Информационный ресурс и его составляющие кратко
Обновлено: 05.07.2024
Информационный ресурс — данные в любом виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей. Например, это может быть файл, документ, веб-сайт, фотография, видеофрагмент. Для информационных ресурсов в Интернете характерно определённое время жизни и доступность более, чем одному пользователю.
Также информационным ресурсом можно назвать отдельно взятый сайт, портал или несколько интернет-проектов. Информационный ресурс в Интернете может быть узкой (специализированной) направленности (например онлайновый словарь или сайт биржевых новостей), или общетематический.
"Информационный ресурс" - это отдельные документы или отдельные массивы документов, документы или массивы документов в информационных системах.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Информационный ресурс" в других словарях:
Информационный ресурс — совокупность отдельных документов, массивов документов, обычно структурированных в базы данных и используемых определенной информационной системой. Источник: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Москвы от 14.06.2005 N 439 ПП О ДАЛЬНЕЙШЕМ ПРОВЕДЕНИИ… … Официальная терминология
информационный ресурс — 3.2 информационный ресурс (information resource): Любой объект, который можно идентифицировать (такое же определение в рекомендации Интернет RFC 2396 [1]). Примечание В данном определении подразумеваются объекты, используемые для хранения и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Информационный ресурс адресной программы — 3. Информационный ресурс адресной программы (далее информационный ресурс) представляет собой совокупность сведений об объектах капитального строительства, мероприятиях (укрупненных инвестиционных проектах), объектах недвижимости, подлежащих… … Официальная терминология
внешнее воздействие на информационный ресурс — Фактор опасности, вызываемый стихийными бедствиями, мощными электромагнитными излучениями или диверсионными актами и приводящий к нарушению целостности информации или ее блокированию. [Домарев В.В. Безопасность информационных технологий.… … Справочник технического переводчика
информационный — 3.1.24 информационный (informative): По ИСО/МЭК 14252. Источник: Р 50.1.041 2002: Информационные технологии. Руководство по проектированию профилей … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Информационный менеджмент — Информационный менеджмент это специальная область менеджмента, выделившаяся как самостоятельное направление в конце 70 х гг. XX века. Содержание 1 Сфера и задачи 1.1 Сфера информационного менеджмента … Википедия
Исаакиевская площадь — Координаты: 59°55′55″ с. ш. 30°18′31″ в. д. / 59.931944° с. ш. 30.308611° в. д. … Википедия
Информационные ресурсы; понятие — Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Информационные ресурсы; понятие, сущность, структура Ресурсы это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. В настоящее время учёные и практики… … Википедия
Электронные деньги — (Electronic money) Электронные деньги это денежные обязательства эмитента в электронном виде Все, что нужно знать об электронных деньгах история и развитие электронных денег, перевод, обмен и вывод электронных денег в различных платежных системах … Энциклопедия инвестора
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ – это объем информации (документы, знания, произведения искусства, литературы и т.п.), используемой на производстве, в науке и технике, в повседневной жизни людей специально организованной в информационных системах (в виде архивов и библиотек безбумажных документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ) и обрабатываемой на ЭВМ.
Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.
Информационные ресурсы, рассматриваемые в масштабе всей страны, называются НАЦИОНАЛЬНЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ. Именно они в последнее время все больше определяют ее научно-технический прогресс, научный потенциал и экономическую мощь.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ это совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Он должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг. ИНФОРМАЦИОННАЯ УСЛУГА – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.
БАЗА ДАННЫХ – совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний
С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.
Начиная с середины 70–х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
Составляющие рынка информационных продуктов и услуг (информационного рынка) можно представить пятью секторами (рис. 1.2).:
1–й сектор – деловая информация (биржевая, финансовая, статистическая; коммерческая).
2–й сектор – информация для специалистов (профессиональная, научно–техническая информация, доступ к первоисточникам)
4–й сектор – услуги образования.
5–й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства (программные продукты, технические средства, услуги по разработке и сопровождению информационных систем и технологий, консультирование по различным аспектам информационной индустрии, подготовка источников информации).
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее.
Базовым юридическим документом в этой сфере является закон "Об информации, информатизации и защите информации", принятый Государственной думой 25 января 1995 г. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:
как материальный продукт, который можно покупать и продавать;
как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.
Термин информатика возник в 60-х гг. во Франции для названия области знаний, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин informatigue (информатика) образован путем слияния слов information (информация) и automatigue (автоматика) и означает "информационная автоматика или автоматизированная переработка информации". В англоязычных странах этому термину соответствует термин computer science (наука о компьютерной технике) или более широкий computing, который наряду с computer science включает computer engineering (проектирование компьютеров), software engineering (разработку программ), а также information systems (информационные системы).
Информатика выделилась как самостоятельная область человеческой деятельности и получила мощный импульс в своем развитии после появления микропроцессорной техники, персональных компьютеров. Именно в середине 70-х гг. в сферу интересов информатики вошли вопросы, связанные и с разработкой новой ВТ и с методами и средствами передачи и обработки информации.
В нашей стране подобная трактовка термина "информатика" утвердилась с момента принятия в 1983 г. на сессии годичного собрания Академии наук СССР решения об организации нового отделения информатики, вычислительной техники и автоматизации. Информатика трактовалась как "комплексная научная и инженерная дисциплина, изучающая все аспекты разработки, проектирования, создания, оценки и функционирования основанных на ЭВМ систем переработки информации, их применения и воздействия на различные области социальной практики".
Информатику в узком смысле можно представить как состоящую из трех взаимосвязанных частей – технических средств (hardware), программных средств (software), алгоритмических средств (brainware).
Информатика в широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки, техники и производства, связанных с переработкой информации с помощью компьютеров и телекоммуникационных средств связи во всех сферах человеческой деятельности.
Современная информатика представляет собой объединение, например, таких областей знаний, как
· архитектура и организация ЭВМ;
· распределенная обработка информации;
· языки программирования и разработка программ (программная инженерия);
· организация баз данных;
Информатика существует не сама по себе, а является комплексной научно-технической дисциплиной, призванной создавать новые информационные техники и технологии для решения проблем в других областях, причем спектр приложений информатики весьма широк. Это и наука, и военное дело, и промышленность, и административное управление, и медицина и т.д. Информатика развивается исключительно высокими темпами и во многом обуславливает научно-технический прогресс.
ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ И НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
В настоящее время методы и средства информатики материализуются и доходят до потребителя в виде так называемой новой информационной технологии (НИТ), под которой подразумевается совокупность информационных процессов, реализуемых на базе современных средств ВТ и телекоммуникационных средств связи.
Дадим определение информационной технологии (ИТ).
Технология материального производства изменяет качество или первоначальное состояние материи в целях получения материального продукта (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Информационная технология как аналог технологии переработки материальных ресурсов
Информация является одним из ценнейших ресурсов общества наряду с такими традиционными материальными видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. Тогда справедливо следующее определение.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, передачи, хранения, обработки первичной информации для получения информации нового качества (информационного продукта) о состоянии объекта, процесса или явления.
Цель технологии материального производства - выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.
Цель информационной технологии - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.
Таким образом, в ходе информационных процессов в роли предметов труда выступает не сырье или полуфабрикат, а информация. Причем, если речь идёт о НИТ, то предметом труда является информация в формализованном виде – данные.
Составные части НИТ и наиболее важные области ее действия представлены на рис.1.6.
Рис. 1.6. Составные части и основные области применения НИТ.
Помимо этих традиционных сфер применения НИТ, в последнее время потребителями НИТ становятся практически все области человеческой деятельности, где требуется использование больших массивов информации и значительных вычислительных ресурсов: социология, психология, лингвистика, биология, медицина, криминалистика и другие.
Реализация технологического процесса материального производства осуществляется с помощью различных средств, к которым относятся: оборудование, станки, инструменты, конвейерные линии и т.п.
По аналогии и для информационной технологии должно быть нечто подобное. Такими средствами производства информации будет являться техническое (аппаратное) и программное обеспечение этого процесса. С их помощью производится переработка первичной информации в информацию нового качества. Выделим отдельно из этих средств программные продукты и назовем их программными средствами (программным инструментарием) информационной технологии. Определим это понятие.
Программный инструментарий информационной технологии – это один или несколько взаимосвязанных программных продуктов для определенного типа компьютера, технология работы в котором позволяет достичь поставленную пользователем цель.
В качестве инструментария можно использовать следующие распространенные виды программных продуктов для персонального компьютера: текстовый процессор (редактор), настольные издательские системы, электронные таблицы, системы управления базами данных, электронные записные книжки, электронные календари, информационные системы функционального назначения (финансовые, бухгалтерские, для маркетинга и пр.), экспертные системы и т.д.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС И ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ – это объем информации (документы, знания, произведения искусства, литературы и т.п.), используемой на производстве, в науке и технике, в повседневной жизни людей специально организованной в информационных системах (в виде архивов и библиотек безбумажных документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ) и обрабатываемой на ЭВМ.
Информационные ресурсы страны, региона, организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.
Информационные ресурсы, рассматриваемые в масштабе всей страны, называются НАЦИОНАЛЬНЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ. Именно они в последнее время все больше определяют ее научно-технический прогресс, научный потенциал и экономическую мощь.
Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
· сформировать мировой и внутригосударственный рынок информационных услуг;
· образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к которым возможен сравнительно недорогой доступ;
· повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах, банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счет своевременного использования необходимой информации.
Информационные ресурсы являются базой для создания информационных продуктов. ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОДУКТ это совокупность данных, сформированная производителем для распространения в вещественной или невещественной форме. Он должен быть зафиксирован на материальном носителе любого физического свойства в виде документов, статей, обзоров, программ, книг и т.д.
Информационный продукт может распространяться такими же способами, как и любой другой материальный продукт, с помощью услуг. ИНФОРМАЦИОННАЯ УСЛУГА – получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов.
Информационные услуги возникают только при наличии баз данных в компьютерном или некомпьютерном варианте.
БАЗА ДАННЫХ – совокупность связанных данных, правила организации которых основаны на общих принципах описания, хранения и манипулирования данными.
Базы данных являются источником и своего рода полуфабрикатом при подготовке информационных услуг соответствующими службами. Базы данных, хотя они так и не назывались, существовали и до компьютерного периода в библиотеках, архивах, фондах, справочных бюро и других подобных организациях. В них содержатся всевозможные сведения о событиях, явлениях, объектах, процессах, публикациях и т.п. содержащие разные виды информации по всевозможным отраслям знаний
С появлением компьютеров существенно увеличиваются объемы хранимых баз данных и соответственно расширяется круг информационных услуг.
Начиная с середины 70–х гг. с созданием национальных и глобальных сетей передачи данных ведущим видом информационных услуг стал диалоговый поиск информации в удаленных от пользователя базах данных.
Составляющие рынка информационных продуктов и услуг (информационного рынка) можно представить пятью секторами (рис. 1.2).:
1–й сектор – деловая информация (биржевая, финансовая, статистическая; коммерческая).
2–й сектор – информация для специалистов (профессиональная, научно–техническая информация, доступ к первоисточникам)
4–й сектор – услуги образования.
5–й сектор – обеспечивающие информационные системы и средства (программные продукты, технические средства, услуги по разработке и сопровождению информационных систем и технологий, консультирование по различным аспектам информационной индустрии, подготовка источников информации).
Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее.
Базовым юридическим документом в этой сфере является закон "Об информации, информатизации и защите информации", принятый Государственной думой 25 января 1995 г. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:
· как материальный продукт, который можно покупать и продавать;
· как интеллектуальный продукт, на который распространяется право интеллектуальной собственности, авторское право.
Информационные ресурсы определяются как:
- документы и их массивы, расположены в информационных системах (например, библиотеках, фондах, архивах, депозитариях, базах данных, музейных хранениях);
- совокупность информации, которая организована с целью эффективного получения достоверных данных.
Главная особенность информационных ресурсов состоит в том, что чем быстрее их расходуют, тем активнее они растут.
Виды информационных ресурсов
Все ресурсы информации делятся на негосударственные или государственные базы данных.
Информационные ресурсы по своей специфике образования делятся на:
- производственные, естественные или социально-экономические;
- искусственные, то есть созданы человеческим умом в процессе научной деятельности.
В зависимости от области применения информационные ресурсы классифицируются на:
- социально-экономические;
- научно-технические;
- культурные;
- правовые;
- развлекательные;
- образовательные.
Информационные ресурсы могут принадлежать как отдельному человеку (то есть физическому лицу), так и определенной компании, органам управления государства, общественным объединениям, органам местного саморегулирования, должностным лицам или, например, государству в целом.
По категории доступа ресурсы данных могут быть открытыми или иметь ограниченный доступ (то есть являться конфиденциальной или государственной тайной).
По характеру содержания ресурсы информации классифицируются на:
В качестве держателей информационных ресурсов выступают:
- средства массовой информации;
- интернет;
- библиотеки.
Поэтому согласно методу организации хранения ресурсы информации делятся на:
- массивы документов;
- архивы;
- фонды документов;
- журналы, книги, газеты;
- автоматизированные формы.
Особенности информационных ресурсов
Правовой режим ресурсов информации устанавливается следующими важными критериями:
- Базы данных всегда предоставляются в виде документированной информации на любом носителе.
- На информационные ресурсы в обязательном порядке установлено право собственности.
- Определяется степень открытости данных применительно к каждому объекту ресурсов информации.
- Гарантируется защита информационных ресурсов.
Владелец ресурсов информации по своему усмотрению может свободно распоряжаться ними, ограничивать или разрешать доступ к данным, передавать ресурсы другим лицам.
Информационные ресурсы определяются как:
- документы и их массивы, расположены в информационных системах (например, библиотеках, фондах, архивах, депозитариях, базах данных, музейных хранениях);
- совокупность информации, которая организована с целью эффективного получения достоверных данных.
Главная особенность информационных ресурсов состоит в том, что чем быстрее их расходуют, тем активнее они растут.
Виды информационных ресурсов
Все ресурсы информации делятся на негосударственные или государственные базы данных.
Информационные ресурсы по своей специфике образования делятся на:
- производственные, естественные или социально-экономические;
- искусственные, то есть созданы человеческим умом в процессе научной деятельности.
В зависимости от области применения информационные ресурсы классифицируются на:
- социально-экономические;
- научно-технические;
- культурные;
- правовые;
- развлекательные;
- образовательные.
Информационные ресурсы могут принадлежать как отдельному человеку (то есть физическому лицу), так и определенной компании, органам управления государства, общественным объединениям, органам местного саморегулирования, должностным лицам или, например, государству в целом.
По категории доступа ресурсы данных могут быть открытыми или иметь ограниченный доступ (то есть являться конфиденциальной или государственной тайной).
По характеру содержания ресурсы информации классифицируются на:
В качестве держателей информационных ресурсов выступают:
- средства массовой информации;
- интернет;
- библиотеки.
Поэтому согласно методу организации хранения ресурсы информации делятся на:
- массивы документов;
- архивы;
- фонды документов;
- журналы, книги, газеты;
- автоматизированные формы.
Особенности информационных ресурсов
Правовой режим ресурсов информации устанавливается следующими важными критериями:
- Базы данных всегда предоставляются в виде документированной информации на любом носителе.
- На информационные ресурсы в обязательном порядке установлено право собственности.
- Определяется степень открытости данных применительно к каждому объекту ресурсов информации.
- Гарантируется защита информационных ресурсов.
Владелец ресурсов информации по своему усмотрению может свободно распоряжаться ними, ограничивать или разрешать доступ к данным, передавать ресурсы другим лицам.
Читайте также: