Жанры драматического искусства кратко

Обновлено: 30.06.2024

Драматургия зародилась еще в античные времена. Уже тогда возникли два важнейших драматических жанра – трагедия и комедия. Основным конфликтом в трагедии уже тогда был конфликт в душе главного героя между долгом и совестью. Однако античная

Драма имела свои отличительные особенности, самая главная из которых – идея фатума, предопределенности, судьбы. Важную роль в античной драме играл хор – он формулировал отношение зрителей к происходящему на сцене, подталкивал их к сопереживанию (т. е. зрители как бы сами

являлись участниками действия). Комедия строилась в основном на бытовых сюжетах, в основе сюжета лежали забавные недоразумения, ошибки, комические случаи и проч. В средние века христианская церковь способствует возникновению новых жанров драмы – литургическая драма, мистерия, миракль, моралите, школьная драма.

В XVIII веке драма сформировалась как жанр (см. ниже), распространились также мелодрамы, фарсы, водевили. В эпоху классицизма формулируются особые правила драматургии, основным из которых было так называемое “единство места, времени и действия” (см. раздел “Классицизм”). В современной драматургии

все большее значение приобретает такой жанр, как трагикомедия. Драма последнего столетия включает в себя и лирическое начало – так называемые “лирические драмы” (М.

Метерлинк и А. Блок).

В драматургии традиционно выделяют три основных жанра: трагедию, комедию и драму.

1. Трагедия – жанр, показывающий действительность и изображаемые характеры в их трагическом становлении. Для трагедии характерен так называемый трагический конфликт. События приводят героя трагедии к тому, что например, его представления о долге вступают в противоречия с его понятиями о совести, с его личными чувствами и т. д. Эти противоречия не могут быть разрешены самим героем, поэтому они носят название “трагических”.

Попытка разрешить их обычно приводит героя к гибели – естественному выходу из тупиковой ситуации. Основной пафос трагедии заключен не в ее сюжете, не в содержании конфликта, а в том, как герой пытается разрешить неразрешимые противоречия. Именно поэтому пафос трагедии, как правило, героический.

Понятие о трагических противоречиях очень часто связано с понятием о трагической вине главного героя. Вступив на путь разрешения неразрешимого, главный герой совершает действия, усугубляющие его внутренний разлад, чем большие усилия он прикладывает к тому, чтобы выйти из конфликта, тем острее становится этот конфликт. В этой связи возникает идея предопределения, фатума, обреченности.

Например, трагедия Шекспира “Гамлет”. Долг призывает Гамлета отомстить за отца, но его понятия о гуманности, его лю

Бовь к матери и Офелии вступают в противоречие с необходимостью мстить. Вступив на путь мести, Гамлет, желая убить Клавдия (нового короля), убивает Полония (отца своей возлюбленной). Теперь на нем лежит трагическая вина, усугубляющаяся тем, что Офелия сходит с ума и кончает жизнь самоубийством (в результате тех же трагических противоречий – в ней борются долг по отношению к отцу и любовь к Гамлету), а Лаэрт (ее брат) клянется отомстить Гамлету за кровь отца. Вследствие своей клятвы Лаэрт становится слепым орудием в руках Клавдия (в этом состоит трагическая вина Лаэрта), а потом погибает.

Клавдий, пытаясь избавиться от Гамлета, подкупает его друзей – Розенкранца и Гильдестерна, которые погибают из-за того, что предали своего друга, Гамлета (в этом их трагическая вина). На матери Гамлета также лежит трагическая вина – она потворствовала убийце, именно поэтому она погибает, выпив яд вместо Гамлета.

2. Комедия – жанр, в котором характеры, ситуации и действие представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Вплоть до классицизма под комедией подразумевалось произведение, противоположное трагедии, с обязательным счастливым концом, ее герои, как правило, были из низшего сословия (см. статью “Классицизм”). Долгое время комедия считалась “низким жанром” , и только в эпоху Просвещения (начиная с Мольера) это было нарушено признанием “среднего жанра”, так называемой “мещанской драмы”. В XIX и особенно в XX веке комедия – свободный и весьма разноликий жанр.

Комедия устремлена в первую очередь к осмеянию безобразного (“недолжного”, противоречащего общественному идеалу или норме): герои комедии внутренне несостоятельны, несообразны, не соответствуют своему положению, предназначению и этим приносятся в жертву смеху, который и развенчивает их, выполняя тем самым свою “идеальную” миссию. Однако и в острой социальной комедии (например, в “Горе от ума” Грибоедова) изображение человеческих страданий (“мильон терзаний” Чацкого) допустимо лишь в определенной мере; иначе сострадание вытесняет смех и комедия преобразуется в драму.

3. Драма – подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель – не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. Подобно трагедии, драма тяготеет к воссозданию острых противоречий, но вместе с тем ее конфликты не настолько напряжен – ны и неразрешимы и допускают возможность благополучного окончания, а ее характеры не столь исключительны. Как самосто

Ятельный жанр драма возникает в XVIII веке у просветителей (“мещанская драма” во Франции и Германии); ее интерес к социальному укладу и быту, нравственным идеалам демократической среды, к психологии “среднего человека” способствовал укреплению реалистических начал в европейском искусстве. В процессе развития драмы ее внутренний драматизм сгущается, благополучная развязка встречается все реже, герой остается обычно в разладе с обществом и самим собой (“Гроза”, “Бесприданница” Островского, пьесы Чехова, Горького). Драма XIX-XX вв. является преимущественно психологической.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



1. Виды жанров драматургии и их особенности.

К основным жанрам драматургии относятся: трагедия, комедия и драма. В свою очередь, основные жанры драматургии подразделяются на более дробные. Так, например, внутри жанра комедии различаются: комедия лирическая и сатирическая комедия, водевиль, фарс и т.д.

Каждый жанр представляет собой очень живое, мобильное образование, исторически эволюционирующее и меняющееся. Сохраняя свои основные признаки, жанры драматургии приобретают (или утрачивают) дополнительные особенности, откликаясь на развитие общих эстетических принципов, связанных с социокультурными процессами, происходящими в обществе. Идет и постоянный процесс слияния жанров, образования новых или отмирания прежних. Так, например, ушли в прошлое крайне популярные прежде жанры мистерии, моралите, и многие другие. Принципиально новые черты в Серебряном веке приобрел жанр балагана; и т.д.

КОМЕДИЯ — вид драматургического произведения. Отображает все уродливое и нелепое, смешное и несуразное, высмеивает пороки общества. Основываясь на тематике и общественной направленности, комедию подразделяют на -

1. лирическую (построенную на мягком юморе и исполненную симпатии к своим персонажам. В лирической комедии раскрываются интимные чувства героев, в ней синтезируется грустное и веселое. Положительный герой через положительные черты попадает в смешные ситуации) .

2 .сатирическую (направленную на уничижительное осмеяние общественных пороков и недостатков. В сатирической комедии нет положительных героев, она развенчивает общественные пороки).

3. В семейно-бытовой комедии раскрываются быт, обычаи, семейные отношения персонажей Этот жанр сформировался в эпоху классицизма.

4. Интермедия (от лат intermedius - то, что находится посередине) - комическая пьеса или сцена, которую выполняли между действиями основной драмы .Эти сценки давали зрителю возможность развлечься, они заполняли время, отводили артистам для отдыха Часто интермедии были инсценировкой народных анекдотов пародировали поверье, бытовые сценки .

Сегодня интермедия живет в цирке и на эстраде, заполняет паузы между номерами программы .Интермедия в наши дни - это пьеса, которую выполняет клоун на манеже цирка, и конферансье на эстраде …

5 . Фарс (франц farse, narfartiio - начиняю, наполняю) - жанр комедии средневековья , лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.

Фарс базируется на бытовых ситуациях реального или анекдотического характера. В фарси нет индивидуализированных образов, зато есть персонаж и маски: хитрый слуга, сварливая неверная жена, шарлатан-врач, незадачливый студент В фарсе есть буффонада, эксцентрика, быстрая смена ситуаций, герои спорят, дерутся .

6. Водевиль (франц vaudeville) - одноактная шутливая пьеса комедийного характера, с танцами и песнями -куплетами. Как жанр сформировался в конце XVII - нач XIX в..

7. Трагикомедия - драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображён в комическом виде или который представляет беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов.

Драма, как вид занимает промежуточное место между трагедией и комедией. Это вид драматургии , в котором изображают, как правило, частную жизнь человека и его социальные конфликты. При этом акцент часто делается на общечеловеческих противоречиях, воплощённых в поведении и поступках конкретных персонажей. Трагедия и комедия показывают жизнь несколько односторонне, потому изображают или трагическое, или комическое , а Драма изображает действительность шире, Герои драмы способны на глубокие переживания, мужественные, героические поступки, они действуют в обычных условиях, иногда попадают в комические ситуации, а Безобразное и низкое подается в драме без комедийного обострения. Драма — подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей, но ее главная цель — не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом, но всегда с выходом из всех трагических ситуаций.

Траге́дия — жанр драматургии основанный на развитии событий, приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, в ней изображена суровая серьёзность, изображается действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме.

В трагедии изображается действительность как сгусток внутренних противоречий, в ней вскрываются конфликты реальности в предельно напряженной форме. Это драматическое произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героя.

ТРАГЕДИЯ —специфически разрешающий драматическую борьбу неизбежной и необходимой гибелью героя и отличающийся особым характером драматического конфликта. Т. имеет своей основой не всякую борьбу личности с препятствиями, но лишь глубокий идейный конфликт, столкновение мировоззрений.

Мелодрама- жанр драматургии, сюжет которого построен на преувеличении всех чувств и эмоций героев с острой интригой, преувеличенной эмоциональностью, резким противопоставлением добра и зла, моральнонравоучительной тенденцией;.

МИСТЕРИЯ (от греч. mysterion – таинство, тайна), жанр средневекового европейского религиозного театра 14–16 вв.

- это вид драматургии на религиозную тематику, литургической драмы, представлявшей собой инсценировки отдельных евангельских эпизодов и входившей в состав рождественской или пасхальной службы.

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->

жанры театрального искусства

Театр – это школа жизни: удивительная, эмоциональная и воодушевляющая. Театральное искусство – это зеркало нашей жизни. Театр посредством драматических действий освещает нам мир, ведя с нами диалог путём сердца с сердцем, души с душой, глаза в глаза.

Какие бывают жанры?

Сегодня мы хотим представить вашему вниманию не только самые популярные жанры, которыми живёт театр, но и показать их различия.

Моралите (от лат. moralis – нравственный) — драматические преставления в Средние века, действующие лица которых не сами люди, а отвлечённые, абстрактные понятия (например: добродетель, порок).

Мюзикл (англ. Musical от music – музыка) – это музыкальный жанр. Здесь важная роль отводиться хореографии (отличается особой отточенностью актёрских действий), также составляющими элементами данного жанра является: музыка, песня, диалог. Данный жанр очень сложный в плане постановки и при этом весьма дорогой (за счёт спецэффектов).

Пародия – зародилась в антич. литературе (спектакль — насмешка). Цель – создание комического эффекта, путём повторения уникальных черт персонажей, их манер, стиля речи, поведения. Данный жанр получил широкое распространение не только в театре, но и на эстраде.

Фарс (франц. Farse – грубая шутка, эпатажная выходка) — комический жанр средневекового театра. Комедия несложного содержания (развлекательные сценки показываемые актёрами в масках). Как правило, изображается городской быт со всеми его темными сторонами (скандальностью, грубостью, пьянкой).

Феерия (от франц. fee) – волшебница, фея. Для передачи зрителю полноты сюжета используется некое волшебство, которое создаётся за счёт красочных и необычных декораций, костюмов героев, трюков и спецэффектов.

Флиаки (с греч. phlyax – шутка) – театральные представления в Древней Греции в виде коротких шуток-сцен взятые из повседневной жизни о похождениях героев и богов.

театальные маски

Благодаря существующему многообразию видов и жанров театрального искусства человек идёт в театр и по-настоящему открывает для себя его — становиться преданным зрителем. Театр всегда предстаёт перед нами ярким, проникновенным, глубоким и завораживающим, за это мы его и любим.

Искусство театра, по сравнению с другими видами искусств – живое искусство. И в этом его неоспоримое преимущество.

Отзывы и комментарии

Друзья, расскажите нам, какие жанры и виды театрально искусства вы предпочитаете и почему. Делитесь с нами в строке ниже.


В драматургии традиционно выделяют три основных жанра: трагедию, комедию и драму.

Композиция драматического произведения

Важным аспектом драматического произведения является композиция. Различают несколько видов композиции драмы как рода литературы. Рассмотрим некоторые из них:

Сюжетная композиция – это совокупность всех отношений персонажей, система их речей-жестов и поступков-действий, связанных единой авторской целью, то есть основной темой драматического произведения. Эта совокупность направлена на раскрытие характеров персонажей, причин их зависимости от бытовых и психологических особенностей.

Динамическая композиция – это организованное автором связывание всех острых точек драматургического действия (экспозиция –> нарастание действия –> конфликт –> разрешение –> возрастание –> кульминация –> спад и т.д.). Динамическая композиция характерна как для всего произведения, так и для отдельных его компонентов: действий, актов, явлений, сцен, картин и т.д.

Диалогическая композиция – это приемы создания драматического диалога, которых может быть множество:

• Каждый герой ведет свою тему и имеет собственный эмоциональный настрой (разнобой тем);

• Темы периодически меняются: от реплики к реплике, от эпизода к эпизоду, от действия к действию (смена темы);

• Тема развивается в диалоге одним персонажем и подхватывается другим (подхват темы);

• Тема одного героя в диалоге перебивается другим, но из диалога не уходит (перебой темы);

• Персонажи уходят от темы, а потом возвращаются к ней;

• К теме, оставленной в одном диалоге, персонажи возвращаются в другом;

• Тема может быть прервана без завершения (срыв темы).

Особенности драматического произведения

Тем не менее, действующие лица пьесы не только говорят, но и что-то делают. Единство высказываний и действия персонажей в драматическом произведении неразрывны. Слова автора в пьесе занимает небольшое место. Это список действующих лиц, описания вида сцены, имена персонажей перед их высказываниями. В списке действующих лиц указывается, кто есть кто из персонажей, временами описывается их внешний вид, раскрываются некоторые черты характера. К словам автора относятся замечания в скобках (реже - между строк) о том, с какой интонацией, с какими чувствами, жестами, мимикой говорит персонаж, что при этом делает, как ведет себя. Слова автора в пьесе называются ремарками (от фр. - пометка, примечание). Наличие ремарок также обусловлено требованиями и особенностями сценического искусства. Они помогают создать сценический образ, который воплощал бы замысел автора, костюмеру, гримеру - создать актеру внешний вид, соответствующий роли; декораторам - воссоздать авторские описания сцены в интерьерах и пейзажах. Читателю ремарки помогают лучше вообразить изображенное в пьесе.

Обратите внимание на то, что в ремарках глаголы имеют форму настоящего времени. Эта мелкая, на первый взгляд, деталь очень существенная: она создает такое впечатление, словно бы действие в пьесе происходит сейчас, на наших глазах. Требованиям сцены подчинено и строение драматического произведения. Текст пьесы делится на действия потому, что события, изображенные в каждом из них, происходят в разных местах и сцена должна иметь соответствующий вид. Между действиями во время спектакля делаются перерывы (антракты). Они нужны актерам и зрителям для отдыха, а декораторам - для переоборудования сцены. Образы-характеры в пьесе создаются теми же приемами, что и в эпохе, тем не менее роль каждого приема не одинакова. Наибольшее значение приобретает речь персонажа, его поступки, поведение, внешность. Объем драматических произведений таков, чтобы спектакль мог продолжаться не более четырех часов.

Драма (от гр. - действие) - литературный вид, в произведениях которого, предназначенных для спектакля на сцене, показаны жизненные явления, а характеры раскрываются в разговорах и действиях персонажей. Основные особенности драматических произведений:

Читайте также: