Собирание публикация и изучение детского фольклора кратко

Обновлено: 02.07.2024

Я думала-думала - рассказывать ли ещё общие всякие вещи о детской субкультуре, или уж сразу переходить непосредственно к считалкам-дразнилкам. Но потому как вы на прошлый пост обратную связь типа "Ира, нам на фиг не надо знать все эти общие вещи, рассказывай уже про дразнилки!" не дали, я решила рассказывать все, что мне самой интересно.

Меня вот очень восхитила история собирания детского фольклора и то, как политика вмешивается даже в такую сферу .

И я ее решила вам рассказать эту историю.
Хоть она и длинная.

Первые попытки собирать тексты детского фольклора были предприняты в Англии, в конце 18 века.
В этой стране очень ценятся традиции, поэтому, вероятно, они впервые догадались, что можно собирать эти тексты.
Первый сборник - "Стихи и песенки Матушки Гусыни" переводил К. Чуковский в 20-е гг.
Благодаря Чуковскому мы знаем песенку про Шалтая Болтая, старушку, которая пошла продавать молоко, а деревня была далеко и т.д.
Позже эти песенки стали переводить и другие авторы.

Затем то же самое сделали французы, а в 1830 г. Шейн (собиратель крестьянского фольклора) опубликовал в виде приложения некоторое количество детского крестьянского фольклора.

Подумать о функциях этих текстов ни у кого даже не возникало мысли. Печатали их исключительно для забавы.

В конце 19 в. впервые взрослые подумали о том, что эти тексты могут быть им полезны, причем не в связи с детьми.
Взрослый мир вообще чрезвычайно эгоцентричен, эгоистичен и не уважает детей.
Зачем это детям - никто не задумывался тогда и не особенно задумывается сейчас.

Собиратели детского фольклора тоже не думали, что это значит для детей. Просто во второй половине 19 века было модно собирать фольклор, и взрослые вдруг обнаружили, что некоторые вещи исчезли из их, взрослого, фольклора, и "переехали" в детский.

Например, оказалось, что песенки уличных разносчиков средневековой Англии (у каждого вида торговцев они были разные, "корпоративные" - песенки бакалейщиков, булочников и т.д.) исчезли из употребления, но существуют в детской субкультуре, переработанные детским ухом.
И детский фольклор стали воспринимать как этакую "археологическую помойку".

Оказалось, что во многих детских играх оказались спрятанными древние языческие обряды взрослых - церковь их истребляла, а дети подобрали, приспособили для своих целей и сохранили.
И все это вызвало интерес к детскому фольклору.

Но в собирании детского фольклора до конца столетия существовали педагогические фильтры, внутренняя цензура, и не записывались некоторые моменты - считалось, например, что дразниться плохо, поэтому дразнилки печатать нельзя. Отвращение вызывали и страшные истории. Их не записывали.
В советские же времена к детским страшным историям относились даже агрессивнее, чем в 19 в.

М.В. Осорина - первый собиратель страшных историй (начала в 13 лет, в 1964 году), она же впервые описала их психологический смысл.
У нее очень большая коллекция, которая появилась благодаря тому, что она была девочкой, и ей рассказывали больше, чем рассказали бы взрослому.
Она вспоминает, что в советские времена в фольклорных экспедициях студентам запрещали записывать страшные истории.

Ещё более потаенным, конечно, был во все времена эротический детский фольклор ("какашный юмор"). Он был хорошо известен, но его никто не записывал -ни у кого рука не поднималась.

Но иногда он встречается в скрытой форме.
Например, в романе "Отцы и дети" в неявной форме присутствует очень неприличная гимназическая песенка. Ее знали все мальчики во второй половине 19 века.
Они изучали латинский язык, и очень не любили его.
Одним из традиционных заданий было чтение о Горации. И этот Гораций был страшно нелюбимым персонажем для гимназистов.
И про него придумали неприличную песенку.

В тени больших акаций
На берегу морском
Сидел старик Гораций
И чистил … песком.

И вот в романе "Отцы и дети" есть эпизод, где базаровский отец (полковой фельдшер, который очень хотел угодить Аркадию, сыну помещика, которого привез с собой сын), выстилаясь перед ними, ведет их по саду, и, показывая на кусты акации, говорит с заискивающей улыбкой, подмигивая - "Я здесь сижу иногда…"
И Базаров, который сам был охальником и вовсю вел оскорбительные разговоры, скривился и ушел.

Неприличный фольклор - это была вещь запретная.

И какашная тема ("скатос" по гречески - это какашка, и "кака" оттуда же, это греческое слово)

Имя Акакий, кстати, - означает "нет, это тот, кто не кака".

Детский скатологический юмор тесно связан с выделительными функциями и туалетным тренингом (ходить в горшочек, не пукать при всех, не писаться при смехе), и для ребенка все это очень актуально довольно долго.
Ребенку положено ещё в младших классах смеяться на все эти упоминания.
Но в подростковом возрасте смешно уже другое.
Это на самом деле интересный пласт детской субкультуры, но его никто не фиксировал.

Первым, кто начал собирать всерьез детский фольклор, был сибирский профессор Георгий Сергеевич Виноградов.
И он уникален тем, что был первым человеком, кто понял, соединил и уловил главное в детском фольклоре.

Он начал в 1910 году, охватил очень большую территорию, у него было много респондентов. Он общался с детьми, глубоко уважал их , и был потрясен и ошеломлен глубиной и тонкостью детского мира.
Виноградов был единственным человеком из фольклористов, кто по-настоящему понял, зачем фольклор детский, кто изучал его в контексте, в пространстве детского поведения.
То, что казалось ничтожными, смешными детскими стишками, дурацкой страшилкой, занюханной считалкой, на самом деле открывает огромный мир.

Г.С. Виноградов успел написать несколько хороших статей, в которых он рассказал о детском фольклоре. Они были переизданы в перестроечные времена.
Именно он открыл существование потаенных детских языков (у мальчиков это, как правило, шифры - языки плящущих человечков, а у девочек прибавление к каждому слогу определенного слога).
Он чрезвычайно тонко уловил и написал все эти вещи.

Надо сказать, что советская власть очень хорошо относилась к детям-бродягам и сиротам.
Большевисткие идеологи говорили, что те, кто находится в семье, отравлен идеологически родителями, которые были сформированы до революции.
Они пламенно говорили о том, что колыбельные и стихи развращают детей.
А вот те дети, кто на улице (и кто создает детскую субкультуру) - полноценные люди, они не испорчены цивилизацией, они люди новой эпохи.
И был недолгий период, когда публикации на эту тему поощрялись.

Однако уже в середине второй половине 20-х гг всех, кто писал на эти темы, стали притеснять.
Виноградов к тому же был верующим, и его интерес к детям был многим непонятен.
на него начались гонения.
Последняя его книжечка была в 1930 году, когда ему практически наложили запрет на профессию.

В 1936 году вышло знаменитое постановление "О педологических извращениях в системе наркомпросса", которое оказалось страшнейшим ударом по советской психологии, которая тогда развивалась довольно интересно.
Выжили только те, кто был совсем старенький, и то не все, и те, кто из психологов быстро перешел во врачи и т.д.
Все советские психологи были развеяны вихрем конца 30-х гг.

Виноградов спасся только потому, что полностью деклассировался.
Семья его давно развалилась, у него какое-то время была интеллигентная подруга, которая потом потеряла с ним связь.
Он владел ремеслом сапожника (многих тогда родители учили разным ремеслам на всякий случай), и жил в крошечной развалюхе, совершенно один, сапожничал, что-то шил. И за счет этого жил.
Он пережил блокаду, и умер позже нищим и забытым.

Его работы были забыты до перестроечных времен.
И только затем появились виноградовские чтения, и проводятся сейчас каждый год.

В современном мире одним из главных стоит вопрос воссоздания сознания национальностей России. Ключевым аспектом воспитания в традициях народа является творчество народа. Ведущее место в таком воспитании занимает фольклор.

Фольклор – это особая область поэтического искусства, которая создаётся народом, живущим на конкретной территории многие столетия. Данный вид творчества показывает многовековой опыт в истории, миропонимание народа на различных ступенях его развития в конкретных природных и социальных условиях.

Фольклор, как вид устного творчества конкретного населения, выполняет функции: сохранность эстетических и этических норм народа, развитие национального самосознания.

Издавна каждым народом были созданы произведения, отражающие природные, социальные, а главное исторические особенности края. Именно в таких произведениях простое население рассказывало о местных традициях, описывающих сущность своих региональных корней. Люди воспитывались на произведениях фольклора, прославляя свой край.

До настоящего времени люди не настолько часто думали о том, где и кем была сказана народная мудрость и создана сказка, откуда пошла пословица, народная игра. Изучая происхождение родины той или иной сказки, глубже познаётся история края, вспоминаются песни, игры, которые в детстве нам рассказывала бабушка. Но самое главное – можно чуть ближе изучить историю своего рода, задуматься о родовой чести и достоинстве.

История фольклора берёт своё начало в далёкой древности. Рождался и возникал тогда, когда большинство людей, ничего не знало о письменности. Ей владели лишь некоторые – образованные шаманы, учёные и остальные гении своего времени. В песне, пословице, сказе, былине, и иных формах фольклора люди сначала сформировывали свои чувства и эмоции, пересказывали их в устном произведении, затем рассказывали свои знания другим, тем самым сохраняя свои мысли, опыт, эмоции в умах памяти своего будущего поколения.

Цель данного исследования – изучение современных фольклорных традиций народов Среднего Поволжья, и их значение национальной культуре.

Уже в 1920 -23 гг. был собран громадный фольклорный материал и приобретены экспонаты для этнографического музея Саратовского края, организованного Б.М. Соколовым. Помимо Б.М. Соколова после 1924 г. Руководителями экспедиций был В.В. Буш, А.П. Скафтымов.

Были предприняты экспедиции, посвящённые записям сказок. Руководила экспедиционной работой студентов в эти годы профессор Т.М. Акимова. Общий стаж её полевых выездов, по её признанию,-30 лет. В экспедициях 1950 – 1960 – х гг. лет записывались, преимущественно, тексты традиционного фольклора (особенно песенного). Но уделялось внимание и малоизученным жанрам фольклорного творчества: например, экспедиции, посвящённые собиранию детского фольклора. В это время аспиранткой В.К. Архангельской проводится экспедиция в Пензенскую область (с.Б. Чернавка) – на родину писателя Ф.В. Гладкова – по сбору фольклора, нашедшего отражение в его творчестве.

Тем самым было положено начала экспедициям литературно – и фольклорно – краеведческого типов.

Таким образом, научное и культурное значение имеющихся материалов с каждым годом возрастает, поскольку традиционный фольклор стремительно исчезает, угасают диалекты и говоры, уходят из жизни люди, владеющие сокровищами народного творчества. В то же время, появляются новые формы фольклора, исследователи обращаются к темам, которым раньше не уделяли внимания. На этом новом этапе необходимо обобщение использовавшихся ранее методов собирания и разработку на их базе современных подходов, связанных как со спецификой собираемого материала, так и с новыми возможностями, которые дают современные технологии и средства записи.

ВложениеРазмер
Методическая разработка: "История собирания и изучения фольклора" 18.02 КБ

Предварительный просмотр:

История собирания и изучения фольклора: региональные фольклористы.

В современном мире одним из главных стоит вопрос воссоздания сознания национальностей России. Ключевым аспектом воспитания в традициях народа является творчество народа. Ведущее место в таком воспитании занимает фольклор.

Фольклор – это особая область поэтического искусства, которая создаётся народом, живущим на конкретной территории многие столетия. Данный вид творчества показывает многовековой опыт в истории, миропонимание народа на различных ступенях его развития в конкретных природных и социальных условиях.

Фольклор, как вид устного творчества конкретного населения, выполняет функции: сохранность эстетических и этических норм народа, развитие национального самосознания.

Издавна каждым народом были созданы произведения, отражающие природные, социальные, а главное исторические особенности края. Именно в таких произведениях простое население рассказывало о местных традициях, описывающих сущность своих региональных корней. Люди воспитывались на произведениях фольклора, прославляя свой край.

До настоящего времени люди не настолько часто думали о том, где и кем была сказана народная мудрость и создана сказка, откуда пошла пословица, народная игра. Изучая происхождение родины той или иной сказки, глубже познаётся история края, вспоминаются песни, игры, которые в детстве нам рассказывала бабушка. Но самое главное – можно чуть ближе изучить историю своего рода, задуматься о родовой чести и достоинстве.

История фольклора берёт своё начало в далёкой древности. Рождался и возникал тогда, когда большинство людей, ничего не знало о письменности. Ей владели лишь некоторые – образованные шаманы, учёные и остальные гении своего времени. В песне, пословице, сказе, былине, и иных формах фольклора люди сначала сформировывали свои чувства и эмоции, пересказывали их в устном произведении, затем рассказывали свои знания другим, тем самым сохраняя свои мысли, опыт, эмоции в умах памяти своего будущего поколения.

Цель данного исследования – изучение современных фольклорных традиций народов Среднего Поволжья, и их значение национальной культуре.

Уже в 1920 -23 гг. был собран громадный фольклорный материал и приобретены экспонаты для этнографического музея Саратовского края, организованного Б.М. Соколовым. Помимо Б.М. Соколова после 1924 г. Руководителями экспедиций был В.В. Буш, А.П. Скафтымов.

Были предприняты экспедиции, посвящённые записям сказок. Руководила экспедиционной работой студентов в эти годы профессор Т.М. Акимова. Общий стаж её полевых выездов, по её признанию,-30 лет. В экспедициях 1950 – 1960 – х гг. лет записывались, преимущественно, тексты традиционного фольклора (особенно песенного). Но уделялось внимание и малоизученным жанрам фольклорного творчества: например, экспедиции, посвящённые собиранию детского фольклора. В это время аспиранткой В.К. Архангельской проводится экспедиция в Пензенскую область (с.Б. Чернавка) – на родину писателя Ф.В. Гладкова – по сбору фольклора, нашедшего отражение в его творчестве.

Тем самым было положено начала экспедициям литературно – и фольклорно – краеведческого типов.

Таким образом, научное и культурное значение имеющихся материалов с каждым годом возрастает, поскольку традиционный фольклор стремительно исчезает, угасают диалекты и говоры, уходят из жизни люди, владеющие сокровищами народного творчества. В то же время, появляются новые формы фольклора, исследователи обращаются к темам, которым раньше не уделяли внимания. На этом новом этапе необходимо обобщение использовавшихся ранее методов собирания и разработку на их базе современных подходов, связанных как со спецификой собираемого материала, так и с новыми возможностями, которые дают современные технологии и средства записи.

До середины XIX в. детский фольклор не выделялся в особый раздел народной поэзии, специально не вписывался. Публикации детского фольклора были случайными и малочисленными.

Дореволюционными и советскими фольклористами собран довольно значительный материал по детскому фольклору.

Изучение детского фольклора

Детский фольклор, являющийся языком детской субкультуры, служит важнейшим средством формирования, сохранения и трансляции картины мира.

Таким образом, специфика детского фольклора в настоящее время рассматривается в свете: [8]

а) народной традиционной культуры,

б) культуры детства,

в) народной педагогики и материнской школы,

г) современной теории детства,

д) детской психологии как специфической области психологического знания,

е) общей теории детской речи и речевого поведения,

з) теории общения и коммуникативного поведения,

и) теории игры как одного из универсальных понятий антропологии, истории и культуры;

Совершенно очевидно, что изучение специфики детского фольклора сопряжено с вовлечением в орбиту исследования новых объектов, которые выводят его (детский фольклор) из сферы только традиционной культуры и народной педагогики. Коннотация термина, обусловленная принадлежностью детству, проясняет природу явления, имеющего междисциплинарный характер. [8]

Подобно тому, как детский фольклор не просто фольклор, но – и это главное – детский, детская литература не просто литература, но детская литература. Их типологическую общность обусловливают релевантные, только им присущие свойства, объясняемые принадлежностью к одному психо-социо-культурному феномену – детству.

Одним из наиболее продуктивных жанров детского фольклора, воспринятым литературным творчеством и сохранившимся в том же жанровом качестве в детской поэзии, является традиционная колыбельная песня. Многочисленны примеры усвоения поэтики праматери, обновленные и обогащенные индивидуальным видением. Тот же тип фольклорно-литературного взаимодействия – включение в жанровый ряд детской поэзии таких фольклорных жанров, как считалка, загадка, скороговорка, небылица. Более распространенным является иной тип фольклорной рецепции – усвоение, использование одного плана поэтики некоторых жанров в детской поэзии. Наиболее показательный пример – ритм считалки, ставший доминирующим свойством детского стиха.

Таким образом, десятки фольклористов, этнографов, педагогов, литераторов систематически собирали и изучали раньше и сейчас  детское творчество.

Собирание детского фольклора 6 началось позднее других видов народной поэзии. Только в 1868 году была опубликована программа П.В. Шейна, в которой специальный раздел посвящался методике анкетирования при сборе детского фольклора. В течение почто двух третей XIX века преобладало пренебрежительное к нему отношение, он воспринимался как часть повседневной жизни, поэтому не возникала потребность записывать подобные материалы. Последующее предпочтение иноязычной культуры и иностранных языков приводило к тому, что возникало даже своеобразное отторжение услышанного в детстве.

Столь разнообразные источники содержат как пересказы отдельных произведений, так и фактические сведения об условиях записи, некоторых бытовых и обрядовых аспектах. Однако в них не представлена общая методика записи текстов, содержатся самые общие сведения о месте записи и его носителе.

6 История собирания отдельных жанров рассмотрена и в соответствующих разделах пособия.

7 Соколов Б. Собиратели народных песен. П.И. Киреевский, П.И. Якушкин, П.В. Шейн. – М., 1923. – С. 25.

9 Терещенко А. Быт русского народа. – СПб., 1848.

10 Авдеева Е.А. Записки и замечания о Сибири. – СПб.,1837. – С. 34,

Е.А. Авдеева (1789–1865)

Несмотря на авторскую интерпретацию, сводившуюся к упрощению текстов, собранные Е.А. Авдеевой материалы впервые представляли тексты, записанные конкретным собирателем от установленного лица. В дальнейшем подобная практика получит распространение и паспортизация текста станет обязательной.

Качественно иной этап собирания и изучения детского фольклора наступает после появления изданий текстов из фольклорных собраний П.В. Киреевского. В сборниках песен, записанных П.В. Киреевским, напечатано шесть текстов колыбельных песен, сообщенных ему В. Пассеком, из них одна финская, переданная в русском стихотворном переводе 15 .

11 Авдеева Е.А. Простонародные русские анекдоты. Детские колыбельные песни и приговорки// Отечественные записки. – 1849. – Т.63. – С.240 —2 46.

12 Там же. – С.242.

13 Белинский В.Г. Записки о старом и новом русском быте Е.А. Авдеевой //Полн. собр. соч. – М., 1954: – Т.6. – С.260.

14 Цит. по: Белинский В.Г. Записки о старом и новом русском быте Е.А. Авдеевой // Полн. собр. соч. – М., 1954. – Т.6. –

15 Песни, собранные П.В. Киреевским. Новая серия, – М., 1911. – Вып. 1. – С.67.

Исследователи полагают, что именно с публикаций колыбельных песен началось научное собирание детского фольклора.

Составители указанных сборников отбирали в первую очередь произведения, которые затем можно было использовать в детской среде. В большинстве работ не предпринималось разделение текстов по жанрам. Детский фольклор рассматривался как составляющая фольклора.

Новый этап в собирании и организации детского фольклора как самостоятельного целого начинается с деятельности В. И. Даля (1801–1872). Начиная с 1842 года исследователь публикует сборники и подборки текстов различных жанров фольклора. Существенное место среди них занимает и детский фольклор. Приводимые в сборниках тексты достаточно разнообразны в жанровом отношении; это сказки, описания игр, детские песни, небылички, скороговорки, пословицы и поговорки 16 . Кроме того, в сборниках В.И. Даля приводятся рассказы из русского быта.

П.В. Киреевский (1808–1856)

16 См.: Казак Владимир Луганский. Солдатские досуги. – М., 1843. – С. 54–58 – приведена детская стихотворная таблица умножения.

Существенные изменения в собирательской и исследовательской деятельности наблюдаются во второй половине XIX века под влиянием обострившейся общественно-политиче- ской борьбы, нового взгляда на положение народных масс и проблему воспитания крестьянских детей. Развитие светской литературы, потребность в грамотных и образованных людях вызвали необходимость реорганизации учебного процесса.

Общий интерес к народной школе приводит к усилению внимания к детскому фольклору со стороны педагогов, методистов; появляются разнообразные сборники, в которые одной из составляющих входит детский фольклор. Фольклор начинают воспринимать как материал, обладающий большой художественной и педагогической ценностью, через подобные тексты проводятся идеи народности, патриотического воспитания.

Детский фольклор становится органической частью круга чтения ребенка. Его печатают в сборниках, специальных изданиях, книгах для чтения.

17 Подснежник. – 1858. – № – С. 52.

18 Учитель. – 1862. – № 11–12. – С 467.

изведений ведущих писателей. К.Д. Ушинский впервые определил состав книги для чтения, фольклорные и литературные тексты занимали равное место.

а все издание завершается в 1863 году. Хотя публикатор основывался на архивных текстах и не выступал в роли собирателя, он выработал научные принципы собирания материала, определил методику обработки и публикации. На материале своего сборника исследователь

20 Толстой Л.Н. Ясно-Полянская школа за ноябрь и декабрь месяцы 1862 г. // Педагогические сочинения графа Л.Н.

Толстого. – М., 1914. – С. 374–388.

21 Более подробно критерии отбора и обработки фольклорного материала для детей, предложенные Афанасьевым будут рассмотрены на примере сказки.

22 Бессонов П.А. Детские песни. – М., 1868. – С.25.

А. Н. Афанасьев (1826–1871)

П.В. Шейн стал первым этнографом-собирателем, который обратил внимание на детский фольклор, указал на разнообразие его видов и выделил в особый отдел, положив тем самым основание систематическому изучению 25 . Он начал организационную собирательскую деятельность в пятидесятые году и продолжал ее практически до последних дней жизни, объединяя записи, полученные от разных собирателей.

24 Бессонов П.А. К вопросу о собирании и издании памятников народного песнотворчества. – М., 1896

25 Соколов Б. Собиратели народных песен. П.И. Киреевский, П.И. Якушкин, П.В. Шейн. – М., 1923.

П.В. Шейн (1826–1900)

В приложении давались варианты песен и описания детских игр. Каждому виду детского фольклора предшествовала краткая заметка об условиях его бытования.

Шейн опирался на помощь свыше 300 собирателей, среди которых были как любители, гак и профессионалы (А.Е. Богданович, Н.Я. Никифоровский и др.).

Педагогический и собирательский интерес, проявленный к детскому фольклору, способствовал накоплению записей. Но еще нельзя было говорить о каком-либо научном анализе собираемого материала. Для печати выбирались произведения, отвечавшие педагогическим задачам, личным пристрастиям собирателя, интересные в художественном, но не в этнографическом плане. Поэтому редко фиксировались варианты и выделялись тематические разделы внутри конкретных жанров.

В большинстве случаев записи производились не в бытовой обстановке, от конкретных носителей, а от лиц, оторванных от крестьянской среды, иногда и по памяти. Материал подвергался не всегда мотивированной переработке, вносились изменения и со стороны языка,

и со стороны содержания.

Кроме колыбельных песен, потешек, дразнилок и песен, обычно помещаемых в сборниках, А.Ф. Можаровский приводит детские остроты, шутки и подражания животным. Подобное расширение состава сборника допустимо, если бы оно сопровождалось не только педагогической оценкой, но и бытовыми данными. Некоторые песни подвергались литературной обработке.

Е.А. Покровский не только напечатал записи игр, но и провел их анализ, выделив общие приемы и структурные элементы. Вначале он приводит приемы, которые существовали у детей для наказания за нарушение правил в той или иной игре, затем способы жеребьевки перед началом игры. Игры классифицируются по возрастным группам, внутри которых распределяются на умственные и физические. В особый отдел выделены игры имитационые (автор называет их символическими) и хороводные. Е.А. Покровский впервые сравнил русские игры с сходными формами игр других народов. Как врач, он видел в детских играх незаменимую школу физического, умственного и нравственного воспитания.

Подводя итог изучения детского фольклора в XIX веке, можно говорить о том, что оно характеризуется интенсивным накоплением фактического материала. С другой стороны, необходимо отметить и первые попытки его теоретического осмысления. Первоначально в

26 Добровольский В.Н. Детские песни и игры // Смоленский этнографический сборник. – М., 19U3. – Ч. IV. – С. 472–498.

27 Можаровский А. Из жизни крестьянских детей Казанской губ. Потехи, забавы, остроты, прозвища, стихи и песни. Собрание и очерки. – Казань, 1982.

изучении детского фольклора доминировал педагогический интерес, фольклор рассматривался в связи с возможностью его использования в воспитательном процессе.

Наиболее изученными оказались игры и колыбельные песни, они печатаются практически во всех сборниках, рассматриваются с разных точек зрения. Одновременно наметились подходы к их классификации. Однако жанровые критерии не всегда были обоснованы. Поэтому среди произведений детского фольклора можно встретить тексты песен самых разных жанров: исторические, свадебные и даже любовные. Сложность унификации определялась общим состоянием науки о фольклоре, отсутствием теории отдельных жанров и определением места детского фольклора в народной культуре.

Г. С. Виноградов (1886–1942)

Детский фольклор стал одним из разделов программы. В сопроводительной статье ученый показал последовательность описания народного быта 29 .

С аналогичных позиций подходит к собиранию и фольклорист А.И. Никифоров. В книге, посвященной изучению этнографии в школе, он рассматривает, методику фиксации отдельных сторон детского быта и в приложении приводит программу, посвященную собиранию различных жанров детского фольклора 30 .

В руководстве для собирания произведений устной словесности Б.М. и Ю.М. Соколовы отвели детскому фольклору специальный раздел. Они определили круг проблем, которые следовало учитывать при собирании материала. Основной из них они считали учет возрастных особенностей детей. Исследователи также указывают на важность выявления и фиксации отношений между возрастными группами детей в деревне, степень участия девочек и мальчиков в играх. Не менее важно выявить восприятие детских развлечений и песен взрослыми.

29 Богораз В.Г. Программа по этнографии // Сборник программ для школьных наблюдений. – П г.,1922. – С.16 —2 0.

30 Никифоров А.И. Этнография в школе. – 1926. – С.132–133.

31 Звегинцев Е.А. Родиноведение и локализация в школе. – М.,1923. – С.51.

32 Соколовы Б.М. и Ю.М. Поэзия деревни. Руководство для собирания произведений устной словесности // Новая Москва. – 1926. – С. 134.

33 Соколовы Б.И. и Ю.М. Поэзия деревни. Руководство для собирания произведений устной словесности // Новая Москва. 1926.

34 Соколов Б.М. Краевед за работой по изучению быта // Первые шаги краеведа. – Иваново-Вознесенск, 1926. С.77.

О. И. Капица (1866–1937)

Первым ученым, посвятившим свою жизнь исследованию различных жанров детского фольклора, стал профессор Иркутского университета Г. С. Виноградов. В двадцатые годы с помощью многочисленных корреспондентов он собрал уникальный материал, которым не располагало ни одно научное учреждение того времени.

Используя собственные материалы, автор рассматривает различные стороны детского быта и выделяет основные виды детского фольклора (календарный фольклор, песенки, не прикрепленные к какой-нибудь дате, потешки, заклинания, стишки-небывальщины, дразнилки и поддевки, считалки, скороговорки, загадки, прозвища, прибаутки и остроты, сказки,

35 Виноградов Г.С. Детский фольклор и быт. Программа наблюдений. – Иркутск, 1925.

колыбельные песни, заговоры, детский лубок). Некоторые идеи ученого стали основой для формирования особого научного направления – этнографии детства 36 .

«Детский быт в целом, детские игры, забавы, развлечения, песни и труд, отношения к миру взрослых, к миру животных и растений и пр. не могут изучаться без знания общих условий детской жизни; их следует изучать не вырванными, а в условиях реальной жизни во всех ее проявлениях. Детская жизнь – не соединение разрозненных частей, а живое един-

Практически Г. С. Виноградов обосновал существование детской субкультуры, где традиционные нормы поведения, игровые правила, вербальные формулы и тексты передаются внутри группы от старших детей к младшим без посредничества взрослых. К сожалению, научная деятельность Г.С. Виноградова была насильственно прервана в середине тридцатых годов, когда его отстранили от преподавания и вынудили покинуть Иркутск.

В двадцатые годы продолжалась деятельность О.И. Капицы (1866–1937), видного исследователя и педагога, профессора Педагогического института имени А.И. Герцена. Сразу же после Октябрьской революции О.И. Капица приступила к педагогической деятельности в Институте дошкольного образования 42 . Когда в 1925 году Институт дошкольного образования вошел в структуру Государственного педагогического института имени А.И. Герцена, О.И. Капица стала основателем и первым заведующим кафедрой детской литера-

36 О научных трудах Г.С. Виноградом см.: Мартынова Л.И. Научное наследие

37 Г. Виноградова // Мир детства и традиционная культура. – 1924. – С.15.

40 Виноградов Г.С . Детский фольклор в школе // Родной язык в школе. – 1927. Сб.2. – С.52–66; Сб. З. – С.84 —9 7.

41 Виноградов Г.С. Детский фольклор // Публикация А.Н. Мартыновой // Из истории русской фольклористики. – Л., 1978. – С. 168–169.

42 12 декабря 1921 г. О.И. Капицу избрали действительным членом института (п. 43, № 40).

туры 43 . Одновременно она работала в Институте детского чтения, а позже совмещала работу на кафедре с деятельностью в Институте живого слова 44 .

О.И. Капица добивается принятия решения о создании первой специальной детской библиотеки, основой которой стала библиотека Учительского общества, в которой было более 2000 томов детских книг. Студенты института помогали отбирать и перевозить книги из других собраний, конфискованных во время революции. Постепенно библиотека становится не только богатейшим хранилищем, но и центром, вокруг которого группировались все, кто интересовался детской литературой.

В ней собираются детские писатели, критики, педагоги. Так, С.Я. Маршак, создавая для Театра юного зрителя детские пьесы, подолгу засиживался в этой библиотеке, подбирая и просматривая нужную ему детскую литературу. В библиотеке работали В.В. Бианки, ЕЛ. Данько, Б.С. Житков, К.И. Чуковский. О.И. Капица предоставляла им материалы из своего обширного архива.

Ежегодно студенты и участники кружка разъезжались в экспедиции, из которых привозили записи новых текстов. Они должны были составить основу задуманного О.И. Капицей свода русского детского фольклора. Но данная идея не была осуществлена, хотя и в наши дни не утратила актуальности 46 .

43 10 июня 1925 года она была утверждена в должности доцента ЛГП И им. Герцена (п. 12, № 26).

44 С конца 1928 года О.И. Капица являлась внештатным сотрудником Института методов внешкольной работы (п.43,

45 Привалова Е.П. У истоков // Я думал, чувствовал, я жил. Воспоминания о С.Я. Маршаке. – М., 1971. – С.157.

47 Детский быт и фольклор: Сб.1. – Л., 1930. – С.б.

Вместе со своими студентами О.И. Капица собрала более 8000 тысяч текстов, на основе которых освоила методику их публикации и обработки. Ознакомившись с опытом зарубежных исследователей, она также ввела его в научный обиход.

Особое значение имело введение в педагогических учебных заведениях фольклорной практики. Еще О.И. Капица ратовала за систематическое привлечение к этой работе студентов. Со временем работа приняла систематический и более последовательный характер и стала проводиться в летних лагерях отдыха, на детских площадках, в детских садах и школах.

В настоящее время существуют обширные архивы в целом ряде педагогических институтов и университетов, а также частные коллекции А.Ф. Белоусова, С.Б. Борисова, Т.В. Зуевой, Б.П. Кирдана, С.М. Лойтер, М.А. Мухлынина, Е.М. Неелова, М.Ю. Новицкой, И.А. Разумовой. Некоторые из них активно публикуются, на их основе ведутся научные исследо-

вания, пишутся диссертации 50 .

48 Программа для собирания детского фольклора / Сост. О.И. Капица. – Петрозаводск: Общество изучения Карелии. – 1928; Поэзия крестьянских праздников // В помощь просвещенцу: Ежемесячник Наркомпросса АК ССР. – Петрозаводск: 1928. № 3–5.

49 В настоящее время один из авторов учебного пособия, Ф.С. Капица, осуществляет публикацию материалов из архива исследовательницы.

В настоящее время одной из актуальных задач становится разработка специальных программ, которые помогли бы собирателям в их конкретной практической работе. В них нужно учитывать как общие принципы методики собирательской деятельности, так и приемы, используемые собирателями именно детского фольклора.

Следует отметить собирательскую деятельность музыковедов: в 70—80-е годы в Москве несколько котированных сборников детского фольклора издал Г.М. Науменко 53 .

51 Русский детский фольклор Карелии. – Петрозаводск, 1991. – С. 12.

52 Цит. по: Русский детский фольклор Карелии. – Петрозаводск, 1991. —С.12.

Читайте также: