Скифы и сарматы кратко

Обновлено: 05.07.2024

По-видимому, в конце IV – начале III вв. до Р.Х. сарматы переходят на правый берег Дона и закрепляются на северном берегу Азовского моря. Возможно, это движение на запад было связано с притоком новых кочевых племен из Южного Приуралья - сначала в Заволжье, а потом на берега Дона.

Дальнейшая политическая история и европейских и азиатских сарматов, как можно представить ее по письменным источникам, полна войнами, набегами, походами. Продолжались и волны достаточно массовых переселений. Языги, которые, согласно Страбону, жили где-то между Днепром и Дунаем, не позднее I в. до Р.Х. прошли районы, населенные бастарнами и даками, и заняли междуречье Дуная и Тисы. Обитая там, они долгое время беспокоили Рим. Роксоланы в конце I в. до Р.Х. или на рубеже эр переправились на правый берег Днепра. Начиная с 50-х гг. они уже известны в Подунавье, откуда все время совершали набеги на римскую провинцию Мезию. Сираки и аорсы принимали живое участие в междоусобных войнах и смутах Боспора. Уже в I в. кочевья аорсов фиксируют в междуречье Дона – Днепра. Плиний Старший (вторая половина I в.) отмечает, что какая-то часть аорсов проникла в дельту Дуная.

2. Поздние скифы и аланы в Крыму

Побежденные аланами скифы откочевали в Крым. Здесь, по данным Страбона, находилась резиденция их царя Скилура (II в. до Р.Х.) и его сына Палака, здесь располагались царские крепости Палакий, Хаб и Неаполь.

При Скилуре Скифское царство вновь переживает эпоху расцвета. В это время скифы подчиняют Ольвию, постоянно атакуют Херсонес и берут дань с Боспорского царства.

Новый упадок государства начался после поражения, понесенного скифами от боспорского царя Аспурга (10-37). Около середины II в. скифы утратили господство над Ольвией.

Во II веке в Тавриду проникли аланы. В течение II и III столетий аланы достигли южного побережья Тавридского полуострова. В 212 г. они основали город Согдея (теперь Судак). Старый греческий город Феодосия стал известен в сармато-готский период как Абдарда, иранское имя, означающее "семь сторон". Судя по именам иранского происхождения в надписях в Пантикапее (Керчь) в этот период, среди жителей города должно быть много алан.


Золотая подвеска из Куль-Обы.

IV в. до н. э. Государственный Эрмитаж

Так возникли громадные городища скифской поры. Они располагаются главным образом на берегах небольших рек, у оврагов, на дне которых текли ручьи. Интересная особенность городищ скифской поры – их расположение рядом с лесными массивами, служившими естественной защитой от враждебных степняков-кочевников.

Скифские городища довольно многочисленны, и от Днестра и Припяти до Северного Донца их насчитывается более сотни.

Большая площадь городищ, обнесенных валом и рвом, достигающая нескольких тысяч гектаров, представляет собой огромный район с поселением из землянок, полуземлянок и наземных жилищ, с обработанными полями, площадкой для скота и т. д.

Оседлые земледельцы для борьбы со степняками создали целую укрепленную линию, состоящую из длинных валов и огромных городищ, тянущуюся на сотни километров. Создание такой укрепленной линии было под силу только племенным объединениям. Следовательно, времена скифских земледельческих племен (VIII–II вв. до н. э.) были временами укрепления тесных межплеменных связей, временами установления языковой, культурной и бытовой общности.

Вклад скифских земледельческих племен в славянство очень велик, как велик и вклад скифской культуры в древнерусскую культуру.

У скифских земледельческих племен существовало плужное земледелие. Они возделывали просо, пшеницу, лук, чеснок, лен, коноплю. Несмотря на господство земледелия, большую роль играло скотоводство. Орудия труда изготовлялись из меди, бронзы, а позднее – и железа.


Сарматская посуда и украшение из погребений в Нижнем Поволжье: 1, 2 – блюдо, фрагменты сосуда и золотая серьга из сарматского погребения в нижнем Поволжье; 3 – сарматская посуда из Сусловского могильника в нижнем Поволжье

Культура земледельческих племен скифской поры незаметно перерастает в культуру полей погребальных урн, уже безусловно славянскую.

Начиная с IV в. до н. э. на территории южной Руси появляется новый народ – сарматы, который постепенно продвигается на запад и начинает наступать на скифские племена и на греческие причерноморские колонии. Из-за этого часть скифских племен продвигается к Дунаю и даже уходит за него.

На этнографической карте Скифии появляются новые многочисленные племенные образования – кробизы, физаматы, савдораты, амадоки, бастарны, кораллы, языги, аланы и др. Появление на территории Скифии к началу н. э. этих племен нельзя, конечно, рассматривать как заселение территории какими-то новыми народами неизвестного происхождения. Это, в основном, не новые народы, а новые племенные образования, возникающие в процессе племенных скрещений и получающие свое имя от одного доминирующего слоя, имя которого переносится на все племя.

Поэтому нет никаких оснований предполагать, будто к началу н. э. все старое население Геродотовой Скифии поголовно исчезло, а его место заняли какие-то новые народы. Старое население оставалось на своих прежних местах.

Начиная с I–II вв. н. э. наименование скифов, как и сарматов, у древних авторов приобретает уже общий, чисто географический смысл. Это – народы, населяющие территории на север от Черного и Азовского морей и на восток от Дуная, Карпатских гор и Вислы.


Скифская культура: 1, 7, 8 – навершия; 2–6, 13–19 – наконечники стрел; 9 – бляшка; 10, 12 – боевые топоры-клевцы; 11 – псалий; 20, 22 – наконечники копий; 23–26, 30 – мечи; 27 – зеркало (с перпендикулярной ручкой); 28 – котел; 29 – зеркало (с боковой ручкой); 31–34 – керамика (1–8, 9, 13–19, 27–29 – бронза; 10–12, 20–26, 30 – железо)


Внешний облик скифа также имеет поразительное сходство со славянским, русским типом.

В религиозных представлениях древних славян длительное время сохраняются пережитки скифо-сарматских религиозных представлений.

Поэтому мы можем утверждать, что потомки трипольцев – скифские земледельческие племена Приднепровья – могут одновременно считаться одним из предков восточных славян.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Глава 3 Скифы – кто они?

Глава 3 Скифы – кто они? Мы блаженные сонмы свободно кочующих скифов, Только воля одна нам превыше всего дорога. Бросив замок Ольвийский с его изваяньями грифов, От врага укрываясь, мы всюду настигнем врага. Нет ни капищ у нас, ни богов, только зыбкие тучи От востока на

Скифы в Передней Азии

Тучи с востока: сарматы и гибель Великой Скифии

Тучи с востока: сарматы и гибель Великой Скифии Время правления Атея было периодом наибольшего расцвета скифской державы, пиком ее могущества. Смерть престарелого вождя и поражение в войне с Македонией означали начало упадка. После этого ощутимого удара, по-видимому,

Хазары украинские, сарматы польские, татары русские

СКИФЫ

СКИФЫ Обширную территорию между нижним течением Днестра, Днепра и Дона: Геродот называет Скифией, а население ее — скифами. Имя это было известно и раньше грекам. Скифы не составляли единого племени, это целая группа племен. Геродот перечисляет с Юга на Север. Первые живут

САРМАТЫ

САРМАТЫ У римских писателей I–II века н. э. страна к северу от Черного моря и к северо-востоку от Дуная называется Сарматией, а население ее сарматами. Сарматы после скифов становятся господствующей силой в Причерноморье. Сведений о них меньше чем о скифах. Также как и

СКИФЫ

СКИФЫ Главные сведения о скифах сегодня сообщают археологические памятники Причерноморья. Второй источник — античные писатели и ученые. Особенно много сведений о них у греческого историка и географа Геродота.Геродот привел три легенды о появлении народа скифов.

Глава 9 ЕВРО-АЗИАТСКИЕ ПОТОКИ. СКИФЫ

Глава 9 ЕВРО-АЗИАТСКИЕ ПОТОКИ. СКИФЫ Древние оставили нам представление о Евразии как о мире без границ. Народы, которые населяли его, скрыты за пеленой легенд и неясных традиций и не поддаются хронологическому определению. Благодаря археологическим находкам, сделанным в

Еще будучи школьником я задался вопросами: когда появилось русское государство и жил ли здесь кто-нибудь до нас? Это канал Библиотекаря, и сегодня мы поговорим о народах, которые обитали на территории современной России, Украины и Беларуси в древнейшие времена.

Начать хотелось бы со слов великого русского историка - Н. М. Карамзина:

"Cия великая часть Европы и Азии, именуемая ныне Россиею, в умеренных ее климатах была искони обитаема, но дикими, во глубину невежества погруженными народами, которые не ознаменовали бытия своего никакими собственными историческими памятниками. Только в повествованиях греков и римлян сохранились известия о нашем древнем отечестве".

Что это были за народы? Давайте разбираться!

Основным источником здесь выступает "История" Геродота . В этом фундаментальном произведении упоминается некий Аристей, который жил за несколько столетий до самого "отца истории". Он лично побывал в Скифии и поведал следующее.

Древние народы, обитавшие в Великой степи

На берегах Понта Эвксинского (так древние греки называли Черное море) живут киммерийцы, к северу от них - скифы, за скифами - исседоны (как раз до них Аристей доходил лично).

За исседонами обитали аримаспы - одноглазые люди, за аримаспами - грифы, охраняющие золото. А еще севернее - легендарные гипербореи на границе с морем.

Стоит отметить, что сам великий историк сомневался в правдивости таких сведений.

Помимо вышеупомянутых народов, Геродот пишет еще о нескольких: агафирсы, невры, андрофаги, меланхлены, савроматы (сарматы), будины, фиссагеты, иирки, аргиппеи, массагеты, саки и тавры.

Были и другие народы, которые появились после Геродота. Но давайте получше разберемся с этими племенами.

Киммерийцы

Согласно древним источникам, киммерийцы - это тот народ, который обитал на территории современной южной России и Украины, до появления там скифов.

После себя они оставили например знаменитый Киммерийский вал, который отделяет Керченский полуостров от остального Крыма, а Керченский пролив раньше был известен как Боспор Киммерийский. онан-варвар тоже был киммерийцем. Но его Киммерия - это вымышленная страна писателя Роберта Говарда.

Конан-варвар тоже был киммерийцем. Но его Киммерия - это вымышленная страна, придуманная писателем Р. Говардом.

Конан-варвар тоже был киммерийцем. Но его Киммерия - это вымышленная страна, придуманная писателем Р. Говардом.

Скифы

По словам Геродота скифы изначально обитали в Азии, но оттуда они были вытеснены массагетами и, после чего, вторглись во владения киммерийцев. Те стали держать совет: что же им делать? Встречать врага в битве или найти себе новые земли?

Начался спор, итогом которого стала братоубийственная война, где многие из киммерийцев погибли. Оставшиеся покинули свои земли, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.

Все тот же Н. М. Карамзин говорит о том, что скифы не знали никаких искусств, кроме одного: "везде настигать неприятелей и везде от них скрываться".

Что касается внешности и образа жизни, то С. М. Соловьев (еще один великий русский историк) пишет о скифах следующее:

"Относительно наружности скифы представляются у древних белокожими, краснолицыми, голубоглазыми, с мягкими, длинными, жидкими, искрасна-желтыми волосами. Скифы были очень похожи друг на друга, толсты, мясисты; браки их не отличались плодовитостию; нравы их – нравы всех младенчествующих народов; они были страстны, вспыльчивы, ленивы; их обычаи – обычаи всех кочевых народов, каких еще и теперь много питают степи Средней Азии; мужчины на лошадях, женщины и дети в кибитках, запряженных волами, перекочевывали с одного пастбища на другое; пища их – лошадиное молоко и мясо".

Сарматы

В. О. Ключевский (последний на сегодня великий русский историк) говорит о постепенной смене в Великой степи кочевых народов из Азии. Киммерийцев сменили скифы, а скифов - сарматы.

Сарматы, или савроматы впервые упоминаются у того же Геродота, он говорит, что за рекой Танаисом (т.е. Доном) уже не скифские кая, те земли принадлежат савроматам.

Согласно древнегреческому историку Диодору Сицилийскому, сарматы истребили жителей Скифии, либо присоединили их к своему народу. Новые владыки Скифии становятся особенно популярны в Античном мире, когда римляне покоряют Фракию и дунайские страны, и становятся, практически, их соседями.

Античный географ и астроном Клавдий Птолемей делит Сарматию на Европейскую и Азиатскую - граница между ними река Дон.

Одним из главных отличий сарматов от скифов были их женщины, которые отличались большой силой и храбростью, а также мужскими упражнениями. Этот факт привел к тому, что появился миф, будто сарматы произошли от совокупления скифов с амазонками.

Упадок Сарматии связан, прежде всего, с началом Великого переселения народов (IV-VII вв.) и вторжения сначала готов, а затем гуннов.

Кстати, насчет скифов. После вторжения сарматов они не растворились среди них полностью. Скифское царство сократилось в размерах и преобразовалось в Малую Скифию, которая включала в себя прибрежные территории близ реки Дунай. Также, скифы удержали под своим контролем Центральный Крым и Нижнее Поднепровье.

Более подробную информацию вы можете найти в видео на моем канале в ютубе. Приятного просмотра!

Исседоны

Геродот упоминает один из ритуалов исседонов. Когда умирает чей-либо отец все родственники пригоняют скот и закалывают его, а мясо разрубают на куски. Затем разрезают на части, также, и тело покойного отца того, к кому они пришли. Потом всё мясо смешивают и устраивают пиршество.

С черепа покойника снимают кожу, очищают его изнутри, затем покрывают позолотой и хранят дома как священный кумир. Этому кумиру ежегодно приносит обильные жертвы.

Гипербореи

Воистину великих масштабов занимает история о легендарной северной стране - Гиперборее.

Точного местонахождения гипербореев не может дать никто. Одни говорят о том, что она находилась недалеко от Уральских гор, другие, что в Гренландии. Но по мнению большинства историков Гиперборея - это только миф. Тот же Геродот утверждает, что ни скифам, ни другим народам, за исключением исседонов, неизвестна эта страна.

Согласно одной из легенд, гипербореи живут в мире и спокойствии несколько веков, а когда пресытятся жизнью - бросаются в морские волны.

Тавры

Еще хотелось бы упомянуть о таврах, которые в древности населяли южную часть Крыма (отсюда название гор и другие версии названия полуострова - Таврия, Таврида).

У Геродота есть упоминание о них:

"Они при­но­сят в жертву Деве потер­пев­ших кру­шение море­хо­дов и всех элли­нов, кого захватят в открытом море следу­ю­щим образом. Сна­ча­ла они пора­жа­ют обречен­ных дуби­ной по голо­ве. Затем тело жертвы, по словам одних, сбрасывают с утеса в море, ибо святи­ли­ще сто­ит на кру­том уте­се, голо­ву же при­би­ва­ют к стол­бу. С захвачен­ны­ми в плен вра­га­ми тав­ры посту­па­ют так: отруб­лен­ные голо­вы плен­ни­ков относят в дом, а затем, воткнув их на длин­ный шест, выставляют высоко над домом, обычно над дымо­хо­дом. Эти вися­щие над домом голо­вы являют­ся, по их словам, стра­жа­ми все­го дома. Живут тав­ры раз­бо­ем и вой­ной".

Скифо-сарматская культура явилась продуктом жизни двух народов – скифов и сарматов, происходивших от одного, иранской ветви, индо-европейского племени, но несколько в разное время выступивших на историческую арену европейской жизни. Их жизнь текла почти одновременно, но близость скифов к культурным очагам тогдашнего мира раньше ввела их в общую жизнь и приобщила отчасти ко всеобщей культуре. Скифы быстро прошли свою жизнь и ко времени Рождества Христова только местами сохранили свой облик; сарматы же выступили на их место и не только приняли культуру прежних народов, но и внесли в нее свои специфические оттенки, родственные также и скифам. Исторические сведения о скифах до V в. до Р.Х. ничтожны. В V в. появляется "яркая этнографическая картина" северного Черноморского побережья, она помещена в IV кн. известной "Истории" Геродота.

Скифы

Ближайшие обитатели берега, скифы, делятся Геродотом по образу жизни на восточных-кочевников и западных-оседлых. Геродот подробно описывает все особенности скифов, легенды о их происхождении, их религиозно-общественный, государственный и бытовой образ жизни. В своем описании он передает сведения писателей, существовавших (особенно начала V в.) до него, рассказы очевидцев и то, что он сам видел, посетив юг России. Часто у "отца истории" нелепые легенды перепутываются с достоверными фактами, и нельзя бывает в них разобраться. Наименование скифов греческое, сами же они назывались сколотами. Скифию Геродот представляет себе четыреугольником в 4,000 кв. стадий. Таврида у него незначительно выдается в море. Южная граница – берег Черного моря, от устья Истра (Дуная) до Киммерийского Боспора (Керченск. пролив); восточная – западный берег удлиненного (по Геродоту) к северу Меотийского озера (Азовск. м.), с впадающей в него р. Танаис (Дон); западная – р. Истр (Дунай) (по Геродоту, он течет с С. на Ю., параллельно Танаису); северная – параллельна южной, отстоит от последней на 4,000 стадий. В этой Геродотовой Скифии протекает с С. на Ю. 8 рек: Истр (Дунай), Тирас (Днестр), Гипанис (Южный Буг), Борисфен (Днепр), Пантикапес (Ингулец), Гипакирь (Каланчак), Геррос (или Ингул, или система рек Днепр-Самара-Волчьи Воды-Миус, или Орель) и Танаис (Дон).


Геродот – единственный историк древности, который дает этнографический тип скифа; вскоре, после Геродота, тип этот утрачивается под влиянием новых народов, и наименование "скиф" становится географическим термином. Раньше это исчезновение началось на западе, где сначала под влиянием эллинов, а потом народов кельто-германских, скифы теряют свой национальный облик. С нашествием на западную Скифию кельтов, германцев и фракийцев началась анархия в южно-русских степях, продолжавшаяся с конца III в. до Р.Х. многие столетия, пока не стерла окончательно Скифию, как таковую. Восточные же заднепровские скифы сохраняются дольше, но и эти под напором народов с востока постепенно подчиняются последним и прежде всего сарматским племенам. Только восточная часть их ушла в Тавриду, где в северных ее степях еще долго сохраняла свой облик, постепенно сарматизируясь. Пали же таврические скифы под напором готов (III в. по Р.Х.).

Западные скифы, как мы уже сказали, ведут оседлый образ жизни и они занимаются земледелием, и устраивают свою жизнь так, как она удобна им при оседлости; восточные же скифы – кочевники. Восточный скиф постоянно на коне (семьи в повозках). Конь, меч и лук – его единственные друзья, он полон смелости и отваги, он царит над степью, ее обитателями и, в частности, над своими собратьями земледельцами. По Геродоту, среди восточных скифов были скифы – царские, кочевали они к востоку до Дона. Скиф-кочевник богат после набегов, но не жалеет богатства, когда его теряет. Часто он проявляет жестокость, свойственную человеку, жизнь которого нередко в опасности. Слава и честь скифа добываются доблестью в битвах, и позор грозит малодушному. Геродот рассказывает об ужасных жестокостях скифов, об их массовых убийствах пленных при погребении царей; но картины кровожадности у скифов набросаны Геродотом слишком мрачными красками, и мы не находим подтверждения их в царских курганах, вскрываемых археологами. Что скифы индо-европейцы, о том говорит их физический тип, их язык. Физический тип скифов мы можем наблюдать по изображениям скифов на предметах промышленной и художественной техники греческого искусства, изготовлявшихся греками для скифов и находимых в скифских курганах. Здесь мы приводим снимок с известной металлической вазы, хранящейся в Императорском Эрмитаже, из Чартомлыкского кургана, на которой по плечам ее изображена сцена ловли диких коней. На этом сосуде мы находим данные для выяснения этнографического типа скифа. Он имеет на голове длинные волосы, иногда покрытые конусообразной шапочкой, длинную бороду, усы. Одет он в короткий с рукавами кафтан, нечто вроде русского кучерского кафтана, с вырезанным воротом, подпоясан узким ремнем; на ногах сапоги и длинные широкие анаксириды (штаны), подвязанные у щиколки. Рассматривая тип скифа на других курганных вещах, мы видим на бедре с одной стороны колчан (горит) со стрелами и луком, с другой нож, в руках щит (часто четыреугольный), короткое копье и прочие вещи.

Некоторые ученые видят в изображениях скифов определенные шаблоны греческой техники для изображения варваров вообще, но с последним можно согласиться, если под этими варварами разумеются варвары иранской группы. Во всяком случае антропологический тип скифов был индоевропейский. На последнее указывают и сохранившиеся скифские слова, в которых находятся и такие особенности, которые указывают на то, что язык близок к иранскому и, в частности, древнеперсидскому. Сохранились имена богов: Паппай, Апи, Тавити; имена царей: Артоксаис, Лейпоксаис, Иданфирс, Анахарзин, Таргитай; название реки – Эксампай (Священный путь), народа – аримаспы (одноглазые) и т.д. Геродот ясно и определенно представляет себе скифов, он не смешивает их с другими народами и, когда говорит о других народах, то настойчиво подчеркивает, что они не скифы.

Иранизм скифов сказывается и в государственном строе, и в религии. Скифы живут под властью царей, которые "милостью богов" правят своими подданными. Царь является и религиозным главой, он получает свое посвящение от самого верховного бога, как дар, как силу бога; он приобщается ему, но не становится богом.

Проф. М.И.Ростовцев говорит, что "неразрывно связан был с Ираном. весь уклад жизни скифских степных монархий", и "что эти царства стремились организоваться на тех же устоях и на той же религиозной базе, на которой выросли и царства: Каппадокийское, Коммагенское, Армянское, Иберийское, Албанское (не смешивать с нынешними) и, наконец, Парфянское. Этот иранизм скифов проходит яркой красной нитью в сарматизм юга России во всю греко-римскую эпоху.

Если упоминаемый Геродотом Паппай – верховный бог скифов, то он родствен персидскому Ормузду.

Геродот говорит о религиозном культе следующее, весьма характерное для скифов. Они почитают богов, принятых от греков, приносят им жертвы, но, замечает историк, весьма любопытно и то, что "скифы не имеют обыкновения ставить кумиры, алтари и храмы ни одному божеству, кроме Арея; сооружения же в честь последнего у них в обычае", и далее описывает самые сооружения: в областях скифских сооружались громадные курганы из хвороста, наверху которых водружался "старинный железный меч, и он-то служил кумиром Арея. Этому мечу они ежегодно приносят в жертву рогатый скот и лошадей". Все эти сведения Геродота крайне интересны: скифы, оказывается, находятся еще в стадии аниконизма, в стадии символов, и меч, которому они поклоняются, указывает, что они еще хранят пережитки фетишизма.

Все особенности скифов, преимущественно восточных, проявляются в жизни таврических собратий. Но в Тавриде скифы утратили образ жизни кочевника и в ее степной полосе развили интенсивное хлебопашество. Последнее в избытке давало хлеб, как предмет торговли, и греческие колонии, получая от скифов хлеб, питались не только сами, но снабжали еще и своих соплеменников по берегам Эгейского моря. Благосостояние скифов, поднятое торговлей, делало их настолько сильными, что греческие колонии часто должны были считаться с этой опасной для их существования силой. Боспор даже в самые могучие моменты своей жизни не был господином скифов.

Скифы-таврические, стоящие в стороне от той анархии, которая с III в. царила в Приднестровии, Прибужии и Приднепровии, под влиянием кельто-германских и фракийских нашествий, в спокойном земледелии и торговле с греками, сделались настолько могущественными, что стали угрожать не только грекам Тавриды, но и малоазийским эллинистическим царствам, пышно развившимся по южным берегам Понта.(4)

Царства Скилура и Палака уже не в степях Тавриды, а придвинулись к морю – в горную Тавриду, на места прежних тавров. Скифы давно уже слились с таврами в одну этнографическую особь. Про последних нужно заметить, что в них замечаются элементы близкие фракийцам. Скифы таврические представляют из себя сильно эллинизированную народность.

Разрушение царства Скилура и Палака в горном Крыму не уничтожило могущества скифов, они временно притаились в степной полосе, но во времена римского господства вторично выступают с претензией на господство в Тавриде. Поход Тиверия Плавция Сильвана (II в. по Р.Х.) с громадными усилиями подавил опасных уже Риму скифов. Но недолго скифы сохраняли свою силу и нацию. Нашествие готов было настолько сильно, что скоро скифы и в Тавриде слились с пришельцами.

О скифах нам могли бы дать громадные сведения курганные погребения юга России, но, к сожалению, последние почти еще не изучены, а еще к большей печали, исследования большинства скифских курганов велись настолько не научно, что мы не можем восстановить пока точный определенный тип этих погребений.

Геродот дает нам сведения и о сарматах или савроматах. Он помещает их на восток от скифов, за р. Танаисом (Дон) и оз. Мэотийским (Азовское море). О родстве их со скифами говорят их общий физический тип и язык, тоже весьма близкий к иранской ветви индо-европейского племени. Греческие предания, помещенные Геродотом, говорят о том же. Геродот свидетельствует, что "савроматы говорят на скифском языке, но издревле искаженном".

В борьбе с персидским царем Дарием (521 – 485), который совершил неудачный поход на Скифию в 513 г., савроматы были солидарны со скифами в отражении общего неприятеля и принимали деятельное участие в последнем.

Врач древности Гиппократ (р. 460 – ум. ок. 377 г. до Р.Х.) называет савроматов скифским народом, живущим около Мэотиды, рассказывает о воинственности их женщин, а "Перпил" (Путеводитель) Скилакса Кариандского (если он только писал его, жил при Дарии I) говорит, что эти женщины даже имели в своих руках бразды правления. Но как о сарматах в частности, так и о народах юга России вообще говорит знаменитейший географ древнего мира Страбон (род. ок. 63 г. до Р.Х., ум. ок. 23 г. по Р.Х.). Он рисует вторую после Геродота яркую этнографическую картину южно-русских областей времени Р.Х. Сарматы являются господами на юге России. Этот многочисленный народ делится на многочисленные племена (язиги, царские сарматы, урги, аланы, роксаланы и др.). Сарматы прекратили анархию в южно-русских степях.

Юг России получает название Сарматии и делится р. Танаисом на Европейскую и Азиатскую. Это деление проходит и у Птоломея; на его карте на севере земля ограничена Сарматским океаном, на западе Сарматии – Сарматийские горы. Среди сарматов были и кочевники, и оседлые, последние имели даже укрепленные города (Кондак, Успе и др.). Земледельческая жизнь в южно-русских степях смешалась с кочевой. В эпоху господства Рима на юге России сарматы часто сталкиваются с римскими интересами, и римляне зорко следят за ними. О свирепости и жестокости сарматов говорит поэт Овидий. Сарматы не прошли бесследно для юга России. От них сохранились остатки живого языка, и, по словам академика Соболевского, они даже передали названия больших рек нашим предкам славянам, а именно: Днестр, раньше Дънестр – сарматское Danastr или Danaistr; Днепр – Дънепр – Danaper; Дон (вода) и пр.; названия многих других речек являются переводом с сарматского. Знаменитый филолог Вс. Миллер, на основании филологических данных и анализа надписей, собранных проф. В.В.Латышевым, и некоторых этнографических данных, пришел к тому положению, что современные осетины являются потомками многочисленных в древности сарматов.

Сарматы, разбитые сначала готами, а затем гуннами, массами бродили по югу России до XIII в. Боспор, неужившийся на западе со скифами, сжился на востоке с сарматами. Сарматская иранская культура придала Боспорскому царству в эллинистическую и римскую эпоху особенный оттенок. Сарматизм сказался во всей культурной жизни Боспора – и в религиозно-государственной, и обычной бытовой.

Рим видел новый прилив силы на своей окраине в дряхлевшую жизнь древности и с бессильной тревогой взирал на Боспор, едва справляясь с ближайшими германскими племенами. Из Боспора он пытается сделать хоть разведчика для всей северо-восточной своей границы, но Боспор тяготится даже и этой ролью.

Сарматизация Боспора завершилась к половине II-го века окончательно: в нем являются сарматские цари, и даже он перерождается в сарматское царство.

Боспор является единственным примером греко-иранского царства.

Здесь образовалась эллинистическая-иранская монархия "божией милостью" с персидским оттенком, особенно в титуле "Великий царь, царь царей" (иранская традиция). Боспорский царь сознает, что он наследник Великого Ахеменида. Последнее для Рима особенно неприятно. Даже фракийские династии, ставленники Рима, стремились к иранским традициям и на этой почве находили поддержку в сарматских элементах царства.

Греко-иранский религиозный синкретизм сказался в культе греко-сарматской богини Афродиты-Апатуры (обманщицы). Было ли ее святилище в Пантикапее – неизвестно, но на Тамани оно было в местечке Апутары. В культе Афродиты-Апутары много родственного с азиатским культом Астарты.

Итак, скифо-сарматская культура является проявлением иранства на почве Тавриды. Это важное явление требует еще от ученых громадных усилий для выяснения его деталей.

Киммерийцы - первое из кочевнических племен региона, чье имя сохранили источники. Прародина киммерийцев - Нижнее Поволжье, откуда они в I тыс. до н.э. продвинулись в Северное Причерноморье. Киммерийцы - один из первых кочевых народов, заселивший в VIII в. до н.э. довольно-таки широкое пространство степей юга Восточной Европы от Днестра до Дона. У историков и археологов нет единства относительно происхождения киммерийцев. Скорее всего, они были потомками племен срубной культуры; возможно также, что киммерийцы - просто собирательное название для целого ряда номадов. В антропологическом отношении часть киммерийцев имела общие черты с населением территории Прикаспия (иранский тип). Именем киммерийцев Геродот называл целые географические районы, в частности, Боспор Киммерийский (Керченский пролив) и Киммерийскую землю (северо-восток Крымского полуострова).

Начиная с VIII-VII вв. до н.э. киммерийцы испытывали давление со стороны скифов, и впоследствии были ими полностью вытеснены на южное побережье Черного моря. Считается, что часть киммерийцев смешалась со скифами и была ими ассимилирована. Скифское войско обладало мобильностью и быстрой подвижностью. Поэтому киммерийцы совершали быстрые набеги, от которых страдали Ассирия, Лидия и Урарту.

Скифы – это древние племена, населявшие степные районы Приазовья и Украины, а сарматы (савроматы) – древние племена, родственные скифам, но обитавшие в районах Нижнего Поволжья и Приуралья. Присутствие скифов и савроматов на Кавказе, в том числе и в горных районах, доказывают не только письменные свидетельства античных и греческих источников, в которых упоминаются исторические походы скифов через Кавказ, но и археологические находки, сделанные на территории Северного Кавказа уже в XX в.

VII-VI вв. до н. э. уже отличаются выделением из патриархального рода отдельной патриархальной семьи как основной хозяйственной единицы. Во главе такой семьи, естественно, становится мужчина, который является не просто хозяином, но и продолжателем семьи и родового семейного клана - тейпа. Соответственно ряд семей мог объединяться в некую общину. О таком отделении свидетельствуют также коллективные захоронения того времени (могильники в Нестеровском и Луговом), где наблюдается обособление от захоронений рода захоронений отдельных семей.

Считается, что период раннежелезного века – это время зарождения среди вайнахских племен одного из самых сильных культов – культов божеств Дела (Эльта) и Тушоли, получивших свое дальнейшее развитие в средневековую эпоху. Наряду с этим господствует тотемизм и развивается культ семейного очага. К таким выводам подводят различные данные по этнографии и археологии Кавказа.

Сарматы – представители полукочевнических племен. В III веке до н. э. сарматы на Северный Кавказ. Их вторжение было куда более ощутимым, чем скифское, и носило массовый характер. Сарматы в скором времени вытеснили скифов, а те, в свою очередь, видимо, уже успели укорениться и осесть в районе Северного Кавказа.

III век до н. э . - IV век н. э. – становятся периодом активных нашествий ирано-язычных кочевых сарматских орд. Набеги совершались на Иберию, Армению и Кавказскую Албанию. "Из письменных источников мы знаем, что в III веке до новой эры Северный Кавказ пережил мощное нашествие ирано-язычных кочевых сарматских орд, двигавшихся с территории своей прародины в Северном Прикаспии на запад и юг. Переселение сарматов (савроматов) было подготовлено важными сдвигами внутри их общества. Резко усиливающаяся сарматская всадническая аристократия в условиях роста населения и увеличения стад стремилась к покорению новых земель". "Однако сарматские передвижения в отличие, например, от предшествовавших им скифских походов через Кавказ не были простыми набегами. Целые племенные союзы кочевников навечно осваивали степи Предкавказья, избрав их постоянным местом своего пребывания. Античные историки и географы сохранили нам названия конкретных племенных групп сарматов, захвативших равнинные районы Предкавказья, которые они именуют Сарматией и Сарматскими равнинами".

Страбон называет владения сираков, самого представительного племени сарматов Сиракеной, реку, которая протекает через Сиракену, Мермодом (Терек). Археологические изыскания на территории Сиракены, части Сарматии, свидетельствуют о прекращении жизни большого количества поселений, ранее расположенных по берегам Терека, Сунжи и их притоков, с конца IV - начала III веков до новой эры. Не исключено, что сарматы либо уничтожили местное население, либо послужили причиной ухода местного населения в более труднодоступные места, в горы и ущелья. Вытесненные с удобных мест проживания, они вынуждены были осваивать новые места, приспосабливаясь и к новым условиям. По свидетельству лингвистов, "в языке вейнахов сохранилось слово "цIаьармат" в значении страшный, косматый, чуждый человек. Надо думать, что его фонетическая близость с этническим названием "сармат" не случайна и отражает отношение горцев к пришельцам-степнякам".

По Страбону, в это же время - время активного вытеснения местных племен сарматами - в предгорьях и лесах территорий нынешних Чечни и Ингушетии продолжали обитать исконные жители этого края - гаргареи, гаргары. Кстати, в чеченском и ингушском языках данное слово переводится как близкие, соседние, родственные люди. Таким образом, этноним гаргареи принято считать "подлинно нахским термином, обозначющим какую-то часть коренных жителей Чечено-Ингушетии" [Очерки, 1967. С. 24]. Этнонимы предков современных вейнахов, о которых упоминается на страницах знаменитой "Географии" Страбона - гаргареии, исадики-соды, хамекити, которые проживали на территории Чечни и Ингушетии уже на рубеже новой эры. Подтверждения мы находим в средневековой грузинской хронике "Картлис цховреба" ("Житие Грузии") XI-XII вв. В хронике есть упоминание о племенах дурдзуков, определяемых по-грузински как нахских. Поэтому дурдзуков справедлико называют прямыми предками чеченцев и ингушей.

Археологические данные, хотя и немногочисленные, по исследованию памятников последних веков до новой эры все же позволяют свидетельствовать о том, что "горцы последних веков до новой эры в хозяйстве, быту и культуре продолжали традиции кобанской и киякентско-харачоевской культур раннего железного века". Отношения горцев с сарматами длительное время носили враждебный характер. Об этом также свидетельствуют греческие и римские письменные источники (Страбон, Апполоний Родосский, Диодор Сицилийский и др.).Однако в конце концов сарматы вынуждены были искать союзников для совершения набегов на Иберию, Армению и Кавказскую Албанию, поскольку нападения могли осуществляться только при доброжелательных отношениях с горскими племенами, контролировавшими основные перевальные пути. В результате, по-видимому, местные племена, некогда оттесненные в горы, возвращались на места прежних поселений, и либо соседствовали, либо ассимилировались. Интересное наблюдение оставил нам Страбон, который пишет, что "горную часть занимает воинственное большинство, в образе жизни сходное со скифаи и сарматами, с которыми они находятся в соседстве и в родстве. и в случае какой-либо тревоги набирают много десятков тысяч воинов как из своей среды, так и из тех народов". Совместные набеги на Иберию, вынудили правителей позаботиться о защите своих границ и искать решение дружеских, а не враждебных отношений. По грузинским источникам, поводом к постройке мощных укреплений в Дарьяльском ущелье послужил мощный набег вейнахских племен, поддержанных сарматами. Вскоре, уже во II-III веках новой эры аланы распространяют свое влияние и на сарматские владения, полностью подчиняя их себе. Так, на смену сарматам приходят аланы. Однако, если их влияние распространяется вплоть до Терека и Сунжи с их притоками, то связи с племенами, находящимися высоко в горах, по-прежнему затруднены. Это по-своему создает условия своеобразной изоляции этих племен. Исторические источники свидетельствуют об одном таком совместном набеге алан, вейнахов и дагестанцев на соседние территории Армении и Атропатены ("Картлис цховреба", Амвросий, Иосиф Флавий и др.).

Однако мы не имеем в настоящее время археологических подтверждений относительносамых отдаленных горских поселений ни этого ни других периодов, например, в районе Галанчожской котловины или Кистинского ущелья.

Читайте также: