Смена вех это кратко и понятно

Обновлено: 02.07.2024

политич. течение, зародившееся в 1921 в эмиграции в среде рус. бурж. интеллигенции. В июле 1921 в Праге группа кадетско-октябристских деятелей выпустила сборник "Смена вех", к-рый и дал название всему течению. Авторами сборника были быв. заведующий агитац. частью в армии Колчака и пред. вост. отдела ЦК кадетской партии Н. В. Устрялов, быв. министр колчаковского пр-ва Ю. В. Ключников, видный деятель октябристской партии, адвокат А. В. Бобрищев-Пушкин, С. С. Лукьянов, С. С. Чахотин и Ю. Н. Потехин. С окт. 1921 сменовеховцы стали выпускать в Париже журн. "Смена вех" и газ. "Накануне".

С. зародилось в условиях, когда бурж. контрреволюция потерпела полное поражение и Сов. Россия перешла к мирному строительству на основе новой экономической политики. В связи с введением нэпа среди нек-рых слоев буржуазии возникли надежды на перерождение Сов. гос-ва. На страницах своих изданий сменовеховцы призывали рус. интеллигенцию к совместной работе с Сов. властью "во имя русского национального дела". Чахотин писал: "признаем, что проиграли игру, что шли неверным путем". Сменовеховцы надеялись, что наступит перерождение идеологии большевизма.

С. проникнуто бурж. национализмом, мечтами о "великой, единой и неделимой России", идеями славянофильства. У сменовеховцев не было единой программы. В идеологии С. было много противоречий. Появление С. отражало перелом во взглядах нек-рых представителей бурж. интеллигенции, выразившийся в призыве к сотрудничеству с Сов. властью. С. вызвало враждебное отношение со стороны той части белогвардейско-помещичьей бурж. эмиграции, к-рая ждала повторения антисов. интервенции и готовила вооруж. контр-революц. выступления внутри Сов. республики. С. способствовало возвращению ряда представителей старой, бурж. интеллигенции из эмиграции. Как отмечала XII конференция РКП(б), появление С. явилось симптомом ослабления антисов. лагеря, разложения и распада внутри белой эмиграции. В то же время резолюция конференции подчеркивала, что в С. были сильны бурж. реставраторские тенденции, надежды на возможность эволюции Сов.России в сторону бурж.-демократич. гос-ва. Устрялов в ст. "Эволюция и тактика" ("Смена вех", No 13, от 21 янв. 1922) выдвинул положение о том, что якобы нэп "не тактика, а эволюция, внутреннее перерождение", "экономический Брест большевизма". Идеология С. нашла широкий отклик внутри Сов. России среди кругов старой интеллигенции. Сборник "Смена вех" вызывал оживленное обсуждение и диспуты; С. в то время стало идеологией бурж. интеллигенции и капиталистич. элементов, оживившихся в первые годы нэпа. В. И. Ленин, Коммунистич. партия вскрыли политич. сущность С. и разоблачили всю тщетность надежд сменовеховцев на бурж. перерождение Сов. власти. Ленин характеризовал выступления сменовеховцев как "предостережение нам со стороны буржуазии, которая устами сменовеховца Устрялова заявляет, что нэп не "тактика", а "эволюция" большевизма" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 60 (т. 33, с. 223)). В докладе на XI съезде РКП(б) (март 1922) Ленин, вскрывая клас. корни С., говорил: "Сменовеховцы выражают настроение тысяч и десятков тысяч всяких буржуев или советских служащих, участников нашей новой экономической политики" (там же, с. 94 (т. 33, с. 257)). Ленин формулировал задачу перегруппировки сил для подготовки наступления на капиталистич. элементы с целью обеспечения разрешения вопроса "кто кого" в пользу социализма. Развернутая характеристика сущности С. и отношения к нему со стороны Коммунистич. партии была дана в резолюции XII конференции РКП(б). В ней отмечалось, что "Так называемое сменовеховское течение до сих пор играло и еще может играть объективно-прогрессивную роль. Оно сплачивало и сплачивает те группы эмиграции и русской интеллигенции, которые "примирились" с Советской властью и готовы работать с ней для возрождения страны. Постольку сменовеховское направление заслуживало и заслуживает положительного отношения. Но вместе с тем нельзя ни на минуту забывать, что и в сменовеховском течении сильны буржуазно-реставраторские тенденции, что сменовеховцам обща с меньшевиками и эсерами та надежда, что после экономических уступок придут политические в сторону буржуазной демократии и т. п." ("КПСС в резолюциях. ", 7 изд., ч. 1, 1954, с. 671).

Отношение Коммунистич. партии к С. и сменовеховцам является примером исключительно гибкой политики. Коммунистич. партия, разоблачив клас. сущность сменовеховцев, сумела вместе с тем использовать это бурж. течение в целях привлечения на свою сторону определенной части бурж. интеллигенции. Многие представители интеллигенции, отдав в свое время дань сменовеховским идеям, стали затем активными деятелями сов. культуры и науки (А. Н. Толстой, М. С. Шагинян, Е. В. Тарле, В. Г. Богораз-Тан и др.). В дальнейшем, в связи с развитием социалистич. строительства, наступлением на капиталистич. элементы, в сменовеховской идеологии усилились реакц. черты. XIII, XIV съезды партии призывали решительно бороться с этой идеологией, выражавшей политич. устремления капиталистич. элементов.

В условиях успешного осуществления развернутого социалистич. строительства в СССР были разбиты иллюзии и надежды сменовеховцев на восстановление капиталистич. отношений. Победа социализма, полная ликвидация капиталистич. элементов в СССР окончательно похоронили С.

Лит.: Ленин В. И. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 44, с. 416-17; т. 45, с. 19, 60-61, 92-94 (4 изд., т. 33, с. 179, 223, 228, 256-57); КПСС в резолюциях. 7 изд., ч. 1, с. 671.

Смотреть что такое СМЕНОВЕХОВСТВО в других словарях:

СМЕНОВЕХОВСТВО

общественно-политическое течение русской буржуазной интеллигенции (главным образом эмигрантской) в 20-х гг. 20 в., которое выражало буржуазно-р. смотреть

СМЕНОВЕХОВСТВО

СМЕНОВЕХОВСТВО, общественно-политич. течение рус. бурж. интеллигенции (гл. обр. эмигрантской) в 20-х гг. 20 в., к-рое выражало бурж.-реставраторскую . смотреть

СМЕНОВЕХОВСТВО

идейно-политическое и общественное движение, возникшее в нач. 1920-х гг. в среде рус. зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сб. *Смена вех*, вышедшего в Праге в июле 1921 г., куда вошли статьи Ю. В. Ключникова, Устрялова, С. С. Лукьянова, А. В. Бобрищева-Пушкина, С. С. Чахотина и Ю. Н. Потехина. Идеи С. пропагандировали издававшийся в Париже с окт. 1921 по март 1922 г. журн. *Смена вех*, берлинская газ. *Накануне*, а внутри страны журн. *Новая Россия* (с авг. 1922 г. - *Россия*), среди авторов к-рого были И. Лежнев, С. Андриянов, В. Богораз-Тан, Н. Ашешев и др. Сменовеховцы ставили перед собой задачу - в свете новых политических реалий, сложившихся в ходе гражданской войны, пересмотреть позицию интеллигенции по отношению к послереволюционной России. Суть этого пересмотра состояла в отказе от вооруженной борьбы с новой властью, признании необходимости сотрудничества с нею во имя благополучия Отечества, примирения и гражданского согласия. При этом делался вывод о том, что диалектика истории выдвинула Советскую власть с ее идеологией интернационализма на роль национального фактора совр. жизни рус. народа, на роль объединителя России. Радикальная перемена политических установок предполагала пересмотр общемировоззренческих ориентиров и личных убеждений. Она повлекла за собой отказ от такой базисной ценности либерализма, как приоритет идеалов гражданского об-ва, примат личности по отношению к об-ву, и привела к утверждению сильной государственности и национальной идеи. Ведущим стал тезис о *великой и единой России* в плане как пространственно-территориальном, так и в экономическом и социокультурном. В способности восстановить Россию в качестве могучего государственного образования - непременного условия ее дальнейшего социально-экономического и духовного развития - сменовеховцы видели объективную историческую миссию большевизма. Понятие *территория* приобрело у них, кроме обычного, географического или экономического, еще и философско-метафизический смысл. Они исходили из наличия некой мистической связи между территорией государства главнейшим внешним фактором его мощи и культурой, выражающей его внутреннюю силу. Лишь *физически* мощное государство способно обладать великой культурой: *топографический национализм* дополнялся принципом *государственной лояльности*, выдвижением на первый план идеи *государственного блага*. Существенным компонентом сменовеховской философии истории являлось эволюционистское представление об общественном развитии. Социальная революция с этой т. зр. выпадала из органического эволюционного процесса, *искривляла* естественный ход истории. Приняв Октябрь 1917 г. как факт, идеологи С. верили в возможность постепенного социального развития при условии отказа народа, поддержавшего революцию, от немедленного осуществления прекрасных, но непосильных идеалов. По оценке участников движения, в истории России завершился длительный революционный период и открылся период мощного эволюционного прогресса. Новая экономическая политика была воспринята мн. сменовеховцами как пролетарский термидор, отход новой власти от первоначальных замыслов, *экономический Брест*. При этом часть из них во главе с Устряловым считали нэп выражением эволюции Советской власти к об-ву капиталистического типа, а др. часть, группировавшаяся вокруг газеты *Накануне*, стремлением сочетать принципы коммунизма с требованиями жизни*. Однако и программа Устрялова и его сторонников не была полностью реставраторской. Они характеризовали ее как национал-большевизм использование большевизма в национальных целях, высказываясь вместе с тем за ликвидацию элементов коммунизма из жизни об-ва, сохранение сильной власти, опирающейся на выдвинутую революцией активную часть об-ва, за неприятие всех форм монархизма и парламентаризма как сугубо формального принципа. Важнейшим элементом их философско-исторических взглядов выступали русская идея, рус. мессианизм. Сменовеховцы левого крыла, связанные с газ. *Накануне*, критиковали совр. капитализм и в качестве социального идеала выдвигали *государство трудовой демократии*, где реальная власть принадлежит рабочим и трудящейся интеллигенции. Т. обр., С. было явлением неоднородным. Стремление реалистически оценивать историческую обстановку нередко сопровождалось у них абстрактно-теоретическими рассуждениями; решительная установка на признание революции и Советской власти, призыв к сотрудничеству с ней в возрождении России уживались с расплывчатыми конструкциями будущего общественного устройства. Позиция, занятая участниками движения, в тех условиях требовала личного мужества. Они подвергались резкой критике со стороны непримиримой части эмиграции. Под влиянием С. тысячи представителей интеллигенции возвращались на родину. Политика Советской власти по отношению к сменовеховцам строилась на основе решений XII партийной конференции и указаний Ленина об использовании того ценного и полезного, что могли дать участники движения в хозяйственно-культурном строительстве, при неприятии всего противоречащего господствовавшей идеологии. Взгляды сменовеховцев освещались в печати, им разрешали читать лекции, устраивать диспуты и собрания интеллигенции внутри страны. Дважды (в Твери и Смоленске) переиздавался сб. *Смена вех*, газ. *Накануне* распространялась без препятствий внутри страны. Ряд лидеров движения (Ключников, Потехин, Бобрищев-Пушкин) по возвращении на родину заняли ответственные государственные посты. К сер. 20-х гг., когда большая часть интеллигенции определила свои позиции. С. изжило себя. Судьба значительной части вернувшихся, в т. ч. и лидеров движения, оказалась трагичной. Развиваемые С. философско-социологические идеи являются составной частью рус. философской культуры послеоктябрьского периода и позволяют создать более объемное представление о переломном периоде отечественной истории. смотреть

СМЕНОВЕХОВСТВО

СМЕНОВЕ́ХОВСТВО общественно-политич. течение среди гл. обр. рус. эмигрантской интеллигенции, призывавшей к сотрудничеству с Сов. властью в расчете н. смотреть

Смотреть что такое "Смена вех" в других словарях:

Сменовеховство — идейно политическое и общественное движение, возникшее в нач. 1920 х гг. в среде рус. зарубежной либерально настроенной интеллигенции. Получило свое название от сб. Смена вех , вышедшего в Праге в июле 1921 г., куда вошли статьи Ю. В.… … Русская Философия. Энциклопедия

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ — (лат. intelligentia, intellegentia понимание, познавательная сила, знание; от intelligens, intellegens умный, знающий, мыслящий, понимающий) в современном общепринятом (обыденном) представлении общественный слой образованных людей … Энциклопедия культурологии

Вехи (сборник) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вехи. Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции ВѢХИ. Сборникъ статей о русской интеллигенціи Автор: 7 авторов … Википедия

СМЕНОВЕХОВСТВО — политич. течение, зародившееся в 1921 в эмиграции в среде рус. бурж. интеллигенции. В июле 1921 в Праге группа кадетско октябристских деятелей выпустила сборник Смена вех , к рый и дал название всему течению. Авторами сборника были быв.… … Советская историческая энциклопедия

СМЕНОВЕХОВСТВО — общественно политич. течение среди гл. обр. рус. эмигрантской интеллигенции, призывавшей к сотрудничеству с Сов. властью в расчете на бурж. перерождение Сов. гос ва и коммунистич. партии. Социальной основой С. явилось нек рое оживление… … Философская энциклопедия

Бобрищев-Пушкин, Александр Владимирович — (р. 1875) адвокат, политический деятель. До 1905 Б. П. в политической жизни активного участия не принимал, занимаясь, гл. обр., адвокатской практикой и примыкая к правому крылу рус. адвокатуры. В период революции 1905 Б. П., после… … Большая биографическая энциклопедия

сменовеховство — а; ср. Общественно политическое течение русской (главным образом эмигрантской) интеллигенции 20 х гг. 20 в., связанное с фактическим признанием Советской власти. ● Термин произошел от названия сборника Смена вех , выпущенного в Праге в 1921 г.… … Энциклопедический словарь


Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: песнопевец — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «смена»

Ассоциации к слову «веха»

Синонимы к словосочетанию «смена вех»

Предложения со словосочетанием «смена вех»

Сочетаемость слова «смена»

Сочетаемость слова «веха»

Афоризмы русских писателей со словом «смена»

    — великое наследие для всех поколений, он, как и земля, неделимый фонд у народа в прошлом, в настоящем и в самом отдаленном будущем. Засорять его, обеднять — значит обкрадывать не только самих себя, но и тех, кто придет нам на смену.

Дополнительно

Предложения со словосочетанием «смена вех»

Петр Николаевич, начнем, пожалуй, с названия сборника. Уже в нем самом был заложен немалый смысл, хорошо понятный современникам.

Поэтому интеллигенция должна не находиться в постоянной оппозиции к государственной власти, а наоборот, помогать ей и стать патриотичной, отказавшись от трансплантации западных идей на русскую почву.

И значит она снова зашла не туда?

Белая армия была успешной, пока боролась против большевиков, разваливших фронт и заключивших Брестский мир, а после начала интервенции Антанты все поменялось. Для получения помощи от союзников, начавших жадно рвать территорию и природные богатства России, белым приходилось идти на унизительные уступки. Именно борьба с интервенцией окончательно легитимизировала советскую власть как национальную.

Рискну предположить, что если бы белые взяли Москву и Петроград и утвердили свою власть, они точно так же ликвидировали бы все автономии и национальные государства, возникшие на территории бывшей Российской империи, и стали бы собирать русские земли.

– Конечно. На мой взгляд, сменовеховцы совершенно не придавали значения тому, что большевики ставили во главу угла тезис о праве наций на самоопределение вплоть до отделения. Они действительно собирали территории вокруг Москвы, но давали им много прав и полномочий, более того – искусственно культивировали новые национальные элиты. РСФСР, а потом и СССР, состояла из множества национальных образований, границы которых были нарезаны достаточно произвольно.

Впрочем, пройдемся дальше по тезисам сменовеховства, как стали называть это философско-политическое течение, охватившее немалую часть эмиграции практически во всех странах.

Устрялов, принадлежавший к правому флангу сменовеховцев, считал, что советская власть хотя и эволюционирует, но истинно национальной станет только после военно-диктаторского переворота. Левые же сменовеховцы признавали мирный эволюционный путь. По мнению Сергея Чахотина, патриотическая интеллигенция, борющаяся за Великую Россию, должна на родине и в зарубежье способствовать мирной эволюции советской власти, изживать большевизм изнутри.

И что еще очень важно: сменовеховцы призывали эмиграцию отказаться от вооруженной борьбы против большевиков и возвращаться в Советскую Россию, чтобы помочь строительству нового государства. И их послушали: к середине 1920-х годов в СССР вернулись около 150 – 180 тысяч эмигрантов.

Естественно, в Советской России не могли не заметить этого манифеста.

Нетрудно предположить, что белая эмиграция заклеймила сменовеховцев позором, обвинив в предательстве и вероотступничестве.

– Русские эмигранты написали массу статей и против самой идеологии, и против ее авторов. Их обвиняли в подкупе, политической конъюнктуре, приспособленчестве и соглашательстве. Справедливо отмечали, что никакого национального перерождения советской власти не происходит, что она абсолютно верна интернациональной идее.

Периодически идеи сменовеховства приобретали новое звучание. Например, после Второй мировой войны русская эмиграция вновь заговорила о том, что надо возвращаться на родину.

Поскольку, мол, советская власть переродилась в ходе войны.

Доказательства своей правоты они находили во введении погон в армии, восстановлении патриаршества, амнистии православного и мусульманского духовенства в начале войны. Но вскоре выяснилось, что все сделанные уступки были или поверхностными, или не шли дальше деклараций. Подлинная свобода вероисповедания так и не появилась, народный патриотический порыв стал все больше загоняться властями в бюрократические формы.

На ваш взгляд, насколько идеи сменовеховства востребованы сегодня?

– Некоторые из них эксплуатируют нынешние коммунистические идеологи. Например, тезис Владимира Львова о том, что советская власть – это государственная русская власть. Нередко цитируют слова Николая Устрялова о том, что в 1917 году либеральная идеология показала свою полную несостоятельность в российских условиях. Также они любят вспоминать теорию сменовеховцев о заново собранной большевиками на евразийском пространстве многонациональной империи, теперь в виде СССР.

Да что говорить, сторонники западного пути и русской самобытности и сейчас продолжают выяснять, кто из них прав. Так что идеи о выборе Россией своего пути актуальности отнюдь не потеряли. Сто лет прошло, а мы до сих пор дискутируем. Вероятно, эти споры для нашей страны вечны.


Были ли они правы, или нет?

В преддверии выхода СВ к столетнему юбилею мы публикуем частично предисловие к нему, написанное автором нашего портала, кандидатом философских наук, специалистом по истории отечественной мысли, научным сотрудником философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова и старшим научным сотрудником ИНИОН РАН Пущаевым Юрием Владимировичем. Полностью предисловие к СВ и сам сборник читайте в: Смена Вех [1921] / Предисловие Ю.В. Пущаева. Переиздание под редакцией и послесловие М.А. Колерова. М.: Модест Колеров, 2021. 000 с. (Исследования по истории русской мысли. Т. 30).

Только сейчас, получается, настало время для возвращения этого сборника в широкий культурный и публично-интеллектуальный оборот.



Следует признать, что последнее утверждение не может претендовать на универсальность, так было и бывает далеко не всегда – чтобы оказавшись у власти, антигосударственники всегда автоматически делались государственниками. Тем не менее, разве уже мы сами в постсоветские годы не видели, как приобретали охранительские навыки государственнического подхода многие пришедшие во власть радикальные либералы – силой логики вещей, логики управления страной?


В то же время активная проповедь возвращенчества, уверения в скором перерождении советской власти и возможности безбоязненного сотрудничества с нею бывших её противников оказались роковыми для очень многих из сменовеховцев. Так что нужно отдавать отчёт в том, что это движение было сложным явлением, которое объединяло под своим названием разные имена, интенции и намерения, где правильное сплелось с трагически ошибочным, а также фальшью и коррупцией, и поэтому его не стоит изображать какой-то одной краской, или даже всего лишь двумя-тремя.

О том, что на идеи сменовеховства, несмотря на начавшуюся ожесточенную полемику, многие откликнулись с пониманием и даже энтузиазмом, говорит и то, что в 1921 году на Родину из эмиграции вернулось самое большое число соотечественников – около 122 тысяч человек: представителей технической и творческой интеллигенции, офицеров, солдат и казаков15. Также, «согласно советским источникам, в 1922 году из 230 опрошенных инженеров Москвы 110 стояли на сменовеховских позициях, 28 – на советской платформе, 12 – на антисоветской платформе, 46 человек были безразличны к большевизму, остальные не дали ответа. Таким образом, около 50% опрошенных инженеров разделяли идеи сменовеховства.

– Подчеркивание того, что революционеры-большевики просто силой вещей становятся государственниками, интернационалисты все более проникаются российскими национальными мотивами. Констатация воссоздания большевиками государства и армии. В то же время так называемые русские националисты, белые ведут себя антипатриотично, поддерживая иностранных интервентов.

– Надежда на перерождение большевизма и мирную эволюцию режима: уверенность в том, что правые фракции партии объединятся с народившейся нэпмановской буржуазией и отменят засилье партийных догматиков и доктринеров.

– Идея национального характера русской революции. Ее делали не инородцы, последние были лишь захвачены общероссийским вихрем. Корни революции лежат глубоко в русских общественных и культурных радикальных традициях.

– В то же время утверждение мессианского значения революции и новой революционной России. Возрождение большевиками международного престижа и значения страны.

– Убежденность в кризисе либеральных ценностей, наступающем закате западной культуры и мессианской роли России уже на новом, советско-коммунистическом фундаменте.

– Идея необходимости союза интеллигенции и власти во имя блага Отечества.

Однако кардинальная проблема была в том, что вторая сторона идти на принципиальные компромиссы со сменовеховцами совсем не собиралась. Разве что лишь тактически, временно. В том числе и так называемые правые коммунисты, на которых поначалу рассчитывали Устрялов и иные авторы.

Полностью эту статью читайте в:

Смена Вех [1921] / Предисловие Ю.В. Пущаева. Переиздание под редакцией и послесловие М.А. Колерова. М.: Модест Колеров, 2021. 000 с. (Исследования по истории русской мысли. Т. 30).

[1] В поисках пути. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992. 381, [2] с.

[2] См. Сорокина М.Ю. “В Каноссу!”, или Как Сергей Чахотин вернулся в СССР // Природа. 2007. № 3. С. 69–77.

[3] Ключников. Ю. В. Смена вех // В поисках пути. Русская интеллигенция и судьбы России. C. 249.

[4] Бобрищев-Пушкин А. В. Новая вера. Там же. C. 335.

10 А. В. Квакин. Между белыми и красными. С. 8.

11 Квакин А. В. Там же. С. 12.

12 Цит. по: Квакин А. В. Между белыми и красными. С. 243.

14 См.: Дубровский А. М. Власть и историческая мысль в СССР. (1930–1950-е гг.). М., 2017. С. 34–58.

15 Романовский В. К. Жизненный путь и творчество Николая Васильевича Устрялова. М., 2009. С. 247.

19 Ленин В. И.. Полное собрание сочинений. Т. 45. М., 1970. С. 60.

Читайте также: