Приватизация в рб кратко

Обновлено: 18.05.2024

Предлагаем вашему вниманию две первые главы исследования, где рассказывается о первых шагах по разгосударствлению собственности сначала в БССР, потом в независимой Беларуси, и охватываютс, соответственно, первые десять лет — с 1990-го по 2000-й год, — когда всё только начиналось… но неожиданно для многих закончилось (до поры до времени). Текст незначительно отредактирован и адаптирован для интернет-публикации.

С исследованием также можно познакомиться в полном объёме.

Дмитрий ИСАЁНОК, Татьяна ЧИЖОВА

ИСТОРИЯ БЕЛОРУССКОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ: ПЕРВОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ

I. На пути к независимости

С одной стороны, аренда и кооперативное движение нашли поддержку среди определенных слоев населения и обеспечили заметный рост продуктивности труда и заработной платы в отдельных секторах экономики. К примеру, при средней зарплате по стране 234 рубля в месяц в 1989-м году, в московских кооперативах средняя заработная плата составляла около 700 рублей. С другой – противоречивый подход советского руководства быстро породил целый букет специфических проблем.

В декабре 1990-го года был образован Комитет по управлению государственным имуществом при Совете Министров БССР, главной целью которого было разгосударствление этого имущества. Вступила в действие первая программа приватизации, и за 1991-й год было приватизировано 19 предприятий республиканского и 42 предприятия коммунального уровня с общей численностью работников около 23 тысяч человек. В основном речь шла о выкупе предприятий коллективами или арендаторами. В следующем 1992-м году список приватизированного имущества пополнился еще 189 предприятиями с общей численностью работников в 47 тысяч человек.

Это обстоятельство вызывало явное беспокойство белорусских чиновников, которое стало очевидным во время обсуждения новых условий союзного договора в 1991-м году. Страхи местной элиты фактурно выразил член Комиссии по промышленности Верховного Совета БССР Владимир Новик:

Не удивительно, что одновременно с началом реализации первых приватизационных программ в 1991-м году местные власти стали блокировать приватизацию предприятий союзного подчинения.Административная борьба вокруг собственности обострялась по мере приближения конца союзного государства.

Несмотря на то, что де факто предприятия союзного подчинения без особенных эксцессов перешли под контроль Республики Беларусь к началу 1992-го года, юридически такое положение дел было закреплено только Соглашением о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности, подписанным руководителями бывших союзных республик 9 октября 1992-го года.

Однако, стоит заметить, что высокая доля предприятий союзного подчинения не является уникальной чертой БССР и характерна для большинства республик союза, за вычетом отдельных регионов Закавказья и Средней Азии.

II. Романтика и практика белорусского капитализма

С обретением государственного суверенитета и права полностью распоряжаться имуществом, находящимся на своей территории, Республика Беларусь получила возможность творить собственную политику в сфере разгосударствления. Начинать можно было практически с чистого листа – за предыдущий 1991-й год в республике было приватизировано 19 предприятий республиканского и 42 коммунального подчинения. В стране еще не был принят закон о приватизации, и программа разгосударствления собственности на 1992-й год регулировалась постановлениями правительства и временными нормативными актами (Постановление №486).

Следующие программы приватизации предполагали, что 10% всех подлежащих разгосударствлению фондов будет реализовано в 1993-м году и еще 20% в 1994-м. В качестве приоритетных для реформирования направлений выделялись: легкая, пищевая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Хотя приоритет оставался за арендой предприятий с последующим выкупом, в оборот водились такие формы разгосударствления, как продажа по конкурсу или с аукциона.

Кроме того, быстро выявилось несоответствие количества полученных населением чеков и скорости приватизации. Аналитики отмечали, что

Одну из преград, тормозящих продвижение чековой приватизации, белорусские власти видели в чрезмерном развитии отношений аренды, которая с конца 80-х годов была самым популярным способом разгосударствления предприятий. С момента обретения независимости аренда трудовыми коллективами своего предприятия у собственника-государства доминировала при разгосударствлении предприятий коммунального уровня. К примеру, с 1993 по 1997-й год сменило форму собственности 173 предприятия торговли, из них 116 – через постепенный выкуп арендованного имущества. Своеобразную проблему, однако, создавало то, что далеко не все арендные коллективы видели выкуп предприятия своей конечной целью – многие уже чувствовали в государстве опору и залог стабильности своего функционирования в условиях перманентного кризиса. Зачастую такие предприятия демонстрировали все недостатки арендных предприятий позднего СССР – хищнический менеджмент, ориентацию на вложения в социальную сферу, а не в производство и так далее. Но приватизировать такие предприятия без их согласия было невозможно, а согласие, в большинстве случаев, невозможно было получить.

При этом нарождающийся национальный капитал мог и желал претендовать именно на этот сектор – предприятия торговли и сферы услуг коммунального масштаба. Специалисты неоднократно отмечали, что

Кроме того, был приняты меры, направленные на снижение доли аренды с последующим выкупом в процессе разгосударствления. По окончанию срока арендных договоров коллективам предлагалось преобразоваться в открытое акционерное общество, целиком выкупить арендуемое имущество, либо вернуть его государству. Это быстро привело к практически полному исчезновению аренды как формы приватизации.

Но приватизационные процессы в отношении крупных предприятий с 1997-го года стали угасать. Государство отказалось от масштабных приватизационных кампаний и разгосударствление более-менее крупных предприятий в течение ближайшего десятилетия происходило скорее в порядке исключения.


''Мы сегодня пришли к пониманию, что государственную собственность на средства производства должна заменить частная. Только так мы сумеем вернуть хозяина. Отход от коммунистических догм диктует сама жизнь.'' (Интервью Лукашенко "Навинам БНФ" в 1991 году. Источник: Навіны БНФ "Адраджэньне", 4/1991)

Энциклопедический справочник (2007) под редакцией М. В. Мясниковича о приватизации в Беларуси:

«С принятием в 1991 г в Республике Беларусь курса на проведение реформ общая численность объектов государственной собственности, подлежащих разгосударствлению и приватизации, составляла 8732, в том числе 3425 (39,2%) — республиканской и 5307 (60,8%) — коммунальной формы собственности. В общей численности предприятия промышленно­сти составляли 1285 (14,7%), строительства — 976 (11,2%), транспорта — 395 (4,5%), торговли и общественного питания — 2031 (23,3%), бытового обслуживания — 335 (3,8%), прочих отраслей народного хозяйства — 3710 (42,5%).


Аукцион по продаже государственных объектов в частную собственность (Брест, 1993 г.).

За период с 1991 по 2005 г. преобразовано 4100 предприятий. Среди них 543 (13,2%) — объекты промышленности, 292 (7,1%) — строительства, 81 (2%) — транспорта и связи, 1521 (37,1%) — торговли и обще­ственного питания, 459 (11,2%) — бытового обслуживания населения, 763 (18,6%) — агропромышленного комплекса, 441 (10,8%) — прочих отраслей народного хозяйства Численность работающих на реформи­рованных предприятиях составляет 958,9 тыс человек, или более 22,3% от числа занятых в экономике республики (рис. 1).


Динамика разгосударствления и приватизации объектов государствен­ной собственности такова 1991 г — 61, 1992 г — 190, 1993 г — 244, 1994 г — 641, 1995 г — 465,1996 г — 488, 1997 г — 477, 1998 г — 329, 1999 г — 307, 2000 г — 177, 2001 г — 94, 2002 г. — 194, 2003 г. — 242, 2004 г — 145, 2005 г — 46 объектов (рис. 2).


• аукцион — продажа предприятия и его активов посредством от­крытых торгов,
• конкурс — продажа предприятия и его активов посредством закрытых торгов,
• выкуп арендованного имущества — продажа на неконкурентной основе работникам предприятий, представляющим собой трудовой коллектив,
• преобразование государственного в акционерное общество с последующей продажей акций на рынке




Читайте также: