Общество и природа общество и культура кратко

Обновлено: 16.05.2024

На экзамене проверяются дидактические единицы: понятие природы; понятие материального мира; взаимодействие природы и общества; взаимодействие общества и культуры.

Словарь основных терминов (понятий) с комментариями

Природа — одна из наиболее общих категорий науки и философии. Обычно под природой понимается естественная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом. Если в обществе действуют люди, наделенные сознанием и волей, то в природе действуют слепые, бессознательные силы.

Природа всегда влияла на жизнь общества, замедляя или ускоряя его развитие. Так, первые очаги цивилизации возникли в долинах рек, благоприятных для земледелия. Природный фактор повлиял на занятия и общественный строй, характер и образ жизни людей.

Взаимосвязь природы и общества может быть гармоничной и конфликтной. Так, деградация природной среды (загрязнение атмосферы, водоемов, вырубка лесов и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, исчерпаемости ресурсов.

Общество и природа оказывают друг на друга значительное влияние и в этой взаимосвязи природы и общества заключается основа единства мира.

Общество в широком смысле слова определяют — это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Культура — совокупность норм, ценностей, традиций, выработанных человеком в результате своей деятельности. Деятельность объединяет понятия общество и культура. В отечественной культурологии культуру рассматривают как продукт деятельности общества, а общество — как субъект этой деятельности. Общество и культура не соотносятся как целое и часть, они взаимопроникают, и поэтому общественные отношения являются критерием уровня культуры общества и человека, а содержание культуры определяется развитием общества и человека как субъекта деятельности. Человек не рождается культурным, он им становится в обществе. Но человек выступает и творцом культуры. Следовательно, человек, как существо социальное (общественное), — продукт культуры, с одной стороны, с другой — ее творец.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Общество как объективное явление можно рассматривать как минимум с двух точек зрения – с философской и с социологической.

В философском смысле имеется в виду ЧЕЛОВЕЧЕСТВО в целом.

В широком социологическом смысле общество (социум) – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает способы взаимодействия людей и формы их объединения.

В более узком смысле обществом называют любую совокупность форм совместной деятельности человеческой группы (например, общество защиты природы).

— материальные потребности удовлетворяет экономи­ческая сфера;

— потребность в контактах, общении с другими людь­ми, взаимодействии — социальная;

— потребность в организованности, безопасности, за­коне, правопорядке — политическая;

— потребность всамореализации, самоутверждении, нравственном совершенствовании; наука, искусство, об­разование — духовная.

Все эти сферы взаимосвязаны. Каждая из них присут­ствует так или иначе в других, но при этом не теряет сво­ей основной функции. В различные периоды жизни обще­ства та или иная сфера могут быть определяющими.

Черты общества как системы: 1) целостность; 2) на­личие и взаимосвязь элементов; 3) качественная опреде­ленность, т. е. отличие данной системы от других си­стем; 4) наличие коммуникаций — отношений и связей между элементами системы.

Общество рассматривается как динамичная система, т.есистема, способная, серьезно изменяясь, сохранять свою сущность и качественную определенность.

Признаки общества как динамичной системы: 1) са­модостаточность; 2) способность к самовоспроизводству; 3) способность к изменениям, саморазвитию как отдель­ных элементов, так и общества в целом.

Общество и природа. Общество и культура

Природа— одна из наиболее общих категорий науки и философии. Обычно под природой понимается есте­ственная среда обитания человека и общества, имеющая качественную специфику в сравнении с обществом. Если в обществе действуют люди, наделенные сознанием и во­лей, то в природе действуют слепые, бессознательные силы.

Природа всегда влияла на жизнь общества, замедляя или ускоряя его развитие. Так, первые очаги цивилиза­ции возникли в долинах рек, благоприятных для земле­делия. Природный фактор повлиял на занятия и обще­ственный строй, характер и образ жизни людей.

Взаимосвязь природы и общества может быть гармо­ничной и конфликтной. Так, деградация природной сре­ды (загрязнение атмосферы, водоемов, вырубка лесов и т. д.) ведет к ухудшению здоровья людей, проблеме нехватки ресурсов.

Общество и природа оказывают друг на друга значи­тельное влияние и в этой взаимосвязи природы и обще­ства заключается основа единства мира.

Культура— совокупность норм, ценностей, традиций, выработанных человеком в результате своей деятельно­сти. Деятельностьобъединяет понятия общество и куль­тура. В отечественной культурологии культуру рассматри­вают как продукт деятельности общества, а общест­во — как субъект этой деятельности. Общество и культура не соотносятся как целое и часть, они взаимопроникают, и поэтому общественные отношения являются критерием уровня культуры общества и человека, а содержание культуры определяется развитием общества и человека как субъекта деятельности. Человек не рождается куль­турным, он им становится в обществе. Но человек вы­ступает и творцом культуры. Следовательно, человек, как существо социальное (общественное), — продукт культу­ры, с одной стороны, с другой — ее творец.

Культурные унивесалии –черты и формы, присущие любой культуре (язык, семья)

Социальные институты.

Основные сферы деятельности общества:

1) В экономической сфере производятся основные средства существования и, поэтому, названная сфера выступает фундаментом общества.

2) Политическая сфера– это сфера управления обществом.

3) В социальной сферерешаются различные вопросы помощи населению и оказания услуг (пенсии, пособия, образование, профессиональная подготовка и т.д.).

4) В духовной сфереразвиваются искусство, культура, решаются вопросы религии и т.п.

Социальные институты– совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений(семья, производство, государство, образование, религия); базовые элементы, на которых строится общество. Их предназначение – удовлетворять основные (фундаментальные) жизненные потребности общества.

Можно назвать четыре основных (фундаментальных) жизненных потребностей общества,которым соответствуют социальные институты:

- потребности в воспроизводстве людей (институт семьи);

- потребности в добывании средств существования (экономические институты – производство, распределение и потребление);

- потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

- потребности в решении духовных проблем, разработке и передаче новых знаний, воспитании подрастающего поколения (духовные институты в широком смысле, т.е. включая науку и культуру).

Можно встретить и еще одно определение социального института,а именно как совокупности общественных норм поведения(норма – модель, вариант поведения), воплощения определенных привычек в поведении, образа мысли и образа жизни, передаваемых из поколения в поколение, меняющихся в зависимости от обстоятельств и служащих орудием приспособления к ним.

  1. Многообразие путей и форм общественного разви­тия. Типология обществ.

Социальные изменения –переход социальных объектов из одного состояния в другое.

Основные формы социальных изменений:

Реформа –усовершенствование сфер общественной жизни без уничтожения фундаментальных основ общества. Имеет характер постепенных преобразований.

В современных условиях реформа и революция противопоставляются практике перманентного(беспрерывного) реформирования – инновация,т.е. нововведения, улучшения, связанные с повышением возможностей.

Модернизация –процесс изменения в соответствии с современными требованиями и нормами.

Революция– глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (например, социальная революция, а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

Этапы становления общества:

1. Человеческое стадо – первый коллектив людей (поведение схожее с высшими социальными животными)

2. Усложнение общества, связанное с усложнением трудовой деятельности (появление обычаев, табу – строгих запретов, влияние тотемов)

3. Переход от присваивающего к производящему хозяйству.

4. Переход к оседлому образу жизни.

5. Увеличение численности людей, необходимость управления жизнью общества – зарождение государственности.

6. Создание ценностей, передающихся из поколения в поколение (язык, мораль, искусство, религия).

Существуют разные подходы критериям типологии общества:

  1. Дописьменные и письменные.
  2. Локальные цивилизации (Китай, Египет)
  3. Социально-экономические формации.
  4. Цивилизации
  5. По уровню развития (развитые, развивающиеся, отсталые).

Наиболее распространенными являются формационный и цивилизационный подходы.

Культура и природа

В проблеме соотношения культуры и природы существует две точки зрения. Согласно первой человек не зависит от природы, состоит в натуральной связи с ней. Согласно другому подходу культура – это природа, осваиваемая человеком.

Взаимосвязь культуры и природы

Культура не устраняет значение природы для человека, не ликвидирует его отношение к ней, а сама выступает как специфическая для человека форма его связи с природой. Культура проявляется, прежде всего, в человеческом отношении к природе, возникающем в ходе истории.

Природа представляет собой исходный пункт человеческого развития. Предшествуя культуре во времени, она тем самым является постоянным и необходимым условием существования культуры. Природа является исторически самым ранним объектом культуропреобразующего воздействия, и не только как окружающий мир, но и как природная сущность самого человека.

Таким образом, человека можно рассматривать и как продукт самой природы — биологической эволюции, и как продукт культурной эволюции, причем в большей степени, чем первой. Разум — вот то эволюционное достижение, которое дает человеку коренное преимущество перед другими животными. Человек выступает единственным носителем сознания, который достиг уровня мысли.

Эволюция взглядов на проблему взаимосвязи природы и культуры

Процесс перехода от биологических закономерностей развития человека к культурным длился около 1,5 млн. лет и завершился появлением Homo sapiens – человека современного (35-40 тыс. лет назад). Начался процесс производственной деятельности по изготовлению искусственных орудий труда, передача необходимой для выживания информации, использование языка как способа негенетического кодирования этой информации и общения. Осваивались социальные отношения в организации существования человека, т. е. человек включился в новую стадию эволюции. Движущими силами этой эволюции стали коллективные творческие возможности человека, которые существуют и развиваются посредством культуры.

В сознании первобытного общества существовал неразрывный образ человека и природы. Процесс развития рационального мышления и выделения человека из природы долго не получал завершения в культурах Индии, Китая, Японии и других стран. Природа считалась одухотворенной.

В системе античного мышления природа представлялась как подвижное, изменяющееся целое, и человек при этом не противопоставлялся природе, а мыслился как одна из ее частей. Впервые проблема гармонии человека с природой как идеал достойного человеческого существования была поставлена античной натурфилософией.

В средневековье природа рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам человек, так как он в процессе творения был наделен божественным началом – душой. Кроме того, природа считалась и источником зла, которое человек пытался преодолеть или подчинить, при этом существовала борьба божественного начала – души с греховным природным началом – телом.

Однако природа мыслилась и как божественное творение, в котором сокрыто рациональное начало, что позволяло истолковывать познание природы как попытку раскрыть заключенный в ней божественный план. Такое понимание являлось предпосылкой для возникновения науки о природе – естествознания.

Антропоцентризм эпохи Возрождения поспособствовал выделению мира культуры из мира природы, которая рассматривалась как убежище от развращенной и порочной цивилизации, а переход человека от природного состояния к социальному является источником всех несчастий.

  • создание для людей материальных средств жизни;
  • воспроизводство самого человека, в том числе и как социального субъекта;
  • формирование общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности.

Вернадский был создателем учения антропокосмизма. В нем сущность природы (понимаемая как космическая) и деятельность человека в результате взаимодействия должны слиться в единую систему.

Глобальные проблемы человечества

В XX в. резко возросла эксплуатация природных ресурсов, что неминуемо привело к изменению природного баланса и мощному загрязнению окружающей среды. Мир сотрясают природные и транспортные катастрофы, непрерывные выбросы вредных веществ в окружающую среду. Это приводит к ухудшению ландшафта и структуры почв планеты, исчезновению многих видов растений и животных, разрушает и генофонд самого человека.

К глобальным проблемам относятся: продовольственная, энергетическая, ресурсная. По сути своей, они являются компонентами или последствиями экологической и демографической проблем.

Для преодоления всего комплекса ситуаций, связанных с действием глобальных проблем, необходимо изменить мировосприятие людей, воспитать homo globulis — человека всемирного. Этот человек должен придерживаться следующих принципов:

  • достижения союза всех сил на планете;
  • умеренности в потреблении материальных благ при безграничном росте потребностей;
  • установления теснейшего межчеловеческого общения.

1.Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Искренне благодарны всем, кто поделился полезной статьей с друзьями:

Культура и общество

Культура и личность

Культура и цивилизация.

Цивилизация – это тип общества в его историческом развитии и характеристика внутренней целостности и единства всех сфер и структур общественной жизни, с точки зрения особенностей, традиций и преемственности истории каждой группы наций и народов. В отличие от формации цивилизация характеризует коренное единство, близость народов и наций, относящихся к ней, подчеркивая специфические особенности их культур. цивилизацией называют:

Наличие и функционирование разумной жизни с ее технологией и культурой, что фиксирует взаимосвязь человека и космоса, биосферы и ноосферы;

Период жизни общества, пришедший на смену первобытным дикости и варварству, связанный, по мнению Ф.Энгельса, с появлением государств, центров производства и торговли, классового неравенства и появлением письменности.

Основные этапы всемирно-исторического развития, по которым можно определить степень развития того иного общества:1. доиндустриальный (традиционный);2.индустриальный(технотронный);3.постиндустриальный (антропогенный, информационный).Определенный культурно-исторический тип, характеризующий региональные особенности развития народов.

Без собственной уникальной культуры нет и цивилизации. Поэтому, как отождествление понятий “культура” и “цивилизация”, так и их противопоставление друг другу ошибочно. Благодаря различиям цивилизаций и присущих им культур становится возможен и необходим диалог культур.

Пессимистические представления об индустриальной цивилизации как враждебной человеку гигантской машине изложены О. Шпенглером в книге “Закат Европы”. Предвидя ее бурный рост уже после первой мировой войны, известный философ усматривал “фаустовски” разрушительную силу новой техники. Он выделил две особенности в развитии этой новой цивилизации:

1.Автоматизм – преклонение перед автоматической техникой может привести к подчинению всего естественного – “техника против человека”.

2.Отчуждение научных открытий от самой науки и полное ее безразличие к их последствиям.

“Цивилизация – это система социально-культурной общности с присущей ей совокупностью социально-экономических, культурных, духовных, психологических, организационных характеристик”. Цивилизация является одновременно и материальной основой культуры и ее модификацией в тех или иных конкретных обстояте главным критерием состояния культуры является культурный уровень самого народа, включающий целый комплекс показателей: культурную активность масс, положение интеллигенции, темпы развития различных видов культуры, а также – состояние традиционной народной культуры. Этот последний момент – народная культура, менее всего изучен в нашей литературе. Однако история свидетельствует о важности этого критерия в развитии культур. Так, в Киевской Руси при сплошной массе неграмотного населения уровень культуры был достаточно высок благодаря устному народному творчеству. Именно оно ярчайшим образом отражало национальное самосознание народа. Народная культура создавалась народом, чутко реагирующим на все коренные изменения в обществе. Так и сегодня общественные кризисы, тяжелое материальное положение, неуверенность в завтрашнем дне, потеря идеалов, разгул стихийного начала (“все дозволено”) – создает соответственное массовое настроение. В новой цивилизации остается ее основа – “золотой фонд” национальной “ученой” культуры и все незыблемое, вечное, ценное, непреходящее в народной: сказки, былины, ритуалы, народная медицина, формы народного спорта, обряды, игры, праздники и т.д. Этапы развития локальных цивилизаций различны. Например, Англия и Франция не пережили столь длительного и жесткого тоталитарного периода, как Германия и Россия. Истории также всегда была присуща неравномерность, несинхронность наступления даже сопоставимых исторических преобразований, различны и формы перехода от одного этапа локальной цивилизации к другому. Можно выделить три основные формы:

1. Постепенные, сравнительно незаметные эволюционные преобразования старого этапа, в ходе которых осуществляется переход к новому этапу цивилизации.

2. Более или менее быстрые реформы или серии реформ, утверждающих качественно новый этап цивилизации.

Революции, стремящиеся сменить эти этапы путем насилия.

Цивилизованность общества есть величайшая ценность культуры и также как и культура не допускает никакого насилия и террора. Там, где кончается свобода и начинается диктат, там кончаются как культура, так и цивилизованность. Ущербность попыток внедрить насилием новый тип цивилизации, построить его доказана всей историей человечества (Французская революция 1793 года путем террора и массовых казней уничтожила прежнюю дво

Морфология культуры.

МОРФОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ (греч. morphe — форма, logos — наука, учение, и лат. cultura — возделывание, воспитание) —

одна из основных наук о культуре.

Предметом её исследования выступает изучение типичных форм культуры, существующих в обществе самостоятельно и независимо от человека, будь то культурные традиции, общественные институты и другие формы бытия общества.

Считая развитие культуры обусловленным внутренними закономерностями общества, морфология культуры преимущественно на основе методов сравнения, аналогии и др. стремится выявить источники и факторы развития культур, стадии их существования — от зарождения той или иной культуры до её смерти.

Морфология культуры исходит из предположения, что переход культур с одной ступени на другую обусловливается внутренней силой, действующей в самой культуре.

В рамках культурологии морфологический подход имеет важнейшее значение, поскольку позволяет выявить соотношение универсальных и этноспецифических характеристик в строении определённой культуры.

Учение о внутренней структуре культуры, ее организационно-функциональном строении. Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратно материальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них (плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.

В своем рассуждении о морфологии культуры я исхожу из разработанной еще философами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования культуры на обыденную и специализированную и развернутой на этой основе уже в наши дни теории Э. Орловой, дифференцирующей культуру на функциональные блоки и прослеживающей каналы трансляции социально значимой информации между обыденной и специализированной культурами.

Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), но со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.

Я выделяю четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности (у Орловой — только три), представленью следующими областями социальной практики:

а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:
— хозяйственная культура (на специализированном уровне — экономика, торговля, финансы и т. п.; на обыденном уровне — домашнее и приусадебное хозяйство);
—правовая культура (специализированная —право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная — мораль, нравственность, общественное мнение);
—политическая культура (специализированная — государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная — межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);

Проблемы типологии культур.

Типология культуры (от греч. typos — отпечаток, образец и . логия, от греч. logos — слово, понятие, учение, вторая составная часть сложных слов, обозначающих некоторую область знания, науку) — определение типов культур по каким-либо основаниям, по общим признакам.

Действительный феномен культуры, как уже указано, бесконечная сложен, что и задаёт единственно возможную методологию (технологию) познания: субъект вынужден сам накладывать на культуру какие-либо ограничения, искусственно упорядочивать бесконечное многообразие, выделяя в нем некие аспекты, пространства, поля, сферы и ранжируя их по важности, значимости в данной ситуации, доступности, сложности, трудоёмкости и стоимости исследования и т. д. Только такое, в известной степени произвольное, ограничение многообразия позволяет выбрать некоторое начало познания, исследования.

Основа построения типологии культуры (признак) может выбираться как на уровне явлений культуры, так и на уровне сущности, а также в действительности культуры. Конкретный выбор основания классификации определяется познавательной ситуацией: научной школой или направлением, к которым принадлежит создатель типологии, в конечном счёте — действительными нуждами и проблемами, стоящими перед исследователем (обществом, которое он представляет).



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Общество и природа"

Существовали и существуют сейчас разные точки зрения по поводу взаимоотношений общества и природы.

Человек и природа составляют единое целое, считали древние греки. Природа совершенна, потому что гармонична. Если люди не хотят превратить свою существование в полный хаос, они должны стараться жить в согласии, гармонии с природой. Такое же отношение к проблеме было характерно и для многих восточных религиозных и философских систем.


Всё сотворено Богом: свет и тьма, небесные светила, вода и суша, животные и люди. Но только человек получил частичку Божественного разума - способность к творчеству. Он обладает душой, и поэтому возвышается над природой. Всё природное, не освещённое Божественным началом, греховно. Природу, в том числе и собственную телесную оболочку, нужно обуздать, подчинить своей воле. Такие идеи были широко распространены в средневековье. По крайней мере, в христианской Европе.

И в Новое время в западном мире природа зачастую воспринималась как косная, инертная сила. Человек должен был покорить её. Установлению господства над природой должна была помочь наука. Как раз в это время начинается революция в естествознании. Люди всё глубже приникают в тайны природы, познают законы, по которым она развивается. И учатся использовать это знания для собственных прагматических целей. Человек стал независимым от природы! Некоторым так и казалось.


Природа нашей планеты гораздо старше общества. Её история измеряется миллиардами лет. Ну, а история человечества насчитывает, максимум, несколько миллионов лет. Причём значительную часть этого времени общество находилось в первобытном, неорганизованном состоянии.


Человек - одно из ответвлений эволюции. Он не мог, да и сейчас не может, развиваться вне определённой среды. Причём среды достаточно уникальной по своим свойствам. В различных звёздных системах астрономы обнаружили достаточно много планет. Но ни на одной из них не нашли такой совокупности условий, которые могли бы привести к возникновению жизни. Вселенная бесконечна. Вероятно, где-то такие планеты существуют. И человечество когда-нибудь встретит братьев по разуму. А может быть, и не встретит.

Но что же такого уникального в природных условиях Земли? Судите сами. Нам повезло в следующем.


А наша атмосфера - это просто чудо! Она защищает жизнь на планете от убийственного влияния космоса, от солнечной радиации. Атмосфера позволяет поддерживать относительное температурное равновесие. Конечно, разница между самыми жаркими и самыми холодными местами на планете колоссальна. Самая высокая температура за всю историю наблюдений была в пустыне Лут, в Иране в 2005 году – 70,7 градуса Цельсия. Рекорд с противоположным знаком был зафиксирован в 2013 году на ледяном куполе Фудзи в восточной части Земли Королевы Мод в Антарктиде: -91,2 градуса. Но, во-первых, эти места находятся очень далеко друг от друга, в каждом конкретном районе разбежки не такие большие. А во-вторых, что вы скажете о Меркурии, например? Там перепад температур из-за отсутствия атмосферы составляет 600 градусов Цельсия: от + 427 до -173.


И потом, земная атмосфера почти на 80% состоит из азота. А он входит в состав практически всех живых организмов. В воздухе содержится около 20% кислорода. Это позволяет нам свободно дышать. Соединяясь с водородом, кислород образует воду - абсолютно обязательно обязательное для жизни природное вещество. Она является составной частью растительных и животных организмов. Мы с вами на 80% состоим из воды. В Мировом океане, в пресных водоёмах обитает множество рыб, других живых организмов. По самой распространённой версии, органическая жизнь зародилась именно в воде. И только потом вышла на сушу. Океан - колыбель всего живого, а значит, и человека.

Литосфера - верхняя твёрдая оболочка земного шара создаёт твёрдую основу поверхности. Отделяет нас от расплавленной магмы. В ней содержатся полезные ископаемые. А верхняя часть литосферы - почва. Особый органический слой, который создаёт необходимые условия для жизни растений.


Сфера существования живых организмов - биосфера. Она включает в себя верхнюю часть литосферы. Гидросферу. Нижние слои атмосферы. Приблизительно до 10 километров в высоту. Приспосабливаясь к различным условиям существования, на Земле живут около 500 тысяч видов растений и полутора миллионов животных. И только человек приспосабливается к особенностям природных условий, не изменяясь сам. Он создаёт искусственную среду обитания.


Влияет ли природное окружение на развитие человеческого общества. Безусловно!

Серьёзные изменения климата могут сделать невозможным дальнейшее проживание людей на той или иной территории. Или наоборот, возможным. После окончания ледниковой эпохи и начала глобального потепления человек освоил широкие просторы Центральной и Северной Европы, Северной Азии и Америки. А оттуда, где начались засухи и опустынивание - например, район теперешней Сахары - пришлось уйти. Губительное воздействие на развитие могут оказать стихийные бедствия: землетрясения, извержения вулканов. А если речь идёт о катаклизме космического масштаба, например, о падении на Землю крупного астероида, то под вопросом окажется существование всей человеческой цивилизации.

Природные условия определяют направление хозяйственной деятельности людей. Что станет основой их экономики? Земледелие, кочевое скотоводство, морские промыслы? Переход земледельцев к оседлому образу жизни подтолкнул развитие ремесла, торговли, городов. Благоприятный климат позволял выращивать несколько урожаев в год, получать излишки продукции. А это первый шаг к развитию имущественного неравенства, расслоению общества и появлению необходимости в государстве. Как особой системы управления, основанной на принудительной силе. Не случайно, первые цивилизации возникли в странах с тёплым климатом.


Можно проследить и зависимость формы политического устройства от природного окружения. Хотя она и не так очевидна. Первые государства везде были небольшими по размеру. Это логично. Они возникали на базе племенного объединения, жившего некоей ограниченной территории. Но в тех регионах, где развивалось ирригационное земледелие, очень рано возникли крупные централизованные государства. Древний Египет, Месопотамия, цивилизация долины Инда. Многие историки объясняют это необходимостью объединения усилий для поддержания в порядке оросительной системы. Каналов, плотин, дамб. Нужна была сильная, даже жёсткая власть. Чтобы организовать совместный труд, заставить действовать не только в личных, но и общественных, общегосударственных интересах. У правителей сосредотачивались такие полномочия, которые превращали их в деспотов. Их власть поддерживалась и авторитетом религии. На протяжении длительного времени - это был самый сильный авторитет.


А там, где природные условия позволяли вполне успешно вести хозяйство в рамках небольших коллективов, такие централизованные государства сложились достаточно поздно. Вспомним Грецию с её многочисленными полисами - городами-государствами. Их объединил под своей властью лишь Филипп Македонский. И система управления сложилась совсем другая. Были, разумеется, и здесь свои цари и тираны. И всё же преобладала не деспотия, а демократия. В своеобразной, непривычной для нас форме, но демократия.

Вероятно, развитие человеческого общества связано и с более глобальными физическими процессами. Теми, которые протекают в звёздных глубинах. Советский учёный, биофизик Александр Леонидович Чижевский доказывал, что на развитие биосферы, в том числе и социально-исторические процессы влияют циклы солнечной активности.


Годы солнечных бурь вызывают повышенное радиоактивное излучение. Психика людей находится в возбуждённом состоянии. Личные и общественные проблемы они склонны решать силовыми методами. А в период спокойного Солнца приходят годы мира и освобождения человечества от безграничных ужасов и страхов. В качестве примера можно привести некоторые факты. Пики солнечной активности приходились на 1848 год, 1917 - 1918, 1938 - 1939, 1990 - 1991 годы. Вспомните, какие исторические события приходятся как раз на это время.


Но, разумеется, было бы слишком просто все события человеческой истории объяснить исключительно влиянием климата или явлений космического масштаба. Действия людей определяются их личной волей, особенностями конкретного общества. Так, например, уровень рождаемости зависит не столько от естественной способности к деторождению, сколько от иных, чисто социальных факторов. Уровень экономического развития страны, занятость женщин в общественном производстве, их образование. Развитие медицины, религиозные традиции и многое другое.

К тому же постоянно растёт воздействие, направленное в обратную сторону. Человеческого общества на природу. Люди проводят воду в засушливые районы. Осушают заболоченные территории. Высаживают деревья. Выводят новые сорта растений и породы скота. Ликвидируют природные очаги страшных болезней.

Но чаще мы вспоминаем о неблагоприятных последствиях этого влияния. Истощение запасов природных ресурсов. Вырубка лесов. Загрязнение атмосферы, почвы, воды. Уничтожение животного и растительного мира. Влияние, хотя ещё и не совсем доказанное, на глобальные климатические процессы.



Читайте также: