Словообразовательные особенности научного стиля речи кратко

Обновлено: 30.06.2024

1. В современных условиях важным требованием, предъявляемым к термину, является его интернациональный характер, соответствие международным требованиям и стандартам. Поэтому для терминологических систем разных наук характерно использование интернациональных словообразовательных элементов в составе терминов, что облегчает понимание иноязычных научных текстов. Как правило, новые термины образуются с использованием подобных словообразовательных элементов. В толковых словарях и в словарях иностранных слов указывается происхождение этих структурных частей слов и их значение. Например, в словаре иностранных слов:

А…, перед гласнымиАН… [гр. a…, an… – начальная часть слова со значением отрицания] – приставка в словах с иноязычным корнем, выражающая отрицание или отсутствие какого-либо качества, свойства, например: асимметрия, анаэробы, анамнии 13 .

Карбо…, карбон…[ 14 .

В толковом словаре:

А…; (перед гласными)АН…[греч. an- – не-, без-]. приставка (служит для образования прилагательных и существительных). Вносит значение отрицания или отсутствия чего-либо. Алогичный, аморальный, анастигматический, анаэробы, анормальный, аритмичность, асимметрия, асинхрония, атональный, атравматический 16 .

Гипо…[от греч. hypó – под, внизу]. Первая часть сложных слов. Вносит значение: уменьшение чего-либо, снижение по отношению к какой-либо норме. Гиподинамический, гипосенсибилизация, гипохлоридный 17 .

…Фон [от греч. phōnē –звук, голос]. Вторая часть сложных слов. Вносит значение: звук, звучащий. Диктофон, мегафон, саксофон, телефон 18 .

2. В научном стиле частотны существительные и прилагательные с определенным типом лексического значения, которое выражается с помощью некоторых суффиксов:

а) существительные, выражающие отвлеченное понятие признака, состояния, изменения, с суффиксами -ниj-, -тиj-, -циj-, -иj-, -ость, -ств- (изменение, окисление, восстановление, построение, развитие, информация, манипуляция, социализация, транскрипция, терминация, деятельность, кислотность, частотность, свойство и т.п.);

б) существительные с суффиксом -тель, обозначающие инструмент, орудие, производителя действия (землеустроитель, растворитель, носитель, преобразователь, окислитель);

в) прилагательные с суффиксом -ист- со значением ‘содержащий в малом количестве определенную примесь’ (глинистый, азотистый).

1.2.3. Морфологические признаки научного стиля речи

1. Научный текст носит обобщенный характер, поэтому для него характерно использование глаголов несовершенного вида в форме настоящего времени, которые имеют вневременное обобщенное значение. Например: В современной отечественной науке существуют разные точки зрения на то, как связаны деятельность и общение; Если тело или система тел могут совершать работу, то говорят, что они обладают энергией; Многоугольник, все вершины которого лежат на окружности, называется вписанным в окружность; Антиподы транспортируют питательные вещества из семяпочки в зародышевый мешок; Различают два типа смысловых связей слов друг с другом: семантическая сочетаемость и лексическая сочетаемость.

Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже, часто в устойчивых оборотах (рассмотрим…; докажем, что…; сделаем выводы; покажем на примерах и т.п.). Такие формы глагола употребляются без подлежащего, используются с целью призыва собеседника к совместному действию (они так и называются – формы совместного действия) и произносятся с особой побудительной интонацией, поэтому их часто рассматривают как особые формы повелительного наклонения, например: Теперь посмотрим, что происходит с диэлектриком в электрическом поле; Поместим диэлектрик между двумя параллельными металлическими пластинами, несущими заряды противоположного знака; Рассмотрим произвольную плоскость α и окружность L с центром O радиуса r, лежащую в этой плоскости.

2. В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суффиксом -ся). Они обозначают либо действие как отличительную черту предмета, его постоянное свойство (Соль растворяется в воде; Вода испаряется при температуре 100 0 С), либо имеют страдательное (пассивное) значение. Частота употребления пассивной формы глагола объясняется тем, что при описании научного явления внимание сосредоточивается на нем самом, а не на производителе действия: Под семантической целостностью понимается невыводимость значения фразеологической единицы из значения ее компонентов; Образующиеся в ядре информационные РНК подвергаются там целому ряду изменений; Утверждения 1 0 – 4 0 доказываются так же, как в планиметрии; Труд осуществляется под влиянием необходимости.

4. Отличительным признаком научного стиля является частое использование отвлеченных существительных среднего рода (излучение, создание, зависимость, развитие, скорость, сложение, движение, утверждение, свойство, строение, преобразование, потребность, поверхность и т.п.): Реакция отщепления одной молекулы фосфорной кислоты сопровождается освобождением около 40 кДж/моль; Движение любого тела есть движение относительное; Целью нашего исследования явилось изучение влияния занятий легкой атлетикой на организм человека и разработка рекомендаций для повышения интереса к занятиям легкоатлетическим бегом, способствующим повышению уровня здоровья подростков; В процессе твердения бетона выделяется тепло, происходит нагревание массива бетона и последующее его остывание.

5. Обобщенный характер научному тексту придает и употребление имен существительных в форме единственного числа со значением обобщенной множественности для наименования не одного конкретного предмета, а для обобщенного наименования целого класса предметов: Разработаны основные рекомендации профессиональной деятельности социального педагога по работе с агрессивными подростками; Процесс обучения в школе ни в коем случае не должен строиться за счет ресурсов здоровья ребенка; Изучалось разнообразие цветовой гаммы шляпки масленка настоящего в зависимости от условий произрастания; По результатам анкетирования можно сказать, что сотовый телефон так прочно вошел в нашу жизнь, что мы готовы им пользоваться, невзирая на вред.

6. В научной речи часто встречаются формы множественного числа абстрактных и вещественных существительных, образование которых не свойственно обычной речи. При образовании таких форм происходит изменение лексического значения, они называют уже не само вещество, а используются для обозначения а) сорта или вида данного вещества (высокопрочные стали, смазочные маслá, лечебные чаи, минеральные воды); б) сплошную массу вещества на каком-либо пространстве (снегá, мхи, грязи); в) некоторых отвлеченных понятий (мощности, емкости, математические преобразования, культуры, скорости) и понятий, выражающих количественные показатели (глубины, длины, теплоты).

7. В научном стиле чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие формы имен прилагательных и страдательных причастий в функции сказуемого: Работа силы равна произведению модулей силы и перемещения и косинуса угла между ними; Известны два вида ферромагнитных пленок; Для исследования были выбраны участки с различными экологическими условиями; Слабый сигнал оказался сравним по уровню с собственными шумами усилительного устройства и, как следствие, неразличим на их фоне.

Основная языковая особенность научного стиля речи — тяготение к нормированной речи. Это объясняется тем, что в первую очередь он выполняет информативную функцию. Поэтому текст должен быть ясным, логичным, точным и объективным. Только в таком случае читатель получит достоверные данные о понятиях, закономерностях и фактах, а также идеях, методах, приемах и других видах информации, представленной в той или иной статье.


Главные особенности и черты научного стиля

Цель текста в научном стиле — корректно отразить процесс и результат исследовательской деятельности. Перед автором стоит задача передать структурированную и логически выстроенную информацию. Этим и обусловлены основные особенности научного стиля, которые свойственны работам вне зависимости от характера науки (точной, естественной, гуманитарной) и разновидности жанра (доклад, статья, учебник, монография и пр.). Для такого стиля повествования характерны:

  • монологический характер речи (от одного лица);
  • строгий отбор языковых средств;
  • использование специфических терминов;
  • включение сложных синтаксических конструкций для выстраивания упорядоченной связи.

Соблюдение правил написания научных текстов необходимо и для публикации в журналах. Учет особенностей такого стиля — залог того, что материал будет принят и опубликован.


Морфологические особенности научного стиля

В морфологии изучают словоформы — то, как склоняются и спрягаются слова. Если рассматривать с этой точки зрения научный стиль, то можно выделить следующие особенности:


Каковые синтаксические особенности текстов научного стиля

В разделе синтаксиса изучаются формы и типы предложений, словосочетаний и связи слов в такие конструкции. В научной речи активно используются сложные предложения, в первую очередь сложноподчиненные. В них есть основная и придаточная часть. Они соединяются общеупотребительными (поскольку, потому что, так как, оттого что) и книжными союзами (ввиду того что, ибо, вследствие того что, благодаря тому что).

Основные черты научного стиля в вопросе синтаксиса следующие:


Лексические особенности научного стиля

Лексика — это совокупность слов, с помощью которых можно формировать и передавать знания о предметах и явлениях. В научном стиле для этого широко применяются имена существительные, причем в их прямом значении. Это различные абстрактные слова и термины, которые делятся на 3 категории:

  • нейтральные — часто используются во всех стилях (большой, белый, пять, десять, происходит, идет и пр.);
  • общенаучные — встречаются в разных областях науки (градус, сила, центр, энергия и пр.);
  • узкоспециальные — применяются в конкретной области науки.

Специфические черты научного стиля

Проще всего распознать научный стиль по специфическим чертам. Именно они помогают сделать текст максимально информативным и в то же время простым для понимания любыми читателями. К таким чертам относятся:

Читайте также: