Сказки народов дальнего востока кратко

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация: данное мероприятие поможет в занимательной форме вспомнить сказки народов Дальнего Востока.

Цель: воспитание интереса и любви к малой Родине на основе ознакомления с народными сказками народов Дальнего Востока

Задачи: формировать умение понимать главную идею народной сказки;

развивать интерес к художественной литературе, чтению;

развивать речевые умения при пересказывании литературного

воспитывать интерес и любовь к малой Родине.

Планируемые результаты: проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок

Предварительная работа : чтение сказок народов Дальнего Востока (смотри

Приложение №1); посещение краеведческого музея;

подготовка команды помощников;

иллюстрирование прочитанных сказок,

написание отзывов о прочитанных сказках;

знакомство с творчеством Г. Павлишина.

книги с иллюстрациями Г.Д. Павлишина.

Заранее для игры группа детей делится на 2 команды и команду помощников (по усмотрению воспитателя). Приглашаются члены жюри.

А для начала, давайте вспомним, какие народы жили раньше и живут сейчас на берегах Амура. (Нанайцы, орочи, нивхи, ульчи…)

Ребята, а что такое сказка? А что значит народная сказка? (Ответы детей.) Вывод делает воспитатель. Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных событиях, приключениях. Сказку придумывали, простые люди. Сбором и записью народных сказок, занимались ученные. Они ездили по селениям, слушали, записывали сказки, чтобы передать их нам.

Итак: «Вас приглашает сказка

На конкурс знатоков,

И должен без подсказки

Здесь каждый быть готов:

Найти перо железной птицы

И встретить Мэргэна с синицей,

И рассказать толково нам

Про присказку, зачин, концовку.

Узнать, кто песенки поет

И где, какой герой живет

И побывать с ним на пиру.

Всех приглашаем на игру.

А победит та команда, которая преодолеет все трудности в пути, будет работать дружно и слаженно.

Для начала, давайте, вспомним какие части можно выделить в тексте сказки (присказка, зачин, сказочное действие, концовка, конечная присказка)

2 - конечная присказка. (Участники команд должны узнать, какие части сказки были зачитаны)

Члены жюри подводят итог.

Мы с вами выяснили, кто лучше помнит названия частей сказки. Но конкурс наш только начался.

Жюри подводит итоги.

Молодцы, ребята, сказочных героев вы знаете. А наш путь в сказку продолжается дальше. Очень часто сказочным героям кто-то или что-то помогает найти дорогу. И вопрос таков: «Кто или какие предметы помогают

Жюри подводит итоги.

Мы с вами вспомнили помощников сказочных героев, которые помогали найти им дорогу. А теперь найдите в текстах сказок слова, которые помогают нам понять, что сказка появилась на берегах Амура. (Дети называют национальные слова и объясняют их.) Например: фактория – поселок, чум – дом, маунита – петля аркана, нюк – покрытие чума, оморочки – лодки.

Итак, мы с вами заметили, что в сказках необычные имена, место действия в сказках не деревня, а стойбище, лодки называются оморочки. Мы видим, что сюжеты сказок взяты из реальной жизни. В сказках не все сказочное. Напомните, чем занимаются наши сказочные герои? (Ловят рыбу, охотятся на зверя, выделывают кожу, шьют одежду, готовят себе пищу, защищают землю от врагов.)

Подведение итогов игры

Воспитатель: Сказки прочно связаны с жизнью народа. Они учат и показывают, каким должен быть человек: добрым, умным, честным, мужественным, должен уметь прощать своих противников, уважать старших приходить на помощь другому, защищать свою Родину.

На берегах Амура родились интересные сказки. А еще красивые орнаменты и узоры.

-Для чего люди использовали орнаменты и узоры? (Украшали одежду, жилище, ковры, лодки, ножи, ложки, шкатулки…)

Рассмотрите иллюстрации к сказкам и скажите, а какие орнаменты использовали люди? (растительные и животные). Не забыть нам эти узоры помогают художники. Книги, которые изданы Хабаровским издательством, ярко иллюстрированы. Найдите фамилию художника. (Павлишин). Геннадий Дмитриевич Павлишин родился в Хабаровске. Он много путешествовал по краю. Исследовал творчество народов Севера, их культуру. Геннадий Павлишин удивительно точно и в то же время живо передает любимую им природу. Специалисты отмечают, что по рисункам художника можно изучать флору и фауну Дальнего Востока. Одни для нас сохраняют сказки, а другие народные узоры.

Предварительно прочитаны сказки:

Ясно, здесь в тайге страшно.

- Я никого не боюсь. Нет у меня страха!

Кто бы ни напал - всех одолею.

-Не говори так. Мал ты ещё. Лучше скажи: всех боюсь

-Нет, не скажу так. Где у меня силы не хватит, там я ловкостью возьму. С любым врагом справлюсь.

-Кто тут хвастает, что всех одолеет?

-Не я это говорил, я всех боюсь. И тебя боюсь. Отверни свою голову, не гляди на меня! Я хочу выйти из шалаша!

- Я никого не боюсь. Я со всеми справлюсь!

-Пусти переночевать меня.

-Нельзя ночевать в этом месте. Здесь живет злая старуха, ненавидящая людей. Чтобы продлить свою жизнь, она отрезает косы у молодых девушек. Я живу здесь потому, что ей прислуживаю. Ненавижу ее, а сделать ничего не могу. Уходи, пока не вернулась старуха, а то погубит она тебя.

  • Не боюсь я. Теперь знаю, кому отомстить за сестру, только как это сделать?

-Слышала я от старухи, что есть у нее красивая шкатулка с костяной резьбой. Вот в этой шкатулке все ее зло хранится. Если растолочь, растереть шкатулку в порошок, старуха ничего плохого делать не будет. («Скрипучая старушка)

Когда будешь на горе, прилетит к тебе птичка. Сядет она к тебе на плечо, ты не гони ее, погладь, приласкай. Потом сядь на саночки и скатись под гору. Саночки привезут тебя прямо ко входу в чум.

Садись на стрелу. Принесет она тебя к твоей юрте. Там ты и жди меня и стрелу береги до моего возвращения сказал и вложил стрелу в лук. Села девушка на стрелу, а Мэргэн натянул тетиву и пустил стрелу.

- Ну, теперь домой отправляйся.

-Как домой пойду? Я дороги не знаю, заблужусь – говорит мальчик.

-Не заблудишься. Нарты сами поедут.

Когда будешь расставаться, я дам тебе перо из своего крыла. Не теряй его. Будешь идти на охоту, брось перо и посмотри, в какую сторону оно упадет

концом. В ту сторону иди, удачливым охотником будешь и счастье своё найдешь.

Аналогично по другим сказкам.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока "Украшения из бисера в одежде малочисленных народов Дальнего Востока"

Культура и образ жизни этих народов являются неотъемлемой частью нашего общероссийского духовного наследия. Сохранение самобытности, этнической идентичности и поддержка традиционного образа .

Путешествие по Дальнему Востоку

Мы путешествуем по Дальнему Востоку,расматриваем карты,изучаем доклады.

Конспект занятия: "Украшения из бисера в одежде малочисленных народов Дальнего Востока"

Каждый народ имеет свою самобытную культуру. Культура каждого народа тесно связана с условиями обитания, окружающей природой и трудом человека. Культура и образ жизни этих народов являются .


Дальний восток

презентация учеика Окружающий мир 4 класс Школа России.


СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ГРАЖДАНСКО- ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА - РОССИЯНИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Н. В. Храпунова(МБОУ СОШ № 58, Хабаровск)СВОЕОБРАЗИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ РУССКОГОЗАРУБЕЖЬЯ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДАЛЬНЕВОСТОЧНИКА- РОССИЯНИНА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕВ данной статье .

Книга Д.Д. Нагишкина "Амурские сказки" - это бесхитростные и добрые сказки нанайцев, ульчей, орочей и других дальневосточных малых народов, собранные и обработанные автором. Книга содержит тридцать одну новеллу, созданную автором по мотивам фольклора коренных народов Дальнего Востока: "Храбрый Азмун", "Большая беда", "Чориль и Чольчинай", "Айога", "Хвастун", "Заяц и сорока", "Соболиные души", "Никанская невеста", "Недобрая Ладо", "Самый быстроногий", "Жадный Канчуга" и другие.


Из книги "Амурские сказки":

"АЙОГА"

Жил в роду Самаров один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нету — ни в этом и ни в каком другом стойбище. Загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо. Понравилась сама себе, смотрит — и не может оторваться, глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.

Сказка живет с нами всю жизнь. С самого детства родители читают своим детям сказки, потом эти дети, научившись читать, сами читают, а став взрослыми, они также читают сказки уже своим детям. Сказка питает ум растущего человека, развивает его.

Культура и быт аборигенов имели свои отличительные черты. Так у них богат и разнообразен художественный мир. Предметы домашней утвари, камни и валуны с рисунками древних людей (птицы, звери, люди), найденные археологами, говорят об их высокой культуре. Стоит вспомнить орнаменты на халатах нанайцев. Древние люди любили в орнаментах изображать птиц и зверей. И эта особенность переходила из поколения в поколение, и сейчас возрождается.

До нас дошли легенды, мифы, сказки, которые рассказывают нам о возникновении мира в понимании древнего человека, о любви к природе, о зле и добре, о взаимоотношениях между людьми.

В сказках о животных основные персонажи это: лиса, белка- летяга, лягушка, мышь, сова, дятел, нерпа, ворон и т.д. Иногда в таких сказках большую роль играет человек.

В волшебных сказках выделяются сказки о героях с чудесными превращениями – о черепе, корыте, ножечке, коршуне, вороне, под видом которых герой пускается в путь в поисках жены и в конце концов превращается в доблестного охотника.

Героико-эпические сказки рассказывают о герое Анда Мэргэне- добром молодце и героине Пудин – девице – красавице.

· Скрипучая старушка. Ульчская сказка. - Хабаровск.: Кн.изд, 1979, 17с. ( Записала К.П.Белобородова, художник Г, Г.Д. Павлишин).

Эту книгу написал доктор исторических наук Чунер Михайлович Таксами. Родился он в низовьях Амура, в маленьком рыбацком селении Кальма. Раньше никто из нивхов не умел ни писать, ни читать. Новую жизнь нивхам, как и всем народностям Севера, Сибири и Дальнего Востока, принесла Октябрьская революция. Чунер Таксами первым из нивхов окончил Ленинградский университет, стал известным ученым, этнографом. Чтобы изучить культуру малых народов, он побывал с экспедициями на Камчатке, Чукотке, в Приамурье и на Сахалине. Длительное время ему приходилось жить среди охотников и оленеводов, рыбаков и морских зверобоев. Находясь с ними в тайге или в тундре, плавая по рекам и морям на лодках и вельботах, Чунер Таксами заметил, что у коренных жителей Севера выработалась тонкая наблюдательность, все прекрасное, подмеченное в природе, они стараются сохранить и отобразить в своей самобытной культуре, в народных сказках. Интересны сказки о животных, повадки птиц и рыб. В других сказках говорится о добрых поступках людей, высмеиваются их пороки. По мотивам сказок народов Приамурья Чунер Токсами и создал эту книгу для маленьких читателей. (Предисловие). В этой книге 15 сказок разных народов Севера: нивхов, ороки, орочей, нанайцев, удэгейцев, ульчей, эвенков, негидальцев, эвенков, нивхов. По содержанию мы можем увидеть все многообразие народов, проживающих на Севере. Это замечательные сказки, собранные и записанные автором.

Вы уже знаете, что у северных народов письменность появилась значительно позже, чем у других народов. Этот исторический факт отражен в легенде нанайского автора Андрея Пассар.

В этой легенде рассказывается о том, как когда-то очень давно бог, отец всех богов, решил вручить всем племенам и народам письменность. И выполнить это поручение вызвалась черепаха. Но долог и труден был ее путь. Много бурь встретилось на пути черепахи. Все книги спасла черепаха, лишь книга, предназначенная для нанайского народа, осталась в пучине моря.

Перевод с нанайского Ю.Смышляева. Но эта книга интересна еще и тем, что здесь есть текст и на нанайском языке.

Прочитать начало сказки: Когда это было – никто не помнит, но говорят, это было давно. Недалеко от одного наниского стойбища страшная великанша Калдяму поселилась. Качая своего младенца, она пела голосом, похожим на грохот отдаленного грома. Зыбка маленького Калдямушки висела на суку огромной старой березы, которая при каждом покачивании стонала, как больная старуха. Тряслись люди от страха, песни Калдяму слушая. Да и как не бояться! Ведь старики рассказывали, что если Калдяму рассердится на человека, то уносит его к себе в пещеру и заставляет есть смолу лиственницы, елки или пихты. Если кто откажется – Калдяму протыкает его шею единственным своим пальцем и приносит обратно в стойбище, но человек этот вскоре умирает.

· Хозяин моря. Сказки эскимосов .– М.: Детская литература, 1986., 48с. ( Пересказали В.Глоцер, Г.Снегирёв.

В сборнике помещено 18 сказок. Ребята, вы познакомитесь и с волшебными сказками, со сказками про зверей и птиц, которые живут в тундре и в море, с отважными охотниками, которые преодолевают опасности и невзгоды. Эти сказки простые и мудрые, смешные и печальные. Они учат быть смелыми, смекалистыми и верными в дружбе и в любви. Последняя глава этой книги называется: Кто рассказала эти сказки. Здесь вы можете посмотреть, кто и когда рассказала эту сказку и кто ее записал.

Д.Д. Нагишкин. Амурские сказки. – Хабаровск, Кни.изд. 1975 г ., Иллюстрации Геннадия Павлишина. В этой книге тридцать один короткий рассказ – сказка, вернее – новелла.

В сказках живут, мыслят, действуют, хотя и не могут двигаться, не только звери, но и растения, например, березы. Они могут заговорить человеческим языком, даже родить человека. Живут и мыслят камни; и опять-таки, камни или березовые чурки могут превратиться в людей, а люди – окаменеть.

В его сказках контрастно, в живых конкретных образах противостоят друг другу добро и зло. Зло – это те, кто нарушает вековой закон тайги: поделись куском с голодным, слабому помоги, сироте дай приют у своего очага! Уважай горного человека – медведя. И не лей в огонь воду, не тыкай ножом в костер – ведь он живой! Он твой покровитель и покровитель твоих отцов, дедов и прадедов! Как натянутая тететива лука, напряжен в борьбе за жизнь коллектив первобытной общины. И поэтому нет в нем места лентяям и лентяйкам. Неотвратимо наказание таких людей. Изгнанные из рода они превращаются в птиц. Капризная и ленивая Ладо с ее жестоким сердцем превращается в лебедя; такая же ленивая Айога - в гуся. Такого позорного качества, как лень, стыдятся не только люди и звери, но даже вещи – нож, острога, огниво – помощники бедняка Монокто.

Всего же сильнее осуждаются эгоизм и жадность. Так, о жадном богаче говорят сказители: рука у него легкая, когда берет, тяжелая, когда отдает.

Одной из немаловажных задач в воспитании детей является формирование патриотических чувств. Закладывать базисные представления о нашей стране надо начинать со знакомства с малой родиной. С знакомства с родным городом, его достопримечательностями, природой родного края, с его историей. Узнать о жизни коренных жителей Дальнего Востока можно из сказок, которые передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней. Язык сказок близок и понятен детям, он является прекрасным материалом для формирования представлений детей о быте, традициях, о мудрости народа живущего в конкретных культурно- исторических и природных условиях.

Сердитый Уд яка

Жил сердитый Удяка. Был у него старший брат. Жили в чуме на берегу реки. Охотились.

Однажды старший брат взял лук и стрелы, сел в берестяной челнок и отправился на охоту. Приплыл в заводь. Стемнело. Кругом ничего нет, никакой дичи. И вот в полночь раздался девичий голос:

— На склоне лось пасётся. Лося не прогляди.

— Теперь я на охоту пойду. Я хочу подстрелить лося. Расскажи, брат, где охотился. Я в те места пойду.

- Ты нетерпеливый. Ты лося спугнёшь.

- Нет, — говорит Удяка, — не спугну, ты только скажи, куда идти.

Старший брат рассказал. Удяка приплыл к заводи. Сидит, ждёт. В полночь раздался девичий голос:

— На склоне лось пасётся. Лося не прогляди.

Удяка как закричит:

— Ты что, девушка, болтаешь, лося пугаешь!

Лось убежал. Удяка вернулся домой. Старший брат спрашивает:

- Ну что, Удяка, лося видел?

- Видел, но какая-то девушка вдруг забормотала, зверя спугнула.

Старший брат говорит:

— Сиди дома, я пойду на промысел.

Он взял сеть и поплыл в заводь. Поставил сеть. Стемнело. Рыба не идёт. В полночь раздался девичий голос:

— Иди домой, набери берёсты. Вырежь из берёсты хороших рыб — кету, форель, хариуса. Красным и синим камнем их раскрась. А потом приходи, снова сеть поставь и побросай берестяных рыб в воду. (Охотники, рыболовы, чтобы им повезло, рисовали зверей и рыб или вырезали их из дерева)

Старший брат сделал всё, как сказала девушка. Снова поставил сеть. Побросал в воду берестяных рыб. В полночь раздался голос:

— Спать не ложись. Много рыбы возьмёшь.

Старший брат спать не лёг. Вытащил сеть. Там было полно рыбы: кета, форель, хариус — как раз та рыба, что он вырезал из берёсты. Вернулся домой. Удяка удивляется:

- О, как много рыбы! Какая крупная! Где ты столько наловил?

- В заводи, — отвечал старший брат.

- И я пойду в заводь! И я хочу так много наловить! — кричит Удяка.

Старший брат ничего не сказал. Зачем спорить с Удякой? Пусть ловит.

Удяка сел в челнок, отправился в заводь. Поставил сеть. Стемнело. Рыба не идёт. В полночь раздался девичий голос:

— Удяка, вырежь из берёсты хороших рыб.

Удяка вскочил да как закричит:

— Что за чёрт мешает рыбачить! Замолчи или застрелю! — И он пустил стрелу туда, откуда доносился голос.

Голоса больше не было. Удяка вытащил сеть, она была пустой. Злой, Удяка вернулся домой. Старший брат спрашивает:

- Ну что, Удяка, наловил рыбы?

- Нет, не наловил. Откуда рыба? Кто-то около заводи крик поднял — не то девушка, не то чёрт. Вся рыба разбежалась.

Они съели рыбу, что поймал старший брат. Есть нечего. Опять старший пошёл на охоту. В глухом лесу нашёл одинокий чум. В нём жила девушка. Старший брат взял её в жены, привёл на свою речку. Удяка позавидовал брату, что у него есть жена.

Старший брат на охоту ходит, жена еду варит, воду носит, а Удяка далеко от чума не ходит, дрова в лесу рубит, к чуму носит. Так жили.

- Ляг, полежи, — говорит жена.

Старший брат лёг — и полетел в пропасть, в нижний мир. Упал, ударился, смотрит по сторонам. Видит, речка течёт, по берегу идёт собака. Собака говорит:

Старший брат вынул нож, заострил ветку, сделал острогу, спустился к воде, добыл большую кету, дал собаке.

Потом пошёл вверх по речке. Видит чум. В чуме старушка. Она спрашивает:

- Не знаю, — отвечает старший брат.

- Ты встретил собаку?

- Встретил, дал ей рыбы, — отвечает старший брат.

- Какое место ты ищешь, тёмное или светлое? — спрашивает старушка.

- Светлое, — отвечает старший брат.

А в чуме у старушки две двери открыты. В одной — темнота, в другой — свет. Старушка подвела его к двери, где свет, и вытолкнула наружу. Старший брат полетел и очнулся в светлом мире около своего чума. В это время Удяка в чуме говорит его жене:

— Мой брат, твой муж, пропал. Теперь я займу его место. Теперь я буду твоим мужем.

— Что ж, займи его место, полежи на его месте, пока я сварю еду.

Удяка обрадовался и лёг на место старшего брата, забыл про яму. И полетел в нижний мир. Очнулся. Видит собаку. Собака говорит:

— Отстань! — крикнул Удяка и ударил её палкой.

Потом пошёл вверх по речке. Видит чум. В чуме старушка. Она спрашивает:

- Что ты лезешь с расспросами? Отстань!

Но старушка опять спрашивает:

- Ты собаку встретил?

- Встретил, — говорит Удяка, — дал ей как следует палкой!

Старушка снова спрашивает:

Какое ты место ищешь, тёмное или светлое?

— Ох как вы мне все надоели! — кричит Удяка. — Лучше тёмное, чтобы никого из вас не видеть.

Старушка подвела его к двери, где темнота, и вытолкнула наружу. Не стало Удяки.

А старший брат с женой хорошо жили. Не нужен им сердитый Удяка.

КРАСАВИЦА И ЗЛАЯ ПЭГЭЛИКТУ

На берегу реки жила красавица. Одна жила. Однажды пошла она по воду. Возвращается в чум, а там на почётном месте, против входа, сидит богатырь-охотник.

Красавица накормила гостя.

- Буду жить с тобой, — говорит богатырь.

- Я рада тебе, — говорит красавица. — Я живу одна. Нет в моём чуме ни сочного лосиного мяса, ни жирных осетров. Приноси мне рыбу и мясо.

Стали они жить вдвоём. Богатырь к реке ходил — рыбу ловил, в лес ходил — зверя

стрелял. Всего у них было вдоволь, крышу чума сделали из лосиного сала. Так и жили.

Однажды неизвестно откуда пришла женщина с коротко обрезанными волосами.

Охотник был в тайге. Та женщина подошла к чуму и стала грызть крышу. Голодная была.

Красавица вышла, смотрит — женщина из чужой земли. Одежда на ней чужая, не из

рыбьей кожи, а из звериной. Красавица пригласила её в чум, накормила. Ту женщину

- Давай я тебя причешу.

- Не надо, — говорит красавица.

Но Пэгэликту запустила пальцы в её волосы. Тут красавицу на сон потянуло.

Заснула она. Тогда Пэгэликту усыпила ее. Перестала дышать красавица. Пэгэликту

переоделась в её одежду, а тело красавицы оттащила в лес.

Поздно вечером вернулся охотник. Было темно. Он не догадался, что его

встретила не жена, а чужая женщина.

- Зачем волосы обрезала? — спросил он.

- Я огонь разводила, волосы загорелись, я их обрезала.

Утром Пэгэликту говорит:

- Переедем на тот берег, здесь нечистая сила.

Они переехали на тот берег. Там жили младшие братья охотника, шесть

богатырей. Один из братьев пошёл встречать лодку. А потом пришёл домой и сказал :

— Старший брат нас обманул. Говорил, что жена у него красавица. Говорил, что

волосы у неё длинные, блестящие. Я видел его жену. Она совсем не красавица. И

волосы у неё коротко обрезаны.

Охотник пришёл к братьям, а они говорят:

— Сами себе стройте чум. С нами жить не будете.

Старший брат и Пэгэликту построили чум. Однажды шестеро братьев поехали на

другой берег. Пэгэликту закричала:

— Стойте! Не плывите туда! Там нечистая сила!

Но братья её не послушали. На том берегу они пошли в гору, искать черёмуху. И

нашли красавицу. Красавица не дышит. Осмотрели её и разбудили. Красавица говорит:

— Вы меня оживили.

Братья завернули её в берёсту, сверху набросали веток черёмухи и понесли домой.

- Что у вас? — кричит Пэгэликту.

- Черёмуха, — отвечают братья.

- Дайте и мне! — кричит Пэгэликту.

Дали ей ветку. Дома братья и красавица стали смеяться над Пэгэликту.

Охотник услышал голос красавицы и пошёл к братьям.

— Зачем пришёл? Живи с Пэгэликту! — говорит красавица.

— Я возьму тебя в мой дом, — говорит охотник. — Ты моя жена. А Пэгэликту будет

дрова носить, еду варить.

Красавица снова стала жить у охотника. И вот родила сына. Все обрадовались: и

она, и отец, и его братья.

Однажды охотник с братьями пошёл ковать железо, чтобы сделать оружие. Пэгэликту побежала к нему и говорит:

— Твоя жена зовёт меня за черёмухой.

Потом прибежала домой и говорит:

— Твой муж велел нам принести черёмухи.

Поедем на ту сторону. И ребёнка возьмём с собой. Красавица рассердилась. Но не сказала ни слова. Взяла сына, спустилась к лодке. Когда они переехали

на тот берег, Пэгэликту говорит:

— Иди ищи черёмуху, а я покачаю ребёнка.

Красавица отдала ей ребёнка и пошла в гору. А Пэгэликту отъехала от берега. Красавица увидела это и кричит:

— Отдай моего ребёнка!

А Пэгэликту подняла его над головой, засмеялась и сказала :

— Жалко ребёнка! — Сказала и бросила его в воду.

Заплакала красавица. А Пэгэликту приплыла домой, прибежала к охотнику и

— Твоя красивая жена сгубила ребёнка, утопила его в реке. А теперь боится домой

Рассердился охотник, прыгнул в лодку, поплыл на тот берег. Подошёл к красавице,

и сказал что бы она не возвращалась домой. Вернулся охотник домой. Узнали братья,

что на том берегу случилось, и убежали прочь.

Остался охотник вдвоём с Пэгэликту.

А на том берегу красавица сидит совсем одна. Подошёл к ней козёл и сказал :

— Не печалься иди ко мне жить, будешь мне старшой сестрой, я рыбы наловил,

она на берегу лежит, там есть и котёл, пойдём еду варить.

Они пошли, сварили рыбу, поели. На другой день козёл чум построил. Стали они

- Кто ты, козёл, — спрашивает красавица, — почему ты заботишься обо мне?

-Потом узнаешь, — отвечает козёл.

Несколько лет прошло. Козёл стал редко дома бывать. Утром уходит, вечером

- Где ты пропадаешь? Мне одной скучно, — говорит красавица.

- Сестра, — отвечает козёл, — я играю с моим племянником.

- А где твой племянник?

- Он по утрам выходит из воды.

- Завтра я пойду с тобой, посмотрю, — сказала красавица.

Она приготовила вкусную еду из рыбы с ягодами, сварила кашу и пришла с козлом

на берег. Еду поставила на маленький столик, а сама спряталась в кустах. Козёл

— Мальчик, иди сюда!

Из воды вышел мальчик. Он подошёл к столику, попробовал рыбу с ягодами и

сказал :

Тут из кустов выскочила красавица, схватила мальчика, прижала к себе одной

- Папа! Мама! Спасите! — закричал мальчик.

- Я — твоя мама, — сказала красавица.

- Нет, мои папа и мама живут в воде! — закричал мальчик.

Из воды показались два огромных кита. Они сказали :

— Она — твоя настоящая мать. А мы кормили, растили тебя, потому что люди тебя

Киты оставили на берегу много разной еды и уплыли. Козёл сказал :

— Теперь я ухожу. Еды здесь много. Хватит надолго. Не зря я тебя звал сестрой. Я

— твой младший брат. — И козёл ушёл.

— Мама, свей мне леску.

Мальчик принёс крепкой травы, и вдвоём с матерью они свили леску. Потом он

- Мама, сделай мне крючок.

Мама согнула иголку, сделала крючок. Сын пошёл к реке ловить рыбу. Закинул

удочку. Сидит, ждёт. Вдруг — конгор-р, кон-гор-р! — загудела леска. Что-то попало на

крючок. Потянул мальчик — еле вытянул, попался большой осётр.

Стал сын приносить много рыбы.

Пришла зима. Красавица сделала сыну лук и стрелы, чтобы он мог зверя бить. Она

сказала :

— Сын, вот тебе лук и стрелы, учись охотиться, только не посылай стрелу на ту

Но сын однажды послал стрелу на ту сторону реки. Потом пошёл её искать. Стрела

вонзилась в большой чум. Мальчик вошёл в него. Там жил охотник с женой. Охотник

- Заходи, мальчик, садись, ешь мясо. А потом расскажи нам сказку. Ты знаешь

сказки?

- Да, знаю, — отвечает мальчик, — слушайте. У охотника была жена-красавица и

была служанка, некрасивая, коротко остриженная. У красавицы родился сын. Служанка

красавице: «Твой муж велел нам принести черёмухи. Поедем на тот берег. И ребёнка

Тут охотник прервал мальчика и говорит:

На том берегу служанка говорит: «Ты пойди поищи черёмуху, а я покачаю твоего

охотник, переплыл на тот берег и оставил там красавицу. А мальчика вырастили в реке

два огромных кита. Красавица нашла мальчика, сделала ему лук и стрелы. Мальчик

стал охотником. Я стал охотником! А теперь я нашёл отца. Здравствуй, отец!

Охотник бросился обнимать мальчика, а жена его, злая Пэгэликту, выскочила из

чума и побежала куда глаза глядят. Мальчик с охотником пошли на тот берег за

красавицей. И стали они жить втроём.

Охотник научил сына осетров ловить, лосей стрелять. Всего у них стало вдоволь.

Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа

Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского.

Китайские народные сказки Китайские народные сказки. Китай способен предложить качественную сказку. Одна из древнейших цивилизаций собрала мудрость впечатляющего количества.

Читайте также: