Дизайн постиндустриального общества кратко

Обновлено: 07.07.2024

Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция)

Структура работы определена последовательностью решений поставленных задач и состоит из введения, трех глав и заключения общим объемом 302 страницы текста; библиографии, содержащей 501 наименование, включая список публикаций, научно-исследовательских и проектных работ соискателя; а также графического приложения, содержащего таблицы и иллюстративный материал.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ диссертационного ИССЛЕДОВАНИЯ

Новые представления о комфорте предметно-пространственной среды. Комфорт предметно-пространственной среды является одной из фундаментальных целей дизайна. В современных условиях условно его необходимо рассматривать как комплексную системную характеристику, отражающую функционально-технологические, психофизиологические и эмоционально-эстетические потребности человека. Он формируется в процессе дизайнирования на основе определенной системы знаний в области архитектуры, дизайна, эргономики, психологии и др. Системное построение этих теоретических и практических знаний предполагает создание особой методологии, отличной и, вместе с тем, вбирающей в себя методологию отдельных научных знаний (В. Сааков).

На рубеже ХХ и ХХI вв. обозначился переход индустриального дизайна в новое качество – производство предметов потребления вне индустриального направления с использованием новейших информационных технологий, с превалированием в объектах проектирования эмоциональной и эргономической составляющих, с высоким уровнем индивидуальности объектов дизайна. Таким образом, дизайн в обществе информационных технологий вступил в новую стадию своего развития – постиндустриальную. Он не только расширил свои предметные границы, далеко выйдя за пределы проектно-художественной деятельности, но и приобрел новые качества .

Как показало исследование наиболее существенными признаками постиндустриального дизайна являются:

Эти признаки в объектах постиндустриального дизайна могут проявляться как каждый по отдельности, так и в различных сочетаниях.

Современная эргономика вводит в мир ценностей самоценность человека. Она сделала реальностью ценность человека – его свойств, потребностей, способностей, сделав человека ценностью культурной (О.И. Генисаретский, Н.А. Носов).

Комплексный подход к организации предметно-пространственной среды города. Динамичное развитие дизайна и его переход в начале прошлого века в индустриальную стадию (с самостоятельным объектом проектирования, методологическим и проектным инструментарием) привели к значительному расширению его предметных границ. Уже в первой половине ХХ в. методы дизайна стали использоваться и при организации предметно-пространственной среды города. Особо в этом динамично развивающемся процессе следует отметить новые формы предметного искусства в Советской России, где в 1920-е гг. начал зарождаться комплексный подход к организации предметно-пространственной среды города с использованием проектного инструментария дизайна, архитектуры, монументального и декоративного искусства. Это проявилось в виде:

- монументально-декоративного оформления городских центров для празднеств и гуляний, военных парадов и шествий: использование широкого арсенала художественно-декоративных средств, включая нетрадиционные для архитектуры динамические и кинетические установки (предметные формы) в пространственной среде города ;

- проектных концепций и схем цветовой организации города .

В послевоенное время в условиях восстановления и всеобщего подъема мировой экономики получают быстрое развитие международные выставки, спортивные и общественные форумы, в восстанавливаемых центрах городов создаются пешеходные улицы как особая форма общественно-торговых центров. Все это дало толчок развитию дизайна в городской среде, появлению новых форм ее организации. Среди них:

- системы визуальных коммуникаций в крупных городских торговых и административных центрах, транспортно-коммуникационных узлах (вокзалах, морских и аэропортах);

- фирменные графические стили общественных форумов, спортивных состязаний (олимпийские игры, спортивные чемпионаты, спартакиады и пр.), промышденно-торговых ярмарок, выставок и др. крупных событий;

- проекты колористического решения, вечерней подсветки, монументальной пропаганды и художественно-декоративного оформления городов и их ансамблей.

Уровни организации предметно-пространственной среды города. Пространственная среда города и ее предметное наполнение – сложный объект дизайнерской деятельности. В его структуре можно выделить как минимум три иерархических уровня:

Все это определило предметные границы и методологическую основу новой области дизайнерской деятельности – дизайна городской среды.

Окончательно как самостоятельный вид проектно-художественной деятельности городской дизайн сформировался во второй половине двадцатого столетия как особая форма синтеза дизайна с архитектурой, градостроительством и монументально-декоративным искусством, став своего рода феноменом ХХ века . Постепенно выкристаллизовывается объект его деятельности и арсенал исследовательских и проектных методов.

Сегодня дизайн постиндустриального общества философы, историки и теоретики дизайна рассматривают как минимум с пяти позиций:

  1. дизайн как компоновочная деятельность, призванная получить функционально новое качество. Такая деятельность граничит с научными открытиями, техническими изобретениями, инженерным творчеством;
  2. дизайн как композиционная деятельность, направленная на создание новой художественно осмысленной формы. Она граничит с искусством, творческой деятельностью художника;
  3. дизайн как эргономическая деятельность, преследующая цель создания удобной в эксплуатации формы предметов и комфортной для различных функциональных процессов окружающей человека среды. Она переплетается с деятельностью инженеров и эргономистов;
  4. дизайн как ценностная категория (знак качества) – своеобразный инструмент оценки художественно-эстетических, функционально-эксплуатационных качеств изделий, а также, в определенной мере, и статуса потребителя;
  5. дизайн как философская категория, определяющая мировоззрение и стиль жизни современного человека.

К особенностям современного научно-технического прогресса теоретики информационного общества относят замену механических взаимодействий электронными технологиями и связанную с этим миниатюризацию, проникающую во все сферы производства. Классическим примером из истории дизайна может служить эволюция современного устройства для печатания текста: от громоздкой многокиллограммовой пишущей машинки с электроприводом второй половине ХХ в. до современного компактного микроноута, размеры которого определяются не столько техническими и конструктивно-технологическими требованиями, сколько эргономическими, а именно требованиями к размерам клавиатуры для удобного ввода в компьютерное устройство текста.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Цель исследования: анализ феномена постиндустриального дизайна и определение отличий постиндустриального дизайна от индустриального. В результате исследования были определены некоторые объективные направления развития дизайн-деятельности и соответствующие им изменения в организации дизайн-образования.

Ключевые слова: постиндустриальный дизайн; проектная деятельность; интерактивность; коммуникативные функции; эмоциональное потребление; дизайн-образование.

Представляется перспективным рассмотреть изменения в характере дизайн-деятельности в контексте модели индустриального общества, предложенной Э. Тоффлером.

А. Оно должно безупречно функционировать в соответствии со своим назначением.

Б. Его форма должна соответствовать характеру конструкционного материала, из которого оно выполнено.

В. Его форма должна отвечать особенностям технологии его производства.

Г. Его общая форма должна выражать назначение, конструкционный материал и технологию производства.

Изменения в профессиональной парадигме дизайна, проявившиеся в таких стилевых направлениях, как деконструктивизм и различные формы постмодернизма, должны быть связаны с соответствующими изменениями в социуме.

1. Стандартизация — дестандартизация.

3. Синхронизация — десинхронизация

4. Концентрация — деконцентрация.

5. Максимизация — демаксимизация.

Этот тезис можно отнести к переориентированию производства от больших тиражей к небольшим или изготовлению вещей в единственном экземпляре.

6. Централизация — децентрализация.

1. В ней отсутствует единые стилевые каноны.

2. Размываются границы деятельности, которая уже выходит за рамки профессиональной.

3. Деятельность дифференцируется, в ней постоянно появляются новые специализации.

4. Изменяются организационные технологии.

Разумеется, написанный в прошлом веке труд не может претендовать на исчерпывающий анализ такого явления, как постиндустриальный дизайн, поэтому продолжим исследование.

Постиндустриальное общество называют также информационным обществом или обществом потребления. Несмотря на то, что в литературе эти определения употребляются практически как синонимы, в них акцентируются разные важные для нас особенности современного социума.

«- миниатюризация – уменьшение воспринимаемой человеком формы предмета, вплоть до ее визуального исчезновения – форма предмета перестает следовать строго за его функцией, а начинает следовать за эргономикой

- виртуальность — кибер-дизайн, бестелесный дизайн

- искусственный интеллект (“умные вещи”) — робототехника, биомеханический и “интеллектуальный” дизайн — окружающие человека предметы все больше превращаются из послушных “слуг” в “партнеров”, и “форма предмета начинает следовать за эмоцией человека”;

- интерактивность — реагирование предмета на поведение человека, включая изменения его эмоционального состояния и перемены окружающей обстановки: форма предмета теряет свою предопределенность и предсказуемость, превращаясь в более гибкую “форму-хамелеон”.

Эти признаки в объектах постиндустриального дизайна могут проявляться как каждый по отдельности, так и в различных сочетаниях.

Стоит отметить еще два важных изменения в условиях проектирования в постиндустриальном обществе — это:

Стремительное развитие технологий, постоянное появление новых технологий.

Кроме того, ряд проблем современного общества — состояние экологии, утрата культурной идентичности в ситуации глобализации, энергетические проблемы — привели к появлению новых трендов в современном дизайне: экодизайн, этнодизайн, проектирование, основанное на нетрадиционных источниках энергии.

Остается надеяться на то, что к постиндустриальному дизайну это замечание относиться не будет. Какие же коррективы для этого необходимо внести в дизайн-образование?

Представляется перспективной организация проектных групп студентов различных специальностей для концептуального проектирования. Для этого, вероятно, имеет смысл изучить опыт Массачусетского технологического института, студенты которого постоянно предлагают интересные и в концептуальном, и в технологическом аспектах, проекты. Кроме того, опыт проектирования в группе должен стать полезным в будущем при решении сложных мультипрофессиональных проблем.

Список литературы

Ковешникова, Н. А. Дизайн: история и теория. Учебное пособие. 4-е издание, стереотипное / Н. А. Ковешникова — М.: Омега-Л, 2008

Папанек, В. Дизайн для реального мира / V. Papenec, Design for the real world. Human Ecology and Social Change. 1984 — изд. Д. Аронов, 2004

Тоффлер, Э. Третья волна / Э.Тоффлер – М.: АСТ, 1999 . – 784 с. Э. Тоффлер

Дюков В.М., Пьянкова Г.С. Формирование проектной культуры: введение в проблему. // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – №9 – С. 80-83

Вопросы и комментарии к выступлению:

Здравствуйте, Светлана Владимировна. Очень рад, что наконец появился доклад о дизайне и весьма добротный. К сожалению, компьютерные дилетанты и Папанековские просьюмеры способствуют тому, что промышленный дизайн остаётся той самой одной из вредных профессий. Не могу согласиться с тем, что форма перестаёт следовать за функцией, а устремляется в сторону эргономики. Свидетельством тому - процветание коммерческого стайлинга, которому плевать и на функцию, и на эргономику. В Вашем докладе я не увидел ответа на важнейшую проблему (она касается и обучения, и практики) - взаимопроникновение инженерии и дизайна. Только профессионалы, хорошо образованные в соответсвующих областях, понимающие значение друг друга, умеющие работать в содружестве, способны рождать достойный продукт. Интересно, что Вы думаете по этому поводу?

С глубоким уважением Тихонов-Бугров.

Уважаемая Светлана Владимировна!

Уважаемая Светлана Владимировна!

История дизайна. Том 2. Дизайн индустриального и постиндустриального общества. Михайлов С.М. 2003

1. Предвоенный дизайн 30-40-х годов
1.1. Стилевые направления в европейском формообразовании перед II мировой войной
1.2. Всемирный экономический кризис. Американская модель "дизайна для всех"
1.3. Предвоенный дизайн в СССР

2. Массовый дизайн 50-60-х годов
2.1. Дизайн США к.50- н.60-х
2.2. Послевоенный дизайн в Европе. Органический дизайн
2.3. Итальянское экономическре чудо. Стиль Оливетти
2.4. Неофункционализм. Ульмская школа дизайна. Стиль Браун

3. Поиски и эксперименты в дизайне 60-70-х
3.1. Поп-культура и поп-дизайн
3.2. Эксперименты с новыми материалами и дизайн-утопии
3.3. Радикальный дизайн. Анти-дизайн
3.4. Концептуальные поиски советских дизайнеров

4. Дизайн постиндустриального общества
4.1. Постмодерн
4.2. Стиль "Мемфис". Новый дизайн
4.3. Стиль высоких технологий "Хай Тек"
4.4. Дизайн на рубеже тысячелетий

Часто такое общество называют информационным, так как именно информационный сектор экономики стал оказывать решающее влияние на развитие всего социума.

Ноутбуки

Сегодня мы подробнее поговорим о постиндустриальном обществе, назовем его признаки и отличия от более ранних эпох.

Постиндустриальное общество — это.

Постиндустриальное общество – это одна из стадий развития человеческого общества, которая характеризуется преобладанием инновационного (это какого?) сектора экономики, основанного на научных достижениях, глубоком развитии индустрии знаний и значительной доли высококачественных услуг в структуре ВВП (это как?).

В информационном обществе эффективная промышленность, основанная на внедрении инноваций, удовлетворяет потребности граждан и экономических агентов, постепенно переходя к качественным изменениям.

Термин постиндустриальное общество впервые использовал в 1958 году Д.Рисмен, хотя он корнями уходит в начало этого столетия.

Тогда такой тип общества воспринимали как альтернативу капиталистическому пути (это как?) развития, а некоторые его сторонники, например, А.Кумарасвами призывали вспомнить о примитивных хозяйственных системах.

Букет

Возрождение этого понятия пришлось на 60-70-е годы XX века, когда масштабы технологических изменений стали очень заметны.

Признаки постиндустриального общества

Новый формат общества имеет свои признаки, к которым относится:

  1. исчезновение классовых перегородок;
  2. активное развитие инновационных технологий;
  3. акцент на развитии экологичных и ресурсоемких производств, уход от потребительского отношения к природе;
  4. увеличение продолжительности жизни;
  5. профессиональное разделение в соответствии с уровнем знаний и квалификации; ;
  6. существенное возрастание роли науки и образования;
  7. преобладание в социальной структуре среднего класса; в культурной и политической сфере (разнообразие мнений и взглядов);
  8. глобальное контролируемое воздействие на природу; ;
  9. формирование демократии консенсуса (это как?) с более широким участием обычных граждан в определении политической повестки дня;
  10. деурбанизация (переезд людей для постоянного места проживания за город);
  11. формирование интеллектуальной элиты (меритократии) и увеличение ее роли при принятии решений во всех сферах, при этом представители этой категории выступают в качестве экспертов, консультантов и аналитиков;

Сети

Характерные черты

Черты постиндустриального общества наиболее ярко проявляются в экономике.

Одна из них связана с деиндустриализацией, сопровождающейся устойчивым сокращением удельного веса занятых в промышленном производстве. Например, в период с 1960 по 2007 года доля занятых в индустриальном секторе сократилась до 21%, а доля промышленности в мировом ВВП упала до 28%.

При этом нельзя говорить о стагнации (это как?) промышленности – благодаря интенсификации производства и высокой производительности труда даже такой доли достаточно для полного удовлетворения потребностей граждан.

Постиндустриальная экономика отличается тем, что максимальный вклад в стоимость благ вносит сфера услуг, а также информационный компонент в виде лицензий/патентов или достижений НИОКР (это что?).

Одновременно возрастает роль процесса генерирования информации, издержки на тиражирование которой минимальны. Главным источником капитала начинает выступать право собственности (это как?) на активы нематериальных категорий в форме лицензий (зачем это нужно?), патентов (это что?), акций или облигаций.

Человек рассматривается как средство инвестирования, так как ключевым производственным ресурсом становится профессиональная квалификация (что это?).

Ее увеличения можно добиться не через вложение в производство, а посредством инвестиций в здоровье, образование, развитие личностных интересов, что вызывает расширение сферы услуг.

Рукопожатие

Одновременно появляется принципиально новый вид бизнеса – венчурный, который связан с финансированием перспективных разработок и стартапов. При этом огромная прибыль отдельных успешных проектов компенсирует убытки, полученные от провальных кампаний.

Подробнее узнать о постиндустриальном обществе можно, посмотрев это видео:

Дороги

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (4)

Да мы уже видим к чему приводит эта цифровизация, к тотальному контролю над обществом в целом и человеком в частности.

Причем этот тотальный контроль нам устраивает не только государство, но и бизнес, чуть посмотришь какой-нибудь сайт, тут же контекстная реклама, пройдешь мимо банка, тут же СМС с рекламой кредита.

Цифра и жизнь уже не имеют четких границ, одно всё больше проникает в другое. Я думаю, уж лучше индустриальное общество, чем постиндустриальное, но точка невозврата пройдена, назад дороги нет.

Не будет шахматить на дорогах, не будут грабить в подворотнях, не будут издеваться над вашими детьми сверстники в школе. Вы против? Если, то вы как раз сам из той серой зоны, что позволяет обходить законы. И нас на Вам тьфу и растереть. Так то.

Не будет шахматить на дорогах, не будут грабить в подворотнях, не будут издеваться над вашими детьми сверстники в школе. Вы против?

Да никуда промышленность не делась, людей там только меньше стало работать, но это благодаря робототехнике, а так, как чадили заводы, так и чадят.

Читайте также: