Блок и символизм кратко

Обновлено: 31.05.2024

Творчество Александра Блока, гениального поэта, “трагического тенора эпохи”, как звала его А. Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения. Символизм как направление в искусстве возник во Франции в 70—80-е годы XIX века. Именно в творчестве великих французских поэтов того времени черпали свое вдохновение и русские поэты. Символизм принято считать проявлением декаданса.

Для символистов символ перестает быть лишь средством художественной образности, условно выражающим суть какого-либо явления. Отныне он призван отразить глубинные, доступные только взору поэта связи вещей. Он принципиально многозначен, и эта многозначность достигается за счет неясности, неопределенности, размытости образа. Основной принцип изображения — никаких красок, только оттенки. Формирование, развитие и творческий рост Блока связаны с воздействием на его эстетические взгляды идей символизма. Особенно велико было влияние русского философа и поэта Вл. Соловьева.

Именно из его произведений Блок позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе, или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Это влияние и в биографическом плане любовь к Л. Д. Менделеевой и определили во многом мистико-элегическую направленность стихов Блока, их индивидуализм и отрешенность от мира. В наибольшей степени это относится к циклу стихов о Прекрасной Даме. Хотя цикл этот в целом автобиографичен, но реальная основа событий тщательно зашифрована, переведена на особый, мистический язык. Невесту, любимую девушку поэт изобразил в стихах как земное воплощение Вечной Женственности.

Образ Прекрасной Дамы — один из ключевых в поэзии Блока. Она для него — идеал духовной красоты, божество, символ гармонии и света. Поэт не дает ее портрета — ведь она почти бесплотна, как всякое видение, греза, сон. К тому же описать — значит определить, а определить — значит ограничить. И образ Прекрасной Дамы остается в блоковском творчестве нераскрытым, недосказанным, неопределенным.

Он явлен нам только во множестве имен: Прекрасная Дама, Вечная Женственность, Владычица Вселенной: Лирический герой цикла предстает несомненным индивидуалистом, человеком не только одиноким, но и жаждущим одиночества, живущим своей внутренней жизнью, которая чужда общественным интересам. Пейзажи стихов Блока полны отвлеченных и усложненных образов, призванных передать символическое соответствие внешнего мира, мира природы, и мира внутреннего.

Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами.

Символизм в искусстве

Символизм возник в конце 19-го века во Франции и Бельгии.

Сначала символизм установился в литературе, философии и театре, потом он пришёл в музыку и изобразительное искусство.

Символизм переплетается с романтизмом (направление в искусстве, которому характерны свобода самовыражения, естественность и раскованность, изображение идеального мира, живописность природы и чувств).

В искусстве символизм появился как конфронтация реализму и импрессионизму, где акцент делался на реальности. Символизм изображал идеи через символы, подчёркивал смысл формы, линии и цвета. Это был протест против развития буржуазных идей, показывал тоску и человеческую жажду духовно раскрепоститься.

Символизм открыл новые, абстрактные средства выражения психологической правды, и показал, что за физическим миром существует другая реальность — духовная.

Символисты могут взять абстрактные понятия, такие как сны и видения, и придать этому форму.

Яркие представители

Есть известные поэты среди младшей и старшей ветви литературного течения. У каждого из них свое значение.

Самые яркие представители символизма в первом случае — это А. Блок, А. Белый, В. Иванов. Список старших поэтов:

  • В. Брюсов;
  • Ф. Сологуб;
  • Д. Мережковский;
  • З. Гиппиус;
  • К. Бальмонт.

Символисты

Основная тема новой школы — одиночество. Поэт способен творить только в полном уединении, а свобода от всего общества приведет к независимости личности. Любовь перестала быть смыслом жизни, так как она мешает искусству, ее считают только испепеляющей страстью.

Это чувство приводит к страданиям, печальным последствиям, ее изображают как физическое, а не духовное влечение.

В стихах открылись новые темы:

  • урбанизм;
  • антиурбанизм;
  • смерть.

Город воспевался как научный и прогрессивный центр. Поэты представляли мир в образе двух столиц: первая — Москва будущего, вторая — темная и старая. В то же время город являлся отторжением от прежнего существования.

Образ смерти также распространен в символизме, его рассматривали в личном и глобальном плане.

Символизм и большевизм в судьбе А.А.Блока

Александр Александрович Блок, поэт трагической судьбы, родился в Петербурге и рос в семье матери, дочери видного ученого и известного общественного деятеля А.Н.Бекетова. Первые серьёзные лирические стихи Блока относятся к осени 1897 года. Это было время первой любви, оставившей глубокий след в лирике А. Блока, и начало его литературной биографии.

В самом начале XX века на почве увлечения философией мистика и идеалиста Владимира Соловьёва в Москве образовался небольшой кружок молодых литераторов, начинавших свою литературную деятельность как символисты. И молодой Блок, определивший для себя, что искусство есть способ познания тайны мiра и Божества, обнаружил свое родство с символистами.

Центральной фигурой этого кружка был поэт Б.Н.Бугаев (Андрей Белый), с которым у Александра Блока установилась переписка, сблизившая поэтов на несколько лет. В марте 1902 года А. Блок знакомится и с петербургским кругом символистов, ведущие участники которого — поэты Д.Мережковский и 3.Гиппиус — в том же году организовали Петербургские религиозно-философские собрания для встреч интеллигенции с представителями Русской Церкви.

Соловьёвская тема мiровой души как вечной женственности, раскрытая Александром Блоком в различных воплощениях (Вечно-юная, Прекрасная дама, Дева-Заря-Купина, Владычица Вселенной, Таинственная Дева), получит развитие и в дальнейшем в лирике Блока.

В его лирику властно вторгается и социальная тема. Он вглядывается в реальные противоречия современной жизни, видит человеческое горе, контрасты городского быта. Блоку открылся мiр произвола богатых и сытых и безправия бедных и голодных.

Творчество Александра Александровича Блока (1880-1921) явилось соединительным звеном между русской классической поэзией XIX века и новой, советской поэзией. Судьба поэта была во многом необычной и поучительной: принадлежа к дворянской интеллигенции” он осознал историческую обреченность буржуазного строя, перешел на сторону народа, приветствовал Великую Октябрьскую социалистическую революцию.

Начало поэтического пути Блока было связано с символизмом – одним из декадентских течений в русской литературе конца XIX – начала XX века, возникшим

При всей неоднородности этого сложного явления его сущность заключалась в противопоставлении реальному миру мира идеального, якобы постигаемого с помощью символов, способных выявить тайную сущность бытия. В реалистическом искусстве символ служит средством художественного обобщения, типизации жизненных явлений.

Символические образы мы находим в творчестве Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Горького, Леонова, Шолохова и многих других писателей.

Символисты же создавали отвлеченные, мистические символы, намекающие на связь человека с потусторонним

В кругу символистов Блок занимал особое положение: он не был проповедником религии, крайнего индивидуализма, культа смерти, сознательного ухода от действительности, разрыва с классической традицией и увлечения чисто формальными экспериментами. Но он разделял с ними некоторое время идеалистические представления о нравственно-религиозном перерождении общества, о пришествии на землю “Вечной Женственности”, “Мировой Души”, о спасении мира красотой и т. д.

Влияние символизма сказалось в “Стихах о Прекрасной Даме” (1901-1902), которые носили субъективный, созерцательный характер. Это были вариации на тему идеальной, неземной любви и рыцарского поклонения поэта Прекрасной Даме, выступавшей в таинственном облике Светлой Девы, Золотой звезды, далекой души, желанной подруги, волшебницы и пр. В этих стихах были Он и Она, обитающие в условном, отрешенном от жизни и людей мире.

В них преобладали отвлеченные, туманные, зыбкие образы, выражавшие смутные и хаотические настроения поэта. Он использовал набор готовых эпитетов (лазурный, лучезарный, туманный, несказанный и т. д.)., метафор и символов (тьма, свет, ночь, день, рассвет, закат), обозначавших душевное состояние лирического героя.

От стихов о “Прекрасной Даме” до “Двенадцати” поэт прошел большой и сложный путь. Его творческое развитие определялось борьбой реалистических тенденций с символистской отвлеченностью и субъективизмом. И содержание, и поэтический строй стихов изменялись по мере сближения поэта с действительностью. Уже в ранний период он пробивался сквозь мистические туманы и грезы к выражению подлинных человеческих чувств и переживаний.

Его лирика все более и более проникалась осознанием обреченности буржуазного мира, тревожными предчувствиями грозных катастрофических событий (“За краткий сон, что ныне снится…”, “Гамаюн, птица вещая”, “Все ли спокойно в народе?”).

В стихотворении “Фабрика” (1903) впервые в творчестве Блока зазвучал мотив социального неравенства. Поэт был далек от понимания сущности классовой борьбы, поэтому хозяева и рабочие показаны еще не реалистическими, а символическими средствами: “И глухо заперты ворота. А на стене – а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине…

Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ”. Символический, несколько мистифицированный образ некоего чудовища, вроде Молоха, с “медным” голосом, согнутые спины безликих рабочих, вечерняя тишина, желтые окна, в которых хозяева смеются над обманутыми нищими,- вся эта картина благодаря мрачному колориту и ощущению недосказанности, таинственности происходящего производила сильное впечатление, заставляла задуматься над противоречиями жизни.

Большое влияние на творчество Блока оказала первая русская революция 1905 года. В ряде стихотворений он выразил сочувствие пролетариату и ненависть к буржуазии, к “сытым”, обозленным тем, что “опрокинуто корыто, встревожен их прогнивший хлев”, недовольство половинчатостью буржуазных свобод (“Поднимались из тьмы погребов…”, “Шли на приступ. Прямо в грудь…”, “Барка жизни встала…”, “Сытые”, “Вися над городом всемирным…” и др.).

    Блок А. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья А. Жакова].- Мн.: Нар. асвета, 1980.-191 с.

Аннотация: В сборник включены произведения А. Блока, написанные в раз-ное время (с 1898 по 1921 г.). Они расположены в хронологическом порядке и отражают творческий путь поэта, его искания.

Кроме стихотворений, в книгу вошли поэмы “Двенадцать”, “Соловьиный сад” и извлечения из поэмы “Возмездие” (“Когда ты загнан и забыт…”, “Народ и поэт”, “Возмездие”, “Два века”).

Творчество Блока уникально. Оно совпало с важными историческими событиями рубежа девятнадцатого и двадцатого веков. Судьба страны и личная судьба автора слились в одно целое. Ритм истории нашёл яркое отражение в лирике. Происходит эволюция поэзии: на место легкого символизма тяжелой поступью приходит реализм.

Творческий мир Блока

Основные темы творчества Блока:

  1. судьба родины и судьба человека в переломные исторические эпохи;
  2. революция и роль интеллигенции в ней;
  3. верная любовь и дружба;
  4. судьба и рок, страх и надвигающаяся безысходность;
  5. роль поэта и поэзии в жизни общества;
  6. неразрывная связь человека и природы;
  7. вероисповедание и мироздание.

Умение передавать тонкие нюансы души нашло своё воплощение в жанровом многообразии: стихотворения и поэмы, посвящения и песни, заклинания, романсы, этюды и наброски, думы.

Образ родины

Россия – главная лирическая тема Блока, в которой он находил вдохновение и силы для жизни. Родина предстаёт в образе матери, возлюбленной, невесты и жены.

Поэт принял истерзанную Россию со всеми ее язвами и постарался полюбить. Он знал, что это всё та же милая сердцу Родина, только облачившаяся в другую одежду: темную и отталкивающую. Блок искренне верил, что Россия рано или поздно предстанет в светлых одеждах нравственности и достоинства.

Революционное пламя озаряло лицо Блока и постепенно опаляло его самые сокровенные мечты. Однако страсти в сердце поэта кипеть не переставали. Они выплескивались из-под его пера и, словно пощечины, обрушивались на врагов отечества.

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

Тема любви

Любовь, словно легкий ветерок, проникает в творения Блока.

Образ Прекрасной Дамы

Многие поэты изображали образ Прекрасной Дамы, но у Блока она своя: слияние Пресвятой девы и земной женщины. Образ напоминает сияющий отблеск зажженной свечи и образ иконы в золоте ризы.

Каждый раз Прекрасная Дама предстает в новом облике, — Царица Небесная, Душа мира и чувственная девушка — который восхищает лирического героя, соглашающегося быть ее рабом на службе.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

БЛОК И СИМВОЛИЗМ.

Работая над своим сборником стихотворений, поэт обращается к поэзии и философии Владимира Соловьёва. Именно из его произведений Александр Александрович позаимствовал идею о близящейся мировой катастрофе и учение о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить мир. Стихотворения являются своеобразным лирическим дневником интимных, любовных переживаний самого поэта. Сборник стихотворений полностью автобиографичен, реальная основа событий тщательно зашифрована и переведена на особый мистический язык.


Александра Блока современники считали живым воплощением духа Поэзии. По воспоминаниям Анны Ахматовой, поэт Бенедикт Лившиц жаловался, что Блок одним своим существованием мешает ему писать стихи. Данный видеоурок посвящён судьбе и творчестве Александра Блока. Мы узнаем, почему современники считали Блока воплощением поэзии. Оценим вклад Александра Блока в развитие русского символизма.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "А. А. Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм"

Сегодня на уроке мы:

· Поговорим о судьбе и творчестве Александра Блока.

· Узнаем, почему современники считали Блока воплощением поэзии.

· Оценим вклад Александра Блока в развитие русского символизма.

Александра Блока современники считали живым воплощением духа Поэзии.

По воспоминаниям Анны Ахматовой, поэт Бенедикт Лившиц жаловался, что Блок одним своим существованием мешает ему писать стихи. И закат Серебряного века русской литературы связывают с закатом жизни Александра Блока. Можно сказать, что символист Александр Блок сам превратился в символ.

Поэт появился на свет 28 ноября 1880 года в Петербурге. Семью поэта можно без преувеличения назвать выдающейся.

Отец, Александр Львович Блок, получил прекрасное юридическое образование, увлекался историей и философией, был великолепным пианистом. Он возглавил кафедру государственного права в Варшавском университете, стал профессором и написал несколько фундаментальных научных трудов.

Мать поэта, Александра Андреевна Бекетова была отличным переводчиком. Многие её переводы французской поэзии и прозы издаются и в наше время. Кроме того, Александра Андреевна писала стихи и статьи для нескольких журналов.

Брак родителей поэта распался вскоре после рождения сына из-за тяжёлого характера Александра Львовича. Женщина не могла выносить постоянных вспышек гнева своего супруга, который мог ударить её за ошибку в рукописи или недостаточно тонкое понимание музыки. Александр Львович уехал в Варшавский университет. А мать поэта вместе с маленьким сыном вернулась в дом отца – знаменитого профессора ботаники, учёного и популяризатора науки Андрея Николаевича Бекетова.

Здесь и прошли детство и юность поэта. В доме Бекетова, который был ректором Санкт-Петербургского Императорского университета, собирался весь цвет русской интеллигенции: учёные, писатели, художники. Поэтому Александр Блок практически с рождения жил в атмосфере служения искусству. И своё предназначение он осознал очень рано.

В 1889 году Блок начал учиться во Введенской гимназии. После завершения гимназического курса, поэт решил поступить на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но вскоре юриспруденция ему наскучила. Поэтому на третий год обучения Блок перевёлся на историко-филологический.

В студенческие годы Александр Блок познакомился с видными поэтами-символистами. Среди его новых знакомых были Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский, Валерий Брюсов, Андрей Белый и Сергей Городецкий. С Андреем Белым Александра Блока связала тесная дружба, в которой было место и абсолютному взаимопониманию, и любовному соперничеству, и даже двум вызовам на дуэль.

Будущей невестой Блока была дочь знаменитого учёного Дмитрия Ивановича Менделеева – Любовь Дмитриевна Менделеева. В одном из спектаклей она играла роль Офелии, а Александр Блок был Гамлетом.

В 1903 году Александр Блок и Любовь Менделеева поженились. К сожалению, этот брак нельзя назвать гармоничным и счастливым. А виной тому было ещё одно всепоглощающее увлечение поэта – философия Владимира Соловьёва.

Любовь Дмитриевна была вполне практичной и приземлённой девушкой, мечтающей о семье. А её муж видел в ней не просто жену и музу. Блок и его единомышленники считали Любовь Дмитриевну воплощением Вечной Женственности, Вселенской мудрости и гармонии. Той самой Софией из соловьёвских трудов. Каждое движение, любая перемена настроения, даже детали одежды Любови Дмитриевны воспринимались как особый знак, мистическую сущность которого нужно уловить и растолковать. И сама свадьба воспринималась, как мистическое событие, которое должно изменить мир. Поэт соединялся с воплощением Мировой Души.

Вхожу я в тёмные храмы.

Свершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцанье красных лампад.

Сегодня шла Ты одиноко,

Я не видал Твоих чудес.

Там, над горой Твоей высокой,

Зубчатый простирался лес.

И этот лес, сомкнутый тесно,

И эти горные пути

Мешали слиться с неизвестным,

Твоей лазурью процвести.

Поэт утверждал, что всё его творчество представляет собой единый роман в стихах. Этот роман Александр Блок разделил на три тома. И каждый том соответствовал определённому творческому и жизненному этапу. Условно эти этапы можно назвать мистическим, антимистическим и синтетическим.

В первый период творчества задачу поэта Александр Блок видел в служении Вечной Женственности.

Светить в преддверьи Идеала

Туманным факелом своим.

Мистический период творчества Блока закончился в 1905 году. С чем это связано? С революционными потрясениями 1905 года.

Обратите внимание, что это заявление противоречит убеждениям старших символистов, которые считали, что поэт исследует мистическую суть мира, а до социальной жизни ему нет дела. Блока не зря называли сейсмографом эпохи. Все потрясения начала двадцатого века находили отклик в его лирике.

Популярность поэта росла, но радости в его жизни было мало. В 1909 году умер отец поэта. Александр Блок ехал в Варшаву, чтобы навестить его, но в живых уже не застал. В этом же году умер сын Любови Дмитриевны Менделеевой, прожив чуть более недели. Смерть приёмного сына поэт очень остро переживал.

Я подавлю глухую злобу,

Тоску забвению предам.

Святому маленькому гробу

Молиться буду по ночам.

Но – быть коленопреклонённым,

Тебя благодарить, скорбя? –

Нет. Над младенцем, над блаженным,

Скорбеть я буду без Тебя.

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

Умрёшь – начнёшь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Последние годы жизни поэта были тяжёлыми. Блок страдал от голода, обострились болезни лёгких и сердца, давал о себе знать изнурительный труд. Поэт разочаровался в революции, надежды на её очистительный огонь и быстрое переустройство мира оказались наивными. Блок погружался в депрессию. Многие современники отмечали, что внутренне поэт был мёртв задолго до своей физической кончины 7 августа 1921 года. Вскоре после его смерти стало известно о расстреле Николая Гумилёва. Так закончился Серебряный век русской литературы.

Читайте также: