Сложность и самобытность русской литературы 20 века кратко

Обновлено: 28.06.2024

Знакомство учащихся с основными литературными направлениями 20 века.

ВложениеРазмер
На уроке используется много литературоведческих терминов, и учащиеся умеют правильно их воспринимать. 2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сложность и самобытность русской литературы XX века

Литературные направления Реализм Модернизм Литературный авангард

РЕАЛИЗМ - (лат. - вещественный, действительный) - направление в литературе и искусстве , наиболее полно раскрывающее действительность, стремящееся объективно отразить правду жизни в художественных образах, их типичность и индивидуальность , достоверность изображения мира.

Художники-реалисты Писатели-реалисты Иван Алексеевич Бунин Максим Горький Александр Иванович Куприн Леонид Николаевич Андреев В.Суриков В.Поленов

Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм

Символизм Старшие символисты Младшие символисты Мистики-богоискатели Декаденты-индивидуалисты Литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы. Всеединство : Красота, Добро, Истина .

Старшие символисты Валерий Брюсов Константин Бальмонт Зинаида Гиппиус

Мистики - богоискатели Д.С.Мережковский З.Н.Гиппиус Н.Минский Декаденты-индивидуалисты В.Я.Брюсов К.Д.Бальмонт Ф.К.Сологуб

Младшие символисты Александр Блок Андрей Белый Вячеслав Иванов

Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символисты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый. Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. Однако главная заслуга этого литературного течения связана не с формальными нововведениями.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана .


Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции".

План-конспект урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века"

План-конспект итогового урока по литературе в 9 классе по теме "Древнерусская литература и литература XVIII века" в форме литературной игры.


План-конспект урока по русской литературе ХIХ века 11 класс

Данный конспект поможет расширить литературный кругозор детей, дифференцировать в их сознании понятия "идейное содержание" и "идейное звучание" произведения, освоить технологию лит.


План-конспект урока по русской литературе ХХ века 11 класс

Данный конспект поможет расширить литературный кругозор детей, освоить приёмы сравнительного, контекстуального и ассоциативного анализа художественных произведений. На примере таких произведений.


Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу.


Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века".

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ 20 век №1.docx

11 класс Литература Дата__________

Урок № 1. Введение. Сложность и самобытность русской литературы ХХ века.

Цель урока: дать понятие об особенностях развития русской литературы в 20 веке; обратить внимание на исторические события, возникновение новых течений и направлений; показать сложность и самобытность русской литературы 20 века; развивать умение конспектировать, составлять логико-смысловые схемы; воспитывать интерес к истории и литературе.

Должны знать: особенности литературного процесса в 20 веке, основные литературные течения.

Должны уметь: конспектировать, выделять главное, составлять логико-смысловые схемы.

Оборудование : учебник, раздаточный материал, презентация, компьютер.

Ход занятия

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы начинаем с Вами изучение литературы 20 века. Это огромный период, сложный, но необыкновенно интересный. Множество исторических событий произошло от начала 20 века и до наших дней. Каждое событие вызывало новый виток в развитии литературы и искусства, наполняло новыми темами, заставляло искать новые пути и методы отображения действительности. Думаю, среди вас не останется равнодушных, и вы полюбите поэтов серебряного века, будете восхищаться романами М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, Е.Замятина. Итак, мы начинаем наше путешествие в мир литературы 20 века.

Мотивация. Целеполагание

Далее вы конспектируете, просматриваете презентацию и заполняете схему.

Работа над темой

Лекция с элементами беседы.

С чего начинать отсчет 20 века? С его хронологических рамок? Т.е. с 1900-1901 г.? Или с тех ярких событий, которые меняют эпоху, сметают прошлую жизнь, начинают новый виток? Календарные века (столетия) равны между собой, исторические века (эпохи) определяются переломными событиями и могут быть короче или длиннее века календарного. Первый рубеж нового века - первая русская революция. В каком году она состоялась?

Чтобы понять особенности развития литературы 20 века, давайте вспомним все знаковые события, произошедшие в эту эпоху. (слад 2)

Тогда мы начнем с исторической справки, проверим ваше знание истории.

(Составляем краткую схему по ответам детей, затем смотрим презентацию, записываем события в одну колонку, оставляя место справа ), (слайд 3).

Конечно же, в таких условиях искусство не могло оставаться в стороне.

Давайте вспомним, какой творческий метод господствовал в литературе второй половины 19 века? Что такое реализм?

Творчество какого автора, на ваш взгляд стоит на рубеже веков? (слайд 6)

Вспомните произведение, которым мы завершили изучение литературы 2-й половины 19 века в прошлом году?

Множество течений приходит на смену друг другу: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм. (слайд 9)

После первой мировой войны грянула еще одна русская революция, которая расколола литературу на советскую и эмигрантскую.

Первое закрепление. (Задать вопросы по первой половине лекции)

Итак, еще раз давайте еще раз вернемся к знаковым событиям 20 века.

Теперь мы будем говорить о периодизации русской литературы (слайд 10).

Дописываем рядом с историческими событиями периодизацию литературы (либо отдельной таблицей в тетрадь), сопровождая комментариями (более подробно рассказать о событиях, называть имена писателей и поэтов, отдельно сказать об эмигрантской литературе, о поэтах-шестидесятниках).

Писатели-эмигранты: И.А.Бунин, М.И. Цветаева, А.И.Куприн, К.Д.Бальмонт, Е.И.Замятин, В.Набоков, А.Аверченко, Д.Мережковский и т.д.

20-е годы – это было время становления Советской власти, самое мощное давление политического пресса испытывала на себе Советская литература. Наиболее известные писатели этого периода: А.Фадеев, Д.Фурманов, Н.Островский, И.Бабель.

В шестидесятые годы наступает период так называемой оттепели. Знаменитые поэты -шестидесятники творили в это время: Е.Евтушенко, Р.Рождественский, Б.Ахмадулина, В.Высоцкий, Б.Окуджава, А.Вознесенский и т.д.

Как видите, очень разнородна и самобытна была литература 20 века. Многое предстоит нам узнать. Сегодня пока перед вами калейдоскоп того литературного многообразия, которое мы имеем в искусстве слова 20 века.

Писатели были участниками, и свидетелями, летописцами, хронографами исторических событий. Их голос, их взгляд, прежде всего, должен быть учтен при оценке того, каким был в нашей истории Настоящий Двадцатый век.

Все правила – неправильны,

Пока в стихи не вправлены

И в ямбы не закованы.

Период станет эрой,

Столетье веком будет,

Когда его поэмой

Прославят и рассудят.

V . Рефлексия

Учитель: Ребята, оцените свою работу на занятии:

- Сформулируйте, каков результат вашей работы на занятии.

- Сегодня я вспомнил…

- Сегодня я узнал…

- Мне было интересно…

VI . Подведение итогов урока. Выставление оценок

VII . Домашнее задание.

Прочить в учебнике статью на стр. 4-14. Подготовить рассказ о самобытности и сложности русской литературы 20 века.

Русская литература XX века была представлена тремя
основными литературными направлениями: реализмом,
модернизмом, литературным авангардом.
Периодизация литература XX века
Русская литература Серебряный век (1900 – 1917г. г.)
Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г. г.)
литература в годы ВО войны (1941 -1945г. г.)
литература середины века (50 – 70-ые годы)
литература 80-90-ых годов современная литература
Эмигрантская литература (литература русского зарубежья).

Критический реализм
( XIX век - начало XX века)
Правдивое, объективное отображение действительности
в ее историческом развитии.
Продолжение традиций русской литературы XIX века,
критическое осмысление происходящего.
Человеческий характер раскрывается в органической
связи с социальными обстоятельствами.
Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

Декаданс decadentia - упадок. ( кон. 19 — нач. 20 вв. )
Настроение пассивности, безнадежности, неприятие
общественной жизни, стремление замкнуться в мире
своих душевных переживаний.
Оппозиция к общепринятой мещанской морали.
Культ красоты как самодовлеющей ценности.
Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм,
особое "чувство бездны".

Модернизм (от франц. moderne — современный)
Понятие модернизма применялось ко всем течениям
искусства 20 века, которые не соответствовали канонам
социалистического реализма.
Совокупное наименование художественных тенденций,
утвердивших себя во второй половине 19 века в виде
новых форм творчества, где возобладало уже не столько
следование духу природы и традиции, сколько
свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый
мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению,
внутренней идее или мистической грезе.
Новые художественные направления обычно заявляли
о себе как искусстве в высшей степени "современном"
(отсюда - само происхождение термина), наиболее
чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего
нас "текущего" времени.
Социалистический реализм (октябрь1917)
Правдивое, исторически- конкретное изображение
действительности в ее революционном развитии.
Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся
в духе социализма.
Писатель – это "выразитель, представитель, учитель".
Настоящие герои – борцы за идею, труженики, честные и
справедливые люди, смелые и отважные.
С 1941 года самой популярной темой становится тема ВОВ,
тема народного подвига: Твардовский, Шолохов, Симонов
Проблема исторической памяти (ответственность за горькие
и страшные последствия прошлого)
А. Т. Твардовский в поэме “По праву памяти”
Та же тема раскрывается и в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”.
Приговор государственной системе, основанной на
несправедливости и лжи, выносит А. И. Солженицын в рассказе
“Один день Ивана Денисовича”
Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней.
Чингиз Айтматов." Буранный полустанок"

Русская литература XX века была представлена тремя
основными литературными направлениями: реализмом,
модернизмом, литературным авангардом.
Периодизация литература XX века
Русская литература Серебряный век (1900 – 1917г. г.)
Первые десятилетия советской литературы (1917 – 1941г. г.)
литература в годы ВО войны (1941 -1945г. г.)
литература середины века (50 – 70-ые годы)
литература 80-90-ых годов современная литература
Эмигрантская литература (литература русского зарубежья).

Критический реализм
( XIX век - начало XX века)
Правдивое, объективное отображение действительности
в ее историческом развитии.
Продолжение традиций русской литературы XIX века,
критическое осмысление происходящего.
Человеческий характер раскрывается в органической
связи с социальными обстоятельствами.
Пристальное внимание к внутреннему миру человека.

Декаданс decadentia - упадок. ( кон. 19 — нач. 20 вв. )
Настроение пассивности, безнадежности, неприятие
общественной жизни, стремление замкнуться в мире
своих душевных переживаний.
Оппозиция к общепринятой мещанской морали.
Культ красоты как самодовлеющей ценности.
Нигилистическая неприязнь к обществу, безверие и цинизм,
особое "чувство бездны".

Модернизм (от франц. moderne — современный)
Понятие модернизма применялось ко всем течениям
искусства 20 века, которые не соответствовали канонам
социалистического реализма.
Совокупное наименование художественных тенденций,
утвердивших себя во второй половине 19 века в виде
новых форм творчества, где возобладало уже не столько
следование духу природы и традиции, сколько
свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый
мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению,
внутренней идее или мистической грезе.
Новые художественные направления обычно заявляли
о себе как искусстве в высшей степени "современном"
(отсюда - само происхождение термина), наиболее
чутко реагирующем на ритмику повседневно охватывающего
нас "текущего" времени.
Социалистический реализм (октябрь1917)
Правдивое, исторически- конкретное изображение
действительности в ее революционном развитии.
Основная задача: идейная переделка и воспитание трудящихся
в духе социализма.
Писатель – это "выразитель, представитель, учитель".
Настоящие герои – борцы за идею, труженики, честные и
справедливые люди, смелые и отважные.
С 1941 года самой популярной темой становится тема ВОВ,
тема народного подвига: Твардовский, Шолохов, Симонов
Проблема исторической памяти (ответственность за горькие
и страшные последствия прошлого)
А. Т. Твардовский в поэме “По праву памяти”
Та же тема раскрывается и в поэме А. А. Ахматовой “Реквием”.
Приговор государственной системе, основанной на
несправедливости и лжи, выносит А. И. Солженицын в рассказе
“Один день Ивана Денисовича”
Проблема отношения к прошлому, утраты памяти, корней.
Чингиз Айтматов." Буранный полустанок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

11 класс Урок 1. Введение. Сложность и самобытность русской литературы XX века.

Цель урока: познакомить с главными тенденциями в русской литературе ХХ века в качестве вводной информации, представить сложность и самобытность литературы данного периода

Дать общее понятие о литературе Серебряного века, её хронологических параметрах. Её наиболее известных авторов, основные направления, стилевые течения, условия возникновения и развития.

Развивать умение находить связь между явлениями литературы и общественной жизни.

Показать взаимное влияние литературы и общественной жизни на примере эпохи рубежа XIX – XX веков. Ввести в атмосферу культурной жизни России рубежа веков, показать значимые события и явления этого времени. Охарактеризовать различные проявления духовного кризиса рубежа столетий и основные черты нового мироощущения. Дать представление о новой концепции мира и человека, сформировавшейся на рубеже XIX – XX веков, раскрыть факторы её возникновения.

Век мой, зверь мой, кто сумеет заглянуть

в твои зрачки?

О.Э. Мандельштам

Вступительное слово учителя.

Ребята, давайте обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока.

Как бы вы оценили то время, о котором пишет О.Э. Мандельштам?

На уроке используйте приёмы конспектирования лекции

Что же надо записывать на лекции? Прежде всего - тему лекции, основные её вопросы, важнейшую их аргументацию. Затем - некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые даёт лектор по материалу.

Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: 'важно', 'особо важно', 'хорошо

Вы знаете, что литература тесно связана со всеми сферами человеческой жизни, поэтому можно выделить факторы, влияющие на литературный процесс.

Факторы, повлиявшие на литературный процесс XXвека.

Концепция личности, представления о человеке, его сущности, его отношениях к окружающему миру, другим людям, ценностям.

Диалог с учениками

Таким образом, о чём писать (темы, проблемы, характер конфликтов), как писать (жанр, средства поэтики) и о ком писать (тип героя) диктует время и общественная обстановка в стране и мире.

Мы с вами живём тоже на рубеже веков, даже тысячелетий. А какие чувства испытываете вы? Что вы можете отметить?

Ожидаемые ответы от учеников:

Сложность общественных процессов;

Перемены и перестройка во всех областях жизни;

Неоднозначные оценки этих перемен, борьба идей;

Попытки изменить страну, с одной стороны, путём реформ и, с другой, навязать свою волю насильственным путём (терроризм);

Значительные научные открытия, особенно быстрое развитие в области информационных технологий, что повлекло за собой кризис классического естествознания.

Если перенестись на сто лет назад и переложить сегодняшние свои ощущения и настроения на те события, то можно понять, как ощущал себя человек рубежа XIX – XX веков.

Давайте вспомним из истории, какова была внешнеполитическая обстановка. Какие важные политические и исторические события происходили в России?

Ожидаемые ответы от учеников:

Россия пережила 3 революции (1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.);

Русско-японскую войну 1904 – 1905 гг.

Первую мировую войну 1914 – 1918 гг.

Обобщение учителя

В духовной жизни России отразились и социальные противоречия эпохи, и противоречия русской общественной мысли. В обществе возникает чувство некоего катастрофизма времени, завершённости культуры. На этой почве в литературе и искусстве возникают апокалиптические мотивы завершённости мира.

Но в то же время эпоха представляется и временем некоего ренессанса, духовного обновления, культурного подъёма. Важнейшей особенностью времени становится сближение философии и литературы в осмыслении роли духовного начала в жизни общества.

Характеристика русской литературы начала века. Вводится понятие Серебряный век

Эмигрантская литература окончательно сформировалась в 1922-1923 годах.

Золотой и Серебряный век русской культуры.

Важно уяснить, что речь идёт именно о явлении русской культуры, основанной на глубинном единстве всех её творцов. СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК – не просто набор русских поэтических имен. Это особое явление, представленное во всех областях духовной жизни России, эпоха, отмеченная необычайным творческим подъёмом не только в поэзии, но и в живописи, музыке, театральном искусстве, в гуманитарных и естественных науках. В тот же период бурно развивается русская философская мысль: достаточно назвать В. Соловьева, П. Флоренского, Н Бердяева, Е. и С.Трубецких.

К этому списку можно добавить имена ученых, чьи достижения дали заметный толчок к дальнейшему развитию науки – А. Попов, И. Павлов, С. Вавилов.

Настроение всеобщего культурного подъёма нашло глубокое, проникновенное отражение в творчестве композиторов – С. Рахманинова, А. Скрябина, И. Стравинского.

Принципиально изменились способы воспроизведения художников. М. Врубель, И. Репин, М. Нестеров, В. Борисов-Мусатов, К. Перов-Водкин создали полотна, говорившие с публикой на новом языке.

На сцене творили В. Комиссаржевская, Вас. Качалов, Ф. Шаляпин, А. Павлова; К. Станиславский создал современный репертуарный театр, позже блистал Вс. Мейерхольд.

Модернизм и реализм.

^ Модернизм как реакция направленная против реализма. Он включал в себя такие течения как

- футуризм (Италия, Россия)

символизм (Франция, Россия)

Знакомство с понятиями Модернизм и Символизм.

А теперь обратимся к каждому течению в отдельности и составим таблицу, чтобы можно было сравнить их между собой.

Самообеднение культуры России и её причины.

Но с самого начала 20-х годов начинается (точнее, резко усиливается) и культурное самообеднение России.

Свободные размышления учителя

Установки в разных ветвях литературы были противоположны. Советские писатели мечтали переделать весь мир, изгнанники - сохранить и восстановить былые культурные ценности. Но утопистами были и те и другие, хотя первые - в большей степени. Построить земной рай, тем более с помощью адских средств, было невозможно, но невозможно было и вернуть все на круги своя именно таким, каким оно было или казалось на временном и пространственном расстоянии.

Домашнее задание: 1.Повторить лекцию по тетради.

В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами.

Содержание

XX столетие — самое динамичное в истории человеческой цивилизации, что не могло не отразиться на всем характере его культуры, в том числе и литре. Общая характеристика XX в.: торжество науки, человеческого интеллекта, эпоха социальных бурь, потрясений, парадоксов. Современное общество, формируя высокие идеалы любви к человеку, равенства, свободы, демократии, одновременно породило упрощенное понимание этих ценностей, поэтому процессы, происходящие в современной культуре, столь разносторонни.

В литературном процессе XX в. произошли перемены, обусловленные социально-экономическими и политическими причинами. Среди основных особенностей литературы этого времени можно выделить:

  • • политизацию, усиление связи литературных направлений с различными политическими течениями,
  • • усиление взаимовлияния и взаимопроникновения национальных литератур, интернационализацию,
  • • отрицание литературных традиций,
  • • интеллектуализацию, влияние философских идей, стремление к научному и философскому анализу,
  • • слияние и смешение жанров, многообразие форм и стилей,
  • • стремление к жанру эссе.

В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода:

Особенности литературы 20 века:

1. Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма.

Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).

Модернизм в литературе наиболее ярко представлен творчеством Д Джойса и Ф. Кафки, для которых характерно представление о мире как об абсурдном начале, враждебном человеку, неверие в человека, неприятие идеи прогресса во всех ее формах, пессимизм.

Из ведущих литературных направлений середины XX в. следует назвать экзистенциализм, который как литературное направление возник во Франции (Ж- П. Сартр, А Камю).

Особенностями этого направления являются:

Авангардистская литература была продуктом начинающейся эпохи социальных перемен и катаклизмов. Она основывалась на категоричном неприятии действительности, отрицании буржуазных ценностей и энергичной ломке традиций.

2.Неомифологизм - миф как авторитетный способ познания мира (сторона модернизма).

3.Утопическая и антиутопическая тенденции - связаны с реальным историческим опытом в 20 веке.

Утопия в своей разновидности технократической утопии (соц проблемы решаются путем ускорения научно-технического прогресса)ь - Олдос Хаксли "Остров", Иван Ефремов "Туманность Андромеды". Антиутопии - Замятин "Мы", Платонов "Чевенгур, Набоков "Приглашение на казнь" Оруэлл "1984" - В романе Оруэлла до невыносимой напряженности доведены черты полицейского тоталитарного государства, каким он видел Советский Союз – но действие романа происходит в Лондоне.

4.Роман в 20 веке

Из жанров остается роман, но меняется его жанровая палитра. Он становится разнообразнее, использует другие жанровые разновидности. Происходит взаомопроникновение жанров. В 20 веке структура романа теряет свою нормативность. Происходит поворот от социума к личности, от пиитического к индивидуальному, доминирует интерес к субъекту. Появляется субъективная эпопея (Пруст) – в центренаходится индивидуальное сознание и оно является объектом исследования.

5.Весь литературный процесс наполнен сложной субъектно-ритмической и пространственно-временной организацией.


24.11.2016, 25762 просмотра.

Читайте также: