Систематизация римского права при императоре юстиниане кратко

Обновлено: 16.05.2024

СВОД ЮСТИНИАНА (кодификация Юстиниана) — систематическое изложение римского и византийского права, предпринятое по приказу императора Юстиниана в VI в. Основной задачей кодификации, проведенной Юстинианом, было упорядочить применение римского права в Византии, в том числе согласовать его с новым византийским законодательством. Римский правовой материал был очищен от многих устаревших норм и институтов и дополнен новыми, отражающими процесс феодализации византийского общества.

Основная часть С.Ю. была составлена небольшой комиссией из авторитетных юристов в 529–534 гг.

Изначально С.Ю. включал три части:

а) официальный учебник римского частного права (Институции);

б) сборник извлечений из сочинений римских юристов (латинское название — Дигесты, и греческое — Пандекты);

в) сборник распоряжений (конституций) римских императоров от Андриана (II в.) до самого Юстиниана, касающихся административного, уголовного, финансового, церковного и частного права (Кодекс Юстиниана). С изданием последнего были отменены все предшествующие правовые акты императоров.

Последняя, четвертая часть С.Ю. - новеллы — представляет собой сборник законов, изданных в Византийской империи в 534–556 гг. в дополнение к основному тексту кодификации.

Законодательство Юстиниана завершило развитие римского права. По издании своих сборников Юстиниан запретил юристам издание всяких их толкований, допустив лишь составление указателей и переводов с латинского на греческий, и этим прекратил дальнейшее развитие юриспруденции. Составные части С.Ю. сохранились лишь в рукописях, обращавшихся среди средневековых ученых-юристов. Полный текст С.Ю. на латинском языке, без греческих текстов, стал известен на Западе только в XII в. В 1583 г. все четыре части С.Ю. появляются в издании Дионисия Готофреда, под названием Corpus juris civilis (Свод гражданского (цивильного) права), сохраняющимся за ними до настоящего времени.

Кодификация Юстиниана оказала влияние на развитие права многих европейских стран, создав предпосылки для последующей рецепции римского права. С.Ю. действовал вплоть до падения Византийской империи в 1453 г. С.Ю. являлся вспомогательным источником права в одной из частей Российской Империи — Бессарабии (ныне Молдова) вплоть до начала XX в. В ряде стран, чья правовая система основана на римско-голландском праве (ЮАР, Ботсвана, Зимбабве), на С.Ю. ссылаются как на авторитетный источник права до сих пор.

Кодификация

Кодификация КОДИФИКАЦИЯ — один из видов законодательной деятельности, состоящей из издания законов, систематизирующих по определенному плану отдельную отрасль или иную часть права государства. В процессе К. отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового

Кодификация Юстиниана

Кодификация Юстиниана см. Свод Юстиниана.

Свод законов

Свод законов СВОД ЗАКОНОВ — официально издаваемый государством сборник законодательства, в котором помещаются сведенные в одно издание и расположенные в определенном порядке (систематическом, хронологическом и др.) действующие нормативные акты. Обычно предполагает

Дигесты и Кодекс Юстиниана

Дигесты и Кодекс Юстиниана По естественному праву все рождаются свободными.[2673]Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, предоставлять каждому то, что ему принадлежит.[2674]Право не может существовать без правоведов, которые каждодневно

Свод Свод в архитектуре, пространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму, образованную выпуклой криволинейной поверхностью. Под нагрузкой С., подобно арке, работают преимущественно на сжатие, передавая на опоры

ДИГЕСТЫ ЮСТИНИАНА

ДИГЕСТЫ ЮСТИНИАНА

21. Изменения государственного аппарата в начале XIX века. Кодификация российского законодательства

21. Изменения государственного аппарата в начале XIX века. Кодификация российского законодательства Изменение государственного аппарата. В 1810 г.был создан Государственный совет, через который должны были проходить все законопроекты. Совет состоял из общего собрания и

ФЕОДОРА (?—548), цирковая артистка, фаворитка, затем жена византийского императора Юстиниана

ФЕОДОРА (?—548), цирковая артистка, фаворитка, затем жена византийского императора Юстиниана В 532 году, во время восстания в Константинополе, император Юстиниан собирался бежать из столицы. Его остановила Феодора, сказав: – Я держусь старой истины: «Царская порфира –

ДИГЕСТЫ И КОДЕКС ЮСТИНИАНА

В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации, лишаются возможности формулировать новые правовые нормы, как это уже раньше произошло с преторами.

Сокращается число классических юристов, труды и мнения которых по-прежнему рассматривались в качестве источника права. В 426 году специальными знатоками Феодосия II и Валентиана III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Мадестина и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними - мнение большинства. В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниана, если же в этом случае Папиниан не высказывался, судья мог действовать самостоятельно.

Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, поскольку это деление в едином императорском законодательстве утрачивает свой смысл, создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ. Особенно оживленно работы по систематизации права велись в восточной части Римской империи (Византии). Здесь в конце III века н.э. были составлены частные сборники римского права - Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, включившие в себя подлинные тексты императорских законов со 196 по 365 г. н.э., а в 438 году осуществлена первая официальная кодификация императорских конституций (Кодекс Феодосия). Особенностью сборника Феодосия, свидетельствующей о более высоком уровне кодификационных работ, было то, что он включал в себя только действующее императорское законодательство.

По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге I рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2 - 8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9 - 12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания). Каждая книга распадается на титулы, а последние - на фрагменты. Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового материала, составляют дигесты, или пандекты. По замыслу Юстиниана его дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибониана. Составители дигест были наделены широкими полномочиями по отбору и сокращению текстов классических юристов, по устранению в них противоречий, повторений и устаревших положений, по внесению в них иных изменений с учетом императорских конституций. Дигесты представляют собой уникальный правовой памятник, насчитывающий около 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юристов, живших с I в. до н.э. по IV в. н.э. Структурно Дигесты делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг, которые в свою очередь (кроме книг 30-32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т.д. Сравнительно немного места отведено публичному праву, главным образом в последних книгах (47-50), где говорится о преступлениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, городском управлении, военном пекулии и т.п. Представлены здесь и вопросы, относящиеся к сфере международного права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностранцев. Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции, характерные для постклассического римского права: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего, смягчение отцовской власти, стирание различий между легатами и фидеикомиссами.




Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции - элементарный учебник права, обращенный императором к "юношеству, любящему законы". Для составления Институций по указанию Юстиниана в 530 году была составлена специальная комиссия из Трибониана (председатель) и профессоров права Феофила и Дорофея. Институции Юстиниана, хотя и в меньшей степени, чем Дигесты, отразили черты постклассического права. Многие устаревшие правовые институты были из них исключены. С другой стороны, был включен ряд новых положений, относящихся к юридическому лицу, конкубинату, колонату, кодициллу. Некоторые вопросы в Институциях Юстиниана разработаны подробнее, чем в Институциях Гая, в частности получила дальнейшее развитие классификация вещных прав, расширен круг оснований возникновения обязательств (добавлены квазиделикты). Как и Институции Гая, Институции Юстиниана состоят из 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из отдельных фрагментов. В первой книге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения. Здесь же говорится о завещаниях и легатах. В третью книгу включены титулы, относящиеся к наследованию без завещания, степени когнатского родства и т.п. В этой же книге излагаются общие положения об обязательствах и обстоятельно освещаются отдельные виды договоров. В отличие от Институций Гая обязательства из деликтов включены в четвертую книгу, где особенно подробно рассмотрен закон Аквилия о возмещении вреда. Далее разбираются вопросы защиты прав (разные виды исков и интердиктов). В заключительной части Институций Юстиниана добавлены два титула, где перечислены обязанности людей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве (оскорбление величества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги).

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому Свод законов Юстиниана хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права. В 535-555 гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степени отразились уже особенности не римского права, а византийского общества и права. Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера. Наиболее крупный из них включал 168 новелл, из которых 153 принадлежат Юстиниану. Значительно позднее (в средние века) сборники новелл Юстиниана стали включаться в Corpus juris civilis в качестве его четвертой книги.

В период домината в связи с глубоким кризисом рабовладельческой системы римское право претерпевает некоторые незначительные изменения, но его основные институты практически сохраняются в прежнем виде. Наибольшие изменения в это время происходят именно в источниках права, среди которых все больший удельный вес приобретает законодательство императоров. В связи с установлением всевластия императоров новые поколения юристов утрачивают право давать обязательные консультации, лишаются возможности формулировать новые правовые нормы, как это уже раньше произошло с преторами.

Сокращается число классических юристов, труды и мнения которых по-прежнему рассматривались в качестве источника права. В 426 году специальными знатоками Феодосия II и Валентиана III о цитировании была признана юридическая сила за сочинениями лишь пяти юристов: Папиниана, Павла, Ульпиана, Мадестина и Гая. Судьи должны были выявлять общее мнение этих юристов, а в случае разногласия между ними - мнение большинства. В случае равенства голосов решающим признавалось мнение Папиниана, если же в этом случае Папиниан не высказывался, судья мог действовать самостоятельно.

Утрата римским правом былого динамизма, стирание граней между цивильным и преторским правом, поскольку это деление в едином императорском законодательстве утрачивает свой смысл, создали благоприятные условия для проведения кодификационных работ. Особенно оживленно работы по систематизации права велись в восточной части Римской империи (Византии). Здесь в конце III века н.э. были составлены частные сборники римского права - Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, включившие в себя подлинные тексты императорских законов со 196 по 365 г. н.э., а в 438 году осуществлена первая официальная кодификация императорских конституций (Кодекс Феодосия). Особенностью сборника Феодосия, свидетельствующей о более высоком уровне кодификационных работ, было то, что он включал в себя только действующее императорское законодательство.

По примеру Законов XII таблиц Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг. В книге I рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, книги 2 - 8 посвящены различным вопросам частного права, в книгах 9 - 12 затрагиваются различные стороны публичного права (административное управление, преступления и наказания). Каждая книга распадается на титулы, а последние - на фрагменты. Важнейшую часть кодификации императора Юстиниана, выделявшуюся по богатству использованного правового материала, составляют дигесты, или пандекты. По замыслу Юстиниана его дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи. Подготовка дигест была поручена специальной комиссии под руководством Трибониана. Составители дигест были наделены широкими полномочиями по отбору и сокращению текстов классических юристов, по устранению в них противоречий, повторений и устаревших положений, по внесению в них иных изменений с учетом императорских конституций. Дигесты представляют собой уникальный правовой памятник, насчитывающий около 150 тыс. строк, включающий более 9 тыс. текстов, взятых из книг римских юристов, живших с I в. до н.э. по IV в. н.э. Структурно Дигесты делятся на семь частей (в самом тексте такой рубрики нет) и на 50 книг, которые в свою очередь (кроме книг 30-32 о легатах и фидеикомиссах) расчленяются на титулы, имеющие названия. Содержание Дигест весьма широко и разнообразно. В них рассматриваются некоторые общие вопросы правосудия и права, обосновывается деление права на публичное и частное, дается очерк возникновения и развития римского права, излагается понимание закона и т.д. Сравнительно немного места отведено публичному праву, главным образом в последних книгах (47-50), где говорится о преступлениях и наказаниях, о процессе, правах фиска, городском управлении, военном пекулии и т.п. Представлены здесь и вопросы, относящиеся к сфере международного права: ведение войны, прием и отправка посольств, статус иностранцев. Наиболее полно в Дигестах представлено частное право. Особенно много внимания в них уделено наследованию (по закону и завещанию), брачным отношениям, вещному праву, различным видам договоров. Здесь отразились многие новые тенденции, характерные для постклассического римского права: слияние преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего, смягчение отцовской власти, стирание различий между легатами и фидеикомиссами.

Своеобразной частью кодификации Юстиниана являются Институции - элементарный учебник права, обращенный императором к "юношеству, любящему законы". Для составления Институций по указанию Юстиниана в 530 году была составлена специальная комиссия из Трибониана (председатель) и профессоров права Феофила и Дорофея. Институции Юстиниана, хотя и в меньшей степени, чем Дигесты, отразили черты постклассического права. Многие устаревшие правовые институты были из них исключены. С другой стороны, был включен ряд новых положений, относящихся к юридическому лицу, конкубинату, колонату, кодициллу. Некоторые вопросы в Институциях Юстиниана разработаны подробнее, чем в Институциях Гая, в частности получила дальнейшее развитие классификация вещных прав, расширен круг оснований возникновения обязательств (добавлены квазиделикты). Как и Институции Гая, Институции Юстиниана состоят из 4 книг. Под влиянием Дигест они были разделены на титулы, которые состоят из отдельных фрагментов. В первой книге даются общие сведения о правосудии и праве, о правовом статусе лиц, о вольноотпущенниках, о браке, об отцовской власти, об опеке и попечительстве. Вторая книга посвящена вещному праву. В ней подробно рассматриваются новые способы деления и свойства вещей, предусматриваются новые способы их приобретения. Здесь же говорится о завещаниях и легатах. В третью книгу включены титулы, относящиеся к наследованию без завещания, степени когнатского родства и т.п. В этой же книге излагаются общие положения об обязательствах и обстоятельно освещаются отдельные виды договоров. В отличие от Институций Гая обязательства из деликтов включены в четвертую книгу, где особенно подробно рассмотрен закон Аквилия о возмещении вреда. Далее разбираются вопросы защиты прав (разные виды исков и интердиктов). В заключительной части Институций Юстиниана добавлены два титула, где перечислены обязанности людей и разные виды преступлений, особенно разработанные в императорском законодательстве (оскорбление величества, прелюбодеяние, отцеубийство, подлоги).

Кодификация Юстиниана подвела своеобразную черту под многовековым развитием римского права, представляя собой концентрированный итог всей его предшествующей истории. Поэтому Свод законов Юстиниана хотя и отразил некоторые постклассические и чисто византийские черты, является в своей основе источником римского права. В 535-555 гг. указанные выше три сборника римского права были дополнены сборниками конституций (новелл) самого Юстиниана, в которых в большей степени отразились уже особенности не римского права, а византийского общества и права. Однако эти сборники были составлены частными лицами и не имели официального характера. Наиболее крупный из них включал 168 новелл, из которых 153 принадлежат Юстиниану. Значительно позднее (в средние века) сборники новелл Юстиниана стали включаться в Corpus juris civilis в качестве его четвертой книги.

На определенном этапе развития римской государственности потребовалась систематизация римского права. Первые попытки кодификации законов предприняли частные лица, которые составляли сборники императорских юстиций.

Выпущенный в 295 г. Кодекс Грегориана объединил все императорские конституции, которые были приняты в начале II – конце III вв. В Кодекс вошло 19 книг, разделенных на титулы с предметными рубриками.

Ничего оригинального составители не придумали: первые 13 книг объединяли законы так называемого преторского права. Остальные 6 трактовали уголовное право и судебный процесс. При этом собрание Грегориана было официально признано и применялось на практике в течение двух веков.

Позднее первое собрание дополнил Кодекс Гермогениана. Составитель включил в действующий сборник конституции вплоть до императора Константина (IV в.). В общей сложности он собрал 120 конституций. Собрание выдержало три редакции, в ходе которых конституции подвергались нещадным правкам. Сегодня мы не можем изучить систему и порядок титулов данного документа, поскольку они оказались безвозвратно утраченными.

Первым официальным сборником конституций считается Кодекс Феодосия. Изначально этот восточно-римский император планировал не просто систематизировать, но и дополнить конституции цитатами из произведений классиков. Столь масштабную задачу реализовать не удалось, были собраны только императорские конституции. Собрание насчитывало 16 книг, разделенных предметными титулами.

Кодекс Феодосия был отправлен в Рим, где его одобрил правитель Западной Римской империи Валентиниан III. На западе сборник приобрел сильное влияние и продолжал действовать, даже когда в восточной части давно действовал Кодекс Юстиниана.

Кодификация Юстиниана

Грандиозная работа по кодификации законов развернулась при императоре Юстиниане. Предпосылками для этого стали планы по воссоединению восточной и западной части Римской империи. Государственные интересы предъявляли к законам такие требования как единство, определенность и ясность содержания.

Честолюбивому Юстиниану не терпелось прославиться как великому законодателю. Поэтому он приказал проанализировать правовой материал прошлых лет, убрать устаревшие положения и отобрать актуальные для эпохи законы. Речь шла не только об императорских законах, но и о сочинениях классиков.

Кодекс Юстиниана

13 февраля 528 г. была учреждена особая комиссия, в которую вошли десять выдающихся юристов того времени, включая начальника императорской канцелярии Трибониана и профессора Константинопольской школы права Феофила.

Юристы начали работу с кодификации императорских законов. Юстиниан уполномочил их сокращать и переформулировать старые конституции. Разрешалось разрабатывать новые конституции и выбрасывать устаревшие.

Конституции размещались в соответствующих титулах, которые располагались в хронологическом порядке. В начале каждой конституции было указано имя создавшего её императора, в конце – цель издания и имя консула.

До наших дней эта редакция кодекса не дошла. Известны лишь исторические факты: сборник конституций был сделан за год и был назван в честь императора. Когда он вступил в силу, все прежние конституции были упразднены.

Дигесты

Дигесты представляют собой систематизированный сборник цитат из работ римских юристов. Они являются одним из важных частей свода римского гражданского права.

Сочинения юристов-классиков систематизировала специальная комиссия, в которую вошли чиновники, адвокаты из высшего суда и профессора ведущих школ. Под руководством Трибониана комиссии предстояло проанализировать сочинения юристов и извлечь цитаты, которые имели практическое значение.

Комиссия была разделена три секции. Первая изучала труды по цивильному праву, вторая – по преторскому, третья – сочинения казуистического характера. После системного анализа все цитаты сводились воедино по определенной системе.

При составлении Дигест комиссия изменяла подлинных текст классических произведений путем вставок (так называемых интерполяций) и замены устаревших терминов на актуальные. Юстиниан придал Дигестам законную силу и запретил делать к ним поправки и комментарии.

В сомнительных случаях судья должен был обращаться к императору, ведь только он обладал единоличным правом толкования закона.

Институции Юстиниана

Институции Юстиниана являются официальным древнеримским элементарным учебником по основам римского гражданского права.

Когда Дигесты были составлены, Юстиниан назначил новую комиссию, которой предстояло составить учебник права по аналогии с прежними институциями. В учебник вошли Институции Гая, цитаты из институций Флорентина, Ульпиана и более поздних сборников.

Комиссия под председательством Трибониана завершила работу над учебником к осени 533 года. 21 ноября Институции Юстиниана были опубликованы и получили законную силу.

Помимо кодификационных работ Юстиниан разрешил наиболее спорные вопросы гражданского права. Выпущенный им Кодекс Юстиниана объединял ветви римского права и придавал новое содержание устаревшим правовым понятиям, сохраняя их актуальность.

Кодекс состоит из 12 книг, разделенных на титулы. Последние, в свою очередь, состоит из отдельных императорских постановлений, которые делятся на параграфы. Данный свод законов стал законодательной основой европейских стран и дошел до нас в полном виде. Сегодня его изучают как один из крупнейших памятников римского права.

Новеллы Юстиниана

Новеллы Юстиниана представляют собой сборник императорских институций, в который вошли как институции самого Юстиниана, так и сборники, которые издавали последующие императоры.

Новеллы включали в себя три части: вступление, основная часть и эпилог. Данный документ позволил реформировать ряд правовых отраслей. В частности, реформы касались гражданского права и судопроизводства, а также административных и церковных вопросов.

Кодификaция Юстиниaна — знаменитое собрание византийского императора Юстиниана римских законов и сочинений юристов, бывшее на протяжении многих веков главным источником права большинства европейских стран.

Ученые обнаружили в текстах цитат из классических юристов многочисленные интерполяции, то есть замены, сделанные комиссией для сближения положений классических юристов с юстиниановским действующим правом. Например, во всех текстах слово mancipatio было заменено на traditio.

4. Новеллы. Содержит 122 новеллы. Древнейший их сборник относится к 556, написан проф. Юлианом из Константинополя. Наиболее полное собрание более позднего времени содержит 168 новелл.

Ист.: Институции Юстиниана / Пер. Д. Расснера. СПб., 1888; Дигесты Юстиниана / Пер. И. С. Перетерского. М., 1984; Дигесты Юстиниана. Том I—VIII / Отв. ред. Л. Л. Кофанов. М., 2002—2006; Прокопий Кесарийский. Тайная история / Пер. А. А. Чекаловой. М., 1993; Агафий Миринейский. О царствовании Юстиниана / Пер. М. В. Левченко. М., 1996.

Лит.: Перетерский И. С. Дигесты Юстиниана. Очерки по истории составления и общая характеристика. М., 1956; Кулаковский Ю. А. История Византии. 518—602 гг. Т. 2. СПб., 1996.

Читайте также: