Христианский эволюционизм тейяра де шардена кратко

Обновлено: 01.05.2024

Концепция Пьера Тейяра де Шардена - интересная попытка соединить теорию эволюции и католическое понимание мира и человека. Мыслителю удалось избежать противоречий, которые могли бы превратить его теорию в труху.

Тейяр де Шарден был выдающимся ученым-палеонтологом и антропологом, одним из тех, кто открыл синантропа (вид хомо), и при этом - католическим священником, иезуитом, религиозным философом.

Его учение опровергает смешное убеждение некоторых дремучих личностей в том, что теория эволюции противоречит христианской вере. На самом деле наоборот - она ее подтверждает, о чем я всегда и говорила. Учение Тейяра де Шардена - блестящий пример симбиоза науки и религии, казалось бы, двух несовместимых проявлений человеческого духа.

В 40-е годы ХХ века он написал свой главный труд - "Феномен человека", запрещенный Ватиканом к изданию в период жизни ученого. Книга была издана только после его смерти. И, кстати, тот же Ватикан потом официально принял учение де Шардена как одно из проявлений христианской доктрины в понимании развития человека.

Итак, в чем же состоит феномен человека?

Начнем с того, что, согласно французскому мыслителю, процесс эволюции можно разделить на три грандиозных этапа:

Не будем погружаться в первые два этапа, обратимся сразу к ноосфере. Те, для кого фамилии Вернадский и Леруа - не пустой звук, уже знают это понятие. Так вот, Тейяр де Шарден был одним из тех, кто его ввел в обиход и разъяснил его смысл.

Движущей силой эволюции Тейяр де Шарден, в отличие от Дарвина, считал не естественный отбор, а некий "импульс", энергию духовного плана, которая встроена в саму материю. (За эту мысль философа часто причисляют к пантеистам). Эта энергия сработала на неких лохматых приматах так, что стала побудительной силой к особенно сильному развитию у них сознания.

Короче говоря, животное постепенно превращалось в человека, проходя при этом ряд морфологических изменений - менялось строение руки, форма черепа, объем мозга и т.д. Но чтобы хомо стал не просто существом с каким-то уровнем сознания, а существом, способным на рефлексию, то есть в полном смысле человеком, нужен был решительный скачок.

Этот энергетический скачок изменил не только человека, сделав его существом мыслящим и осознающим свою особенность. Он изменил и все устройство жизни на планете, биосфера начала приращиваться ноосферой. Это произошло потому, что человек живет не только в природе, но и создает внеприродный феномен - культуру. И это невозможно игнорировать.

Отпечатки рук первобытных людей из пещеры Эль Кастильо. Они как будто машут нам, передавая свой привет сквозь толщу тысячелетий.

Отпечатки рук первобытных людей из пещеры Эль Кастильо. Они как будто машут нам, передавая свой привет сквозь толщу тысячелетий.

Ноосфера - душа Земли. Она развивается и покрывает собой всю планету. Чем больше развивается культура, чем более эволюционирует человек в духовном отношении, тем ярче и сильнее ноосфера.

В ее развитии наступит, как думал Тейяр де Шарден, самый кульминационный момент, новый скачок, который он назвал Точкой Омега. Эта точка будет знаменовать конец эволюции человека, фактически конец света. Но это не означает исчезновения человечества, а новую ступень его развития. Люди объединяются в этой точке, а силой, которая соединит их сознания в некий коллективный разум, будет любовь, то есть, по сути, бог.

Надо сказать, что эти идеи очень похожи на концепцию всеединства, выраженную в русской религиозной философии.

Итак, эволюция человека ведет его к отделению от материальной телесности и пребывании в новом, духовном, качестве в Точке Омега. То есть человечество сохранится в ноосфере.

По мнению Тейяра, субстанцией является Бог, который есть та исходная точка, от которой начинаются и к которой сходятся все реальности бытия. Бог настолько растворен в мире, что весь мир есть не что иное, как Божественная Среда.

Французский мыслитель отказывается от традиционного христианского деления бытия на божественную и земную реальности. В его картине мира господствует всеобщая одушевленность материи. Все атомы, электроны, другие элементарные частицы имеют общую основу - "искру духа". Поэтому материальные образования имеют духовную компоненту, или "радиальную энергию", которая обуславливает развитие материи.

Концепция Тейяра основывается на принципе развития, утверждая, что мир постоянно изменяется от простого к сложному, от низшего к высшему.

Черпая данные из астрономии, физики, биологии, археологии, мыслитель показывает, что в естественной истории существуют "скачки" как переходы к новому качеству, как критические точки состояний, через которые последующий этап эволюции отрицает предыдущий.

Основными критическими точками процесса развития мира (космогенеза) выступают следующие этапы:

неорганическая природа ("преджизнь"),

органическая природа ("жизнь"),

духовный мир ("мысль"),

Бог ("точка Омега").

Атомы породили неорганические молекулы, а затем "мегамолекулы". Из этих молекул благодаря совокупности внутренних и внешних условий зародились живые клетки - новая форма существования материи. С точки зрения Тейяра де Шардена жизнь никогда не является аномалией, случайностью, она порождается закономерно.

В космогенезе биологическая эволюция играет важнейшую роль, однако решающее значение Тейяр отдает возникновению и развитию человека, который занимает совершенно исключительное место в мироздании. Именно на этом этапе возникает высшая форма развития бытия - мысль, сознание, духовность: «Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, не просто соответствующая критическая точка, пройденная индивидом или даже видом. Будучи более обширным, это изменение затрагивает саму жизнь в ее органической целостности, следовательно, оно знаменует собой трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты"[3]

До появления человека, по мнению Тейяра, явления мира были разобщены. Высший синтез существующего стал осуществлять человек через свою деятельность. Деятельности человека обязана своим появлением новая сфера бытия - сфера духа, или ноосфера - мыслящий пласт Земли, продукт гоминизации, очеловечения бытия.

Представление Тейяра о "точке Омега" как центре Вселенной рационально обосновывает идею монотеизма (единобожия).

Следующая задача, которую ставит себе Тейяр де Шарден в описании представляемой им картины мира, - придать монотеизму христианский характер, обосновать идею о том, что Богочеловек - Иисус Христос - обладает универсальными и космическими атрибутами, благодаря которым он выступает как личностный центр Универсума.

От этого центра начинаются и к нему сходятся все пути эволюции. Вокруг Христа происходит развитие не только Земли и человека, но и звезд, других планет: Сириуса, Андромеды и т.д. Поэтому Христос представляется органическим центром всего Универсума, всей Вселенной. В нем сходятся все линии мира, через него созидается материя и дух, в нем выражается вершина творения. Вся Вселенная, как утверждает Тейяр де Шарден, представляет собой не что иное, как тело Иисуса - Божественную среду. Все члены этого тела взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

Нетрудно видеть, почему католическая церковь не принимает идей Тейяра де Шардена: его концепция Космо- и Христогенеза означала переход на позиции пантеизма, растворение Бога в природе, современный вариант идей Спинозы, а пантеизм осужден церковью. Тем не менее учение Тейяра де Шардена выступает как разновидность именно религиозной картины мира.




Завершая разговор о религиозно-христианской картине мира, следует подчеркнуть, что христианство выдвинуло ряд острых вопросов, связанных с пониманием человеческого существования, обратило особое внимание на развитие внутреннего мира личности, ее души. В частности, христианство впервые поставило проблему равенства людей (правда, в форме равенства всех людей перед Богом). Вместе с тем религиозная картина мира нередко уводит человека в иллюзорный мир, отдаляет его от реального решения конкретных проблем.

Важно заметить также, что религиозная по форме картина мира никогда не может быть последовательной и единственной в сознании человека, ибо личность вряд ли может добиться успеха, если руководствуется лишь иллюзорными представлениями.

Поэтому наряду с иллюзорно-фантастическими представлениями религиозная картина мира включает в себя и реалистические взгляды на окружающую реальность. Влияние религиозной картины мира резко возрастает в периоды социальных и нравственных кризисов, в обстановке неуверенности и страха. Потеря прежних идеалов и жизненных ориентиров, отчуждение, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, деградация культуры - все это реалии современной России, которые создают благоприятные условия для оживления религиозного сознания россиян.

Вместе с тем религиозная картина мира - это неотъемлемое достояние человеческой культуры, и общество, которое сознательно вписывает себя в общемировую историю, неизбежно к такой картине мира обращается, тем более, что историческая память развитых народов в качестве существенного компонента включает компонент религиозный. По крайней мере, знакомство с религиозной картиной мира в ее православно-христианском варианте есть свидетельство общей культуры будущего офицера-химика, оно же помогает ему и лучше осознать и понять отечественную историю.

Краткие итоги.Мировоззрение как особая часть общественного и индивидуального сознания представляет собой наиболее общие представления о мире, о закономерностях его развития, о человеке и месте человека в мире. Гносеологическую составляющую мировоззрения образует картина мира.

Исторически первой в сознании человека формировалась мифологическая картина мира, отличительными чертами которой были нерасчлененность (синкретичность), антропологизм, отождествление реального и фантастического, материального и идеального, естественного и сверхъестественного, стремление к описанию, а не объяснению.

С развитием человеческого общества, с формированием развитой способности сознания к абстрагированию, к обобщению формируется на основе мифологического мировоззрения религиозная картина мира, которая прежде единый мир делит на два: "этот" и "тот", "посюсторонний" и "потусторонний", естественный и сверхъестественный. Отличительной чертой религиозной картины мира является вера в наличие сверхъестественного существа, в развитых монотеистических религиях им является Бог. Бог выступает творцом и законодателем мира. В стремлении к царству Божию, с точки зрения религиозной картины мира, состоит смысл и цель человеческого существования.

Мифологическая и религиозная картина мира составляют неотъемлемый компонент общечеловеческой культуры.

Литература для самостоятельной работы

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Часть II. - М.: Политиздат, 1989.

2. Мир философии: Хрестоматия. - М., 1991.

3. Радугин А.А. Философия. – М.: Центр, 1998.

4. Философия. Учебное пособие для вузов. В 2-х ч. Часть 1. - М.: Юрист, 1996.

5. Философия: Учебник для вузов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

[1] Швейцер А. Культура и этика. М., 1973. - С.82.

[2] Гомер. Илиада. М.,1982. С.304.

[3] Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. - С.148.

[4] Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1988. - С.205.

По мнению Тейяра, субстанцией является Бог, который есть та исходная точка, от которой начинаются и к которой сходятся все реальности бытия. Бог настолько растворен в мире, что весь мир есть не что иное, как Божественная Среда.

Французский мыслитель отказывается от традиционного христианского деления бытия на божественную и земную реальности. В его картине мира господствует всеобщая одушевленность материи. Все атомы, электроны, другие элементарные частицы имеют общую основу - "искру духа". Поэтому материальные образования имеют духовную компоненту, или "радиальную энергию", которая обуславливает развитие материи.

Концепция Тейяра основывается на принципе развития, утверждая, что мир постоянно изменяется от простого к сложному, от низшего к высшему.

Черпая данные из астрономии, физики, биологии, археологии, мыслитель показывает, что в естественной истории существуют "скачки" как переходы к новому качеству, как критические точки состояний, через которые последующий этап эволюции отрицает предыдущий.

Основными критическими точками процесса развития мира (космогенеза) выступают следующие этапы:

неорганическая природа ("преджизнь"),

органическая природа ("жизнь"),

духовный мир ("мысль"),

Бог ("точка Омега").

Атомы породили неорганические молекулы, а затем "мегамолекулы". Из этих молекул благодаря совокупности внутренних и внешних условий зародились живые клетки - новая форма существования материи. С точки зрения Тейяра де Шардена жизнь никогда не является аномалией, случайностью, она порождается закономерно.

В космогенезе биологическая эволюция играет важнейшую роль, однако решающее значение Тейяр отдает возникновению и развитию человека, который занимает совершенно исключительное место в мироздании. Именно на этом этапе возникает высшая форма развития бытия - мысль, сознание, духовность: «Изменение биологического состояния, приведшее к пробуждению мысли, не просто соответствующая критическая точка, пройденная индивидом или даже видом. Будучи более обширным, это изменение затрагивает саму жизнь в ее органической целостности, следовательно, оно знаменует собой трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты"[3]

До появления человека, по мнению Тейяра, явления мира были разобщены. Высший синтез существующего стал осуществлять человек через свою деятельность. Деятельности человека обязана своим появлением новая сфера бытия - сфера духа, или ноосфера - мыслящий пласт Земли, продукт гоминизации, очеловечения бытия.

Представление Тейяра о "точке Омега" как центре Вселенной рационально обосновывает идею монотеизма (единобожия).

Следующая задача, которую ставит себе Тейяр де Шарден в описании представляемой им картины мира, - придать монотеизму христианский характер, обосновать идею о том, что Богочеловек - Иисус Христос - обладает универсальными и космическими атрибутами, благодаря которым он выступает как личностный центр Универсума.

От этого центра начинаются и к нему сходятся все пути эволюции. Вокруг Христа происходит развитие не только Земли и человека, но и звезд, других планет: Сириуса, Андромеды и т.д. Поэтому Христос представляется органическим центром всего Универсума, всей Вселенной. В нем сходятся все линии мира, через него созидается материя и дух, в нем выражается вершина творения. Вся Вселенная, как утверждает Тейяр де Шарден, представляет собой не что иное, как тело Иисуса - Божественную среду. Все члены этого тела взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

Нетрудно видеть, почему католическая церковь не принимает идей Тейяра де Шардена: его концепция Космо- и Христогенеза означала переход на позиции пантеизма, растворение Бога в природе, современный вариант идей Спинозы, а пантеизм осужден церковью. Тем не менее учение Тейяра де Шардена выступает как разновидность именно религиозной картины мира.

Завершая разговор о религиозно-христианской картине мира, следует подчеркнуть, что христианство выдвинуло ряд острых вопросов, связанных с пониманием человеческого существования, обратило особое внимание на развитие внутреннего мира личности, ее души. В частности, христианство впервые поставило проблему равенства людей (правда, в форме равенства всех людей перед Богом). Вместе с тем религиозная картина мира нередко уводит человека в иллюзорный мир, отдаляет его от реального решения конкретных проблем.

Важно заметить также, что религиозная по форме картина мира никогда не может быть последовательной и единственной в сознании человека, ибо личность вряд ли может добиться успеха, если руководствуется лишь иллюзорными представлениями.

Поэтому наряду с иллюзорно-фантастическими представлениями религиозная картина мира включает в себя и реалистические взгляды на окружающую реальность. Влияние религиозной картины мира резко возрастает в периоды социальных и нравственных кризисов, в обстановке неуверенности и страха. Потеря прежних идеалов и жизненных ориентиров, отчуждение, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, деградация культуры - все это реалии современной России, которые создают благоприятные условия для оживления религиозного сознания россиян.

Вместе с тем религиозная картина мира - это неотъемлемое достояние человеческой культуры, и общество, которое сознательно вписывает себя в общемировую историю, неизбежно к такой картине мира обращается, тем более, что историческая память развитых народов в качестве существенного компонента включает компонент религиозный. По крайней мере, знакомство с религиозной картиной мира в ее православно-христианском варианте есть свидетельство общей культуры будущего офицера-химика, оно же помогает ему и лучше осознать и понять отечественную историю.

Краткие итоги.Мировоззрение как особая часть общественного и индивидуального сознания представляет собой наиболее общие представления о мире, о закономерностях его развития, о человеке и месте человека в мире. Гносеологическую составляющую мировоззрения образует картина мира.

Исторически первой в сознании человека формировалась мифологическая картина мира, отличительными чертами которой были нерасчлененность (синкретичность), антропологизм, отождествление реального и фантастического, материального и идеального, естественного и сверхъестественного, стремление к описанию, а не объяснению.

С развитием человеческого общества, с формированием развитой способности сознания к абстрагированию, к обобщению формируется на основе мифологического мировоззрения религиозная картина мира, которая прежде единый мир делит на два: "этот" и "тот", "посюсторонний" и "потусторонний", естественный и сверхъестественный. Отличительной чертой религиозной картины мира является вера в наличие сверхъестественного существа, в развитых монотеистических религиях им является Бог. Бог выступает творцом и законодателем мира. В стремлении к царству Божию, с точки зрения религиозной картины мира, состоит смысл и цель человеческого существования.

Мифологическая и религиозная картина мира составляют неотъемлемый компонент общечеловеческой культуры.

Литература для самостоятельной работы

1. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. Часть II. - М.: Политиздат, 1989.

2. Мир философии: Хрестоматия. - М., 1991.

3. Радугин А.А. Философия. – М.: Центр, 1998.

4. Философия. Учебное пособие для вузов. В 2-х ч. Часть 1. - М.: Юрист, 1996.

Биография французского ученого П. Тейяра. Основные положения эволюционной концепции. Ключевой тезис Шардена – "Вселенная – божественная среда". Критический взгляд церкви на его теории. Современный взгляд на сильные и слабые стороны эволюционного космизма.

Рубрика Философия
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.02.2014
Размер файла 50,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ПГУ им. Т.Г. Шевченко

Христианский эволюционизм П. Тейяра де Шардена

Исследовал: Поимцев Р.С.

Отделение социологии 103

Шарден был новатором, оставившим богатейшее наследие и множество последователей, и его учение зрительно будет удобно рассмотреть по следующим пунктам:

Каковы же основные черты учения Тейяра?

Что нового внес он в христианскую философию?

В чем правы и в чем неправы его критики?

И, наконец, -- какова ценность Тейяра для современного религиозного сознания?

1.1 П. Тейяр де Шарден - христианин и ученый (биографическая справка)

Чтобы лучше понять особенности и корни тейярдизма, необходимо хотя бы вкратце коснуться жизненного пути этого французского ученого.

Одиннадцати лет Пьер поступил в коллеж Общества Иисусова, а когда через семь лет окончил его, у него созрело решение стать членом Общества. В 1899 г. начинается его * послушничество, и через два года он приносит иноческие обеты. (Teilhard de Chardin P. Construire la Terre. P., 1958. P 133)

Став монахом, Тейяр продолжал свое образование, получил ученую степень. Руководители Общества поощряли его занятия естественными науками. Экспедиция в Египет окончательно определила его выбор. На всю жизнь он останется страстным геологом и палеонтологом.

Однако мысли Тейяра было тесно в рамках узкой специализации. Его влекли широкие обобщения. Работы Тейяра в области палеонтологии тесно соприкасались с проблемами происхождения человека, и ученый постоянно возвращался к этой волнующей загадке. Дружба с аббатом Анри Брейлем (1877-1961), ведущим французским палеоархеологом, помогла ему встать на позиции эволюционной теории.

Васман, как и Тейяр, был католиком; католиком же был и Гуго Обермайер (1876-1946), профессор Парижского института по изучению доисторического человека, который недвусмысленно отстаивал эволюционизм. Говоря о библейском сказании, он справедливо сравнивал его не с научными данными (ибо Писание не претендует быть научной книгой), а с космогониями древних народов. Гуго отмечал, что, признавая величие личного деяния всемогущего Бога, результатом которого является происхождение мира в понимании наших предков, мы не должны забывать, что библейское сказание не рисует вовсе исторического хода создания мира. В нем акт творения разделен лишь на чисто внешних основаниях на шесть моментов, соответствующих неделе с ее шестью рабочими днями и днем отдыха. В естественно-историческом же смысле суть творения в Библии не отражена вовсе, что объясняется просто: на протяжении тысячелетий оно просто бы оставалось непонятым. Сам же Обермайер видел процесс творения неотделимым от эволюции простых форм жизни к более сложным, при чем этот переход на следующую ступень он видел инсценированным свыше. Сам Бог-Творец толкал механизм развития биологических видов к их кульминации - появлению человека.

Таким образом, Тейяр не был первооткрывателем христианского трансформизма. Он лишь углубил связь идеи развития с религиозной картиной возникновения мира.

Название главной книги Тейяра не случайно. В ней он как бы сразу отстраняет от себя роль умозрительного философа или богослова. Он хочет говорить только о явлениях, только о феноменах.* (См.: Тейяр де Шарден П. Феномен человека М., 1965, стр. 31.). Этим он ставит себя в положение ученого, строящего гипотезы на основании фактов.

Какова же основная интуиция Тейяра? Ее легко обнаружить, ибо он силится выразить ее во всех своих произведениях. Суть его интуиции -- видение мира как живого организма, пронизанного Божеством и устремленного к совершенству. Воплощением этого тяготения и является эволюция Вселенной, на вершине которой стоит человек. У корней эволюции он видит творческие силы, которые как бы свернуты, скрыты, и разворачиваются постепенно в ходе развития. Но когда в лице человека эволюция достигает критической точки, начинается объединение, конвергенция: мир устремляется к высшему Синтезу. Эта схема развития (единство, дифференциация, синтез) восходит к Гегелю и была раскрыта Вл. Соловьевым*. (См.: Соловьев Вл. С. Философские начала цельного знания// Собр. соч. СПб., 1911. Т 1. С. 250-406.) Но Тейяр придал ей особую биологическую и космическую окраску, так как естествознание подтверждает ее с исключительной наглядностью.

В разделе критики я коснусь второй неясности, которую можно справедливо отметить в эволюционной концепции Тейяра.

Эволюционный путь бытия глазами иезуита-естествоиспытателя

Когда Тейяр говорит об эволюции, он утверждает, что она больше не гипотеза, как ошибочно считают большинство непосвященных в природу нынешних дискуссий в биологии людей*. (*см. Тейяр де Шарден П. Феномен человека с. 137, 140). И потому не следует рассматривать приводимый ученым механизм развития и становления вселенной за очередной оригинальный проект. В его концепции существует строгая, проверенная годами опытов, научная позиция, которую Шарден представляет с высокой наглядностью.

Но где тот предел, тот высший, божественный предел, к которому уходит этот необъятный ствол, и какова роль человека на пути этих незримых могущественных сил, которые наверняка в шестой день творения связали с ним свои таинственные ожидания?

Бог проявляет Себя постоянно, но наивысшее и наиболее могущественное воздействие Его на тварь осуществляется через Христа. Вознесенный над миром, Он пронизывает мироздание. Однако этот универсальный, космический Христос неотделим от Христа исторического -- Иисуса Назарянина. Церковь, основанная Им, есть великая планетарная сила. Христианство, провозглашая примат любви, является главным стержнем, способным послужить единству человечества; оно есть сфера, где могут соединиться воля людей и воля Божия. Оно есть энергия, питающая истинный прогресс.

2.1 Критический взгляд: церковь выступает против

Претензии были сформулированы свящ. Буфеевым по следующим пунктам.

1. Об эволюционном происхождении мира

2. Об эволюционном происхождении человека

3. Эволюция и первородный грех

Ну и наверное самым возмутительным обстоятельством для христианского мира стало то, что понятие о первородном грехе, ключевое в церковном вероучении, напрочь отсутствует в эволюционной теории Тейяра де Шардена.

Рассказываем о священнике-иезуите, который проповедовал теорию эволюции и вдохновлял физиков и фантастов.

Недавно мы уже рассказывали о философии космизма, в рамках которой возникла теория ноосферы. Пришло время поведать о самом значимом зарубежном представителе этого течения — французском мыслителе Пьере Тейяре де Шардене, который сумел соединить в своей философии религиозные догматы с эволюционной биологией. Интригующе, правда?

Ещё по этой теме :

Пьер Тейяр де Шарден родился в конце XIX века в замке Сарсена близ Клермон-Феррана на юге Франции, учился в иезуитском колледже, вступил в орден и был рукоположен как священник.

Самое меньшее, что можно ожидать от католического монаха — это рассказов о космической эволюции. Привыкайте, это же Тейяр де Шарден. Его трактат, посвящённый теории эволюции, проникнут христианским мистицизмом и основан на вере в трансцендентное. Но церковь всё равно посчитала его идеи пантеистическими и близкими к атеизму, наложив запрет на публикацию.


Иезуиты всегда были орденом, тесно связанным с образованием — в течение долгого времени иезуитские школы считались одними из самых престижных для аристократии. Однако Тейяр де Шарден выделялся из прочих своей беспрецедентной любовью к науке. Он и не думал отрицать эволюцию — он её в буквальном смысле обожествлял.

Археология и палеонтология

Там же он сделал свое главное палеонтологическое открытие, став одним из первооткрывателей синантропа.

Анализируя ископаемые и геологические находки, и на их основе делая выводы о том, как в наших дальних предках зарождается разум, иезуит-палеонтолог приходил в такой восторг, словно присуствовал при сотворении Адама. Шарден не отрицал, что человеческие ощущения и переживания, включая спиртуальные — результат работы нервной системы и мозга. Однако в том, как зарождается и усложняется сознание, он, как и в естественном отборе, видел направленный замысел и принцип.


Теология

Будущее развитие, как эволюционное, так и религиозное, Шарден видел в превращении человечества в единый духовный сверхорганизм.

По мнению Шардена, с христианством лучше всего согласуется идея коллективного спасения, а не индивидуального. За эту убеждённость в общей одухотворённости всего живого церковь обвиняла его в пантеизме. Церковь всегда разделяла дух и материю, настаивая на греховности плоти. Шарден же здесь не видел проблемы, считая, что материя — это форма существования энергии.

Это явление закономерно для всей планетарной эволюции, в которую включается человек. Самое удивительное, что на человеке процесс развития не заканчивается.

Это может быть интересно :

В этой точке, которую он по последней букве латинского алфавита называет Омегой, случится великое объединение исторического и трансцендентного, Парусия. После этого категории материального и духовного, реального и нереального перестанут иметь значение, а все сознания людей сольются во всеобщей синергии дифференцированного единства.

Отражение в культуре


Мечта о слиянии

Массовая культура так охотно подхватила идею Шардена благодаря архетипическим страхам и надеждам. Наш разум — сложнейший инструмент адаптации, продуктом которого является самосознание. Всякая личность на верхнем уровне потребностей стремится к пониманию и контакту, потому что в полной мере актуализируется через чужое восприятие. В то же время, само наличие сознания обрекает индивида на одиночество. Развитие эмоционального интеллекта и выстраивание тёплых отношений с другими людьми помогают в бытовом плане. Однако это не решает фундаментальную проблему невозможности разделить уникальный опыт какого бы то ни было переживания.

Представление о посмертном бестелесном существовании в большинстве религий подразумевает встречу с другими людьми, в том числе умершими: это максимизация идеи о том, чтобы быть финально понятым и принятым.

Поэтому современная философия всё чаще обращается к проблеме Другого.

Христианский эволюционизм Тейяра и религиозная концеп­ция эволюции, которая была изложена в главе пятой, имеют не­мало общего. Поэтому автор счел необходимым особо остановить­ся на основных положениях тейярдизма, чтобы рассмотреть сле­дующие вопросы: вводит ли Тейяр в своих основных принципах какие-то особые новшества? Каковы главные черты его системы? В чем правы и в чем не правы его критики? И наконец, что дает тейярдизм современному христианству?

Тейяр де Шарден всегда делал ударение на взаимосвязи всех наук. Он мечтал о некой сверхнауке, координирующей все отрасли знания ( GrenetP . Teilhard de Chardin . Raris , 1961. P . 117). По его

Атеистические критики Тейяра изображают этот подход как нечто неслыханно новое, возникшее из желания преодолеть конф­ликт знания и веры (См.: Бабосов Е. Тейярдизм: попытка синтеза науки и христианства. Минск, 1970. С. 172). На самом же деле в этом отношении модернистичен у Тейяра главным образом язык.

Идеал целостного знания уже многие века притягивал чело­веческое мышление. К нему стремились еще древнегреческие фи­лософы, особенно Аристотель. И на уровне науки своего времени Аристотель достиг очень многого. Второй синтез, уже христиан­ский, был осуществлен св. Фомой Аквинатом на основе опыта Аристотеля. Впрочем, Фома вынужден был резко разграничивать научные и религиозные сферы, чтобы наука могла свободно раз­виваться. Поэтому в дальнейшем вместо синтеза стала усили­ваться дифференциация областей знания.

*) Не смешивать с теософией оккультистов.

Следует заметить, что Васман, как и Тейяр, был католиком. Католиком же был Гуго Обермайер (1877—1946), профессор Парижского института по изучению доисторического человека, который откровенно поддерживал эволюционизм. Говоря о библей­ском сказании, он справедливо сравнивал его не с научными дан­ными, а с космогониями других народов.

«Оно, — писал Обермайер, — величественно в своей простоте и поражает силою и красотою выражения. В нем происхождение мира является деянием личного, Всемогущего Бога. Ни один куль­турный народ древности не создал ничего могущего быть при­равненным к этой возвышенной космогонии. Но, признавая ее ве­личие, мы не должны забывать, что библейское сказание не рисует вовсе исторического хода создания мира. В нем говорится о том, что все существующее в данную геологическую эпоху, все растения и животные, были созданы Всемогущим Творцом. Акт творения разделен лишь на чисто внешних основаниях на 6 моментов, со­ответствующих неделе, с ее шестью рабочими днями и днем отды­ха. Таким образом, о происхождении мира, в естественноистори­ческом смысле этого слова, в Библии мы не находим ни малей­шего намека; в такой форме, впрочем, изложение этого вопроса было бы фактически бесцельным, так как на протяжении тысяче­летий оно оставалось бы непонятным. Мы знаем теперь в общих чертах, каким способом произошло творение всего существующе­го. Многочисленные ряды органических форм развиваются с по­степенностью из более простых основных форм. Было бы круп­ною ошибкой пренебрегать высшими ступенями развития (то есть человеком) из-за того, что они произошли от низших, — то, что в этих высших формах составляет новое, является в них результа-

Эти слова были написаны в тот год, когда Тейяр был руко­положен в священники. Обермайер — член того же монашеского ордена, что и Тейяр, — суммировал основные принципы христиан­ского понимания эволюции. Тейяр лишь развивал дальше это понимание и стремился сделать его достоянием широких кругов.

Быть может, в этом признании священности тварного мира Тейяр отступил от христианства в сторону иных учений? Думать так — значит забывать об одной из существеннейших сторон Евангельского благовестил. Именно христианство, в отличие от спиритуализма, провозгласило освящение мира, в котором вопло­тился Богочеловек. Тщетно восточные ереси пытались исказить это учение, отрицая полноту человеческого естества во Христе. Церковь устами Халкидонского Собора утвердила благовестие о спасении твари и освящении плоти.

Правда, в истории христианства односторонний спиритуализм практически нередко брал верх. Но Халкидонский догмат оста­вался неизменной вехой, по которой новые поколения могли вы­равнивать свои пути (См.: Соловьев Вл. Великий спор и христиан­ская политика. Собр. соч. СПб., 1913. T . IV. С. 20 сл.). Именно то, что Христос был не Богом, принявшим облик земного существа, а реальным Богочеловеком, вознесло тварный мир до высочайших ступеней бытия. Он освятил Собою кровь и плоть, воздух и почву, небо и землю. Для буддийского святого живые существа — это собратья по страданию. Для св. Франциска и ветер, и солнце, и птицы, и звери — братья и сестры во Христе.

Таким образом, направленность Тейяра на материю, творчест­во. активность человека есть его черта, общая с основным пото-

ком христианской мысли. Однако для него все это стало объектом совершенно исключительного личного опыта. Можно даже сказать, что ему было дано особое откровение о Земле, откровение, кото­рого искали и жаждали многие до него.

Чем объяснить такую двойственность? По-видимому, не только тем, что человечеству до последнего мгновения оставлена свобода выбора , но и тем, что исторический процесс имеет двойст­венный характер. В нем постоянно борются и возрастают две противоположные тенденции. Один поток идет ко Христу, дру­гой — к антихристу. Еще библейские пророки, говоря о торжестве Бога на земле, предвидели возрастание злых сил в конце истории (символы Гога и Магога у пр. Иезекииля).

О возможности светлого конца истории еще здесь, на земле, учили древние христиане-хилиасты *) и многие из Отцов Церкви

*) Сторонники учения о Тысячелетнем Царстве Христове в конце истории.

Подводя итог, мы можем сказать, что эволюционизм, идея синтеза науки и религии, вера в ценность твари и материи и, на­конец, оптимистический финализм — все это было в достаточной

Остановимся теперь вкратце на основных этапах развития его идей и на важнейших принципах тейярдизма в связи с жизнью самого ученого.

В 1892 году Тейяр поступает в колледж Общества Иисуса, а когда через 7 лет оканчивает его, у него уже созрело решение вступить в Орден иезуитов. В 1900 году (в год смерти Вл. Соловь­ева) Тейяр уже новоначальный член Общества Иисусова, а через год приносит иноческие обеты. Тейяр продолжает свое образова­ние, получает ученую степень. Наставники благословляют его на занятие естественными науками. Так монах становится ученым. Он принимает участие в экспедиции в Египет, где его окончательно пленяют геология и палеонтология. Этим сферам науки он оста­нется верен до конца своих дней.

В 1911 году Тейяр принимает сан. Его работы в области пале­онтологии соприкасаются с проблемами антропогенеза. Его захва­тывает волнующая тайна происхождения человека. Дружба с аб­батом Анри Брейлем, ведущим французским палеонтологом, при­водит его на позиции эволюционного понимания антропогенеза.

рят переливающимся пламенем вселенских тайн. Он чувствует свою неразрывную связь с материей, страдает от ее разрушимости и непрочности и находит высшее ее утверждение в пронизывающем ее Духе.

В годы войны он уже много пишет, пытаясь выразить откры­вающееся ему видение мира. Демобилизовавшись, Тейяр получает дипломы по ряду отраслей естествознания, а в 1922 году защищает диссертацию по палеонтологии. С 1920 по 1923 год он преподает в парижском Католическом институте на кафедре геологии. В 1923 году происходит важнейшее событие в жизни Тейяра. Он оставля­ет преподавание и принимает участие в большой экспедиции в Азию.

С 1926 года жизнь Тейяра омрачают сложные отношения с Орденом. По мнению руководства, он стал переходить рубеж соб­ственно науки и углубляться в теоретические построения сомни-

тельного характера. Его эволюционизм казался им слишком прямо­линейным и опасным для богословия. Многие выражения Тейяра действительно были двусмысленными. Его слог поэта-ученого, не­сколько напоминающий слог Бергсона, не всегда способствовал точности и ясности мысли. Он любил смелые метафоры, но порой они могли вводить в заблуждение. Не желая вторгаться в бого­словскую область, он иногда не считался с ней, и его высказыва­ния приводили в смущение многих теологов. Ввиду всего этого Орден не дал ему благословения на преподавательскую работу и публикование философских трудов, хотя Тейяр в то время получил уже мировую известность и был избран членом французской Ака­демии.

У руководителей Ордена было слишком большое чувство от­ветственности, чтобы беспрепятственно дать распространяться уче­нию Тейяра в двусмысленной и соблазняющей форме. Для него это было мучительным испытанием. Но он вынес его как настоящий

Следует заметить, что и в самые критические годы Тейяр беспрепятственно выступал с докладами и печатал на ротаторе свои работы. Так что тем, кто упрекает Орден в подавлении сво­боды ученого, следовало бы обратиться к иным примерам для сравнения. Кстати, их же можно было бы спросить, почему книга Тейяра вышла в переводе на русский язык с пропуском главы о христианстве. И могли ли генетики в те же годы (1948—1950) вы­ступать с лекциями о хромосомной теории? Однако многие като­лики и по сей день смотрят на тейярдизм отрицательно. Такую же оценку получил Тейяр и со стороны известного православного фи­лософа о. В. Зеньковского. Мы будем говорить об их возражениях, рассматривая основные пункты системы Тейяра.

Какова же основная интуиция Тейяра ?

Ее легко обнаружить, ибо во всех своих произведениях он силится выразить ее. Суть его интуиции — видение мира как жи­вого организма, пронизанного Божеством и устремленного к совер­шенству. Воплощением этого тяготения и является эволюция универсума, на вершине которой стоит человек. У корней эволю­ции он видит творческие силы, которые как бы свернуты, скрыты и разворачиваются постепенно в ходе развития. Но, когда в лице человека эволюция достигает критической точки, начинается объе­динение, конвергенция: мир устремляется к высшему Синтезу.

Эта схема развития (единство, дифференциация, синтез) вос­ходит к Гегелю и была позднее раскрыта Вл. Соловьевым (Собр. соч. T . I . С. 250). Но Тейяр придал ей особую биологическую и космическую окраску, так как естествознание подтверждает ее с исключительной наглядностью.

органическим (а не механическим) взаимопроникновением эле­ментов.

Как мы видели (гл. 5), сам факт возрастания сложности и стремления организмов к совершенству есть свидетельство в поль­зу направленности эволюционного процесса. Тейяр указывает и на тупики эволюции (закон Долло), к которым приводит узкая спе­циализация организма. А в центральном стволе, говорит он, «от одного зоологического пласта к другому что-то безостановочно рывками развивается и возрастает в одном и том же направлении.

Бог проявляет Себя постоянно, и один из высочайших призна­ков Его проявления — это христианство. Оно оказывается могу­щественной планетарной силой, единственно способной в настоя­щее время объединять человечество для достижения космической цели Бога.

Сосредоточивая свое внимание на будущем человека и Вселен­ной, Тейяр отнюдь не был отвлеченным мыслителем. Его подлинно христианский оптимизм заражен неистощимой созидательной

В этих словах выражено упование, на котором зиждется вера Библии, ибо для нее смысл истории заключен в движении к Цар­ству, где Бог будет всем во всем.

Что же дает учение Тейяра де Шардена современному хрис­тианскому сознанию?

1. Своим пониманием Церкви как творческого начала в совре­менном обществе Тейяр способствует разработке положительного идеала для христиан наших дней. Он указывает на любовь к Богу как на ведущую силу эволюции ноосферы. Она неразрывно связана с любовью между людьми, с активным преодолением зла и раз­делений в мире. Тейяр учит нас любовному отношению к миру. Вместо враждебного неприятия, он предлагает идти к нему с про­поведью Христа, но проповедью действенной. Его светлый взгляд на будущее обнаруживает в нем веру, которой нужно учиться всем. В противовес мрачной безнадежности, которая смирилась с обре­ченностью мира, Тейяр с упованием смотрит вперед, призывая людей к положительному деланью. Силы регресса не пугают его, не вызывают в нем покорного и пассивного отношения к действи­тельности. Его личный религиозный опыт есть драгоценная жем­чужина христианства.

2. Тейяр своим научным синтезом помогает возникающему диалогу между христианами и нехристианами. Для многих марксистов христианство понятно и даже приемлемо именно в форме тейярдизма.

3. Синтез Тейяра вносит свою лепту в построение целост­ного христианского миросозерцания. Те же его стороны, которые спорны и неясны, вполне можно раскрыть, развить, уточнить, дополнить.

Таким образом, хотя система о. Пьера Тейяра де Шардена и имеет черты ограниченности (как и все, что делает человек), она тем не менее нужна нам, как нужна и сама личность этого инока- ученого и пророка-гуманиста.

Читайте также: