Классификация вооруженных конфликтов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Военный конфликт - собирательное название любых форм разрешения межгосударственных и внутригосударственных противоречий с помощью военного насилия, объединяющее все виды вооружённого противостояния, которые преследуют социально-политические цели. Практически любой военный конфликт является наиболее острой стадией некоего предшествующего ему политического или межгосударственного конфликта.

Из этого следует, что военные конфликты не возникают спонтанно, а являются исключительным проявлением социальной напряжённости, которая возникает из-за разного рода противоречий: экономических, социальных, политических, духовных и других. Таким образом военные конфликты характеризуются своими задачами, средствами их решения, пространственно-временными границами, формами вооружённой борьбы, способами использования военной силы.

Социально-политические основания классификации конфликтов:

По отношению к национальным интересам:
- соответствуют национальным интересам
- не соответствуют национальным интересам

По типу противоречий:
- политические
- экономические
- территориальные
- национально-этнические
- религиозные

По социально-политическому составу сторон:
- межгосударственные
- национально-освободительные
- гражданские
По характеру политических целей:
- захватнические цели
- для восстановления международного мира
- в защиту суверенитета

Правовые основания классификации:

- нарушающие международное право

- в соответствии с международным правом

Стратегические основания классификации конфликтов:

По масштабу:
- военные акции
- локальные
- мировые
- скоротечные
- затяжные
- коалиционные
- двусторонние

По способу ведения военных действий:
- наступательные
- оборонительные
- маневренные
- позиционные

По средствам:
- с применением неконвенционных средств поражения
- с применением обычных средств поражения
- ядерная

По напряженности:
- высокой интенсивности
- средней интенсивности
- низкой интенсивности

5 сентября 1905 года Подписан Портсмутский мирный договор, завершивший русско-японскую войну, на международной конференции в Портсмуте, США. Со стороны России его подписал председатель Комитета министров Сергей Витте и посол России в США Роман Розен, со стороны Японии - министр иностранных дел Комура Дзютаро и посланник Японии в США Такахира Когоро.

6 февраля 1904 года Началась Русско-Японская война, с разрыва Японией дипломатических отношения с Россией, и атаки русского фота на рейдах Порт-Атрура.

Наиболее значимыми для военно-политической си­туации в мире становятся новые вызовы и задачи в об­ласти международной безопасности. Такие, как необ­ходимость противодействия распространению оружия массового поражения и средств его доставки, борьба с международным терроризмом, этническим и религиоз­ным радикализмом, торговлей наркотиками, организо­ванной преступностью, способность отразить любую агрессию.

Усиливается значение экономических интересов в ми­ровой политике. Это объективно расширяет сферу при­ложения военной силы. Становится реальностью осу­ществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических органи­заций, а в рамках коалиций, сформированных на вре­менной основе.

Правильная оценка этих глобальных тенденций и по­нимание основных направлений их развития будет спо­собствовать более реалистической оценке уг­роз национальной безопасности России и предотвращение военных конфликтов.

Вооруженные Силы РФ готовятся к прямому участию в следующих видах военных конфликтов:

Вооруженный конфликт. Одна из форм разрешения политических, национально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы, при которой государство (го­сударства), участвующие в военных действиях не переходят в особое состоя­ние, называемое войной. В вооруженном конфликте стороны, как правило, преследуют частные военно-политические цели.

Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооруженного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.

Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).

Локальная война. Война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагиваются преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски до­полнительных сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну.

Региональная война. Война с участием двух и более государств (групп государств) региона национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Для ведения региональной войны потребуется полное развертывание вооруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств- участников. В случае участия в ней государств, обладающих ядерным оружием, либо их союзников, региональная война будет характеризоваться угрозой перехода к применению ядерного оружия.

Крупномасштабная война. Война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. В крупномасштабной войне стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Она потребует мобили­зации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Современное российское военное планирование, основанное на реалистичном понимании современных ресурсов и возможностей РФ исходит из того, что Вооруженные Силы Российской Федерации, совместно с другими войсками, должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и воору­женных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.

При этом Вооруженные Силы РФ должны быть способны:

В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками (силами) постоянной готовности без проведения дополнитель­ных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов.

В случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки — обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности.

В военное время - наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания, - решать задачи одновременно в двух локальных войнах без при­менения ядерного оружия.

Российская Федерация намерена решительно и твердо укреплять свою национальную безопасность, опираясь как на исторический опыт, так и на позитивный опыт демократического развития страны. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в выработке стратегии обеспечения националь­ной безопасности позволяют обеспечить национальную безопасность Рос­сийской Федерации и ее прогрессивное развитие в XXI веке.

Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба и стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы. Особой формой вооруженного конфликта является приграничный конфликт.

Вооруженный конфликт характеризуется:

· высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения; применением нерегулярных вооруженных формирований;

· широким использованием диверсионных и террористических методов;

· сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;

· вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);

· опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.

Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с усилением их при необходимости за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения час­тичного стратегического развертывания вооруженных сил. В локальной войне стороны будут действовать в границах противоборствующих государств и преследовать ограниченные военно-политические цели.

Региональная война может стать результатом эскалации локальной войны или вооруженного конфликта и вестись с участием двух или нескольких государств (групп государств) одного региона, национальны­ми или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения. В региональной войне сто­роны будут преследовать важные военно-политические цели.

Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны, вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. Крупномасштабная война с применением только обычных средств поражения будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную с катастрофическими последствиями для цивилизации, основ жизнедеятельности и существования человечества. В крупномасштаб­ной войне стороны будут ставить радикальные военно-политические цели. Она потребует полной мобилизации всех материальных и духов­ных ресурсов государств-участников.

Крупномасштабной (региональной) войне может предшествовать угрожаемый период. Она может иметь и начальный период, основным содержанием которого явится напряженная вооруженная борьба за ов­ладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государ­ственного и военного управления, достижение превосходства в инфор­мационной сфере, завоевание (удержание) господства в воздухе. В слу­чае затяжного характера крупномасштабной (региональной) войны ее цели будут достигаться в последующем и завершающем периодах.

Главной особенностью конфликтов нового исторического периода ока­залось то, что произошло перераспределение роли различных сфер в воо­руженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей.

На этом фоне выявилось усиление взаимозависимости и взаимовлияния действий стратегического, оперативного и тактического уровней в вооружен­ной борьбе. Фактически это говорит о том, что прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значитель­ные изменения. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями. При этом, основные задачи будут решаться не в ходе столкновения передовых частей, а путем ог­невого поражения с предельных дальностей.

Наиболее значимыми для военно-политической си­туации в мире становятся новые вызовы и задачи в об­ласти международной безопасности. Такие, как необ­ходимость противодействия распространению оружия массового поражения и средств его доставки, борьба с международным терроризмом, этническим и религиоз­ным радикализмом, торговлей наркотиками, организо­ванной преступностью, способность отразить любую агрессию.

Усиливается значение экономических интересов в ми­ровой политике. Это объективно расширяет сферу при­ложения военной силы. Становится реальностью осу­ществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических органи­заций, а в рамках коалиций, сформированных на вре­менной основе.

Правильная оценка этих глобальных тенденций и по­нимание основных направлений их развития будет спо­собствовать более реалистической оценке уг­роз национальной безопасности России и предотвращение военных конфликтов.

Вооруженные Силы РФ готовятся к прямому участию в следующих видах военных конфликтов:

Вооруженный конфликт. Одна из форм разрешения политических, национально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы, при которой государство (го­сударства), участвующие в военных действиях не переходят в особое состоя­ние, называемое войной. В вооруженном конфликте стороны, как правило, преследуют частные военно-политические цели.

Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания вооруженного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.

Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории одного государства).

Локальная война. Война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагиваются преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски до­полнительных сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооруженных сил.

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну.

Региональная война. Война с участием двух и более государств (групп государств) региона национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели. Для ведения региональной войны потребуется полное развертывание вооруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств- участников. В случае участия в ней государств, обладающих ядерным оружием, либо их союзников, региональная война будет характеризоваться угрозой перехода к применению ядерного оружия.

Крупномасштабная война. Война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. В крупномасштабной войне стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Она потребует мобили­зации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Современное российское военное планирование, основанное на реалистичном понимании современных ресурсов и возможностей РФ исходит из того, что Вооруженные Силы Российской Федерации, совместно с другими войсками, должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и воору­женных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.

При этом Вооруженные Силы РФ должны быть способны:

В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи поддержания боеготовности, войсками (силами) постоянной готовности без проведения дополнитель­ных мобилизационных мероприятий успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов.

В случае обострения военно-политической и военно-стратегической обстановки — обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности.

В военное время - наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания, - решать задачи одновременно в двух локальных войнах без при­менения ядерного оружия.

Российская Федерация намерена решительно и твердо укреплять свою национальную безопасность, опираясь как на исторический опыт, так и на позитивный опыт демократического развития страны. Созданные правовые демократические институты, сложившаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в выработке стратегии обеспечения националь­ной безопасности позволяют обеспечить национальную безопасность Рос­сийской Федерации и ее прогрессивное развитие в XXI веке.

Вооруженный конфликт может возникнуть в форме вооруженного инцидента, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масштаба и стать следствием попытки разрешить национальные, этнические, религиозные и иные противоречия с помощью средств вооруженной борьбы. Особой формой вооруженного конфликта является приграничный конфликт.

Вооруженный конфликт характеризуется:

· высокой вовлеченностью в него и уязвимостью местного населения; применением нерегулярных вооруженных формирований;

· широким использованием диверсионных и террористических методов;

· сложностью морально-психологической обстановки, в которой действуют войска;

· вынужденным отвлечением значительных сил и средств на обеспечение безопасности маршрутов передвижения, районов и мест расположения войск (сил);

· опасностью трансформации в локальную (международный вооруженный конфликт) или гражданскую (внутренний вооруженный конфликт) войну.

Локальная война может вестись группировками войск (сил), развернутыми в районе конфликта, с усилением их при необходимости за счет переброски войск, сил и средств с других направлений и проведения час­тичного стратегического развертывания вооруженных сил. В локальной войне стороны будут действовать в границах противоборствующих государств и преследовать ограниченные военно-политические цели.

Региональная война может стать результатом эскалации локальной войны или вооруженного конфликта и вестись с участием двух или нескольких государств (групп государств) одного региона, национальны­ми или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения. В региональной войне сто­роны будут преследовать важные военно-политические цели.

Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны, вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. Крупномасштабная война с применением только обычных средств поражения будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную с катастрофическими последствиями для цивилизации, основ жизнедеятельности и существования человечества. В крупномасштаб­ной войне стороны будут ставить радикальные военно-политические цели. Она потребует полной мобилизации всех материальных и духов­ных ресурсов государств-участников.

Крупномасштабной (региональной) войне может предшествовать угрожаемый период. Она может иметь и начальный период, основным содержанием которого явится напряженная вооруженная борьба за ов­ладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государ­ственного и военного управления, достижение превосходства в инфор­мационной сфере, завоевание (удержание) господства в воздухе. В слу­чае затяжного характера крупномасштабной (региональной) войны ее цели будут достигаться в последующем и завершающем периодах.

Главной особенностью конфликтов нового исторического периода ока­залось то, что произошло перераспределение роли различных сфер в воо­руженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей.

На этом фоне выявилось усиление взаимозависимости и взаимовлияния действий стратегического, оперативного и тактического уровней в вооружен­ной борьбе. Фактически это говорит о том, что прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значитель­ные изменения. Даже локальные конфликты могут вестись на относительно больших площадях с самыми решительными целями. При этом, основные задачи будут решаться не в ходе столкновения передовых частей, а путем ог­невого поражения с предельных дальностей.

Каждая наука начинается с классификации объектов изучения.
Когда собрание разрозненных фактов, предположений, верных выводов и выдумок становится слишком большим и необозримым, возникает проблема упорядочения знания, в частности разбиения всех объектов на классы и именование этих классов, с этого момента "просто наблюдения" начинают обретать рамки, термины и прочие атрибуты науки.

Вот совсем недавно возникшая наука конфликтология, оказывается уже создала свою классификацию, в том числе и классификацию военных конфликтов. Использование четкой научной терминологии для обсуждения проблем в сети вообще говоря не кажется мне обязательным и даже не всегда кажется желательным. Однако отказываясь от языка науки крайне желательно представлять себе , от чего ты отказался - "Если писатель хорошо знает то, о чем пишет, он может опустить многое из того, что знает". Поэтому я хочу познакомить своих читателей с классификацией военных конфликтов, которую представил Роман Химич в своем Фейсбуке (ниже все выделения типами шрифтов авторские)

Далеко не каждый вооружённый конфликт является войной. Ни масштаб, ни объём задействованных ресурсов, ни даже степень ожесточения сторон сами по себе не превращают вооружённое столкновение или военный конфликт в полноценную войну. Ниже приводится одна из возможных типологий. Её цель - создание непротиворечивого понятийного аппарата, позволяющего моделировать соответствующие процессы современного мира.

Что же такое война, что отличает это явление от смежных с ним?

В двух словах война - это крайняя, наиболее острая форма конфликта. Её отличают бескомпромиссность, наибольшая степень риска и возможных потерь. Ключевая особенность именно войны, её видовое отличие заключается в том, что она предполагает достижение решительных целей решительными средствами.

В данном случае конфликт понимается максимально широко, как результат противоречий между субъектами, которые не удалось разрешить путём переговоров и компромиссов. Вооружённые и военные конфликты представляют собой частный случай конфликтов.

Что такое решительные цели?


  • устранение противной стороны путём её полной и бесповоротной ликвидации (уничтожения либо радикального изменения её идентичности);
  • подавление воли противной стороны, лишение её субъектности и низведение до уровня пассивного объекта;
  • нанесение противной стороне ущерба, который делает невозможным её дальнейшее существование в прежнем качестве, вынуждает искать новые формы своего существования.

  • Уничтожение вражеского государства, его субъектности и суверенитета;
  • Уничтожение вооружённых сил противника, его способности к сопротивлению. Формальным подтверждением этого состояния является капитуляция, т.е. соглашение о сдаче на милость победителя, включая разоружение проигравшей стороны, интернирование личного состава её ВС и т.п.;
  • Нанесение вооружённым силам проигравшей стороны ущерба, при котором они теряет способность к активным действиям;
  • Радикальное изменение межгосударственных отношений вражеского государства;
  • Отторжение значимых по размерам либо экономическим показателям территорий (провинций, целых колоний и т.п.).

Критерий решительности используемых средств не имеет однозначного определения и требует уточнения в каждой конкретной ситуации. В общем случае к решительным относятся наиболее разрушительные, опасные и рискованные средства из числа доступных сторонам. Абсолютное большинство конфликтов имеют ограниченный характер. Как правило, его участники избегают эскалировать конфликт до уровня полномасштабной войны, опасаясь и чрезмерных издержек, и, не в последнюю очередь, радикализации противной стороны.

Существует, как минимум, один признак того, что одна из сторон рассматривает конфликт как решающий для себя и своей судьбы. Это осуществление ею мобилизации.

Мобилизация есть совокупность шагов, нацеленных на перевод государственного механизма в особый режим функционирования, при котором он целиком подчинён единственной задаче - победе в войне. В Украине принято трактовать мобилизацию предельно узко, как призыв на военную службу военнообязанных, особенно старших возрастов. Однако рамки этого понятия намного шире. Мобилизация есть перевод всей государственной и общественной жизни на военные рельсы. Обязательным элементом мобилизации является объявление военного положения, что создаёт правовые основания для последующих шагов.

Одно из различий между войной и военным конфликтом заключается в том, что война - это состояние всего общественного организма, тогда как военный конфликт сопровождается переходом на особый режим лишь вооружённых сил или только отдельных их компонентов. Мобилизацию осуществляет, как минимум, слабейшая из сторон, для которой актуальна угроза поражения с катастрофическими последствиями.

Какие ещё существуют формы вооружённого (военного) конфликта?

Укрупнённо можно выделить три формы вооружённого (военного) конфликта исходя из его масштабов, целей и других обстоятельств:

Инцидент - вооружённое столкновение, имеющее локальный и единичный характер. Как правило, является спонтанным событием, эксцессом, а не следствием замысла конфликтующих сторон. Поскольку инцидент происходит помимо воли каждой из сторон, он редко получает развитие в виде эскалации боевых действий. Инцидент может использоваться как повод или предлог для дальнейших действий, но не является составной частью заблаговременно подготовленного плана. Этим инцидент отличается от вооружённой провокации.

Вооружённый (военный) конфликт - целенаправленные действия с использованием вооружённой силы, имеющие относительно ограниченные цели, масштаб и характер. Вооружённый (военный) конфликт не предполагает уничтожение противника, его окончательное устранение.

Война - крайняя, наиболее острая форма конфликта, которую отличают бескомпромиссность, максимальная степень риска и возможных потерь.

Внутри вооружённого (военного) конфликта можно выделять ряд смежных форм:

Вооружённые столкновения - чётко локализованные по месту действия относительно небольших сил. Как правило, не приводят к изменению ситуации.

Военная операция - ограниченные по месту и времени действия, направленные на изменения локальной ситуации.

Вооружённый (военный) конфликт низкой интенсивности - продолжительные по времени действия, недостаточно интенсивные для изменения позиций сторон.

Локальный военный конфликт - конфликт высокой интенсивности, в ходе которого стороны решают относительно ограниченные задачи.

Отдельную категорию вооружённых конфликтов составляют специальные операции. Их отличительной особенностью является то, что планирование подобных операций не предполагает сколь-нибудь интенсивного противоборства. Атакующая сторона делает ставку на скрытность и внезапность, которые призваны обеспечить ошеломление противника и отсутствие сопротивления с его стороны. Как правило, для такого рода операций привлекаются специально подготовленные контингенты - силы специальных операций, наёмники, ЧВК.

Чем отличаются конфликты "вооружённые" и "военные"?

Вооружённым является любой конфликт, в котором применяется вооружённое и организованное насилие. В современном мире такого рода насилие могут использовать силы очень разной природы: полицейские и т.п. "силовики", ополчение и разного рода "парамилитарес", "эскадроны смерти", "титушки" и "активисты", ЧВК, повстанцы, организованная преступность, спецслужбы. К вооружённым конфликтам относятся межэтнические и межконфессиональные конфликты, разборки с участием организованной преступности, корпораций и многих других акторов.

Конфликт является военным, если а) его основные силы представлены именно военными и б) его содержанием является конфликт между государствами.

Военные (вооружённые силы государства) есть вооружённая сила, организованная особым образом. Отличительными особенностями военных являются централизация и единоначалие, единообразие организационных форм (взводы, батальоны, дивизии и т.п.), специфические регламенты и внутренние процедуры (уставы, присяга), символы принадлежности (униформа, знамёна, значки и т.п.), специализированная техника и вооружение, масштабы организации (десятки и сотни тысяч человек). Если коротко, военные предназначены для осуществления смертельного насилия максимально возможного масштаба.

Какие бывают войны и чем они различаются?

В широком смысле войной можно назвать всякое действительно решительное, бескомпромиссное столкновение. В узком смысле война есть одна из форм межгосударственных конфликтов. Это означает, что её сторонами являются силы, представляющие государственные (либо претендующие на этот статус) образования. Это отделяет классическую войну между государствами от конфликтов иной природы, включая повстанческие движения разной природы, межэтнические и межконфессиональные конфликты, гражданские войны и другие формы гражданских конфликтов. Такая война является одной из разновидностей не просто вооружённых, но именно военных конфликтов. Её основным инструментом, как минимум с одной из сторон, являются вооружённые силы.

По масштабу столкновений выделяют войны локальные и войны глобальные (мировые). Локальные войны охватывают территорию одной страны или группы стран. Мировые войны охватывают целые континенты и огромные пространства, их участниками становятся коалиции, насчитывающие десятки участников.

Под гражданской войной нужно понимать наиболее острую, бескомпромиссную форму гражданского конфликта. Её отличают крайнее ожесточение сторон, высокая интенсивность, значительные разрушения, практически всегда имеет место иностранное вмешательство. В отличие от гражданского конфликта в ходе войны вопрос ставится ребром, или-или.

Важный момент: любая война есть политический акт, её цели лежат в плоскости борьбы за власть как возможность определять правила игры на определённых территориях.

Что такое гибридная война?
Представление о гибридной войне появилось после 11 сентября 2001 года и приобрело популярность в середине нулевых. В целом "гибридная война" это конструкт, не имеющий ясного содержания. Он приобрёл огромную популярность в Украине, поскольку позволяет уйти от множества неудобных вопросов о фактическом характере военных действий на востоке страны, обстоятельствах потери Крыма и многом другом.

Что не является войной?

Не являются войной конфликты, в которых атакуемая сторона не вступает в борьбу, т.е. отсутствует противоборство как таковое.

Не являются войной различные формы экспансии и конкуренции: культурной, информационной и т.п. Популярные в известных кругах концепты "когнитивных", "семантических", "меметических" и тому подобных войн не имеют ясного содержания и носят пропагандистский либо спекулятивный характер сугубо умозрительных конструктов.

Очень часто путают различные формы конкуренции и силового противоборства, включая военные действия. Например, в случае трансграничных информационного (пропагандистского в том числе), культурного и т.п. взаимодействия могут иметь место разве что специальные операции.
Каким образом изложенная выше типология конфликтов применима к реальным событиям новейшей истории?

Англо-аргентинский военный конфликт 1982 года

Типичный локальный военный конфликт. Военные действия были ограничены и во времени (меньше трёх месяцев), и в пространстве. Театр военных действий охватывал территорию далёкого для обеих сторон архипелага и прилегающие к нему воды. Ни Аргентина, ни Великобритания не рассматривали как значимую угрозу для основной территории. Ни для одной из сторон конфликта контроль над территориями не являлся вопросом жизни или смерти. По сути, его движущей стороной были соображения престижа.
Несмотря на ожесточение военных действий и значительные потери сторон, военные действия не потребовали полномасштабной мобилизации и обеспечивались наличными резервами вооружённых сил.

Война во Вьетнаме 1965-1975 годов

В ходе войны по Вьетнаме решался вопрос о судьбе республики Южный Вьетнам. Военные действия характеризовались предельным напряжением сил Социалистической Республики Вьетнам и Южного Вьетнама, включая различные формы общенациональной мобилизации. США использовали весь арсенал конвенциональных вооружений и даже химическое оружие. Война характеризовалась массированным участием внешних сил, включая США, СССР, страны Восточного блока и Китай. Поражение в войне привело к ликвидации республики Южный Вьетнам.

Военный конфликт между Вьетнамом и Китаем 1979 года

Китай не преследовал решительных целей и, несмотря на весьма значительные силы (свыше 500 тыс. военнослужащих), ограничился захватом и удержанием на протяжении нескольких недель приграничной полосы вьетнамской территории. Вьетнам объявил о мобилизации через три недели после начала военных действий, в тот самый день, когда Китай объявил о прекращении огня. Обе стороны не использовали ВВС, ВМФ и ракетное оружие. Конфликт имел характер демонстрации силы со стороны Китая, который таким образом пытался наказать СРВ за уничтожение ею прокитайского режима "красных кхмеров".

Вооружённые конфликты в Чечне после 1991 года

После провозглашения независимости Чечни в ней разгорелась, с одной стороны, конкуренция между родоплеменными структурами чеченского этноса за статус, власть и доступ к экономическим ресурсам. Очень скоро конкуренция переросла в вооружённый конфликт, в котором одна из сторон, сторонники парламента Чеченской республики, опирались на поддержку Российской Федерации. Параллельно не-чеченское население столкнулось с масштабным криминальным террором со стороны вооружённых чеченских группировок. Этнические чеченские преступные группировки осуществляли масштабные операции по всей территории РФ. Власти РФ отказались признавать независимость Чечни и пребывали с ней в состоянии конфликта низкой интенсивности.

В конце 1994 года внутричеченский конфликт приобрёл размах и формы, характерные для гражданской войны. После провала попыток ликвидировать Республику Ичкерию силами лояльных чеченцев и наёмников, Российская Федерация перешла к участию в конфликте силами своим вооружённых сил. РФ преследовала максимально решительную цель - ликвидацию Чеченской Республики Ичкерия и восстановление своей власти на всей территории. ВС РФ задействовали все наличные силы и средства, включая ВВС и ракетное оружие. Сторонники Ичкерии мобилизовали все свои возможности и ресурсы. Таким образом, в 1994-1996 уместно говорить о российско-чеченской войне.

После подписания мирных соглашений и отказа России от попыток военного решения проблемы, в Чечне с новой силой возобновились вооружённая борьба за власть между различными группировками внутри Чечни. Параллельно шли террористические атаки и диверсионные действия с территории Чечни против целей на территории РФ. Таким образом, имел место конфликт низкой интенсивности между РФ и различными силами, базировавшимися на территории Республики.

Военная операция полевых командиров Басаева и Хаттаба на территории Дагестана стала поводом для начала второй российско-чеченской войны. В ходе военных действий, продолжавшихся с 2000 до, фактически, 2009 года Республика Ичкерия была уничтожена, на всей территории Чечни была восстановлена власть лояльных к РФ группировок. Тем не менее, гражданский конфликт внутри Чечни продолжает тлеть в форме повстанческой борьбы и террористической деятельности. Эпицентр конфликта низкой интенсивности переместился в Дагестан, где много лет подряд проходит "контртеррористическая операция".

Арабо-израильские войны 1967 и 1973 годов

Обе войны характеризовались решительностью целей и максимальным напряжением сил. Их итогом стали значительные, по меркам региона, территориальные изменения. Арабские страны решали задачу ликвидации еврейского государства. Израиль преследовал цель нанесения своим врагам максимально возможного ущерба с целью выведения их из игры на как можно большее время.

Операции Израиля в Ливане 1982 и 2006 годов

В ходе этих операций Израиль преследовал цель уничтожить инфраструктуру либо вытеснить из Ливана силы своих врагов из числа пропалестинских группировок. Израиль не ставил задачу ликвидации ливанского государства или изменения границ, не рассчитывал полностью ликвидировать угрозу со стороны ООП и Хезболла.

Каковы корректные трактовки событий в Украине?

В Крыму имела место военная операция РФ. Противостояние между ВСУ и силами специальных операций РФ так и не перешло в форму вооружённого конфликта, поэтому уместно описывать произошедшее как специальную операцию ВС РФ по оккупации полуострова.

На Донбассе имеет место военный конфликт между Украиной, РФ и марионеточными "республиками" Этот конфликт изначально был ограничен по целям и средствам. Он не имел и не имеет характера полномасштабной войны, а в настоящее время носит характер конфликта низкой интенсивности. Составной частью усилий РФ были специальные операции по захвату обладминистраций, отделений милиции и т.п. силами привезенных из России боевиков.

Происходящее на Донбассе не имеет признаков гражданской войны, поскольку гражданское общество, что с одной стороны, что с другой, не имеют сколь-нибудь существенного влияния на происходящее. Картину военных действий целиком определяют силы и ресурсы украинского государства с одной стороны и РФ - с другой.

Тем не менее, гражданские конфликты имеет место в Украине. Проявлениями общенационального конфликта между режимом личной власти Виктора Януковича и частью общества были киевский Майдан и майданы в других городах зимой-весной 2014 года. После ликвидации этого режима на передний план вышли противоречия между различными проектами страны. Наиболее известными эпизодами этого конфликта стали трагедия в Одессе 2 мая, ряд других инцидентов. В настоящее время гражданские конфликты в Украине не ограничены территорией Донбасса. К этой категории можно отнести волнения в Кировограде в связи с его переименованием, ситуацию в "янтарной республике", на Закарпатье.


Так выглядят часто употребляемые термины в аккуратной трактовке. Я вовсе не требую, чтобы все всегда придерживались указанных выше определений, это совсем не обязательно.
Но отклоняясь от научных терминов следует хотя бы понимать, от чего, куда и сикакой целью ты отклонился.
Именно такую цель - сообщить читателю некое более четкое понимание - и преследовал этот материал

PS В заключение с удовольствием выражаю свою благодарность 13_momeht , который обратил мое внимание на этот материал.

Читайте также: