Смысл религии христианства кратко

Обновлено: 05.07.2024

Христианство целиком вписывается в одно слово – Христос. Но что это значит? Это жертва, которую совершил Христос ради рода человеческого. Это восприятие на себя всего естества человеческого, всего нашего повреждения, всего искажения, которое постигло Адама, а затем всех его потомков в силу отпадения от Бога. Христос за нас стал клятвою и грехом (см.: 2 Кор. 5, 21).

В других религиях основатель являлся не кем иным, как
проповедником учения нового или старого и давно забытого. Поэтому во всех других
религиях основатель не имеет того исключительного значения, какое имеет Господь
Иисус Христос в христианстве. Там основатель – учитель, провозвестник Бога,
возвещающий путь спасения. И не более. Учитель – только труба Бога, главное же –
то учение, которое он передает от Бога. Поэтому основатель в других религиях
всегда находится на втором плане по отношению к возвещаемому им учению,
основываемой им религии. Существо религии от него не зависит, он, так сказать,
заменим. Религия нисколько не пострадала бы, если бы ее возвестил другой учитель
или пророк. Например, буддизм спокойно мог бы существовать, если бы было
доказано, что Будды никогда не было, а был другой его основатель. Ислам спокойно
мог бы существовать, если бы вместо Мухаммеда оказался кто-то другой. Это
касается всех религий, потому что функции основателей этих религий заключались в
их учении, которое они предлагали людям. Учение составляло существо их служения.

А христианство мог бы основать, например, святой Иоанн Креститель? Он мог бы
сказать о нравственном учении, о некоторых истинах веры, но не было бы самого
главного – Жертвы! Без Крестной Жертвы Богочеловека Иисуса Христа нет
христианства! Можно понять теперь, почему весь огонь отрицательной критики был
направлен на упразднение Христа как реально существовавшей личности! Если Его не
было, если не было Того, Кто пострадал за нас. Кто принял смерть крестную –
христианство рассыпается тут же. Идеологи атеизма это прекрасно
понимали.

Итак, если мы хотим выразить существо христианства не просто одним словом –
Христос, то скажем так: оно состоит в Кресте Христовом и Его Воскресении, через
которые человечество наконец получило возможность нового рождения, возможность
возрождения, восстановления того падшего образа Божия, носителями которого мы
являемся. Поскольку по так называемой естественной природе мы не способны к
единению с Богом, ибо ничто поврежденное не может быть причастно Богу, то для
единения с Богом, для осуществления Богочеловечества необходимо соответствующее
воссоздание человеческой природы. Христос восстановил ее в Самом Себе и дал
возможность сделать подобное каждому из людей.

Другой важнейший аспект, составляющий существо христианства, – это правильное
духовное устроение человека. И здесь христианство предлагает то, что
принципиально отличает его от учения всех других религий. Во первых, учение о
Боге, во-вторых, понимание существа и цели духовной жизни человека, далее –
учение о Воскресении и многое другое.

Насколько несходно христианство с другими религиями! До чего близоруки те,
которые говорят об общем религиозном сознании, о том, что все религии ведут к
одной и той же цели, что все они имеют единую сущность. Как наивно звучит все
это! Только человек, совершенно не понимающий христианства, может говорить об
этом.

Может быть, самым важным, о чем говорит христианство и что отличает его от
других религий и без чего христианству невозможно быть, является его величайший
догмат, выраженный в главнейшем христианском празднике, Пасхе, – догмат
Воскресения. Христианство говорит не просто о том, что христианская душа
соединяется с Богом, что душа будет испытывать те или иные состояния. Нет, оно
утверждает, что человек – это душа и тело, это единое духовно-телесное существо,
и обожение присуще не только душе, но душе и телу. В обновленном человеке все
изменяется, не только душа, ум, чувства, но и само тело.

Христианство говорит о воскресении как факте, который последует вследствие
Воскресения Христова. Каждый Христов не может не воскреснуть! Вспомните,
насколько вызывающе прозвучала проповедь апостола Павла в ареопаге о
Воскресении. Мудрецы восприняли ее как сказку, фантазию. Но христианство
утверждает это в качестве одного из центральных своих догматов. Весть о
Воскресении пронизывает все христианское сознание на протяжении всех 2000 лет.
Величайшие святые, достигшие озарения Божия и просвещения ума, утверждали со
всей силой и категоричностью эту истину. Она уникальна в истории религиозного
сознания человечества.

В человеческом сознании постоянно идет борьба между ветхим и новым человеком.
Какого Бога выберет человек: Бога Христа или бога антихриста? Один Бог спасет и
исцелит меня, даст возможность стать истинным сыном Божиим в единении с Сыном
Словом воплощенным. Другой лживо обещает мне все блага земные на миг времени.
Что изберешь, человек?

Христианство — это что такое?

Более 2000 лет назад, на землях Иудеи, возникла крупнейшая авраамическая мировая религия –христианство. Религия принимает ветхозаветную форму почитания Господа, возвеличивает и воспринимает Творца как совершенную эссенцию.

Что такое христианство? Определение этого понятия

Христианство — это религиозное учение, основанное на вере в сына Божьего – Иисуса Христа. Христианство в наше время − это самое многочисленное вероисповедание в мире. По численности эта мировая религия включает в себя около 2,5 млрд сторонников.

В христианстве выделяют 3 основных вида (направления).

  1. Православие;
  2. Католицизм;
  3. Протестантизм. Краткое описание этих видов смотрите в статье ниже.

Временной поток и сами люди разделили исходное христианство на католицизм, протестантизм и православие. Многочисленные реформы и перестройки вероисповедания в государствах внесли коррективы в направления, однако их объединяет один великий замысел и вероучения.

Главные постулаты христианства

Истинно доброй вестью стало воскрешение Иисуса Христа: о ней апостолы –посланцы воскресшего Сына Божьего, рассказывали народу для просвещения и крещения. Воскресение – гарант непогрешимого пути, что целью взял победу над смертью, жизнь грядущего века.

Христианство проповедует не только бессмертность души, но и тела. Воскресение произойдёт со всеми, однако не каждый будет удостоен жизни подле Бога в Царстве Небесном, а значит телесное воскресение – не знак скорого блаженства. После второго пришествия, Иисус Христос лично приведет их на Страшный суд. Замысел суда не в наказании грешных, а в отборе. Люди несовершенны, малодушны и злы –недостойны изначального образа творения.

Воплощение счастья и упоения в христианстве – это люди, отказавшиеся от благ земных во имя Господа: миротворцы, нищие, милостивые. Последователи Сына Божьего не боятся поношений и изгнаний.

Христианство преподаёт идеальное назначение человека в мире, господство духа над бренным, достижение гармонии священного с материей и передаёт малую часть высокого Божьего замысла.

Иисус Христос. История жизни, гибели и воскрешения

Слава Христа ходила меж людей денно и нощно. В канун Пасхи 30-го года, Иешуа напомнил о себе Иудеи. Ещё за неделю до празднования он воскресил погибшего Лазаря.

Негодование первосвященника было невообразимым и привело к тому, что Христа признали опасным проповедником. В вечер четверга Иисуса схватили, с подачи предателя Иуды, а на следующий день казнили. Согласно законам Иудеи –за богохульство и мятеж.

Понтий Пилат – римский наместник, вёл разбирательства в деле Иешуа и даже готов был отпустить помазанника, однако друзья кесаря не позволили ему этого. Правом отпустить Христа в честь празднования Пасхи пренебрегли. Израиль отвергнул Иисуса.

Благовестие воскрешения Иисуса охватило Рим, а позже и всю империю.

Виды христианства и их краткое описание

Рассмотрим виды христианства и дадим им краткое описание. Несмотря на различия в этих направлениях, они ни в коем случае не враждуют.

Виды христианства и их краткое описание.

Православие

Православие представляет собой одно из ведущих в мире направлений христианства. Господь для православных христиан является носителем всемирной мудрости, всевышним разумом.

Заслужить после смерти вечное место в раю, приобщиться к Богу посредством благодати – вот главные цели каждого православного человека. Для достижения этого им необходимо в течение всей жизни соблюдать заповеди Господа, исповедовать Его учение.

В основе православия лежат Священное Писание и Священное Предание. Кроме того, особое влияние на верующих оказывают 10 заповедей, составляющих основу всего христианства. Они не различаются на разных его ветвях.

Главное средство для обращения к Богу – это молитва. Молиться можно как дома, так и в храмах и церквях. Перед молитвой следует трижды перекреститься, произнося Отче наш. Правильнее будет молиться перед ликами святых, чтобы молитвы были услышаны.

Православные христиане также верят в церковь. И речь не всегда идет о здании. Имеется в виду приближение к другим людям. То, что люди собираются вместе во время молитвы, объединяет и сплачает их. Нельзя приблизиться к Богу, отдаляясь в это время от людей.

Католицизм

Католицизм наиболее распространен в странах Европы. Для католических христиан Святой Дух исходит как от Отца Бога, так и от Сына Божьего, в отличие от православных, у которых Святой Дух исходит лишь от Отца.

Главной целью католика является получение места в Царстве Божьем, как награды за добрые дела, угодные Богу. Для этого им нужно не иметь тяжелого греха на душе. Иметь его – значит быть обреченным на вечные муки. Однако мелкие грехи допускаются, от них человек очищается в Чистилище, после чего и попадает в Царство Божье.

Католическая церковь не допускает разводов, брак заключается единожды и на всю оставшуюся жизнь. Священники категорически не могут вступать в брак, они должны выбрать для себя лишь одно из таинств: таинство брака или таинство священнослужения.

Для католиков Папа Римский является главой церкви, однако святым его не считают. Безгрешными признаются лишь его слова и действия, касающиеся церкви.

Протестантизм

Если кратко, то протестантизм – это одно из трех направлений христианства, наравне с православием и католицизмом. Оно представляет собой совокупность множества самостоятельных церквей, для которых характерно разнообразие практик и внешних форм.

Протестанты не поощряют обет безбрачия и монастыри. В отличие от православных христиан и католиков, они не считают загробный мир прекрасным и красивым, не стремятся туда попасть.

Протестанты также отрицают культ Богородицы и почитание икон, что в значительной степени отличает их от православных и католиков.

У протестантов нет какой-либо церковной иерархии, все в церкви равны перед Богом. Главным авторитетом для них является Библия (Священное Писание). Ее авторитет непоколебим. Но в отличие от православной Библии, текст протестантской немного изменен. Из нее исключены одиннадцать ветхозаветных книг, которые не входят в иудейский канон. Остальные тексты, с точки зрения протестантизма, не являются истинными, в том числе и Священное Предание.

Кроме того, протестанты ждут возвращение Христа во плоти в будущем.

Заключение

Таким образом, христианство − это эффективная система духовных знаний, которая изменила древний мир. Эта религия является основой современной европейской цивилизации. Основал это величайшее учение − Иисус Христос. Именно он сделал для всех людей больше, чем кто-либо другой.

Самую мощную, влиятельную и многочисленную из всех существующих ныне основных мировых религий, опережая буддизм и ислам, представляет собой христианство. Суть религии, распадающейся на так называемые церкви (католическую, православную, протестантскую и другие), а также множество сект, заключается в почитании и поклонении одному божественному существу, иначе говоря Богочеловеку, имя которого - Иисус Христос. Христиане верят в то, что он есть истиный сын Божий, есть Мессия, что ниспослан он был на Землю ради спасения мира и всего человечества.

религия хрисианство

Зародилась религия христианство в далекой Палестине в первом веке н. э. Уже в первые годы своего существования она имела много приверженцев. Главной причиной возникновения христианства, по мнению служителей культа, явилась проповедническая деятельность некоего Иисуса Христа, который, являясь по сути своей полубогом-получеловеком, пришёл к нам в человеческом образе, дабы принести людям истину, причем его существование на самом деле не отрицают даже ученые. О первом пришествии Христа (второе христианский мир только ожидает) написано четыре священные книги, которые называются Евангелиями.В написанных его апостолами (Матфеем, Иоанном, а также Марком и Лукой, учениками двух других апостолов Павла и Петра) священных писаниях рассказывается о чудесном рождении мальчика Иисуса в славном городе Вифлееме, о том, как он вырос, как стал проповедовать.

христианство суть религии

Основными идеями его нового религиозного учения были следующие: вера в то, что он, Иисус, действительно является Мессией, что он сын Божий, что будет его второе пришествие, будет конец света и воскрешение из мертвых. Своими проповедями он призывал любить ближних и помогать бедствующим. Доказывали его Божественное происхождение и те чудеса, которыми он сопровождал свои поучения. Множество больных были исцелены его словом или прикосновением, трижды он воскрешал мертвых, ходил по воде, превращал её в вино и накормил около пяти тысяч человек всего лишь двумя рыбами и пятью лепешками.

религии мира христианство

Религия христианство основана на нескольких догмах. Первое - это то, что Бог один. Второе - он троичен (Отец, Сын и Святой дух). Рождение Иисуса произошло по наитию Святого духа, Бог воплотился в Деве Марии. Иисус был распят, а затем умер, искупив людские грехи, после чего воскрес. В конце времен Христос придет судить мир, и мертвые воскреснут. Божественная и человеческая природа неразрывно соединена в образе Иисуса Христа.

религия христианство

Определенные каноны и заповеди имеют все религии мира, христианство же проповедует возлюбить Бога всем сердцем, а также полюбить ближнего своего как самого себя. Не полюбив ближнего, вы не сможете любить Бога.

Религия христианство имеет своих приверженцев почти в каждой стране, половина всех христиан сосредоточена в Европе, включая Россию, одна четверть - в Северной Америке, одна шестая - в Южной, и значительно меньше верующих в Африке, Австралии и странах Ближнего Востока.

Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,1 млрд, так и по географической распространенности — почти в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община [3] .

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп [4] . В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году [5] [6] [7] .

Содержание

Возникновение христианства



Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.

Корни христианского вероучения связаны с ветхозаветным иудаизмом. Согласно Священному Писанию, Иисус был обрезан, воспитывался как иудей, соблюдал Тору, посещал синагогу в Шаббат (субботу), соблюдал праздники. Апостолы и другие первые последователи Иисуса были евреи. Уже через 20 лет после основания церкви христианство начало распространяться среди других народов [8] .

Численность

В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире превышает 2 млрд [3] , в том числе:

  • в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн [9] ,
  • в Латинской Америке — около 380 млн [10] ,
  • в Северной Америке — 180—250 млн:
      — 160—225 млн [11] , — 25 млн [12] ),

    Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий:

      — около 1,15 млрд [16] , в том числе:
      • около 17 млн католиков восточных обрядов[17] ;
      • 105 млн пятидесятников;
      • около 88 млн англикан[18] ;
      • около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений;
      • 70 млн методистов;
      • 70 млн баптистов;
      • 64 млн лютеран;
      • 16 млн адвентистов седьмого дня[19] ;
      • последователей Армянской апостольской церкви — около 9 млн [21] .

      Христианские конфессии и учения

      Автономные православные церкви

      Неканонические православные объединения

      В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:

      Католицизм

      Православие

      Древневосточные церкви

      Протестантизм

      Основные конфессии (более 10 млн. членов церкви)

      Другие конфессии

      Течения в протестантизме

      Вероучение



      Теология

      Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе.

      Основные черты христианской религии



      Отсюда можно видеть, что христианство, исповедуя идеализм, уделяет большое внимание и материальному, стремясь к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

      Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны:

      1. Существенная метафизичность её содержания
      2. Для католических церквей Востока и Запада — учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата, в силу действующего в ней во все времена Духа Святого.

      Христология

      Христология — это учение об Иисусе Христе. В христианстве Иисус рассматривается как предсказанный библейскими пророчествами Ветхого Завета Мессия. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог и не получеловек, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу, воплощенный Сын Божий, существовавший вечно на Небе до своего рождения на Земле, единосущный своему Отцу (одной природы с Ним). Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога, созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорит о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.

      Христианская антропология

      Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).

      Учение о таинствах

      История христианской церкви

      Доникейский период (I — начало IV века)

      Ранний период церковной истории охватывает три века — до Никейского (I Вселенского) Собора.

      Апостольский век

      I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.

      После разрушения Иерусалима значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, освященному мученичеством апп. Петра и Павла. С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 годa, и с ним заканчивается апостольский век.

      Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (от др.-греч. ἀπολογία — оправдание) — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонение имп. Марка Аврелия в 166 г.

      Христианизация Армении

      В 301 году Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии [24] [25] , что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Трдата III Великого.

      Именно начало Диоклетианова гонения (302 год) заставляет общину девичьего аскетерия бежать в Армению [26] . Св. девы были замучены армянским царём Тиридатом. Но это способствовало обращению его царства через проповедь св. Григория Просветителя, крестившего Армению в 301 году и ставшего первым епископом Армении. Таким образом, Армения стала первым в мире христианским государством [27] .

      Эпоха гонений закончилась с воцарением св. равноап. Константина Великого. Начался новый период истории Церкви.

      Христианизация Грузии

      Грузинская христианская церковь основана, по преданию, в I веке апостолом Андреем Первозванным [28] [29] . В 324 году трудами святой равноапостольной Нины христианство стало государственной религией Грузии. Церковная организация находилась в пределах Антиохийской Церкви [30] . Грузинская церковь считается одной из древнейших христианских церквей в мире [31] [32] [33] [34] [35] .

      IV—VIII вв.

      При Константине Великом и его преемниках христианство быстро становится государственной религией. Этот процесс имеет ряд особенностей. Обращение огромных масс вчерашних язычников резко понижает уровень Церкви, способствует возникновению массовых еретических движений. Вмешиваясь в дела Церкви, императоры часто становятся покровителями и даже инициаторами ересей (напр., монофелитство — типично императорская ересь). Аскетически настроенные христиане скрываются от этих смут в пустынях. Именно в IV в. быстро расцветает монашество, и появляются первые монастыри. Процесс преодоления ересей происходит через формирование и раскрытие догматов на семи Вселенских Соборах.

      Расцвет монашества в Египте, Сирии и Палестине

      Во всех трёх названных областях монашество возникло независимо друг от друга. Но египетское монашество считается древнейшим. Его основатель преподобный Антоний Великий ещё в 285 г. удалился в глубину пустыни на гору Колизму. Его ученик — преподобный Макарий Египетский положил начало подвижничеству в Скитской пустыне, а преподобный Пахомий Великий основал ок. 330 г. первый египетский монастырь в Тавенниси.

      В Палестине основателями монашества были преподобный Харитон Исповедник — строитель Фаранской Лавры (330-е гг.) и преподобный Иларион Великий — строитель Лавры у Маюма (ок. 338 г.).

      В Сирии — преподобный Иаков Низибийский († 340-е гг.) и его ученик преподобный Ефрем Сирин (373 г.), который также известен как родоначальник Эдесско-Низибийской богословской школы.

      IX—XI вв.

      В начале VIII века во всём христианском мире произошли крупные изменения, связанные с экспансией ислама. В 711 г. арабы переправились через Гибралтарский пролив, быстро захватили Испанию и двинулись вглубь современной Франции.

      Разделение церквей (формально 1054 г.)

      Поводом Великой схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно он требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 года самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом.



      Действительное разделение церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций.

      Святые

      Более 150 тысяч людей причислены христианами к лику святых (см. Канонизация). Святые, канонизированные до разделения церквей, почитаются как католиками, так и православными.

      Читайте также: