Казань в смутное время кратко

Обновлено: 30.06.2024

В начале ХVII в. большая часть территории России была охвачена народными волнениями, которые нередко назы­вают крестьянской войной. На рубеже XVI-XVII столе­тий начинает оформляться система крепостного права. Крестьяне были лишены права перехода к новым хозя­евам (отмена Юрьева дня), а помещики получили право в течение пяти лет вести сыск своих беглых крестьян. В 1601-1603 гг. в стране вследствие неурожаев разразил­ся страшный голод. Смута разрасталась.

Начало волнений. Массовые крестьянские волне­ния в Среднем Поволжье начались в середине 1606 г. Наибольшую активность проявили крестьяне право­бережных районов Волги. Отряды чувашских, русских, татарских и марийских крестьян штурмовали Свияжск, Алатырь, Арзамас, Чебоксары, Курмыш и другие города, жители которых нередко присоединялись к по­встанцам.

В самом начале января 1609 г. многонациональ­ные отряды повстанцев потерпели сокрушительное поражение под Свияжском. Повстанцы вновь начали готовить наступление на Сви­яжск. Одним из их руководителей был татарский князь Джан-Али (Еналей Шугуров). В марте 1609 г. войска Ф.И. Шереметева одержали еще одну победу над повстанцами под деревней Бурундуково, неподалеку от Сви­яжска, после чего на некоторое время движение затихло.

Новый подъем восстания и авантюра Шульгина. Осе­нью 1609 г. начался новый подъем крестьянского вос­стания, который продолжался примерно до осени сле­дующего года. И снова наиболее активно движение раз­вивалось в Вятском крае и в правобережных районах Волги. Восставшие захватили город Котельнич, снова был осажден Свияжск. Центральные власти никак не могли организовать подавление восстания. Дело в том, что од­новременно сильно обострилась политическая ситуация в центpe страны. Осенью 1609 г. войну России объявил польский король, борьбу против царя Василия Шуйского продолжал Лжедимитрий II, польские войска вскоре осадили и захватили Москву. И все же массовые выс­тупления крестьянства Среднего Поволжья были посте­пенно подавлены к осени 1610 г.

Именно в этот момент власть в Казани сумел захва­тить политический авантюрист дьяк Никанор Шуль­гин, который оттеснил воеводу Б.Я. Бельского (пос­ледний был вскоре убит в ходе восстания). Выражая интересы определенной части казанских феодалов рус­ского происхождения, он провозгласил идею создания на Средней Волге независимого от Москвы христиан­ского государства. В результате деятельности Н.М. Шульгина посланцы Казани не приняли активного уча­стия в народных ополчениях, направлявшихся в Мос­кву для ее освобождения от польских интервентов.

В начале 1613 г., когда Москва была уже освобож­дена, на Земском соборе состоялось избрание нового царя. Им стал Михаил Романов. Утвердительную гра­моту, которая подтверждала избрание, подписали и во­семь татарских служилых людей, в том числе Ишей бек, Аюкай мурза. Никанор Шульгин отказался признать нового царя и был вскоре по обвинению в изме­не арестован и сослан в Сибирь. В Казань были на­правлены новые воеводы.

К началу 1616 г. восстанием был охвачен весь Казанский край. Повстанцы осадили Сарапул, Ар­замас, Муром, Свияжск, пригороды Казани. Движе­ние развивалось при активном участии служилых и ясачных татар, чувашей, марийцев, удмуртов, баш­кир. Но в условиях превосходства правительствен­ных войск, в которые были привлечены и служилые татары, восставшие были обречены на поражение. Победители не знали пощады. Джан-Али был схвачен и казнен в Казани.


К весне 1609 г. обстановка в крае резко обострилась. Казань была одной из опор правления Василия Шуйского. Это определило особенно глубокий накал социально-политической борьбы в крае. Восставшие против официальной власти сконцентрировали свои силы и готовились нанести удар по Свияжской крепости как одному из основных центров военной опоры московского правительства в Среднем Поволжье. Во главе отрядов восставших стояли князь Еналейко Шугу-ров, князь Бьюшейко Яникеев, князь Иванко Смиленев, дети боярские Федко Киреев, Якушко Глядков, Васька Ртищев, Семейка Кузминский .

27 августа, население Москвы было приведено к присяге (крестному целованию) на верность Владиславу, а через месяц, 21 сентября, польский гарнизон был введён в российскую столицу, хотя окончательного договора с Сигизмундом, отцом Владислава, ещё не было достигнуто.

Началась фактическая оккупация Москвы поляками. С этого момента события Смутного времени приобретают характер борьбы за национальную независимость. В стране стали собираться силы для освобождения Москвы от поляков.


Грамоты патриарха с призывом к всенародной борьбе против поляков были направлены во многие российские города: Новгород Великий, Казань, Псков, Нижний Новгород, Вологду, Ярославль и др. Гермоген стал идеологом развернувшейся в стране с конца 1610 г. патриотической борьбы. Не сумев заставить замолчать Гермогена, поляки в мае 1611 г. заключили его в темницу Чудова монастыря, где через девять месяцев, 17 февраля 1612 г., патриарх - непокорённый русский патриот - умер, как предполагают, от голода.

Рядом с Бельским и Морозовым на руководящих должностях местного управления в Казани находились дьяки Шульгин и Дичков. О Дичкове известно очень немного - видимо, он был весьма посредственным или очень осторожным человеком. Шульгин же, напротив, показал себя деятельным, инициативным, властолюбивым авантюристом.


Документы очень скупо передают хронику событий того времени, но позволяют утверждать, что принятое в Казани решение явилось результатом острой борьбы, дошедшей до народного восстания. Мы не знаем подробностей этих событий, но известные нам политические позиции каждого из представителей местной власти, приведшие к убийству воеводы Бельского и ряда других лиц в январе 1611 г., дают общее представление о накале страстей.

По-видимому, уже тогда у части феодальной верхушки казанского общества возникла идея образования на Средней Волге независимого от Москвы, самостоятельного христианского государства, руководящую роль в политической жизни которого должна была играть группа средневолжских феодалов русского происхождения. Очевидно, что это была политическая авантюра власть имущих, среди которых в скором времени на первый план выдвинулась фигура дьяка Никанора Шульгина.

Непреклонный патриарх

— Дина Абдулбаровна, расскажите о роли патриарха Гермогена, нашего земляка, в освобождении Москвы.

— Здесь надо учитывать мировоззрение средневекового человека, который все происходящее воспринимал через объяснения церковников. Гермоген же был идеологом, который определял и политику в местном крае.

Я бы обратила ваше внимание и на архиепископа Казанского, Свияжского и Астраханского Тихона, который в 1588 году был приглашен на обед к царю. Благодаря этому факту в последующем были учреждены четыре митрополии в России, центром одной из них стала Казань, и именно Гермоген был выбран митрополитом. Впоследствии он венчал Василия Шуйского на царствование. Такая своевременная услуга не осталась незамеченной: 17 мая 1606 года глава Казанской митрополии был возведен в патриархи. К слову, сюда в Казань отправляли не рядовых священников, а серьезно подкованных.

— Не только из-за миссионерской работы. Они были большими дипломатами. Кроме того, они были хорошо подготовленными в идеологическом отношении. При этом имели уравновешенный характер, умели внушать людям, обладая определенной харизмой.


Лжедмитрий (Лжедмитрий I, царь России с июня 1605-го по май 1606 года, — прим. ред.) оказал честь Гермогену, включив его в Боярскую думу. Но там он стал активно выступать против избрания патриархом Игнатия. И говорил, что Марина Мнишек (жена обоих Лжедмитриев, — прим. ред.) должна принять православную религию. Его решили сослать в Казань, а тогда Казань была как Сибирь — далеко, на краю света. Однако не успели, с июля 1606 года он стал патриархом. Был сторонником Василия Шуйского, выступал против Семибоярщины, имел высокий, непререкаемый авторитет. С декабря 1610 года бояре упекли его в Чудов монастырь, где через два года он умер от голода.

Выбор Казани

— Могла ли Казань отделиться от России во время Смуты, когда страна, как мы сейчас сказали бы, трещала по швам?

— В то время произошел раскол в обществе. Были те, кто поддерживал законную власть, и те, кто стремился к созданию иного государства. Должна сказать, что дьяк Никанор Шульгин, который был здесь представителем царской администрации, и казанский митрополит Ефрем дистанцировались от Московского государства, поскольку разочаровались в царевиче Дмитрии и не были склонны верить в восстановление государственного порядка теми политическими силами, которые сконцентрировались в Москве. Эти факторы усугубились частой сменой знатью своих политических пристрастий. На их действия в какой-то степени повлияло и неуважительное отношение к признанным церковным авторитетам (в том числе к Гермогену). Поэтому они очень настороженно отнеслись и к приглашению на избирательный Земский собор.

Напомню, в стране вспыхивали новые очаги восстаний. К концу 1606 года в Поволжье и в Прикамье, которые были охвачены народным движением, верность Василию Шуйскому сохраняли лишь Казань и Нижний Новгород. В августе 1610 года казанцы узнали о низложении Шуйского. К этому времени распался лагерь Лжедмитрия II, польский король Сигизмунд объявил войну России, а вступившие в переговоры бояре пригласили на московский престол королевича Владислава. В январе 1611 года Казань присягнула Лжедмитрию II и стала позиционировать себя как центр православной государственности, поскольку Москва была оккупирована поляками-католиками.


— Как казанцы принимали участие в первом ополчении?

— В Казань приходили письма с просьбами прислать ратных людей для освобождения Москвы. А казанские власти явно выжидали наступления большей определенности в ходе борьбы с интервентами. Они ограничивались обещаниями и подыскивали возможных союзников за пределами России. Но патриотическая часть служилых и церковные сторонники восстановления государственного порядка, видимо, все же настояли на организации помощи ополченцам. Был сформирован воинский отряд, который в июле 1611 года прибыл в ополчение под Москву. Однако к его приходу в ополчение кризис уже прошел точку невозврата.

— Считается, что в ополчении Минина и Пожарского было немало татар. Так ли это?

— Точное число мы определить не сможем, это невыполнимая задача. Даже тем цифрам, которые фигурируют в источниках, тоже нельзя верить. Например, взять хотя бы информацию о том, что из Козьмодемьянска в Яранск прибывает 800 стрельцов. Потом выясняется, что стрельцов в Яранске оказалось всего 200 человек.

Минин — не татарин?

— Не думаю, что он был татарского происхождения. Возможно, какой-нибудь дальний предок его и был татарином. Этим вопросом занимались нижегородские коллеги, и они пришли к выводу, что такие корни у него не прослеживаются.

— Как в Казани восприняли воцарение Романовых? В том числе татары?

— Вы полагаете, что можно найти информацию, как они это восприняли?


— Должны быть воспоминания, письма и иные документы.

— Мы располагаем Новым летописцем, разрядными записями, перепиской воевод друг с другом и разнородными актами, в которых присутствуют упоминания тех или иных деятелей, фигурирующих в качестве землевладельцев. Не было культуры фиксации событий. Возможно, это делалось представителями церкви, но эти документы, к сожалению, до нас не дошли. Все документы по нашему региону, которые до нас дошли, уцелели благодаря деятельности монастырей, и все они связаны с их хозяйственной практикой.

Что касается выборов царя, то казанцы не прибыли в Москву, хотя их ждали до 21 февраля. Потом какая-то делегация прибывает в Москву, однако информации о ней не очень много.

— О тех событиях приходится слышать немало домыслов. Некоторые считают, что и в официальной, превалирующей точке зрения имеются слабые места. Есть ли они, по-вашему?

— Я источниковед и рассуждаю в рамках тех документов, которыми располагаю. Проблема в том, что у нас их очень мало. Поэтому мы очень мало знаем о том периоде.

— И, вероятно, из-за этого существует немало мифов о тех временах.

— Называть это мифами тоже преувеличение, поскольку XVI—XVII века — наименее изученные. И в числе проблем, которые можно изучать в рамках этого столетия, Смутное время изучено менее всего.

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Как в XVII веке русские едва не восстановили Казанское ханство
Во время Смуты казанцы смогли организовать свою жизнь без участия Москвы; после воцарения Романовых они поплатились за это / Статья 2014 года

Однако во время Смуты был еще один интересный эпизод, в котором русские смогли организовать свою жизнь без участия Москвы. Это Поволжье в начале XVII века.
Пережив несколько лет жестокой гражданской войны, русские жители этой разноплеменной окраины России не просто сформировали параллельные Москве структуры власти (как это делали лидеры Первого и Второго ополчений), но и попытались создать государственность, альтернативную разоренной Московской Руси.

Региональная специфика в условиях failed state (несостоявшееся государство. — РП)

Царство Казанское, как русские именовали этот регион, было сложной и неспокойной периферией. Покоренные народы регулярно поднимали восстания против русской администрации. Особенно воинственным характером отличались марийцы (стар. черемисы), отчего эти восстания получили название Черемисских войн. На левом берегу Камы, где сейчас расположены нефтеносные юго-восточные районы Татарстана, заканчивалась московская юрисдикция и начинались кочевые владения Ногайской орды. Под Казань за неимением еще Сибири при Иване Грозном ссылались опальные аристократы, сюда же направлялись пленники Ливонской войны: поляки, литвины и латыши. Но и без них регион отличался чрезвычайно полиэтничностью.

В Смутное время элиты каждого города и уезда выбирали, какому из государей служить, нередко в этот выбор вмешивались широкие народные массы. Борьба за легитимность между претендентами на верховную власть, социальный и этнический протест на практике выливались в войну между разными регионами. Каждый год с юго-запада в сторону Казани выдвигалось войско, состоявшее из русских и мишарских служилых людей, которое получало поддержку у жителей горного правобережья Волги, но натыкалось на преграду у крепких стен Свияжска. Самые активные действия вселись в холодное время года, и затихали на время полевых работ.



Вид Казани в XVII веке. Гравюра Адама Олеария

Осенью-зимой 1608 года на помощь казанским воеводам из-под Царицына пришла огромная понизовая рать Федора Шереметьева. Тогда сторонники Лжедмитрия II потерпели несколько поражений. Но когда войско Шереметьева ушло дальше на запад, война возобновилась с новой силой. 10 марта 1609 года под селением Бурундуки Свияжского уезда казанское войско, включавшее русских служилых людей, стрельцов, а также представителей едва ли не всех народов региона (например, и полоняников из Литвы, живших в городе Лаишеве), нанесло сокрушительное поражение коалиции алатырских, темниковских, касимовских и арзамасских тушинцев. Это сражение было первым, победу в котором связывали с Казанской иконой Божией Матери. Но война продолжала распространяться и охватила волжское левобережье.

Еще зимой 1609 года отряд тушинцев под командованием арзамасских мурз братьев Мустофиных, спасаясь от Шереметьева, прорвался через Волгу в районе Козьмодемьянска. Потерпев под Царевококшайском (ныне Йошкар-Ола) поражение от свияжских стрельцов и казанских татар, чувашей и луговых марийцев, тушинцы все-таки организовали плацдарм в городе Яранске и начали действовать в Вятской земле. Не остановилась война и в 1610 году, когда Василий Шуйский был свергнут с престола. В Чебоксарах формировал войско для нового похода на Свияжск князь-тушинец Роман Троекуров, а местный феодал, князь Камай Смиленев, собрал войско на Высокой Горе (ныне райцентр в 20 км от Казани) и едва не осадил Казань. Только лояльная позиция жителей Татарской слободы спасла русскую администрацию от этого удара с тыла.

От поисков легитимной власти к самоорганизации

Казанское государство представляло собой желанного союзника для формирующихся сил сопротивления польско-литовским интервентам и московскому правительству. Оно было расположено вне досягаемости для войск противника и обладало значительными военными силами, оно находилось в самом центре Волжского торгового пути и занимало ключевое местоположение на пути в богатую солью и мехами Пермь. Наконец, из Казани происходил идеолог сопротивления патриарх Гермоген.

Весной 1611 года из разных концов России под Москву съезжаются полки Первого земского ополчения. Формируется триумвират из рязанского регионального барона Прокопия Ляпунова, князя Дмитрия Трубецкого и казачьего лидера Ивана Заруцкого. 28 апреля в Казань с призывами поддержать земское дело прибыло посольство из Владимира, Ярославля и Костромы, а затем 1 мая приехали посланцы и от самого главы переходного правительства Ляпунова. В результате этой дипломатии Казань присягает подмосковному Совету всея земли и присоединяется к Первому ополчению.

Self-made в эпоху Смуты

О биографии Никанора Шульгина до его приезда в Казань известно немногое. Как часто бывает с персонажами той эпохи, неизвестен даже год его рождения. На его родине в Лухском районе Ивановской области до сих пор есть деревня Шульгино. Происхождение из провинциальных детей боярских давало ему скромные шансы для дальнейшей карьеры. Находясь на службе в Казани в военное время, Шульгин выполнял функции, несвойственные городовым дьякам. Он не только разбирал земельные споры и управлял аппаратом провинциальных чиновников, но и участвовал в боевых действиях с тушинцами, командуя отрядом казанских стрельцов. Постепенно вокруг него оформилась группа сторонников, с которой он начал борьбу с более могущественными сослуживцами.

Сами себе центр

Крах коалиций

Заключив союзнические соглашения с Нижним Новгородом, казанцы присоединились к формированию второй земской рати, которое начал Кузьма Минин и возглавил князь Дмитрий Пожарский. В декабре 1611 года для сбора ратных людей в Казань прибыл Иван Иванович Биркин — ближайший помощник Пожарского, а до этого арзамасский воевода и приближенный Ляпунова. Здесь он быстро нашел общий язык с Шульгиным. Обладая значительными силовыми ресурсами, казанский правитель оказывал давление на соседние города, которые все еще подчинялись Первому ополчению и требовал от них присоединиться к действиям нижегородцев и казанцев. Но союз двух волжских городов не выдержал стремительно меняющихся реалий.

Бойкот и силовое давление

Если смотреть с канонизированной точки зрения на Смуту, то Никанор Шульгин и его сторонники вычеркнули себя из большой истории, не участвуя в осенних сражениях за Москву. Но, конечно же, так не казалось обитателям казанского кремлевского холма и посада. Войск в Казани было предостаточно. На землях, сопредельных с Казанским государством, полным ходом продолжалась Смута. В Рязанскую землю вторглись казаки под предводительством Заруцкого. Резонансным событием стал разгром ногайцев на реке Пьяне татарско-мордовским войском Баюша Разгильдеева (несмотря на мишарское происхождение, Разгильдеев входит в число мордовских национальных героев). Занятие Москвы объединенными земско-казачьими силами было фактом огромного значения, но никак не концом истории. В это время Казанское государство, не вступая в открытый конфликт с новой московской властью, стремится максимально укрепить собственные позиции, действуя иногда самостоятельно, а иногда в союзе с Московским государством.

Победителям польско-литовских интервентов в выгоревшей столице было непросто держать ситуацию под контролем. Денег в казне не было. Разные элитные группировки уже начали борьбу за власть. Неконтролируемую силу представляло собой казачество, вобравшее множество люмпенизированных представителей разных земель и социальных слоёв. Первым из казачьих вождей вступил в конфронтацию с властями Иван Заруцкий, ушедший из-под Москвы летом 1612 года. Находясь в рязанских пределах вместе со своим малолетним кандидатом на престол, он был источником постоянных беспокойств для Трубецкого и Пожарского. Предложение Никанора Шульгина выступить против атамана, было воспринято в Москве с энтузиазмом.

За время арзамасского похода в Казани произошел переворот. Получив известие об избрании царя, второй дьяк Степан Дичков (державшийся в тени во времена Шульгина) и дворянин Григорий Верёвкин объявили властью себя. Арестованные ветераны похода на Москву и промосковские вятчане были выпущены из застенков на свободу. На их место отправились никаноровы сторонники во главе со старостой Федором Оботуровым. Боясь расправы от приближающегося войска, новые правители города заперли ворота и готовились к осаде. Однако развязка оказалась проще. Никанора Шульгина смог заключить под стражу небольшой казанский отряд в Свияжске. Никто не вышел на его защиту, хотя существуют указания на то, что он сопровождался лишь малым количеством ближайших сторонников.

11 июня 1613 года в Успенском соборе московского Кремля митрополит Казанский и Свияжский Ефрем венчал на царство Михаила Федоровича.

Цена преодоления кризиса

Еналеевское восстание примечательно тем, что нерусские жители Казанского уезда сохраняли лояльность русской администрации Казани и в период правления Шульгина, и даже во время войны с тушинцами. Исключение составлял непродолжительный и неудачный мятеж князя Камая. Теперь же восстанием были охвачены не только внутренние районы, но и сама Казань подверглась атаке повстанцев. Основу движения составили служилые татары, мобилизованные против летучих польских отрядов Александра Лисовского. Причиной выступления стал чрезвычайный налоговый гнет, который обрушился на регион сразу после подчинения Москве. Восстание было жестоко подавлено, а в числе прибывших на место следователей был и думный дворянин Кузьма Минин. Именно возвращаясь из Казани в Москву, умер самый известный деятель Смутного времени.

Казанские события 1615 года только открывали серию бунтов и протестов против налоговой политики государства, которыми полна русская история XVII столетия. Пережитая экстремальная ситуация привела к большим изменениям в государственном строе. Выходя из Смуты, Россия сделала огромный шаг в сторону абсолютизма.

Лидеры Казанского государства в этой новой восстановленной России Романовых стали одними из первых сибирских ссыльных. Никанор Шульгин был доставлен из Свияжска в Москву, а оттуда 8 августа 1618 года направлен в Тобольск. В это время к столице подходило войско королевича Владислава и власти, по всей видимости, решили небезопасным держать в столице такого заключенного. Уже через год в Тобольске Шульгин сумел выйти из тюремного заключения на государеву службу. Год смерти и место погребения казанского диктатора неизвестны. Но его потомки образовали большую династию сибирских служилых людей, члены которой упоминаются в разных местах вплоть до Якутска и Даурии.

Иван Биркин, командовавший казанской ратью в 1612 году, служил в Мангазее воеводой в 1615–1618 годах. На этом посту он активно отстаивал право морской торговли с Мангазеей, ограничивавшееся из Москвы и невыгодное воеводам Тобольска. При Биркине в северном городе развернулось большое строительство.

Из комментариев:

Yuri Kossagovsky пишет: — ГЛАВНОЕ В УРОКАХ ИСТОРИИ ЧТО УКРАИНЦЫ И РУССКИЕ И ТАТАРЫ ВМЕСТЕ ГРОМИЛИ НАПОЛЕОНОВ И БРАЛИ ПАРИЖ И ПОТОМ БЕРЛИН
======================================== ===================

сейчас масса публикаций с целью поссорить и зародить сомнения в нашем единении

напрасно результат совместной жизни показал замечательные победоносные плоды

русские и украинцы и калмыки и все народы что жили вместе оказалось мощным содружеством братских народов

Наполеона только Россия смога поставить на место и российские войска брали Париж

Гитлера только Россия могла поставить на место Европа и Штаты помогали нам - т.е. боялись Гитлера - его добили взяв Берлин

нет смысла сеять самыми разными путями мысли о нашем разъединении - наше единство еще может нам пригодиться.

Читайте также: