Ситуационный подход в конфликтологии кратко

Обновлено: 30.06.2024

Повышенный интерес к влиянию ситуации на поведение человека традиционно характерен для поведенческой традиции в психологии. Бихевиористы рассматривали конфликт как ответную реакцию на объективно сложившуюся ситуацию.

Д. Кэмпбелл сформировал постулаты реалистической теории межгруппового конфликта, согласно которой реальный конфликт интересов между группами обусловливает отношения конкуренции и ожидание реальной угрозы со стороны другой группы, враждебность по отношению к ней.

В качестве источника враждебности и агрессии традиционно рассматривается фрустрация. Необихевиористская теория фрустрации – агрессии Дж. Долларда и Н. Миллера получила широкое распространение. По отношению к рассматриваемой проблематике основную идею данной теории можно переформулировать следующим образом: агрессивное поведение в конфликте детерминировано фрустрирующей ситуацией. Фрустрация определяется как “блокирование целенаправленного поведения”, а агрессия как “любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения”.

Авторы обратили также внимание на явление аккумуляции внутреннего напряжения под влиянием следующих друг за другом фрустрирующих событий. Агрессия здесь выступает как форма разрядки от этого напряжения. Конфликты, которые вызываются потребностью снять напряжение, реализовать агрессию, получили название нереалистические в отличие от реалистических конфликтов, выступающих как средства достижения цели.

Следует отметить, что во многих фрустрирующих ситуациях человек не имеет возможности прямо выразить свою агрессивность по отношению к фрустратору (последний может сам ответить агрессией, применить негативные санкции; источник фрустрации может оказаться не совсем ясен, или же он находится в самом индивиде). В подобных случаях запускается в действие механизм поиска козла отпущения, т.е. нового объекта для агрессии, который не имеет отношения к фрустрации, невиновен и неспособен к удовлетворительной самозащите. Происходит перемещение агрессии. Исследование авторитаризма показало, что члены группы, которой руководит авторитарный лидер, применяющий, главным образом, отрицательные санкции и фрустрирующий своих подчиненных, более агрессивны по отношению друг к другу, чем члены группы, руководимой в демократическом стиле. По мнению Миллера, выбор объекта при перемещении агрессии детерминирован следующими факторами: 1) силой побуждения к агрессии; 2) силой факторов, тормозящих данное поведение; 3) стимульным сходством потенциальной жертвы с фрустратором.

Дальнейшие исследования показали, что существуют неагрессивные реакции на фрустрацию. Агрессия, в свою очередь, может возникать не только в результате фрустрации и проявляться при полном отсутствии фрустрирующих обстоятельств. В частности, Берковиц внёс поправки и уточнения в теорию фрустрации – агрессии: фрустрация – это лишь один из возможных аверсивных стимулов, создающих готовность к агрессивным действиям. Агрессивное же поведение возникает лишь в присутствии соответствующих посылов к агрессии – средовых стимулов, связанных с позитивно подкреплённой агрессией. Берковитц также расширил понятие фрустрации, включив в него феномены относительной депривации, обратив тем самым серьёзное внимание на процесс социального сравнения.

В рамках поведенческой традиции развивались также идеи социального научения. Модель поведения в конфликтной ситуации есть результат научения такому поведению через подкрепление или наблюдение. Закрепиться в поведенческом репертуаре личности могут как конструктивные так и деструктивные стратегии конфликтного реагирования. Если открытая борьба и использование силы неоднократно приводили к успеху, то они могут легко стать основным способом достижения цели, а стабильный успех данной поведенческой стратегии сыграет роль дополнительного подкрепления. Вместе с тем, создавая соответствующие внешние условия и подкрепляя сотрудничество, можно расширить поведенческий репертуар конфликтной личности и повысить ее конфликтную компетентность. Это открывает широкие возможности для использования тренинговых технологий для обучения навыкам конструктивного поведения и разрешения конфликтов.

Следует отметить, что представители поведенческой традиции в последнее время все большее внимание уделяют рассмотрению роли когнитивных факторов, опосредующих влияние ситуации на поведение человека (А. Бандура, Дж. Роттер, В. Мишель). Ведется речь о когнитивно-поведенческой линии в психологии.

И все же гораздо больший резонанс в изучении межгрупповых конфликтов в пси­хологии (и социальных науках вообще) приобрел ситуационный подход. Как мы ви­дели ранее, для ситуационного подхода характерен поиск детерминант психологи­ческих явлений в ситуации, контексте, особенностях внешних факторов, В иссле­довании межгрупповых конфликтов именно этот подход стал наиболее плодотвор­ной основой как теоретических построений, так и эмпирических обобщений.

Окончательно Шериф закрепил свой успех, решив преобразовать ситуацию кон­куренции в ситуацию кооперации. Если его гипотеза о решающей роли ситуативных факторов верна, то изменение ситуации должно было изменить и характер межгруп­повых отношений. В качестве средств изменения ситуации Шериф выбрал общие объединяющие цел и, наличие общей угрозы, опасности, проблемы, создавая тем са­мым объективную ситуацию взаимозависимости и взаимной заинтересованности.


Столь же удачными оказались попытки Р. Блейка и Дж. Моутон, воспроизво­дивших в своих экспериментах с руководителями ситуацию, смоделированную Ше­рифом. Руководители (более 1000 человек) сначала занимались в раздельных груп­пах, затем соревновались с другой группой и далее объединялись ради достижения общих значимых для них целей. Их поведение и реакции в целом оказались подобны реакциям подростков Шерифа (с поправкой на возраст).

Эксперименты Шерифа имели большой резонанс. На фоне пессимистических рассуждений о неизбежной межгрупповой враждебности, берущей свое начало в природе человека и человеческих отношений, доказательства ситуативной обус­ловленности конфликтов открывали перспективы влияния на межгрупповые отно­шения и более того, эффективного управления конфликтами. Кроме того, результа­ты, полученные в рамках ситуационного подхода, лучше согласовывались с идеями и работами социологов в области конфликтов.




Именно на основе исследования конфликтов в рамках социального контекста и с учетом социальных переменных была сформулирована реалистическая теория кон­фликта.

Конфликт рационален в том смысле, что те или иные группы действительно имеют не­совместимые цели и конкурируют в стрем­лении овладеть ресурсами, которые не беспредельны. Д. Кэмпбелл

Межгрупповой конфликт будет, соответственно, особенно интенсивным, если реальный конфликт интересов значителен, а предполагаемый выигрыш сторон ве­лик.

Соответственно дальнейшие положения могут рассматриваться с точки зрения либо реальной угрозы, либо воспринятой угрозы, либо и той, и другой.

По Шерифу, враждебность тем больше, чем значительнее подвергающаяся угро­зе ценность, чем существеннее цель, к достижению которой стремятся конкуриру­ющие группы и чем серьезнее помеха на пути достижения.

Это положение, сформулированное Козером, конкретизировано Шерифом, по­казавшим, что внешняя угроза, как и межгрупповая конкуренция, приводят членов группы к преувеличению собственных достоинств и чужих недостатков.

Речь идет о сознательном использовании выявленных закономерностей для уси­ления сплоченности группы или ее сохранения, например, искусственное нагнета­ние внешней угрозы, поиск врага и т. д. (Кэмпбелл, 1979).

Хотя, как уже отмечалось, некоторые положения реалистической теории имеют психологический характер, сама теория в целом является синтезом данных соци­ально-психологических экспериментов и ситуаций взаимодействия групп и разви­тия социологических идей.

Из других тезисов социологов полезны для понимания межгрупповых конфлик­тов и работы с ними положения Козера о факторах длительности конфликтов и Зиммеля об их остроте.

По мнению Козера, длительность конфликта определяется следующими факто­рами: ясностью целей конфликтных групп, степенью их согласия по поводу смысла победы или поражения, способностью лидеров понять, чего стоит победа, и убедить своих сторонников в том, что желательно прекратить конфликт (Тернер, 1985, с. 173-174).

Г. ЗИНМЕЛЬ ОБ ОСТРОТЕ МЕЖГРУППОВОГО КОНФЛИКТА:

1. Чем больше группы вовлечены в конфликт эмоционально, тем острее конфликт.

а) Чем выше была раньше степень причастности групп к конфликту, тем сильнее они вовлечены в него эмоционально.

б) Чем сильнее была раньше вражда между группами, принимающими участие в конфликте, тем сильнее их эмоции, вызванные конфликтом.

в) Чем сильнее соперничество участвующих в конфликте, тем сильнее их эмоции, вызванные конфликтом.

3. Чем выше относительная сплоченность участвующих в конфликте групп, тем острее конфликт.

4. Чем крепче было раньше согласие участвующих в конфликте групп, тем острее конфликт.

5. Чем меньше изолированы и обособлены конфликтующие группы благодаря широкой социальной структуре, тем острее конфликт.

6. Чем меньше конфликт служит средством достижения цели и чем больше он становиться самоцелью, тем он острее.

7. чем больше, по представлению его участников, конфликт выходит за

пределы индивидуальных целей, тем он острее.

Несмотря на некоторую общность положений реалистической теории конфлик­тов и ряда социологических представлений, отраженных, в частности, в работах Зиммеля и Козера, нельзя сказать, что эти две точки зрения полностью совпадали. В частности, одним из дискуссионных остался вопрос о связи межгрупповой враж­дебности и внутригрупповой сплоченности. Сама связь при этом не подвергается сомнению и не оспаривается, однако высказываются разные мнения относительно, их причинно-следственного характера.

Таким образом, несмотря на успех реалистической теории, нельзя считать, что получены ответы на все вопросы, касающиеся природы и процесса возникновения межгрупповых конфликтов.

а) кооперативный процесс характеризуется открытой коммуникацией и че­стным обменом информацией между участниками, которые заинтересованы информировать и быть информированными;

б) конкурентный процесс характеризуется недостаточной коммуникацией между участниками, попытками разными способами получить информацию о других, снабжая тех в свою очередь вводящей в заблуждение ин­формацией.

а) кооперативный процесс усиливает восприимчивость участников к сход­ству и общности интересов, стимулирует конвергенцию их представле-

ний и ценностей и, напротив, снижает тенденцию к подчеркиванию раз­личий. Также усиливается способность принимать другую точку зрения;

3. Установки по отношению друг к другу:

а) кооперативный процесс ведет к доверительным, дружественным установ­кам относительно друг друга, увеличивает желание помогать другим, спо­собствует взаимному принятию и ожиданию быть принятым;

б) конкурентный процесс ведет к подозрительным, враждебным аттитюдам, усиливает готовность негативно реагировать на просьбы и потребности других, способствует взаимному отвержению и ожиданию быть отверг­нутым

4. Ориентация на задачу:

а) кооперативный процесс стимулирует тенденцию участников подходить к решению общей задачи с использованием их индивидуальных возможнос­тей и делает их способными заменять друг друга в совместной работе. Он
способствует координации усилий участников и их общему пользованию
ресурсами таким образом, что их продуктивность в задачах, включающих
взаимозависимую деятельность, увеличивается. Ведет к определению конфликтных интересов как общей проблемы, могущей быть решенной совмес­тными усилиями. Облегчает признание законности интересов друг друга
и необходимости поиска решения, которое отвечало бы интересам обеих
сторон. Имеет тенденцию скорее ограничивать, чем увеличивать мае штаб
конфликтных интересов. Попытки повлиять на другого имеют тенденцию
ограничиваться процессом убеждения. Целью становится усиление общей
мощи и ресурсов;

б)конкурентный процесс затрагивает разделение ресурсов и труда, а также координацию действий таким образом, что страдает продуктивность вы­полнения задач, которые были бы оптимальнее решены в ходе взаимосвя­занной работы. Конкуренция стимулирует точку зрения, в соответствии с
которой конфликты могут разрешаться только в результате навязывания
одной стороне позиции другой. Усиление собственной мощи и ослабление другой стороны становятся целями участников, что увеличивает мас­штабы конфликтных проблем. Для влияния на других используются наси­лие, тактика угроз и хитрости.

М. Дойч считает, что эти сравнительные результаты влияния кооперативной и конкурентной ситуации отражают не только процессы взаимодействия между груп­пами, но приложимы и к внутригрупповым проблемам.

И все же гораздо больший резонанс в изучении межгрупповых конфликтов в пси­хологии (и социальных науках вообще) приобрел ситуационный подход. Как мы ви­дели ранее, для ситуационного подхода характерен поиск детерминант психологи­ческих явлений в ситуации, контексте, особенностях внешних факторов, В иссле­довании межгрупповых конфликтов именно этот подход стал наиболее плодотвор­ной основой как теоретических построений, так и эмпирических обобщений.

Окончательно Шериф закрепил свой успех, решив преобразовать ситуацию кон­куренции в ситуацию кооперации. Если его гипотеза о решающей роли ситуативных факторов верна, то изменение ситуации должно было изменить и характер межгруп­повых отношений. В качестве средств изменения ситуации Шериф выбрал общие объединяющие цел и, наличие общей угрозы, опасности, проблемы, создавая тем са­мым объективную ситуацию взаимозависимости и взаимной заинтересованности.


Столь же удачными оказались попытки Р. Блейка и Дж. Моутон, воспроизво­дивших в своих экспериментах с руководителями ситуацию, смоделированную Ше­рифом. Руководители (более 1000 человек) сначала занимались в раздельных груп­пах, затем соревновались с другой группой и далее объединялись ради достижения общих значимых для них целей. Их поведение и реакции в целом оказались подобны реакциям подростков Шерифа (с поправкой на возраст).

Эксперименты Шерифа имели большой резонанс. На фоне пессимистических рассуждений о неизбежной межгрупповой враждебности, берущей свое начало в природе человека и человеческих отношений, доказательства ситуативной обус­ловленности конфликтов открывали перспективы влияния на межгрупповые отно­шения и более того, эффективного управления конфликтами. Кроме того, результа­ты, полученные в рамках ситуационного подхода, лучше согласовывались с идеями и работами социологов в области конфликтов.

Именно на основе исследования конфликтов в рамках социального контекста и с учетом социальных переменных была сформулирована реалистическая теория кон­фликта.

Конфликт рационален в том смысле, что те или иные группы действительно имеют не­совместимые цели и конкурируют в стрем­лении овладеть ресурсами, которые не беспредельны. Д. Кэмпбелл

Межгрупповой конфликт будет, соответственно, особенно интенсивным, если реальный конфликт интересов значителен, а предполагаемый выигрыш сторон ве­лик.

Соответственно дальнейшие положения могут рассматриваться с точки зрения либо реальной угрозы, либо воспринятой угрозы, либо и той, и другой.

По Шерифу, враждебность тем больше, чем значительнее подвергающаяся угро­зе ценность, чем существеннее цель, к достижению которой стремятся конкуриру­ющие группы и чем серьезнее помеха на пути достижения.

Это положение, сформулированное Козером, конкретизировано Шерифом, по­казавшим, что внешняя угроза, как и межгрупповая конкуренция, приводят членов группы к преувеличению собственных достоинств и чужих недостатков.

Речь идет о сознательном использовании выявленных закономерностей для уси­ления сплоченности группы или ее сохранения, например, искусственное нагнета­ние внешней угрозы, поиск врага и т. д. (Кэмпбелл, 1979).

Хотя, как уже отмечалось, некоторые положения реалистической теории имеют психологический характер, сама теория в целом является синтезом данных соци­ально-психологических экспериментов и ситуаций взаимодействия групп и разви­тия социологических идей.

Из других тезисов социологов полезны для понимания межгрупповых конфлик­тов и работы с ними положения Козера о факторах длительности конфликтов и Зиммеля об их остроте.

По мнению Козера, длительность конфликта определяется следующими факто­рами: ясностью целей конфликтных групп, степенью их согласия по поводу смысла победы или поражения, способностью лидеров понять, чего стоит победа, и убедить своих сторонников в том, что желательно прекратить конфликт (Тернер, 1985, с. 173-174).

Г. ЗИНМЕЛЬ ОБ ОСТРОТЕ МЕЖГРУППОВОГО КОНФЛИКТА:

1. Чем больше группы вовлечены в конфликт эмоционально, тем острее конфликт.

а) Чем выше была раньше степень причастности групп к конфликту, тем сильнее они вовлечены в него эмоционально.

б) Чем сильнее была раньше вражда между группами, принимающими участие в конфликте, тем сильнее их эмоции, вызванные конфликтом.

в) Чем сильнее соперничество участвующих в конфликте, тем сильнее их эмоции, вызванные конфликтом.

3. Чем выше относительная сплоченность участвующих в конфликте групп, тем острее конфликт.

4. Чем крепче было раньше согласие участвующих в конфликте групп, тем острее конфликт.

5. Чем меньше изолированы и обособлены конфликтующие группы благодаря широкой социальной структуре, тем острее конфликт.

6. Чем меньше конфликт служит средством достижения цели и чем больше он становиться самоцелью, тем он острее.

7. чем больше, по представлению его участников, конфликт выходит за

пределы индивидуальных целей, тем он острее.

Несмотря на некоторую общность положений реалистической теории конфлик­тов и ряда социологических представлений, отраженных, в частности, в работах Зиммеля и Козера, нельзя сказать, что эти две точки зрения полностью совпадали. В частности, одним из дискуссионных остался вопрос о связи межгрупповой враж­дебности и внутригрупповой сплоченности. Сама связь при этом не подвергается сомнению и не оспаривается, однако высказываются разные мнения относительно, их причинно-следственного характера.

Таким образом, несмотря на успех реалистической теории, нельзя считать, что получены ответы на все вопросы, касающиеся природы и процесса возникновения межгрупповых конфликтов.

а) кооперативный процесс характеризуется открытой коммуникацией и че­стным обменом информацией между участниками, которые заинтересованы информировать и быть информированными;

б) конкурентный процесс характеризуется недостаточной коммуникацией между участниками, попытками разными способами получить информацию о других, снабжая тех в свою очередь вводящей в заблуждение ин­формацией.

а) кооперативный процесс усиливает восприимчивость участников к сход­ству и общности интересов, стимулирует конвергенцию их представле-

ний и ценностей и, напротив, снижает тенденцию к подчеркиванию раз­личий. Также усиливается способность принимать другую точку зрения;

3. Установки по отношению друг к другу:

а) кооперативный процесс ведет к доверительным, дружественным установ­кам относительно друг друга, увеличивает желание помогать другим, спо­собствует взаимному принятию и ожиданию быть принятым;

б) конкурентный процесс ведет к подозрительным, враждебным аттитюдам, усиливает готовность негативно реагировать на просьбы и потребности других, способствует взаимному отвержению и ожиданию быть отверг­нутым

4. Ориентация на задачу:

а) кооперативный процесс стимулирует тенденцию участников подходить к решению общей задачи с использованием их индивидуальных возможнос­тей и делает их способными заменять друг друга в совместной работе. Он
способствует координации усилий участников и их общему пользованию
ресурсами таким образом, что их продуктивность в задачах, включающих
взаимозависимую деятельность, увеличивается. Ведет к определению конфликтных интересов как общей проблемы, могущей быть решенной совмес­тными усилиями. Облегчает признание законности интересов друг друга
и необходимости поиска решения, которое отвечало бы интересам обеих
сторон. Имеет тенденцию скорее ограничивать, чем увеличивать мае штаб
конфликтных интересов. Попытки повлиять на другого имеют тенденцию
ограничиваться процессом убеждения. Целью становится усиление общей
мощи и ресурсов;

б)конкурентный процесс затрагивает разделение ресурсов и труда, а также координацию действий таким образом, что страдает продуктивность вы­полнения задач, которые были бы оптимальнее решены в ходе взаимосвя­занной работы. Конкуренция стимулирует точку зрения, в соответствии с
которой конфликты могут разрешаться только в результате навязывания
одной стороне позиции другой. Усиление собственной мощи и ослабление другой стороны становятся целями участников, что увеличивает мас­штабы конфликтных проблем. Для влияния на других используются наси­лие, тактика угроз и хитрости.

М. Дойч считает, что эти сравнительные результаты влияния кооперативной и конкурентной ситуации отражают не только процессы взаимодействия между груп­пами, но приложимы и к внутригрупповым проблемам.

Социальный конфликт - сложное, малоизученное явление общественной жизни. О его сложности свидетельствует, во-первых, тот факт, что, по крайней мере, 11 наук нашли в конфликте предмет своего изучения. Во-вторых, человечество явно не преуспело в конструктивном регулировании социальных конфликтов. Это говорит об их недостаточной изученности, одной из причин которой является сложность. Исследование конфликтов выступает главной предпосылкой их предупреждения и разрешения. Одним из перспективных методов исследования является системно-ситуационный анализ конфликтов, в котором в качестве единицы анализа используется конфликтная ситуация, имеющая определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы.

Понятие "ситуация" довольно широко употребляется как в психологической, так и других гуманитарных науках. Сложилось три подхода к пониманию сущности ситуации. Сторонники первого подхода понимают под ситуацией часть объективного мира, в условиях и под воздействием которого человек осуществляет свою деятельность. Представители второго подхода считают, что основным элементом в структуре ситуации является субъективный образ. Человек не отражает бытие, а создает ситуацию в своем сознании индивидуально. Это направление представлено в основном западными психологами, философской основой воззрений которых является экзистенциализм. Сущность третьего подхода составляет понимание ситуации как единства объективного и субъективного.

В отечественной психологии ситуация чаще понимается как система объективных обстоятельств, в условиях которых разворачивается деятельность. Однако многие сторонники данного подхода отмечают необходимость учета субъективного компонента при характеристике ситуации. Так, согласно С.Л.Рубинштейну (1976), "ситуация - это лишь один из компонентов, детерминирующих его действия". Ситуация объективна, она окружает человека. Отмечая объективность ситуации, автор подчеркивает, что само присутствие человека в ситуации изменяет отношение сил в ней. Отношение человека к ситуации определяет, что он находит в этой ситуации, как он ее воспринимает. Разное отношение людей к одной и той же ситуации зависит от того, ". какое начало видит как преобладающее в ней и вносит входящий в нее человек. Иными словами, ситуация включает в себя и человека. ", относящегося тем или иным образом к тому, что в ней происходит (Рубинштейн, 1976).

Приоритет в разработке понятия "ситуация" пока в большей степени принадлежит не столько социальной, сколько общей психологии. Можно предположить, что объяснительный потенциал такого понятия как "конфликтная ситуация" после его разработки окажется высоким. Но "конфликтная ситуация" - это не просто ситуация, а определенный тип ситуаций, которые можно отнести к числу трудных для человека.

Сущность ситуационного метода исследования заключается в выборе ситуации в качестве единицы анализа изучаемого явления. Во многих отраслях науки анализ явлений, основанный на выделении единиц, традиционно выступает альтернативой анализу, основанному на выделении элементов. Элемент явления не обладает всеми основными свойствами целого. Единица анализа представляет собой минимальное, далее не разложимое образование, являющееся частью целого и обладающее всеми основными свойствами последнего.

В качестве единицы анализа деятельности Б.Я.Швединым (1989) в психологии была предложена и успешно апробирована "ситуация". Она позволяет анализировать деятельность не вообще, абстрактно, а в субъектно-объектной определенности. Ситуация рассматривается в системе трехмерного пространства: задача деятельности, субъект деятельности, объективные условия деятельности. Ситуация - целостная часть деятельности, за определенное время развития которой решается одна из задач деятельности.

Ситуационный метод исследования позволяет выделить в изучаемом объекте такую структурную единицу, в которой представлены все основные свойства объекта. Затем можно собрать банк ситуаций. Его исследование с помощью ЭВМ позволит установить такие закономерности в развитии объекта, какие другими методами выявить невозможно. Применение ситуационного метода при исследовании конфликтов имеет особенности. Они определяются спецификой объекта исследования, который более сложен по сравнению с деятельностью.

ОСОБЕННОСТИ СИТУАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ. Конфликты так же, как деятельность, могут исследоваться по элементам и по единицам. Например, анализ конфликтов на территории бывшей Югославии по элементам может иметь следующие варианты. Можно изучать роль сербов в этих конфликтах, их политику за последние десять лет. Можно оценивать за это же время политику НАТО на Балканах. Можно изучать конфликт сербского и хорватского руководства в течение 1998 года. Все это будет анализ конфликтов по элементам, поскольку в первых двух случаях изучаются действия только одной стороны конфликта или одного третьего участника. В последнем случае, казалось бы, исследуется конфликтное взаимодействие в целом. Однако здесь не учитывается роль других участников конфликта помимо двух основных. Кроме того, берется только часть конфликта длительностью один год, что приводит к потере целостного представления о нем.

Изучение этих конфликтов с помощью единицы, в качестве которой выступает конфликтная ситуация, предполагает следующий подход. Устанавливаются все основные и второстепенные участники конфликта. Определяются пространственные границы конфликтного взаимодействия. Выделяются фазы в развитии конфликта, в течение которых характер взаимодействия основных его участников качественно не изменяется. Другими словами, конфликтная ситуация - это наименьшая, целостная, неделимая часть конфликта, обладающая его всеми основными свойствами. После определения пространственных, временных и содержательных границ конфликтной ситуации проводится ее системный анализ. Конфликты на территории бывшей Югославии состоят из многих конфликтных ситуаций. Их выделение и последующий анализ дают возможность установить ряд существенных закономерностей в развитии этого макроконфликта.

Использование в качестве единицы анализа конфликтной ситуации дает возможность стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реальных конфликтах. Конфликтная ситуация позволяет изучать характеристики конфликтов не "вообще", а на основе систематизации конкретной информации о поведении конкретных людей и социальных групп.

Структурные границы конфликтной ситуации определяются составом ее основных и второстепенных участников. Важным компонентом ситуации является социальная среда и объективная обстановка, в условиях и под воздействием которых развивается конфликт. Объект конфликта, функциональные взаимосвязи между его структурными элементами также входят в конфликтную ситуацию. Временные границы конфликтной ситуации определяются промежутком времени, в течение которого не происходит качественных изменений в объекте конфликта, составе его основных участников и характере их взаимодействия. Как только хотя бы один из этих трех основных компонентов качественно изменился, начинается развитие новой конфликтной ситуации. Конфликт может состоять из многих, нескольких или одной конфликтной ситуации.

Конфликтные ситуации могут анализироваться ретроспективно и непосредственно. Ретроспективный анализ может осуществляться путем, во-первых, изучения документов, характеризующих конфликт; во-вторых, опроса участников и свидетелей конфликта. Непосредственный ситуационный анализ конфликта осуществляется исследователем во время реального развития событий.

Для проведения ситуационного анализа разрабатывается специальный бланк, в котором отражаются все основные характеристики конфликта. Конфликтная ситуация должна по возможности описываться системно. Например, бланк ситуационного анализа, с помощью которого изучено более 3000 межличностных конфликтов, включает следующие блоки вопросов: характеристика даты начала конфликта, места, особенности деятельности организации и коллектива, в которых произошел конфликт, источник информации о конфликте; отношения оппонентов до конфликта; описание сути конфликта; особенности личности первого оппонента; особенности действий первого оппонента; особенности личности второго оппонента; особенности действий второго оппонента; влияние конфликта на оппонентов и коллектив; вмешательство третьей стороны в конфликт; причины конфликта; характер и результаты его разрешения. Бланк включает 60 вопросов, ответы на которые характеризуют более 80 параметров конфликта.

Анализ базы данных, созданной на основе ситуационного исследования межличностных конфликтов, позволил обнаружить ряд важных особенностей и закономерностей их развития. Наиболее интересные из них следующие: заметное возрастание вероятности конфликтов, если оппоненты находятся в отношениях подчиненности; влияние интенсивности взаимодействия оппонентов на частоту конфликтов между ними; цикличный характер изменения частоты конфликтов в группе в течение года; убывание частоты конфликтов с сослуживцами по мере адаптации сотрудника к новой должности; различный характер влияния конфликта на настроения, взаимоотношения, деятельность участников и свидетелей; различное влияние третьей стороны на разрешение конфликта в зависимости от стратегии ее действий и т.д. Использование системно-ситуационного метода при изучении конфликтов разных уровней позволяет выявить такие закономерности развития конфликтов, которые другими методами установить затруднительно. Этим методом можно успешно пользоваться во всех отраслях конфликтологии.

Непосредственное исследование конфликтов как реакции на те или иные особенности внешней ситуации связано с экспериментальными работами М. Дойча в изучении интерперсональных конфликтов и М. Шерифа в области межгрупповых конфликтов. Именно им психология в первую очередь обязана введением конфликта в ранг экспериментально изучаемой психологической проблематики. Известно, что для приверженцев бихевиористской парадигмы применение экспериментальных методов в изучении психологических феноменов было делом принципа и способом утверждения поведенческой ориентации как доказательства научного статуса объективной психологии.

Самым значительным именем среди тех, кто сделал ситуационную природу конфликта предметом основного внимания и экспериментального анализа, является М. Дойч, ученик и младший коллега К. Левина, чьи исследования в области социальной психологии групп оказали на него огромное влияние. Левин считал важнейшей характеристикой группы систему взаимозависимостей и взаимодействий между ее членами. Именно эти характеристики социальных отношений стали основным предметом многолетних исследований Дойча.

Диссертационное исследование Дойча (1949) было посвящено влиянию кооперации и конкуренции на групповые процессы. Его первые эксперименты, начавшиеся в 1948 году, строились в виде следующей процедуры. Будучи преподавателем психологии, Дойч разделил студентов на 10 групп по пять человек, с которыми он проводил еженедельно по три часа в течение шести недель. Все группы выполняли одни и те же задания, состоявшие в быстром решении не слишком сложных интеллектуальных задач, составлении письменного ответа на вопрос о некоей личной проблеме, групповой дискуссии на заданную тему и т. д.

За группами постоянно наблюдали трое ассистентов, регистрировавших такие аспекты группового общения, как дружелюбность, открытость и качество дискуссии. Также обращалось внимание на коммуникацию между членами группы и их взаимное приятие и понимание во время дискуссий. В дополнение к этому после каждой дискуссии студенты заполняли анкеты, в которых оценивали различные аспекты обсуждения, свои реакции во время него и свои установки относительно других членов группы (Deutsch, 1985).

Закон социальных отношений М. Дойча

Характерные процессы и эффекты, вызванные данным типом социального отношения, имеют тенденцию вызывать этот тип социального отношения.

Читайте также: