И кант два периода творчества агностицизм этика кратко

Обновлено: 02.07.2024

В докритический период Канта интересовали в основном философские проблемы естествознания. В то время он сформулировал космогоническую гипотезу о естественном происхождении Солнечной системы под влиянием динамических сил из исходной газовой туманности.

Антиномия разума означает, что противоречивые предложения могут быть как доказуемыми, так и недоказуемыми, например, идея Бога или идея конечности и бесконечности мира и т.д., с одинаковым успехом. Формулируя и разрешая антиномии разума, Кант выделил особую категорию универсальных понятий.

Кант разрешает антиномии разума, проводя различие между миром явлений и миром вещей сами по себе.
Вещь в себе — это то, чем являются объекты познания сами по себе, как существующие вне нас и независимо от нас, нашего познания, его чувственные и логические формы.

Важнейшей особенностью вещей в себе является Кантовский тезис о том, что теоретическое познание возможно только по отношению к явлениям, но не по отношению к вещам в себе.
Человек признает не вещи в себе, а явления — именно это высказывание И. Канта послужило поводом обвинить его в агностицизме, то есть в отрицании узнаваемости мира.

Основное положение гносеологии Канта

Критическая философия И. Канта

Знания никогда не бывают хаотичными, человеческий опыт строится на априорных формах чувств и априорных формах мышления.
Кант рассматривает пространство и время как универсальные и необходимые формы чувствительности, которые служат формами организации и систематизации множества сенсорных впечатлений. Без этих форм восприятия мира невозможно было бы сориентироваться в нем.

Классификация философских учений с точки зрения гносеологии

Предложенная выше типология философских систем основана на особенностях онтологии той или иной системы. Конечно, классификация философских доктрин может быть основана на других основаниях, например, на гносеологии. В этом случае структура взаимоотношений между различными системами будет различной.

Классификация может быть сформирована в зависимости от характера ответа на вопрос об адекватности познания. Затем весь комплекс доктрин делится на три типа: крайний агностицизм, умеренный агностицизм (скептицизм) и эпистемологический оптимизм.

Наиболее распространенная позиция в истории философии — умеренный агностицизм или скептицизм. Философские системы такого типа утверждают, что знание реальности возможно, но не по существу, а на уровне явлений. Другими словами, знание скользит по поверхности вещей, не проникая в их сущность. Линия умеренной агностики включает в себя древних софистов, циников, скептиков, неоплатоников, Д. Хьюма, И. Канта, а в современной философии — критических реалистов, неопозитивистов, экзистенциалистов, постмодернистов. Умеренная агностика имеет рациональную основу, и ее трудно последовательно критиковать. Сложность заключается в том, что философии до сих пор не хватает инструмента, позволяющего сравнивать содержание сознания — знания — и объективную реальность, по отношению к которой это знание существует. Сознание и природа остаются разными реальностями, и нет окончательного ответа на вопрос, как именно сознание отражает реальность. Однако в том, что познавательные конструкции человеческого разума не являются фантасмагорическим заблуждением, убеждают успешная деятельность человека вне сферы знаний и тот факт, что человеческий род, несмотря на свою биологическую слабость, еще не исчез с лица земли.

Позиция эпистемологического оптимизма предполагает следующий ответ на вопрос о возможностях знания и степени его адекватности: мир полностью и по существу знаменит. Эта точка зрения характерна для философов эпохи Просвещения, Г. Гегеля, диалектических материалистов.

Как видим, разделительные линии философских доктрин на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, агностицизм и эпистемологический оптимизм не совпадают. Философ может быть идеалистом и эпистемологическим оптимистом (Г. Гегель), идеалистом и агностик (И. Кант), материалистом и эпистемологическим оптимистом (диалектический материализм, механистический материализм), материалистом и агностик (Джон Локк) и так далее.

Философские концепции можно также классифицировать с точки зрения выделения ведущих когнитивных способностей. В этом случае весь спектр философских теорий можно разделить на рационализм и иррационализм, а рационалистические доктрины, в свою очередь, на рационализм в узком смысле и сенсуализм.

Иррационалисты считают, что истинное знание мира может быть получено человеком через интуицию или инстинкт. Разум, понимание, интеллект, по мнению этих философов, не дают истинного знания, напротив, они являются препятствиями на пути к постижению истины. Примерами философского иррационализма являются иррационалистический волюнтаризм Шопенгауэра, философия воли Ницше и философия жизни Анри Бергсона. В частности, Ницше писал, что разум является препятствием на пути к воле в стремлении к власти и что интеллектуальные размышления и размышления препятствуют человеческой деятельности.

Гносенология

Процесс познания представлен французским материалистам следующим образом. От начальной чувствительности, в процессе ее осуществления под влиянием природы формируются такие способности ума, как память, воображение и внимание. Они облегчают процесс сравнения и выражения сочетания ощущений, в результате чего человек становится полностью способным к мышлению. Дидро назвал человека музыкальным инструментом, наделенным чувствительностью и памятью. Такой инструмент может самостоятельно повторять арии, которые природа играла на его клавишах.

Французские материалисты признавали сенсации как образы внешнего мира и последовательно распространяли принцип рефлексии на процесс мышления. По их мнению, связь и последовательность понятий, суждений и выводов отражают объективную взаимосвязь причины и следствия. Человек регистрирует в своем мышлении и рассуждениях реальную связь вещей и процессов, происходящих в мире.

Любая истина, которую выражает человек, может быть сведена к реальным объектам и их отношениям, которые даются человеку в чувствах. Однако, благодаря способности человека обозначить свои идеи словами, возникают абстракции, которые могут привести к заблуждениям, если они не соответствуют реальным фактам. Абстракция бессмысленна, если она не относится к реальным объектам, из которых абстрагируются свойства и действия, представленные в ней.

Абстракции, соответствующие природным явлениям, служат основой науки, задачей которой является познание истины. Истина заключается в соответствии между представлениями о вещах и о самих вещах. Подобная переписка может быть установлена только на основании опыта.

Гносеологическая трактовка категорий Иммануила Канта

Если в онтологическом варианте роль категорий определяется как анализ (разделение) исходной целостности бытия, то в гносеологической интерпретации они понимаются как те, которые делают возможным синтез (унификацию) человеческих знаний. Категории Канта, в отличие от аристотелевских, являются не категориями бытия, а категориями мышления. Они выступают как универсальные принципы систематизации деятельности интеллекта. Таким образом, и единство объектов как объектов нашего суждения, и универсальность выраженных в них законов существуют не в природе, а только в восприятии познающего субъекта.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 —1804) — поистине титаническая фигура. Именно с него занялась заря философии Новейшего времени. Не только в философии, а и в конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем. Разработанная им гипотеза происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности до сих пор является одной из фундаментальных научных идей астрономии. Кроме того, он выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею естественного происхождения человеческих рас.

Философские воззрения Канта существенно менялись по мере его духовного развития. Если до начала 80-х гг. XVIII в. его интересовали главным образом: естественно-научные вопросы, то потом его дух погружается в так называемые метафизические, т.е. общефилософские, проблемы бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики, т.е. всей системы философии. Человек, этика и право — вот альфа и омега всего философского учения великого мыслителя.

О бытии и познании. Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматически прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как

В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.

Этика и проблема религии

Иммануил Кант (22.04.1724 г. - 12.02.1804 г.) — философ, основоположник немецкой классической школы. В данной статье мы кратко рассмотрим ключевые аспекты философии Канта.

Периодизация творчества Канта

1. Докритический период (до начала 70-х гг.)

2. Критический период (с начала 70-х гг. и до 1804 года)

Теория познания Канта

Одно из основных отличий теории познания Канта в том, что он считал причиной трудности познания действительности — субъект познания, человека и разум. Знание у Канта – совокупность суждений, имеющих одновременно субъективно и объективно достаточное основание. Оно имеет две формы — апостериорное и априорное.

1. Апостериорное получено через опыт. Оно не достоверно и носит предположительный характер, требует проверки на практике.

2. Априорное существует изначально и носит доопытный характер. Доказательств не требует. На такое знание опираются физика и другие естественные науки.

Нельзя не затронуть понимание Кантом разума. Разум – познавательная способность, которая может руководить рассудком, высшая форма сознания. Рассудок не имеет цели и спонтанен, оперирует предельно общими понятиями, категориями (возможность и невозможность, количество, качество и т.д.), с помощью которых систематизируются первоначальные ощущения. С помощью категорий, рассудок переводит индивидуальное восприятие в общезначимый опыт. Разум же предлагает нечто безусловное в форме идей, представлений о конечной цели, побуждает рассудок к действию. В то же время, цели, что дает разум – невыполнимы, так как абсолютное познание невозможно.

Существует еще одна форма сознания, помимо рассудка и разума — чувственность. Чувственность помогает систематизировать ощущения в своих формах – пространстве и времени.

Подводя итог следует привести схему процесса познания, предложенную Кантом:

1. Окружающий мир оказывает воздействие на органы чувств.

2. Органы чувств воспринимают образы в формате ощущений.

3. Сознание систематизирует образы.

4. В разуме человека появляется целостная картина окружающего мира.

Кант обнаруживает четыре подобных противоречие:

1. Конечность/ бесконечность мира – ограниченность мира или отсутствие у него границ в пространстве и времени.

2. Все сложные субстанции состоят из простых частей/ не существует ничего простого.

3. Свобода существует/ причинность главенствует в мире.

4. Бог есть/ Бога нет.

Для каждого из вариантов с помощью разума можно найти логические доказательства, что и приводит в тупик.

Этика Канта. Категорический императив

Этика Канта базируется на понятиях о духовном бессмертии, свободе воли и бытие Бога, т.е. – на антиномиях разума. По мнению Канта, этика может быть построена как точная наука и одна из главных ее проблем — обоснование системы нравственных норм, автономной и общей для всех, не ограниченной религиозными постулатами. Нравственность должна быть универсальной. Кант отказывался видеть основы подобной общей морали в природе. В его этике человек сам является автором моральных норм, если выступает от имени всех и в общих интересах.

В основе всей этики Канта лежит категорический императив, гласящий - поступай так, чтобы правила, которым ты следуешь, могли быть основой всеобщего морального законодательства. Человечество – величайшая ценность и самоцель в этике Канта.

Категорический императив не нуждается в доказательствах и является высшим принципом науки о добре. При этом, он лишь дает форму способную породить более конкретные законы. Человек должен быть морален не из-за надежды на лучшее, а из уважения к закону.

Вне законов действия человека в нравственном плане, могут быть определены долгом, склонностями и страхом.

16 Классическая немецкая философия. Гносеология и этика И.Канта.

Условия возникновения и источники классической немецкой философии.

К середине 18 века центр философского творчества в Европе переместился из Франции и Англии в Германию.

По богатству и значимости содержащихся в ней идей немецкая классическая философия является одним из важнейших этапов в развитии европейской философии.

Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших выражений эпохального подъема, начавшегося в германских государствах с середины 18 века, и имевшего другим своим проявлением влияние на общественное сознание. Этот подъем был включен в общеевропейское движение, получившее название Просвещение.

Т.о., немецкая классическая философия разработала несколько основных проблем:

1. повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание) к исследованию человеческой сущности;

2. особое внимание уделила проблеме развития;

3. значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;

4. взглянула на историю как на целостный процесс.

Основоположником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724-1804).

Впервые как главный фактор, определяющий систему познания, рассматривает специфику познания субъекта.

Различает 2 уровня:

1) Эмпирический (относятся индивидуально-психологические особенности человека).

2) Трансцендентальный (всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового).

2 периода в творчестве Канта :

В докритический период занимается проблемами онтологии (науки о бытии).

1755 г . “всеобщая и естественная история и теория неба”:

Мир создан богом по законам математики, а люди пытаются понять эти законы.

Однажды созданный мир не меняется.

Проблемы становления и направленного развития солнечной системы решает, опираясь на: систему Коперника, законы Кеплера, закон Галилея (о падении), закон всемирного тяготения и механики Ньютона.

( Докритический период на позициях материализма). На месте солнечной системы некоторые механические частицы, разница в плотности скопления, они обладали силами притяжения и отталкивания => завихрения падающих частиц => образование солнца и планет.

Существование других галактик.

В критическом периоде переходит на позиции дуализма.

Подвергает критике разум, который является всесильным и беспощадным критиком.

1781 г . Критика чистого разума, вещи воздействуют на наши органы чувств => мы знаем вещи не такими, какими они являются в себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании.

Человеческие ощущения – нечто закрытое для свойств внешних вещей. Человеческий опыт ограничен и конечен, а объективный мир всегда шире того, который представлен в нашем чувственном опыте => мы не можем делать заключения строгой всеобщности.

Отсюда (Кант – агностик) действительное мировоззрение принципиально невозможно .

Процесс познания имеет 2 стороны:

1. Содержание – определяется опытом, действием внешнего мира на органы чувств.

2. Формы – не зависят от опыта, они иммонентны сознанию (присущие предмету самого сознания, внутренние), имеют априорный, ( доопытный ), врожденный характер.

Процесс познания проходит 3 ступени :

1) Созерцание. Хаос ощущений, не отражающих собственной природы вещей. Упорядочивается с помощью пространства и времени => создание чувственной картины мира (не имеет сходства с действительностью).

2) Рассудок. Чувственные картины упорядочиваются с помощью априорных (в неопытных, субъективных) категорий мышления – единство, реальность, отрицание, качество . => с оздается наука, формулируются законы науки, которые не существуют в природе.

3) Разум: имеет место с обобщениями, полученными на 2 ступени.

Разум группирует и завершает мысли в виде 3 идей:

1. космологическая (идея о внешнем мире);

2. психологическая ( идея о душе );

3. теологическая ( идея о боге ).

На основе космологической идеи – ряд противоречивых заключений (антиномий):

- мир конечен в пространстве и времени; - мир бесконечен в пространстве и времени;

- мир состоит из простых частей; - мир делится до бесконечности.

- в мире всё существует по необходимости; - в мире есть свобода.

В философии Канта возникает новая форма диалектики: - она субъективна; - парадоксальна - реальные противоречия охвачены, но существенно обрублены.

Агностицизм Канта.

(Если подвести итоги).

Выдвигает 2 основания :

1. Положение о том, что в процессе познания мы имеет дело только с явлением, а сущность вещи остается нам неизвестной.

Вне нашего сознания имеются материальные предметы, которые воздействуют на наши органы чувств и взаимодействуют между собой; в голове возникают ощущения в виде хаоса. Сознание, с одной стороны, воспринимает эти воздействия, с другой – совершает упорядочивание (с помощью пространства и времени, которые не зависят от материальных предметов, это формы сознания).

3 уровень: вопрос о сущности мира, человека, его место в мире, перспективы существования. Здесь миру в целом противопоставляется человек, который является материальным существом, обладающим сознанием.

Основные достижения Канта :

1. дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона;

3. выдвинул учение о категориях - основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

В конце 18 в. центром развития европейской философии перемещается из Франции в Германию. Именно в Германии создаются самые значительные философские учения кон. 18 – сер. 19 в., ставшие вершиной классического этапа развития европейской философии. Этот период получил в истории философии названия немецкой классической философии. Подъём немецкой философии произошёл на общем фоне расцвета немецкой культуры (музыки, литературы).

Кант является наиболее известным представителем субъективного понимания пространства и времени. Кант полагает, что пространство и время не существуют в объективной реальности, а свойственны лишь сознанию, субъекту и связываются с деятельностью чувств. Пространство и время определяются Кантом как априорные (доопытные) формы чувственности, в рамках которых мы оформляем все созерцания. Согласно Канту, мир вещей в себе (ноуменов) существует вне пространства и времени, а все вещи для нас (феномены) существуют в пространстве и времени. Время объявляется Кантом внутренним чувством, на основе которого возникает арифметика. Пространство рассматривается как внешнее чувство, на основе которого возникает геометрия. Поскольку пространство и время присуще всем субъектам и подчиняются одинаковым законам, становится возможной математика как наука. Учение о рассудке (трансцендентальная аналитика).

Учение о разуме (диалектика). Разум - высшая познавательная способность человека. Она заключается в возможности производить умозаключения, из одних суждений выводить другие. Разум оперирует идеями. В отличие от категорий рассудка идеи разума могут не иметь в опыте никакого адекватного объекта, поскольку разум непосредственно с чувствами не взаимодействует. Отсюда проистекает возможность создания ложных, мнимых идей. Кант выделяет 3 главные идеи разума: 1. Душа, 2. Мир, 3. Бог. На основе каждой из этих идей возникает дисциплина, претендующая на научный статус. На основе идеи души появляется психология, на основе идеи мира возникает космология, на основе идеи Бога – теология. Ни одна из этих дисциплин, считает Кант, не способна доказать свой научный статус. Психология не является наукой, поскольку она основана на неверных логических заключениях (паралогизмах). Кроме того, Кант считал, что в психологии не применимы математические методы, что также свидетельствует о её ненаучности. Соответственно, бессмертие души и её идеальная природа как отдельной субстанции не могут быть научно доказаны. Вера в бессмертие души является предметом не знания, а личной убеждённости. Теология также не является наукой. Кант подвергает критике все имеющиеся доказательства бытия Бога (онтологическое и физико-космологические), вскрывая их логическую ошибочность и несостоятельность. Бытие и свойства Бога также не могут быть доказаны с научной строгостью, а являются лишь предметом веры.

Читайте также: