Контроль за использованием объектов недвижимости кратко

Обновлено: 07.07.2024

Госинспекция по недвижимости осуществляет региональный государственный контроль за использованием объектов нежилого фонда на территории города Москвы и за ее пределами, находящихся в собственности города Москвы, в том числе являющихся объектами культурного наследия.

Когда может пригодиться

  • Необходимо продлить сроки проверки по объектам недвижимости
  • При решении вопросов о незаконном использовании земельных участков
  • При вопросах ограничения доступа на земельные участки общего пользования

Помимо реализации городской политики по контролю за использованием объектов нежилого фонда и земель принадлежащих городу, ведомство защищает интересы Москвы в сфере имущественно-земельных отношений, выявляет случаи ненадлежащего использования объектов столичного нежилого фонда и земельных участков.



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Что такое земельный надзор и земельный контроль?

Что такое земельный надзор и земельный контроль?

Согласно действующему законодательству земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Земля имеет особую социальную ценность как недвижимость. С целью справедливого распределения и целевого использования земель ведется государственный земельный контроль (надзор).

Муниципальный земельный контроль представляет собой деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства РФ, законодательства субъекта РФ, связанных с объектами недвижимости, по которым возникают земельные правоотношения. За нарушение данных требований предусмотрена административная и иная ответственность. Так, пункт 3 статьи 72 ЗК РФ указывает на требования, предъявляемые к собственникам земельных участков в рамках осуществления контрольных функций со стороны муниципалитета.

Земельный кодекс РФ выделяет несколько видов такого контроля. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль за расположенными в границах городского округа объектами недвижимости, по которым возникают земельные правоотношения. Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют данный контроль в отношении объектов недвижимости, расположенных в границах городских поселений. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют соответствующий контроль в отношении расположенных на межселенной территории района объектов недвижимости, по поводу которых возникают земельные правоотношения, а также в отношении объектов недвижимости, расположенных в границах сельских поселений, входящих в состав данного района, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта РФ данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

Земельный контроль проводится органами местного самоуправления с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.

Органы местного самоуправления осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:

– соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;

– исключение самовольного захвата земель и их использования без необходимой документации;

– сбор достоверной информации о состоянии участков;

– предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;

– совершение действий, направленных на улучшение угодий;

– контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;

– приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.

Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.

Следует отметить, что могут возникнуть и внеплановые проверки. Основанием для их проведения служат:

– обнаружение данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;

– получение от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.

Согласно регламенту муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в 2 года. Проверки юридических лиц осуществляются согласно установленному плану работ или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.

Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на предстоящий год. План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют органы местного самоуправления.

Следует отметить, что если конкретный земельный участок подвергся плановой проверке, а соседний участок – нет, то это не означает, что его упустили из виду. Вероятно, его включат в последующий план, предусматривающий график проведения таких проверок. Таким образом, проверка исполнения земельных норм в тот или иной момент может затронуть любого гражданина, проживающего на данной территории.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц, организаций и госорганов осуществляется уполномоченными должностными лицами. Сотрудникам администрации выдаются специальные удостоверения, подтверждающие их полномочия.

В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством РФ предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора. В качестве дополнений к акту необходимо прилагать фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.

Для эффективного выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю (только при проведении плановой проверки в отношении юридических лиц). В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.

Главная цель инспектирования муниципалитетом земельных правоотношений состоит в обеспечении исполнения со стороны различных юридических лиц, их руководства, а также должностных и физических лиц законодательных требований относительно земельных участков, а также соблюдении мер по охране эксплуатации земель.

Он также добавил, что для снижения административной нагрузки на бизнес Госинспекция по недвижимости на постоянной основе использует систему профилактических мероприятий по предотвращению нарушений в имущественно-земельной сфере на начальном этапе и предоставление возможности юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в случае принятия соответствующих мер избежать административной ответственности. Так, за 2020 год в рамках работы по профилактике нарушений Госинспекция по недвижимости выдала 399 предостережений, провела 57 публичных мероприятий, в том числе ежеквартально проводилось не менее двух вебинаров по каждому виду контроля.

Согласно нововведениям в федеральном законодательстве информация обо всех контрольных мероприятиях, принятых мерах по пресечению выявленных нарушений, устранению их последствий или по восстановлению правового положения, существовавшего до нарушения, будет отображаться в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, который начнет свою работу с 1 июля 2021 года. В случае отсутствия данных о контрольных мероприятиях в реестре, их проведение не допускается.

Контрольные (надзорные) органы смогут проводить следующие профилактические мероприятия: информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование, профилактические визиты, меры стимулирования добросовестности и самообследование. Госинспекция по недвижимости города Москвы будет проводить первые пять из них.

Работа по приведению положений о виде регионального государственного контроля за использованием объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы, и муниципального земельного контроля в соответствие с указанным федеральным законом уже проведена Госинспекцией по недвижимости в первом квартале этого года.

Ключевые моменты

  • Управление недвижимостью относится к надзору и управлению недвижимостью сторонними фирмами по управлению недвижимостью.
  • Управляющие недвижимостью несут ответственность за повседневные операции с недвижимостью, включая проверку арендаторов, сбор арендной платы и завершение процедур выселения.
  • Владельцы платят управляющим имуществом комиссию или процент от арендной платы, полученной за собственность, находящуюся под управлением.
  • Многие штаты требуют, чтобы управляющие недвижимостью имели лицензию брокера по недвижимости, потому что некоторые из их обязанностей считаются операциями с недвижимостью.

Понимание управления недвижимостью

Как отмечалось выше, управление имуществом подразумевает наем третьей стороны для наблюдения за повседневными операциями с недвижимостью. Управление недвижимостью включает в себя различные обязанности, в том числе:

  • проверка потенциальных арендаторов
  • составление и подписание договоров аренды от имени собственников недвижимости
  • сбор арендной платы
  • уход за недвижимостью, включая озеленение и уборку снега
  • организация и проведение необходимого ремонта недвижимости
  • настройка и соблюдение бюджетов
  • следующая через выселение разбирательство , если и в случае необходимости

Эти компании должны соблюдать местные законы о домовладельцах-арендаторах и о советах по недвижимости. Владельцы платят управляющим имуществом комиссию или процент от арендной платы, полученной от собственности, находящейся под управлением.

Владельцы недвижимости нанимают фирмы по управлению недвижимостью по разным причинам. Некоторые владельцы могут иметь в своем портфеле несколько Заочные арендодатели также пользуются услугами по управлению недвижимостью.

Владельцы недвижимости, которые участвуют в программах доступного жилья , иногда пользуются услугами по управлению недвижимостью. Это связано с тем, что участие в таких программах требует знания федеральных правил, которых нет у некоторых владельцев, даже если они хотят воспользоваться преимуществами программ доступного жилья.

Некоторые брокеры по недвижимости могут также выполнять функции управляющих недвижимостью. Например, брокер в курортном городе может предоставлять услуги агента покупателя и продавца, а также услуги по управлению недвижимостью. В этом случае брокер по недвижимости также перечисляет, показывает и сдает в аренду на время отпуска.

Краткая справка

Управляющие недвижимостью отличаются от управляющих сообществами, которые имеют дело с общими помещениями, а не с отдельными единицами и не обязательно имеют дело напрямую с арендодателями.

Особые соображения

Требования к лицензированию управления недвижимостью различаются в зависимости от штата.1 В большинстве штатов требуется, чтобы компании по управлению имуществом имели лицензию местного совета по недвижимости, поэтому владельцам недвижимости важно убедиться, что нанимаемые ими фирмы соблюдают местное законодательство о лицензировании.

Например, управляющие недвижимостью во Флориде должны иметь службе множественного листинга (MLS) и продвигать ее с помощью стандартных методов маркетинга недвижимости. Наличие лицензии брокера по недвижимости также позволяет компании по управлению недвижимостью размещать сейфовый ящик на дверях объекта недвижимости, чтобы другие лицензированные агенты могли его показать.

Флорида также требует, чтобы управляющие недвижимостью имели лицензии брокера, если они имеют дело с арендой или сдачей внаем и получают комиссию за свои услуги.2 Управляющим недвижимостью, которые управляют частной собственностью в штате, лицензия не требуется.2

Однако менеджерам в Массачусетсе не требуется брокерская лицензия.3 Это связано с тем, что определенные обязанности, которые считаются операциями с недвижимостью, такие как листинг и аренда собственности, могут быть вторичными по сравнению с другими основными обязанностями, выполняемыми управляющим недвижимостью.

Читайте также: