Смольный собор интересные факты кратко

Обновлено: 02.07.2024

Смольный Воскресенский собор – одна из самых живописных построек Санкт-Петербурга и часть архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который создали по желанию императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра Великого.

Собор возводили на протяжении 87 лет, и это стало рекордно долгим сроком строительства

Описание собора, наружное убранство

Смольный собор является центром монастырского комплекса. С четырех сторон вокруг него выстроены церкви, а все пространство архитектурного ансамбля образует форму креста.

Описание Смольного собора в кратких фактах и цифрах:

  • автор проекта – Бартоломео Франческо Растрелли (Зимний дворец, Екатерининский дворец)
  • архитектурный стиль – барокко
  • дата основания – 1748 год
  • завершающие отделочные работы – 1835 год
  • высота собора – без малого 94 метра
  • количество куполов — пять
  • вместимость – около 6000 человек

Угловые церкви больше напоминают дворцовые сооружения. Они соединены между собой галереями двухэтажных жилых корпусов с ритмично повторяющимися арками в фасадах. Голубые стены под золочеными куполами, белокаменная лепнина придают сооружению торжественный вид.

История создания

До основания Санкт-Петербурга на левом берегу Невы, около ее излучины, располагалось старинное село Спасское. При Петре I, к 1725 году, на этом месте устроили большой Смольный двор, где хранили смолу и варили деготь для постройки судов.

Рядом с ним был выстроен дворец для дочери Петра Великого, Елизаветы, будущей императрицы, вошедшей на российский престол в 1741 году. Здесь она провела свои юные годы и здесь же впоследствии захотела учредить монастырь, в составе которого были бы храм, домовые церкви, колокольня и институт для девушек благородного происхождения. В 1744 году в Смольном дворце случился пожар, еще спустя два года его разобрали, а территорию расчистили для нового строительства.

В 1751 году, когда были завершены подготовительные работы и установлены фундаменты, началось непосредственное возведение собора, щедро финансируемое из государственной казны. Над воплощением проекта в жизнь ежедневно трудились тысячи солдат и мастеровых, строительство продвигалось достаточно быстро.

Но в 1757 году Россия вступила в Семилетнюю войну, что потребовало отвлечения финансирования на военные нужды. Строительные работы замедлились, а после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году и вовсе прекратились.

Архитектура Смольного собора

Франческо Растрелли в 1762 году вернулся в Италию. После его отъезда главным архитектором назначили Ю. Фельтена, помощника Растрелли еще по сооружению Зимнего дворца. Он работал в Смольном с 1765 по 1775 годы, выпавшие на царствование Екатерины II.

Между тем, сам собор оставался недостроенным на протяжении почти 70 лет, что постепенно ухудшало его состояние

Продолжили достраивать храм лишь в конце 1820-х годов по распоряжению императора Николая I. Утвердили переработанный проект русского архитектора Василия Стасова, согласно которому:

  • очистили подвалы храма от воды
  • заменили поврежденную кирпичную кладку и кровлю
  • купол покрыли цинковым железом и окрасили в лазоревый цвет с золотыми звездами
  • в стенах проложили трубы печей
  • колонны облицевали белым искусственным мрамором
  • установили мраморные ступени и площадки для алтарей
  • на фасаде установили скульптурные украшения, выполненные по рисункам самого Растрелли

Собор освятили во имя Воскресения Христова в 1835 году

Колокольня и звонница

Бартоломео Растрелли при строительстве Смольного монастыря желал воплотить в жизнь проект самой высокой в Европе 140-метровой колокольни из пяти ярусов. Нижняя ее арка должна была служить парадным входом в монастырь, второй ярус – надвратной церковью, а четыре верхних – звонницей. От постройки этого гигантского сооружения пришлось отказаться, а от замысла Растрелли осталась лишь модель, которая хранится в Академии художеств.

Во время достройки собора в городе Валдае отлили 12 колоколов, которые поместили в башнях – звонницах. По желанию Елизаветы Петровны собор выстроили пятиглавым, но лишь один купол из пяти относится непосредственно к храму. Остальные четыре – купола колоколен, в нижнем ярусе которых и располагается звонница.

Смольный собор

Здесь самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга, с которой открывается панорама излучины Невы, Смольного ансамбля, вид на Большеохтинский мост, Эрмитаж и другие достопримечательности

В 2013 году освятили десятитонный колокол, доставленный из Воронежа, где он был отлит.

На колоколе выполнены иконографические изображения, созданные по эскизам мастеров Санкт-Петербурга, и названия ВУЗов города, отлитые в честь того, что собор считался храмом учебных заведений. Колокол ожидает водружения около ворот Смольного собора.

Колокол Смольного собора

Благоустройство территории монастыря

Архитектор Стасов одновременно с перепланировкой собора завершил весь ансамбль и благоустроил близлежащую территорию. Создал свободный проезд к собору и городскую площадь, названную впоследствии в честь Растрелли.

Пространство вокруг монастырского комплекса архитектор закрыл полукруглой ажурной оградой, которая стала одним из самых выдающихся образцов высокохудожественной ковки.

Совершенство пропорций, выразительность декоративных элементов наружной отделки, позолоченная лепнина и белые колонны делают храм настоящей жемчужиной русского барокко

Колоннада

Смотровая площадка Смольного собора

Въезд на территорию Смольного оформлен колоннами – пропилеями. Они связывают Площадь пролетарской диктатуры и сад, прилегающий к Смольному.

Их проект разработан в 1923 году. Колонны простой, лаконичной формы являются образцом русского классицизма. Два ряда из пяти колонн, где каждый образуют крытые галереи — портики, поставленные с обеих сторон от въезда на центральную аллею сада.

Пропилеи Смольного стали прототипом для колон в московском парке Победы и некоторых других местах.

Смотровая площадка Смольного собора

После основания Смольного монастыря прилегающая к нему территория сначала пустовала, сад здесь разбили в 1810 году:

  • проложили дорожки, устланные дерном
  • подсыпали плодородную землю, на которую высадили деревья
  • установили деревянную изгородь

За последующие годы своего существования сад сильно пострадал. Заново благоустраивали его с середины 20-х и до средины 30-х годов прошлого века. На разрушенной пустующей территории перед Смольным высадили цветы и соорудили четыре фонтана.


Теперь этот сад является памятником садово-паркового искусства. На его центральной аллее, окруженные красными цветами, стоят памятники Марксу и Энгельсу. В 2013 году на одном из участков сада высадили кусты сакуры, подаренные японской королевской семьей к очередной годовщине Санкт-Петербурга.

Внутреннее убранство и святыни собора

Интерьер церковного зала также был оформлен по проекту Василия Стасова:

Смольный собор Воскресения Христова в Петербурге

Смольный собор Воскресения Христова (Смольный собор) входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.

Возведение собора начато в 1745 году архитектором Франческо Бартоломео Расстрелли, закончено в в 1835 году В.П. Стасовым.

Высота собора — 93.7 метра. Храм построен в стиле пышного елизаветинского барокко. Звонница собора является самая высокой музейной смотровой площадкой города, расположена на высоте 50 метров.

Смольный собор был освящен как собор всех учебных заведений во имя Воскресения Христова.По своей живописности, выразительности композиции и наружному убранству Смольный собор – один из выдающихся образцов мирового зодчества.

С 2010 года в южном приделе Смольного собора вновь стали совершаться воскресные регулярные богослужения. 6-7 января 2011 года в соборе прошло первое с 1917 года Рождественское богослужение.

Царские семьи предпочитали жить в тайне, именно поэтому они всегда были окутаны мифами и легендами – от романов с представителями господствующего сословия до явных убийств. Одна из таких легенд гласит, что императрица Елизавета Петровна (дочь Петра I), раскаявшись в своих грехах, решила посвятить остаток своей жизни службе в монастыре. В его центре планировалось построить Смольный Воскресенский Собор.

Содержание (скрыть) (показать)

История строительства

История строительства Смольного Воскресенского собора начинается с выбора левого берега Невы, где в допетровское время располагалось село Спасское. Деревне не дано было дожить до начала правления Петра I, благодаря шведам, которые не оставили от нее ни одного целого строения. Император после основания Санкт-Петербурга, вместо восстановления села, в 1725 году построил на этом месте Смольный двор, в котором варили смолу для постройки кораблей. Именно поэтому собор в Санкт-Петербурге в последствии назвали Смольным. Петр I мечтал о покорении Черного моря и Балтики, а также ему нужен был флот для защиты города. Рядом с смоловарней находился Летний Дворец, который император подарил своей еще юной наследнице. Однако после крупного пожара в 1744 году Дворец был практически уничтожен. Елизавета вместо восстановления Дворца отдала приказ о возведении целого монастырского комплекса.

Первоначальный план строительства

Елизавета хотела построить монастырь совсем не похожий на другие. Чтобы воплотить царскую затею в реальность в 1744 году для строительства собора был назначен великий архитектор Франческо Бартоломео Растрелли, слава которого давно разнеслась по Европе. Он показал проект Елизавете, в котором был изображен монастырский комплекс в форме креста, по периметру которого располагались церкви, в центральной части – главный храм вместимостью 6 тысяч человек. Над въездными воротами должна была красоваться колокольня, высотой 140 метров. А поскольку благоустройства, уборки территории, приготовления пищи и других работ нужно было более 100 послушниц, комплекс содержал институт для девиц благородного происхождения, которым разрешено было стать только девушкам знатного рода. Для каждой из них предназначалась отдельная комната и помещение для приема гостей. А для самой императрицы был выделен отдельно стоящий дом со всеми удобствами.

Первоначальный план Смольного собора в Санкт-Петербурге

Строительство Смольного Собора в Санкт-Петербурге началось осенью 1748 года с торжественно опущенного закладного камня в основание фундамента.

Периодическое изменение проекта

Годом позже Елизавета захотела внести поправки в проект, а за основу она взяла Успенский Собор в Москве. Растрелли получил распоряжение дополнить главный купол храма четырьмя маленькими по периметру.

Смольный собор в Санкт-Петербурге

Строительством монастыря была привлечена не одна тысяча мастеров и военнослужащих, работающих по 12 часов в день и более. Возведение комплекса происходило ударными темпами, что восхищало императрицу. В колокольне должен был разместиться колокол огромного размера, весом 320 тонн и диаметром 6 метров. Колокол должен был получиться массивнее московского рекордсмена – Царь-колокола.

В процессе строительства Смольного Вознесенского собора Франческо Бартоломео Растрелли не раз вносил изменения в проекте. Основные из них – это увеличение высоты колокольни над главными воротами до 167 метров и смещение малых куполов ближе к центру собора.

Смольный собор в Санкт-Петербурге

Своеобразные взгляды Растрелли передали Смольному монастырю необычную архитектуру того времени – стиль барокко.

Перерывы в строительстве

В 1757 году началась Семилетняя война, которая положила крест на дальнее строительство монастыря из-за сильного урезания бюджета в пользу военной кампании. А после победы над Пруссией, у Елизаветы пропало желание служить в монастыре. 1761 год был последним для ее жизни, она покинула этот мир, так и не успев осуществить свои планы. Растрелли, не увидев дальнейших перспектив, покинул Российскую Империю.

В 1762 году новым архитектором был назначен Юрий Матвеевич Фельтен, руководивший проектом вплоть до 1775 года. Через пару лет после возобновления строительства была освящена церковь Святой Великомученицы Екатерины, а следом и церковь во имя Святых и праведных Захарии и Елизаветы.

Екатерининская церковь в Смольном монастыре Санкт-Петербурга

Екатерининская церковь

Очередное продолжение строительства началось лишь в начале 1820-х годов при Николае I. За продолжительное время простоя вся конструкция монастыря обветшала и ее пришлось реставрировать уже новому архитектору Стасову Василию Петровичу, под руководством которого были произведены следующие работы:

  1. Осушен затопленный подвал.
  2. Заменена изношенная кровля и кирпичная кладка.
  3. Колонны, ступеньки, алтари облицованы искусственным мрамором.
  4. Купол оцинкован и покрашен лазоревым цветом.
  5. В стены вмурованы трубы от печей.
  6. Фасад украшен различными скульптурами по изображениям Растрелли.

В 1835 году Смольный Вознесенский собор в Санкт-Петербурге был освящен как храм учебных заведений. А Стасов был вознагражден ежегодным жалованием в 2 тысячи рублей на протяжении 12 лет.

Строительство монастыря от закладки фундамента до освящения заняло аж 87 лет, это абсолютный рекорд тех времен.

Особенности звонниц и колокольни

Проект Растрелли изначально включал пятиярусную колокольню Смольного собора, которую в последствии вычеркнули из плана постройки, масштабная модель которой находится на хранении в Академии Художеств. Примечательно, что пять куполов собора являются храмовыми, а другие два ярусными колокольнями.

Смольный собор в Санкт-Петербурге

Наверху расположились купола луковичной формы, нижние ярусы которых заняты звонницами с 12-ю колоколами.

Институт для девиц благородного происхождения

Все началось с приказа Екатерины II о сборе лучших женских учебных заведений в Европе, который не увенчался успехом. Позже личный секретарь императрицы Бецкой Иван Иванович, предложил такую, систему обучения, которой еще никогда не было в Российской Империи.

Форма обучения в Смольном институте Санкт-Петербурга была закрытой, а отдать на обучение своих дочерей могли только семьи господствующих сословий. Принимали туда девочек с 5 до 6 лет, а выпускали уже 18 летними. Навещать своих дочек можно было не чаще одного раза в неделю, и то с позволения руководителя.

Обучали воспитанниц теми же стандартными предметами, которые сейчас преподают в современных школах. Так как длительность освоения предметов составляла 12 лет, учащиеся были поделены на 4 возрастные группы, которые отличались между собой цветами платьев:

  1. С 5 до 7 лет – кофейный цвет.
  2. С 8 до 10 лет – синий цвет.
  3. С 11 до 13 лет – серый цвет.
  4. С 14 лет – белый цвет.

Обучение начиналось очень рано, поэтому воспитанницы всех возрастов просыпались в 6 утра, а после занятий кое-какое время гуляли в саду Смольного собора вместе со своей наставницей, которая пристально следила за детьми. Выпускницам института была возможность стать придворными у Екатерины II.

Сад Смольного собора в Санкт-Петербурге

С 1796 года монастырь уже был под управлением новой императрицы Марии Федоровной, являющейся супругой Павла I. При ней продолжительность обучения снизилась до 9 лет, возрастные группы уменьшены до 3-х, которые были разделены по успеваемости на подгруппы: отличницы, хорошистки и отстающие. Один раз в полгода у девочек принимали экзамены по предметам.

Теперь к обучению уже принимались девочки благородного происхождения с 8 до 9 лет, а также мещанки (девочки мелких купцов, низших служащих, ремесленников и др.) – с 11 до 12 лет. Последних обучали больше для замужества, чем в качестве придворных.

Существование Смольного института было прекращено в 1917 году после свержения царской династии Романовых, а просуществовал он 153 года. Здесь Владимир Ильич Ленин дал приказ о штурме Зимнего дворца выстрелом из пушки с крейсера Аврора.

Смольный собор в Санкт-Петербурге

Сейчас в стенах бывшего института находятся различные высшие учебные заведения Санкт-Петербурга.

10-ти тонный колокол у Смольного Собора

10 тонный колокол у Смольного собора в Санкт-Петербурге

Внизу колокола можно заметить названия некоторых высших учебных заведений Санкт-Петербурга. Казалось бы, причем тут ВУЗы? Согласно традиции, в Татьянин день одновременно празднуют и День студента. В этот праздник студенты и преподаватели получают в подарок почетный знак святой Татианы Римской.

10 тонный колокол у Смольного собора в Санкт-Петербурге

Интерьер

Интерьер Смольного собора поражает своей оригинальностью и красотой от самого входа. Над высокой и массивной входной дверью висит икона Иисуса Христа, которую окружает изящное резное дерево ручной работы.

Зайдя внутрь, взору открывается поразительный масштаб помещения, представить который сложно снаружи.

Интерьер Смольного собора в Санкт-Петербурге

Белые стены с барельефами, золотистые рокайли, мраморные массивные колонны, широкие галереи по краям, а центре высокое подкупольное небо (к сожалению, на время написания статьи, это место находится на реставрации).

Интерьер Смольного собора в Санкт-Петербурге

И все это масштабное пространство заполнено скульптурами, иконами (некоторые из них периодически мироточат) и другой богатой церковной утварью.

Интерьер Смольного собора в Санкт-Петербурге

Смотровая площадка

На смотровой площадке Смольного собора открываются красивые виды на резиденцию губернатора Санкт-Петербурга, Большеохтинский мост, площадь Растрелли, сквер Кикины Палаты, ансамбль Смольного Собора и другие не менее интересные достопримечательности.

Смотровая площадка, находящаяся на высоте 50 метров, считается одной из самых высоких в городе, чуть ниже расположена колоннада Исаакиевского собора.

Наверх ведут 278 ступеней, которые делятся на 3 вида, так что подниматься скучно не будет. Подъем начинается с обычных лестничных ступеней по типу парадных в многоквартирных домах.

Смотровая площадка Смольного собора в Санкт-Петербурге

На высоте 4 пролета находится мрачное чердачное помещение, через которое нужно пройти к винтовой каменной лестнице. Уже начиная с чердака, чувствуешь себя, будто в каком-то старинном подземелье, здесь веет холодком и чувствуется влажность. Ощущения непередаваемые.

Смотровая площадка Смольного собора в Санкт-Петербурге
Смотровая площадка Смольного собора в Санкт-Петербурге

Следующий тип лестниц окунает в атмосферу средневекового замка и продолжается всего пару-тройку пролетов. Если засмотреться на аутентичные стены храма и не пригнуть по пути голову, то на финише можно встретиться с массивной деревянной балкой. Так что нужно быть внимательным.

Преодолев все ступени, открывается красивейший вид на историческую часть Санкт-Петербурга, в том числе и на ансамбль большей части монастыря. Особенно отдаленные части города можно посмотреть через бесплатный бинокль.

Стоя спиной к двери, слева можно увидеть Большеохтинский мост, здание губернатора Санкт-Петербурга, Александро-Невскую церковь.

Смотровая площадка Смольного собора в Санкт-Петербурге

В центре можно созерцать церковь святой Марии, сад Смольного собора, Исаакиевский собор, здание правительства Ленинградской области.

Смотровая площадка Смольного собора в Санкт-Петербурге

Справа находятся церковь Захарии и Елизаветы, площадь Растрелли, сквер Кикины Палаты, Лахта-Центр.

Смотровая площадка Смольного собора в Санкт-Петербурге

Согласно официальному сайту Смольного Собора, смотровая площадка работает с 7 утра до 22 вечера. Оплата осуществляется в виде рекомендуемого пожертвования – 200 рублей для взрослых и 100 рублей для школьников, студентов и пенсионеров. На кассе есть терминал для оплаты банковскими картами.

Совет! На смотровой площадке Смольного Собора практически всегда дует ветер и даже в жару там чувствуется прохлада. Поэтому лучше запастись пледом или тёплой одеждой.

Интересные факты, мифы и тайны

Правительство Санкт-Петербурга

В 1996 году здание Смольного института стала занимать резиденция губернатора Санкт-Петербурга, а также администрация города.

Правительство Санкт-Петербурга

Оптическая иллюзия

Если смотреть на Смольный Собор с Малоохтинской набережной через Большеохтинский мост, то кажется (особо в ночное время), будто нижняя часть храма провалилась под землю.

Подземелье

В период реставрации храма обнаружилось большое количество подземных проходов. Благодаря этому открытию появилась легенда о том, что советская власть построила для себя эвакуационный выход на случай войны. И это отчасти факт, так как самым первым Ленинградским бомбоубежищем были специально оборудованные подвалы Смольного собора, в которых укрывались люди во время блокады от немецких авианалетов.

Привидения

Во времена СССР на территории монастыря можно было встретить привидения старца и девочки-воспитанницы. Первого из которых так и не удалось убить пистолетной очередью одному из сотрудников КГБ, охранявшего архивные ценности, хранившиеся тогда в монастыре.

А еще здесь можно встретить привидение провизора, охотящегося за голубями. Он жил неподалеку от храма и готовил снадобья из голубиной крови. А поскольку он предпочитал ловить голубей на звоннице Смольного собора, в неудачный момент он не удержался и полетел вниз с летальным исходом.

Потеря креста на куполе

Мистическое число 87

Число 87 тесно связано с историей возведения и жизни Смольного собора в Санкт-Петербурге. Обратите внимание, что:

  • 87 лет заняло строительство монастыря;
  • 87 лет работала церковная служба после освящения;
  • 87 лет (с 1922 года) его использовали для совершенно других целей.

Экскурсии

По выходным в Смольном соборе без записи проводятся обзорные и тематические экскурсии. Длительность первой около 50 минут, стоимость – 200 рублей для взрослых и 100 рублей школьников, студентов и пенсионеров. Доступна также и индивидуальная и групповая экскурсия (до десяти человек) за 2000 рублей. Гид вам подробно расскажет об архитектуре храма и всего комплекса, историю его возведения, затронет институт для девиц благородного происхождения и многое другое.

Если вы пришли в храм с ребенком, то он там точно не заскучает, так как в его стенах организованы интересные квесты для детей от 6 до 12 лет. Размер пожертвования составляет от 2500 до 4000 рублей за всю группу до 15 человек.

Как добраться

Смольный собор находится в 2 километрах от станции метро Чернышевская, поэтому дорога займет около 25 минут пешком или 10 минут на автобусах №: К-51, К-76, 22, 74, 105.

От площади Восстания отправляются автобусы 7 и 181, а также троллейбусы 5 и 11.

Совет! Плюс пешей прогулки от Чернышевской в том, что ваш путь будет лежать рядом с Таврическим садом, в котором можно отдохнуть на половине пути, полюбоваться живописным пейзажем и, при надобности, посетить туалет.

DSC_0085.jpg

Многие считают, что земли, на которых Петр I построил Петербург, нам никогда не принадлежали. Якобы пришел Петр со своей армией, настучал шведам по голове, дал пендель и выгнал с мест насиженных, но это не совсем так. Еще до образования шведской крепости Ниеншанц здесь располагалось исконно русское село Спас, в которое пришли иноземцы, разгромили и остались жить поживать, да добро наживать. Вот их то Петр с этих мест и выгнал, ну и отсель грозить им собирался. По историческим документам село находилось как раз в том месте, где сейчас построили Смольный собор.

Насмоленное место

Для защиты наших земель от шведов построили крепость и верфи. Корабли это деревянные палубы, мачты, паруса, пушки, бравая команда. Все это очень важная часть военного судна, но любой попугай с плеча пиратского капитана скажет, что обязательно нужно было хорошенько просмолить. Именно поэтому на излучине Невы заложили "смольный двор", в котором эту самую корабельную смолу и варили для Адмиралтейских нужд. Неудивительно, что летний дворец, который для себя тут построила Анна Иоанновна, быстро прозвали "смольным домом".


2.

Стоит ли удивляться названию девичьего монастыря, который спустя несколько лет решила заложить здесь Елизавета Петровна для своей последней обители на пенсии? Заложить заложила, а постриг принять она не успела, да и увидеть окончание работ ей было не суждено, но она сделала главное - определила, что проектом будет заниматься великий архитектор Растрелли.

DSC_0015_m.jpg

3.

Екатерина II же, которой недостроенный собор достался по наследству, решила в нем сделать первое женское учебное заведение в стране, а позже уже перевезла его в новое, выстроенное по соседству здание института на месте вышеупомянутого "Смольного дома".

Вот это храм!

Растрелли планировал построить однокупольный храм по всем канонам церкви, но если заказчик хочет, да еще и щедро платит, то иногда нужно уступить. Поэтому пятиглавый внешний вид собора надиктованный ему Елизаветой Петровной и нашел свое отражение в архитектуре прозванной позже "елизаветинским" барокко. Поговаривают, что сам архитектор Кварнеги, поклонник строгих форм, яркий приверженец палладианства, строитель Смольного института, проходя в первый раз мимо собора воскликнул "Вот это храм!" и снял шляпу. Думаю, это очень высокая оценка чужого творчества.

Непостроенная колокольня

Проект монастыря и правда не был похож на уже существующие. Представляете, вместо глухих стен - ажурная ограда, вместо одного купола - целых пять, да еще и на въезде хотели поставить колокольню. Ну впервые что ли, подумаете вы. Да, колокольню высотой 120 метров задумывали впервые. Елизавета Петровна проект такой колокольни одобрила, но заставь дурака Богу молиться. На радостях Растрелли решил добавить еще и сделал проект в 167 метров.

Помешать планам по ее возведению смогла только семилетняя война. Но в качестве подтверждения этих планов ученые приводят заложенный для нее под землей, на глубине четырех метров, фундамент. Сейчас мы можем только удивляться размаху и масштабности задумки архитектора. А можем и хлопать в ладоши от радости, потому что привычный для нас облик собора был бы иным.

Естественно для такой колокольни требовался внушительный колокол, по приблизительным расчетам его вес должен был составить 327 тонн, ну и вам для сравнения, вес царь-колокола 200 тонн.

Снесенные стены

Кстати, прежде чем построить Смольный собор, великий архитектор должен был протестировать всю постройку, а в те времена мощных компьютеров не было, рассчитать на специальных программах не могли. Строили уменьшенную копию, увеличивали нагрузку, так и тестировали. Для этого созвали шесть лучших плотников и заперли их в одном из домов. Строили они макет сугубо в той же последовательности, в какой и планировали стройку. Правда с масштабом немного ошиблись, площади внутри здания для строительства не хватало и пришлось снести стены в четырех комнатах в доме по Большой Морской улице. Чего не сделаешь ради шедевра.


8.

Самый главный долгострой города

Многие тыкают нас лицом в "Зенит-арену", говорят что вот мол Питер долго строит, много ворует. Представляете, как смотрели на Смольный собор, как отзывались об этой стройке горожане, если на возведение собора потребовалось 87 лет?! К слову, в нем еще 87 лет проходили службы и еще 87 лет собор стоял закрытым. Так что все кто верят в магию чисел считают его не просто особенным для города, а главным стражем от любых невзгод. Потому что 8 - это щит, а 7 - меч, вот и стоит храм на защите города.

DSC_0015_m.jpg

9.

Ну куда же нам без них? Все дело в том, что храм заработал после постройки не сразу. Мало того, что его долго строили, так еще и не торопились запускать. Освящение собора провели спустя пятнадцать лет после его постройки. Что логично в такой ситуации, народ стал распускать слухи, мол в его алтарной части при строительстве погиб рабочий, да не просто погиб, а руки на себя наложил ирод! Вот поэтому и ждут, когда храм очистится.


10.

Смолянки, ну так называли обучающихся в институте девиц, говорят часто видели Белую Даму, прогуливающуюся по зданиям храма. После уже и работники других ведомств расквартированные здесь говорили про некого мужчину с портфелем в руках, который при их виде делал шаг назад и скрывался в плоскости стены. Судя по тем же слухам и источникам - это помощник архитектора, тот самый, что руки на себя наложил, да вздернулся на балке.

Подземные ходы и бункер

При реставрации храма нашли не только заготовленный под колокольню фундамент, но и подземные ходы. Они были достаточно просторными, длинными и направлены в сторону проспекта Чернышевского. Так что первое в Петербурге бомбоубежище было организовано на месте под Смольным собором. Есть даже версия, что именно здесь сидел командный пункт Ленинградского фронта.

Нажимаем на кнопочки ниже и делимся с друзьями. Вам не сложно, мне приятно. Можно просто оставить комментарий.

Читайте также: