Синтез это в обществознании кратко

Обновлено: 04.07.2024

В статье " Как я отвечаю хейтерам? " я уже дала один развернутый ответ на комментарий читателя. Сегодня хочу поделиться своим взглядом на ещё одно распространённое мнение:

Память нужна, но и другие операции мышления не помешают

Конечно, при изучении любого гуманитарного предмета без памяти не обойтись, но ведь память нужна и для изучения точных наук.

Единственное различие заключается в том, что гуманитарные науки содержат больший объём теоретического материала, который нужно выучить.

Например, при изучении истории ученику необходимо запоминать даты, факты, понятия, карты, схемы, памятники культуры, источники и пр.

С обществознанием дело обстоит намного проще, так как базовым материалом (на котором всё завязано) являются понятия и термины. Они как своеобразная "кристаллическая решетка", в которую потом "вживляются" знания по предмету (признаки, явления, характеристики, закономерности и пр.).

Если ученик не владеет понятийным аппаратом, то он не выполнит ни одного задания ЕГЭ. Поэтому на экзамене проверяется знание понятий и терминов.

Но вот без синтеза, анализа, характеристик и примеров на ЕГЭ не обойтись.

Моё знакомство с ЕГЭ

Просто я более 15-ти лет наблюдаю эволюцию этой формы экзамена и анализирую ежегодно малейшие изменения.

В начале нулевых знакомство с ЕГЭ было связано с необходимостью подготовки практических занятий для студентов, которые поступали в вуз ещё на базе устных экзаменов. Они совершено не представляли что такое ГИА и как к нему готовить учеников.

Затем более 10 лет я работала с учителями, которые приходили к нам в институт на повышение квалификации. Именно для них разрабатывались методические приёмы, которыми я делюсь с Вами на этом канале.

Со многими (из этих глубоко уважаемых людей) я общаюсь до сих пор. Могу сказать, что и их отношение к ЕГЭ со временем, тоже стало более позитивным.

Потом началась подготовка к ЕГЭ собственного сына и его одноклассников. Для этого пришлось совмещать работу в вузе и в школе.

В последние годы выпустила несколько потоков одиннадцатиклассников, поэтому могу доказать, что ЕГЭ за последние пять лет существенно изменилось.

- англ. synthesis, social; нем. Synthese, soziale. Сочетание и соединение отдельных элементов, индивидов или групп в более организованную систему отношений для достижения взаимных целей.

Antinazi. Энциклопедия социологии , 2009

Смотреть что такое "СИНТЕЗ СОЦИАЛЬНЫЙ" в других словарях:

СИНТЕЗ СОЦИАЛЬНЫЙ — англ. synthesis, social; нем. Synthese, soziale. Сочетание и соединение отдельных элементов, индивидов или групп в более организованную систему отношений для достижения взаимных целей … Толковый словарь по социологии

КОГЕН — (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия

НАУКА — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с др. видами познавательной деятельности: обыденным, художественным, религиозным, мифологическим … Философская энциклопедия

Немецкая литература — Литература эпохи феодализма. VIII X века. XI XII века. XII XIII века. XIII XV века. Библиография. Литература эпохи разложения феодализма. I. От Реформации до 30 летней войны (конец XV XVI вв.). II От 30 летней войны до раннего Просвещения (XVII в … Литературная энциклопедия

Анархизм — Формы правления, политические режимы и системы Анархия Аристократия Бюрократия Геронтократия Демархия Демократия Имитационная демократия Либеральная демократия … Википедия

Masterforex-V — (Мастерфорекс 5) Masterforex V это обучающий интернет проект в области валютного рынка Форекс Разоблачение обучающего проекта Masterforex V, организатор и преподаватели мошеннической академии Мастерфорекс 5, методы обмана клиентов проекта… … Энциклопедия инвестора

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ — (от греч. phileo люблю, sophia мудрость, philosophia любовь к мудрости) особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных… … Философская энциклопедия

Италия — I Италия (Italia) Итальянская Республика (La Repubblica Italiana). I. Общие сведения И. государство на юге Европы в центральной части Средиземноморья. Берега И. омываются морями: на З. Лигурийским и Тирренским, на Ю.… … Большая советская энциклопедия

Синтез

Между тем каждый человек ежедневно занимается синтезом и анализом в повседневной мысленной деятельности, даже не осознавая этого. Что там человек, даже животные не брезгуют синтезировать на досуге.

Синтез — что это?

Если просмотреть самые известные толковые словари, то можно выделить три основных определения:

  1. Синтез — это метод исследования, который заключается в определении взаимосвязей и объединении различных элементов в единое целое.
  2. Синтез — создание химического вещества путем смешивания других элементов и веществ. Обычно речь идет о том, что более простые вещества объединяются, взаимодействуют друг с другом, и получается более сложное вещество.
  3. Синтез — составление вывода или результата путем обобщения отдельных частей.

Определение

Синтез и анализ

Синтез – это соединение понятий, вещей или предметов, выделенных в процессе анализа, в целое или набор.

Анализ — это процесс, который противоположен синтезу. Это метод научного исследования, когда происходит разделение сложного объекта на составные части. Каждая часть и связи между ними подвергаются изучению.

Синтез связан с анализом. Это основные способы, играющие фундаментальную роль в научном познании, два неразлучных процесса. Они постоянно переходят друг в друга.

Вот часовщику принесли неисправный механизм. Он разбирает часы, чтобы понять причину поломки. Потом меняет неисправный элемент. Короче говоря, занимается анализом. Если на этом остановиться, то устройство не заработает. Нужно собрать обратно в единое целое — осуществить синтез.

Есть два способа логического рассуждения — дедукция (что это?) и индукция.

При дедукции логическая нить тянется от общего к частному. Например: «все люди смертны, Вася — человек, Вася тоже может умереть". От большого общего заключения мы прошли к конкретному случаю с Васей.

В этом смысле дедукция — частный случай анализа.

Индукция — это синтез.

Подробнее про синтез и анализ смотрите в этом видео:

Функции синтеза в процессе научного познания

  1. Объединениетеорий и концепций в единую систему. Некоторые теории могут казаться противоположными друг другу. Например, в Евклидовой геометрии параллельные прямые не могут сближаться или удаляться. А вот в геометрии Лобачевского — могут.

Синтез позволяет связать противоречивые идеи в цельную систему, когда понятно, что в этом случае применяется аксиома Евклида, а в другом — геометрия Лобачевского.

Она родилась путем соединения многих направлений: логики, моделирования, биологии, теории электрических цепей, философии (что это?).

Потом он обратил внимание на другие явления: при затмении тень Земли на Луне имеет сферическую форму; звездное небо принимает различный вид, в зависимости от того, где находится наблюдатель.

Возникает эффект синергии, когда полученная единая система несет принципиально новое знание и имеет большее значение, чем сумма ее частей.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Пока дочитал до конца, уже забыл, что такое синтез и чем он отличается от анализа, сейчас отдохну и заново перечитаю.

В структуре познания два элемента:

Методы познания.

Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень.

Эмпирические методы:

  1. Наблюдение (изучение объекта без вмешательства).
  2. Эксперимент (изучение происходит в контролируемой среде).
  3. Измерение (измерение степени величины объекта, или веса, скорости, продолжительности и т.д.).
  4. Сравнение (сопоставление сходств и различий объектов).
  1. Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция (движение от общего к частному, метод познания, в котором логический вывод выходит из целой цепочки умозаключений), - в жизни эта разновидность логики стала популярна благодаря Артуру Конану Дойлу.
  10. Индукция – движение от фактов к общему.
  11. Идеализация – создание понятий для явлений и объектов, которых нет в реальности, но есть подобия (например, идеальная жидкость в гидродинамике).
  12. Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация – изображение объекта в виде знаков, символов (химические формулы).

Формы познания.

Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:

  1. Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание. (Оно же – искусство). Этот вид познания отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
  3. Философское познание. Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.
  4. Религиозное познание. Религиозное познание часто относят к разновидности самопознания. Объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
  5. Мифологическое познание. Познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
  6. Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Основные способы – самоанализ, самонаблюдение, формирование собственной личности, сравнение себя с другими людьми.

Подведем итог: познание – это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к истине.

Анализ-мысленное разложение целого на части или мысленное выделение отдельных его свойств или сторон. Следовательно, анализ позволяет нам разложить целое на части, т. е. понять структуру того, что мы воспринимаем.
Синтез-это мысленнон соединение частей предметов или явлений в одно целое. Прочитав отдельные фразы какого-либо высказывания или логического утверждения, мы можем воссоздать эту фразу или утверждение в целом.
Абстрагирование-это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Например, сказав "стол",мы представляем некий образ целого класса предметов. В этом понятии объединяются наши представления о разных столах.
Конкретизация-представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию. Конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего.
Систематизация или классификация-мысленное распределение предметов по группам и подгруппам в зависимости от их сходства и различия. Примером является систематика животного мира Линея, классификация ощущений и т. д.
Обобщение-есть мысленное выделение в предметах и явлениях общего и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом.

нууу. анализ- допустим, между 2мя людьми пройзошёл конфликт, проведём анализ, т. е определим участников, предпосылки, причину, следствие, значимость и т. п

Анализ: стоит девушка, ждёт на свидание парня (или наоборот, кому как нравится) , а его нет. Она начинает придумывать причины, почему он не пришёл. Анализирует, значит. Или, например, вы попросили о чём-то друга, он отказал. Думаете, что вы сделали неправильно, как нужно было себя вести, чтобы не отказал он в просьбе. Тоже анализ.
Синтез: по внешним проявлениям какого-то человека мы пытаемся определить его характер, черты личности, составить портрет.
Абстрагирование: вот нам человек не нравится своим характером, но он классный специалист, и мы абстрагируемся от того, что он, допустим, ругается матом, зато телевизоры чинит качественно и бесплатно.
Обобщение: из прошлого опыта мы знаем, что москвичи - снобы и жлобы. И когда мы знакомимся с новым человеком и узнаём, что он москвич, мы сразу думаем о нём, что он сноб и жлоб. :) Я сама москвичка!
Конкретизация: вместо того, чтобы высказаться о каких-то аспектах абстрактно, мы переводим разговор на личности. Например, вместо того, чтобы сказать: "Я не люблю, когда опаздывают", говорим: "Я не люблю Сашку, потому что он опаздывает".
Классификация: элементарно - приходит учитель в новый класс, и в конце первого же урока классифицирует: этот сильный, эта слабенькая, те на среднем ряду середнячки.
Систематизация: приведение известных нам фактов в систему. Построение иерархии - что важнее, что имеет меньшую важность и т. п. Или приехали в деревню, послушали, как говорят бабули, записали их разговоры, потом составили описание системы говора: каковы тут фонетика, лексика, морфология и т. п.

Конкретизация: вместо того, чтобы высказаться о каких-то аспектах абстрактно, мы переводим разговор на личности. Например, вместо того, чтобы сказать: "Я не люблю, когда опаздывают", говорим: "Я не люблю Сашку, потому что он опаздывает".
Классификация: элементарно - приходит учитель в новый класс, и в конце первого же урока классифицирует: этот сильный, эта слабенькая, те на среднем ряду середнячки.
Систематизация: приведение известных нам фактов в систему. Построение иерархии - что важнее, что имеет меньшую важность и т. п. Или приехали в деревню, послушали, как говорят бабули, записали их разговоры, потом составили описание системы говора: каковы тут фонетика, лексика, морфология и т. п.

Читайте также: