Демократизация советского общества кратко

Обновлено: 04.07.2024

Демократизация советского общества вызывает необходимость перестройки государственного аппарата, всех органов управления. Ставится вопрос о том, чтобы добиться ликвидации излишних звеньев и сокращения численности этого аппарата, искоренения в нем командно-нажимных методов, бюрократизма и формализма. [1]

Демократизация советского общества вызывает необходимость перестройки государственного аппарата, всех органов управления Ставится вопрос о том, чтобы добиться ликвидации излишних звеньев и сокращения численности этого аппарата, искоренения в нем командно-нажимных методов, бюрократизма и формализма. [2]

В условиях перестройки и демократизации советского общества необходимо в полной мере воплотить ленинские идеи организации контроля, придать ему действенный характер, сделать орудием прямого и непосредственного участия рабочих, крестьян, интеллигенции, представителей всех слоев нашего общества в решении государственных и общественных дел. [3]

Несомненным фактом является то, что демократизация советского общества , проходившая под лозунгом перестройки, ознаменовалась беспрецедентным ростом национальных движений. [4]

Пленум считает необходимым еще с большей активностью и последовательностью проводить линию на демократизацию советского общества , рассматривая это как главное условие непосредственного включения в перестройку широких масс трудящихся, гарантию необратимости процесса обновления. [5]

Эта задача неотделима от перестройки экономических, социальных и политических отношений, она может решаться только на путях демократизации советского общества и утверждения социалистического самоуправления народа. [6]

Однако иллюзии, вызванные у широких слоев населения продекларированной руководством страны программой, нацеленной на создание высокого уровня жизни советского народа и на демократизацию советского общества , довольно быстро развеялись. [7]

Центральный Комитет КПСС отмечает, что XIX Всесоюзная конференция КПСС, ставшая крупным событием в жизни партии и страны, приняла решения, реализация которых позволит значительно ускорить процессы перестройки, радикальной экономической реформы и демократизации советского общества . [8]

Осуществляя задачи по совершенствованию советской демократии, партия сама находится в непрерывном развитии, критически оценивает достигнутые результаты. В общем русле демократизации советского общества она рассмагри вает и вопросы расширения партий ной демократии. На XXVII съезда КПСС при внесении дополнений и изменений к Уставу партии был реализован ряд важных положений, направленных на укрепление демократических принципов жизни партии. КПСС добивается, чтобы всемерное развертывание внутрипартийной демократии пронизывало деятельность всех ее звеньев - от первичных организаций до Центрального Комитета, чтобы восстановить в полной мере ленинское понимание принципа демократического централизма. Свой политический курс КПСС проводит через коммунистов, работающих в органах государственной власти, во всех сферах жизни советского общества. [9]

Осуществляя задачи по совершенствованию советской демократии, партия сама находится в непрерывном развитии, критически оценивает достигнутые результаты. В общем русле демократизации советского общества она рассматри, вает и вопросы расширения партий ной демократии. КПСС при внесении дополнений и изменений к Уставу партии был реализован РЯД важных положений, направленных на укрепление демократических принципов жизни партии. КПСС добивается, чтобы всемерное развертывание внутрипартийной демократии пронизывало деятельность всех ее звеньев - от первичных организаций до Центрального Комитета, чтобы восстановить в полной мере ленинское понимание принципа демократического централизма. Свой политический курс КПСС проводит через коммунистов, работающих в органах государственной власти, во всех сферах жизни советского общества. [10]

Действительно, январский ( 1987 г.) Пленум ЦК КПСС - явление во многих отношениях поворотное. Именно он дал мощный импульс реальной демократизации советского общества , инициировал многие процессы, в том числе усилил внимание к творческому осмыслению состояния страны и его причин. Он вывел на новые орбиты гласность. XXVII съезда КПСС, не сбываются. Его стратегия на ускорение не просто оказалась под вопросом. Надо было либо признавать ошибочность этого курса, либо, сохраняя внешнюю оболочку, наполнить его принципиально новым содержанием. И Генеральный секретарь ЦК КПСС, его окружение решаются на, безусловно, смелый шаг. Якобы отталкиваясь от установок съезда партии, ведь после него не прошло еще и года, предложить партии существенно новую программу деятельности, радикально скорректировать маршруты движения общества. [11]

Предложения Президиума о количественном и персональном составе каждой из этих комиссий у делегатов конференции имеются. Всего нам предстоит образовать пять комиссий. Прежде всего предлагается избрать единую комиссию по подготовке проектов двух резолюций: о ходе реализации решений XXVII съезда КПСС и задачах по углублению перестройки, о демократизации советского общества и реформе политической системы. [12]

Коммунистическая партия Советского Союза, призванная разрабатывать теорию и стратегию общественного развития, формировать идеологию социалистического обновления. Исходя из задач КПСС как политического авангарда советского общества и глубоких изменений, происходящих в общественной жизни, партия перестраивает свою работу, обновляет внутрипартийную жизнь. Апрельский ( 1985) Пленум ЦК КПСС, XXVII съезд определили курс партии на ускорение социально-экономического развития, выход социализма на качественно новый уровень. В решениях съезда и последующих пленумов ЦК КПСС была углублена и конкретизирована программа всесторонней демократизации советского общества , развития социалистического самоуправления народа, создания надежного и гибкого механизма реального вовлечения всех трудящихся в решение вопросов государственной и общественной жизни. [13]

Коммунистическая партия Советского Союза, призванная разрабатывать теорию и стратегию общественного развития, формировать идеологию социалистического обновления. Исходя из задач КПСС как политического авангарда советского общества и глубоких изменений, происходящих в общественной жизни, партия перестраивает свою работу, обновляет внутрипартийную жизнь. Апрельский ( 1985) Пленум ЦК КПСС, XXVII съезд определили курс партии на ускорение социально-экономического развития, выход социализма на качественно новый уровень. В решениях съезда и последующих пленумов 1ДК КПСС была углублена и конкретизирована программа всесторонней демократизации советского общества , развития социалистического самоуправления народа, создания надежного и гибкого механизма реального вовлечения всех трудящихся в решение вопросов государственной и общественной жизни. [14]

КПСС на XX съезде ( 1956), XXVII съезде ( 1986) сурово осудила и сам К. Сталина, и его последствия. Он чужд природе социализма, представляет собой отступление от его основополагающих принципов и мог стать возможным лишь в условиях отсутствия должного уровня демократизации советского общества . [15]

Политика десталинизации. После смерти Сталина (5 марта 1953 г.) начинаются изменения в политике и экономике. Секретариат ЦК партии возглавил Хрущев. Председатель Совета Министров - Маленков, министр иностранных дел - Молотов, министр обороны - Булганин. Во главе нового министерства внутренних дел встал Берия. Председатель Верховного Совета СССР - Ворошилов. С первых же дней пребывания у власти между ними началась борьба за политическое лидерство. Основными соперниками: Берия, Маленков, Хрущев. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества. Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по преодолению культа личности Сталина. В печати началась критика культа личности. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек, были пересмотрены спорные дела. Публичное осуждение культа Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха.Преобразования в общественно-политической жизни. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Дополнительными правами в экономической и политической сферах наделялись высшие государственные структуры СССР и союзных республик. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа Сталина вело к падению авторитета СССР и Коммунистической партии на международной арене. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляемая Маленковым, Молотовым и Кагановичем, попыталась сместить Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Однако открытое сопротивление части государственных руководителей политике реформ завершилось провалом. Обновление аппарата власти. После устранения "оппозиции" были проведены перемены в составе высших органов власти: председателя Верховного Совета СССР - Брежнев, министр обороны Жуков. Одновременно возрастал культ Н.С. Хрущева. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС. Новая программа провозгласила вступление страны в период "развернутого коммунистического строительства". В Программе были определены задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в мире производства продукции на душу населения, переход к коммунистическому самоуправлению, воспитание нового человека. Новая Программа КПСС вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. Результатом этого явились массовые протесты городского населения. Социальная сфера. К концу 50-х годов произошли изменения в социальной структуре общества. В 1959 г. проведена Всесоюзная перепись населения СССР. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах. Увеличились масштабы жилищного строительства. Во второй половине 50-х годов почти четвертая часть населения страны переселилась в новые квартиры.

Политика десталинизации. После смерти Сталина (5 марта 1953 г.) начинаются изменения в политике и экономике. Секретариат ЦК партии возглавил Хрущев. Председатель Совета Министров - Маленков, министр иностранных дел - Молотов, министр обороны - Булганин. Во главе нового министерства внутренних дел встал Берия. Председатель Верховного Совета СССР - Ворошилов. С первых же дней пребывания у власти между ними началась борьба за политическое лидерство. Основными соперниками: Берия, Маленков, Хрущев. Руководство страны провозгласило курс на демократизацию жизни общества. Одно из центральных мест в деятельности нового руководства занимала работа по преодолению культа личности Сталина. В печати началась критика культа личности. Осуществлялась работа по реабилитации невинных жертв репрессий. К началу 1956 г. были реабилитированы около 16 тыс. человек, были пересмотрены спорные дела. Публичное осуждение культа Сталина, разоблачение преступлений сталинского режима вызвали глубокие перемены в общественном сознании, разрушение системы страха.Преобразования в общественно-политической жизни. Для укрепления правопорядка была осуществлена реформа системы правосудия. Было разработано и утверждено новое уголовное законодательство. Было принято Положение о прокурорском надзоре. Расширялись законотворческие полномочия союзных республик. Дополнительными правами в экономической и политической сферах наделялись высшие государственные структуры СССР и союзных республик. По мнению многих руководителей страны, разоблачение культа Сталина вело к падению авторитета СССР и Коммунистической партии на международной арене. В 1957 г. группа партийных лидеров, возглавляемая Маленковым, Молотовым и Кагановичем, попыталась сместить Н.С. Хрущева с поста первого секретаря ЦК КПСС. Однако открытое сопротивление части государственных руководителей политике реформ завершилось провалом. Обновление аппарата власти. После устранения "оппозиции" были проведены перемены в составе высших органов власти: председателя Верховного Совета СССР - Брежнев, министр обороны Жуков. Одновременно возрастал культ Н.С. Хрущева. Под его руководством был подготовлен проект новой Программы КПСС. Новая программа провозгласила вступление страны в период "развернутого коммунистического строительства". В Программе были определены задачи построения коммунизма: достижение наивысшего в мире производства продукции на душу населения, переход к коммунистическому самоуправлению, воспитание нового человека. Новая Программа КПСС вызвала массовый трудовой подъем населения. Однако ухудшение экономического положения, непоследовательность и непродуманность продолжавшихся в стране преобразований вели к росту оппозиционных настроений в обществе. Результатом этого явились массовые протесты городского населения. Социальная сфера. К концу 50-х годов произошли изменения в социальной структуре общества. В 1959 г. проведена Всесоюзная перепись населения СССР. Освоение природных богатств восточных районов привело к росту населения Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Были осуществлены мероприятия по повышению благосостояния народа. Для подростков устанавливался 6-часовой рабочий день. Для остальных рабочих и служащих он сокращался на два часа в субботние и предпраздничные дни. В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. Началось постепенное осуществление программы повышения заработной платы низкооплачиваемым группам рабочих и служащих. Была отменена плата за обучение в школах и вузах. Увеличились масштабы жилищного строительства. Во второй половине 50-х годов почти четвертая часть населения страны переселилась в новые квартиры.

Вторая половина 1985 года прошла под знаком подготовки к очередному XXVII съезду КПСС, который состоялся в феврале 1986 года.

Под гласностью подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны скрываться от народа.

Огромной популярностью во всех республиках пользовались еженедельники и журналы:

Политизация общества и рост антисоветских настроений

Готовые работы на аналогичную тему

На первое место в публицистике выдвинулась тема культа личности Сталина и жертв массовых репрессий 1930-х гг. В ЦК КПСС была создана специальная комиссия по реабилитации во главе с А. Н. Яковлевым, которого называли идеологом перестройки. Он опекал литературные и публицистические журналы, средства массовой информации и направлял весь процесс развенчания советской системы и социализма.

Наиболее радикальные сторонники преобразований взяли на вооружение либерально-демократическую идеологию и ценности западной цивилизации. Возникшие в то время Народные фронты в союзных республиках, особенно в Прибалтике, начали требовать выхода из Советского Союза.

Демократизация духовной жизни общества

В новых условиях начала постепенно меняться церковная политика. После смерти главного идеолога партии и противника религии М. А. Суслова РПЦ стала оживать. Весной 1985 г. иерархов церкви принял М. С. Горбачев. Церковь начала подготовку к юбилейной дате – 1000-летию крещения Руси, которая сопровождалась торжествами и вниманием правительства. Поместный собор принял новый Устав об управлении РПЦ. К концу 1980-х гг. РПЦ имела 7,5 тыс. священнослужителей, насчитывала около 7 тыс. приходов, 22 монастыря. Деятельность религиозных объединений стала более разносторонней.

Гласность раскрепостила духовную жизнь и дала обществу свободу слова. Люди стали выражать вслух свои мысли. Они получили доступ к колоссальным информационным ресурсам, которые ранее были для них закрыты. Это оздоровляло общество.


В марте 1985 г. на внеочередном пленуме ЦК Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Начальный период деятельности нового руководства характеризовался попыткой модернизировать социализм. Это проявилось в решениях апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, XXVII съезда КПСС (1986 г.), XIX партконференции (1988 г.).

XIX партконференция высказалась за реформу политической системы в СССР, сущность которой заключалась в том, чтобы полностью демонтировать тоталитарный политический режим, восстановить полновластие народа; радикально перестроить советское многонациональное государство, сформировать и обеспечить гарантии многопартийности и политического плюрализма.

Стратегической целью перестройки политической системы являлось формирование правового государства и гражданского общества, где будет обеспечено верховенство закона и равенство всех перед законом, где гарантированы права и свободы каждому гражданину, где гражданин и государство будут выступать равноправными субъектами права.

В марте 1989 г. впервые в СССР состоялись свободные выборы. На I и II Съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III Съезд народных депутатов СССР (1990 г.) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С. Горбачев. Съезд отменил 6-ю статью Конституции, которая законодательно закрепляла руководящую роль КПСС в Советском государстве. Отмена 6-ой статьи способствовала активизации деятельности новых политических партий. Первой, оппозиционной КПСС партией провозгласил себя "Демократический союз" в мае 1988 г.

На первом этапе перестройки (первые три года перестройки) важнейшим элементом политической жизни стала постоянно расширявшаяся гласность. В 1990 г. она получила правовую основу - Верховный Совет СССР принял закон о печати и других средствах массовой информации.

Весной-летом 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огареве проходили совещания глав республик. Было подписано соглашение "9+1", которое регулировало отношения между центром и республиками. Подписание договора было намечено на 20 августа. Однако, попытка государственного переворота , предпринятая группой высокопоставленных лиц 19 августа, изменила ситуацию. Практически все республики объявили о своей самостоятельности и независимости.

V Внеочередной съезд народных депутатов СССР (сентябрь 1991 г.) объявил переходный период для формирования новой системы государственных отношений. Высшим органом власти стал Верховный Совет СССР, часть которого формировалась из представителей республик. Был создан Государственный Совет СССР, состоящий из Президента и высших должностных лиц республик.

В декабре 1991 г. в Минске встретились лидеры России, Украины и Беларуси. Они заявили о прекращении действия Союзного договора 1922 г., о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), в которое вошли 11 бывших союзных республик. (без Грузии и Прибалтийских государств). Президент М.С. Горбачев ушел в отставку. СССР прекратил свое существование.

45. итоги путча 19-21 августа 1991 года.


* Утром 21 августа ситуация определилась: с Горбачевым официально связались по телефону, к нему поехали вице-президент России А.В.Руцкой и премьер-министр И.С.Силаев. Они привезли Горбачева в Москву, а членов ГКЧП арестовали.

* Не было также никаких массовых выступлений в поддержку ГКЧП или против него (в Москве, несмотря на призыв Б.Н.Ельцина и мэра Г.Х.Попова, не забастовало ни одно предприятие, кроме биржи). Эти события подтвердили, что все политические конфликты перестройки представляли собой борьбу между узкими группировками при полном безразличии и бездействии подавляющего большинства населения страны.

* После августа 1991 г. прошел первый этап революционного перераспределения собственности. Была во внесудебном порядке лишена всей собственности КПСС и предприняты многочисленные попытки захвата собственности общественных организаций, вузов, редакций газет и т.п. Некоторые из таких случаев получили широкую огласку - вроде осады здания Союза писателей СССР (его отстояли собравшиеся там писатели).

* История государства Союза Советских Социалистических Республик завершилась.

46. распад СССР и образование Содружества Независимых Государств.


Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.

Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества.

25 декабря М Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного

Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.

Итак, Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:

- констатировалась территориальная целостность входивших в содружество государств;
- сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
- создавались высшие органы власти СНГ - Совет глав государств и Совет глав правительств;
- объявлялся открытый характер Содружества.

Читайте также: