Сирийская цивилизация кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Для понимания феномена городских цивилизаций особое значение имеет сравнение развития городов-государств в различных областях Средиземноморья, в том числе в Сирии.

Сирия древняя страна, расположенная на стыке трех континентов между Палестиной, Финикией, Средиземным морем, Малой Азией, Месопотамией и Аравией. Большую часть ее территории занимали пустыни и полупустыни с небольшими полосками плодородной земли на севере, оазисами Дамаском на юге и Тадмором (совр. Пальмира) в глубине Сирийской степи. Большую роль в жизни населения Сирии играла бурная горная река Оронт, несущая свои воды с юга на север. Благодатные земли долины Оронта отличались плодородием. Хлебные поля, виноградники, оливковые рощи являлись богатством края, которого не было в восточной, степной части Сирии. Однако здесь степи и пустыни повсюду пересекались сухими руслами, которые весной наполнялись водой и питали растительность, пригодную для выпаса мелкого скота.

Древняя Сирия входила в число регионов, где впервые появилось скотоводство и земледелие. Их развитие, а также установление торговых связей с соседними странами определили характер формирующейся здесь цивилизации. Через Сирию проходили караванные пути, соединяющие Месопотамию, Египет, Малую Азию и Аравию. Она постоянно подвергалась нападениям со стороны соседей, желающих перехватить пути международного торгового обмена. На Сирию периодически распространяли свою власть Египет, Шумер, Аккад, Хеттское царство и Митанни, препятствуя образованию здесь крупных самостоятельных государств. Из степей в Сирию время от времени вторгались кочевые племена. Все эти обстоятельства замедлили цивилизационное развитие в данном регионе, однако уже со второй половины III тыс. до н.э. Северная Сирия стала одним из цивилизационных очагов Восточного Средиземноморья.

Кто же создавал цивилизацию Древней Сирии? Основу ее населения составляли семитоязычные кочевые и полукочевые племена амореев и арамеев. Вперемешку с ними жили и несемитские племена хурритов, пришедшие в Сирию из Закавказья. Общались жители Сирии на разных наречьях западносемитского языка. Наряду с доминирующим аморейским языком, принадлежавшим к семитской группе, существовал и хурритский язык, на котором говорила значительная часть населения.

Двойной опыт объединения

Сирия, как уже было сказано, - один из центров становления земледелия и скотоводства. Уже в VI тыс. до н.э. здесь существовали поселения, жители которых выращивали ячмень и пшеницу, разводили коров, коз и овец. Здесь же делали темнолощеную и красную посуду, украшая ее несложным орнаментом. При этом в глину подмешивали песок или крупную солому. В V тыс. до н.э. северные области Сирии находились под сильным культурным влиянием Месопотамской цивилизации. Начинает развиваться металлургия и металлообработка, появляются изделия из меди, золота и серебра дротики, кинжалы, булавки. Местные гончары делали посуду, подражая модным в то время образцам месопотамских мастеров. В IV тыс. до н.э. стали пользоваться гончарным кругом и печами для обжига. На рубеже IV-III тыс. до н.э. Северная Сирия превратилась в зону активного развития обмена и торговли, что привело к появлению поселений городского типа, к образованию цивилизации.

Итак, первые города-государства в Сирии появились в середине III тыс. до н.э., завершая развитие поселений городского типа. К середине II тыс. до н.э. уже выделились как наиболее значительные Ямхад, Эбла, Алалах, Картхемиш, Катна, Дамасское царство, Амурру. Города Ямхад и Эбла яркие примеры развития локальной Сирийской цивилизации.

Самое удивительное в Эбле, однако, это ее архив. Найдено 17 тыс. табличек, написанных шумерской клинописью, но на совершенно неизвестном эблаитском языке. Каждое эблаитское слово зашифровано шумерским словесным написанием. Эти своеобразные шумерограммы занимают 90% текста клинописных книг-табличек. Язык эблаитского архива неизвестен, он как бы родственен аккадскому, хорошо изученному по памятникам Месопотамской цивилизации, или эфиопскому, но, возможно, финикийскому или ивриту. В Эбле нашли и обломки словарей, куда эблаитские писцы заносили малоупотребительные слова, видимо, считая, что написание часто употребляемых слов следует знать наизусть. Помимо хозяйственного архива и словарей, сохранились религиозно-литературные тексты (заклинания) и небольшое количество документов международного значения. Исследования продолжаются, но пока эблаитский язык хранит свою тайну.

Таким образом, уже в середине III тыс. до н.э. Эбла, ровесница Египетской и Месопотамской цивилизации, создала свою цивилизацию, с новым языком и письменностью. Период независимости города, длившийся примерно три века, завершился в XXIII в. до н.э., когда ее разрушил Нарам-Суэн Аккадский, и Северная Сирия оказалась под властью Шумера и Аккада.

Выгодное положение на важнейших торговых путях делало Сирию желанной добычей завоевателей, местом столкновения вражеских армий и зон их влияния. В XX-XVIII вв. до н.э. после разрушения Эблы в континентальной части Сирии появилось сильное государство Ямхад. Это было весьма мощное государственное образование, распространявшее свое влияние на всю долину Оронта. Расцвет Ямхада совпал с правлением знаковой фигуры древневосточных цивилизаций вавилонского царя Хаммурапи. Город-государство Ямхад господствовал над северными выходами к Средиземному морю и перевалами, ведущими в Малую Азию. Его владения простирались далеко на юг, достигая большой излучины Евфрата. Ямхад подчинил себе город Каркемиш, заключил мир с городом Кашной, усилив свои позиции в Восточном Средиземноморье. Зона его влияния простиралась от северного побережья Сирии и Малоазийского Тавра до излучин Евфрата и Каркемиша. Не вполне ясно, как сложились взаимоотношения Ямхада с вторгшимися в XVIII в. до н.э. в Сирию из районов Палестины племенами гиксосов. Но власть последних продержалась здесь недолго, положив, однако, конец и могуществу Ямхада. Его имя исчезает со страниц истории навсегда.




В то же время в Северной Сирии усилились пришедшие с гор племена хурритов. Из их числа местные правители вербовали обычно военные отряды. Но хурриты начали захватывать власть и создавать свои династии, как, например, в городе-государстве Халебе. К концу XV в. до н.э. известны хурритские имена правителей в самых разных городах Сирии. Усилению хурритов, вероятно, косвенным образом способствовали разрушительные набеги хеттов и непродолжительное верховенство в этом регионе верхнемесопотамского государства Митанни. В результате нескончаемых войн в Сирии широко распространилась колесница, запряженная конями, а также тактика колесничного боя.

Сирия зона нестабильности

Цивилизационный ритм развития Сирии в условиях постоянных вторжений и миграций племен был нарушен одним из величайших открытий, которое было совершено их соседями финикийцами окраска шерсти пурпуром, добываемым из моллюсков. В результате возрос спрос на некрашеную шерсть, которую поставляли скотоводческие районы Сирии. Однако, шерстяной бум не привел к расцвету городов Сирии из-за начавшегося в 1600 г. до н.э. египетского завоевания, которое затем сменилось хеттским. В конце II тыс. до н.э. из степных районов в Сирию стали продвигаться арамеи западносемитские племена скотоводов. Не прошло и двух столетий, как в Сирии поменялся язык один из компонентов цивилизационного развития. Все коренное население арамеизириясь, переходило на арамейский язык, который занял место аморейского и ханаанского. На протяжении I тыс. до н.э. этот язык стал международным средством общения для всего Ближнего Востока, вплоть до Египта, Малой Азии и Индии. Впоследствии на его основе появилось еврейское квадратное письмо, пальмирское, набатейское и сирийское письмо. Примерно в это же время образовалось два центра цивилизационного развития город-государство Каркемиш на севере и Дамасское царство в Южной Сирии, однако им также не суждено было объединиться в большие деспотии типа сложившихся ранее в пределах речных бассейнов Нила и Евфрата.

Таким образом, сирийский вариант развития городов-государств дает пример коррелирующихся особенностей формирования цивилизации в неблагоприятных условиях. Таковыми для Сирии были, во-первых, не речной ландшафт с пересеченным рельефом, во-вторых, постоянная внешнеполитическая нестабильность, в-третьих, отсутствие тесных экономических связей между городами-государствами. Особым фактором, оказывающим двоякое, противоречивое влияние было наличие по соседству сильных, развитых цивилизаций. У них можно было заимствовать определенные достижения, и в то же время их влияние могло препятствовать самобытному развитию Сирийской цивилизации. Этого, однако, не произошло. Сирийская цивилизация сумела создать и сохранить свое индивидуальное лицо, был создан еще один цивилизационный плацдарм, который спустя тысячелетия, уже в Средние века, позволил начать новый цивилизационный прорыв в этом регионе.

Раздел III. Глава 3. Цивилизация Древней Палестины

1. Природа и население

Городская цивилизация Палестины явление исключительно интересное и важное для понимания специфики развития ранних цивилизаций. В древности территорию, которая включала земли Палестины, Финикии и Сирии называли землей Ханаан, а в Ветхом Завете она именуется Библейским миром. Историческая судьба Палестины была весьма беспокойной, возможно, поэтому города-государства возникли здесь позже, чем в Финикии и Сирии.

Вплоть до конца IV тыс. до н.э. Палестина представляла собой страну с мягким, влажным климатом, живописными долинами, орошаемыми горными ручьями, пышными пастбищами и густыми лесами. Страна была удобна для земледелия, которое возникло здесь в период мезолита. Оно представлено раннеземледельческой культурой, центром которой являлся Иерихон, один из старейших городов в истории человечества. С III тыс. до н.э. климат Палестины стал более сухим, площадь лесов заметно сократилась, обеднели степи. Густые леса и кустарники сохранялись только в долине Иордана. Эта река была как бы барьером между западной и восточной частью Палестины. К западу от нее располагалась Галилея, представлявшая собой нагорье с долинами, равнинами и горными склонами, орошаемыми горными потоками и источниками. Вдоль Средиземного моря тянулась полоса плодородной низменности. Также отличались плодородием и некоторые области к востоку от Иордана. Однако, в целом плоскогорье Восточной Палестины, покрытое степной растительностью, меньше подходило для развития земледелия, чем скотоводства. Земля Палестины бедна полезными ископаемыми, но богата глиной, отличным керамическим сырьем для изготовления кирпича и посуды.

Территория Палестины относительно небольшая всего 26 тыс. кв. км, но выгодное географическое положение мост между Египтом и Передней Азией с выходом к морю всегда делали ее желанной целью нашествий кочевников Сирийско-Аравийских пустынь и захватов египтян. Маленькая страна всегда была под угрозой чужеземных вторжений.

В конце III первой половине II тыс. до н.э. долгий путь развития ханаанейских племен завершился созданием в Палестине цивилизации, находившейся под сильным влиянием Месопотамии и Египта. К этому времени гончары уже использовали при изготовлении посуды гончарный круг и обжигали ее в печах. Разнообразные сосуды изготовлялись также из меди, бронзы, серебра и золота. Во II тыс. до н.э. в Палестине появляются надписи на скалах, свидетельствующие о возникновении местной письменности, дешифровать которую пока не удается.

Кроме ханаанеев особую группу племен составляли в Палестине амореи. Проникшие сюда из сирийско-месопотамских степей, они занимали пастбища на южных склонах Джебель-Бишри по соседству с западносемитскими племенами арамеев. Египетские, хеттские и хурритские колонисты дополняют разноплеменный образ тех, кто жил в Палестине и делал первые шаги к цивилизации. В силу полиэтничного состава населения здесь никогда не было единства, что облегчало завоевание и покорение этой страны.


Сирийская цивилизация (или субцивилизация в рамках христианского Востока) интересна, прежде всего, своим промежуточным или медиативным характером. Она создавала мосты между греко-римской цивилизацией античности и эллинистически-иудейской, а также месопотамской цивилизациями Средиземноморья.

Сирийский исихазм

Другая роль сирийской цивилизации состояла в адаптации античного наследия на Ближнем Востоке, что можно увидеть на примере рукописной традиции, медицины, философии и др. В дальнейшем эта адаптация позволила возникнуть классической арабской культуре. Ареал влияния сирийской цивилизации простирался и в Грузию, и в Армению, и в Аксум (Эфиопию). Особым плодом влияния сирийской цивилизации следует считать византийскую аскетическую традицию, известную как исихазм. Сирийские переводчики сохранили большое количество текстов, утраченных на греческом. В этом смысле цивилизация сирийцев выступала как консервирующая среда. Наконец, сирийская цивилизация передавала свои достижения на Восток, взаимодействуя с согдийской, уйгурской и даже китайской культурой. Результатом такого взаимодействия является, например, старомонгольское письмо. Памятники влияния сирийцев встречаются от Туркмении до Пекина.

СИРИЙСКАЯ СУБЪОЙКУМЕНА

"SPRACHRAUM"

В дальнейшем сирийцами мы называем арамеев, которые говорили на эдесском диалекте арамейского языка. Его происхождение теряется где-то примерно в середине первого тысячелетия до нашей эры, он сложился он под влиянием различных культурных потоков. Сравнивать эдесский диалект можно с классическим персидским арамейским, также с библейским арамейским языком, затем - с так называемыми палестинскими диалектами, это прежде всего еврейский арамейский, язык Мишны и Тосефты. На этом языке возникли первые таргумы. Таргум – буквально обозначает перевод. Таргумами называли первые арамейские переводы Торы и остальных исторических частей Ветхого Завета, которые были не просто переводами, а содержали еще и толкования, то есть представляли собой перевод и толкование в одном, так сказать, тексте. Сейчас это типографски выделяется, чтó есть текст, а что – перевод, а в той еврейской традиции арамейские и еврейские переводы Библии содержали тексты и вставленные в них толкования. Кроме этого, к палестинской подгруппе относится христианско-палестинско-арамейский (на нем говорили христианские жители Палестины). Но самым древним арамейским диалектом был классический арамейский, официальный язык Селевкидского государства, возникшего после раздела империи Александра Македонского между диадохами в Трипарадисе.

МИССИОНЕРСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ И МЕДИАЦИЯ

СИРИЙСКАЯ СУБЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК МОСТ

Помимо того, что сирийская цивилизация брала от византийцев, она передавала. Еще до 7 века, до того, как возникла арабско-христианская цивилизация, сирийцы передавали на Восток античную культуру знаний. Адресатом были, прежде всего, иранские народы, а транспортным средством - языки Востока (среднеперсидский, согдийский); одним из таких любопытных эффектов этой передачи была манихейская литература, но это отдельный сюжет. От согдийцев это все попало к тюркам Восточного Туркестана, сирийские тексты переводились на староуйгурский язык. А дальше дошло до монгольского и китайского. В Китае в 19 веке в месте, которое называется Сиань-фу, нашли большую стелу, в которой на китайском и сирийском языках написаны тексты, созданные миссионерами-сирийцами, которые проповедовали христианство в Китае.

ОТДЕЛЬНЫЕ СЛУЧАИ МЕДИАЦИИ: АЛФАВИТ

Теперь я возьму несколько отдельных случаев, где эта медиационная роль была выполнена.

Первый случай – это алфавит. Сирийцы стали пользоваться своеобразной формой квадратного семитского письма, которая встречается, начиная примерно с 3 века до нашей эры, в надписях.

Какая здесь медиационная роль сирийцев? Сирийский алфавит был передан иранцам-согдийцам, которые проживали в Хорасане и Согде вплоть до окраин Мавераннахра, и породил специфическое согдийское письмо, которое похоже на сирийское, но отличается от него. Главное, что им записывался сначала просто согдийский язык. Кроме того, от согдийцев эту письменность взяли уйгуры, когда стали писать древнеуйгурским письмом, а от уйгуров эту письменность получили монголы. Если мы возьмем древнемонгольское письмо и перевернем его, то это будет модифицированный уйгурский, через него - согдийский, а через него - сирийский шрифт. Вот вам и медиационная роль сирийского языка в отношении Востока.

РУКОПИСИ.

Рукописи сирийские, как и греческие, писались на пергамене, то есть лущенной телячьей или овечьей коже, которая вылущивалась с двух сторон специальными инструментами, в результате чего у пергамена получалось две писчие стороны: мясная и шерстяная. Писали с двух сторон, и старались выработать такой способ письма, который позволял экономить пергамен. Вот здесь, на сирийской рукописи, вы видите красные киноварные заголовки - это чисто греческое изобретение, греки придумали важные рубрики, важные какие-то вещи, изображать при помощи красных чернил.


Эту же систему, эту рукописную традицию, которую сирийцы позаимствовали у греков, они развили очень здорово, и эта рукописная традиция способствовала развитию графической формы сирийского языка, системы записи. Сирийцам удается сохранить эту рукописную высокую культуру, и христианские арабские рукописи эту традицию тоже продолжают. Если мы посмотрим на самые ранние арабские рукописи, они написаны довольно неряшливо, это совершенно не блестящие Кораны оттоманской эпохи, там есть кляксы, писец не особо радел о внешнем виде, не говоря уже об иллюминации. Постепенно и в христианско-арабской традиции начинают производить очень красивые рукописи. Самое интересное, что на Востоке у согдийцев и уйгуров видна эта рукописная культура. Рядом – Китай (родина бумаги), поэтому возникают новые способы письма и новые приемы, связанные с тем, что происходит переход с рукописей на пергамене на рукописи бумажные. Это уже цивилизационный сдвиг – перенос культуры с одного материала на другой.


Согдийская рукопись

Сирийские рукописи рассредоточены сейчас между несколькими крупными хранилищами (десятка три примерно), меньшая часть их – на Востоке, потому что сирийские рукописи в течение Средневековья не считались чем-то ценным, их вывозили на Запад. Большой фонд рукописей оказался в Египте, в монастыре Дейр эс-Сурьяни, его в 19 веке купил Таттам, погрузил на корабль и повез в Лондон, но по дороге корабль перевернулся, большая часть рукописей затонула в Ниле, а те, которые удалось спасти, были испорчены нильской водой. Сейчас они в Лондоне, в Британской библиотеке. Сейчас существует большой проект по описанию всех сирийских рукописей - ведь если греческие рукописи на 70-80 процентов описаны, то сирийские описаны едва ли наполовину. В целом сирология сравнительно более молодая, чем эллинистика, но задача описания и (теперь уже это desideratum) дигитализации стоит остро.

ПОЭЗИЯ

МАР АФРЕМ (ЕФРЕМ СИРИН)

АСКЕТИКА И МЕДИЦИНА

Следующая история про медиацию – это аскетика и медицина. Вообще, аскетика как таковая возникает, конечно, не у сирийцев, а в Византии, там потрудились Ориген, Василий Великий, Григорий Богослов, Евагрий Понтийский. Просто говоря, аскетика (от греч. ἀσκέω, упражнять) – это система обращения с душой и телом человека для того, чтоб подготовить ее к мистическому созерцанию и освободить от страстей и грехов. Если мы посмотрим на язык, которым пользовались греческие писатели, то это в основном язык античной этики, аристотелевской, совмещенный с библейским языком Септуагинты. Сирийцы испытали сильное влияние этой аскетики уже в IV в., прочитав сочинения Евагрия Понтийского. Но именно сирийские писатели занялись разработкой темы систематически, можно упомянуть сирийский корпус V в. Псевдо-Макария, письма Симеона Столпника, Филоксена, а в 6-7 веке подключили к этому делу медицину. И это решило судьбу сирийской аскетики.

Вот вам пример синтеза: взяли медицинскую традицию, взяли богословскую традицию, синтезировали, передали обратно Византии - и это продолжает работать вплоть до наших дней. Сирийцы начали очень активно переводить греческие научные сочинения в следующих областях: медицина, астрономия, ботаника и фармакология, математика, прежде всего, это геометрия, начертательная, но и некоторые отдельные математические трактаты, плюс к этому, конечно, аристотелевская философия, лежащая в основе научного прогресса. Прежде всего, этими переводчиками были упомянутый Сергий Реш‘айнский, автор 6 века, затем Сивер Себохт, в 7 веке это был мистик и врач Симеон де-Тайбуте, который написал 3 больших трактата об аскетике, трактат о медицине, и еще один трактат, посвященный философии. Кстати, этот медицинский его трактат представляет собой очень интересную вещь - он посвящен сердцу (по-сирийски leḇḇā). Казалось бы, что нужно говорить о сердце? Что это центр душевных движений, что ум низводится в сердце для молитвы, что в сердце скрыт путь к созерцанию… А он начинает трактат со следующего: сердце состоит из 4 камер, предсердий и желудочков, ткань сердца такова, что … Очевидно, что человек описывает вполне реальный клинический опыт, по крайней мере, пересказывает гиппократовскую или галеновскую анатомию. Вот вам и синтез! Вообще, в сирийской мистике довольно много таких медицинских вещей. Даже говорится, что если больной отказывается от того, чтобы идти к врачу, то значит, он не хочет выздороветь. Мар Исхак говорит – надо обязательно ходить к врачам! И приводит разные примеры, как врачи помогают людям. Это понятно, если учесть, что в сирийских монастырях применяли различные медицинские манипуляции - например, чтобы снизить какую-то страстность, приливы крови, применяли кровопускание и даже пиявок. В монастыре Бет-Авэ содержались банки с пиявками, которых ставили на шею и на спину в случае не только медицинских показаний, но и аскетических.

СИРИЙСКАЯ АСТРОНОМИЯ

Отдельная тема – это сирийская астрономия. Там помимо птоломеевского Альмагеста было переведено на сирийский еще ряд интересных астрономических трактатов. Эти трактаты - и медицинские и астрономические - были затем переведены на арабский язык в 9-10 веках самими же сирийцами. В результате, когда возникает уже арабская медицина, арабы пользуются сирийской терминологией, и само слово тибб, тибийя (медицина) - это слово сирийское, оно обозначает одновременно лечение и покаяние, это слово, которое использовалось и в медицине, и в аскетике. И табиб, современный арабский врач, - это привет от сирийцев. Сирийцы передали науку и научную терминологию из античности в исламский мир.

ВИЗАНТИЙСКИЕ ХРОНИКИ

Видеоархив NASA о Луне 28.03.2016 --> Смотрели: 10 (0) Просьба. 23.09.2015 --> Смотрели: 17 (2) Красота Европы. 14.12.2014 --> Смотрели: 17 (0) Я рос в снегах Гипербореи 14.06.2014 --> Смотрели: 21 (0) Красное море 14.04.2014 --> Смотрели: 27 (0)

-Рубрики

  • Политика нов (2440)
  • Изображения (1147)
  • Юмор (1138)
  • (4)
  • Искусство1 (1060)
  • Природа (922)
  • История1 (772)
  • Путешествия (719)
  • (3)
  • Идеология (495)
  • Нац.отношения (411)
  • Наука (383)
  • Древности (367)
  • Мысли (362)
  • Мысли1 (276)
  • (4)
  • Справочная (358)
  • (2)
  • Галопом по Европам (350)
  • Разное (261)
  • Народное творчество (261)
  • Личности (207)
  • (3)
  • Непознанное (189)
  • (2)
  • Мы не одни! (82)
  • Русь изначальная (76)
  • Политика (71)
  • Искусство (67)
  • (7)
  • Музыка (59)
  • История (54)
  • (1)
  • ЦИВИЛИЗАЦИИ (46)
  • Наши песни весело поют! (14)
  • Литература (14)
  • Это надо помнить! (12)
  • Корни (11)
  • Медицина (9)

-Музыка

-Цитатник

👍 Письмо Меркель Путину (почти по Пушкину) 👍 .

УЭСТ, БЕНДЖАМИН УЭСТ, БЕНДЖАМИН (West, Benjamin) (1738–1820), американский живописец, жил и р.

Die Klavierspielerin. 1920 Jos Ferraz de Almeida Jnior (1850–1899) Model's rest 188.

-Фотоальбом

Наследники 12:00 24.04.2012 Фотографий: 11 Отрочество 11:47 24.04.2012 Фотографий: 19 09:18 23.04.2012 Фотографий: 88

-Приложения

  • Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Онлайн-игра "Большая ферма"Дядя Джордж оставил тебе свою ферму, но, к сожалению, она не в очень хорошем состоянии. Но благодаря твоей деловой хватке и помощи соседей, друзей и родных ты в состоянии превратить захиревшее хозяйст
  • 5 друзейСписок друзей с описанием. Данное приложение позволяет разместить в Вашем блоге или профиле блок, содержащий записи о 5 Ваших друзьях. Содержание подписи может быть любым - от признания в любви, до

-Я - фотограф

Статуэтки из фарфора Италия.










-Поиск по дневнику

Фрагмент фрески в монастыре Св. Моисея Абиссинского в Сирии

Сирийская субцивилизация (иначе - христианская арамеоязычная) есть часть цивилизации Христианского Востока. Она сложилась, вообще говоря, как многофакторная. Тут сыграли свою роль и еврейские, и месопотамские влияния. Но в религиозном и культурном отношениях сирийцы осознали необходимость опираться прежде всего на наследие греческой христианской традиции: это и Библия, и сочинения греческих писателей, прежде всего отцов церкви, и другие произведения. Таким образом сирийцы были чем-то вроде народа толмачей, переводчиков. Профессия переводчика (по-сирийски мтаргмáна) было очень почетной и важной у них. Затем уже и арабы использовали сирийцев в качестве передаточного звена для античной мудрости.

Просто голодать неделями и обвязываться железными цепями так, что все тело покрывалось ужасными язвами, - ему было мало. Желая дойти до самых пределов усмирения плоти, он нашел яму, углубил ее и поселился в ней.

Вообще, в сирийской традиции, несмотря на радикальное отстранение от мира, аскет, с одной стороны, начинает приобретать характер универсального символа, а с другой – становится центром некой целой большой социальной организации: вокруг столпов-колонн, на которых стояли такие подвижники, возникали целые монастыри и поселения. К столпу Симеона люди приходили с детьми, семьями, строили дома, жили месяцами и даже годами. Это как раз образец особой сирийской святости: человек выбирает практику не только, допустим, смирения плоти, но и некоего вертикального изменения своего состояния, - он поднимается вверх и физически, и духовно.

Граничит с Ираком, Турцией, Иорданией, Израилем и Ливаном, на западе омывается Средиземным морем. Государственный язык – арабский. Основная религия – ислам. Административное деление – 14 губернаторств (мухафаз).

Этнический состав

Подавляющее большинство жителей страны – арабоязычные сирийские арабы (ок. 90%). По вероисповеданию они преимущественно мусульмане, но встречаются и христиане. Крупнейшее национальное меньшинство образуют курды, которые составляют ок. 9% населения. Большинство курдов сосредоточены в предгорьях Тавра, к северу от Халеба, и на плато Эль-Джазира, на северо-востоке. Курды сформировали общины также в окрестностях Джераблуса и в предместьях Дамаска. Говорят они на родном курдском и на арабском языках и придерживаются, как и сирийские арабы, суннитского направления в исламе. Основная часть курдов живет в сельской местности. Многие курды ведут полукочевой образ жизни.

Государственное устройство

Сирия – президентская республика. Она отличается централизованной иерархической системой, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках президента страны и высшего руководства Партии арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или Баас). Эта система была создана после захвата власти вооруженным путем сторонниками Баас в 1963.

История

Ранние этапы истории

О древнейшем, досемитском населении Сирии известно очень мало. Первое переселение семитских племен (амореев) произошло в начале XXX в. до н.э.

На основе раскопок в районе Телль-Мардиха, установлено, что ок. 2500 г. до н.э. там располагалась столица государства Эбла. Выборный глава и сенат Эблы правили северной Сирией, Ливаном и частью территории северной Месопотамии. В XXIII в. до н.э. Эбла была завоевана Аккадом.

После 2300 г. до н.э. в Сирию вторглись ханаанские племена. Около 1760 г. до н.э. Сирию завоевал вавилонский царь Хаммурапи. С 1400 г. до н.э. во внутренние районы Сирии стали вторгаться и переселяться семитские племена арамеев.

В конце XI в. до н.э. Дамаск и другие районы Южной Сирии были покорены царем Израильско-Иудейского государства Давидом. Однако уже во второй половине X в. до н.э. Дамаск вновь обрел независимость и стал самостоятельным арамейским царством. В VIII-IX вв. до н.э. Сирия была завоевана ассирийцами, в 605 г. до н.э. – вавилонянами, в 539 г. до н.э. – персами. В 333 до н.э. Сирия оказалась под властью Александра Македонского, а после распада созданной им империи в 301 г. до н.э. – династии Селевкидов.

Во II в. до н.э. на территории Сирии возникли небольшие государства (иудейское государство Маккавеев и др.). В I в. до н.э. страна подверглась нападениям парфян и армян, а в 64 г. до н.э. была завоевана Римом. В 193–235 в Римской империи правила династия Северов – выходцев из Сирии. Страна была одним из центров распространения христианства: город Антиохия стал резиденцией патриарха Востока.

В 270 царица Пальмиры Зенобия подняла восстание против римской власти и объявила себя императрицей Востока. Пальмира стала столицей обширного государства, включившего в свои пределы Сирию, Малую Азию и Египет. В 273 г. город был разрушен римскими войсками. После распада Римской империи в 395 г. Сирия оказалась в составе Византии. Антиохия была вторым по значению (после Константинополя) центром Византийской империи.

Дамаск. Во дворе Национального музея.
Дамаск. Во дворе Национального музея.
В ходе византийско-иранских войн Сирия неоднократно испытывала разрушительные вторжения иранских войск Сасанидов. Арабские войска, вторгшиеся в Сирию из Аравии в 633 г., одержали ряд побед (решающую при Ярмуке в 636 г.) и к 640 г.подчинили всю страну. В Сирии происходил процесс арабизации и исламизации населения при одновременном усвоении византийской административный системы, обогащении арабо-мусульманской культуры эллинистическими научными и философскими традициями. В процессе распада халифата Аббасидов Сирия была захвачена египетскими Тулунидами (878) г., в 935 г. она перешла под управление египетской династии Ихшидидов, в 969 г. — Фатимидов.

Распад сельджукского государства на уделы, их междоусобная борьба и столкновения с Фатимидами облегчили захват северо-западной Сирии крестоносцами и образование в 1098 на её территории Антиохийского княжества. В 1154 тюркский правитель Халеба Нур-ад-дин объединил под своей властью большую часть С., ему наследовал в 1174 Салах-ад-дин, присоединивший С. к своим владениям. В 1188 после победы при Хиттине (1187) Салах-ад-дин вытеснил крестоносцев со значительной части Антиохийского княжества. Со 2-й половины XIII в. Сирия оказалась под властью египетских мамлюков, в 1260 подверглась нашествию монголов. Опустошительные эпидемии в середине и 2-й половины XIV в., иноземные вторжения, нестабильность центральной власти, налоговый гнёт привели в XIV—XV вв. к упадку экономической и культурной жизни Сирии.

Первый мусульманский период

Богатство, уровень развития ремесел и населенность сирийских городов побудили сторонников ислама перенести центр исламского государства в Дамаск (из Мекки и Медины). Государство Омейядов управлялось сирийцами, причем как мусульманами, так и христианами, а сирийские солдаты воевали с войсками византийских императоров. На смену греческому государственному языку пришел арабский. Однако отдельные элементы эллинистического наследия сохранились.

Мечеть Омейядов в Дамаске. Построена в конце IV в.н.э. при римском императоре Феодосии I как церковь Иоана Крестителя, в VIII в. преобразована в мечеть.
Мечеть Омейядов в Дамаске. Построена в конце IV в.н.э. при римском императоре Феодосии I как церковь Иоана Крестителя, в VIII в. преобразована в мечеть.

В VIII в. региональные, религиозные и династические противоречия привели к тому, что Дамаск, а вместе с ним и вся Сирия потеряли свое прежнее значение. Омейядов вытеснила династия Аббасидов сделавшая своей столицей Багдад. Население Сирии сократилось, а ее города утратили свой блеск и благополучие. В течение следующих трех столетий в условиях относительного оскудения и политической нестабильности в регионе многие сирийцы обратились к исламу. В обиход вошел арабский язык, хотя в некоторых отдаленных селениях продолжали говорить на арамейском. Христиане, опасаясь за свою безопасность, целыми общинами переселялись в горы.

С началом упадка династии Аббасидов северные границы Сирии стали более уязвимыми для нападений византийцев. Процветали различные еретические секты, широко распространился шиизм, ставший основой учений алавитов и друзов. Из Египта (центра фатимидских исмаилитов), Персии (центра ассасинов) и Месопотамии проникли тайные учения, проповедовавшие революционные политические, социальные, религиозные и философские воззрения.

Вторжение тюрок-сельджуков

В X-XI вв. Сирия была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Малой Азии и северной Месопотамии. Вторгшиеся в Сирию племена входили в состав огромной персидской державы Сельджукидов, но вскоре порвали свои вассальные отношения с ней и создали два самостоятельных государства со столицами в Дамаске и Халебе. В конце XI в., вследствие вторжения крестоносцев из Западной Европы, произошло дальнейшее раздробление и ослабление Сирии.

Крестовые походы

Первые европейские рыцари высадились в Антиохии, а затем и в других пунктах на побережье Средиземного моря в конце XI в. К началу XII в. на сирийской территории были созданы четыре государства крестоносцев: Антиохийское княжество, графство Триполи, Иерусалимское королевство и Эдесское графство. Вслед за христианами в регион устремились сельджуки.

Один из курдских полководцев Салах-ад-дин (Саладин), прославившийся военными экспедициями в Египет в 1164, 1167 и 1168, после смерти Нур-ад-дина ибн Зенги в 1174 встал во главе государства Зенгидов и одновременно выступил против крестоносцев и халифата Аббасидов в Ираке. В 1187 его войска разбили армию Иерусалимского королевства, но были измотаны последовавшим за этим 3-м крестовым походом, который возглавили Ричард I, Филипп II Август и Фридрих I Барбаросса. В 1260 пришедшее в упадок государство Айюбидов подверглось нашествию монголов под предводительством Хулагу-хана, который овладел Халебом и Дамаском, но был остановлен силами мамлюков во главе с султаном Кутузом в сражении при Айн-Джалуте на севере Палестины.

Правление мамлюков

Мамлюкская династия с 1250 правила Египтом и Сирией. В начале 1290-х годов султан аль-Ашраф Салах-ад-дин Халиль захватил последние крепости крестоносцев на сирийском побережье Средиземного моря. Наивысшего расцвета Сирия достигла, когда ею правил Насир Насир-ад-дин Мухаммед (1310–1341). Но уже при его ближайших преемниках вследствие прокатившейся по Сирии чумы и усиления торговой конкуренции со стороны государств Анатолии и Северной Африки начался упадок державы мамлюков, что открыло путь тюрко-монгольскому полководцу Тимуру (Тамерлану) к захвату Халеба и Дамаска. Заняв их в 1401, Тимур начал переселять ремесленников из этих городов в свою столицу Самарканд. Воспользовавшись борьбой, которую мамлюки вынуждены были вести против португальцев, устраивавших набеги на территории, примыкавшие к Красному морю, султан Османской империи в 1516 разбил мамлюкскую армию при Мардж-Дабике и без труда покорил Сирию.

Османский период

В течение следующих четырех веков Сирия входила в состав Османской империи и управлялась из Стамбула. После 1600 в результате междоусобной борьбы периферийных властей, центрального казначейства в Стамбуле и крупных торговых домов экономика постепенно пришла в упадок. Расширение нидерландской и английской торговли в Средиземноморье, Южной и Юго-Восточной Азии и в бассейне Индийского океана ускорило спад экономической активности Османской империи в конце XVII в.

В XVIII в. Халеб и Бейрут превратились в главные торговые центры Сирии; в нескольких городах были созданы колонии европейских купцов. Для работы среди местных христиан стали во множестве прибывать миссионеры, особенно францисканцы и иезуиты. Контакты между миссионерами и местными властями привели к дальнейшему расслоению сирийского общества. В конце XVIII в. бóльшая часть южной Сирии оказалась под властью аккского паши Ахмада аль-Джаззара, который пытался модернизировать административную систему и способствовал развитию экономики.

К концу XVIII в. европейские державы начали активно вмешиваться во внутренние дела Сирии, устанавливая свои сферы влияния.

Успехи Сирии в развитии материального производства и торговли привлекли внимание могущественного египетского паши Мухаммеда-Али, армия которого вторглась в страну осенью 1831.

Столкновения между египетскими войсками, размещенными в Сирии, и османскими силами в Анатолии вынудили в 1839 европейские державы вмешаться и поддержать авторитет Османской империи на Ближнем Востоке. Британские и османские агенты подтолкнули друзов к восстанию против египетской армии. С восстановлением власти Османского султана Сирия попала под действие англо-османской торговой конвенции 1838.

В последней четверти XIX в. в обмен на предоставление займов Османской империи французские компании получили многочисленные концессии в Сирии. Французы вкладывали средства в строительство сирийских портов, железных и автомобильных дорог. По мере спада материального производства росли антихристианские и антиевропейские настроения. Европейское вмешательство в политическую жизнь Сирии усиливалось. Это способствовало росту недовольства местной арабской элиты османским правлением. В 1890-е годы в Халебе, Дамаске и Бейруте возникли общества, выступавшие за независимость Сирии от Османской империи. Число этих обществ быстро увеличилось на рубеже 19–20 вв. Национальное самосознание арабов особенно обострилось с приходом к власти младотурок после июльской буржуазной революции 1908 в Турции.

Первая мировая война

В начале 1-й мировой войны 1914—18 в Сирии было объявлено военное положение. Военные турецкие власти реквизировали продовольствие и сырьё для вывоза в Германию и Турцию. Во время войны сирийские националисты развернули подготовку к антитурецкому вооруженному восстанию. Однако туркам удалось раскрыть планы восстания и путём массовых репрессий подавить движение сирийского народа за создание независимого арабского государства.

Период французского господства (1919—1943)

В июле 1920 французские войска, преодолев вооруженное сопротивление сирийских патриотов, заняли Дамаск. Французские оккупанты, пытаясь ликвидировать С. как государство, расчленили её на несколько мелких "государств".

В 1925—27 всю Сирию охватило национально-освободительное восстание. Оно было жестоко подавлено. Однако французское правительство было вынуждено пойти на изменение форм колониального управления Сирией. Национально-освободительное движение в Сирии вынудило французские власти вступить в переговоры с лидерами партии Национальный блок о заключении договора, основанного на признании независимости. В 1936 был подписан франко-сирийский договор, который признавал суверенитет Сирии, исключал возможность вмешательства Франции во внутренние дела страны, обеспечивал единство Сирии.

Вторая мировая война и провозглашение независимости

В связи с началом 2-й мировой войны 1939—45 в сентябре 1939 в Сирии было объявлено военное положение. Зимой 1940—41 начался голод. В результате упорной борьбы сирийские патриоты добились восстановления в 1943 конституции 1930 (была отменена в 1939). На парламентских выборах в июле 1943 победил Национальный блок (Кутла ватания).

Номинально Сирия стала независимым государством в 1945, когда было объявлено о создании национальной армии. Страна вступила в ООН, а также приняла участие в создании Лиги арабских государств. Однако полная независимость была обретена лишь после окончательного вывода французских и английских войск, завершившегося 17 апреля 1946. Эта дата стала национальным праздником Сирии – Днем эвакуации.

Сирия после завоевания независимости

После завоевания политической независимости в Сирии сохранялись сильные позиции иностранного, главным образом французского, капитала. Обострение вокруг Сирии империалистических противоречий, усилившиеся попытки Великобритании и США вовлечь её в орбиту своей политики, вмешательство этих государств во внутренние дела страны, борьба за власть между различными политическими группировками приводили к политической нестабильности.

8 марта 1963 в результате очередного военного переворота к власти пришла Партия арабского социалистического возрождения (ПАСВ, или Баас) Сирии.

12 марта 1973 сирийский народ на референдуме одобрил новую конституцию, согласно которой Сирийская Арабская Республика объявлена социалистическим народно-демократическим государством.

6 октября 1973 Сирия совместно с Египтом предприняла наступление на Израиль. В первые дни войны сирийская армия достигла некоторых успехов, вернув Голанские высоты, но в конечном итоге Сирия потеряла еще бо́льшую территорию.

В 1980 Сирия подписала договор о дружбе и сотрудничестве с СССР, действие которого сохранилось и после распада Советского Союза. Сирия была одной из немногих арабских стран, поддержавших Иран в его долгой войне с Ираком в 1980-х годах, и продолжает оставаться ближайшим партнером Ирана.

В октябре 1990 Сирия приняла активное участие в подавлении выступлений христиан в восточном Бейруте. Сирия принимала активное участие в урегулировании палестино-израильского конфликта.

Христианство в Сирии

Христиане в Сирии составляют около 10% населения [1]. В Дамаске расположена патриаршая резиденция православного Антиохийского Патриархата.

Монофизитство в Сирии представлено двумя церквями: Сиро-Яковитской и Малабарской.

Литература

  • Сирия: Справочник. М., 1992
  • Современная Сирия, М., 1974.

Использованные материалы

[1] 10% - по сведениям Википедии. А по сведениям секретаря Ватикана по связям с государствами архиепископа Джованни Лайоло (2006 г.) - 1%. Возможно, последний учитывает только римо-католиков.

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Читайте также: