный рассказ, который содержит сведения, передающиеся из поколения в поколение, об исторических событиях , о событиях прошлых лет.

Поверье – суеверное предание, убеждение, основанное на таком предании или приметах).

Современные ученые называют их БЫЛИЧКАМИ.

Былички – народные произведения суеверного характера, повествующие о встречах со сверхъестественными силами.

- Какое из этих понятий точнее передаёт особенности рассказов мальчиков? (Былички)

5.Работа по тексту.

Сопоставим рассказы Павлуши (Стр.181 учебник) и Илюши (Стр.182 учебник) о светопреставлении (солнечном затмении).

- Чем отличаются эти рассказы? Что добавим к портретам?

(Павлуша был умным мальчиком, поэтому не поддался общему страху, когда началось солнечное затмение. Он смеялся над тем, как суеверные люди приняли бочара Вавилу за Тришку. Поэтому его рассказ ироничный.

Когда рассказывает Илюша, то он сам верит в эти истории, потому что он не может объяснить этого природного явления, так как он суеверный).

- Итак, есть ли связь между портретами мальчиков и их рассказами? Да.

6.Итоги урока.

Кого из мальчиков ты взял бы себе в друзья? Почему?

- Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства.

(доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность)

Итак, какую задачу мы с вами ставили?

Удалось решить поставленную задачу? Что было трудно выполнить, что интересно?


Ноя 30, 2017 | 3 комментария

Знаменитые Записки охотника Тургенева показывают нам жизнь простых крестьян. Об их судьбе мы узнаем от охотника, который и является главным героем. Каждый рассказ — это отдельная история и вот как раз Бежин луг знакомит нас с крестьянскими детьми. На Бежин луг, где у костра расположились крестьянские дети, герой произведения попал случайно летним вечером, когда заблудился во время охоты. Вот он попросился на ночлег к ребятам. Наблюдая за мальчишками и слушая их рассказы, охотник смог создать образы детей крестьян и теперь попробуем описать образы крестьянских детей из рассказа Тургенева Бежин луг.

Когда охотник спустился к детям, ему встретились пять ребят. Они сторожили табун лошадей и сидели у костра. Развлекались мальчики, рассказывая друг другу незамысловатые выдуманные истории. Охотник не участвовал в разговоре, он притворился спящим. Сам же внимательно слушал и наблюдал за детьми.

Бежин луг образы крестьянских детей

Рассказ нас знакомит с Федей, Павлом, Ильей, Костей и Ваней. Так Федор был самым старшим. Ему было четырнадцать. Ваня — это самый младший табунный сторож, которому было всего лишь семь. Если судить по разговорам и по одежде, то все они были крестьянскими детьми. Правда Федор отличался. По приметам он принадлежал к семье богатых родителей и к детям он прибился лишь для того, чтобы получить острые ощущения, приключения, ради забавы. Федор был одет в хорошие одежды, в то время как другие дети были одеты намного проще.

Создавая образы детей Тургенев изображает Федора красивым стройным ребенком, с полувеселой улыбкой. Он редко участвовал в разговорах, предпочитая больше слушать, нежели рассказывать. Павел хоть и был со взъерошенными волосами, но имел умный вид, да и в голосе чувствовалась сила. Это был смелый мальчик, который не побоялся побежать на шорох, проверяя лошадей. Он бесстрашный и не боится в одиночестве пойти за водой. У Ильи было неприметное лицо, горбоносое, вытянутое. У Кости было небольшое лицо, худенькое в веснушках, но его большие глаза были очень живые. Казалось, что они говорят больше, нежели мальчик выражал словами. Илья и Костя создают впечатление трусливых детей, может поэтому они больше всех рассказывают страшные истории, верят в нечистую силу и боятся ее. Вани почти не было видно, ведь он спал на земле изредка поднимая свою русую кудрявую голову.

Ребята были хорошими друзьями, и весело проводили время под занимательные истории. В историях присутствовали русалки, домовые, лешие и другие представители нечистой силы. Рассказы хоть и были выдумкой, но ребята всему верят.

В своей работе Тургенев создает богатый духовный мир детей, автор показал нам, насколько тонко эти дети могут чувствовать красоту природы. Сочувственное отношение к детям крестьян дает нам возможность не только с уважением относиться к ребятам, но и позволяет задуматься над их дальнейшей судьбой.

Образы крестьянских детей в рассказе овеяны грустью и сочувствием. Тургенев проникся судьбой и внутренним миром детей, понял их радости, проблемы, тревоги.
Но, приходит утро и наш охотник прощается с ребятами. Он уходит, однако у нас остается хорошее впечатление о крестьянских детях и очень горестно от того, что в конце рассказа мы узнаем о смерти Павлуши, который больше всего симпатизировал автору.

Нажмите, чтобы узнать подробности

воспитывать любовь к чтению художественного произведения.

За­да­чи: закрепить навыки работы над порт­рет­ной ха­рак­те­ри­сти­кой литературного героя; по­ка­зать, как ав­тор от­но­сит­ся к сво­им ге­ро­ям; вы­яс­нить, как ис­то­ри­и, рас­ска­зан­ные маль­чи­ка­ми, ха­рак­те­ри­зу­ют их; раз­ви­вать вни­ма­ние, уме­ние ана­ли­зи­ро­вать, де­лать вы­во­ды; вос­пи­ты­вать вни­ма­ние к ок­ру­жаю­ще­му ми­ру.

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний

III. Знакомство с новым материалом

Почему рассказ так называется?

- Где находится Бежин луг?

Место, которое описывает писатель, действительно существовало, есть и сейчас. Этот Бежин луг находится на небольшой речке Снежеди в Тульской области. Он входил в число земель, принадлежавших отцу писателя, и был знаком Тургеневу с детства.

- Почему луг носит такое имя?

Возможно, луг получил название по фамилии помещиков Бежиных, которыев 18 веке проживали неподалёку… Есть и такое предположение: Бежиным луг назвали потому, что на нём собирались табором люди, бежавшие от притеснений царских властей на юг, на вольный Дон.

- А на ваш взгляд, какое предположение более достоверно?

1. Текстуальный анализ.

Почему ходить в ночное – это большой праздник для крестьянских ребятишек? Для многих крестьянских ребятишек игры заканчивались очень рано, и они начинали трудиться наравне со взрослыми, потому что большие семьи нуждались в помощи даже таких маленьких, но уже рабочих рук. На протяжении всего дня ребята помогали в работе родителям. Не было времени на разговоры, праздные прогулки. Поэтому выход в ночное, где есть возможность покататься на лошади, прилечь отдохнуть и просто пообщаться со сверстниками – это праздник для крестьянских детей.

2. Физкультминутка. (Игра в снежки)

Посмотрите, пожалуйста, за окошко. Какая красота ! А во что вы любите играть больше всего зимой? Конечно же, в снежки! И я вам предлагаю сейчас поиграть со мной в снежки. Я буду бросать снежок, а вы в ответ должны подобрать эпитет к слову ЗИМА

А теперь закройте глаза и представьте, что сейчас лето! Перед вами Бежин луг и знакомые уже вам деревенские мальчики.

3. Начнем с характеристики мальчиков. Ориентируемся на данные вам вопросы. О чем говорит внешность мальчика, на какие портретные детали обращает внимание автор. Как характеризует героя его манера рассказывать. Каково авторское отношение к герою, в чем оно выражается. Кто из мальчиков вам понравился больше всего и почему?

Ваня обращает внимание на красоту ночного неба, а до этого так долго молчит:

В Павле есть рискованное начало.

4. Манера мальчиков рассказывать.

Говорят больше всего Илюша (очень эмоционально):

5. Развитие представлений о портретной характеристике персонажей

Рассмотрите иллюстрации учебника. Совпали ли ваши представления о мальчиках с изображениями художника?

Докажите, что портрет — это композиционных приём авторской характеристики героев.

Читайте также: