Сказочность и романтизм вечера на хуторе близ диканьки кратко

Обновлено: 04.07.2024

Лирический образ – реальность. В “Вечерах” Г. Гоголь правдиво создал лирический образ Украины, описав детали быта и обычаи украинцев, срисовав пейзажи украинской земли. В “Вечерах” изображен украинский народ через образы конкретных героев, наделенных наилучшими качествами – любовью к родному краю, чувством достоинства, живым умом, человечностью, благородством.

Гоголевские герои легко узнаваемы, они характерны для в своего времени и обстоятельств, таким образом, реалистичные.

Сказочность – форма представления материала.

Сказочная форма давала писателю определенную свободу, и этим вызвано ее использование в первую очередь. Кроме того, элементы сказки, демонологии всегда очень точно отображают ментальность народа.

Именно поэтому Г. Гоголь вводит в свои повести чертей, ведьм, русалок. Но и эти сказочные герои представлены со своей бытовой, временами смешной стороны. Да и ведут себя фантастические герои, как люди: ведьмы в аду, куда попадается запорожец в “Исчезнувшей грамоте”, играют в карты, еще и одурачивают друг друга; черт из “Вечера перед Рождеством” – трус, способный лишь на мелкие пакости и т. п.

“Вечеров на хуторе близ Диканьки”. В каждой сказке всегда большая доля правды. Собственно, ради правды, ради морали она и создается.

Изображая жизнь и быт, обычаи и сказки родного края. Гоголь знакомит мир с украинским народом как частью человечества. Писатель создал образ жизнерадостного свободолюбивого народа, который не боится посмеяться над собой, который живет в ладу с природой, наполнив ее фантастическими, сказочными существами, так как так ощущают родственность с природой.

Так сказочность формы “Вечеров на хуторе близ Диканьки” не мешает понять суть повести Гоголя, а помогает увидеть намного больше через эмоциональное восприятие сказки.

Язык “Вечеров на хуторе близ Диканьки”. Сказка и реальность. Цикл “Вечера…” написан на русском языке, но читатель, знакомый с украинским языком, не может избавиться от иллюзии, что язык здесь именно украинский. Этот эффект возникает благодаря широкому использованию Гоголем живого разговорного языка своего края.

Да и рассказчиком он избрал пасечника Рыжего Панька, человека обычного, крестьянина, наделенного лукавством, юмором, доброго рассказчика и собеседника. Во многом именно образ Рыжего Панька диктует стиль речи. И в его устах сказочность сюжетов выглядит естественно.

Он со своей живой речью и сказочник, который умеет заинтересовать, и просто мудрый человек, которому есть что сказать миру.

Фантастичность – способ оценки жизненных явлений. Сказочность сюжетов играет роль и в восприятии образов, и в оценке жизненных явлений. Изображая сказочных персонажей в бытовой жизни, Гоголь смеется над предрассудками, призывает относиться к жизненным явлениям с юмором и добротой.

Но в этих светлых рассказах-сказках Гоголь поставил себе целью создать картины нормальной, здоровой жизни народа, свободного от социального гнета. И гоголевский хутор, населенный такими прекрасными людьми, смеющимися парубками и девушками, распевающими чудесные песни, добродушными стариками и т. д., есть мечта гуманиста о торжестве добрых начал в жизни народа.

Романтизм Гоголя нельзя отождествлять с революционным романтизмом, например, Лермонтова. Если романтики декабристского толка в своем большинстве выражали протест личности против мира всепоглощающего зла и пошлости, если личность эта противопоставлялась обществу, пусть даже в ее революционном протесте против черных сил реакции, то в романтических произведениях Гоголя эта противопоставляющая себя обществу личность отсутствует. Вместо нее выступает народ, общественные идеалы которого и утверждает писатель. Это было новым качеством Гоголя-романтика, выгодно отличавшим его от других романтиков 2D-ЗО-х годов прошлого века.

Другим проводником увлечения романтизмом был преподаватель немецкой словесности Зингер, незаурядный человек, прекрасно образованный, хорошо знавший свое дело. Он много содействовал любви своих учеников, в том числе и Гоголя, к произведениям романтической поэзии, особенно немецкой.

Увлечение Гоголя романтическими произведениями было тем сильнее, что к этому была подготовлена почва впечатлениями детства. Сюда надо отнести, прежде всего, влияние матери, глубоко религиозной женщины, склонной ко всему таинственному, мистическому, а также народно-поэтических сказаний фантастического
характера, которыми так богата Малороссия.

Нет поэтому ничего удивительного, что романтизм нашел себе в Гоголе большого поклонника, и что его первые повести носят на себе заметный отпечаток как общего духа этого литературного направления, так и влияния отдельных писателей и произведений этой школы.

Все это разновидности одного и того же типа. Эти героини отличаются красотой, непосредственностью, нежностью сердца, способностью свободно и горячо любить. Вообще, это натуры в высшей степени поэтические. Подобные же качества присущи и мужской молодежи — парубкам, молодым казакам. Таковы Грицько (Сорочинская ярмарка), Петро (Вечер накануне Ивана Купала), Левко (Майская ночь) и др. Кроме того, парубки отличаются еще некоторыми другими качествами, свидетельствующими о широте натуры: любят повеселиться, погулять, выпить при случае в хорошей компании. Последняя черта характера сближает мужскую молодежь с героями более пожилого возраста. Повеселиться и развернуться вширь любят и немолодой Черевик с кумом, и запорожец (Пропавшая грамота), и дед (Заколдованное место) и др.




Глубина реалистического искусства пет.повестей заключается в том, что за внешним, кажущимся Г. раскрывал реальную сущность явлений. Парадный блеск столицы, ее внешнее великолепие не могли скрыть от писателя мерзостей жизни.

Метод изображения жизни в петерб. повестях, заключает в себе существенно новые черты. Г. показывает человека, героя не только в узком кругу своего домашнего быта, но харктерезует его в постоянных связях с широким кругом явлений социальной жизни. Но в отличие от исторической эпопеи в пет. повестях нет единства героя и среды. Здесь показана человеческая разобщенность, одиночество героев, противоречия действующих лиц с окружающим и социальным миром.

С беспощадной правдой Г. отразил темные стороны действительности; снимая покров парадного благополучия и блеска, он показал социальное зло в его реальном безобразии; раскрывая глубинные процессы жизни, писатель создал ярчайшие типы. Всем этим Г. прокладывал пути критическому освещению действительности, в частности явлений, которые были связаны с ростом буржуазных отношений в России

В создании образа народа важную роль играет Савелий, богатырь святорусский. Он символизирует богатырские силы народа, скованного цепями крепостного права.С ним тоже связано переосмысление ряда пословиц:

«-А немец, как ни властвовал,

Рассказы героев о себе и рассказы о них других персонажей являются наиболее часто повторяющимися элементами структуры произведения. Спором и договором семи мужиков предусматривалось шесть рассказов предполагаемых счастливых из богатых и знатных. Развитие второго, главного для эпопеи направления – поисков счастливого в народной среде – осуществляется посредством такого множества рассказов , которое трудно сосчитать. Однако рассказы персонажей образуют единое целое , это достигается связью всех их с сюжетом , а также общей для них эпопейностью художественного видения. Поэт тщательно совершенствовал стиль рассказов , изображения их восприятия, добивался соответствия мирской молвы народному миросозерцанию.

Глубина реалистического искусства пет.повестей заключается в том, что за внешним, кажущимся Г. раскрывал реальную сущность явлений. Парадный блеск столицы, ее внешнее великолепие не могли скрыть от писателя мерзостей жизни.

Метод изображения жизни в петерб. повестях, заключает в себе существенно новые черты. Г. показывает человека, героя не только в узком кругу своего домашнего быта, но харктерезует его в постоянных связях с широким кругом явлений социальной жизни. Но в отличие от исторической эпопеи в пет. повестях нет единства героя и среды. Здесь показана человеческая разобщенность, одиночество героев, противоречия действующих лиц с окружающим и социальным миром.

С беспощадной правдой Г. отразил темные стороны действительности; снимая покров парадного благополучия и блеска, он показал социальное зло в его реальном безобразии; раскрывая глубинные процессы жизни, писатель создал ярчайшие типы. Всем этим Г. прокладывал пути критическому освещению действительности, в частности явлений, которые были связаны с ростом буржуазных отношений в России

В создании образа народа важную роль играет Савелий, богатырь святорусский. Он символизирует богатырские силы народа, скованного цепями крепостного права.С ним тоже связано переосмысление ряда пословиц:

«-А немец, как ни властвовал,

Рассказы героев о себе и рассказы о них других персонажей являются наиболее часто повторяющимися элементами структуры произведения. Спором и договором семи мужиков предусматривалось шесть рассказов предполагаемых счастливых из богатых и знатных. Развитие второго, главного для эпопеи направления – поисков счастливого в народной среде – осуществляется посредством такого множества рассказов , которое трудно сосчитать. Однако рассказы персонажей образуют единое целое , это достигается связью всех их с сюжетом , а также общей для них эпопейностью художественного видения. Поэт тщательно совершенствовал стиль рассказов , изображения их восприятия, добивался соответствия мирской молвы народному миросозерцанию.

А) в самом названии: “Вечера” – время суток, как граница, время нечистой силы и всего магического. “близ Диканьки” – идея бегства, то есть Диканька – центр вселенной, а герои сбежали от него в близлежащую деревню

Б) Отражение стороны жизни Украины, ее национального характера, быта и нравов + фольклорные

В) двоемирие – борьба добра и зла – людей и нечистой силы. И диканька – центр, в котором эти 2 мира воюют за место

Г) отсутствие реалистического описания. Ни слова о крепостничестве и Екатерина вторая здесь милостиво дарит черевички => это романтизм

Д) 1 книга “Сорочинская ярмарка” определяет тон всего цикла => стремление народа творить добро, неприятия фальши, доверчивости, жизнерадостность – и любовь, как чистое, нравственное – источник счастья. Темные силы здесь слабы, они еще не делают зла (искренняя любовь с первого взгляда парубка Орхипова сына к молодой панночке, и очень расстроился, когда отец отказал - черевик) Нечистая сила проявляется только в необъяснимом страхе всех – когда рассказ про красную свитку и появление свиной рожи – как символа сатаны. Появление сатаны приводит все к смешения и уничижению героев, они становятся смешными. И кусок сатанинской одежды приводит черевика в нелепые ситуации. НО любовь победила! Параска и Грицко женяться. Но обрывается и реалистическая грусть: радость недолговечна

Е) само воздействие нечистой силы различно и поэтому все повести можно поделить на пары.

“Майская ночь” и “Ночь перед РОждеством”

Любовные повести, здесь демоническое усливается, одолеть их еще можно, но чертовщина уже опасна. МН – любовь Ганы и Левко, рассказ о страшной ведьме, сгубившей бедную панночку. И приход утопленницы к Левко. Он помог ей, и та женила его! – имеет силу. Здесь темная сила уже может вмешиваться в мир людей. НПР – нечистая сила здесь уже явственна, с ней не только говорят, на ней ездят! Ведьмы живут среди людей, а любовь Вакулы и Оксаны возможна только с их помощью + метель, которая сбивает всех с пути и всех путает => силы тьмы уже вносят хаос, но все же Вакула подчинил себе черта из силы любви.

“Страшная месть” и “Вечера накануне Ивана Купалы” – сказки-трагедии, здесь демоническое сильно, оно убивает. СМ – здесь колдун явился на свадьбу, Данила решает его убить. А ночью кладбище оживает и в мире людей пошли неполадки. Драка отца жены Данилы – Катерины и его. И тогда тоже показывает – нет больше солнца – хмуро все, и отец Катерины – колдун. Он вызывает ее душу, а тело многое не знает. Данило заковал его, а она выпустила. И это так чернит ее в глазах Данилы, что и жить ей незачем. Отец убивает Данило (нечистая сила погубила человека, хаос от нечисти уже явен). ВНИК – любовь между Пидоркой и бедным Петрусем, но против ее отец – и выдает за богатого. Мир шатается. И Петрусь соглашается на сделку с чертом и в ночь Купалы – срывает папоротник, и золота ему обещали много, но за это надо убить маленького брата ПИдорки – Ивася. И он убил. Получает 2 мешка золота, но душа пропала, одичал, потерял память. И в конце – куча пепла от него осталась, нечисть сожгла его.

“Пропавшая грамота” и “Заколдованное место”

Комические повести, здесь нечисть – мелкая. ЗМ – на котором не танцетс, и место которое прячется с кладом. При этом нечисть рядом, но старик не боится – ругает, его потчуют табаком, а когда украли шапку с зашитой грамотной, тоже ругается и не боится.

Лишь “Шпонька” выпадает из общего цикла, это уже переход к “Миргороду”. Это то, к чему приведет разгул нечисти и ломка мира людей.

Читайте также: