Собачье сердце суть произведения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Главные герои

Другие персонажи

  • Швондер, Вяземская, Пеструхин, Жаровкин - новое домоуправление Калабуховского дома
  • Дарья Петровна Иванова - повариха в квартире Преображенского
  • Зинаида Прокофьевна Бунина - помощница по дому доктора Преображенского и секретарь в его приемной пациентов
  • Федор - швейцар в доме, где живет Преображенский
  • Клим Григорьевич Чугункин - алкоголик, чей гипофиз и семенные железы использовались для пересадки Шарику

Краткое содержание

Глава 1

Повествование ведется от лица бездомного пса, обитающего на московских улицах. Пес воет от боли, так как повар столовой плеснул на него кипяток и обварил ему бок. Пес рассуждает о том, что скоро от боли он не сможет передвигаться и, попадясь на глаза дворникам, погибнет от их ударов. Дворники, по мнению пса, …самая гнусная мразь. Человечьи очистки – самая низшая категория . Псу очень тяжело:

Глава 2

Когда Шарик очнулся, бок не болел совсем. Он открыл глаза и стал прислушиваться к разговорам. Новая личность спрашивала Филиппа Филипповича о том, как удалось такого нервного пса вообще привести в квартиру.

Филипп Филиппович сел за стол и начал прием пациентов, очень необычных пациентов. Например, Шарик увидел интересного человека с зелеными волосами, морщины были у этого человека по всему лицу, но само лицо было розовым, как у маленького ребенка. Одна нога еле тащилась, зато другая прыгала, как мячик. Далее зашла дама, явно скрывающая свой возраст, с темными кругами под глазами, но с постепенно меняющимся на розовый приятный цвет лицом. Осмотр свой профессор вел в этот раз за ширмой, предварительно уложив барышню на какое-то странное кресло. У Шарика потемнело перед глазами, и он заснул. А профессор работал не покладая рук.

Пес окончательно очнулся вечером, когда в комнате оказались четыре особенных посетителя. Филипп Филиппович смотрел же на вошедших, как полководец на врагов . Это были новые представители домоуправления: Швондер, Вяземская, Пеструхин, Жаровкин. Пришли они с целью обязать профессора уступить несколько своих комнат, общее число которых составляло семь, так как на повестке дня собрания жильцов было уплотнение квартир. Филипп Филиппович, разъяренный, звонит какому-то значительному лицу, после этого звонка, раздосадованные, посетители уходят. А профессор просит Зину накрывать стол для обеда.

Глава 3

Филипп Филипович садится обедать вместе со своим ассистентом, уже знакомым Шарикову, как личность, которая сунула псу под нос странную жидкость, и которого зовут Иван Арнольдович. Обед поражает роскошью: семга, маринованные угри, сыр, икра, раки, водка. У Шарика текут от предвкушения и запахов слюнки. Профессор с вилки кормит счастливого пса. Теперь этот человек для Шарика точно закрепил за собой статус божества. После этого псу Зина принесла кусок осетрины и ростбифа. Наевшись до отвала, Шарик развалился на полу и стал слушать разговоры двух, теперь приятных ему, людей.

Профессор и Иван Арнольдович рассуждают о том, что со сменой правления дома изменится и сам дом.

В течение недели пес сожрал столько же, сколько в полтора последних месяца на улице . Шарик, как мог, высказывал почтение своему хозяину, просто обожал его и был готов на все, лишь бы остаться в этой квартире. Зина же постоянно ругала Шарика за его проделки, число которых росло с каждым днем. То сову разобьет, то статуэтку профессора Мечникова куда-то засунет. Горничная предлагала выпороть пса. На что профессор всегда отвечал: Никого драть нельзя. На человека и животное можно действовать только внушением .

Через некоторое время псу купили ошейник. Шарик сначала сопротивлялся, чтобы носить эту вещь, а потом понял, что ошейник – все равно что портфель , потому что бездомные собаки с завистью смотрели на прогуливающегося с Зиной пса.

Любимым местом в квартире профессора для Шарика была кухня, где работала Дарья Петровна. Это было просто райское место. Он со сладострастием наблюдал за тем, как готовила кухарка, вдыхал ароматы и запахи и частенько ему перепадали вкуснейшие куски с хозяйского стола.

В этот день Шарика кольнуло предчувствие еще с утра. Зина сводила его погулять, обед прошел как обычно, приема у профессора не было. Вдруг зазвонил телефон, после разговора он засуетился, велел наскоро подавать обед. В это время приехал Иван Арнольдович и привез с собой дурно пахнущий чемодан и прошел в смотровую. Откуда Шариков услышал реплики: — Когда умер? – Три часа назад . Шарика было велено не кормить и запереть в ванной. Около 15 минут пес провел в тоске и неясности, затем пришла Зина, надела на него ошейник и повела в смотровую. Пес насторожился и стал сопротивляться. В смотровой он увидел во всем белом Филиппа Филипповича, руки которого были в черных перчатках, и Ивана Арнольдовича, у которого глаза были

Снова Шарику подсунули под нос вату с тошнотворным запахом. Ужас исчез, сменился радостью…Затем весь мир перевернулся дном кверху…Потом – ничего .

Глава 4

На операционном столе лежал Шарик, а доктор Борменталь Иван Арнольдович брил ему голову. Профессор давал последние указания перед операцией.

Операция началась, сначала аккуратно, затем с каким-то остервенением начали работу профессор и его ассистент. Выдернули семенные железы бедного пса и вшили какие-то чужие.

Глава 5

Из дневника доктора Борменталя

Дневник доктора Борменталя – тетрадь, в начале все написано аккуратным и четким почерком, далее – размашистым, взволнованным, с кляксами.

22 декабря 1924 г. Понедельник, история болезни. Описывается Шарик: дворняга, вес 8 кг, следы ожога на боку.

23 декабря. В 8.30 проведена первая в Европе операция по пересадке мужских семенных желез собаке от человека. Также удален гипофиз и заменен на человеческий от того же мужчины, что и в предыдущем случае. Цель операции – постановка опыта профессором Преображенским пересадки яичек и гипофиза …для выяснения вопроса о приживаемости гипофиза, а в дальнейшем и о его влиянии на омоложение организма у людей .

В последующие дни отмечается вставание на задние лапы, отчетливый мат, ругань. Профессор начинает плохо себя чувствовать. Все наблюдения приходится вести самому. По городу ползут невиданные слухи.

8 января поставлен диагноз – перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание. От этого изумительное открытие не становится ничуть меньше .

Далее приучение подопытного к прогулкам, одевание, лексикон обогащается, но пока нет понимания обращенной речи. С увлечением ест селедку. Обучение посещения уборной. Неоднократное.

11 января – произнесенные слова становятся реакцией на окружающую действительность, без отрыва от нее. Поддерживает разговор.

12 января – Отныне загадочная функция гипофиза разъяснена. Он определяет человеческий облик…Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу. Проф. Преображенский, вы – творец .

Пока я наблюдаю подопытного, Филипп Филиппович изучает историю умершего человека, от которого мы взяли для пересадки органы: Клим Григорьевич Чугункин,25 лет, холост. Беспартийный, сочувствующий. Судился и три раза был оправдан…Профессия – игра на балалайке по трактирам .

На этом историю болезни заканчиваю. Перед нами новый организм; наблюдать его нужно сначала .

Глава 6

Конец января. В газете появляется заметка за подписью Швондер, в которой он говорит о том, что у проф. Преображенского появился незаконнорожденный сын. Вот такие слухи ходят о случившемся по городу.

Пес, превращенный в человека, каждый день играет на балалайке, доставляет много неудобств всем обитателям квартиры Преображенского. Подопытный теперь выглядел иначе: …человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие, как бы кустами на выкорчеванном поле, а лицо покрывал небритый пух. Лоб поражал своей малой вышиной . Одет был в рваный пиджак, галстук ядовито – небесного цвета, лаковые штиблеты с белыми гетрами. Голос его был глухой, как из бочки.

Шариков уходит со Швондером, но вдруг из передней послышался невообразимый шум: это Шариков увидел кота одной из пациенток профессора и бросился за ним, сметая все на своем пути. Гоняясь за котом, Шариков попадает в ванну, где случайно запирается и срывает кран, вода затапливает всю квартиру. Швейцар Федор помогает высвободить Шарикова и заодно перекрыть трубы, чтобы прекратить потоп.

Глава 7

После этого неприятного разговора Преображенский отправляет Борменталя с Шариковым в цирк, а сам запирается в кабинете и рассматривает гипофиз Шарикова в стеклянной баночке: …в белом нетонущем комке хотел разглядеть причину удивительных событий, перевернувших вверх дном жизнь в пречистенской квартире. Очень возможно, что высокоученый человек ее и разглядел . Профессор поджидает возвращение Борменталя.

Глава 8

Квартирная жизнь переполнилась событиями. Преображенский грозится выгнать Шарикова, на что тот отвечает, что он здесь прописан и имеет право на жилплощадь. На следующий день пьяный Шариков возвращается домой с двумя собутыльниками, которых, конечно же, Борменталь выставил за дверь. Терпеть это становится невыносимым.

Доктора запираются в кабинете и думают, что же сделать с Шариковым, ждать пока удастся из этого хулигана сделать человека не представляется им возможным. Преображенский сокрушается, что все его исследования и эксперименты не стоят и выеденного яйца.

Кто перед докторами в ходе труднейшего эксперимента? Не новая единица жизни, а исключительный прохвост .

Получился человек с собачьим сердцем . Надо прекращать этот эксперимент.

Пока доктора совещаются пьяный Шариков чуть не изнасиловал Зину, этому успела помешать Дарья Петровна. Шарикова укладывают спать.

Глава 9

На следующее утро Полиграф Полиграфович исчез из дома. Но через некоторое время Шариков заявился с известием, что он устроился на работу заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (котов и пр.) в отделе МХК . Преображенский заставляет Шарикова извиниться перед Зиной и Дарьей Петровной за его выходки, Полиграф Полиграфович просит прощения. После этого случая тишина в квартире длилась целых два дня.

А через эти два дня Шариков заявился в квартиру с молоденькой барышней, машинисткой подотдела, и говорит, что расписывается с ней и будут они жить здесь, в этой квартире. Преображенский приглашает барышню к себе в кабинет и рассказывает ей о происхождении Шарикова. Девушка в слезах убегает.

На следующий день Преображенскому приходится принять все-таки одного из своих пациентов: толстого и рослого человека в форме . Он приносит профессору донос на него же, подписанный рукой Швондера, который составил эту записку со слов Шарикова о том, что Филипп Филиппович грозился убить Швондера, что Борменталь тайно проживает в квартире профессора, не прописанный, и занимает лишние комнаты, которые могли бы принадлежать Шарикову. Это было последней каплей.

Шариков вернулся с работы с очень нехорошим предчувствием. Професор предложил ему съехать с квартиры. На что Шариков показал шиш доктору и достал из пиджака револьвер, направив его на Борменталя. Шариков сам пригласил свою смерть . Борменталь схватил Полиграфа Полиграфовича и стал душить его подушкой, предварительно повалив на кушетке.

В этот день приема у Преображенского не было.

Эпилог

Через 10 дней после сражения в смотровой, ночью, в квартиру профессора пришли представители уголовного розыска и следователь, за компанию с ними Швондер. Прежний властный и энергичный Филипп Филиппович, полный достоинства встретил ночных гостей. Посетители предъявили ордер на обыск в квартире профессора и предъявили ему обвинение в убийстве Шарикова. Улыбающийся профессор сказал, что никого он не убивал, что Шарик существует и по сей день: …из двери кабинета выскочил пес странного качества. Пятнами он был лыс, пятнами на нем отрастала шерсть. Вышел он, как ученый циркач, нам задних лапах…и, улыбнувшись, сел в кресло . Милиционеры перекрестились и не могли поверить в происходящее.

Известное произведение Булгакова “Собачье сердце” изучается на уроках литературы в 9 классе. Его фантастическое содержание отражает вполне реальные исторические события. Анализ “Собачьего сердца” по плану предполагает подробный разбор всех художественных аспектов произведения. Именно эта информация представлена в нашей статье, включая анализ произведения, критику, проблематику, композиционную структуру и историю создания.


Краткий анализ

Год написания – повесть написана в 1925 году.

История создания – произведение создаётся быстро – за три месяца, расходится в самиздате, однако опубликовано на родине только в 1986 году в период перестройки.

Тема – неприятие насильственного вмешательства в историю, политических изменений в обществе, тема человеческой натуры, её природы.

Композиция – кольцевая композиция, основанная на образе главного героя.

Жанр – социально-философская сатирическая повесть.

Направление – реализм.

История создания

Произведение Булгакова написано в 1925 году. Всего за три месяца родилось гениальное произведение, которое обрело впоследствии легендарное будущее и всенародную славу.

Оно готовилось к изданию в журнале “Недра”. Прочитав текст, главный редактор, естественно, отказался печатать такую откровенно враждебную к существующему политическому строю книгу. В 1926 году на квартире у автора был совершён обыск и рукопись “Собачьего сердца” была изъята. В первоначальном варианте книга называлась “Собачье счастье. Чудовищная история”, позже она получила современное название, которое связывают со строками из книги А. В. Лайферта.

Сама идея фабулы, по мнению исследователей творчества Михаила Булгакова, заимствована автором у писателя-фантаста Г. Уэлсса. Булгаковский сюжет становится едва ли не прикрытой пародией на правительственные круги и их политику. Писатель дважды выступал с чтением своей повести, впервые – на литературном собрании “Никитинские субботники”.

После очередного выступления зал был в восторге, за исключением нескольких писателей. При жизни автора его произведение не публиковалось, во многом из-за опального содержания, но была и другая причина. “Собачье сердце” впервые было опубликовано за рубежом, это автоматически “приговаривало” текст к гонениям на родине. Поэтому только в 1986 году, спустя 60 лет, оно появилось на страницах журнала “Звезда”. Несмотря на немилость, Булгаков надеялся опубликовать текст при жизни, его переписывали, копировали, передавали друзья и знакомые писателя, восхищаясь смелостью и оригинальностью образов.

для самых рациональных -

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

Писатель поднимает проблему идеологии и политики большевизма, необразованности тех, кто добрался до власти, невозможности насильного изменения порядка в истории. Результаты революции плачевны, она, как и операция профессора Преображенского, привела к совсем неожиданным последствиям, вскрыла самые страшные болезни общества.

Тема человеческой природы, натуры, характеров также затронута автором. Он даёт полупрозрачный намёк на то, что человек чувствует себя слишком всесильным, но не в состоянии контролировать плоды своей деятельности.

Кратко о проблематике произведения: насильственное изменение общественного строя и уклада неминуемо приведёт к плачевным результатам, “эксперимент” будет неудачным.

Идея повести Булгакова достаточна прозрачна: любое искусственное вмешательство в природу, общество, историю, политику, и другие сферы не приведёт к позитивным изменениям. Автор придерживается здорового консерватизма.

Основная мысль повести гласит следующее: необразованному, незрелому “народу” типа Шариковых нельзя давать власть, они морально незрелы, такой эксперимент обернётся катастрофой для общества и истории. Слишком узким будет вывод о художественных целях автора с позиции государственного строя и политики 20–30 годов, поэтому обе идеи имеют право на жизнь.

Смысл названия произведения в том, что не у всех людей от рождения нормальные, духовно “здоровые” сердца. Есть на земле люди, которые живут жизнью Шарикова, у них собачьи (плохие, злые) сердца от рождения.

Композиция

Повесть имеет кольцевую композицию, что можно заметить, следуя за содержанием произведения.

Повесть начинается с описания собаки, которая вскоре становится человеком; заканчивается тем, с чего началось: Шариков прооперирован и снова обретает облик животного.

Особенностью композиции являются дневниковые записи Борменталя о результатах эксперимента, о перерождении пациента, о его достижениях и деградации. Таким образом, история “жизни” Шарикова документально зафиксирована помощником профессора. Ярким ключевым моментом композиции является знакомство Шарикова со Швондером, который оказывает решающее влияние на формирование личности новоиспечённого гражданина.

Главные герои

Жанр “Собачьего сердца” принято обозначать как повесть. По сути оно является социальной или политической сатирой. Переплетение острой сатиры с философскими размышлениями о будущем после революции даёт право называть произведение социально-философской сатирической повестью с элементами фантастики.

Тема, проблема, идея и значение произведения

В своем легендарном произведении Булгаков поднимает проблему политики и идеологии большевизма, проблему необразованности тех, кто получил власть, а также проблему невозможности изменения порядка в истории насильно. Писатель показывает, что результаты произошедшей революции не такие, как ожидалось, что они плачевны. Революция, так же, как и операция, проведенная профессором Преображенским, привела к совершенно неожиданным последствиям и вскрыла самые страшные болезни и проблемы общества.

В произведении автор затрагивает тему человеческой природы, характеров и натуры. Булгаков дает полупрозрачный намек на то, что человек слишком самоуверен и считает сея всесильным. Он способен изменить то, что менять не стоит, способен вмешаться в естественный ход вещей, однако контролировать плоды собственной деятельности, к сожалению, человек не в состоянии.

Проблематика произведения заключается в том, что насильственное изменение общественного уклада неизбежно приводит к печальным результатам, эксперимент обречен на провал.

Смысл названия произведения заключается в том, что не все люди, нормальные от рождения, обладают духовно здоровым сердцем, что есть на свете люди, у которых собачьи – злые, плохие – сердца от рождения, и живут эти люди жизнью Шарикова.

Готовые работы на аналогичную тему

Жанр, сюжет, Композиция

Точкой отсчета новой истории становится операция Шарика. В произведении два главных героя – профессор Преображенский и Шарик. Под одной крышей очень сложно ужиться двум совершенно разным персонажам. Отвратительный характер Полиграфа, нежелание что-либо в себе менять, плохие манеры в конце концов приносят свои плоды. Мужчина попадает в ряд глупых ситуаций, что его совершенно не смущает. По совету профессора, он смотрит на себя в зеркало, однако никаких недостатков себе не видит.

Встреча Швондера и Шарика практически является роковой, как для Полиграфа, так и для профессора. Полиграф благодаря Швондеру устраивается на работу. Занятость Полиграфа тоже является одним из элементов композиции. Ведомство, где работает Шариков, занимается отловом бродячих животных. Шариков рассказывает о том, как он расправляется с отловленными котами.

Кульминационным моментом является эпизод, когда Шариков решается убить Преображенского. Однако ему это не удалось. Борменталь и Преображенский снова делают Шарикову операцию, удаляют человеческий гипофиз.

Кольцевая композиция замыкается Шариком, который снова стал обычным псом, спокойным и счастливым созданием. У него есть хозяин, который его хорошо кормит, и ошейник. Этим композиционным элементом автор показывает, как мало нужно для счастья.

Система персонажей и их характеристика

Главными героями произведения являются:

  • профессор Преображенский
  • доктор Борменталь
  • пес Шарик
  • Полиграф Полиграфович Шариков
  • Клим Чугункин
  • Швондер
  • Зинаида Прокофьевна Бунина
  • Дарья Петровна Иванова.

Профессор Филипп Филиппович Преображенский – культурный и независимый человек. Он открыто высказывается против Советской власти. Преображенский считает, что противостоять разрухе нужно культурой, а не насилием.

Иван Арнольдович Борменталь – ассистент профессора Преображенского, очень воспитанный и порядочный человек. Боменталь выказывает твердость характера и стойкость духа, когда Шариков написал на профессора кляузу.

Полиграф Полиграфович Шариков – пьющий человек без определенной работы. Характер Шарикова вздорный. Он мечтает выбиться в люди, но при этом не хочет ничему учиться. Шариков впитывает в себя все плохое. Страсть к убийству животных показывает готовность поступить так же и с человеком.

Пес Шарик. Благодарный, ласковый пес, но при этом хитрый. Шарик познал лишения и голод, когда жил на улице. Счастливый и спокойный пес, которому главное, чтоб хозяин его кормил. Профессор пересадил ему гипофиз Клима Чугункина, в результате чего произошло очеловечивание пса, превратившегося в Полиграфа Шарикова.

Клим Чугункин, люмпен – пролетарий, возраст 25 лет. Не имеет постоянного места работы, злоупотребляет алкоголем. Убит в пьяной драке, в повести появляется уже покойником.

Швондер является ярким представителем нового общества. Поддерживает действующую власть. Швондер является председателем домового комитета.

Зинаида Прокофьевна Бунина, молодая девушка, помогающая профессору по хозяйству. Добросовестно исполняет свою работу, откровенно боится Полиграфа.

Дарья Петровна Иванова – кухарка Преображенского, которую Шариков любит за то, что та кормит его колбасой.

Повествование в произведении ведётся от лица Шарика, доктора Борменталя и остроумного рассказчика.

Автор облекает увиденное псом в монологическую форму выражения мыслей. В произведении используются разные формы разговорной лексики.

История создания

Жанр и направление

Композиция и конфликт

  • Повествование открывает внутренний монолог бездомного пса Шарика, который выполняет роль экспозиции, призванной раскрыть предысторию и показать читателю главных действующих лиц.
  • Операция над Шариком и его превращение в человека – завязка, которая обозначает начало конфликта.
  • Кульминация конфликта приходится на попытку Шарика адаптироваться к новой жизни и его конфликт с профессором.
  • Финал заканчивается очередным внутренним монологом пса Шарикова, который знаменует собой разрешение конфликта и возвращение всего на круги своя — развязку.

В повести Булгакова присутствует несколько конфликтов:

  1. Первый конфликт заключается в противостоянии интеллигента профессора Преображенского с домоуправлением, состоящим из рабочих и политических активистов. Этот конфликт призван показать столкновение двух поколений и типов людей, которые мыслят совершенно разными категориями. Булгаков на стороне профессора, ведь те привилегии, которые он отстаивает, заслужены его упорным трудом. Швондер же выглядит карикатурным выскочкой, который стал кем-то значимым только благодаря перевороту.
  2. Второй конфликт происходит между превращённым в человека псом Шариком и окружающими людьми, включая профессора. Идея этого конфликта заключается в той опасности, которая грозит человечеству, если оно не будет сдерживать себя на пути прогресса. Поликарп Шариков не смог стать полноценным человеком, потому что им были пропущены необходимые этапы развития, но он в то же время требовал всего того, чего не заслужил. Конфликты взаимосвязаны, а в кульминации вовсе сплетаются в один.

Суть: о чём повесть?

Умирающую в переулке дворнягу находит старый профессор Филипп Преображенский. Сразу же дав собаке имя Шарик, Филипп Филиппович с неизвестной целью приводит её в свою роскошную многокомнатную квартиру.

Профессор оказывается значимой персоной, обслуживающей многих богатых и влиятельных людей, включая членов коммунистической партии. С помощью всего одного звонка Преображенский приводит в ужас и замешательство главу местного домоуправления – Швондера, который хотел передать одну из семи комнат в квартире профессора неимущим.

Наконец, мы узнаём, что задумал Филипп Филиппович и зачем ему понадобился Шарик. Путём пересадки нужных органов профессор задумал превратить собаку в человека. Операция завершается блистательным успехом, Шарик трансформируется в человека и берёт себе фамилию Шариков.

Со времен из-за дурной генетики донора органов и неспособности профессора интегрировать своего подопытного в человеческое общество характер Шарикова начинает портиться.

Ответственность за трудоустройство Шарикова берёт на себя Швондер, оформляя ему документы и устраивая в службу по отлову кошек. Под влиянием главы домоуправления Шариков начинает видеть в Преображенском своего прямого врага, начинает шантажировать профессора, угрожая написать донос. В этот момент ассистент Филиппа Филипповича – Иван Борменталь выходит из себя и убивает Шарикова.

В конце повести читатель узнаёт, что Преображенский спас жизнь Шарикова, превратив его обратно в собаку Шарика и оставив жить у себя.

Главные герои и их характеристика

1) в образе собаки перед нами предстаёт довольно умная и милая дворняга, склонная к философствованиям.

2) после преображения перед нам предстаёт крайне неприятный субъект: эгоистичный, грубый и невежественный. он склонен к алкоголизму и курению, ведет себя безнравственно и некультурно, приставая к женщинам и устраивая беспорядок в квартире. периодически жалуется на свою новую жизнь, но расставаться с ней не хочет. любит скандалы, ссоры и охотно проецирует их. всегда тянет одеяло на себя, желая поскорее присвоить себя максимальное количество материальных ценностей: в финале он настаивает на разделе квартиры преображенского. чувства благодарности, отзывчивости и такта ему неведомы. только страх способен отрезвить шарикова. находит себя лишь в отлове бродячих кошек, где добивается больших успехов, становясь начальником службы. новое пролетарское общество становится для него идеальной средой обитания, где он может качать права, не выполняя обязанностей. он с легкостью осваивает новый революционный лексикон и бравирует им, добиваясь своих корыстных целей.

Проблемы

  1. Разруха после Гражданской войны – страна в повести Булгакова представляет из себя плачевное зрелище. Тёмные улицы, засыпанные снегом, мрачные усталые люди и ветхие дома окружают героев. Но в упадке не только быт, но и сами люди, потерявшие жизненные ориентиры и не понимающие, как им обустроить жизнь. Именно об этом устами профессора Преображенского и говорит писатель.
  2. Бюрократия – в лице Швондера писатель показал зарождающегося советского бюрократа – исполнительного человека, одержимого формализмом и заинтересованного лишь в выполнении воли государства. Такой человек вызывает у Булгакова явную неприязнь, в нём он видит своего прямого врага.
  3. Травля инакомыслия – между профессором и домоуправлением при первой же встрече устанавливаются крайне враждебные отношения. Убеждённые коммунисты понимают, что Преображенский обладает мировоззрением, которое прямо противоречит их собственным взглядам. Одно только это возбуждает в них антипатию и желание навредить Филиппу Филипповичу, которого спасают только его связи. Писатель с осуждением смотрит на попытку коммунистов вторгнуться в личную жизнь человека и попытку насильно изменить чьи-либо убеждения.
  4. Облава на интеллигенцию – в повести показана нетипичная ситуация, когда антисоветски настроенный интеллигент не только избегает репрессивной машины государства, но использует её в своих целях. Однако и ему приходится постоянно быть на стороже, ожидая какой-нибудь подлости от ненавистников. Для Булгакова, как для интеллигента, такая ситуация кажется недопустимой и абсурдной.
  5. Неспособность новой власти организовать жизнь – устами Преображенского Булгаков высказывает претензии новой власти за бардак и беззаконие, царящие в стране. По его мнению, стране и народу необходима сильная рука, которая наконец-то заставит людей работать и исполнять обязанности, а не только требовать права.
  6. Отрицательные последствия научных открытий – в первой половине двадцатого века по всему миру всё больше и больше распространялись убеждения, гласившие, что неконтролируемый технический прогресс опасен для человечества. Эти взгляды наши свой отклик в творчестве Булгакова и образе Преображенского, который сам создал то, что едва его не погубило.
  7. Жестокость по отношению к животным – Булгаков отдельно подчёркивает то зло, которое люди причиняют бездомной собаке Шарику, начиная с повара, обливающего его кипятком, заканчивая профессором, который использует собаку для своего эксперимента. По мнению писателя, если люди жестоки по отношению к безобидной собаке, то друг к другу они безжалостны вдвойне.

Смысл

В произведении ярко проступают консервативные убеждения Булгакова. Шарик символизирует собой русский народ, профессор – русскую интеллигенцию, которая, по мнению Булгакова, освободила народ, а Швондер обозначает собой советскую власть, которая из-за слабости интеллигенции взяла на себя роль воспитателя народа и повела его против интеллигенции. Писатель видел спасение страны в упорядоченной и эволюционно развивающейся системе, которая вернёт крестьян и рабочих на положенное им место, а не вознесет их туда, где они не справятся со своими обязанностями, как не справился Шариков с ролью человека.

Чему учит?

Так же повесть учит нас благоразумию и сдержанности в своих желаниях. Говорит о том, как важно уважать окружающих и отстаивать свободу личности.

Критика

Произведение не было опубликовано при жизни писателя. В этом свете очень характерна характеристика ОГПУ, которое совершенно верно увидело в книге насмешку над советской властью и самим революционным процессом:

Однако интеллигенция одобрила произведение Булгакова, и отзывы критиков очень поддержали его в трудное время:

Более современные критики тоже отметили мастерство Булгакова, который смог передать характер эпохи, очевидцем которой он стал:

Автор: Михаил Щепин

Автор: Самый Зелёный · Published 04.11.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 16.07.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 08.11.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Читайте также: