Институты прямой демократии кратко

Обновлено: 02.07.2024

В одних случаях это выражение воли народа может иметь обязательный (императивный) и окончательный характер, т. е. принятые им решения не требуют утверждения кем-либо. Соответствующие институты можно назвать императивными институтами непосредственной демократии. Сюда относятся:

1) императивный референдум (т.е. референдум, решение которого окончательно и не требует оформления актом органа государственной власти или местного самоуправления);

2) выборы депутатов и выборных должностных лиц;

3) отзыв народом (избирателями) своих, т. е. избранных им (ими), представителей.

В других случаях воля народа имеет так называемый консультативный характер. Консультативность в данном случае предполагает, что официальное окончательное решение принимает компетентный орган государства или орган местного самоуправления. Однако эти органы не могут пренебречь выраженной волей большинства и вынести решение, противоречащее этой воле. Консультативность также означает, что компетентный орган правомочен на выбор конкретной формулировки решения (отражающей, но не искажающей волю народа).

Соответствующие институты можно назвать консультативными институтами непосредственной демократии. К ним относятся:

1) опрос народа, или консультативный референдум;

2) всенародное (народное) обсуждение проектов правовых актов органов государственной власти или местного самоуправления, других важных вопросов чаще государственной, порой общественно-политической жизни;

3) публичные слушания как форма контакта (диалога) органов публичной власти с населением;

4) коллективные обращения граждан по вопросам общественного значения (петиции);

5) народные правотворческие инициативы;

6) российские общественные инициативы, реализуемые через специальные сайты в Интернете;

7) наказы избирателей.

Могут существовать и смешанные институты непосредственной демократии, которые сочетают в себе черты императивного и консультативного характера. Примером таких институтов непосредственной демократии являются собрания (сходы) граждан по месту их жительства.

Институты могут со временем трансформироваться, проявляясь как в императивной, так и консультативной форме. Это относится, например, к голосованию народа по вопросам жизни государства. Здесь имеет место и императивный референдум, и консультативный опрос.

К числу институтов непосредственной демократии в советский период относили отчеты депутатов перед избирателями. В наше время обязательные отчеты депутатов и выборных должностных лиц перед избирателями не проводятся, хотя они встречаются с избирателями и информируют их о своей работе, о деятельности представительных и иных органов власти. Нельзя исключать восстановления отчетов как конституционного института и в наши дни.

Ранее в законодательстве не говорилось о таких институтах непосредственной демократии, как коллективные обращения (петиции), народная правотворческая инициатива, теперь они предусматриваются на федеральном и региональном уровнях.

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Основные институты прямой непосредственной демократии:

2. Выборы - это участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды при помощи голосования представителей для выполнения государственных органов или органов местного самоуправления функций по осуществлению власти.

3. Собрания и сходы граждан - совместное присутствие групп и граждан в определенном месте и определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо проблем и вопросов.

4. Народная правотворческая инициатива - когда население муниципального образования в соответствии с его уставом имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, где проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения.

5. Публичные массовые мероприятия( митинги, демонстрации, уличные шествия, пикетирования) - это организованные или стихийно возникшие собрания групп людей в целях публичного выражения отношения к решениям или действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, привлечения внимания власти к каким-либо проблемам или выражение своих вглядов, настроений и тд.
6.Индивидуальные и коллективные обращения - граждане имеют право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления и к их должностным лицам, которые обязаны дать ответ по существу обращения граждан.

Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось :

" Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос ( референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик".

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос "Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновленной Федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?" В референдуме приняло участие 75.44% граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4% участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день - 17 марта 1991 года - прошел первый Всероссийский референдум о введении поста президента РФ. В нем приняло участие 75,09% граждан России, из них 69,85% поддержало это предложение.

Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом РФ был избран Борис Ельцин.

Согласно ч.3 ст.3 Конституции высшим непосредственным выражением воли народа является референдум и свободные выборы.

Референдум РФ - всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Конституционно-правовые основы организации и проведения референдумов урегулированы ФКЗ от 28 июля 2004 года "О референдуме РФ".

Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.

Институты выборов и референдумов носят во многом сходный характер:

1. Конституция РФ в равной мере защищает избирательные права граждан и право участвовать в референдуме. ( ч.2 ст.32)

2. Выборы и референдумы проводятся по одинаковой организационной основе.

3. У выборов и референдумов совпадают многие процедуры, такие как: образования избирательных участков, составление списков избирателей и тд.

4. Порядок голосования. Вне зависимости от того, насколько быстро и правильно была проведена агитация, подсчет голосов происходит в соответствии с ФКЗ.

Референдум как институт непосредственной демократии:

1. В зависимости от предмета референдума существует:

- конституционный( предметом является внесение изменения в Конституцию, либо принятие нового проекта Конституции)

- законодательный( предмет - принятие законопроекта, имеющего важное государственное значение, а также внесение изменений или отмена действующих законов)

- международно-правовой (проводится для решения вопросов, имеющих международно-правовое значение.Например, вступление в международные организации, ратификация, денонсация)

- административный (проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов).

2. После степени обязательности ( по характеру юридической силы):

- императивный( решения референдума обязательны)

- консультативный( проводится для выяснения мнения населения по тем или иным вопросам, и решения референдума не имеют обязательной силы)

Законодательство РФ предусматривает проведение только императивного референдума.

3. В зависимости от условий, необходимых для их проведения:

- обязательный( проводится по вопросам, прямо предусмотренных в Конституциях и законах)

- факультативный( проводится только при наличии инициативы, определенной законом субъектов)

4. По территории проведения:

- общегосударственный( то есть референдум РФ)

- региональный(проводится в пределах территории субъекта Федерации)

- местный(проводится в пределах административно-территориальных и муниципальных единиц)

5. По времени проведения:

- дозаконодательный( когда на референдум выносится законопроект, который после его одобрения на референдуме, получает силу закона)

- послезаконодательный( проводится в отношении акта, имеющего юридическую силу)

Референдум РФ - это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме по вопросам государственного значения.

Референдум проводится на основе прямого, равного и избирательного права. Референдум назначает Президент.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1. Не менее чем два миллионам граждан РФ, при этом место жительство не более 50 тысяч граждан должно находиться на территории РФ или за пределами территории РФ;

2. Конституционному Собранию - в случае предусмотренном ч.3 ст.135 Конституции РФ. (Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ);

3. Федеральным органам государственной власти.

Непосредственная демократия - это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Основные институты прямой непосредственной демократии:

2. Выборы - это участие граждан в осуществлении власти народа посредством выделения из своей среды при помощи голосования представителей для выполнения государственных органов или органов местного самоуправления функций по осуществлению власти.

3. Собрания и сходы граждан - совместное присутствие групп и граждан в определенном месте и определенное время для коллективного обсуждения и решения каких-либо проблем и вопросов.

4. Народная правотворческая инициатива - когда население муниципального образования в соответствии с его уставом имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, где проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения.

5. Публичные массовые мероприятия( митинги, демонстрации, уличные шествия, пикетирования) - это организованные или стихийно возникшие собрания групп людей в целях публичного выражения отношения к решениям или действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, привлечения внимания власти к каким-либо проблемам или выражение своих вглядов, настроений и тд.
6.Индивидуальные и коллективные обращения - граждане имеют право на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления и к их должностным лицам, которые обязаны дать ответ по существу обращения граждан.

Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось :

" Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос ( референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик".

Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос "Считаете ли Вы необходимым сохранение СССР как обновленной Федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?" В референдуме приняло участие 75.44% граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4% участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

В тот же день - 17 марта 1991 года - прошел первый Всероссийский референдум о введении поста президента РФ. В нем приняло участие 75,09% граждан России, из них 69,85% поддержало это предложение.

Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом РФ был избран Борис Ельцин.

Согласно ч.3 ст.3 Конституции высшим непосредственным выражением воли народа является референдум и свободные выборы.

Референдум РФ - всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения.

Конституционно-правовые основы организации и проведения референдумов урегулированы ФКЗ от 28 июля 2004 года "О референдуме РФ".

Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан РФ при тайном голосовании.

Институты выборов и референдумов носят во многом сходный характер:

1. Конституция РФ в равной мере защищает избирательные права граждан и право участвовать в референдуме. ( ч.2 ст.32)

2. Выборы и референдумы проводятся по одинаковой организационной основе.

3. У выборов и референдумов совпадают многие процедуры, такие как: образования избирательных участков, составление списков избирателей и тд.

4. Порядок голосования. Вне зависимости от того, насколько быстро и правильно была проведена агитация, подсчет голосов происходит в соответствии с ФКЗ.

Референдум как институт непосредственной демократии:

1. В зависимости от предмета референдума существует:

- конституционный( предметом является внесение изменения в Конституцию, либо принятие нового проекта Конституции)

- законодательный( предмет - принятие законопроекта, имеющего важное государственное значение, а также внесение изменений или отмена действующих законов)

- международно-правовой (проводится для решения вопросов, имеющих международно-правовое значение.Например, вступление в международные организации, ратификация, денонсация)

- административный (проводится по вопросам, не связанным с принятием, изменением или отменой нормативно-правовых актов).

2. После степени обязательности ( по характеру юридической силы):

- императивный( решения референдума обязательны)

- консультативный( проводится для выяснения мнения населения по тем или иным вопросам, и решения референдума не имеют обязательной силы)

Законодательство РФ предусматривает проведение только императивного референдума.

3. В зависимости от условий, необходимых для их проведения:

- обязательный( проводится по вопросам, прямо предусмотренных в Конституциях и законах)

- факультативный( проводится только при наличии инициативы, определенной законом субъектов)

4. По территории проведения:

- общегосударственный( то есть референдум РФ)

- региональный(проводится в пределах территории субъекта Федерации)

- местный(проводится в пределах административно-территориальных и муниципальных единиц)

5. По времени проведения:

- дозаконодательный( когда на референдум выносится законопроект, который после его одобрения на референдуме, получает силу закона)

- послезаконодательный( проводится в отношении акта, имеющего юридическую силу)

Референдум РФ - это всенародное голосование граждан РФ, обладающих правом на участие в референдуме по вопросам государственного значения.

Референдум проводится на основе прямого, равного и избирательного права. Референдум назначает Президент.

На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов.

Инициатива проведения референдума принадлежит:

1. Не менее чем два миллионам граждан РФ, при этом место жительство не более 50 тысяч граждан должно находиться на территории РФ или за пределами территории РФ;

2. Конституционному Собранию - в случае предусмотренном ч.3 ст.135 Конституции РФ. (Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ);

3. Федеральным органам государственной власти.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

3. Признаки демократии. Всеобщие институты демократии.

4. Формы демократии.

ПОНЯТИЕ ДЕМОКРАТИИ

Впервые демократия возникла в древнегреческих городах-государствах (полисах) в классический период их существования. Расцвет афинской рабовладельческой демократии приходится на V век до н.э. и связан прежде всего с именем Перикла. Критериями демократического общества в эту эпоху были:

- Возможность принятия главных решений всему свободными гражданами полиса большинством голосов;

- Занятие должностей по жребию;

- Периодические отчеты должностных лиц.

Но не следует отождествлять античную демократию с ее современными формами, поскольку реальная власть принадлежала не большинству населения, а только гражданам-собственникам земли полиса, составляющим меньшинство. Кроме того, отсутствовала идея автономной личности с защищенными от произвола большинства правами и свободами, лежащая в основе современной теории демократии.

2 Предпосылки демократии:

Ø Высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достичь общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов;

Ø Высокая степень развития общей и политической культуры общества, значительная социальная и политическая активность индивидов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту интересов демократии;

Ø Многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности, так как только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека, его, пусть даже и относительная, независимость от государства.

Сторонники первого тезиса утверждают, что частная собственность неизбежно порождает социально-экономическое неравенство и тем самым подрывает принцип равновесия граждан. Кроме того, в условиях частной собственности формируется крупный капитал, устанавливающий свое господство как в экономике, так и в политической сфере, что подрывает принцип большинства и равноправия. Таким образом, для демократии необходимо, чтобы граждане имели более или менее равный материальный уровень и жили в обществе, свободным от сверхбогатства и нищеты.

Сторонники второй точки зрения рассуждают следующим образом: только частная собственность реально обеспечивает свободу и независимость гражданина перед лицом государства, гарантируя выбор работы и профессии, обеспечивая неприкосновенность личности и имущества. Поэтому при демократическом режиме социально-экономическое неравенство возможно и неизбежно. Государство же должно обеспечить достаточный уровень защиты малоимущих.

3. ПРИЗНАКИ ДЕМОКРАТИИ:

Ø Признание народа источником власти и носителем суверенитета. Народный суверенитет выражается в том, что именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

Ø Равноправие граждан (правда, только формально-юридическое), равное участие граждан в политической жизни;

Ø Наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;

Ø Именно большинство, а не меньшинство выражает свою волю через институт демократии (принцип большинства);

Ø Право меньшинства на оппозицию (при подчинении решениям большинства);

Ø Политический плюрализм, т.е. наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, которые находятся в состоянии свободной конкуренции;

Ø Правовое государство;

Ø Система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

Ø Гласность в действиях государственных органов и должностных лиц, возможность беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных СМИ;

Ø Выборность основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

Ø Развитая система органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

Для того чтобы вышеперечисленные признаки могли быть воплощены в жизнь, необходимо существование всеобщих институтов демократии.

Всеобщие институты демократии – это организационные формы, с помощью которых реализуются демократические принципы. К ним относятся:

Ø Выборность высших органов государства, без которой невозможно выявить волю большинства и организовать нормальное функционирование демократического режима;

Ø Ответственность или отчетность выборных органов перед избирателями или их уполномоченными (депутатами);

Ø Сменяемость состава выборных государственных органов по истечении срока их полномочий.

ФОРМЫ ДЕМОКРАТИИ

Выделяют две формы демократии в соответствии со способом осуществления народом своей власти: прямую (непосредственную) или косвенную (представительную).

Институтами прямой демократии, в рамках которой народ непосредственно принимает политические решения и осуществляет свою власть, являются выборы и референдумы. К ним же можно отнести собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, обращения в органы власти и народное обсуждение важнейших вопросов. Поэтому все институты непосредственной демократии можно разделить на:

А) имеющие окончательное, общеобязательное значение (выборы, референдумы),

Б) имеющие консультативное значение (все остальные). Представительная демократия подразумевает возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей в различных государственных органах. Особую роль среди них играет парламент – высший законодательный и представительный (выборный) орган власти в стране.

Конституция РФ 1993 года закрепляет еще одну форму народовластия – систему органов местного самоуправления. Они отдельны от органов власти на местах и обеспечивают участие населения в принятии решений, носящих локальный характер.

ТЕМА 12 ИНСТИТУТЫ ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ

1Понятие избирательной системы общества.

2Избирательный процесс и его стадии.

3Пропорциональная и мажоритарная системы распределения мандатов.


Непосредственная демократия (прямая демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются и принимаются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа. Может существовать как отдельная целостная форма (Древняя Греция V и IV веков до н. э.), так и в виде самостоятельно-встроенного элемента в другие демократические системы.

Содержание

Характеристика непосредственной демократии

По формулировке, данной профессором М. Ф. Чудаковым:

непосредственная демократия — это совокупность способов и форм, при помощи которых личность или коллектив могут самостоятельно включаться в процесс принятия общеобязательных решений, либо участвовать в формировании и функционировании представительной системы, либо оказывать влияние на выработку государственной политики.

Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государсвенного управления).

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).

Недостатком прямой демократии являются сложность с её применением на больших территориях: сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования.

Соотношение непосредственной демократии и представительной

Непосредственную демократию отличают от представительной демократии где осуществление законодательных и контрольных функций производится через избранные народом представительные органы и специальные институты.

Главными особенностями представительной демократии является передача определенных функций (полных или частичных) законотворчества и контроля со стороны граждан - представительным органам. В отличии от прямой демократии - это позволяет наиболее быстро решать глобальные стратегические вопросы общего характера.

Главными недостатками выборной представительной демократии по сравнению с прямой — подверженность коррупции, борьба за власть и контроль за финансовыми потоками, манипуляции общественным мнением и частым нарушением Прав и Свобод Человека при недостаточной защите их в законодательстве государств.

В политической истории встречались ситуации использования институтов непосредственной демократии в ущерб представительной и наоборот.

В идеальной форме представительная демократия существует только в ограниченном круге развивающихся государств, современная тенденция построения наиболее развитых обществ предполагает встроенный в нее институт прямой демократии, уровень которой в каждом отдельном случае имеет специфические особенности.

Формы прямой демократии

Наиболее распространенными формами прямой демократии являются:

    — всенародное голосование по тем или иным вопросам общественно-политической жизни, инициированное гражданами;
  • законодательная инициатива граждан (народная законодательная инициатива) — внесение законопроекта гражданами по собственной инициативе с обязательством представительного органа власти его рассмотреть;
  • встречное предложение — право определенного количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума.
  • к процедурам прямой демократии иногда относят также процедуры досрочного отзыва депутатов.

К непосредственной демократии тесно примыкают иные формы политического участия, которые не дают права прямого решения вопросов государственной жизни, но позволяют оказывать влияние на процесс принятия таких решений.

Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

Исторические формы прямой демократии

Почётный член АН СССР Николай Иванович Кареев (1850—1931) так описывал проявление непосредственной демократии [2] :

Самый замечательный опыт организации свободного демо­кратического государства сделан был Афинами V и IV вв. до Р. X., и этот опыт может считаться вообще характеристичным для античного народовластия. Во-первых, демократия в древнем мире, как было уже сказано, была непосредственной, то есть в политической власти участвовал весь народ лично, так как граждане для решения государственных вопросов сами сходились на общее вече.

Также народные вече — были одной из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств.

Непосредственная демократия в современных государствах

Россия

Обе формы осуществления власти — непосредственная и представительная — отнесены Конституцией России [3] к основам конституционного строя:

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

— ст. 3 Конституции РФ

Праву народа соответствует конституционное право каждого гражданина РФ участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей:

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

— ст. 32 Конституции РФ

В Конституции РФ особо подчеркнута роль непосредственной демократии для местного самоуправления:

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

— Ст. 130 Конституции РФ

Порядок проведения референдумов в России регулируется Федеральным конституционным законом [4] .

Прямая демократия в идеологии

Прямое (непосредственное) народовластие является одним из главных элементов прямой демократии. Этот элемент так-же является одной из основ либертарной (анархо-коммунистической, анархо-синдикалистской) идеологии, исходящей из принципа самостоятельного решения людьми своих проблем, без какой бы то ни было опоры на государственные представительные институты.

Главной идеологической основой для существования прямой демократии в любом государстве являются Права Гражданина (свобода для принятия конкретных решений) и их Защита, без которых прямая демократия не в состоянии осуществляться. Отсутствие Защиты или недостаточная Защита даже при наличии самого Права ведет к сужению или полному отмиранию института прямой демократии.

Читайте также: