Слушатель это в музыке кратко
Обновлено: 04.07.2024
Понятие это, конечно, крайне неопределенное. Не зря социологи, исследующие проблемы музыкальной культуры, делят слушателей на множество категорий.
— По какому принципу?
— По принципу различий в отношении к музыке.
Одни слушатели стремятся к встрече с музыкой, другие - ее избегают. Одни имеют профессиональную подготовку, другие - общекультурную, третьи - никакой. Одни имеют слуховую и эмоциональную предрасположенность, другие - нет. Одним нравится слушать то, что уже хорошо знакомо, другие - наоборот, хотят узнать побольше новой музыки. Но и это еще не все. Слушатели различаются по возрасту: дети и взрослые не могут воспринимать музыку одинаково. Да и взрослые - это три разных поколения. Слушатели, конечно, подразделяются по принадлежности к той или иной национальной культуре. Ведь впитанные с детства традиции - это основа основ отношения к музыке.
— Все это хорошо и научно. Но как же быть в реальной жизни со всеми этими категориями? Нельзя же распространять музыку по каждой категории в отдельности! И радио и концерт обращены ко всем.
— У радио есть выключатель, да и концерт, и пластинки, и обучение музыке - дело добровольное.
— Насчет обучения я бы не сказал. Меня лично родители и в музыкальную школу привели, и учиться в ней заставили.
— За детей многое решают родители, в том числе и это. Но они-то это делают добровольно!
— Ну хорошо. С теми, кто любит, знает, понимает и предрасположен, - все понятно. Они и есть слушатели.
— Да, и при том активные.
— Значит, остальные: те, кто не любит, не знает, не понимает, не предрасположен, - пассивные? Как же превратить пассивных слушателей в активных?
— Потребителями духовных и культурных ценностей люди становятся в результате просвещения. Просвещение - это условие для развития любого общества.
— Почему-то от этого просвещения всегда скука берет.
— Просвещение - это не только назидательные лекции, которые ты, по-видимому, имеешь в виду. Культурная информация заключена в книгах и журналах, радио и телепередачах. Нужно лишь не избегать ее.
Если в книге Марины Влади вы не пропустите эпизод о том, как Высоцкий был в гостях у Рихтера, - вам, безусловно, захочется попасть на концерт великого пианиста современности. Если бы все услышали джазовую импровизацию Билла Клинтона, - вероятно, с большим интересом отнеслись бы к джазу. Как жаль, что Джон Леннон не оставил высказываний о красоте классической музыки! В этом случае проблема приобщения нашей молодежи к высокому искусству была бы решена. Но ему и в голову не могло прийти, что серьезное музыкальное искусство нуждается в защите и агитации. Английские слушатели, в том числе и молодежь, с огромным энтузиазмом заполняют многотысячные концертные залы, чтобы послушать, предположим, современную симфоническую музыку или выступление молодого музыканта. Страстное увлечение рок-музыкой огромной части молодежи никак не противоречит уважительному и даже трепетному отношению к классике. Не противоречит это и деятельности рок-музыкантов, лучшие из которых имеют профессиональное, нередко консерваторское образование. И это слышно в их музыке.
— Почему у нас возникло это "или - или"?
— Видимо, потому, что рок-музыку, как и джаз, слишком долго запрещали, объясняя, что рок - это плохо, а вот классика - это хорошо, будьте паиньками и слушайте только классику. Это вызывало естественный и бурный протест у двух поколений нашего общества. А классике, из которой сделали пугало, был нанесен огромный моральный ущерб. Этот стереотип мышления действует до сих пор. Но теперь он еще подкрепляется и материально. Когда поняли, какой вред нанесли запреты, их сняли с рок-музыки. Но восстанавливая ее в правах, стали усиленно финансировать. В то время как классика осталась в прежнем положении и в результате - далеко позади рок-музыки. Средства, затраченные на видеоклип рок-ансамбля, не снились лучшему симфоническому оркестру или хору. Все это определяет престиж двух этих насильно поссоренных сфер в глазах публики. Вот и приходится начинать все с начала, объяснять с азов, что такое хорошо, что такое плохо.
Цель урока: Формирование знаний студентов о том, что значит услышать музыку.
- проигрыватель,
- грамзапись,
- карточки с изображением музыкальных инструментов,
- репродукции картин с изображением музыкантов,
- краски,
- кисти,
- листы бумаги (по числу студентов),
- баночки с водой,
- портрет композитора.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного:
- вызвать трех студентов и раздать карточки с изображением музыкальных инструментов;
- студенты должны определить, какие из представленных инструментов принадлежат симфоническому оркестру, оркестру народных инструментов, детскому оркестру;
- карточки с иллюстрациями инструментов должны быть представлены группе, ответы обоснованы.
- предложить вниманию студентов репродукции картин различных эпох с изображением людей, музицирующих на разных музыкальных инструментах
- с помощью наводящих вопросов определить: их принадлежность к эпохе, народной или профессиональной музыке (Приложение №1);
- по внешнему виду инструментов определить их название и исполнителей;
- сопоставить звучание народных инструментов и профессиональных: свирель - флейта, гусли - арфа - фортепиано;
- попытаться описать чувства исполнителей;
- выбрать карточку, характеризующую эмоционально-образное содержание музыки.
Вывод: изображая какие-либо конкретные явления жизни, музыка всегда выражает настроения, переживания, чувства. Различие же этих эмоциональных состояний является чрезвычайно важным для понимания сущности.
4. Углубление в тему.
- Кто такой слушатель?
- Я хочу уточнить ответ: слушает или слышит?
- Что значит услышать музыку?
- Где мы можем услышать музыку?
- Как мы можем услышать музыку?
- Какую мы можем услышать музыку?
- эстрадную.
- классическую.
- духовную.
- Какую музыку мы любим слушать?
- Всю эстрадную музыку мы любим одинаково?
- Делим музыку по каким-то критериям?
- Что определяем, прежде всего?
- узнаваема (мелодия, исполнитель, название).
- близка по эмоциональному состоянию, жизненному опыту.
- понятна (по содержанию).
- А ведь вы не все знаете иностранный язык, не все можете перевести текст песни. Но мы любим иностранную музыку. А как быть с любителями серьезной музыки, почитателями джаза? Какая музыка нужнее и кому? Как вы это объясните?
Вывод: так что же значит услышать музыку? Это значит - внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, различать, познавать, оценивать. Это искусство слышать различные человеческие состояния: музыка радости и печали, музыка тревоги и покоя и т. д.
5. Знакомство с творчеством Петра Ильича Чайковского.
- портрет.
- краткая биография.
- справка о творчестве.
6. Вступительная беседа к слушанию музыки.
- Как вы думаете: все дети любят играть? (все или почти все).
- С чем играют мальчики? (с лошадками, машинками).
- А девочки с чем играют? (с куклами).
- Как они играют? (они разговаривают с ними, гуляют, баюкают. ).
7. Слушание музыки. Грамзапись.
8. Беседа-анализ.
- Чьи чувства передает музыка: куклы или хозяйки?
(Выслушать и обобщить мнения студентов).
9. Практическая работа:
Вы прослушали две пьесы П. И. Чайковского. Попробуйте цветом передать настроение. Подумайте, каким тонам соответствует веселое, радостное настроение, а каким - грустное, печальное.
- раздать студентам краски, кисти, бумагу, баночки с водой;
- попросить выразить цветом настроение прослушанного произведения на основе их ассоциаций, музыкальных впечатлений и душевного состояния.
10. Домашнее задание.
11. Итог урока.
Оценить работу студентов.
Вывод: Музыкально-грамотный слушатель - это человек, который способен воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и отражающее её. Он может эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого, на слух определить характер музыки и характер её исполнения, а, возможно, и стиль композитора. Всему этому мы будем постепенно учиться, накапливая музыкально-слуховой опыт.
Музыка – самый мощный по воздействию вид искусства и мир радостных переживаний. Музыка зародилась еще в древние века от примитивных ударных и тростниковых дудочек до современных инструментов, за счет огромной любви человека к ритму и мелодичным звукам.
Музыка помогает открыть душу, подбодрить нас в трудную минуту и напомнить о счастливых моментах жизни. Музыка в нашей жизни занимает важное место, и множество людей даже не мыслят жизни без нее.
Слушая музыку, некоторые люди в словах находят свою личную историю из жизни, из-за чего появляются чувства и мысли, которые мы переживаем во время композиции.
Музыка – это универсальный язык общения. И каждый человек выбирает по своему вкусу направление музыки, у каждого могут быть свои направления. Кому-то нравится музыка популярных исполнителей или классическая, кто-то любит инструментальную или тяжелый металл. Кто-то посещает концерты, клубы, вечеринки чтобы расслабиться послушать любимую музыку, а кто-то а кто-то не расстается с плеером и слушает песни везде: в транспорте, дома, на прогулке.
Красивые мелодии, классическая музыка, звуки природы прекрасно расслабляют и снимают стресс. Патриотические песни, гимны, марши вселяют в людей веру в светлое будущее. Песенки из детских фильмов настраивают на позитив, дарят радость. Значит, музыка нужна для души и повышения чувственности.
Создателем и исполнителем музыка помогает донести до слушателей свое видение мира. Слушатели наслаждаются прекрасным, разделяют чувства создателей музыки.
Всем нужна музыка для счастья и красоты. Деятелем искусства – чтобы получать вдохновение. Режиссёрам – чтобы подчеркнуть особенности состояния героев. Врачам – чтобы избавить пациентов от чувства тревоги, депрессии, бессонницы. Учителям – чтобы воспитывать чувство прекрасного.
Музыка нужна чтобы не чувствовать себя одиноко, даже находясь в полном одиночестве.
Музыка – это мир ярких и радостных переживаний.
Прикреплённые файлы:
Ну к примеру Крутой сочинил музыку, исполнил на рояле и слышал что исполнял.
Композитор — это тот, кто соченил и написал определённую песню, исполнитель — это тот, кто эту песню исполнил (чаще всего исполнителей несколько), а слушатель — это тот, кто потом эту песню будет слушать.
Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.
Читайте также: