Скульптура древней месопотамии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как жили, чем занимались и на каких языках говорили люди, населявшие древние государства Шумер, Аккад, Вавилонию и Ассирию с конца IV тысячелетия до н. э. до первых веков н. э.? Сотрудница Института классического Востока и Античности НИУ ВШЭ Екатерина Маркина выбрала десять памятников, позволяющих оценить своеобразие месопотамской культуры

Знаете ли вы, как и когда изобрели письмен­ность, почему минута и час разделены на 60 частей и как звали первого в мире поэта? Ответы на эти и многие другие вопросы дает наука ассириология. Она изучает историю, культуру и письменность Древней Месопо­тамии — региона, который располагался между реками Тигр и Евфрат (современные Ирак, Сирия и Турция).

В разное время на территории Месопотамии существовали разные государ­ства — Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия и другие. О повсед­невной жизни живших там народов известно из клино­писных текстов — памятников пись­менности, создававшихся с конца IV тысяче­летия до н. э. и до первых веков н. э. Сегодня археологи нашли около полумиллиона таких документов.

В этом году в Институте классического Востока и Античности пройдет первый набор студентов-ассириологов — прочитав этот материал, а также изучив инстаграм с месопотамскими раритетами, вы навер­няка захотите стать одним из них.

1. Таблички с клинописью




Первые в истории человечества письменные документы — они датируются концом III тысячелетия до н. э. — были найдены на юге современного Ирака, на месте города, который в древности назывался Урук (сейчас городище называется Варка).

Жители Древней Месопотамии писали на глиняных табличках с помощью стилоса — тростниковой палочки с заостренным концом. Сначала знаки были рисуночными: они процарапывались на глине и изображали предмет, о кото­ром идет речь. Позднее знаки стали более схематич­ными, превратив­шись в настоящую письменность. Они уже не процарапывались, а выдавливались стилосом — отчего штрихи, из которых состоит знак, приобрели характерную клиновидную форму, а сама письменность стала называться клинописью.

Самые ранние тексты — это аналоги современных бухгалтерских документов: писцы вели учет доходов и расходов городского хозяйства. Чуть позже появились литературные тексты и списки слов, по которым будущие писцы изучали письменность и терминологию. Последний клинописный документ относится к I веку н. э. За свою трехтысячелетнюю историю клинопись использовалась для записи текстов на 15 языках, принадлежащих к разным языковым семьям. Среди них шумерский, аккадский, эламский, хеттский, урартский и древнеперсидский.

2. Цилиндрические печати



Среднеассирийская печать со сценой охоты на страуса и ее оттиск. XII век до н. э. The Morgan Library & Museum

Когда появилась частная собственность, возникла необходимость образом подтверждать свое право на нее. Для этого в Месопотамии использо­вали печати. В тысячелетиях до н. э. привычные нам исполь­зовали редко. Особенно популярны были небольшие цилиндры из полудраго­ценных камней — лазурита, сердолика, яшмы и др., — на которых вырезались сцены религиозно-мифологического или бытового характера. Со временем к изображению добавилась краткая надпись с именем, профес­сией или должностью владельца печати. Каждой эпохе соответствует свой изобрази­тельный стиль и круг популярных сюжетов. Большинство месопотам­ских печатей известно лишь по оттискам на глиняной поверхности — самих печатей было найдено гораздо меньше.

3. Зиккураты



Зиккурат — это ступенчатая пирамида, в которой в отличие от египетских нет внутренних ходов и камер. Древнегреческий историк Геродот писал, что это монолитное сооружение из сырцового кирпича служило платформой для святилища, находившегося на верхнем ярусе. Археологически это невозможно подтвердить: дошедшие до нас зиккураты сильно пострадали от эрозии, от верхних ярусов совсем ничего не осталось. Лучше всего сохранились три зиккурата: урский, расположенный недалеко от иракского города , еще один в под Багдадом и, наконец, на городище в иранском Хузистане.

Здесь можно посмотреть, как проходила реконструкция зиккурата в Уруке.

4. Настольная игра Ура




Урский некрополь по своей значимости не уступает гробнице Тутанхамона. Он датируется веками до н. э. и включает около 1800 захоронений, 16 из которых принадлежат членам царской семьи. Среди богатейшего погре­бального инвентаря в гробнице царицы была найдена и игровая доска с набором фишек и костей, датируемая тем же временем, что и сам некрополь. Царская игра Ура, или игра двадцати полей, как и ее древне­египетский аналог сенет, относится к так называемым гоночным играм. Игрок должен провести все свои фишки по доске по определенной траектории, обогнав соперника. Британский музей разработал этой игры.

5. Бронзовая маска из Ниневии


Маска из Ниневии. Около 2300 года до н. э. المتحف العراقي (Национальный музей Ирака)

Литая бронзовая маска, датирующаяся веками до н. э., была найдена во время раскопок Ниневии, одной из древних столиц Ассирийского царства. Предположительно, она крепилась к несохранившейся деревянной основе, возможно к статуе. Выдающийся британский археолог — и по совме­стительству муж Агаты Кристи — Макс Маллоуэн предположил, что маска изображает Саргона Аккадского — царя, которому впервые удалось объединить под своей властью земли северной и южной Месопотамии. Впрочем, прямых доказательств этой гипотезы нет, поэтому правильнее называть этот предмет царской маской из Ниневии, а не маской Саргона.

Маска была сильно повреждена уже в древности: у нее пробита левая глазница, отсечены уши, сплющен кончик носа. И это неслучайно: в Древней Месопо­тамии считалось, что любое изображение (особенно подписанное) несет на себе отпечаток личности изображенного и если, например, царской статуе наносится вред, он переходит на самого царя.

6. Стела с законами Хаммурапи




На этой стеле из черного камня высотой метра выбит один из первых законодатель­ных сводов в истории человечества. Текст составлен в правление вавилонского царя Хаммурапи (приблизительно годы до н. э.). В законах около трехсот тематически сгруппированных параграфов. Проступки караются согласно принципу талиона, или lex talionis. По нему наказание должно буквально соответствовать причиненному вреду: око за око, зуб за зуб. Так, раздел о нерадивом строителе гласит:

7. Камень кудурру


Кудурру Мели-Шипака II. годы до н. э. Musée du Louvre

На фотографии мы видим кудурру с текстом о том, что вавилонский царь II передал землю человеку по имени Мардук-апла-иддина. В трех регистрах изображены символы 24 божеств, в том числе бога луны Сина (полумесяц), бога солнца Шамаша (солнечный диск), богини войны и любви Иштар (звезда), бога подземных вод Эа (козленок с рыбьим хвостом), богини врачевания Гулы (собака), бога-покровителя Вавилона Мардука (дракон-мушхушшу перед святилищем с копьем) и бога-громовержца Адада (бык).

У шумеров было иное, нежели у современного человека, понимание человека. По их понятиям, люди созданы лишь для того, чтобы избавить богов от необходимости заботиться о собственных нуждах. Всё принадлежит богам, и человек – лишь покорный исполнитель их приказов, предначертаний и слуга. Поэтому и не возникало у древних отношения к человеку как к основному предмету размышлений или пластического выражения. На этом базисе формировалось искусство Месопотамии и его особенности.

Однородность и определенные схемы в изображениях вытекают из практического назначения скульптуры. Фигура служила своеобразным двойником человека, которого она заменяла. Обычно статуя воплощала вотивные образы, обращенные в молитвах к божествам, и имела сакральный смысл. Статуи монархов содержали функцию преклонения перед богами, посредника между ними и миром людей. Если молитва фиксировалась на скульптурном изображении, то мольба о помощи в обретении лучшей жизни будет длиться вечно. На мантии статуи правителя Гудеа с сосудом (62 см, известняковый шпат) содержатся молитвы.


Незначительность количества найденных статуй в Месопотамии объясняется тем, что местный известняк слишком мягок и был пригоден главным образом для барельефных изображений. В шумерских и вавилонских сооружениях скульптурные украшения играли второстепенную роль.

Индивидуальность фигурам придавали надписи на них (на спине или на плече), а не портретное сходство с моделью.

Статуи, как правило, были небольших размеров. Сказалось отсутствие в Месопотамии должных объемов камня и дерева.

По скульптуре нельзя однозначно определить, что, скажем, в действительности представляли собой шумеры. Большие уши и глаза у них были символами мудрости, поэтому подобное в изображении объясняют требованиями культа, а не антропологическими особенностями. Длинные, собранные в пучок волосы и вьющаяся борода вавилоно-ассирийских изображений человека указывают на их ближневосточное происхождение.

В Месопотамии родилась традиция изображения фантастических существ. В фигурах смешивались черты человека и животных. Это вытекало из потребности древнего человека присвоить себе атрибуты животных, чтобы войти в общение с силами природы. Эта традиция была перенята египтянами и народами Восточного Средиземноморья и сохранялась вплоть до средних веков.

На рубеже IV-III тыс. до н.э. (культура Джемдет-Наср, 31-29 вв. до н.э., названа по поселению,лежащим между Багдадом и Вавилоном) появляется неизвестная ранее в истории Востока каменная скульптура: львы, атакующие быков, герои, укрощающие зверей, друге животные вырезаны в рельефе на каменных плитах или представлены в виде круглой скульптуры. Впервые в истории археологии в развалинах храмов были найдены вотивные (то есть посвятительные) статуэтки богомольцев.

Первые шаги в земледелии в Месопотамии относятся к очень далеким временам. В 1950-е гг. на севере Ирака в горах археологи нашли открытую стоянку, которая относилась к 9 тыс. до н.э. Были обнаружены, в частности, каменные зернотерки, шлифованные топоры, серпы в виде кремневых ножевидных пластин-вкладышей, прикрепленных к костяной рукояти с помощью битума или смолы.

Поздние разливы рек Месопотамии значительно менее благоприятны для возделывания зерновых культур, чем в Египте: засоление почв усиливалось, урожаи снижались, приходилось начинать освоение новых пашен; ил менее плодороден, он засорял каналы. Поэтому рытье каналов, забота об исправности плотин и расселение жителей на новых землях составляли часть забот каждого правителя.


Простейшие формы ирригации появились в Месопотамии в 6 тыс. до н.э. Были найдены зерна таких видов пшеницы и ячменя, возделывание которых возможно только при искусственном орошении.

Месопотамия была страна ячменя, пива (оно было популярно до середины 2 тыс. до н.э.) и сезамого масла.

Шумеры одомашнили почти все виды сельскохозяйственных животных. Каждое животное считалось принадлежащим тому ли иному богу. Козы были собственностью богини Инанны. На первом месте по количеству стад стояли овцы, самыми ценными животными считались волы. В храм сдавались сыр, масло, сметана. Из рыбы научились добывать жир, используя его для смазки колесного транспорта. В домашних условиях любили разводить мангуст, хамелеонов, павлинов и кур.

Висячие сады Вавилона. Изображение 19-го века

Шумеры

Шумеры были первой замеченной цивилизацией в Южной Месопотамии (предположительно, современный Ирак) и культурой, которая впервые разработала систему письма в этом районе. Клинопись, те клинообразные формы, найденные на многих каменных табличках, относятся к 3500 году до нашей эры или около того.

Клинопись на древнеперсидском, вавилонском и эламитском Изображение: Джон Хилл, CC BY-SA 3.0.

В отличие от протописи, которую историки используют для обозначения символов, которые не содержат лингвистического контента, клинопись выросла с пиктограмм, включив абстрактные формы, которые позволили людям Месопотамии общаться и записывать свои жизни и идеи. Клинопись использовалась ​​до тех пор, пока где-то около 100 г. н.э., алфавиты были созданы и использовались по всей Евразии.

Клинопись считается величайшим достижением шумерской цивилизации, и именно их мы можем благодарить за то, что они предоставили историкам контекст для культуры и искусства Месопотамии.

Урук и рельефные скульптуры

Урук был крупным городом в Шумере, который дает свое название наиболее раннему сроку месопотамской культуры. Искусство того времени состояло во многом из керамики и резьбы.

Одним из хорошо известных примеров является Вака Ваза, алебастровое судно, вырезанное четырьмя ярусами конструкций. Первые три яруса находятся в узорах вокруг вазы, состоящей из растительности на дне, животных посередине и мужчин с чашами и баночками на верхней части трех секций. Самая верхняя часть всей структуры - это сцена, показывающая Инанну (также известную как Иштар), богиню любви, плодородия и войны.

Warka Ваза. Изображение: Einsamer Schütze - собственная работа, CC BY-SA 3.0.

Еще одна вещь, сделанная в этот период, - Урукский прогиб Подобно вазе Варка, эта декоративная деталь представляет собой форму повествовательной рельефной скульптуры. Художники вырезают по камню или в этом случае по гипсу, чтобы создать свои проекты, поэтому кажется, что формы выходят из фона или помещаются поверх скульптуры.

Урук Ваза. Изображение: Jononmac46 - частная работа, CC BY-SA 3.0

Художники отрезали отрицательное пространство, позволяя остальным материалам сформировать положительное пространство. Хотя это была утомительная задача, искусство в рельефе с большей вероятностью выживало на протяжении многих лет, потому что оно было не таким хрупким, как самостоятельная скульптура, одна сторона которой все еще была привязана ко всей структуре.

Искусство раннего династического периода

Интересно, что ранний династический период (2900-2350 гг. До н. Э.) дал нам много обетных статуй или резьбы поклоняющихся и священников. Как правило, эти фигуры стояли в юбках или платьях, сложив руки в сундуке. Лица не сильно отличались, но различались прически у женщин, одежда и некоторые вещи, которые держали маленькие ручки,

Шумерский верующий. Изображение: Усама Шукира Мухаммед Амин FRCP(Glasg) - частная работа, CC BY-SA 4.0.

Это был период времени, когда медь стала важной для скульптуры. Один из фантастических примеров можно найти на Королевском кладбище в Ур: Рам в заливе. С риском слишком много переделать, это одна из самых симпатичных скульптур, которые я когда-либо видел за всю историю искусства.

Рам в заливе был обнаружен разрушенным и должен был быть тщательно восстановлен. У него внутри когда-то было ядро ​​дерева, но оно разложилось со временем. Археолог сэр Леонард Вулли обнаружил скульптуру (на самом деле, пару скульптур), а после использования воска, чтобы держать его вместе во время раскопок, пришлось осторожно надавить фигуру обратно в форму.

Рам в заливе, изображение: Jack1956 на английском языке Википедии, CC BY-SA 3.0

Для скульптуры были использованы различные материалы. Золотой лист был привязан к его деревянной базе, а его уши были сделаны из меди. Руна на его теле была сделана из раковины, а шерсть на плечах и рога были построены из лазурита. В значительной степени фигура стоит на основании, покрытой мозаикой из раковины, лазурита и красного известняка.

Благодаря использованию материалов, таких как камни, металлы и снаряды, у нас есть искусство, созданное тысячи лет назад. Хотя древесина, возможно, была обычным материалом, она разлагалась со временем, теряя свое место в истории.

Аккадское искусство

The Akkadian Empire controlled Mesopotamia from 2271–2154 BCE or so. Это время, в течение которого их культура управляла, и мы смотрим на их вклад в искусство. Неудивительно, что когда мы говорим о культурах, завоевавших большие площади, у них, как правило, есть работы, которая фокусируется на царях, лидерах и их империях. Аккадская империя ничем не отличалась, поэтому у нас есть скульптура одного из аккадских царей. Скульптура ниже была сделана в бронзе.

Голова Аккадского короля.

Стела победы Нарам-Син. Изображение: Рама - собственного сочинения, CC BY-SA 2.0 fr.

Этот проект значителен, потому что он показывает, что король носит шлем, ранее показанный только для того, чтобы его носили боги. Добавьте к этому положение короля в резьбе, и у вас есть яркий пример показания лидера как божественную фигуру, что-то довольно распространенное на протяжении всей истории человечества.

Ассирийское искусство

Прыгая к ассирийцам, мы видим другую культуру, художественный вклад которой был сосредоточен на победе, войнах и ее лидерах. Яркая сторона этой эпохи, продолжавшаяся с 1500 г. до н. Э. До 612 г. до н. Э. или около того, была сосредоточена на создании больших, эффектных произведений искусства, украшающих их общественные здания и дворцы.

Крылатый Genii из дворца царя Саргона II в Дур-Шаррукин.

Позже эти крылатые люди повлияли на греческое искусство в течение своего архаического периода и привели к таким известным мифологическим существам, как Химера, Пегас, Гриффин и Талос.

Вавилонское искусство

Прыгая вперед, мы достигаем вавилонян. Обычно, когда вы слышите о вавилонянах, вы думаете об одном из семи чудес древнего мира: Висячие сады Вавилона. Будучи садами, что-то легко разрушается, есть только художественные изображения и письменные описания садов, но ни одно из них не было из первых рук.

Висячие сады Семирамиды. Иллюстрации Начала 20-го века.

В письменных отчетах сады описываются как великое многоуровневое сооружение, которое привело к горному виду, наполненному деревьями, виноградами, кустами и растениями всех видов. Поскольку этим учетным записям сотни лет, или они просто цитируют утерянные тексты, сады, возможно, были ассирийскими, а не вавилонскими или могут быть полностью мифическими.

Реконструкция Ворот Иштар в музее Пергамон в Берлине. Изображение: Rictor Нортон, CC 2.0.

Другим известным примером вклада Вавилона в искусство является Иштарские ворота. В отличие от Висячих садов, мы знаем, что это существовало благодаря раскопкам 20-го века. Часть стены Вавилона, ворота Иштар были построены около 575 года до н.э. под властью Навуходоносора II.

Когда-то считавшийся частью одного из семи чудес древнего мира (стены Вавилона были заменены в списке Маяком Александрии), ворота украшены глазурованными кирпичами, изображающими драконов, львов и быков среди ярко-синих глазурованные кирпичи, которые могут быть или не быть из лазури. Животные относятся к богам вавилонян (Иштар, Адад и Мардук). Говорят, что ворота были частью процессуального пути, который вел к храму Мардука, главного бога Вавилона.

Заключение

С рождением и повсеместным использованием письменных систем пришел контекст, который нам, как зрителям прошлого, нужен, чтобы понять культуру и выражение наших предков. От рельефной скульптуры и меди до больших зданий и сооружений, предназначенных для почитания лидеров и богов, искусство было в полном расцвете на Плодородном Полумесяце.

Это лишь некоторые моменты из этих эпох. Наш вид имеет долгую историю создания искусства по разным причинам, и это всего лишь вкус искусства Месопотамии. В следующий раз мы будем путешествовать немного западнее, вДревний Египет!

В период своего становления, искусство в Месопотамии, в первую очередь, выполняло религиозно-магическую функцию, а отнюдь не эстетическую. (О периодизации истории культуры, и особенностях религии Междуречья, вы можете прочитать в предыдущей статье ). Именно поэтому, начиная с культуры государств Шуме́р и Акка́д, появляются, а позже закрепляются основные виды, жанры и формы культового искусства , и в первую очередь – архитектуры.

Из-за отсутствия в достаточном количестве леса и камня, в качестве строительного материала шумеры активно использовали глину. Они научились изготавливать кирпич–сырец , который не обжигался на огне, а высушивался на солнце. Из него строились и жилые дома, и дворцы царей, а главное – храмы.

До нашего времени частично уцелел зиккурат в городе У́ре , посвященный богу На́нне, относящийся ко времени расцвета шумерского царства (3 тыс. до н.э.). Его сохранившаяся нижняя платформа поражает своими размерами – 65 на 43 м, высотой около 20 м. Согласно многочисленным реконструкциям, общая высота этого зиккурата изначально могла достигать 60 м.

В храмах Двуречья, впервые в истории человечества, начали применяться своды и арки , как важные архитектурные конструктивные элементы. В качестве декора использовались ниши, выступы, рельефы и глазурованная керамическая плитка разных цветов.

Изображения адорантов подчинялись кано́нам: их руки были сложены в молитвенной позе, уши выглядели непропорционально большими (чтобы лучше слышать слова бога), особенно выделялись на лицах огромные глаза, которые часто инкрустировались полудрагоценными цветными камнями. На губах адорантов, играла робкая, смущенная улыбка, придающая особую трогательность этим образам.

Очень редко, но всё же встречаются скульптурные портреты. Те, что дошли до нас, оставили нам облик древних правителей. Эти портреты выполнены в реалистичной манере и передают индивидуальные черты моделей. Например, портреты правителя шумерского города Лага́ш – Гуде́а или аккадского царя Сарго́на Древнего.

Популярным видом пластики в Междуречье были рельефы , украшающие стены храмов, дворцов и других архитектурных построек. В период Шумера и Аккада на них изображались бытовые сцены или сцены с храмовыми и дворцовыми церемониями. Фигуры располагались ровными рядами, величина изображаемых зависела от их социального положения (фигура царя всегда была больше остальных).

В Шумере появился особый вид декоративно-прикладного искусства – гли́птика - искусство резьбы по камню. Глиптика, в основном, использовалась для изготовления цилиндрических храмовых и царских печатей. Оттиск с такого цилиндра представлял какую-либо ритуальную, а чаще мифологическую сцену с множеством персонажей. Печати имели практическое и магическое значение. Их хранили как личные амулеты-обереги, иногда дарили храмам.

В 19 веке до н.э. происходит экономический и культурный подъем города Вавилон , который постепенно подчиняет всю территорию Месопотамии, в том числе государства Шумер и Аккад.

Как развивалось искусство Междуречья, в последующие эпохи, читайте в моих следующих статьях .

Все публикации моего канала вы можете найти в полном каталоге статей.

Этот блог посвящен студентам 3-го курса факультета среднего профессионального образования Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий механики и оптики, изучающим дисциплину "Культурология"

суббота, 2 апреля 2011 г.

Архитектура, литература, скульптура Месопотамии

Шумеро-аккадское искусство

1. Зиккураты - храмовые башни, являлись непременной принадлежностью каждого шумерского города. Шумерские зиккураты состояли из 3-х ступеней (платформ) в соответствии с божественной триадой Ану-Энлиль-Энки и строились из сырцового кирпича.
Самый известный зиккурат бога Луны Сина высотой 18 метров, котрый был открыт английскими и американскими археологами в городе Уре.


2. Скульптура. В большинстве это небольшие (до 40 см) фигуры, выполненные из различных пород камня. Для аккадской скульптуры характерны преувеличенно вытянутые, а для шумерской, наоборот, преувеличенно укороченные пропорции статуй.



Ассиро-вавилонская культура

1. Вавилон был опоясан двойным кольцом крепостных стен и имел 8 ворот. Наиболее знаменитые ворота богини Иштар высотой 12 метров. Были выложены бирюзовым глазурованным кирпичом с великолепным орнаментом из цветных изображений: 575 львов, священных драконов и быков.



2. Крупнейшую из известных библиотек основал ассирийский царь Ашшурбанипал в своем дворце в Ниневии. Обнаружено около 25 тысяч глиняных табличек и фрагментов.




3. "Сказание о Гильгамеше" - произведение глубокого философского смысла.Его герой - легендарный царь города Урук озабочен поисками бессмертия для себя и других людей. В "Сказании" содержится одна из древнейших версий рассказа о Всемирной потопе, известном впоследствии по библейской книге Бытия.


4. Стелла вавилонского царя Хаммурапи с высеченными на ней законами.


5. Главным святилищем вавилонян была Эсагила - храм бога Мардука. Это было квадратное здание, длина каждой стороны равнялась 400 м. Единое целое с Эсагилой составил расположенный к югу от нее семиступенчатый зиккурат - Этеменанки, высотой 91 метр, названный в Библии Вавилонской башней.

Читайте также: