Модели политической социализации кратко

Обновлено: 28.06.2024

Как известно, характер и уровень политической социализированности человека не остаются неизменными. По мере возрастных изменений личности, развития и усложнения политической системы индивид усваивает новые политические качества и одновременно освобождается, отказывается от устаревших, не устраивающих его приемов участия в политической жизни общества. Иначе говоря, политическая социализация имеет свои этапы. В наиболее общем виде в ней можно выделить два этапа – первичный и вторичный.

Первичный этап политической социализации – первоначальное восприятие человеком политических категорий, которые постепенно формируют у него избирательно-индивидуальное отношение к явлениям политической жизни.

На данном этапе выделяют четыре аспекта процесса социализации, предложенные американскими учеными Д. Истоном и И. Денисом. Это:

Первичным механизмом социализации является имитация. И образцами для подражания чаще всего выступают родители, родственники, сверстники, учителя, тренеры и т. д. От них человек усваивает представления о политике. В детском и юношеском возрасте он накапливает опыт общения с представителями власти, которых встречает в своей повседневной жизни (руководство школы, милиция и т. д.). У него формируются умения и представления, минимально необходимые для восприятия и оценки политического процесса в целом, а также отдельных политических событий.

Вторичный этап политической социализации характеризуется тем, что он связан с расширением самостоятельного политического опыта человека, его умением вырабатывать индивидуальные политические суждения, перерабатывать информацию, формировать позиции и следовать своим социальным ролям. При этом личные переживания в значительной степени уступают место более систематизированным знаниям о политике и целенаправленно приобретенным навыкам (знание своих конституционных прав и обязанностей, избирателей системы в стране, позиций основных политических лидеров и т. п.). На данном этапе социализации личность способна противостоять давлению и выражать свою способность к индивидуальному пересмотру идеологических позиций, переоценке культурных норм и традиций. Вторичная социализация выражает непрерывную самокоррекцию человека в своих ценностных представлениях и предпочтительных способах политического поведения.

Агентами вторичной социализации выступают формальные организации, официальные учреждения: представителя администрации школы, армии, государства и т. д.

Сформировавшиеся в детские и юношеские годы политические предпочтения и установки являются наиболее устойчивыми. Продолжающаяся в течение всей жизни социализация не оказывает сколь-нибудь серьезного влияния на трансформацию базовых ценностей, сложившихся в ранние периоды.

Политическая социализация может быть различной по своему характеру. Для выявления совокупности наиболее общих черт, характеризующих взаимодействие индивида и власти, используется понятие модели (или типа) политической социализации. Они представляют собой некие сложившие образцы, стандарты, обеспечивающие преемственность политического развития, передачу политических ценностей от одного поколения к другому.

В литературе широко используются модели политической социализации, предложенные американским ученым Р. М. Мерельманом. Им выделяется четыре таких модели.

Первая – системная – характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение, личности, ее сверстники.

В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов.

Четвертая модель – конфликтная – сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.

Первая модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая – для стран незападной цивилизации. Третья – присуща континентально-европейской культуре. И, наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.

Практически в любом обществе индивиды и группы приобщаются к системе ценностей, политических ориентаций, приемлемым формам политического поведения. В современном российском обществе, когда в результате смены политического режима прежняя система ценностей оказалась дискредитированной, а новые ценности не стали доминирующими в массовом сознании перед обществом встают сложные вопросы: какие цели должна преследовать политическая социализация? Какие ценности могут стать объектом консенсуса различных социальных групп?

Не менее серьезной проблемой политической социализации в России является отсутствие преемственности в передаче опыта политического участия и поведения. Старые модели политического участия и поведения, освоенные старшим поколением, зачастую не отвечают новым политическим реалиям и способны лишь дезориентировать личность. Новые модели формируются и осваиваются достаточно медленно.

Особенно актуальным сегодня является вопрос политической социализации молодежи. Это объясняется тем, что молодежь в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит.

Политическая социализация современной молодежи проходит в сложных условиях. Неблагоприятная социально-экономическая и политическая среда снижает активность молодежи, формирует неуверенность в настоящем и будущем. Современная молодежь расколота и дезориентирована. Отсюда биполярная крайность. Во-первых, растерянность и пессимизм, которые приводят к апатии и недоверию со стороны молодого поколения к властям, что в свою очередь проявляется в низкой гражданской и политической активности. И, во-вторых, растут агрессивность и экстремизм, шовинизм и криминальность, стремление решить возникающие конфликты силовыми методами. Этим недовольством беззастенчиво манипулируют, используя его в своих корыстных целях.

Не случайно, одна часть молодежи пытается объединиться и решить свои проблемы путем активного протеста. Другая – идет в политику, пытается представить свои интересы в законодательных и исполнительных органах власти, баллотируясь на выборах и т. д. Третья – сплачивается вокруг неофашистов, национал-патриотов (Волков Ю. Г., Добреньков В. И., Кадария Ф. Д., Савченко И. П., Шаповалов В. А. Социология молодежи: Учеб. пособие / Под ред. Ю. Г. Волкова.- Ростов-н/Д., 2001.- С. 124-125).

Таким образом, ситуация с политической социализации молодежи в России крайне сложна и противоречива.

Именно поэтому в настоящее время злободневной является задача политического образования молодежи и других групп населения. Формировать политическую культуру можно лишь на основе глубоких знаний о политике. Нужно дать возможность получить верные представления о сущности, функциях политики, всех компонентов политических систем, политической власти в целом и, в частности, государственной власти, о правах, свободах и обязанностях. Во-вторых, вырабатывать у них соответствующие этим представлениям навыки поведения. В-третьих, процесс политической социализации в современных условиях возможен лишь на основе плюралистического подхода путем показа разнообразия существующих мнений, взглядов, точек зрения на важнейшие вопросы социальной жизни. Это дает возможность сформировать у молодежи уважение к чужому мнению, толерантность, готовность к диалогу и компромиссу. В-четвертых, нужно знакомить и осваивать опыт политической социализации других стран, изучать особенности функционирования политических систем и способы воздействия на них и реализацию собственных и групповых интересов. В-пятых, следует поддерживать стремление молодежи к объединению, к участию в деятельности формальных и неформальных организаций, осуществляющих созидательные цели. Необходимо формирование новых институтов социализации, которые бы заполнили образовавшийся вакуум после разрушения существовавших прежде.

Итак, в любой стране индивиды и группы приобщаются к системе ценностей, политических ориентаций, приемлемым формам политического поведения. Этот процесс получил название политической социализации. Он выполняет определенные функции, протекает непрерывно на протяжении всей жизни человека. В зависимости от целей выделяют системную, гегемонистскую, плюралистическую и конфликтную модели политической социализации. Преобладание одной из четырех моделей зависит от типа политической системы и характера политической культуры. В современном российском обществе особую актуальность приобрела проблема политической социализации молодежи, которая находится в состоянии растерянности, дезориентации. Формирование у нее политической культуры возможно на основе глубоких знаний о политике, плюралистического подхода, участия в прогрессивных объединениях, выработки соответствующего поведения.

Политическая социализация – это процесс усвоения политической культуры.

Содержание политической социализации

Габриель Алмонд писал:

Политическая социализация представляет собой двуеди­ный процесс (1) перехода требований политической системы во внутреннюю структуру индивида и (2) реализации им предписанных ролей в осущест­влении электорального выбора, взаимодействия с властями, учас­тия в политических партиях и пр.

Прямая и косвенная политическая социализация

Социализация является пря­мой, когда она подразумевает непосредственную передачу информа­ции, ценностей или мнений о политике (уроки гражданского обуче­ния).

Политическая социализация имеет косвенный характер, когда формирование политических взглядов происходит не­преднамеренно, под влиянием собственного опыта.

Модели политической социализации (по P. Мерельману)

Первая – системная – характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, тради­ционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее свер­стники.

Вторая модель, обозначаемая как гегемонистская, фор­мирует молодежь, враждебно настроенную против любой соци­альной и политической системы, кроме "своей". Ведущими аген­турами в этой модели являются средства массовой информации.

В третьей модели, названной плюралистической, целями социализации являются формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участия в их реализа­ции, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от резуль­татов политики и степени реализации своих интересов. Аген­турами являются школа, родители, средства массовой инфор­мации, партии и группы интересов.

Четвертая модель – конфликтная – сводится к формиро­ванию лояльности к определенной группе и готовности под­держать ее в борьбе против других групп. Агентурами социа­лизации являются органы пропаганды и агитации, представ­ляющие интересы группы.

Первая модель социализации в большей степени харак­терна для англо-американской культуры. Вторая – для стран незападной цивилизации. Третья модель присуща континентально-европейской культуре. И, наконец, последняя модель относится к закрытым (авторитарным) политическим системам.

Этапы социализации

Социализация продолжается на протяжении всей жиз­ни индивида.

Первичная и вторичная социализация.

Агенты политической социализации

Агенты политической социализации – это институтов и организаций, влияющие на политические установки.

Социальный класс и пол.

Средства массовой информации.

Литература

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Политическая культура и политическая социализация // Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. М., 2002. С. 156–186.

МОДЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ - 1) системная - характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники;2)геге-монистская - формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме "своей". Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации; 3) плюралистическая - формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участвовать в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов; 4 (конфликтная - сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.

Первая модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая - для стран незападной цивилизации. Третья - присуща континентально-европейской культуре. И, наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.

Политология: словарь-справочник. — М.: Гардарики . М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. . 2001 .

Смотреть что такое "МОДЕЛИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ" в других словарях:

Социализация политическая — процесс усвоения человеком норм, традиции политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств и свойств для адаптации к данной политической системе и выполнению там определенных функций и ролей. На основе характера… … Политология. Словарь.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (лат. socialis общественный и греч. роlitike политика) процесс усвоения индивидом политических знаний, норм и ценностей политической культуры, способствующих формированию у него необходимых качеств для адаптации к данной политической системе и… … Политологический словарь-справочник

Правовая социализация — Правовая социализация это процесс усвоения человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация к общественно правовой жизни. Ее результатом является принятие индивидом части культурно… … Википедия

МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ — (гр. methodos путь исследования) средства анализа, способы проверки и оценки политической теории. Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли.… … Политология: словарь-справочник

СИСТЕМА ПОЛИТИЧЕСКАЯ — (греч. systema целое, состоящее из частей, роlitike политика) совокупность взаимосвязанных государственных и негосударственных социально политических институтов, ценностей и норм, а также принципов организации и осуществления политической власти … Политологический словарь-справочник

Шестопал, Елена Борисовна — (р. в 1949) спец. в обл. полит. филос.; д р филос. наук, проф. Род. в Хабаровском крае. Окончила филос. ф т МГУ (1971), асп. там же (1976). Работала в Ин те социол. АН СССР (1976 1979), затем на кафедре соц. психол. в Ин те обществ. наук (1979… … Большая биографическая энциклопедия

политическая психология — (от греч. politika государственные или общественные дела) область психологии, изучающая психологические компоненты (настроения, мнения, чувства, ценностные ориентации и … Большая психологическая энциклопедия

ГОЛОСОВАНИЕ — (VOTING) Социологический анализ электорального поведения исследование того, каким образом люди голосуют на выборах и почему они голосуют так, а не иначе, традиционно основывался на структурном подходе, нацеленном на выявление факторов социальной… … Социологический словарь

Политическая культура — Политическая культура часть общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура… … Википедия

1) системная - характеризуется формированием позитивного отношения к власти, правовому порядку, традиционным институтам. Важнейшими агентурами социализации являются школа и семья, а также окружение личности, ее сверстники;2)геге-монистская - формирует молодежь, враждебно настроенную против любой социальной и политической системы, кроме "своей". Ведущими агентурами в этой модели являются средства массовой информации; 3) плюралистическая - формирование представлений граждан о своих политических интересах, желания участвовать в их реализации, высокого уровня гражданской активности. В результате граждане становятся привержены определенным политическим группам и могут их свободно менять в зависимости от результатов политики и степени реализации своих интересов. Агентурами являются школа, родители, средства массовой информации, партии и группы интересов; 4 (конфликтная - сводится к формированию лояльности к определенной группе и готовности поддержать ее в борьбе против других групп. Агентурами социализации являются органы пропаганды и агитации, представляющие интересы группы.
Первая модель социализации в большей степени характерна для англо-американской культуры. Вторая - для стран незападной цивилизации. Третья - присуща континентально-европейской культуре. И, наконец, последняя модель характерна для закрытых (авторитарных) политических систем.

Читайте также: