Смысл жизни по шопенгауэру кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

К западноевропейской современной философии можно отнести философию жизни, прагматизм, позитивизм и все этапы его развития, постпозитивизм, критический рационализм, феноменологию, экзистенциализм, герменевтику, структурализм, постмодернизм. В список философских направлений часто включают и неофрейдизм. Неотомизм стоит особняком как философская доктрина католической церкви.

Есть два немецких философа - Шопенгауэр и Ницше которых нельзя было отнести к немецкой классической философии но которые определяли переход к современности.

Поэтому и наука направлена на служение воли. Совершенное же познание доступно лишь искусству, опирающемуся на интуицию.

Шопенгауэр абсолютизирует волю, человек – часть мира, а воля – сверхприродная таинственная первооснова. Человек и его познание лишь ступень объективации воли, которая не подчиняется логике, не обладает целью и совершенно не похожа на свои проявления. Вот и получается мир как воля и представление. Философия у Шопенгауэра становится похожа на публицистику, на размышления литератора о жизни.

Шопенгауэр пессимист: Всякое воление из потребности, из-за недостатка чего-либо, из страдания. На одну удовлетворённую потребность остаются десятки неудовлетворенных. А их удовлетворение приводит к скуке. Поэтому жизнь большинства людей уныла, она качается между страданием и скукой.

Религия не спасает, так как это самообман. Поэтому жизнь есть страдание, воля к жизни – неразумное влечение, и чем выше интеллект человека, чем яснее он это понимает и тем больше страдает. Жизнь – беспрерывный обман, и если жизнь что-нибудь даёт, то лишь для того, чтобы отнять. Поэтому следует отказаться от излишних желаний.

Идеалом Шопенгауэра является аскетизм, добровольная нищета, безбрачие, буддийский отшельник, а не деятельный человек. Мрачная картина.

Шопенгауэр призывает не страшиться смерти, поскольку небытие после смерти ничем не отличается от небытия до нашего рождения, что нас нисколько не печалит.

Я хочу рассказать про смысл жизни. По Шопенгауэру смыслом жизни для людей является счастье. То есть стать счастливым, или быть счастливым. Но он ввел такое понятие как воля. И эта воля не дает нам стать счастливыми, ведь целью этой воли является продолжение людского рода, а не сделать индивида счастливым. И человек никогда не сможет стать счастливым, ведь счастье не может продолжаться долгое время в настоящем. Счастье всегда в неизвестном будущем или в прошлом.
На против главное состояние жизни человека это страдание. Например я сейчас счастлив, относительно меня через 30 лет, ведь я молод и здоров. Но на данный момент я не чувствую этого счастья. Человек не замечает счастье, как замечает страдание. Когда мы веселимся мы не замечаем как быстро прошло время, а когда например скучаем на нежеланной работе, то время тянется очень долго. И Шопенгауэр говорит наше существование счастливее всего тогда когда мы его не замечаем, и от сюда следует что лучше вообще не существовать.
Как я уже говорил у Шопенгауэра есть понятие как воля к жизни. Воля к жизни это сила которая движет всеми живыми существами. Ну и человеком тоже. Главный инструмент воли жизни это любовь, и Шопенгауэр говорит что влюбляются на того кто больше подходит для того что бы создать хорошее потомство, и зачастую такой человек не подходит для дружбы. Из за этого человек становиться еще более несчастным. И что бы избежать такого рода несчастья надо как то стараться подавить в себе волю к жизни.
Шопенгауэр видел выход из этой ситуаций в аскетизме. В отрешенности от благ жизни. Жить как буддийские монахи. И второй выход это уделять много времени искусству, он говорил что тем самым мы можем подавить волю к жизни.

Учение о смысле жизни человека, о задачах, поставленных перед ним должно быть органично вплетено в исследование Большого Бытия, и вне его будет лишь очередным представлением очередной философской концепции.

Так считал Артур Шопенгауэр, которого называют автором одной книги, но зато произведшей настоящую мировую революцию в умах, если не современников немецкого мыслителя, то его внимательных читателей конца XIX – начала XX века.

Новой эту истину Шопенгауэр не считает, указывая на Декарта, Беркли, философию Вед (Древняя Индия).

То, что все познает и при этом никем не познается, – субъект, для которого существует все, что существует. Даже тело, отличающееся от всех других объектов тем, что оно – непосредственный объект.

Все, что землею вскормлены, не более

Как легкий призрак и пустая тень.

Наряду с ним всего достойнее место Шекспиру:

«Мы созданы из вещества того же,

Что наши сны. И сном окружена

Первым и необходимым орудием разума является язык, который позволяет налаживать целесообразное сотрудничество между людьми, нациями и государствами, творить науку, учить истине и распространять заблуждение.

Главная функция разума – образование понятий, их можно только мыслить, а не созерцать, зато они хорошо и полно охватывают мыслимое, позволяя науке всецело обнимать свой предмет. Истинное научное совершенство заключается не в большей достоверности знания, а в большей его полноте.

Разум, поскольку он руководит действиями людей, может быть назван практическим. Разум – глаз человека.

Воля как вещь в себе находится вне сферы закона основания, и поэтому совершенно безосновна, хотя каждое из ее проявлений подпадает под закон основания. Она свободна от всякой множественности, то есть едина, как то, что лежит вне времени и пространства – условий множественности.

Далее Шопенгауэр ставит радикальный вопрос: чего же в конце концов хочет воля или к чему стремится воля как сущность мира? Ответ: воля – бесконечное стремление, вне всякой цели и всяких границ.314

Человеческие стремления и желания также обманно внушают нам, будто их осуществление – конечная цель воли. Но стоит их только удовлетворить, как они теряют свой прежний облик и отбрасываются нами как исчезнувшие призраки.

Быстрый переход от желания к удовлетворению и от него к новому желанию мы называем счастьем, а медленный – страданием.315 И эта вечная игра необходима для того, чтобы не наступило оцепенение тоски, апатии или скуки.

Воля всегда знает, чего она хочет теперь и здесь, но никогда не знает, чего хочет вообще.

Искусство утверждает перевес познания над хотением; всякое хотение возникает из потребности, нужды, а, значит, – из страдания. Пока мы – субъекты хотения, никогда не будет у нас ни покоя, ни долговечного счастья.

То, чего мы боимся – это погибель индивидуума, и так как индивидуум – сама воля к жизни в отдельной объективации, то все его существо и упирается против смерти.321 Смерть, однако, не властна над тем, кто знает, что он сам – та воля, чьей объективацией или отпечатком служит весь мир, за кем, поэтому, во всякое время обеспечена жизнь.

Мы узнаем, например, что не надо завидовать другим людям в их положении и обстоятельствах, которые соответствуют только их характеру, а не нынешнему и в которых мы бы чувствовали себя несчастными и, даже, не вынесли бы их.329

Обращаясь к трем граням человеческой жизни, которые восприняты им в индийской философии, Шопенгауэр характеризует их следующим образом: «Во-первых, могучее хотение, великие страсти (раджа-гуна). Они проявляются в великих исторических характерах, их изображают эпос и драма… Затем, во-вторых, чистое познание, восприятие идей, обусловленное освобождением познания от служения воле, – жизнь гения (саттва-гуна). В-третьих, наконец, величайшая летаргия воли и связанного с ней познания, беспредметная тоска, скука, от которой мертвеет жизнь (тама-гуна).332

Жизнь человека далека от этих крайностей и представляет собой слабое и нерешительное приближение к той или другой стороне, жалкое хотение ничтожных объектов, которое постоянно возвращается и оттого избегает скуки.333

Итак, жизнь каждого индивидуума, взятая в целом, представляет собой трагедию, а в своих подробностях имеет характер комедии.334

Там, где бескорыстная любовь к другим достигает вершины, и происходит отождествление чужой индивидуальности и ее судьбы с собственной. На этой ступени возможна и жертва на благо других: так умер Сократ, Джордано Бруно и немало героев. Отсюда следует, что чистая любовь по своей природе есть сострадание. Здесь Шопенгауэр противопоставляет свое учение кантовскому, с точки зрения которого чувство сострадания – слабость, а всякая добродетель признается лишь в том случае, если она имеет своим источником отвлеченную рефлексию – понятия долга и категорического императива.

Продолжая анализировать источник, откуда вытекает доброта, любовь и всяческие добродетели, Шопенгауэр приходит, наконец, к тому, что он называет отрицанием воли к жизни.

Может ли человек, прозревший сущность жизни как ничтожное стремление, вечное исчезновение и постоянное страдание все теснее привязываться к жизни? Нет, человек доходит до состояния добровольного отречения и совершенного отсутствия желаний.338 С волей его совершается переворот, и симптомом этого является переход от добродетели к аскетизму: «Когда же наконец приходит к нему смерть, разрешающая это проявление той воли, сущность которой, вследствие свободного самоотрицания, умерла в нем уже давно, кроме слабого остатка ее – одушевленности тела, то смерть встречает он с великой радостью как желанное искупление.

Итак, единственным обнаруживающимся в явлении актом свободы воли, по Шопенгауэру, является отрицание воли к жизни. Это он называет трансцендентальной переменной. Ничего общего, кстати, она не имеет с самоубийством, которое не есть отрицание воли, а, напротив, – феномен ее могучего утверждения.340 Самоубийца отрекается только от индивидуума, а не от вида, то есть не затрагивает воли как вещи в себе. Воле к жизни всегда обеспечена жизнь; она одинаково проявляется как в самосохранении, так и в самоумерщвлении.341 Мир – самопознание воли. Нет воли – нет представления, нет мира: «после того как мы признали в совершенной святости отрицание и отмену всякого хотения, а потому и искупление от такого мира, все бытие которого выяснилось перед нами как страдание, – именно это состояние оказывается в наших глазах переходом в пустое ничто…

Шопенгауэр приходит к заключительным выводам:

2. Способность человека к свободному отрицанию воли – единственное, что составляет его коренную специфику по отношению к другим живым существам и делает его равномощным самой воле;

3. самоотрицание воли к жизни – условие перехода от мира страданий к свободе, хотя и отрицательного вида;

4. тяжкий путь самопознания воли и обретения свободы в отказе от хотения, как такового, должен быть пройден самим индивидом, и проходится он каждый раз заново;

5. процесс самопознания воли, равный освобождению – иррационален: бесконечен, безграничен и невыразим; о нем может свидетельствовать лишь внутренний духовный опыт индивидуума (несообщаемый) или внешнее – художественное – его выражение (недоказуемое, интуитивно получаемое и так же воспринимаемое);

6. этическим ответом на страдание как сущность жизни может быть лишь сострадание; религиозным ответом – самоотрицание в святости; философским ответом – деиндивидуация человека через утверждение его родовой сущности как подлинной и вечно настоящей.

Эта жизнь не может быть схвачена рассудочными понятиями аналитической науки, ибо разум, по своей природе, безнадежно оторван от жизни, ориентирован на практические утилитарные интересы и уповает на науку как панацею, как инструмент познания всего и вся (сциентизм).

Научному познанию мира и, прежде всего, человека надо противопоставить внеинтеллектуальные, интуитивные, образносимволические способы постижения действительности – иррациональной, в своей основе.

Аполлон – творец образов – являет полное чувство меры в культуре, самоограничение, мудрый покой и свободу от диких порывов; аполлоническое начало выражает принцип индивидуации, когда человек уже отделился от общей плоти людского бытия и нуждается в иллюзии, то есть красоте.

Явление подлинного могучего духа – в возвышении до надисторической точки зрения на мир и его вещи. Если исторические люди усматривают смысл существования в самом его процессе, когда всякое обращение к прошлому вынужденно распаляет в них стремление к будущему, то над – исторический человек видит спасение не в процессе;

Артур Шопенгауэр — самый известный философ-иррационалист. Он считал, что миром правит не разум, а стихийное животное начало, которое он называл волей. Поэтому ничего хорошего ждать от этого мира не приходится.

Пессимистичная философия Шопенгауэра

Артур Шопенгауэр

Артур Шопенгауэр считал, что в основе мира не может лежать разумное начало. Если бы это было так, то в мире не происходило бы столько зла, столько всего нелепого, нелогичного и ненужного. Что же правит миром и человеком? Шопенгауэр считал, что это воля. Под этим термином он понимал нечто бессознательное, неразумное, стихийное и непредсказуемое. Воля — это соединение инстинктов, желаний, страстей, всего того, что не поддается влиянию разума и логики. Это воля к жизни, которая есть в каждом существе, ведь и животное, и человек стремятся выжить, несмотря ни на что.

Как сорняки стремятся вырасти и заглушить культурные растения, как тигр пожирает антилопу, чтобы выжить, так же и человек: в своих поступках он руководствуется только слепой волей к жизни. У человека, в отличие от животных, есть разум, есть совесть и должны быть моральные принципы. Но на самом деле жизнью правят вовсе не они. Все люди предельно эгоистичны и стремятся лишь к тому, чтобы сделать свое существование комфортным, в том числе и за счет себе подобных.

Человек человеку волк

Человек имеет разум и интеллект, но тем не менее его жизнью движет только воля, считал Шопенгауэр. Почему же так происходит? Потому что воля всемогуща, она подчиняет себе все. Даже если нам кажется, что мы поступаем разумно, мы ошибаемся: нами в любом случае движет неразумная слепая воля. А интеллект — это только инструмент воли, который она использует для выживания, так же как звери используют зубы и когти.

Воля — это само мироздание, в мире нет ничего, кроме воли, которая проявляется в живых существах. Ведомый волей, мир развивается хаотично, в нем нет разумного начала. Человек — это всего лишь раб воли, он не управляется своими поступками, им управляет эта мощная стихийная сила.

Для иллюстрации отношений между людьми Шопенгауэр рассказывал притчу о дикобразах. Как-то в холодный зимний день стадо дикобразов решило согреться. Для этого животные улеглись тесной кучкой. Но долго они так не продержались. Хоть вместе им и было тепло, но уколы от игл не давали расслабиться. Тогда они отодвинулись друг от друга подальше. Но им снова стало холодно.

В итоге дикобразам пришлось найти оптимальное расстояние, на котором они могли чувствовать тепло друг друга, но при этом не колоться иглами.

То же самое происходит и в человеческом обществе. Люди сближаются, чтобы выжить, но отталкивающие качества любого человеческого существа настолько сильны, что они не могут долго находиться близко.

Поэтому существует негласный общественный договор, называемый вежливостью и воспитанностью. Он позволяет людям держаться на оптимальном расстоянии, на котором они не ранят друг друга.

Как победить волю

Философия Шопенгауэра была мрачной и пессимистичной, в связи с этим возникает вопрос: видел ли он для человека какой-нибудь выход? Философ считал, что человек может противостоять этой безучастной грозной силе, называемой волей, хотя сделать это очень сложно. Воля заставляет человека постоянно чего-то желать, к чему-то стремиться, гнаться за теми или иными достижениями. Он сам не понимает, зачем ему это нужно, но, покоряясь воле, вступает в эту бесполезную гонку.

Однако на самом деле у каждого человека есть выбор. Он может отказаться выполнять приказы воли: подавить свои желания, избавиться от устремлений, свести все потребности к минимуму. Только так он победит волю и обретет покой.

Эти воззрения Шопенгауэр заимствовал в основном из буддистской философии, которой восхищался. Как и буддисты, он проповедовал аскетизм и отказ от чувственных удовольствий и желаний. Образ жизни, полный самоограничения, может быть, и не даст ощущения счастья, но зато обеспечит покой — а это самое лучшее, к чему нужно стремиться в этом несовершенном мире, считал Артур Шопенгауэр.

Читайте также: