Комплекс идей европейского просвещения при екатерине 2 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Контрольная работа по

Истории образования и

1. Введение _______________________________________________2 – 4

2. Просвещение в России во второй половине XVIII века ________4 – 11

3. Анализ практики российского светского образования _________11 – 18

4. Заключение ____________________________________________18 – 19

5. Список использованной литературы _________________________20

Эпоха Просвещения - исторический период развития европейской культуры, получивший свое название от безграничной веры его главных деятелей в преобразующие возможности научных знаний и рационального мышления.

Эпоха просвещения изменяет духовный мир нации, ее систему ценностей и приоритетов, мотивацию принятия решений, механизмы осуществления национальных задач. А это уже изменения цивилизационного уровня. Вот почему период Просвещения - важнейший этап формирования цивилизаций европейского типа.

Просвещение определило содержание нового времени в европейской истории, сформировав систему ценностей, которая не только отличалась от приоритетов традиционного средневекового общества, но и бросала им вызов. Все важнейшие продвижения европейской цивилизации в два последующих века были так или иначе связаны с идеями просветителей, с культом рационального познания мира.

Усиливавшиеся контакты России с европейскими державами в международной политике, в области торговли, в различных сферах культуры не могли бесследно пройти мимо сознания русского общества, они оказывали серьезное влияние на общественно-культурную жизнь страны. Идеи западноевропейского Просвещения, революционные события в Северной Америке, Великая французская буржуазная революция воздействовали на просвещение, общественную мысль.

Просвещение в России во второй половине XVIII века

Во второй половине XVIII в. была создана сеть закрытых сословных учебных заведений, предназначенных в первую очередь для детей дворянства. Помимо известного Сухопутного шляхетского корпуса в конце 50-х годов был основан Пажеский корпус, готовивший дворян к придворной службе.

Развитие сословной школы закрепляло господствующее положение дворянства в основных сферах административной и военной деятельности, превращало образование в одну из его сословных привилегий. Однако закрытые учебные заведения оставили заметный след в истории русской культуры. В них получили образование многие известные деятели культуры.

Со второй половины XVIII в. в России появились профессионально-художественные училища (Танцевальная школа в Петербурге, 1738; Балетная школа при Московском воспитательном доме, 1773).

Академия художеств, основанная в 1757 г., стала первым государственным центром художественного образования в области живописи, ваяния и зодчества. Музыкальные классы Академии художеств сыграли известную роль в развитии в России музыкального образования и воспитания. Все эти учебные заведения были закрытыми; в них запрещалось обучаться детям крепостных крестьян.

Качественно новым моментом в развитии просвещения в России было возникновение общеобразовательной школы. Начало ее связано с основанием в 1755 г. Московского университета и двух гимназий: для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения. Через три года по инициативе профессоров университета была открыта гимназия в Казани.

Открытие Московского университета, так же как и Академии наук, было важнейшим общественно-культурным событием. Университет в Москве стал общенациональным центром просвещения и культуры, в нем нашли воплощение демократические принципы развития образования и науки, провозглашенные и настойчиво проводимые М.В. Ломоносовым.

Уже в XVIII в. Московский университет стал средоточением отечественного просвещения. Типография, открытая при нем в 1756 г., была, по существу, первой гражданской типографией в Москве. Здесь печатались учебники и словари, научная, художественная, отечественная и переводная литература.

Несомненной заслугой университета являлось издание азбук народов России - грузинской и татарской.

Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться система общеобразовательной школы. Утвержденный в 1786 г. Устав народных училищ был первым общим для России законодательным актом в области народного образования.

Согласно Уставу, в губернских городах открывались главные четырехклассные училища, приближавшиеся по типу к средней школе, в уездных - двухклассные училища, малые, в которых преподавались чтение, письмо, священная история, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания.

Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.

Главные народные училища, открытые в 25 губернских городах, малые училища наряду с сословными школами, университетом и гимназиями в Москве и Казани составляли, таким образом, структуру системы образования в России к концу XVIII в. В стране, по имеющимся в литературе данным, было 550 учебных заведений с числом учащихся в 60 - 70 тысяч. В школе учился примерно один человек из полутора тысяч жителей. Статистика, однако, не учитывала различные формы частного обучения (домашнее образование в дворянских семьях, обучение в школах грамоты, в крестьянских семьях и т.д.), а также получивших образование за границей или приехавших в Россию иностранцев. Фактическое количество грамотных людей в России было, очевидно, существенно выше.

Однако фактически для распространения образованности и просвещения среди массы народа было сделано очень мало. Казна не несла каких-либо затрат на содержание школ, передавая это или органам местного городского управления, или помещикам, или самим крестьянам в государственной деревне.

Школьная реформа сделала актуальной проблему подготовки учителей. Первые учебные заведения по подготовке учителей возникли во второй половине XVIII в. В 1779 г. была основана Учительская семинария при Московском университете. В 1782 г. открыто Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ. Оно представляло собой закрытое учебное заведение, готовившее учителей гимназий, наставников пансионов, преподавателей университетов. Учителями уездных, приходских и других низших училищ работали в основном выпускники гимназий.

Важным показателем распространения просвещения были увеличение книгоиздательского дела, появление периодики, интерес к книге, ее собиранию.

Во второй половине XVIII в. изменяется репертуар книг, увеличивается число оригинальных научных и художественных изданий, книга становится более разнообразной по содержанию и оформлению.

Особая роль в издании и распространении книг в последней четверти XVIII в. принадлежала выдающемуся русскому просветителю Н.И. Новикову (1744 - 1818). Новиков, как и другие русские просветители, считал просвещение основой социальных изменений. Невежество, по его мнению, было причиной всех заблуждений человечества, а знания - источником совершенства. Отстаивая необходимость просвещения для народа, он основал и содержал первую народную школу в Петербурге. Издательская деятельность Новикова получила наибольший размах в период аренды им типографии Московского университета (1779 - 1789). Около трети всех издававшихся в России в то время книг (примерно 1000 наименований) выходило из его типографий. Он издавал политические и философские трактаты западноевропейских мыслителей, собрания сочинений русских писателей, произведения народного творчества. Большое место среди его изданий занимали журналы, учебники, масонская религиозно-нравственная литература. Новиковские издания имели большой для того времени тираж - 10 тысяч экземпляров, который в известной степени отражал возраставший интерес к книге.

Книги переписывались, продавались, этим часто кормились мелкие служащие и студенты. В Академии наук некоторые работники получали жалованье книгами.

Н.И. Новиков всемерно способствовал развитию книжной торговли, особенно в провинции, рассматривая ее как один из источников распространения книги. В конце XVIII в. книжные лавки существовали уже в 17 провинциальных городах, около 40 книжных лавок были в Петербурге и Москве.

В 80 - 90-е годы XVIII в. в некоторых губернских городах (Туле, Калуге, Иркутске) появились первые публичные библиотеки. Возникали платные (коммерческие) библиотеки при книжных магазинах вначале в Москве и Петербурге, а затем и в губернских городах.

Большая роль в духовной жизни общества принадлежала интеллигенции. По своему социальному составу интеллигенция XVIII в. была в основном еще дворянской. Однако во второй половине этого столетия в среде художественной и научной интеллигенции появилось много разночинцев. Разночинцы учились в Московском университете, Академии художеств, некоторых закрытых учебных заведениях, предназначенных для не дворян.

Одной из особенностей культурного процесса России конца XVIII в. было существование крепостной интеллигенции: художников, композиторов, архитекторов, артистов. Многие из них были талантливыми, одаренными людьми, они понимали всю тяжесть своего бесправного положения, и жизнь их нередко кончалась трагически.

Судьбы крепостной интеллигенции в России отражали несовместимость крепостного права и свободного духовного развития личности. Выработанная общественным сознанием новая концепция человеческой личности вступала в противоречие с реальной жизнью.

Доминирующая тенденция развития культуры в России XVIII в. была сходна с европейской: отделение науки от религиозно-мифологического мировоззрения, создание новой картины мира и новых источников знания.

Перерастание государственного просветительства в эпоху Просвещения в России шло иначе, чем в Западной Европе, и имело несколько иное содержание. Если для европейского просвещения главной задачей была выработка положительных научных знаний, то в России - усвоение знаний, преодоление традиционности при помощи чужих рациональных знаний. Иначе говоря, приоритетным направлением было не развитие науки, а обучение, школа; не написание новых книг, а их распространение.

Новая русская культура создавалась в условиях активного усвоения западноевропейской культуры, ее программ и концептуальных схем. Новая русская культура строится как более или менее самобытный слепок с культуры Европы. Создатели новой культуры, как правило, и не стремились быть оригинальными. Они выступали как культуртрегеры, просветители, проводники европейского просвещения. Они стремились подражать, усваивать, гордясь удачным приобретением знания, навыка, идеи.

Просветительство в России оказалось временем вдохновенного ученичества, усвоения идей европейского Просвещения в условиях слабой собственной светской интеллектуальной традиции.

Список использованной литературы

1. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 ч. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. - Ч. 1. - 400с.

2. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. - 560с.

4. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. - 528с.

5. Кириллов В.В. История России: Учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2007. - 661с. - (Основы наук)

Правление Екатерины II нельзя назвать полноценным периодом расцвета Российской империи, ведь успешные реформы соседствовали с непомерным протежированием представителей дворянского сословия, а успехи на международной арене соседствовали с провалами во внутренней политике.

Однако одно можно сказать наверняка: Екатерина II внесла немалый вклад в развитие политики Просвещения в российском обществе.

Период правления Екатерины Великой называют не только золотым веком дворянства, но еще и эпохой просвещенного абсолютизма.

Основные преобразования в области образования

Пожалуй, главным направлением деятельности Екатерины Великой можно считать развитие сферы образования. Императрица всегда восхищалась европейским государственным устройством, развитием культуры и образования в Британии и Франции. Именно поэтому ей не давали покоя реформы в области образование, которые смогли бы в дальнейшем изменить и общество в целом. Делая ставку на введение высших учебных заведений и реформ в области школьного образования, Екатерина II делала ставку и на будущее поколение граждан.

Какие же преобразования в области образования в период правления Екатерины Великой можно назвать ключевыми?

  • 1764 — открытие первого в России института Благородных девиц.
  • 1768 — введение революционной для того времени классно-урочной системы.
  • Учреждение в Санкт-Петербурге и Москве специальных учебных заведений для сирот.
  • 1783 — учреждение Российской академии, играющей важное значение и в будущем развитии научной и образовательной деятельности в стране.

Практически все реформы, в том числе и создание Российской академии по образцу французского учреждения с аналогичными свойствами, сыграли важнейшую роль в истории российского образования в будущем. Так, например, классно-урочная система, введенная Екатериной II и адаптированная для всех уровней образовательной системы, пользуется популярностью и в современных школах.

Влияние на искусство и культуру

Вклад Екатерины Великой в область развития искусства и культуры также сложно переоценить. Неплохо разбираясь в литературе и изобразительном искусстве, императрица состояла в переписке с ведущими деятелями культуры мира, такими как Вольтер и Дидро. Благодаря своим международным связям, императрица могла выяснить все особенности развития культуры на западе и использовать их применительно к своему государству.

Так, например, в период правления Екатерины II начали свою работу Эрмитаж и Публичная библиотека. Многие произведения искусства, до создания Эрмитажа, хранились в неподобающих условиях, а здесь великим работам мастеров, наконец, были оказаны заслуженные почести.

Екатерина II вкладывала деньги и в архитектуру, преобразовывая облик Санкт-Петербурга, изменяя и сам Зимний дворец. Многих отечественных архитекторов возмущало то, что для важнейших и почетных миссий, Екатерина Великая приглашала иностранных специалистов. Ее протежирование иностранных деятелей культуры заметно в течение всего правления императрицы.

Помимо действий в области архитектуры и изобразительного искусства, правительницы покровительствовала и театру. В частности, с подачи Екатерины в Санкт-Петербурге проводились многочисленные спектакли, приезжали иностранные труппы. Однако, как и до правления Екатерины II, подобные развлечения были доступны только представителям дворянского сословия. В то время, пока дворяне развлекались на балах и в музеях, происходило еще более сильное и заметное закрепощение крестьян.

Недостатки просветительской деятельности Екатерины II

По какой причине в аналогах мировой истории, Екатерина Великая зарекомендовала себя как деятель Просвещения? Дело здесь скорее не в ее масштабной работе, а в том, что до правительницы практически никто не задумывался о массовом развитии культуры и искусства. На протяжении всего периода своего правления, Екатерина II продвигала писателей, ученых, деятелей искусства, чье творчество вызывало у нее восхищение.

Однако главным недостатком просветительской деятельности Екатерины II было то, что правительница поощряла лишь тех представителей творческих профессий, которые были ей милы. Гонениям подверглись Радищев, Княжнин, Новиков и многие другие лишь по одной причине: их творчество было неугодно правительнице.

Даже с Михаилом Ломоносовым у императрицы случались конфликты, а в 1763 году, знаменитый деятель искусства даже подал в отставку с должности статского советника. Екатерина одобрила прошение об отставке, но после отменила собственное решение, не желая терять столь видного специалиста.

К тому же, в просветительской политике Екатерины прослеживается явный фаворитизм в пользу иностранных деятелей искусства. Императрице настолько хотелось показать свою мудрость и дальновидность в Европе, что она без конца звала в столицу Российской империи ученых и литераторов из Франции, Пруссии и Австрии. Поощряя иностранных работников искусства, Екатерина II слишком часто забывала про собственных видных деятелей.

Бездействие в области решения вопроса крепостного права также вызывало негодование у деятелей Просвещения. И если в период правления Екатерины Великой Россия сделала большой шаг вперед в области международной политики и Просвещения, то в социальном плане страна продолжала топтаться на месте.

Европейское Просвещение - целая эпоха в мировой истории. Идеи Просвещения оказали огромное влияние на развитие духовной культуры всех стран. Весь XVIII век прошел под знаменем идей Просвещения.
Движение Просвещения получило свое начало в Англии. Именно здесь после буржуазной революции середины XVII в. зародились наиболее характерные идеи для всего века Просвещения. Они обусловливались национальными особенностями Англии. Своеобразие и уникальность его в Англии состояла в том, что просветительская идеология полнокровно развивалась здесь, образовав целостное и емкое движение интеллектуальной жизни раньше, чем в других странах, впервые в истории.
Идейными истоками английского Просвещения являются Возрождение, научно-техническая и социальная революции XVII в.

Французское Просвещение было чрезвычайно емким, насыщенным и весьма неоднородным. По своему содержанию оно включало множество своеобразных мыслей и теорий разноплановой, нередко противоположной ориентации.
Немецкое Просвещение - сложное и противоречивое явление. Политическая раздробленность страны наложила отпечаток на просветительское движение. Зачастую многое в его судьбе зависело от тех пределов свободомыслия, которое иной государь считал допустимым в своих владениях. Другой особенностью являлось то, что духовная жизнь общества определялась религией - либо протестантской на севере, либо католической на юге.

Европейское Просвещение оказало большое влияние па Россию, которая всеми сторонами своей жизни, духовным миром обратилась к нему. Просветительная идеология в это время, в эпоху Екатерины II, пользуется необычайной популярностью в высших кругах российского общества. Она становится модой, равно как и сочинения французских просветителей, в огромном количестве ввозившиеся в Россию. Французский язык является едва ли не официальным в России, а французские гувернеры, французские повара, французские парикмахеры - не исключение, а правило во времена Екатерины II, которая была кровно заинтересована в возникновении и распространении в Европе легенды о ней, как о "просвещенном" монархе, философе на троне. Просветительские идеи получали широкое распространение благодаря путешествиям, международной книжной торговле, переводческой деятельности, публицистике и переписке, как частного, так и делового характера. Особое значение имел живой обмен между учеными и художниками разных стран. Немаловажную роль играл обмен художественными произведениями, коллекционирование, который очень успешно шел особенно с Германией. Однако Великая французская революция кардинально изменила отношение Екатерины II к французскому Просвещению, которое она теперь боялась, как огня.

Просвещенный абсолютизм. Под просвещенным абсолютизмом одни авторы понимают политику, которая, используя социальную демагогию и лозунги просветителей, преследовала цель сохранения старых порядков. Другие историки пытались показать, как просвещенный абсолютизм, отвечая интересам дворянства, одновременно способствовал буржуазному развитию. Третьи подходят к вопросу о просвещенном абсолютизме с академических позиций, видят в нем один из этапов эволюции абсолютной монархии.

Императрица значительно сократила программу реформ, искренне считая их лишь каплей в море. Она осознала особенности страны, трудности ее реформирования. Во правления Екатерины II (1775 - 1796) были осуществлены преобразования, которые хотя и не были так радикальны, как задумывались ранее, но значительно расширяли и укрепляли западный уклад. К ним можно отнести:
1.губернскую реформу (с целью укрепления власти на местах страна была разделена на 50 губерний (по 300 - 400 тыс. жителей)
2.Жалованную грамоту дворянству (1785), в которой определялись основные привилегии дворянского сословия: освобождение от обязательной службы и личных податей;

3."Грамоту на права и выгоды городам Российской империи" (1785) - 5.укрепление государственного аппарата, усиление единоначалия на всех ступенях управления;
6.реформы в социальной сфере, культуре, области науки и образования.


Годы правления: 1762-796.

Эпохой просвещённого абсолютизма в России называют период правления Екатерины II.

Екатерина II стремилась всей своей деятельностью доказать, что её правление - это эпоха Просвещения в России. Какие конкретно мероприятия были ею проведены

  • Огромные по территории государства могут быть только абсолютными монарх, основанными на законе (идеи Ш. Монтескьё).
  • Принцип законности и правопорядка должен лежать в основе государственного управления (идеи Ч. Беккариа).

Цель – приспособить старый абсолютистский режим к новым условиям, к зарождавшимся буржуазным отношениям.

Подробно о политике просвещённого абсолютизма читайте ЗДЕСЬ.

Читайте также: