Определите своеобразие стихотворений о поэте и поэзии пушкина и лермонтова кратко 9 класс

Обновлено: 02.07.2024

Вашему вниманию предлагается сочинение ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА И М.Ю. ЛЕРМОНТОВА. Сочинение может быть использовано в средних и старших классах.

Текст сочинения.

Неоценимый вклад в отечественную литературу внес А.С. Пушкин, положив начало развитию новых традиций в русской словесности. М.Ю. Лермонтов является его преемником и продолжателем его творчества.

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую в о двинул.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

“Глас бога”, по убеждению Пушкина, пробуждает душу поэта, наполняя ее вдохновением, высокими и благородными чувствами.

Но лишь божественный глагол,

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы,

К ногам народного кумира

Не клонит гордой головы…

Ты внемлешь грохоту громов,

И гласу бури и волов,

И крику сельских пастухов —

И шлешь ответ;

Тебе же нет отзыва…

Таков и ты, поэт!

Холодная толпа взирает на поэта,

Как на заезжего фигляра…

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Молчи, бессмысленный народ,

Поденщик, раб нужды, забот!

Несносен мне твой ропот дерзкий,

Ты червь земли, не сын небес;

Тебе бы пользы все — на вес

Кумир ты ценишь Бельведерский,

Ты пользы, пользы в нем не зришь.

Но мрамор сей ведь Бог!

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Достойным приемником Пушкина на поэтической ниве стал М.Ю. Лермонтов.

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?

В наш век изнеженный не так ли ты, поэт,

Свое утратил назначенье,

На злато променяв ту власть, которой свет

Внимал в немом благоговенье?

Вспоминая времена Рылеева и раннего Пушкина, когда поэт был великой силой, зовущей и вдохновляющей, указывавшей цели борьбы, Лермонтов пишет:

Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И отзыв мыслей благородных

Звучал, как колокол на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

Исполненные внешней красивости, но бессодержательные стихи становятся венцом поэтов современников Лермонтова. Разобщенные со своим народом, они замкнуты в личных переживаниях, прозябают в салонах и на светских пирушках. Лермонтов призывает возродить традиции гражданской поэзии, возвращаясь к пушкинскому образу:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь свои клинок,

Покрытый ржавчиной презренья?

Своему другу Лермонтов посвящает стихотворение “Памяти А.И. Одоевского”. Его судьба поэта и гражданина трагична:

Из детских рано вырвался одежд

И сердце бросил в море жизни шумной,

И свет не пощадил — и Бог не спас!

Все стихотворение пронизано нежностью и любовью:

Он сохранил и блеск лазурных глаз,

И звонкий детский смех, и речь живую,

И веру гордую в людей и жизнь иную.

А между тем из них едва ли есть один,

Тяжелой пыткой не измятый,

До преждевременных добравшийся морщин

Без преступленья иль утраты.

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Поэт, несущий людям правду и любовь, вызывает ненависть к себе. Люди относятся к его проповеди с озлоблением, они глухи к подлинной поэзии.

Это непонимание и нежелание воспринимать поэтическую “проповедь” стало драмой для многих поэтов и писателей того времени — Грибоедова, Пушкина, Лермонтова.

Определите своеобразие стихотворений о поэте и поэзии пушкина и лермонтова?


Тема поэта и поэзии в творчестве А.

Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской словесности.

Пушкин и Лермонтов — почти современники.

Но формирование пушкинской поэзии происходило в момент подъема общественного самосознания после победы в войне 1812 года.

Лермонтов же начал писать после разгрома декабристов, в 30 - е годы.

“Ничто не может с большей наглядностью свидетельствовать о перемене, происшедшей в умах с 1825 года, чем сравнение Пушкина с Лермонтовым”, — писал А.

Поэтому у двух великих поэтов, живших в разные исторические эпохи, были свои особенности в постановке жизненных вопросов, в том числе и проблемы назначения поэта и поэзии.

В своих ранних стихотворениях, написанных до декабристского восстания (“Лицинию”, “Вольность”, “Андрей Шенье”), Пушкин видит назначение поэта как вдохновителя идей “вольности святой”, прославляющего “свободу мыслей”, чувств и творчества : Хочу воспеть Свободу миру, На тронах поразить порок.

Но после поражения восстания декабристов Пушкин почувствовал себя одиноким и вместе с тем лично ответственным за судьбу народа и Родины.

Он переосмысляет свои воззрения на то, какими особыми свойствами должен обладать поэт, чтобы достойно выполнять свое назначение.

В стихотворении “Пророк” показано, как посланник Бога преобразует человека, всю его природу, чтобы сделать из него истинного поэта, пророка : И он мне грудь рассек мечом, И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул.

Но этого недостаточно : только пройдя через мучения и страдания, обретя цель, к которой призывает “Бога глас”, человек становится поэтом - пророком и может нести людям свое вещее слово : Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.

По убеждению Пушкина, душу поэта пробуждает глас Бога, который наполняет ее вдохновением, высокими и благородными чувствами.

Только тогда поэт становится несравненно выше обычных людей, он ищет уединения, общения с природой.

Об этом Пушкин говорит в стихотворении “Поэт” : Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснется, Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел.

Тоскует он в забавах мира, Людской чуждается молвы, К ногам народного кумира Не клонит гордой головы.

Стихотворения молодого Пушкина пользовались успехом у читателей.

Но после восстания 1825 года отношение к творчеству поэта изменилось.

Массовому читателю, запуганному жестокой реакцией, пушкинская поэзия стала чуждой и непонятной.

Критики ругали каждое новое произведение великого поэта.

Пушкин это глубоко переживал.

В стихотворении “Эхо” он сравнивает поэта с эхом, которое чутко откликается на все окружающие звуки жизни, но на его голос никто и ничто не отзывается : Ты внемлешь грохоту громов, И гласу бури и волов, И крику сельских пастухов — И шлешь ответ ; Тебе же нет отзыва.

Таков И ты, поэт!

Обида на читателя, чувство непонятости звучит и в стихотворении “Ответ анониму”.

Поэта огорчает, что “толпа” видит в нем лишь шута, развлекающего ее : Холодная толпа взирает на поэта, Как на заезжего фигляра.

Но тем не менее Пушкин не призывал поэта порвать с читателем, жить в одиночестве.

По убеждению Пушкина, поэт не должен поддаваться соблазну восторженных похвал, изменять своим убеждениям, своему высокому предназначению.

Об этом он писал в стихотворении “Поэту” : Поэт!

Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум ; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной : Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

В творчестве Пушкина нет такого трагического звучания. В его стихах романтический идеал связан с утверждением светлого начала, творческой свободы, определения роли поэта как служителя высокого искусства.


Сравнительный анализ стихотворений Пушкина и Лермонтова

Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов – сравнительная характеристика авторов и их произведений.

Оба поэта убеждены в том, что необходимым условием творчества является свобода. Пушкин говорит об этом в стихотворении “Поэту”, Автор на себе испытал “суд глупца и смех толпы холодной”, но не утратил веры в себя и свое призвание. Он призывает поэта: . Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум.. . Ты сам свой высший суд; Всех строже оценить умеешь ты свой труд.

Поэт, по мнению Пушкина, должен творить, “не требуя наград за подвиг благородный”. Лермонтов также считает, что труд поэта должен быть бескорыстным. Об этом он говорит в стихотворении “Поэт”. Это произведение представляет собой развернутое сравнение истории кинжала и судьбы поэта. Кинжал был когда-то грозным оружием, но со временем он “свое утратил назначенье” и превратился в золотую игрушку. То, что случилось с кинжалом, напоминает автору судьбу поэта. Лермонтов обвиняет поэта в том, что он “на злато променял ту власть, которой свет внимал в немом благоговенье”. Автор считает, что истинному искусству чужды “блестки и обманы”. Голос поэта должен звучать, “как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных”.

А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов внесли значительный вклад в отечественную литературу, положили начало развитию новых традиций в русской словесности.

Стихотворение Пророк А. С. Пушкина было написано в 1826 году. М. Ю. Лермонтов написал одноименное стихотворение в 1841 году, тем самым продолжая творение Пушкина. В двух одноименных стихотворениях затрагивается тема поэта и поэзии. Тем не менее, у этих произведений достаточно много различий. Для того чтобы проследить это, проведём их сравнение, ведь в данном случае это очень важно. Пророк Пушкина носитель истины, так необходимой людям.

Осмысление роли литературы, искусства в жизни общества — это, наверное, один из самых важных вопросов, стоящих перед писателями и поэтами. Каждый большой художник рано или поздно задумывается о том, что он оставит людям, каким целям служило его творчество, какова вообще роль поэзии в жизни народа. Эти вопросы не могли не волновать Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Их размышления на эту тему нашли полное и глубокое отражение в их лирике.

О лирике Пушкина говорить и трудно, и легко. Трудно, потому что это разносторонний поэт. Легко, потому что это необычайно талантливый поэт. Вспомним, как он определил сущность поэзии:

Свободен, вновь ищу союза
Волшебных звуков, чувств и дум.

Читайте также: