Скрябин хронологическая таблица кратко

Обновлено: 05.07.2024

Александр Николаевич Скрябин — композитор и пианист, который впервые использовал светомузыку. Это представитель символизма, стремившийся к новаторству и к созданию загадочных образов. Александр Скрябин родился 6 января 1872 года в Москве. Его отец — статский советник, а мать — талантливая пианистка, которая умерла через год после рождения сына.

В пятилетнем возрасте мальчик уже играл на фортепиано. В юношеском возрасте Александра отдали во 2-й Московский кадетский корпус. Это была семейная традиция. После окончания учебы юноша посвятил себя музыке. Он брал уроки у Конюса, Зверева, Танеева.

Скрябин обучался в Московской консерватории в классе композиции и фортепиано. Из-за плохих оценок его отчислили из класса композиции. Курс по фортепиано Александр окончил с малой золотой медалью. После завершения учебы юноша хотел стать концертирующим пианистом. Он переиграл правую руку и не мог выступать. В 1897 году композитор женился на пианистке Вере Исакович. Когда работоспособность руки возобновилась, супруги уехали за границу. Скрябин зарабатывал деньги собственным талантом.

В 1898 году Александр Николаевич вместе с женой вернулся в Россию. В семье появилась дочь, которая умерла в раннем возрасте. Позже родилось еще несколько детей: две дочери и сын. В 1898 году композитора пригласили работать в Московскую консерваторию. Позже Скрябин давал уроки в Екатерининском институте. Преподавательская деятельность отвлекала композитора от творчества. Поэтому он бросил эту работу.

В 1902 году композитор познакомился с Татьяной Шлецер, которая впоследствии стала его женой. В браке появилось трое детей. Семья проживала в итальянском городе Больяско.

В 1906 году Скрябин побывал в США. Здесь он выступал с концертами, которые организовал Василий Сафонов. Концерты понравились публике и произвели на нее огромное впечатление. В 1910 году Александр Николаевич посетил Францию. Возвратившись в Россию, композитор продолжил свою деятельность. В 1915 году в Петроградской консерватории состоялся его последний концерт.

Творчество Скрябина самобытное и уникальное. В музыке композитора чувствуется импульсивность и завершенность. Для ранних сочинений характерна чуткость и тонкость. Это этюды, сонаты, ноктюрны.

Александр Николаевич Скрябин умер 27 апреля 1915 года в Москве. Причина смерти — карбункул на губе, в результате которого развился сепсис. Композитора похоронили на Новодевичьем кладбище.

В Московской консерватории размещен бюст выдающегося композитора. Именем пианиста назван лайнер и синтезатор АНС.

25 декабря/6 января – в Москве родился Александр Николаевич Скрябин. Его отец – Николай Александрович Скрябин, выдающийся дипломат. Мать – Любовь Петровна (урожденная Щетинина), пианистка, окончившая Санкт-Петербургскую консерваторию.

В Арко (Южный Тироль) от бугристой чахотки умерла Л.П. Скрябина. Заботы по воспитанию ребёнка взяли на себя Любовь Александровна Скрябина (тётя), Елизавета Ивановна Скрябина (урождённая Подчерткова) и её сестра, Мария Ивановна Подчерткова (бабушки).

Скрябин научился с лёгкостью подбирать двумя руками услышанную музыку.

В течение года – Саше купили игрушечный театр, для которого он сам сочинял пьесы, делал декорации и разыгрывал спектакли перед родными и близкими.

Л.А. Скрябина показывает племянника А.Г. Рубинштейну. Антон Григорьевич был поражён талантом ребёнка.

1880–1881

Скрябин готовится к поступлению во Второй московский кадетский корпус под руководством своей тёти. В это же время она начинает заниматься с ним музыкой.

Август – Скрябин сдаёт экзамены во Второй московский кадетский корпус, который закончит в 1889 году.

1882–1883

Лето – первые занятия Скрябина по фортепиано у Г.Э. Конюса.

В течение года – композитор сочинил канон для фортепиано ре минор.

В начале года – Саша заболел корью.

Скрябин начинает обучаться игре на фортепиано у Н.С. Зверева, теории музыки – у С. И. Танеева. Сочиняет небольшие пьесы для фортепиано.

Сентябрь – написана соната до-диез минор.

Осень – композитор принимает решение поступать в консерваторию в класс В.И. Сафонова.

Январь – Скрябин поступил в Московскую консерваторию, продолжая обучение в кадетском корпусе.

21 ноября/3 декабря – первое публичное выступление Скрябина в Большом зале Благородного собрания в Москве.

Май – окончание занятий во Втором московском кадетском корпусе.

Весна – закончил курс контрапункта в классе С.И. Танеева и переведён в класс фуги.

Лето – проживает на даче на реке Клязьме, где переигрывает правую руку.

Октябрь – знакомство с Н.В. Секериной, которое скоро переходит в серьёзное увлечение.

Осень – зима – Скрябин перестаёт посещать класс свободного сочинения у А.С. Аренского, решив заканчивать консерваторию только по классу фортепиано.

Весна – Скрябин оканчивает консерваторию с малой золотой медалью по классу фортепиано у В.И. Сафонова.

Первая половина лета – в издательстве П.И. Юргенсона вышел из печати вальс op. 1.

Лето – по окончании консерватории Скрябин посещает Санкт-Петербург, Выборг, водопад Иматра в Финляндии, Ригу, Ревель, Дуббельн. По возвращении в Москву уехал на дачу в Демьяново (имение В.И. Танеева).

Май – возобновилось заболевание правой руки.

Июнь – июль – по рекомендации докторов Скрябин живёт в Самаре, проходит курс лечения кумысом.

Конец августа и сентябрь – проводит в Гурзуфе.

11/23 февраля – первый авторский концерт Скрябина в Малом зале Санкт-Петербургской консерватории. На концерте присутствует М.П. Беляев.

Февраль – в издательстве М.П. Беляева выходит 1-я соната Скрябина (ор. 6).

Апрель – август — первая заграничная поездка Скрябина: Берлин, Дрезден, Гейдельберг, Шёнеке, Вицнау, Генуя, Берлин. Много сочиняет. Встречается с отцом. В Швейцарии встречается с Беляевым.

Июль – в издательстве М.П. Беляева выходят Двенадцать этюдов ор. 8.

Январь – сентябрь – первые авторские концерты Скрябина за границей: в Париже, Брюсселе, Берлине, Гааге, Амстердаме, Кёльне, снова в Париже.

27 августа/8 сентября – композитор венчается с В.И. Исакович, пианисткой.

11/23 октября – в Одессе состоялось первое исполнение концерта для фортепиано с оркестром. Солировал А.Н. Скрябин, дирижёр – В.И. Сафонов.

Октябрь – отъезд А.Н. и В.И. Скрябиных за границу. Проживали в Париже.

27 ноября/9 декабря – Скрябину присуждена Глинкинская премия за фортепианные пьесы, которая отныне будет почти ежегодно.

19/31 января – единственный совместный концерт А.Н. и В.И. Скрябиных, состоявшийся в Париже. В программе – произведения А.Н. Скрябина.

Май – возвращение А.Н. и В.И. Скрябиных в Москву.

Июль – рождение дочери Риммы.

Сентябрь – Скрябин становится профессором Московской консерватории по классу фортепиано и начинает преподавать.

28/30 октября – в издательстве М.П. Беляева вышла 3-я соната (ор. 23).

18/30 марта – в 9-м симфоническом собрании Русского музыкального общества под управлением В.И. Сафонова впервые в Москве был исполнен концерт для фортепиано с оркестром. Солист – А.Н. Скрябин.

6/18 февраля – рождение дочери Елены.

Июнь – июль – Скрябин отправляется за границу: Берлин, Париж, где был дан сольный концерт, Бендликон близ Цюриха.

11/24 ноября – в Санкт-Петербурге под управлением А.К. Лядова впервые исполнена Первая симфония (без хорового финала).

Январь – Скрябин начал преподавать фортепиано в Екатерининском институте.

16/29 марта – под управлением В.И. Сафонова впервые в Москве исполнена Первой симфонии.

16/29 мая – рождение дочери Марии.

Лето – Скрябин работает над Второй симфонией в Москве.

9/22 ноября – М.П. Беляев получил от Скрябина партитуру Второй симфонии.

До 12/25 января – Скрябин приехал в Санкт-Петербург.

12/25 января – под управлением А.К. Лядова в Санкт-Петербурге впервые была первое исполнение Вторая симфония ор. 29.

Середина июня – Скрябин переезжает на дачу в Оболенское.

18/31 августа – в Москве родился сын Скрябина Лев. После чего Скрябин с детьми из Оболенского вернулся в Москву и тут же уехал в Крым.

Август – сентябрь – композитор побывал в Севастополе, Ялте, Гурзуфе.

Сентябрь – Скрябин заканчивает преподавание в Екатерининском институте.

22 ноября/5 декабря – сольный концерт Скрябина в Нижнем Новгороде.

Ноябрь – знакомство с Т.Ф. Шлёцер.

15/28 февраля – в издательстве М.П. Беляева вышла из печати Вторая симфония.

21 марта/3 апреля – первое исполнение в Москве Второй симфонии.

Конец июня – Скрябин с семьёй уезжает на дачу в Оболенское, где усиленно работает над фортепианными произведениями, а также над Третьей симфонией.

Лето – знакомство с семьёй Пастернаков.

До конца августа – в Оболенском написано более 30 фортепианных сочинений, включая Четвёртую сонату.

1/14 ноября – композитор едет в Санкт-Петербург для передачи Беляеву сочинённых фортепианных произведений.

14/27 ноября – исполнение Третьей симфонии на фортепиано перед петербургскими композиторами.

23 ноября/6 декабря – Скрябин в последний раз видится с М.П. Беляевым.

5/18 декабря – композитор получает первую денежную субсидию от М.К. Морозовой.

31 декабря 1903/13 января 1904 – в Санкт-Петербурге скончался М.П. Беляев.

Начало января – Скрябин присутствие на похоронах М.П. Беляева.

17 февраля/1 марта – отъезд в Швейцарию.

До 8/21 марта – переезд Скрябиных в дачное место Везна на берегу Женевского озера.

2/15 апреля – в издательстве М.П. Беляева вышла 4-я соната.

До 5/18 апреля – Т.Ф. Шлёцер поселилась недалеко от Везна в Бельрив.

Конец апреля – начало мая – в издательстве М. П. Беляева выходят фортепианные сочинения ор. 30–42.

Весна – осень – Скрябин инструментует Третью симфонию.

Сентябрь – в Женеве Скрябин посещает заседания Второго международного философского конгресса.

18/23 ноября – после возвращения В.И. Скрябиной из путешествия по городам Италии – отъезд Скрябина в Париж.

30 ноября/13 декабря – Скрябин исполнил для парижских музыкантов на фортепиано Третью симфонию.

9/22 декабря – знакомство с антрепренёром Г. Астрюком.

26 декабря/8 января – Скрябин уезжает в Везна в надежде получить от В.И. Скрябиной согласие на развод.

В течение года – написаны произведения для фортепиано ор. 44–47.

9/22 января – Скрябин возвращается в Париж.

Апрель – концерты Скрябина в зале Эрара при участии американской певицы Ф. Скарборо. В издательстве М.П. Беляева вышла Третья симфония.

16/29 мая – первое исполнение Третьей симфонии в Париже под руководством А. Никиша.

До 4/17 июня – отъезд Скрябина и Т.Ф. Шлёцер в Больяско (Италия).

2/15 июля – в Везна скончалась дочь Скрябина Римма.

12/25 сентября – В.И. Скрябина с детьми возвращается в Москву.

13/26 октября – рождение дочери Скрябина и Т.Ф. Шлёцер-Скрябиной – Ариадны.

Декабрь – осложнение отношений с Попечительским советом для поощрения русских композиторов и музыкантов. Крайне сложное материальное положение.

Январь – в Больяско Скрябин знакомится с Г.В. и Р.М. Плехановыми.

Конец января – переезд с Т.Ф. Шлёцер-Скрябиной и Ариадной из Больяско в Женеву.

23 февраля/8 марта – в Большом зале Благородного собрания в Санкт-Петербурге под управлением Ф.М. Блуменфельда впервые в России исполнена Третья симфония.

17/30 июня – сольный концерт в зале Женевской консерватории, организованный Р.М. Плехановой.

До 22 сентября/5 октября – композитор закончил фортепианные сочинения ор. 51.

23 октября/5 ноября – Скрябину досрочно выдана Глинкинская премия за 1906 год за Третью симфонию.

26 октября/8 ноября, 6/19 ноября и 8/21 ноября – сольные концерты Скрябина в Брюсселе, Льеже и снова в Брюсселе.

28 ноября/11 декабря – прибытие в Нью-Йорк и встреча с В.И. Сафоновым и М.И. Альтшулером.

Декабрь 1906 – март 1907 – концерты Скрябина в городах Америки (Нью- Йорк, Цинциннати, Чикаго, Детройт).

15/28 января – Т.Ф. Шлёцер-Скрябина выезжает в Америку.

8/21 марта – отъезд Скрябина и Т.Ф. Шлёцер-Скрябиной из Америки.

19 марта/1 апреля – Скрябин со второй супругой приезжают в Париж.

3/16 мая – Открытие цикла Русских исторических концертов, организованных С.П. Дягилевым.

17/30 мая – в Пятом Русском историческом концерте под управлением А. Никиша исполнена Вторая симфония.

Август – Скрябин встречается в Беатенберге с М.С. Неменовой-Лунц.

Август – сентябрь – за счёт Скрябина в Лейпциге были опубликованы две пьесы ор. 52.

9/22 сентября – переезд Скрябиных из Беатенберга в Лозанну.

20 октября/1 ноября – сольный концерт Скрябина в Лозанне.

20 ноября/8 декабря – 1/14 декабря – завершение работа над Пятой сонатой.

15/28 января – Скрябин записывает исполнение своих сочинений на лейпцигской фирме Хупфельд.

30 января/12 февраля – рождение сына Юлиана.

19 марта/11 апреля – сольный концерт Скрябина в Лозанне.

20 мая/12 июня – Скрябина играет в Лозанне в пользу нуждающихся русских эмигрантов.

До 26 августа/8 сентября – переезд Скрябиных в Брюссель.

18 ноября/1 декабря – первое исполнение М.Н. Мейчиком 5-й сонаты Скрябина в Москве.

5/18 января – Скрябин присутствует на берлинской премьере Третьей симфонии под управлением О. Фрида.

14/27 января – приезд Скрябиных в Москву.

21 марта/3 апреля – в Санкт-Петербурге в зале Тенишевского училища состоялся сольный концерт Скрябина.

22 марта/4 апреля – отъезд Скрябиных в Брюссель.

Сентябрь – октябрь – в Москве был организован кружок скрябинистов, в который вошли многие известные музыканты.

29 ноября/12 декабря – Скрябину присуждена Глинкинская премия за 5-ю сонату.

1/14 января – отъезд Скрябиных в Москву и окончательное возвращение в Россию.

16/29 марта – смерть сына композитора – Льва.

До 26 апреля/9 мая – отъезд Скрябина в концертное турне, организованное Кусевицким по городам Волги.

С конца апреля до конца мая – концерты в Твери, Рыбинске, Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Саратове, Царицыне, Астрахани.

До конца года композитор выступил с сольными концертами Санкт-Петербурге и Москве.

5/18–12/25 января – Скрябин совершает турне по югу России. Он выступает в Новочеркасске, Ростове-на-Дону, Екатеринодаре.

17/30 января – рождение дочери Марины.

30 января/12 февраля – середина февраля – Скрябин совершает концертное турне по городам Германии (Дрезден, Берлин, Лейпциг).

Март – май – постепенное охлаждение отношений с Кусевицким, которое закончилось разрывом. В мае Скрябин начал сотрудничать с А.И. Зилоти.

Середина мая – середина августа – Скрябины живут на даче в Образцово-Карпово под Каширой. За лето композитор написал более 30 фортепианных произведений, в том числе 6-ю сонату.

Начало октября – поездка Скрябиных в Одессу и Екатеринославль с сольными концертами Александра Николаевича.

31 октября/13 ноября и 7/20 ноября – сольные концерты Скрябина в Санкт-Петербурге.

Первая половина ноября – концертная поездка Скрябина в Вильно и Минск.

Вторая половина ноября – концертная поездка Скрябина в Тамбов и Саратов.

Первая половина января – концертное турне Скрябина по городам Северного Кавказа (Ростов-на-Дону, Таганрог, Новочеркасск, Екатеринодар), организованное М.Л. Пресманом

21 февраля/5 марта – первое исполнение Скрябиным 7-й сонаты в Москве.

2/15 марта – композитор подписал договор с Б.П. Юргенсоном на издание своих новых сочинений.

11/24 марта – сольный концерт Скрябина в Казани.

25 апреля/8 мая – сольный концерт Скрябина в Санкт-Петербурге.

10/23 декабря – приезд Скрябина в Санкт-Петербург и выступление в сольном концерте.

16 февраля/1 марта – сольный концерт Скрябина в Москве.

8/21 сентября – Скрябин выезжает в Лозанну, чтобы навестить отца.

30 сентября/13 октября – композитор посетил могилу матери в Арко.

30 октября/12 ноября – сольный концерт Скрябина в Москве, в Большом зале Благородного собрания. Впервые исполнены прелюдии ор. 67 № 1, поэмы ор. 69 № 2 и 9-й соната.

Между 9/22 и 12/25 ноября – Скрябин посещает Театр-студию В.Э. Мейерхольда, присутствует на закрытом спектакле для деятелей искусства.

14/27 и 16/29 ноября – концерты в Вильно и Минске.

23 ноября/6 декабря и 26 ноября/9 декабря, 1/14 декабря – сольные концерты в Киеве, Елизаветграде и Полтаве.

12/25 декабря – сольный концерт Скрябина в Москве в Большом зале Благородного собрания в Москве. Первое исполнение 10-й сонаты.

19 января/1 февраля – сольный концерт Скрябина в Санкт-Петербурге с исполнением 9-й сонаты.

20 января/2 февраля – посещение экспериментальной театральной студии В.Э. Мейерхольда.

24 января/6 февраля – 4/17 февраля – гастроли Скрябина по югу России. Композитор посетил Харьков, Кишинёв, Одессу, Николаев, Херсон.

20 февраля/5 марта – отъезд Скрябина и А.Н. Брянчанинова на гастроли в Англию через Берлин и Брюссель.

6/19 марта – выступление Скрябина на концерте, устроенном английскими музыкантами в его честь.

7/20 марта – сольный концерт, в котором Скрябин исполнил ранние и поздние фортепианные сочинения, включая 9-ю сонату и пьесы ор. 51, 57, 59, 63.

11/24 марта – посещение вместе с А.Н. Брянчаниновым английского парламента.

12/25 марта – Скрябин встретился в Кембридже с профессором Ч. Майерсом, занимавшимся проблемой цветосветового воздействия музыки на психику.

13/26 марта – второй сольный концерт в Лондоне.

Середина августа – возвращение Скрябиных в Москву.

22 ноября/5 декабря – сольный концерт Скрябина в зале Благородного собрания Москве, организованный с целью оказания помощи семьям, пострадавшим от войны. Впервые была исполнена прелюдия ор. 74 № 2.

3/16 и 9/22 марта – сольные концерты Скрябина в Киеве.

4/17 апреля – возвращение Скрябина в Москву.

10/23 апреля – произведена первая операция.

13/26 апреля – диагностирован гнойный стрептококк.

Около 24 часов – Скрябин подписывает прошение на высочайшее имя о фактическом усыновлении детей от второго брака.

14/27 апреля, 8 часов 05 минут – Скрябин скончался.

После 12 часов и в 20 часов – первая и вторая панихиды на квартире Скрябина. Присутствовали С.И. Танеев, Л.О. и Б.Л. Пастернаки, Ю.К. Балтрушайтис, Л.Л. Сабанеев, Вяч. Иванов, М.Н. Гагарина, В.Н. Лермонтова, Н.К. Метнер, А.А. Крейн, А.Б. Гольденвейзер, А.Я. Могилевский, Е.О. Гунст, С.А. Кусевицкий, А.Т. Гречанинов, А.Ф. Гедике, Гнесины, Ю.Ю. Осберг, Ю.Н. Померанцев, Б.П. и Г.П. Юргенсоны, А.Н. Брянчанинов, В.В. Богородский, А.Н. Корещенко и др.

15/28 апреля – панихиды по усопшему в Московской консерватории и в церкви Петроградской консерватории.

14 часов – вынос тела А.Н. Скрябина в церковь Святого Николы Чудотворца на Песках.

18 часов – заупокойная всенощная по Скрябину в церкви Николы Чудотворца на Песках. Службу совершил протоиерей П. Некрасов.

16/29 апреля. 12 часов – гроб вынесли из церкви Святого Николы Чудотворца на Песках и несли на руках до Новодевичьего монастыря. Всю дорогу до кладбища исполнялись пасхальные песнопения.

14 часов – гроб опущен в могилу.

Со второй половины апреля в течение года – многочисленные публикации и концерты памяти А.Н. Скрябина.

Родился 6 января 1872 г. (по новому стилю) в Москве в семье дипломата.В 1882 г. поступил во 2-й Московский кадетский корпус. Параллельно занимался музыкой (пианисткой была мать Скрябина) и после окончания корпуса (1889 г.) поступил в Московскую консерваторию сразу по двум специальностям — композиция и фортепиано.

Завершив учёбу в 1892 г., Скрябин уехал за границу. Пять лет давал концерты, гастролируя по странам Европы. Талант его как пианиста быстро был оценён — по возвращении в Россию Александр Николаевич получил должность профессора Московской консерватории по классу фортепиано, которую занимал с 1898 по 1903 г.

В своём композиторском творчестве Скрябин вначале также отдавал предпочтение именно фортепианной музыке. Для фортепиано им создано 10 сонат (1892—1913 гг.), 29 поэм, 26 этюдов, 90 прелюдий и др.

Скрябин впервые представил синтез музыки и света, доказывая существование так называемого цветного слуха (каждая тональность имеет свой колорит). Вообще, композитор стремился к слиянию всех искусств.

Содержание

Биография



Скрябин родился в семье студента Московского Университета, ставшего затем видным дипломатом, действительным статским советником Николая Александровича Скрябина (1849—1915) [1] [2] в доме городской усадьбы Кирьяковых.

Был крещён в Храме Трёх Святителей, что на Кулишках.Дворянский род отца композитора А. Н. Скрябина не был древним и богатым.

Мать композитора Любовь Петровна (урождённая Щетинина) (1850, СПб—1873, Ардо, Австрия) была талантливой пианисткой, закончившей с отличием Санкт-Петербургскую Консерваторию по классу Теодора Лешетицкого. [5]

Любовь Петровна на 23 году жизни скоропостижно умерла от чахотки через год после рождения сына, находясь на лечении в Тироли. (В 1913 году Скрябин, будучи у отца в Лозанне, посетил вместе с ним могилу своей матери. Фотография могилы хранится в его архиве. [6] ).

По окончании учёбы, весной 1878 года, Николай Александрович определен на службу в Министерство иностранных дел и в конце того же года уже назначен в посольство в Константинополь. Маленький Шуринька остался на попечении и воспитании у бабушки, матери отца, Елизаветы Ивановны (урожденной Подчертковой, имевшей поместье в Боровичском уезде Новгородской губернии), её сестры Марии Ивановны Подчертковой, ставшей ему крёстной, деда — подполковника артиллерии Александра Ивановича Скрябина (1811—1879). Воспитанию мальчика посвятила себя и сестра отца, Любовь Александровна, оставившая полные восторженной любви воспоминания о детстве племянника. В воспитании юного композитора принимали также участие его родные дяди(все военнные).

После ранней преждевременной смерти супруги Николай Александрович был женат вторым браком на итальянской подданной Ольге Ильиничне Фернандес. У них родилось пятеро детей: Николай, Владимир, Ксения, Андрей, Кирилл. [8]

По распространенной точке зрения, постоянно находясь за границей и не принимая участия в воспитании сына, отец весьма отдалился от него и не воспринимал ни самого сына, ни тем более его творческие искания. Однако частично опубликованная переписка отца и сына Скрябиных полностью опровергает все эти мифы: письма наполнены теплотой, любовью и, главное, ощущением взаимного понимания и уважения отца к искусству и таланту сына. А. Н. Скрябин и сам жил в Лозанне, но раньше, в 1907—1908 годах, однако затем навещал отца по месту службы. Их последняя, судя по всему, встреча состоялась в Лозанне осенью 1913 года. [1]

Уже в пять лет Скрябин умел играть на фортепиано, позже проявил интерес к композиции, однако по семейной традиции (род композитора Скрябина известен с начала XIX века и насчитывал большое количество военных [4] ) был отдан в 2-й Московский кадетский корпус. Решив посвятить себя музыке, Скрябин начал брать частные уроки у Георгия Эдуардовича Конюса, затем у Николая Сергеевича Зверева (фортепиано) и Сергея Ивановича Танеева (теория музыки).

Окончив кадетский корпус, Скрябин поступил в Московскую консерваторию в классы фортепиано Василия Ильича Сафонова и композиции Антона Степановича Аренского. Занятия с Аренским не принесли результатов, и в 1891 году Скрябин был отчислен из класса композиции за неуспеваемость [9] , тем не менее, блестяще окончив курс по фортепиано год спустя с малой золотой медалью (Сергей Васильевич Рахманинов, окончивший консерваторию в том же году, получил большую медаль, так как с отличием прошёл также и курс композиции).

По окончании консерватории Скрябин хотел связать свою жизнь с карьерой концертирующего пианиста, но в 1894 году переиграл правую руку и в течение некоторого времени не мог выступать. В августе 1897 года в Варваринской Церкви в Нижнем Новгороде [источник не указан 743 дня] Скрябин обвенчался с молодой талантливой пианисткой Верой Ивановной Исакович, происходящей из московских дворян. Восстановив работоспособность руки, Скрябин с супругой уехал за границу, где зарабатывал на жизнь, исполняя преимущественно собственные сочинения.

Скрябины вернулись в Россию в 1898 году, в июле этого же года родилась их первая дочь Римма (умрет в возрасте семи лет от заворота кишок). В 1900 году родилась дочь Елена, которая впоследствии станет супругой выдающегося советского пианиста Владимира Владимировича Софроницкого. Позже в семье Александра Николаевича и Веры Ивановны появятся дочь Мария (1901) и сын Лев (1902).

В сентябре 1898 года Скрябин был приглашён на должность профессора Московской консерватории, а в 1903 году начал преподавание в женском Екатерининском институте, однако через год он оставляет преподавательскую деятельность, так как она сильно отвлекала его от собственного творчества.

В конце 1902 года Скрябин знакомится со второй женой (официально они расписаны не были) Татьяной Федоровной Шлёцер, племянницей Пауля де Шлёцера, профессора Московской консерватории (по классу которого обучалась также официальная супруга композитора). Уже в следующем году Скрябин просит у жены согласие на развод, однако не получает его.

До 1910 Скрябин вновь больше времени проводит за рубежом (в основном, во Франции, позднее в Брюсселе, где он проживал по адресу rue de la Réforme, 45), выступая как пианист и дирижёр. Вернувшись в Москву, композитор продолжает концертную деятельность, не переставая сочинять. Последние концерты Скрябина состоялись в начале 1915 года.
Как-то композитор неудачно выдавил фурункул в носогубном треугольнике, возник карбункул, затем сепсис, от которого Скрябин скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище [10] .

Последние годы проживал со своей гражданской семьей в Москве по адресу Большой Николопесковский переулок, 11.

Семья

У Александра Николаевича всего было семеро детей: четверо от первого брака (Римма, Елена, Мария и Лев) и трое — от второго (Ариадна, Юлиан и Марина). Из них трое умерли ещё в детском возрасте, далеко не дожив до совершеннолетия. В первом браке (с известной пианисткой Верой Исакович) из четверых детей (трёх дочерей и одного сына) в раннем возрасте умерли двое. Первой (будучи семи лет от роду) умерла старшая дочка Скрябиных — Римма (1898—1905) — это произошло в Швейцарии, в дачном посёлке Везна под Женевой, где жила Вера Скрябина с детьми. Римма умерла 15 июля 1905 в кантональном госпитале от заворота кишок. [13]



Сын композитора Юлиан Скрябин, погибший в возрасте 11 лет, сам был композитором, произведения которого исполняются по сей день.

Творчество

Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское - бемоль -
Изображали поцелуи и боль.
Журчали справа малые затеи.

Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.

Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.

И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку Бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.

Музыка Скрябина очень самобытна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. С точки зрения композиторской техники музыка Скрябина близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе — через усложнение гармонических средств в пределах тональности. В то же время форма в его музыке практически всегда ясна и завершена. Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.


Читайте также: