Славяно греко латинская академия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России, целью которой была подготовка образованных людей не только для Церкви, но и для государства. Это был также и первый русский центр философской культуры. Академия сыграла видную роль в развитии просвещения и культуры в конце 17 и первой четверти 18 века. Сегодня поговорим о том, как создавалось это учебное заведение.

В то же время остро ощущалась потребность в грамотных специалистах не только для нужд Печатного двора, но и для подготовки чиновников Посольского и других государственных приказов. Кроме того, стояла задача повысить образовательный уровень русского духовенства, в том числе и для защиты Православия от иноземного влияния. К концу 1670-х - началу 1685 г. относятся первые попытки создания в Москве высшего учебного заведения - академии.

В академии предполагалось готовить специалистов из разных сословий для государственной службы и обучать их языкам, семи свободным искусствам (грамматике, риторике, диалектике, музыке, астрономии, философии), а главное - богословию. Академия должна быть, по мысли Полоцкого, и органом по охране чистоты религиозных помыслов, вершить суд над еретиками, осуществлять церковную цензуру.

Спустя четыре с половиной года, в начале марта 1685 года, по приглашению Российского патриарха Иоакима в Москву прибыли ученые греки-монахи - братья Иоанникий и Софроний Лихуды. Представ перед царями Иоанном и Петром, Лихуды произнесли приветственные речи по-гречески и по-латыни. В конце марта того же года они организовали школу при Богоявленском монастыре.

12 декабря 1685 года состоялось официальное открытие Славяно-греко-латинской академии, для которой к октябрю 1687 года были построены новые здания в центре Москвы, на Никольской улице. С переходом в новое помещение число учеников возросло до 80 человек.

Поскольку Академия ставила своей целью дать всем желающим высшее образование, то сословный состав учащихся первоначально не регламентировался: здесь учились не только дети аристократии, чиновников, но и дети дьячков, купцов и даже холопов.

Академии была пожалована богатая царская библиотека, в которой можно было познакомиться с богословскими книгами, русскими летописями, произведениями Аристотеля, Платона, Плутарха, Демосфена, других древних и средневековых авторов, а также с трудами Лейбница, Бэкона, Декарта. Библиотека была самой обширной и лучшей в то время в России.

Лихуды стали первыми руководителями Академии и до 1694 года были ее единственными учителями.

Больше всего внимания Лихуды уделяли изучению языков. Успехи их учеников были столь значительны, что через три года занятий они могли свободно говорить на греческом и латинском языках.

Уже к началу 1689 года в Академии обучалось 180 человек. Двум учителям, братьям Лихудам, трудно было заниматься с таким большим количеством учеников, поэтому практиковалась система обучения, получившая впоследствии название ланкастерской, при которой старшие ученики руководили занятиями младших; особенно помогали Лихудам старосты.

В начале 1690-х годов братьев Лихудов оклеветали, и они были отстранены от преподавания в Академии. После их удаления начался упадок Академии, однако обучение здесь не прекратилось. По благословению Патриарха места наставников заняли ученики Лихудов - Николай Семенов и Федор Поликарпов, которые пять с половиной лет, до 1699 года преподавали грамматику, пиитику и риторику на греческом языке. Философия и богословие не преподавались, так как Семенов и Поликарпов сами не успели их прослушать.

В 1697 году Петр I пожелал возобновить в прежнем объеме деятельность Академии и с этой целью вызвать лучших киевских ученых. Теперь в курс преподавания ввели немецкий и французский языки, а также медицину, философию и др.; ведущее место теперь занял латинский язык, с которого и начинались занятия в Академии.

Прохождение курса в Славяно-греко-латинской академии было рассчитано на 13 лет. Обучение было разделено на 8 классов.

В 1731 году в Славяно-греко-латинскую академию поступил учиться Ломоносов. Из его биографии известно, что в год его поступления в Академии было 236 студентов. Известно также, что, учась в Академии, он познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, с ораторским искусством, а также с естественными науками, которые преподавали по Аристотелю и Птолемею.

В ноябре 1735 года ректор Славяно-греко-латинской академии получил от Синода распоряжение послать в Петербург для дальнейшего обучения при Академии наук 20 наиболее способных учеников. После проверки знаний были отобраны 12, среди которых был и Ломоносов. Они были зачислены в студенты только что созданного Университета при Академии наук. В 1747 году по указу императрицы Елизаветы был новый набор в Петербургский Академический университет, и снова десять лучших студентов Славяно-греко-латинской академии выехали в Петербург на учебу.

В 1812 году Заиконоспасский монастырь сильно пострадал от нашествия Наполеона, и оставаться Академии в ветхих зданиях монастыря было невозможно. В 1814 году Славяно-греко-латинская академия решением Святейшего Синода была преобразована в Московскую Духовную академию и переведена из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где и располагается до сих пор.

За годы своего существования Славяно-греко-латинская академия выпустила огромное количество известных деятелей науки, государства, дипломатии, Церкви.

В 2010 году Славяно-греко-латинская академия возобновила свою деятельность.

Славяно-греко-латинская академия (1687 г.) являлась первым высшим образовательным учреждением в России. Она была создана в Москве и просуществовала до 1814 г. Рассмотрим далее, что собой представляла Греко-славяно-латинская академия.

1687 славяно греко латинская академия

История

В качестве инициаторов были поэт, педагог и просветитель Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев – его ученик. За 2 года до кончины первый написал "Академическую привилегию" – учредительную грамоту. В ней выдвигалась, собственно, идея о создании вуза, были определены содержание обучения и будущие права заведения. Открытие Славяно-греко-латинской академии, по мнению С. Полоцкого, позволило бы готовить образованных лиц для церковной и государственной службы.

Планы по обучению

В академии, как считал Полоцкий, должны были преподаваться польский, латинский, греческий и славянский языки, "семь свободных искусств" (пиитика с риторикой, грамматика, астрономия, музыка, геометрия, диалектика, философия) и богословие. Студенты и педагоги могли быть подсудны исключительно ректору - "верховному блюстителю", а также патриарху, но не традиционным судебным инстанциям. Таким образом, формировалась своего рода университетская автономия. Образование предполагалось бесплатным. При этом студентам должна была назначаться стипендия, а пожилым педагогам – пенсия.

Полоцкий разъяснял, что такое Славяно-греко-латинская академия. Он указывал, что заведение должно будет выпускать правоверных священнослужителей, учить студентов соблюдать чистоту религиозных идей. В функции академии кроме прочего Полоцкий включал ведение цензуры, право судить отступников. В задачи заведения должен был также входить контроль деятельности прочих образовательных учреждений и домашних учителей. Основное внимание в академии предполагалось уделять греческому языку, на котором были написано большинство богослужебных книг.

славяно греко латинская академия 1687

Учреждение СГЛА

Славяно-греко-латинская академия создавалась на базе Богоявленской и Типографской школ. Первыми преподавателями стали братья Софроний и Иоаким Лихуды. С рекомендательной грамотой восточных патриархов они специально прибыли в Москву. Братья обладали энциклопедическими знаниями, были докторами Коттонианской академии. Софроний и Иоаким приложили все свои силы для создания высшего духовного образовательного учреждения в России. Следует отметить, что только спустя 2 года после кончины Полоцкого его "Привилегия" (учредительный документ академии) была принята правившим тогда Федором Алексеевичем. Еще через три года учебное заведение получило благословение от Святейшего Патриарха.

Первые занятия

Они начались в 1685 г. Первое время они проходили в Богоявленском монастыре. Братья Лихуды обучали сначала только греческому языку. Впоследствии они расширили образовательную программу и ввели в нее риторику. В конце 1866-го началось строительство отдельного здания на территории монастыря Всемилостивого Спаса, который известен как Заиконоспасский (по месту расположения – за иконным рядом). Братья Лихуды переместились в новое сооружение в году 1687. Славяно-греко-латинская академия объединяла первое время три класса: высший, средний и низший. Сначала в них обучались 104 человека. Спустя год студентов стало 163, а в 1689-м – 182.

греко славяно латинская академия история

Обучение

Курс начинали с подготовительного класса. Он именовался Русской школой. По его окончании учеников переводили. В следующем классе – Школе книжного греческого писания – они изучали латынь, славянскую и греческую грамоту. После этого студенты начинали изучение прочих предметов. На последнем курсе преподавали богословие, диалектику, риторику, физику. Братья Лихуды самостоятельно писали все учебники по предметам. За образец они принимали образовательные книги европейских университетов. В учебники были включены работы Демокрита, Аристотеля, Кампанеллы. Присутствовали в них примеры из богословских текстов и литературных произведений.

Состав учащихся

Славяно-греко-латинская академия принимала отпрысков самых разных семей. Так, сын кабального, купца, конюха мог быть соседом ребенка церковного служащего высокого ранга или даже знатного князя. Этим учебное заведение кардинально отличалось от прочих, принимавших студентов по сословному принципу. Кроме русских учрежденная в году 1687 Славяно-греко-латинская академия обучала белорусов, украинцев, выходцев из Речи Посполитой, молдаван, литовцев, крещеных татар, грузин. В списке студентов был даже македонец. Старшие ученики преподавали у младших, оказывая таким образом содействие основным педагогам. Несмотря на то, что при приеме сословный принцип не соблюдался, стипендии студенты получали различные.

открытие славяно греко латинской академии

История Славяно-греко-латинской академии в XVIII веке

Начало столетия ознаменовалось государственными преобразованиями Петра. Коснулись реформы и образовательной системы. В жизни академии начался качественно новый этап. Количество студентов увеличилось до 600 человек, прибавилось преподавателей, была расширена библиотека. В 1701 г. учреждению был присвоен статус государственной академии. Петр стал приглашать педагогов из Львова и Киева, поскольку они имели представление о системе западноевропейского образования. В качестве основного языка стал выступать латинский. Продолжительность обучения была установлена в 12-15 лет. Характер самого образовательного процесса стал приближаться к западноевропейской системе. Теперь академия выпускала не только богословов, но и медиков, переводчиков, госслужащих.

что такое славяно греко латинская академия

Дальнейшие изменения

Многие студенты не доучивались до высшего класса, а после первого же года обучения уходили в медицинские, инженерные, математические школы, поскольку знали латынь. Детей из бедных семей стали отсылать за границу. Там они обучались персидскому, турецкому, арабскому языкам, а также "литературным наукам", которые изучались в то время во Франции. Об академии стали говорить в Европе. С разрешения Синода, принятого в 1721 г., в учреждение начали принимать иностранцев. Их приравнивали к русским студентам.

В 1708 и 1710 гг. было издано 2 указа. Документы предписывали детям священнослужителей учиться в "латинских и греческих школах", и только по их окончании они могли рассчитывать на духовный чин. Однако молодые люди не проявляли энтузиазма в образовании. В этой связи с 1721 г. Синод стал требовать от священников расписки в том, что их дети окончат учебное заведение.

Академия не была популярна среди дворян, поскольку в ней было довольно много учеников из бедных семей. В 1729 г. половину студентов составляли дети солдат. Многим ученикам - выходцам из простого народа приходилось подрабатывать, чтобы обеспечить себя питанием. Такая же участь постигла и великого М. В. Ломоносова. В течение пяти лет он жил практически впроголодь, но обучение не бросил. После окончания обучения дети крестьян возвращались к своим помещикам. С 1277 г. простолюдинов перестали принимать в академию.

история славяно греко латинской академии в xviii веке

Интересные факты

Действовавшая с года 1687 Славяно-греко-латинская академия имела самое обширное собрание книг в России. В ведение учебного заведения целиком и в вечное пользование была передана государственная библиотека. В академии был учрежден один из первых театров России. В основу его был положен школьный кружок, в котором Симеон Полоцкий поставил произведения "О Навуходоносоре", "О блудном сыне".

Первый официальный спектакль театра академии состоялся в 1701 г., в ноябре. Труппа ставила драму по евангельской притче о Лазаре и богаче. С этого года спектакли стали традиционными в жизни светского общества. В 1705 г. Феофан Прокопович ставил трагикомедию "Владимир". Двумя годами ранее состоялся спектакль, считающийся одним из ярких за всю историю театра академии. Постановка представляла собой триумфальное действо и была посвящена взятию Нотебурга Петром. В спектакле война была изображена как борьба "русского Марса" со злыми силами. Последние были воплощены в образах "луны таврикийской" и "льва шведского". Постановка завершалась триумфальным въездом "русского Марса".

 сгла славяно греко латинская академия

Здания в Москве

Сооружения, где располагалась созданная в году 1687 Славяно-греко-латинская академия, получили статус памятника архитектуры федерального значения. В процессе перестройки наземного перехода здания получили ряд повреждений. В 2009 г. Москомнаследие выступало за передачу сооружений академии под монастырскую функцию, существовавшую ранее. Об этом заявил председатель органа – Валерий Шевчук.

Первое в России высшее учебное заведение, основанное в 1687 году. Оно предоставляло всесословное образование, сыграло большую роль в становлении и развитии светского среднего и высшего образования в России. Самый знаменитым учеником Академии был М.В. Ломоносов. Закрыта в 1814 году.

Первые московские школы

Школы, отрывавшиеся в Москве для подготовки образованных людей, стали предтечами Славяно-греко-латинской академии. В 1621 году в Немецкой слободе была открыта лютеранская школа, в которой латинскому и немецкому языкам учились и русские дети. В 1649 году на средства Ф.М. Ртищева была создана школа при Андреевском монастыре на Воробьевых горах. Здесь украинские монахи во главе с Епифанием Славинецким преподавали славянский, греческий и латинский языки, риторику и философию. В 1650 году Епифаний стал трудиться в школе при Чудовом монастыре, финансируемой из казны патриаршего двора. С 1665 года в школе при Заиконоспасском монастыре обучали подьячих Приказа тайных дел. Организатором и преподавателем этой школы был Симеон Полоцкий, в 1669 году его сменил его ученик Сильвестр Медведев.

Славяно-греко-латинская академия

В XVIII веке несколько раз поднимался вопрос о переносе академии из стен Заиконоспасского монастыря: сначала в Донской монастырь, а затем в Троице-Сергиеву лавру. Но этим проектам не суждено было сбыться. Учебный процесс продолжился на старом месте. В 1812 году он был прерван из-за разорения Заиконоспасского монастыря французами и возобновлен в 1813 году. В 1814 году Славяно-греко-латинская академия была закрыта.


Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России, целью которой была подготовка образованных людей не только для Церкви, но и для государства 1 . Академия унаследовала лучшие церковно-богословские и культурно-исторические традиции Православия. Это был также и первый русский центр философской культуры. Академия сыграла видную роль в развитии просвещения и культуры в конце XVII и первой четверти XVIII века. Ее фундаментом послужила Типографская школа, то есть школа при Московском печатном дворе, открытая в 1681 году.

В первой половине XVII века остро ощущалась потребность в грамотных специалистах не только для нужд Печатного двора, но и для подготовки чиновников Посольского и других государственных приказов. Кроме того, стояла задача повысить образовательный уровень русского духовенства, в том числе и для защиты Православия от иноземного влияния. К концу 1670-х - началу 1685 г. относятся первые попытки создания в Москве высшего учебного заведения - академии.

12 декабря 1685 года состоялось официальное открытие Славяно-греко-латинской академии, для которой к октябрю 1687 года были построены новые здания в центре Москвы, на Никольской улице, в Заиконоспасском монастыре (точнее - Спасском монастыре за торговым Иконным рядом), получившие название Спасских школ. С переходом в новое помещение число учеников возросло до 80 человек.

Академии была пожалована богатая царская библиотека, в которой можно было познакомиться с богословскими книгами, русскими летописями, произведениями Аристотеля, Платона, Плутарха, Демосфена, других древних и средневековых авторов, а также с трудами Лейбница, Бэкона, Декарта. Библиотека была самой обширной и лучшей в то время в России.

Братья Лихуды, обладавшие энциклопедическими знаниями, проповедники и мыслители, доктора Коттонианской академии в Падуе, стали первыми руководителями Академии и до 1694 года были ее единственными учителями. Они были одновременно носителями и европейского образования и святоотеческой традиции, в основном придерживаясь православно-греческого направления. Лихуды составили учебники грамматики, пиитики, риторики, психологии, физики, логики и др. предметов; преподавали грамматику и пиитику на греческом языке, а риторику, логику и физику - на греческом и латинском 5 . В риторике, логике и физике авторитетом для Лихудов являлся Аристотель. Главным предметом было Священное Писание.

Свободный доступ в Академию Лихудов для представителей всех сословий способствовал ее быстрому расширению, и к началу 1689 года в ней обучалось уже 180 человек. Двум учителям, братьям Лихудам, трудно было заниматься с таким большим количеством учеников, поэтому практиковалась система обучения, получившая впоследствии название ланкастерской, при которой старшие ученики руководили занятиями младших; особенно помогали Лихудам старосты.

В начале 1690-х годов братьев Лихудов оклеветали, и они были отстранены от преподавания в Академии. После их удаления начался упадок Академии, однако обучение здесь не прекратилось. По благословению Патриарха места наставников заняли ученики Лихудов - Николай Семенов и Федор Поликарпов, которые пять с половиной лет, до 1699 года преподавали грамматику, пиитику и риторику на греческом языке. Философия и богословие не преподавались, так как Семенов и Поликарпов сами не успели их прослушать.

В 1697 году Петр 1 пожелал возобновить в прежнем объеме деятельность Академии и с этой целью вызвать лучших киевских ученых. Ректором Академии стал Палладий Роговский, первый русский доктор философии, а его помощником Стефан Яворский, которые провели в начале XVIII века ряд преобразований: в курс преподавания ввели немецкий и французский языки, а также медицину, философию и др.; ведущее место теперь занял латинский язык, с которого и начинались занятия в Академии. Преобразованная Академия ставила своей задачей подготовку священников, свободно владеющих древними и новыми языками; обучение лиц, предназначенных для службы в церковном управлении и народном образовании; обучение студентов для их будущей работы на государственной службе. Таким образом, Академия становится крупным центром подготовки специалистов в самых различных областях гуманитарного знания.

В классе философии - предпоследнем - изучали логику, физику, метафизику, философию и богословие. Кроме того, сообщались некоторые сведения из астрономии и других естественных наук. Не многим ученикам удавалось закончить Академию: школ было мало, а потребность в грамотных и образованных людях была велика, поэтому питомцев Академии постоянно забирали на разные работы и в экспедиции.

В 1731 году в Славяно-греко-латинскую академию поступил учиться М.В. Ломоносов. Из его биографии известно, что в год его поступления в Академии было 236 студентов. Известно также, что, учась в Академии, он познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, с ораторским искусством, а также с естественными науками, которые преподавали по Аристотелю и Птолемею.

Особую роль сыграли студенты Московской Академии в открытии Петербургского университета. В ноябре 1735 года ректор Славяно-греко-латинской академии получил от Синода распоряжение послать в Петербург для дальнейшего обучения при Академии наук 20 наиболее способных учеников. После проверки знаний были отобраны 12, среди которых был и Ломоносов. Они были зачислены в студенты только что созданного Университета при Академии наук. В 1747 году по указу императрицы Елизаветы был новый набор в Петербургский Академический университет, и снова десять лучших студентов Славяно-греко-латинской академии выехали в Петербург на учебу 10 .

Следующий этап в жизни Академии связан с именем митрополита Платона (Левшина) (1737-1812), который 15 ноября 1775 года был назначен директором (протектором) Академии. Начало его служения в качестве главы Академии совпало по времени с открытием Московского университета, который стал готовить специалистов светского профиля. Поэтому при митрополите Платоне усилился богословский уклон, и Академия превратилась в высшую богословскую школу, которая стала готовить только лиц духовного звания, давая всестороннее образование православной молодежи. Митрополит Платон был передовым человеком своего времени, реформатором духовного образования. Именно ему обязана Академия своим возрождением. Он увеличил число ее учеников с трехсот до тысячи, выстроил для беднейших воспитанников бурсу (т.е. общежитие), увеличил материальные средства Академии; при нем студенты находились преимущественно на государственно обеспечении. Он сам выбирал учителей, написал для них свое наставление, обязал ежемесячно представлять ему отчеты о ходе занятий. Были заложены основы русской церковно-исторической науки, ограничивалось влияние латыни, усилено было изучение греческого языка, первенствующее значение было предоставлено русскому языку, на котором теперь велось преподавание. Особое внимание стало уделяться изучению Церковного Устава, был введен ряд новых предметов: церковная и гражданская история, история философии и др. Директор вменял студентам в обязанность часто бывать на богослужениях в Спасском соборе.

В 1812 году Заиконоспасский монастырь сильно пострадал от нашествия Наполеона, и оставаться Академии в ветхих зданиях монастыря было невозможно. В 1814 году Славяно-греко-латинская академия решением Святейшего Синода была преобразована в Московскую Духовную академию и переведена из Москвы в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где и располагается до сих пор.

За годы своего существования Славяно-греко-латинская академия выпустила огромное количество известных деятелей науки, государства, дипломатии, Церкви. Из крупнейших руководителей Православной церкви, выпускников Академии, назовем следующих: епископ Иннокентий Иркутский (1680-1731), первый правящий православный епископ Восточной Сибири, прославленный РПЦ в лике святых; Платон Малиновский, Московский архиепископ с 1748 по 1754гг.; Екатеринославский архиепископ Афанасий Иванов (1746-1805); Амвросий Протасов (1762-1831), архиепископ Тверской и Кашинский, талантливый переводчик; Августин Виноградский (1766-1819), архиепископ Московский и Коломенский; Евгений Болховитинов (1767-1837), митрополит Киевский и Галицкий, церковный историк, археограф и библиограф; Аполлос Байбаков (1737-1801), епископ Орловский и Севский, член Российской академии; митрополит Платон Левшин и др.

Прямыми наследниками Славяно - греко - латинской академии считают себя Московская Духовная Академия, Петербургский университет, Российская академия наук и Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова.

В 2010 году возобновила свою деятельность Славяно-греко-латинская академия - негосударственное частное учреждение высшего профессионального образования. Насколько это учебное заведение впитает в себя дух и традиции прежней Академии, покажет будущее.

1 Другие названия ее: Греческие школы, Заиконоспасское училище, Спасские школы, Спасский училищный монастырь, Славяно-греко-латинское училище, Эллино-греческая академия.

2 Евгений (Болховитинов). Словарь русских светских писателей, соотечественников и чужестранцев, писавших в России, служащий дополнением к Словарю писателей духовного чина, составленному митрополитом Евгением. М., 1845, ч. 1, с. 20.

3 Историческое известие о Московской академии, сочиненное в 1726 году от справщика Федора Поликарпова // Древняя Российская Вивлиофика, М., 1791, часть XVI, с.298.

4 Забелин И.Е. Первое водворение в Москве греко-латинской и общей европейской науки //Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских при Московском университете, М., 1886, кн. 4-я, с. 12.

5 Галкин А. Академия в Москве в XVII столетии, М., 1913, с.53.

6 Смирнов С.К. История Московской славяно-греко-латинской академии, М., 1855, с. 217.

7 Браиловский С.Н. Федор Поликарпович Поликарпов-Орлов, директор Московской типографии // ЖМНП, 1894, сентябрь, с.9.

8 Смирнов С.К. Указ. соч., с. 182.

9 Западов А.В. Поэты XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин), М., 1979, с.11.

10 Толстой Д.А. Академический университет в XVIII столетии по рукописным материалам архива Академии наук, СПб., 1855, с. 16.

1. Смирнов С.К. История Московской славяно-греко-латинской академии, М., 1855.

2. Галкин А. Академия в Москве в XVII столетии, М., 1913.

3. Толстой Д.А. Академический университет в XVIII столетии по рукописным материалам архива Академии наук, СПб., 1855.

Славяно-греко-латинская академия стала первым на российской территории учебным заведением. Данное учреждение было основано в 1787 г. и просуществовало до 1814 г. В этом заведении давали образование на всесословной основе. Академия стала основой для развития среднего и высшего образования в Русском царстве.

Создание академии

Создаваемая Академия опиралась на уже действующие Типографскую и Богоявленскую школы, которые открылись в 1682 г. и 1685 г. соответственно. Именно они подготовили фундамент для появления в 1687 г. на территории Заиконоспасского монастыря Славяно-греко-латинского училища, которое с 1701 г. получило статус Академии. Это было компромиссное решение для двух направлений в религиозной и просветительской сфере – это были грекофилы и латинствующие.

1687. Открытие Славяно-греко-латинской академии

С инициативой создания Академии выступили С. Полоцкий и С. Медведев. Выпускник Киево-Могилянской академии С. Полоцкий прибыл в столицу России по приглашению государя Алексея Михайловича в 1664 г. с целью обучения царевичей наукам. Полоцкий был литературным творцом, занимался книгоизданием, переводами. Представляя латинствующих, он опирался на идею необходимости совершенствования светского образования с одновременным приближением к культуре народов Европы с помощью изучения латыни. С. Медведев также относился к ученым людям того времени, был писателем и духовником царевны Софьи.

Предложение создать Академию в России было встречено негативно самим патриархом Иоакимом и находящимися под его покровительством грекофилами. Последние негативно относились к взглядам латинствующих, считая, что в России должны ориентироваться исключительно на греческую культуру православия и образовательное богословие. Для реализации своих идей грекофилы организовали в 1681 г. Типографскую школу в рамках Печатного двора. В ней изучали греческий язык.

В качестве первых учителей в Академию пригласили монахов — греков Сафрония и Иоаникия Лихуд. Они окончили Педуанский университет. Являясь проповедниками и мыслителями, они проводили обучение греческому языку, а затем и риторике. Однако планов грекофилов монахи не оправдали, поэтому их в 1694 г. отстранили от преподавания.

Статус Академии был получен образовательным учреждением по указу Петра I в 1701 г.

Учебный процесс

Первых 104-х учеников набрали из состава Богоявленской и Типографской школ. Уже в 1689 г. их численность выросла до 182 человек. В образовательном заведении опирались на всесословный принцип, поэтому на учебу мог быть принять любой, кто изъявлял желание без учета чина, сана или возрастных особенностей. Обучали бесплатно, а длительность общего курса образования была 12 лет. Этот учебный период делили на 8 классов (школ).

Учебный процесс

В низших классах преподавались языки – славянский с латинским. Обучали учеников арифметике, истории, географии и катехизису. В средних классах ученики обучались и дальше латинскому языку, но учебный процесс дополнялся стихосложением и сочинением. Нашлось место в программе обучения и красноречию с богословием. Некоторые ученики отправились в страны Западной Европы для продолжения учебы. Вскоре само учебное заведение получило известность за рубежом, с 1721 г. в нем появляются первые иностранные ученики. Известностью пользовалась академическая библиотека и театр.

В первые годы существования управление Академией осуществлялось совместно государством и церковью. Поэтому в ней готовили переводчиков с типографскими работниками, священниками, высшими чиновниками, представителями дипломатического корпуса и преподавателями. В 1755 г. был основан Московский университет, после чего сама академия начала давать специализированное образование. Она стала школой для юношей духовного сословия, которые затем связали бы жизнь с богослужением. Академия сохранила свою независимость от университета.

В XVIII в. нередко рассматривали вопрос возможного перемещения Академии из Заиконоспасского монастыря. Сначала был предложен Донской монастырь, а потом Троице-Сергиева лавра. Однако переезда в новые стены не произошло, и Академия продолжала работать на территории Заиконоспасского монастыря, который в 1812 г. был разорен французами. В 1813 г. учебный процесс продолжился, но в 1814 г. Славяно-греко-латинскую академию закрыли.

Читайте также: