Международный и внутригосударственный терроризм кратко
Обновлено: 05.07.2024
Принят
на двадцать третьем
пленарном заседании Межпарламентской
Ассамблеи государств - участников СНГ
(постановление N 23-5
от 17 апреля 2004 года)
О борьбе с терроризмом
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия.
Терроризм - наиболее опасная форма политического экстремизма, связанная с шоковым воздействием на массовое сознание и сознание государственных и общественных деятелей и заключающаяся в применении насилия либо угроз его применения, посредством чего через устрашение физических лиц осуществляется управление их поведением в выгодном для террористов направлении и достигаются преследуемые террористами цели.
В качестве криминального явления терроризм (предусмотренный уголовным законодательством ряда государств - участников СНГ) трактуется как противоправное уголовно наказуемое деяние, совершенное в целях нарушения общественной безопасности, оказания воздействия на принятие органами власти решений, устрашения населения, проявляющееся в виде: насилия или угрозы его применения в отношении физических или юридических лиц; уничтожения (повреждения) или угрозы уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающих опасность гибели людей; причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенного для прекращения его государственной и политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападения на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебное помещение либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой: совершения иных деяний, подпадающих под понятие террористических в соответствии с национальным законодательством, а также с международными правовыми актами, направленными на борьбу с терроризмом.
Терроризм может быть внутригосударственным и международным.
Международный терроризм - терроризм, акции которого, осуществляемые гражданами одной или нескольких стран, имеют цель подрыва конституционного строя иных государств либо международного правопорядка или международных отношений в целом.
Террористическая деятельность - деятельность, направленная на совершение преступлений террористического характера и включающая в себя любое из нижеследующих деяний:
- планирование, организацию, подготовку и совершение террористических акций;
- подстрекательство к осуществлению террористических акций, призывы к насилию в террористических целях;
- организацию незаконных военизированных формирований или преступных организаций с целью совершения террористических акций, а равно участие в них;
- вербовку вооружение или использование террористов в террористических акциях, а также обучение их террористическим навыкам;
- финансирование террористической организации или террористов;
- пособничество в подготовке и совершении террористических акций.
Террористическая акция - непосредственное совершение преступления террористического характера. Может осуществляться в форме: взрыва, поджога, применения или угрозы применения взрывчатых, радиоактивных, химических, биологических, токсических, отравляющих, сильнодействующих ядовитых веществ, ядерных устройств; уничтожения, повреждения, захвата транспортных средств и других объектов; посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захвата заложников, похищения людей; создания угрозы жизни либо условий для возникновения аварий и катастроф техногенного характера; распространения террористических угроз в любой форме; иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий.
Преступления террористического характера - преступления, предусмотренные соответствующими статьями уголовного кодекса государства. К преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные уголовным кодексом, если они совершены в террористических целях.
Террорист - лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме.
Террористическая группа - группа лиц, объединившихся в целях осуществления террористической деятельности.
Террористическая организация - организация, созданная в целях осуществления террористической деятельности или признающая возможность использования в своей деятельности терроризма. Организация признается террористической, если хотя бы одно из ее структурных подразделений осуществляет террористическую деятельность с ведома хотя бы одного из руководящих органов этой организации.
Борьба с терроризмом - деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению террористической деятельности и минимизации ее последствий.
Контртеррористическая операция - совокупность подчиненных единому замыслу оперативно-разыскных, оперативно-боевых, административно-правовых и иных мероприятий, направленных на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.
Зона проведения контртеррористической операции - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых производится указанная операция.
Заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условие освобождения удерживаемого лица.
Статья 2. Основные принципы борьбы с терроризмом
Борьба с терроризмом в государстве основывается на следующих принципах:
- приоритет мер предупреждения терроризма;
- неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;
- сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом;
- комплексное использование профилактических правовых, политических, социально-экономических, пропагандистских мер;
- приоритет защиты жизни, здоровья и прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции;
- недопустимость политических уступок террористам;
- единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;
- минимальная огласка состава участников, технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций;
- организация и осуществление международного сотрудничества в борьбе с терроризмом в различных сферах и многообразных формах.
Статья 3. Правовые основы борьбы с терроризмом
Законодательство в сфере борьбы с терроризмом основывается на конституции государства и включает настоящий Закон, уголовный и уголовно-процессуальный кодексы, другие национальные нормативно-правовые акты, а также международно-правовые соглашения, участником которых является государство.
Если международным договором установлены другие правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе и иных актах национального законодательства о борьбе с терроризмом, то применяются правила международного договора.
Глава 2. Основы организации борьбы с терроризмом
Статья 4. Цели борьбы с терроризмом
Борьба с терроризмом в государстве осуществляется в целях:
- защиты личности, общества и государства от терроризма;
- предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;
- выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Статья 5. Государственные органы,
осуществляющие борьбу с терроризмом
Борьбу с терроризмом осуществляют предусмотренные национальным законодательством государственные органы в пределах предоставленных им полномочий.
В указанных органах могут создаваться специализированные подразделения по борьбе с терроризмом, в том числе антитеррористические боевые группы.
Органы, осуществляющие борьбу с терроризмом, решают стоящие перед ними задачи самостоятельно и во взаимодействии между собой и с другими государственными органами.
Формы взаимодействия между государственными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, определяются национальным законодательством.
Взаимодействие государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом, с органами иностранных государств строится на основе двусторонних (многосторонних) международных соглашений, в том числе и межведомственного характера.
Для координации деятельности субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом, в соответствии с решениями государственных органов власти могут создаваться антитеррористические комиссии на общегосударственном, региональном (областном, местном) и межведомственном уровнях.
Общегосударственная антитеррористическая комиссия решает следующие основные задачи:
- вырабатывает основы государственной политики в области борьбы с терроризмом и рекомендации, направленные на повышение эффективности работы по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению терроризма и осуществлению террористической деятельности;
- осуществляет постоянный сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях терроризма на территории государства;
- координирует деятельность органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом, в целях достижения согласованности их действий по предупреждению, выявлению и пресечению террористических акций, а также выявлению и устранению причин и условий, способствующих подготовке и реализации террористических акций;
- принимает участие в подготовке международных договоров в области борьбы с терроризмом;
- вырабатывает предложения о совершенствовании законодательства в области борьбы с терроризмом;
- утверждает разрабатываемые соответствующими ведомствами положения о порядке организации и деятельности антитеррористических групп и подразделений.
Статья 6. Содействие органам, осуществляющим
борьбу с терроризмом
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом.
Передача гражданами правоохранительным органам ставших известными им сведений о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, а также минимизации ее последствий, является гражданским долгом каждого.
Глава 3. Информационно-пропагандистское обеспечение
борьбы с терроризмом
Статья 7. Обязанности средств массовой информации по
содействию борьбе с терроризмом
Сотрудники средств массовой информации при освещении событий, связанных с террористическими акциями и антитеррористической деятельностью, обязаны учитывать, что право людей на жизнь и безопасность первично по отношению к праву на свободу доступа к информации и ее распространения.
При получении сотрудником средств массовой информации сведений о готовящейся террористической акции он обязан незамедлительно проинформировать об этом компетентные органы, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом.
При наличии у сотрудника средств массовой информации сведений или документальных материалов, которые могут служить вещественными доказательствами на суде по делам о преступлениях террористического характера либо могут быть использованы в интересах предупреждения, выявления и пресечения террористической деятельности, он обязан передать их в государственные органы, осуществляющие борьбу с терроризмом.
Статья 8. Осуществление мер профилактики терроризма с
использованием средств массовой информации
Руководители средств массовой информации обязаны принимать меры к тому, чтобы материалы, подготовленные в руководимых ими органах, не служили оправданием террористической и иной общественно опасной экстремистской деятельности, не призывали к ней, не провоцировали ее, а также не содержали пропаганды межрелигиозной, межнациональной, межэтнической, расовой вражды.
Государство и органы власти федерального, регионального и местного уровня обязаны всемерно поощрять и стимулировать участие средств массовой информации в профилактике террористических и иных опасных, особенно насильственных, экстремистских проявлений, а также активно участвовать в формировании антитеррористического сознания в обществе.
Субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом, обязаны своевременно предоставлять средствам массовой информации объективные сведения о фактах подготовки, осуществления и пресечения актов терроризма, при условии соблюдения положений статьи 2 настоящего Закона, а также всемерно способствовать процессу формирования в обществе антитеррористического сознания.
Статья 9. Ответственность средств массовой информации
Сотрудники и руководители средств массовой информации, нарушившие обязательства в части содействия борьбе с терроризмом, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством вплоть до привлечения к уголовной ответственности и принятия судебного решения о прекращении деятельности органа массовой информации.
Терроризм и его последствия являются одной из основных и наиболее опасных проблем, с которыми сталкивается современный мир. Это явление в той или иной степени касается как развитых обществ, так и еще развивающихся государств. Реалией настоящего времени является тот факт, что терроризм все больше угрожает безопасности большинства стран, влечет за собой огромные политические, экономические и моральные потери. Его жертвами может стать любая страна, любой человек. Терроризм, таким образом, уже приобрел международный, глобальный характер. Это объясняется расширением и глобализацией международных связей и взаимодействия в различных областях.
Озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности обусловлена многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимым террором. Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием международных террористических центров и организаций, изощренностью и анти человечностью террористических актов.
Терроризм – политика, основанная на систематическом применении террора. Общепринятого юридического определения этого понятия не существует.
В Российском праве (ст. 205 УК РФ) определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и иными формами противоправных насильственных действий.
Внутригосударственный терроризм
Внутригосударственный терроризм представляет собой деятельность специально организованных террористических групп или террористов-одиночек, акции которых направлены на достижение различных политических целей в пределах одного государства. Насилие, сознательно направленное по отношению к государству может выступать в двух формах:
· Прямое насилие – непосредственное применение силы (война, вооруженное восстание, политические репрессии, террор).
· Косвенное (скрытое) насилие, которое не предполагает непосредственного использования силы (духовное, психологическое давление, политическое вмешательство, экономическая блокада и т.д.), но означает только угрозу применения силы.
Если в прошлые времена террористы избирали в качестве жертв конкретных государственных и общественных деятелей (семь покушений на Александра II), то современные политические террористы не гнушаются массовыми убийствами. Из досадных издержек посторонние жертвы превратились в одно из самых действенных средств современного терроризма.
Террористы, прежде всего, рассчитывают на панику. Они ничего не требуют, ни к чему не призывают. Просто взрывают дома, пытаясь посеять животный страх и панику. Но страх при этом не является самоцелью. Страх – лишь средство достижения определенных политических целей.
Именно поэтому главными объектами террористических актов выступают большие массы заведомо беззащитных людей. И чем беспощадней и кровавей будет террористическая акция, тем лучше для террориста. Это значит, что тем быстрее власти, политические силы или население будут делать то, что от них требуется. В этом отношении больницы, школы, детские сады, жилые дома – идеальные объекты для политических террористов.
Таким образом, при политическом терроризме главным объектом воздействия являются не сами люди, а политическая ситуация, которую посредством террора в отношении мирных жителей пытаются изменить в нужном для террористов направлении.
Современный политический терроризм слился с уголовной преступностью – они взаимодействуют и поддерживают друг друга. Их цели и мотивы могут быть различными, но совпадают формы и методы.
Часто для получения финансовых ресурсов политические террористические группировки пользуются уголовными методами – контрабанда, торговля наркотиками и оружием. Кроме того, не всегда можно понять, с какой целью совершаются такие акты, как захват заложников, убийство известных журналистов, угон самолетов, какой характер они носят – уголовный или политический.
Международный терроризм
Когда государственный терроризм выходит за границы отдельных стран, он приобретает характер международного. В последнее время этот вид терроризма приобрел глобальные масштабы. Международный терроризм расшатывает государственные и политические устои, наносит огромный материальный ущерб, уничтожает памятники культуры, подрывает международные отношения.
Разновидностями международного терроризма являются транснациональный и международный криминальный терроризм.
· Транснациональный терроризм представляет собой различные акции негосударственных террористических организаций в других государствах. Эти акции осуществляются самостоятельно и не нацелены на изменение международных отношений.
· Криминальный терроризм проявляется в действиях международной организованной преступности, он, как правило, не имеет политических целей. Акции направлены против конкурирующих преступных организаций в другой стране.
С точки зрения направленности терроризм можно разделить на следующие направления.
· Социальный терроризм – терроризм, преследующий цель коренного или частичного изменения экономического или политического строя собственной страны.
· Националистический терроризм – терроризм, который проводится организациями сепаратистского толка с целью борьбы против диктата инонациональных государств.
· Религиозный терроризм – терроризм, который связан с борьбой приверженцев одной религии (секты) в рамках общего государства, либо с попыткой свергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную.
Угрозы терроризма
Терроризм стал одним из наиболее опасных вызовов безопасности общества. Террористические акты становятся все более крупномасштабными, многоликими по преследуемым целям и видам проявления. Терроризм получил возможность использовать в своих преступных целях достижения науки и техники. Города России, в том числе столица, неоднократно становились объектами террористических атак.
К основным угрозам террористического характера относятся:
• террористические акты в отношении объектов органов государственной власти, государственных и общественных деятелей, объектов политических партий и общественных движений, крупных объектов экономики;
• террористические акты в местах массового скопления людей, проведения культурно-массовых и общественно-политических мероприятий, в жилом секторе, на объектах транспорта всех видов;
• диверсионно-террористические акты в отношении потенциально опасных объектов;
• вывод из строя объектов жизнеобеспечения города;
• вывод из строя государственной системы управления, систем управления железнодорожным и авиационным движением, городским транспортом – силовых линий электроснабжения, средств связи, компьютерных сетей, техники и других электронных приборов (электронный терроризм);
• применение химических и радиоактивных веществ в местах с массовым пребыванием людей;
• отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;
• искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.
Основными предпосылками, усугубляющими действие террористических угроз, являются:
• существование в стране террористических организаций;
• появление новых видов терроризма (информационного, техногенного, кибернетического и др.);
• расширение спектра видов террористической деятельности;
• неготовность большей части населения к адекватным действиям при совершении террористических актов;
• сложность профилактики и выявления террористических проявлений в условиях мегаполиса;
• несовершенство антитеррористического и других видов (например, миграционного, транспортного, градостроительного) законодательства, умело используемое террористами для проникновения на территорию города и доставки средств совершения террористических актов;
Реализация указанных угроз может привести:
• к нарушению на длительный срок нормальной жизни города или крупных его районов;
• созданию атмосферы страха;
• разрушениям городских объектов;
• большому материальному ущербу;
• большому количеству жертв;
• нанесению существенного ущерба международному имиджу страны, Москвы как привлекательной в туристическом отношении столицы России.
Опасность терроризма
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .
Читайте также: