Скульптура во франции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эпоха Каролингов. Во времена правления Карла Великого любимым материалом резчиков была слоновая кость. Сохранилось множество окладов рукописных книг, представляющих собой плоские пластинки, украшенные рельефами со сценами Страстей Христовых.

Романская скульптура (X—XII).

Скульптура вновь появляется во Франции сначала на юге, где сохранились античные памятники (Сен-Сернен в Тулузе). Пластический декор сосредоточен на фасадах (портал над входом, где главенствует тимпан со "Страшным Судом" или "Христом во славе"). Главные памятники эпохи — порталы в Сен-Пьер в Муассаке, Сен-Лазар в Отене, Сент-Мадлен в Везле. позже — провансальские порталы Сен-Трофим в Арле и Сен-Жиль дю Гар.

Готическая скульптура (XII-XV).

Круглая скульптура и архитектурный декор готики отражают нарастающее стремление искусства к натурализму, к индивидуализации трактовки человеческой фигуры и лица. Статуи-колонны на порталах готических соборов становятся все более живыми и выразительными ("Улыбающийся ангел" в Реймсе). В связи с ростом культа Богоматери для тимпана над портапом все чаще выбирают сцену "Коронования Марии" (Санлис). В декоре интерьеров используется мелкая пластика (драгоценные статуэтки Богоматери), а также надгробная скульптура (надгробия французских королей в Сен-Дени).

Скульптура Возрождения (XV-XVI).

Новая итальянская манера появляется во Франции на рубеже XVXVI вв. в надгробной пластике [М. Коломб) и в архитектурном декоре (замки Луары). В стилистике школы Фонтенбло работает П. Бонтан (надгробие Франциска I. урна с сердцем Франциска I). Классика французского Возрождения Ж. Гужона отличает прекрасное знание античности, благородство и чистота линии и моделировки (рельефы фонтана Невинных и алтарной преграды Сен-Жермен-л'Оксеруа в Париже). С одинаковым мастерством и утонченной грацией исполнял свои произведения в мраморе, бронзе или керамике Ж. Пилон (надгробие сердца Генриха II, скульптура для ротонды Валуа).

Скульптура классицизма (XVII в.). Два наиболее ярких представителя "версальского" классицизма — Ф. Жирардон и А. Куазвво. Оба работали под покровительством Людовика XIV, украшали аллегорическими и мифологическими статуями и скульптурными группами парк и дворец Версаля, исполняли заказные портреты.

Скульптура XVIII в.

В начале века в скульптуре преобладает барочный стиль (фонтан Нептуна в Версале братьев Адан, "Лошади Марли" на площади Согласия Г. Кусту). Ближе к середине столетия Э. Бушардон возвращает скульптуру в классическое русло (фонтан "Времена года" на улице Гренель. конная статуя Людовика XV). Ж. Б. Пигаль вновь обращается к барочной театральности (надгробие маршала Саксонского). Блестящий мастер реалистического скульптурного портрета — Ж. Гудон (портреты Вольтера. Бюффона. Вашингтона).

Скульптура XIX в.

Бурное строительство благоприятствует развитию монументальной скульптуры: Ф Рюд украшает рельефом "Марсельеза" (1836) Триумфальную арку на площади Звезды: Ж.Б. Карпо помещает горельеф "Танец" (1868) на фасад Оперы Гарнье. Ведущими жанрами продолжают оставаться портрет и надгробный памятник (П.-Ж. Давид дАнже. Ж.Б. Карпо. Ж. Далу, П.А. Бартоломе). Гениальный мастер Огюст Роден, обладавший мощным пластическим и лирическим темпераментом, в своем искусстве провозглашал свободу от академических условностей ("Мыслитель", "Поцелуй", "Граждане Кале").

Скульптура XX в, проделала общий для всех пластических искусств путь: от уже ставших классиками А. Бурделя (рельефы театра Шанз-Элизе) и А. Майоля ("Помона", "Флора") до всевозможных форм абстракции послевоенных десятилетий. Для конца XX в характерно активное внедрение скульптуры в городскую пространственную среду площадей, парков и садов (черно-белые колоннады во дворе Пале-Руаяля, фонтан Стравинского возле Центра Помпиду в Париже).


Искусство скульптуры начинается на территории Франции, как и во всем остальном мире, в доисторические времена. Остается исключительным, чаще всего используется в виде небольших предметов. Первые резные работы представляют собой только женские фигуры, палеолитическую Венеру или изображения животных.

Круглый присутствует от ориньякского периода (от 43 000 до 29 000), фигур, чаще всего вырезанных из бивня мамонта. Также были найдены менее впечатляющие гравированные плиты из твердой породы, датируемые этим периодом.

Gravettian (31000 до 22000) известен своими статуэтками с особенно преувеличенными женских форм, прозванный палеолитические Венеры .

Первые свидетельства монументальной теменной скульптуры появляются в солютрейском (от 22 000 до 17 000 во Франции и Испании), хотя большинство свидетельств относится к следующему периоду.

Культура Магдалины (от 17000 до 14000 человек) известна своим передвижным искусством и пещерным искусством, с такими произведениями, как Grotte du Tuc d'Audoubert , Gaume Font-de-Gaume или каменное убежище в Rocto- Колдуны .

Скульптура в древней Галлии

Доримский период

Искусство скульптуры было мало развито у галлов: в основном сохранилось лишь несколько терракотовых статуэток, собранных в музеях или частных коллекциях.

Памятники греческого искусства в Галлии в установленных ими прилавках также очень редки. Редким примером греческой скульптуры в Галлии является скульптура Дианы, которую сегодня можно найти на вилле Альбани в Риме.

Скульптура в галло-римскую эпоху



Одна из форм галльской скульптуры, которая была найдена в изобилии, - это скульптура ex-votos , такая как резьба по дереву из источников Сены или из источника скал ; таким образом были обнаружены тысячи ex-votos, вырезанных из дерева. Каменный обет жертва , как правило , считается позже , что резная деревянная скульптурой из дерева является , как правило , несмотря на исключения (как Монль-ан-Осуа ), оставленных в Галлии в конце I - го века.

С приходом римлян и интеграцией Галлии в Империю в Галлии возникла форма галло-римской скульптуры, в значительной степени следуя кодексам утренней скульптуры галльского символизма. Для храмов создавались каменные изваяния и, прежде всего, развивалось большое производство бронзовых статуэток. Однако выделяются некоторые кельтские особенности. Таким образом, если некоторые из галльских статуэток точно следуют современным римским представлениям, то кельтские божества (часто объединенные с римскими божествами) затем изображаются стоящими или сидящими на троне в образе римских богов, определенных галльских богов, таких как Цернуннос , показаны со скрещенными ногами.

Во время римского господства скульптор по имени Зенодор , известный своими маленькими фигурками и вазами с деликатесами, поднял в городе Арверн колоссальный Меркурий. Император Нерон привез его в Рим, чтобы он заказал себе статую.

Французская скульптура в средние века


Скульптура в средние века, будь то во Франции, как в остальной Европе, так и в христианском мире, тесно связана с религиозным миром, а точнее с религиозной архитектурой, в которую она чаще всего интегрируется. Имена большинства скульпторов этого периода, особенно более старых эпох, нам неизвестны, многие работы созданы анонимно.

Украшения церквей служат для обозначения важности этих церквей и городов, в которых они построены, но также имеют образовательную функцию. В то время, когда значительная часть населения неграмотна, они записывают на своих стенах через скульптуры, такие как витражи, историю и природу мира как церкви, как они воспринимались в тот период и используются для обучения. толпы, настоящие книги из камня и стекла. Помимо сцен из жизни Иисуса, наиболее часто представляемые сцены - это Взвешивание душ, Мудрые и глупые девы, Семь смертных грехов, Адские наказания, Страшный суд, а также генеалогия Девы Марии. серия царей Иудеи, изображения жизни Святых, в частности, покровителя соответствующей церкви, рассматриваемые как признанные исторические факты. Следовательно, логично, что присутствие статуй королей, королев, знатных персонажей, епископов, аббатов и других благодетелей церквей также регистрируется, что, таким образом, отмечает их временную власть, но также регистрируется в логике Средневековья в историческая преемственность Библии.

Статуи и барельефы в основном расписывались. До сих пор сохранились замечательные образцы этой полихромной скульптуры, такие как, например, барельефы хоров в соборах Парижа и Амьена или статуи церкви Авиот в Маасе .

Период средневековья очень важен, он охватывает тысячелетие. Историки искусства традиционно изучают его на основе девяти основных движений или периодов, пять из которых касаются Франции и, следовательно, французской скульптуры:


В XVII столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства, названная позднее абсолютизмом. Преданность монарху считалась верхом патриотизма. Королевской власти подчинялась и религиозная жизнь страны. Католическая церковь во Франции стремилась быть независимой от Папы Римского. В процессе соперничества с Римом в XVII веке во Франции сложилось классическое направление, которое достигло вершины в период правления Людовика XIV. Отличие от Италии было существенным: искусство служило прославлению монарха. Рис. 4.1. Л. Бернини.

Король Людовик XIV. Бюст. 1665 г.




Рис. 4.2. Ж. Сарразен. Кариатиды. Павильон часов. Лувр. 1636 г.

При Людовике XIV всё французское искусство вращалось около короля, двора и их начинаний. От скульптуры, которая украшала дворцовые залы и парковые аллеи грандиозных королевских резиденций, требовались не столько классическая строгость и гармоничность, сколько торжественность и пышность. Французские скульпторы, творившие в условиях абсолютизма, стремились к эффектным, выразительным решениям, монументальным формам. И в этом им, несомненно, помогли традиции итальянского барокко, особенно творчество Лоренцо Бернини. В те времена скульптор, не побывавший в Риме, не считался законченным художником. Скульптура Франции XVII века соединяет в себе черты классицизма и барокко.



Лучшим парижским мастером наряду с Жирардоном был Антуан Куазево (1640 – 1720). Он так же много работал в Версале, был незаурядным портретистом. В скульптурных портретах Куазево точные, психологически тонкие характеристики героев усиливаются приёмами барокко – неожиданными позами, свободными движениями, пышными одеяниями. В 1692 г. Куазево создаёт памятник Мазарини в Лувре (Рис. 4.5), который является одним из старейших надгробных памятников, представляющих век Людовика XIV и Людовика XV. Он выполнен из чёрного и белого мрамора с бронзовыми дополнениями. На саркофаге стоит на коленях мраморная фигура Мазарини с выразительными чертами лица. За ней ангелочек держит римский лекторский пучок розг – символ его власти. На цоколе сидят аллегорические фигуры добродетелей.








Французская скульптура XVII века, соединяя в себе черты классицизма и барокко, выявила глубокое внутреннее родство этих стилей, представляющих собой разные пути к одной и той же цели.

Контрольные вопросы и задания по теме

1. Какое влияние на развитие искусства оказала форма государственного

устройства, сложившаяся во Франции в XVII в.?

2. Черты каких стилей соединила в себе скульптура Франции XVII века?

3. Назовите имена выдающихся французских скульпторов XVII века.

Приведите примеры их произведений.

4. Назовите стилистические особенности, отличающие произведения

Л. Бернини от произведений его последователей во Франции.

5. Какие черты барокко присущи скульптурной композиции, являющейся

памятником Мазарини работы Антуана Куазево?

6. Какие черты барокко присущи произведениям Пьера Пюже «Александр

7. Что общего между классицизмом и барокко?


В XVII столетии во Франции установилась особая форма государственного устройства, названная позднее абсолютизмом. Преданность монарху считалась верхом патриотизма. Королевской власти подчинялась и религиозная жизнь страны. Католическая церковь во Франции стремилась быть независимой от Папы Римского. В процессе соперничества с Римом в XVII веке во Франции сложилось классическое направление, которое достигло вершины в период правления Людовика XIV. Отличие от Италии было существенным: искусство служило прославлению монарха. Рис. 4.1. Л. Бернини.

Король Людовик XIV. Бюст. 1665 г.




Рис. 4.2. Ж. Сарразен. Кариатиды. Павильон часов. Лувр. 1636 г.

При Людовике XIV всё французское искусство вращалось около короля, двора и их начинаний. От скульптуры, которая украшала дворцовые залы и парковые аллеи грандиозных королевских резиденций, требовались не столько классическая строгость и гармоничность, сколько торжественность и пышность. Французские скульпторы, творившие в условиях абсолютизма, стремились к эффектным, выразительным решениям, монументальным формам. И в этом им, несомненно, помогли традиции итальянского барокко, особенно творчество Лоренцо Бернини. В те времена скульптор, не побывавший в Риме, не считался законченным художником. Скульптура Франции XVII века соединяет в себе черты классицизма и барокко.



Лучшим парижским мастером наряду с Жирардоном был Антуан Куазево (1640 – 1720). Он так же много работал в Версале, был незаурядным портретистом. В скульптурных портретах Куазево точные, психологически тонкие характеристики героев усиливаются приёмами барокко – неожиданными позами, свободными движениями, пышными одеяниями. В 1692 г. Куазево создаёт памятник Мазарини в Лувре (Рис. 4.5), который является одним из старейших надгробных памятников, представляющих век Людовика XIV и Людовика XV. Он выполнен из чёрного и белого мрамора с бронзовыми дополнениями. На саркофаге стоит на коленях мраморная фигура Мазарини с выразительными чертами лица. За ней ангелочек держит римский лекторский пучок розг – символ его власти. На цоколе сидят аллегорические фигуры добродетелей.





Французская скульптура XVII века, соединяя в себе черты классицизма и барокко, выявила глубокое внутреннее родство этих стилей, представляющих собой разные пути к одной и той же цели.

В начале XVIII века французское ваяние развивается в рамках классицизма и делает значительный рывок в художественной силе и естественности.

Сила пластической передачи, старое французское качество, не изменило французам и в XVIII столетии. Нить предания не порвалась. Поколения даровитых скульпторов следовали одно за другим. Классицизм века Людовика XIV в скульптуре более ясно становится основой дальнейшего развития, чем в зодчестве. Если декорация рококо тоже состояла по большей части из скульптурной резьбы, часто с прибавлениями в роде божков любви, то в свободной пластике французов этой эпохи все движение рококо отражается лишь слегка и с колебаниями, да и переходы от рококо к неоклассицизму сказываются лишь в легких изгибах. В полной силе остается старинная привычка воплощать мысли и представления в аллегорических фигурах, особенно на надгробных памятниках. Вырастает склонность монархов осчастливливать даже провинциальные города своими медными конными или в рост портретами и склонность скульпторов создавать свободные произведения, ценные сами по себе. Большинство идеальных фигур французской скульптуры этого времени все же оставляет впечатление некоторой намеренности и манерности, но тем безупречнее является пластическое портретное искусство Франции, Лучшие французские скульптурные произведения XVIII века — портретные бюсты, дышащие изумительной свежестью и жизненностью. Именно в них становится обычным то высшее, техническое мастерство, которое, не только играючи выражает материю одежд, но и поверхность нагого тела передает с невиданной дотоле утонченностью и мягкостью.


Рис. 204. Бюст архитектора Габриеля работы Жана Батиста Лемуана в Лувре.

Переживания бельгийской барочной скульптуры обнаруживает Себастьен Слодц (около 1655–1726 гг.), антверпенец, бывший в Париже учеником Жирардона. Его мощный, не особенно приятный мраморный Ганнибал стоит в Лувре. Его сын и ученик Мишель Слодц (1705–1765) принадлежит наполовину к римской школе. Закончив образование в академии вечного города, он исполнял фигуры святых и надгробные памятники для римских церквей, но в 1747 г. вернулся в Париж, где явилось его лучшее произведение — выполненный из мрамора и бронзы надгробный памятник аббата де Герзи в Сен Сюльпис. Коленопреклоненная фигура покойного в виде круглого медальона знаменита своим глубоким выражением набожной покорности.


Рис. 205. Амур Эдмона Бушардона в Лувре.


Важную роль во французской скульптуре играли далее Каффиери, из которых Жак Каффиери (1678–1755) был ловким декоративным и искусным портретным мастером. Из его сыновей Филипп Каффиери Младший (1714–1744) — мастер известных серебряных украшений собора Байё, а Жан Жак Каффиери (1725–1792), автор нежного и плавного, с оживлением склонившегося над урной, речного бога, известен главным образом своими портретами. Из бюстов, украшающих галереи Французского театра, семь — его работы. Особенно выразительны бюсты Ла Шоссе, Ротру и Жана Батиста Руссо.

Берии XVIII столетия

§ 16. Революции XVIII столетия

§ 16. Революции XVIII столетия Англия и её североамериканские колонии в XVIII в. В экономике европейских стран в XVIII в. начал преобладать капиталистический уклад. На мануфактурах, принадлежавших частным предпринимателям или государству, работали наёмные работники. Наиболее

Немецкая скульптура XVI столетия

Немецкая скульптура XVI столетия 1. Становление немецкой скульптуры О великих немецких скульпторах переходного времени от XV столетия к XVI, Фейте Штоссе, Адаме Крафте, Питера Фишере и Тильмане Рименшнейдере, давших вечное выражение своему самостоятельному чувству природы

Французская архитектура XVI столетия

Французская скульптура XVI столетия

Французская скульптура XVI столетия 1. Развитие французской скульптуры Изобразительные искусства Франции стали развиваться в XVI столетии в более тесной связи с созданиями архитектуры, чем когда-нибудь раньше. Уже этим обусловливается их существенно декоративный

Французская живопись XVII столетия

Французская живопись XVII столетия 1. Обзор развития французской живописи Важным этапом развития французской живописи в XVII веке является переход доминирующих позиций от цеховой организации к академической, что с одной стороны ускоряло развитие, но с другой — подавляло

Французская живопись XVIII столетия

Французская живопись XVIII столетия 1. Общий обзор развития живописи На формирование живописи в этот период оказывает ключевое влияние деятельность академий, прежде всего Королевской Академии. В XVIII веке французская живопись уверенно занимает первое место в Европе,

1. Итальянская скульптура XVIII века

1. Итальянская скульптура XVIII века До середины столетия в Италии продолжал господствовать стиль Бернини, во второй половине века уступивший место классицизму. Развитие шло быстрее в отдельных областях, в частности в групповых скульптурных портретах.Стиль Микеланджело

48. ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII в. И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ

48. ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVIII в. И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ В условиях жестокого финансового кризиса последний французский абсолютный монарх Людовик XVI Бурбон был вынужден созвать Генеральные штаты впервые почти за 200 лет. Значительное количество

Берии XVIII столетия

До конца XVIII столетия

До конца XVIII столетия …Достигши мыса Доброй Надежды, возложить ему на себя орден Святого Владимира 3 класса. Именной указ Екатерины II, 17 апреля 1787 г. Ранние сведения О нашей стране в Южной Африке заговорили раньше, чем о ней в России. Это не удивительно. Служащие

Армия XVIII столетия

Армия XVIII столетия Социальные условия Европы XVIII века, влияющие на военную систему, были тесно связаны с экономическими. Подавляющее большинство недворянского европейского населения занималось сельским хозяйством, оставшиеся были заняты в ремесленной или торговой

§ 16. Революции XVIII столетия

§ 16. Революции XVIII столетия Англия и её североамериканские колонии в XVIII в.В XVIII в. в экономике европейских стран начал преобладать капиталистический уклад. На мануфактурах, принадлежавших частным предпринимателям или государству, работали наёмные работники. Наиболее

Глава 1 Французская революция XVIII века и наполеоновская эпоха

Глава 1 Французская революция XVIII века и наполеоновская эпоха «1789 год знаменует поворотный момент Новой истории, поскольку люди того времени возжелали низвергнуть принцип Божественного права и ввести в историю силу отрицания и бунта, сформировавшуюся в борьбе идей за

Глава 1 Французская революция XVIII века и наполеоновская эпоха

Глава 1 Французская революция XVIII века и наполеоновская эпоха «1789 год знаменует поворотный момент новой истории, поскольку люди того времени возжелали низвергнуть принцип божественного права и ввести в историю силу отрицания и бунта, сформировавшуюся в борьбе идей за

Французская скульптураXVIII столетия развивается иначе, чем в предыдущем веке. Собственно, изменяются не задачи ее, а темы и еще решительнее — формы. В своем развитии скульптура проходит те же этапы, что и живопись. Если говорить схематично, то это преимущественно рокайльные формы в первой половине века и нарастание классицистических черт — во второй. Отношение скульпторов к господствующим стилям — рококо и неоклассицизму — также было весьма свободным. Один и тот же мастер с легкостью переходил от изящных статуэток в стиле рококо к монументальным неоклассицистическим композициям.

Скульптура Франции начала 18 века представлена творчеством ГИЙОМА КУСТУ (1677—1746), чьим лучшим творением стали две группах укротителей коней (63), исполненных для садов Марли (теперь на Елисейских полях).

Пигмалион, кипрский художник, ненавидел женщин. Однажды он создал из блестящей слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Статуя была столь прекрасна, что Пигмалион, сам того не желая, полюбил ее. Вознося жертвы богам, Пигмалион стал молить Афродиту, чтобы она дала ему жену, столь же прекрасную, как эта статуя. Когда же художник вернулся домой, то обнаружил, что статуя ожила.

Младший современник Фальконе, французский скульптор, один из крупнейших мастеров европейского скульптурного портрета. — ЖАН АНТУАН ГУДОН (1741 — 1828), истинный историограф французского общества накануне революции, передал в своей портретной галерее духовную атмос­феру эпохи. Общеевропейское признание и подобающие этому заработки Гудону принесли портреты великих современников — Дидро (72), Екатерины II, Бенджамина Франклина (73), Джорджа Вашингтона и др. Отталкиваясь от посмертной маски Руссо, он создал бронзовую статую великого мыслителя (в Лувре).




Особое место в творчестве Гудона занимают портреты Вольтера. Гудон создал несколько портретов знаменитого французского мыслителя, а также две статуи, почти одинаковые (одна из них была заказана русской императрицей Екатериной II). Вольтер (74) сидит в кресле. Черты его лица переданы с предельной точностью. Легкий наклон тела вперед, острый взгляд, саркастическая усмешка, застывшая на тонких губах, создают впечатление живого контакта модели со зрителем. Скульптор облачил Вольтера в античную тогу, скрыв его немощное, худое тело. Но он не поступился правдой и изобразил лицо старика с ввалив­шимися щеками, проваленным ртом. Однако в этом лице так напряженно живет неугасающий насмешливый ум великого скеп­тика, что в целом произведение превращается в гимн человеческому интеллекту, провозглашает победу бессмертного духа над слабым и бренным телом. Вольтер стал для мастера воплощением главных духовных ценностей своего времени. Портрет конкретного человека превратился у Гудона в некий идеальный образ мыслителя — мудреца, вобравшего в себя и знание современной жизни, и опыт древности.

Однако ни одно произведение Гудона не имело такого успеха у публики, как воспетая поэтами и расхваленная художественными критиками статуя "Дианы" (75) - динамичную фигуру нагой Дианы на охоте с луком в руке, в которой аристократическое изящество модели воплощено в классицистических строгих формах. Гудон умел передать характер своей модели посредством тщательно выбранной позы, экспрессивно заострённого выражения лица и прямолинейного взгляда. Для большей непосредственности впечатления отказывался от тщательной отделки статуй, сохраняя следы своего резца. В зрелые годы работал в основном с глиной, зачастую оставляя изготовление мраморной, бронзовой либо гипсовой статуи на откуп помощников. Продолжал пользоваться успехом в годы Французской революции при Наполеоне.

Французская скульптураXVIII столетия развивается иначе, чем в предыдущем веке. Собственно, изменяются не задачи ее, а темы и еще решительнее — формы. В своем развитии скульптура проходит те же этапы, что и живопись. Если говорить схематично, то это преимущественно рокайльные формы в первой половине века и нарастание классицистических черт — во второй. Отношение скульпторов к господствующим стилям — рококо и неоклассицизму — также было весьма свободным. Один и тот же мастер с легкостью переходил от изящных статуэток в стиле рококо к монументальным неоклассицистическим композициям.

Скульптура Франции начала 18 века представлена творчеством ГИЙОМА КУСТУ (1677—1746), чьим лучшим творением стали две группах укротителей коней (63), исполненных для садов Марли (теперь на Елисейских полях).

Пигмалион, кипрский художник, ненавидел женщин. Однажды он создал из блестящей слоновой кости статую девушки необычайной красоты. Статуя была столь прекрасна, что Пигмалион, сам того не желая, полюбил ее. Вознося жертвы богам, Пигмалион стал молить Афродиту, чтобы она дала ему жену, столь же прекрасную, как эта статуя. Когда же художник вернулся домой, то обнаружил, что статуя ожила.

Младший современник Фальконе, французский скульптор, один из крупнейших мастеров европейского скульптурного портрета. — ЖАН АНТУАН ГУДОН (1741 — 1828), истинный историограф французского общества накануне революции, передал в своей портретной галерее духовную атмос­феру эпохи. Общеевропейское признание и подобающие этому заработки Гудону принесли портреты великих современников — Дидро (72), Екатерины II, Бенджамина Франклина (73), Джорджа Вашингтона и др. Отталкиваясь от посмертной маски Руссо, он создал бронзовую статую великого мыслителя (в Лувре).

Особое место в творчестве Гудона занимают портреты Вольтера. Гудон создал несколько портретов знаменитого французского мыслителя, а также две статуи, почти одинаковые (одна из них была заказана русской императрицей Екатериной II). Вольтер (74) сидит в кресле. Черты его лица переданы с предельной точностью. Легкий наклон тела вперед, острый взгляд, саркастическая усмешка, застывшая на тонких губах, создают впечатление живого контакта модели со зрителем. Скульптор облачил Вольтера в античную тогу, скрыв его немощное, худое тело. Но он не поступился правдой и изобразил лицо старика с ввалив­шимися щеками, проваленным ртом. Однако в этом лице так напряженно живет неугасающий насмешливый ум великого скеп­тика, что в целом произведение превращается в гимн человеческому интеллекту, провозглашает победу бессмертного духа над слабым и бренным телом. Вольтер стал для мастера воплощением главных духовных ценностей своего времени. Портрет конкретного человека превратился у Гудона в некий идеальный образ мыслителя — мудреца, вобравшего в себя и знание современной жизни, и опыт древности.

Однако ни одно произведение Гудона не имело такого успеха у публики, как воспетая поэтами и расхваленная художественными критиками статуя "Дианы" (75) - динамичную фигуру нагой Дианы на охоте с луком в руке, в которой аристократическое изящество модели воплощено в классицистических строгих формах. Гудон умел передать характер своей модели посредством тщательно выбранной позы, экспрессивно заострённого выражения лица и прямолинейного взгляда. Для большей непосредственности впечатления отказывался от тщательной отделки статуй, сохраняя следы своего резца. В зрелые годы работал в основном с глиной, зачастую оставляя изготовление мраморной, бронзовой либо гипсовой статуи на откуп помощников. Продолжал пользоваться успехом в годы Французской революции при Наполеоне.

Читайте также: